WAF 2016: обратный отсчёт

Представляем краткую аннотацию фестиваля и комментарии участников нынешнего и прошлых WAF: о том, чем он интересен и важен.

mainImg
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Павильон Атом на ВДНХ
Россия, Москва, ул. проспект Мира, вл. 119, стр. 19

Авторский коллектив:
Руководитель: Юлий Борисов; ГАП: Михаил Иванченко; директор проекта / ГИП: Ирина Грачева; главный конструктор: Руслан Цогоев; ведущие архитекторы: Ирина Лавриненко, Татьяна Москаленко; архитекторы: Хамзина Гульнара, Ася Давыдова, Иван Смирнов, Павел Култышев
Над проектом работали: Александр Соколов, Мария Ионцева
Интерьерные решения МОП (UNK interiors): руководитель авторского коллектива Юлия Тряскина, Юлия Садовая – ГАП, Илья Смирнов – архитектор.
Генеральный директор: Наталья Якушева.

2015 / 2023

Технический заказчик: ОЦКС
Заказчик: Атомэнергопром
Осталось пять дней до начала очередного Всемирного архитектурного фестиваля WAF 2016. В Берлине соберутся ведущие архитекторы мира для того, чтобы лично представить членам жюри свои проекты и постройки. По итогам презентаций планируется выбрать победителей в 32 номинациях: 17 в категории «Реализация», 13 – «Будущий проект» и ещё две в категориях «Ландшафт» и «Малый объект», между которыми затем будет идти основная борьба за титулы лучшего объекта, проекта, ландшафта, а также интерьера, поскольку в рамках фестиваля WAF также проходит конкурс «INSIDE. World Festival of Interior».

Интересно, что у нынешнего WAF есть несколько общих моментов с последними фестивалями «Зодчество», что можно расценивать как подтверждение того, что российские архитектурные выставки не так уж кардинально отстают от общемировых. «Зодчество-2016» прошло в полуразрушенных цехах Трехгорной мануфактуры, а WAF 2016 займет огромный ангар на территории бывшей промышленной зоны, а ныне – одну из самых популярных площадок для проведения культурных мероприятий в столице Германии, Arena Berlin в берлинском районе Трептов. Современная архитектура с удовольствием осваивает пост-индустриальные пространства, видя в них не только эффектный и в меру драматичный фон для любой архитектурной экспозиции, но и символическое подтверждение собственных претензий на статус будущих памятников, который могут получить через сто лет строящиеся сейчас функциональные, рациональные и внестилевые объекты, так похожие на своих промо-предшественников.
zooming
Здание Arena Berlin © World Architecture Festival
Внешний вид здания Arena Berlin. Изображение предоставлено http://musictour.eu
zooming
Фрагмент комплекса Arena Berlin © World Architecture Festival
Пространства большого зала Arena Berlin © World Architecture Festival

Главной темой дискуссионной программы WAF-2016 его куратор Пол Финч назвал «Доступное жильё». Аналогичная тематика также присутствовала на фестивале «Зодчество», правда, не в этом году, а в прошлом, когда новые подходы к индустриальному домостроению стали основным лейтмотивом экспозиции Москомархитектуры. WAF смотрит на проблему шире, предлагая архитекторам и экспертам осмыслить свою роль в улучшении условий жизни людей по всему миру.

Внимание сообщества будет сфокусировано на примерах архитектуры, создаваемой и функционирующей в условиях острой нехватки ресурсов, а также на тех проектах, в которых удалось реализовать пусть небольшие, но осознанные и прочувствованные социально-ответственные решения.

Помимо публичных презентаций проектов, лекций, дискуссий и мастер-классов планируются несколько обзорных экскурсий по Берлину с осмотром архитектурных объектов. Кроме того, в зале Arena Berlin покажут выставку новейших строительных материалов и технологий.

Организаторы утверждают, что в общей сложности за три фестивальных дня на различных площадках WAF состоится более 400 живых выступлений лучших архитекторов из 58 стран мира, среди которых: Zaha Hadid Architects, BIG, Studio Gang, Foster + Partners, Scott Brownrigg + Grimshaw, UNStudio, Дэвид Чипперфильд, Алан Бальфур, Уве Бергман Кай и многие другие.

Россию представят бюро SPEECH, Wowhaus, UNK project, Blank Architects, Arch group, «Студия 44», «Цимайло, Ляшенко и партнеры», «А-Проект.к» и «Евгений Герасимов и партнеры».

А пока участники и гости WAF 2016 пакуют чемоданы, мы собрали несколько комментариев участников нынешнего и прошлых фестивалей о том, чем именно, на их взгляд, интересен и важен фестиваль для мирового архитектурного процесса вообще и для российской архитектуры в частности.
 
***
Петр Кудрявцев,
партнер бюро Citymakers
zooming
«В середине 2000-х годов в качестве главного редактора и издателя журнала ARX я активно сотрудничал с Полом Финчем, который на тот момент возглавлял редакцию журнала The Architectural Review. У нас было несколько совместных проектов, в том числе очень успешная международная конференция Tall Buildings в 2006 году. Когда в 2008 началась подготовка к проведению первого Всемирного архитектурного фестиваля, идеологом которого был Пол, мне предложили участвовать в жюри и стать российским представителем – я с удовольствием взялся за работу. Уверен тогда и сейчас, что WAF – ведущая профессиональная площадка для архитекторов. Она позволяет включиться в процесс, увидеть весь спектр международной архитектуры, понять общемировые тенденции и соотнести с ними свои проекты. Для появления хорошей архитектуры нужна конкуренция. Для этого недостаточно сравнивать Плоткина со Скуратовым – надо себя сравнивать с лучшими в мире. И система отбора конкурсных работ, и метод судейства на WAF гарантирует беспристрастность. Лучше и объективнее, может быть, только Притцкер, но их система неприменима к конкурсу с тысячами участников со всего мира. Год за годом я вижу эволюцию конкурса, рост качества представляемых проектов, рост конкуренции. На третий-четвертый год в фестивале начали участвовать звезды первой величины – Норман Фостер, Заха Хадид и другие. Если раньше российские проекты только попадали в шорт-листы, то в прошлом году Никита Явейн выиграл сразу в двух номинациях. Уверен, что в будущем российские проекты будут выигрывать все чаще. У нас, конечно, есть проблема с реализацией, но в проектах мы регулярно должны выигрывать. А по прошествии ещё 2-3 лет должны появится столь же мощные построенные объекты».
***
 
Владимир Плоткин,
главный архитектор ТПО «Резерв»,
участник WAF 2008, член жюри WAF 2008, 2009
zooming
«Главное впечатление от фестивалей WAF, в которых я участвовал – присутствие в эпицентре мировой архитектурной жизни. Устроители смогли собрать архитекторов со всего мира, среди которых были абсолютные звезды, причём не в качестве почетных гостей, а как участники конкурса. Практически все проекты, прошедшие в шорт-лист и ставшие лауреатами в своих номинациях, – это очень сильные, статусные работы, обошедшие с тех пор страницы ведущих архитектурных журналов.

Мне очень понравился формат живых презентаций и объективность системы судейства, которое я смог оценить как со стороны участника, так и со стороны члена жюри. Обычно жюри в каждой номинации состоит из четырёх человек из разных стран, что гарантирует беспристрастность и непредвзятость. Жюри может задавать вопросы по каждому проекту, в конце буквально полчаса обсуждаются все проекты и выносится вполне объективное решение. Конечно, учитываются какие-то глобальные тренды, но это больше работает при выборе абсолютного победителя. Например, на первых фестивалях была очень актуальна тема устойчивого развития. И первый приз в 2009 году получил южноафриканский культурный центр, построенный из традиционных материалов. Тем не менее это было выполнено профессионально и было достаточно необычно. В ситуации, когда на конкурсе демонстрируется много «звёздной архитектуры», со свойственным ей пафосом и мегабюджетами, хочется выбрать что-то нейтральное, но интересное. Для многих архитектурных команд фестиваль становится отличной площадкой раскрутки и выхода на международный уровень. Как мне кажется, именно с WAF 2008 начался «звёздный» период у BIG. Они показали свой террасный дом в Копенгагене и чуть было не стали победителями.
Проект – победитель раздела «Культура» и обладатель титула «Лучшее здание мира» 2009 – Культурный центр Mapungubwe Interpretation Center (Южная Африка). Архитектор Питер Рич, бюро Peter Rich Architects

С 2009 года мы [ТПО «Резерв»] не участвуем в WAF, но только потому, что теперь я хорошо представляю себе формат и уровень конкуренции на конкурсе. Поэтому нужно дождаться по-настоящему сильного реализованного проекта, который можно было бы с уверенностью выставить. Но я искренне советую всем коллегам если не участвовать, то, по крайней мере, посетить WAF или следить за его результатами».
Здание Федерального Арбитражного суда Московского округа. Реализация, 2007 © ТПО «Резерв»
***
 
Магдалена Чихонь,
управляющий партнер, главный архитектор бюро Blank architects,
участник WAF 2013, WAF 2014, WAF 2015, WAF 2016
zooming
«Мы принимаем участие уже в четвёртом Всемирном архитектурном фестивале и каждый раз выходим в шорт-лист своей номинации. Надеемся, что в этом году мы победим в своей категории. Безусловно, теперь мы знаем методику и основные приемы, но единого «рецепта успеха» нет. Тут важно всё: как реагирует жюри, каков был основной фокус в подаче проекта. Это отличная школа самопрезентации.

Первый раз мы участвовали в фестивале, когда он проходил в Барселоне, Потом два раза ездили в Сингапур. Это было очень интересно. Было очень много австралийских бюро, американских, азиатских. Географическая удаленность позволила выйти за пределы европейского культурного пространства. То, что мы живём и работаем в Европе, то, что мы видим, читаем и делаем, во многом определяет результат нашей работы. WAF в Сингапуре дал нам возможность открыться новому и непредвзято посмотреть на происходящее во всем остальном мире. Кроме того, на фестивалях всегда много молодых архитекторов, тех, о которых индустрия будет говорить завтра. Интересно сравнивать их презентации с выступлениями «звёзд архитектуры». График проведения презентаций очень плотный, но если расставить приоритеты и распланировать весь день, то вы почерпнёте много важной информации. Фестиваль был очень полезен для нас как архитекторов с точки зрения личностного роста и самообразования.
ТРК «Митино Парк» © Blank Architects

Мне в прошлом году особенно понравились встречи с начинающими бюро, каждый из которых рассказывал свою «историю успеха». Мы [бюро Blank architects] хотим расти, у нас есть свои цели, наше видение будущего, мы хотим выйти на международный уровень, участвуем в международных конкурсах – и нам интересно, как другие компании добились успеха. Для меня, как для лидера архитектурного бюро, очень важно учитывать это при разработке дальнейшей стратегии развития».
Домик в поле. Глогов, Польша © Blank Architects
***
 
Алена Зайцева,
ведущий архитектор бюро Wowhaus,
участник WAF 2015 с проектом реконструкции Площади Революции,
участник WAF 2016 с Городской фермой на ВДНХ
zooming
«Фестиваль произвёл на меня сильное впечатление. Я ехала в Сингапур, ожидая увидеть такой азиатский шик – большой зал с золотой люстрой и коврами, а всё происходило в очень простой обстановке, напоминающей ангар. Всё было подчинено основной цели – проведению публичных презентаций конкурсных проектов. Для этого в зале были выстроены 10 павильонов, в которых нон-стоп шли презентации в блиц-формате. Посетители фестиваля свободно переходили из одной «юрты» в другую, слушая выступающих, а когда проходили презентации архитектурных звёзд, в павильонах было не протолкнуться. Жёсткий регламент затруднял возможность познакомиться с самими проектами. И выставка на небольших планшетах не очень в этом помогла. Всё очень технично, быстро, выглядит как сдача экзаменов в институте.

Готовиться к презентациям нужно серьёзно. За 10 минут ты должен рассказать самое главное о своем проекте на английском языке, а потом есть ещё 10 минут, чтобы ответить на вопросы жюри. И с этим, как я увидела, у многих проблемы. Кто-то читает по бумажке, кто-то говорит с сильным акцентом. Понять суть проекта без специальной подготовки достаточно сложно, а это имеет принципиальное значение. Мне кажется, для WAF красота картинки менее важна, чем концептуальная составляющая: смысловое, идеологическое наполнение проекта, вклад в социальную среду. Это, на самом деле, здорово».
Городская ферма на ВДНХ, 1 очередь. Бюро Wowhaus. Фотография © Митя Чебаненко
***
 
Никита Явейн,
руководитель архитектурного бюро «Студия 44»,
участник WAF 2013, WAF 2014, WAF 2015, WAF 2016,
победитель WAF 2015 в разделе «Постройки» (категория «Школа») с комплексом Академии танца под руководством Бориса Эйфмана и в разделе «Будущий проект» (категория «Мастер-план») с проектом развития исторического центра Калининграда
zooming
«Для меня ценность участия в WAF – в возможности учиться: как подавать свои проекты, как реагировать на какие-то тенденции, что работает, а что нет. Я видел, как бюро BIG устраивает целое театральное представление из своей презентации, и то же самое делает, например, MVRDV. Это интересно. Этому не нужно подражать, но видеть это и знать эти приемы полезно. Интересно проверить себя, соотнести уровень своих проектов с мировыми лидерами. Интересно попытаться предугадать выбор жюри. Это не всегда удаётся, что также усиливает интригу соревнования. Все поданные нами на конкурс проекты проходили в шорт-лист, а два проекта даже победили в своих категориях. Значит, в целом, уровень соответствует. Но осечки всё же возможны… Оценивать проекты приглашают различных экспертов, а также победителей прошлых фестивалей, благодаря чему конкурс проходит достаточно объективно. Ты представляешь свой проект и видишь, как они его обсуждают. Всё открыто. Ты видишь, как жюри реагирует, тебе всё понятно. И даже чувствуешь, как они спорят, один улыбается, другой держит политическую линию… На конъюнктуру и приоритеты членов жюри влияет место проведения фестиваля. Когда фестиваль проходил в Сингапуре, большое внимание уделялось азиатским проектам. Нельзя сбрасывать со счетов и политические мотивы. В первый раз, представляя олимпийский вокзал в Сочи, я слышал реплики: «Путин», «Олимпиада», «давать нельзя», «давайте поищем ещё что-нибудь». Но это не помешало им год назад премировать сразу два российских проекта. Посмотрим, что будет сейчас, в Берлине, насколько активно будет продвигаться современная немецкая архитектура и как будут оцениваться наши».
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана. Главный фасад. Реализация, 2013 © Студия 44
Конкурсный проект концепции развития территорий исторического центра города Калининграда. 1-е место. Проект, 2014
© Студия 44 и Институт территориального развития Санкт-Петербурга
***
 
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Павильон Атом на ВДНХ
Россия, Москва, ул. проспект Мира, вл. 119, стр. 19

Авторский коллектив:
Руководитель: Юлий Борисов; ГАП: Михаил Иванченко; директор проекта / ГИП: Ирина Грачева; главный конструктор: Руслан Цогоев; ведущие архитекторы: Ирина Лавриненко, Татьяна Москаленко; архитекторы: Хамзина Гульнара, Ася Давыдова, Иван Смирнов, Павел Култышев
Над проектом работали: Александр Соколов, Мария Ионцева
Интерьерные решения МОП (UNK interiors): руководитель авторского коллектива Юлия Тряскина, Юлия Садовая – ГАП, Илья Смирнов – архитектор.
Генеральный директор: Наталья Якушева.

2015 / 2023

Технический заказчик: ОЦКС
Заказчик: Атомэнергопром

11 Ноября 2016

Слишком много государства. Что же на самом деле сказал...
Выступление Патрика Шумахера в Берлине вызвало скандал: его назвали «фашистом», мечтающим выселить из центра города всех «низкоэффективных» людей. Но его идея – об уходе от бессмысленных государственных нормативов к рыночному саморегулированию.
Пресса: Амир Идиатулин, IND Architects: впечатления о WAF-2016
Амир Идиатулин, IND Architects: «На прошлой неделе в Берлине прошел World Architectural Festival 2016. Нам посчастливилось принять участие в фестивале в качестве слушателей, и он произвел потрясающее впечатление. Масштабное мероприятие мирового уровня, которое часто называют архитектурным Оскаром, точно стоит посетить и, надеюсь, в будущем мы примем участие в WAF не только как посетители, но и полноценные участники».
Слишком много государства. Что же на самом деле сказал...
Выступление Патрика Шумахера в Берлине вызвало скандал: его назвали «фашистом», мечтающим выселить из центра города всех «низкоэффективных» людей. Но его идея – об уходе от бессмысленных государственных нормативов к рыночному саморегулированию.
WAF. Гордость и предубеждение
WAF-2016, где Россия была представлена рекордным количеством проектов, вышедших в финал, но так и не победивших в своих номинациях, оставил непростые впечатления, в причинах и последствиях которых мы пробуем разобраться.
Технологии и материалы
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Сейчас на главной
Проекция квартала
В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».
Олива за углом
Ресторан в Екатеринбурге, над интерьером которого работало бюро ludi_architects, воспроизводит безмятежность нагретого солнцем итальянского дворика, затерянного в лабиринтах улиц. Лаконичные формы акцентируют внимание на материалах: тосканском травертине, необработанном мраморе, дереве и клинкерной плитке.
С белого листа
В детском саду в Ханчжоу по проекту бюро CLOU нет обилия ярких цветов: архитекторы рассматривают здание как нейтральный фон для игр и учебы малышей.
Эволюция теплицы
Дом по проекту архитектора Петра Першина в подмосковном Румянцево построен с антерсольным уровнем, витражами и специальным проходом для собаки.
Из детсада в сад
Опыт превращения заброшенного здания детского сада в комплекс доступного жилья в Ереване: проект Electric Architects.
Цветы и ячейки
По проекту DO buro на Площади Промышленности ВДНХ построен павильон для цветочной выставки. На временную деревянную конструкцию архитекторы предложили установить тент из разноцветных ромбов, созданный по подобию сети математика Пафнутия Чебышёва.
Пермское ар-деко
Жилой комплекс, построенный в центре Перми по проекту мастерской «ЛАД», сочетает выбранный заказчиком стиль ар-деко с мотивами из Пермского звериного стиля. Орнамент из травертина и краснокирпичные вставки подчеркивают связь с историческими зданиями города.
Позвоночник курорта
Бюро AIM Architecture спроектировало курортный комплекс «Хэйлунтань» в китайском городе Мэйшань. Все его сооружения соединены извилистыми переходами с общей деревянной кровлей с черепичным покрытием.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Дерево в архитектуре: итоги 2024
Жюри V смотр-конкурса «Дерево в архитектуре» присудило главный приз коммерческому комплексу, построенному по проекту компании «Уникальные здания» в Одинцово. Также впервые вручался гран при за выставочный объект, его получила компания Ultralam. Знакомим читателей с этими и другими финалистами.
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
Жилищный переворот
Бюро Philéas Architecture превратило бывшие корпуса инженерной школы Télécom Paris на юге Парижа в комплекс социального жилья, включающий доступные по арендной плате мастерские художников.
Предания старины
Занимаясь интерьером ресторана русской кухни во Владимире, Raimer Bureau не поскупилось на идеи: каждый уголок исторического здания заполнен фактурами, текстурами и авторскими объектами, что превращает обед или ужин в небольшое путешествие в глубину веков.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Пресса: 14 молодых архитекторов, бюро и команд, о которых скоро...
По просьбе «Собака.ru» сооснователь АБ «Хвоя», куратор фестиваля «Архитектон» и вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов Георгий Снежкин делится мнением, кто из начинающих молодых архитекторов достоин внимания уже сейчас. Знакомьтесь, яркие представители архитектурной молодежной сцены! Они участвуют в проектировании кампусов по всей России (от Петербурга до Самары!) и в раскопках античного городища, открывают собственные бюро и архитектурный журнал, создают жилые дома на 3D-принтере, строят глэмпинг для Outline и готовят перформанс в рамках резиденции «Танец и архитектура» фестиваля Context.
Памяти Алексея Розенберга
Сегодня в 13:00 в церкви Нерукотворного Образа в Клязьме состоится отпевание Алексея Розенберга. Вспоминаем его архитектуру. Она была свободной, разнообразной, тонкой и узнаваемой.
Солярный символ
Жилой комплекс от бюро CEBRA расположен на месте старой паровой мельницы под Орхусом. Своей необычной формой он напоминает морскую звезду, нож для мясорубки или пиктограмму солнца.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Труба Ленивца
Рассматриваем «Дом-Обелиск», спроектированный бюро KATARSIS и реализованный к Архстоянию 2023 года. Но доделан он был позднее – поэтому сейчас. Нам кажется, что с появлением Обелиска между домами временного пребывания в Никола-Ленивце выстроился диалог и внутренние связи. Они перестали соседствовать случайным образом. А вот почему так – смотрите в тексте.
Две ракушки
По проекту Ильи Гринберга на острове Бали построена вилла из бетона и стеклоблоков, план которой напоминает морскую раковину. Внутри прячется эффектная винтовая лестница и обращенные к океану террасы.
Ярко-желтый дом
Корпус HAUS 1 авторства бюро MVRDV в модернизированной киностудии Atelier Gardens в Берлине отмечен премией best architects 25 award в категории «Реконструкция и расширение».
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
Перископ у залива
Второе место в конкурсе на общественно-культурный центр в Петропавловске-Камчатском жюри присудило бюро ГОРА и М4. В предложении консорциума здание напоминает кашалота с детенышем или же перископ, линзы которого выхватывают из окружающего пейзажа самые эффектные виды.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
Красные магниты
Три проекта Алексея Гурова для Центрального парка культуры и отдыха имени Владимира Маяковского в Екатеринбурге: павильон для лыжников и йога-тренировок, смотровая площадка в виде ветки березы и афишная тумба.
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего, 4-го, участка – MAD Architects – показали фотографии уже вполне «оформившихся» корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.