Хор из индивидуальностей

Выставка двенадцати архитекторов, проходящая во флигеле-Руине Музея архитектуры на Воздвиженке, перетянула к себе все объекты, которые можно отнести к жанру индивидуального творческого высказывания. В отсутствие куратора каждый высказался в своем духе, и очень узнаваемо: Юрий Аввакумов построил Мавзолей из костяшек домино, Арт-Бля – светящуюся башню из поролоновых трубок, Александр Бродский – саморазрушающуюся кукольную комнату из глины на сетке-арматуре, Сергей Скуратов положил на пол свиток с письменами и рисунками. Николай Лызлов и Владимир Плоткин показали реальные архитектурные проекты

mainImg

Странное словечко «пер-сим-фанс», напоминающее перформанс, это на самом деле аббревиатура 1920-х годов. В 1922 году при Моссовете был создан ПЕРвый СИМФонический АНСамбль, в котором не было дирижера, зато в его составе были виртуозные мастера и все решения принимались коллегиально. Московский оркестр был первым в мире опытом такого рода, поэтому его название имеет полное право на то, чтобы обозначать что-либо без дирижера. Этим названием наградил выставку ее куратор – директор Музея архитектуры Давид Саркисян, после чего устранился и предоставил двенадцати архитекторам-участникам полную свободу высказывания в пространстве флигеля-Руины. Роль куратора в этом смысле оказалась просто-таки замечательной: самоустраниться, оставив по себе след в виде названия, обозначающего тот факт, что куратор самоустранился, это очень концептуально.

И выставка получилась приятная, можно даже сказать, что она собрала в себе большую часть того приятного, что как правило бывало на «Арх Москве». Для нее очень хорошо подходит полутемный интерьер руины, в котором расставлены разнообразные объекты. И еще она немного напоминает прошлогодний «Роддом» в ВХУТЕМАСе – там тоже архитекторы делали объекты на заданную тему, но только здесь размер не ограничен.

Кстати о заданной теме. Дирижера-куратора нет, а тема есть, общая для всех – то самое «как жить». Но и на эту тему думать не обязательно. Поэтому часть объектов «раскрывает» тему, другая с ней перекликается, и наконец, третья – не перекликается никак или очень-очень отдаленно. Это радует, потому что создает ощущение свободы после некоторой зарегулированности большинства остальных некоммерческих проектов биеннале, ориентированных на исследования, учебу или презентацию результатов чего-нибудь. Здесь необязательны высказывания, подписи, и даже не у всех есть названия. Однако как и в легендарном коллективе 1920-х гг., все получилось на редкость целостно и  профессионально сыграно, несмотря на заявленное отсутствие руководства (или благодаря?).

Самым активным получился проект Евгения и Кирилла Асса. Это телевизор, показывающий слайд-шоу, составленное из фотографий дома, построенного отцом Евгения и дедом Кирилла, Виктором, и в котором жила семья архитекторов Ассов. Фотографии 1947 года найдены в семейном архиве, там есть великолепные, по-сталински дорогие интерьеры, фото отца на стройке дома и даже та самая квартира, в которой жил Евгений Асс. Инсталляция называется «Наш дом» и сопровождается своеобразной музыкой, состоящей из одного повторяющегося аккорда, более всего напоминающего звук настройки какого-нибудь контрабаса перед концертом. Повторяющийся звук доминирует в тихом пространстве Руины (она стоит в глубине двора и уличные шумы сюда не долетают) и таким образом выходит за рамки одного объекта, претендуя на объединение и даже на интерпретацию названия всей выставки – не дает забыть о симфоническом оркестре. Может, без дирижера не взяли больше одной ноты? Да нет, все получилось, и очень стройно.

С другой стороны, можно рассуждать и так: создание объектов это такое творческое занятие архитекторов, позволяющее проявить себя в более артистичной форме, чем в обычном проектировании. Эти объекты, потомки и воспоминания о «бумажной архитектуре» – есть в некотором роде способ для архитектора настроить себя на правильный лад, и следовательно выставка – это не выступление оркестра (серьезным образом этот оркестр выступает, когда проектирует и строит дома), а лишь его «настройка перед выступлением». Следовательно, оказываясь в зале архитектурного «Персимфакса» мы попадаем внутрь того самого предварительного процесса, который неизбежно предшествует концерту. Только перед концертом он длится несколько минут, а здесь – закольцован, поэтому мы крутимся по залу в ритме повторения этого странного немелодичного звука настройки…

Это, правда, лишь одна из интерпретаций. Объекты можно подразделить на две группы: есть сами по себе объекты, более или менее целенаправленно говорящие на тему жилья, а есть – объекты, представляющие конкретные работы архитекторов.

Из первых многозначителен Мавзолей от Юрия Аввакумова – он встречает входящих на выставку. Макет Мавзолея, очень похожего на Щусевский (то есть Ленинский, построенный архитектором А.В. Щусевым), целиком составлен из костяшек домино, но не обычных черных и белого цвета, или точнее цвета слоновой кости, словом, похожих на кости. Мавзолей из костей – очень символично, потому что у нас в Мавзолее? – кости; ну и сам он из костей. Еще лучше получается, если наложить это на тему биеннале «как жить» - вот как надо жить! То ли в нем, то ли на нем… В общем, с ним.
Здесь надо добавить, что костяной Мавзолей продолжает серию аввакумовских «Игр», начатую очень давно, а в прошлом году показанную в галерее Stella Art.

Центр пространства Руины занимает башня, сооруженная Михаилом Лабазовым и Андреем Савиным (Арт-Бля). Эти авторы известны, в числе многого, тем, что они вылепливают свои гигантские объекты из какого-нибудь подручного материала. Долгое время в дело шел прозрачный скотч, из него получались человеческие фигуры, а здесь белый пористый утеплитель (модернизированная разновидность поролона, такой сейчас используют для затыкания щелей в окнах). Он уложен рядами в нечто гигансткое и нелинейное, ростом выше деревянных балок Руины. Как будто проросло. Изнутри светится. Трубчатые полосы скреплены пластмассовыми шнурами, хвосты от которых торчат равномерно во все стороны и делают предмет опушенным. Если искать здесь архитектуру, то это должно быть макет небоскреба. Все в нем есть – много этажей из поролоновых полос, и главное стремление вырасти повыше – вместо неба он тут скребет балки, условное небо выставочного зала, и даже вырастает выше, то есть видимо до седьмого неба. Правда если это модель небоскреба, то как и все объекты А-Б она получилась живой, мягкой и антропоморфной, если так можно сказать. Выражает, иными словами, основную сущность небоскреба.

У стенки за небоскребом – маленькая кукольных размеров комнатка, все части которой вылеплены Александром Бродским (он, кстати сказать, сделал и дизайн экспозиции) из глины на железной решетке. Там есть: в центре очаг с высокой трубой, в очаге горит искусственный огонь из подсвеченных и трепещущих посредством вентилятора кусочков материи, очень натурально караваджистски освещающих пространство клетки. Вокруг очага: стол, стул, кровать, ванна с трубкой душа (такая, какие еще сейчас иногда встречаются на кухнях пятиэтажек, снабженных колонкой для разогрева воды), хорошо подсвеченный унитаз. На столе плоский глиняный монитор и небольшой кусочек глины перед ним – мышка. Правильно, а что еще нужно для жизни?

На самом деле эта клетка представляет из себя очень логично выстроенную модель пространства жизни. В центре очаг, это одновременно ось (труба) и ядро (сам костер) этого пространства. Схема, по которой строится архетип представления о жилище, такова и есть: вокруг стены, внутри очаг. Уступка зрителям – одна открытая стена, и получается «за стеклом», точнее за решеткой. Вокруг очага (очень уютного на вид) самые необходимые современному человеку предметы, включая компьютер и сантехнику. Модель мироздания одного человека, близкая и знакомая, несмотря на архетипичность.

Далее – глина на решетке трескается и обсыпается квадратиками, струпьями. То есть этот мир, он разрушается. Из-за решетки, из-за этой непрочной глины в нем заложено разрушение. Не удивлюсь, если он обсыпется совсем к концу выставки и что именно так и задумано. Останется скелет – каркас из решетки. На что налепили, к тому в итоге и пришли. Круговорот. Честно говоря, я вначале заподозрила, что к глиняному убежищу откуда-нибудь подбирается мазут и, принюхиваясь, стала приглядываться к нижней части куба. Но нет, тут мазут не нужен, оно и так рассыпется. Комната Бродского – наверное, самый демиургический ответ на тему, да еще и растянутый во времени. Это, вероятно, та часть персимфакса, которая досталась ему от перформанса – здесь нет механического повтора ролика с помощью медиа, а есть тихая жизнь оставленного жилья, разрушающегося без людей.

Кстати сказать – глина на решетке это вероятно метафора армированного железобетона. Тогда все становится на свои места. Это модель не просто, а ячейки бытия XX века.

По соседству архитекторы «Обледенения» поместили что-то очень похожее на Пантеон под землю и представили макет очень натуральный макет в разрезе, с травкой наверху, чтобы не было сомнений в том, что Пантеон – в бункере. Комментирующий рисунок показывает нам, что из-под земли должен по ночам бить столб света. А следовательно, перед нами Пантеон наоборот – в настоящем столб света идет с неба, здесь он сам становится источником такого луча, бьющего вверх.

Единственная инсталляция, которая не стоит в пространстве, а занимает помещение, комнатку в углу Руины, выглядит самой европейской и какой-то такой – социально ответственной, что ли. Но не без прикола. Перед входом написано – до 2025 года в Москве будет построено 70 миллионов кв. метров жилья, что эквивалентно 2500 домам типовой серии. И дальше – пунктиром, мол, прежде чем приступать неплохо бы усовершенствовать эту технологию, и лучше до такой степени, чтобы существующая жуткая среда не усугубилась этим строительством, а преобразовалась в нечто гуманное. И внутри весь зальчик обклеен коробочками, кроме пола, но включая потолок. Как предостережение. Честное слово, это прямо таки «наш ответ» на выставку генплана. Если туда (в ГТГ) сейчас пойти и посмотреть, то можно убедиться, что понастроить панельного добра уже собираются. 

Рядом – объект «Меганома», самый красивый и ажурный в буквальном смысле. Это домик-параллелепипед из плотной бумаги, прорезанной тонкими орнаментами, с полуоткрытыми окнами. Он очень красиво светится, бумага слегка, прорези сильнее, и похож на фонарь. Рядом на полосе тоже светящейся поверхности – эскизы и «чертежи» домика-фонаря. Называется – Кабанон. Это французское слово, означающая «маленькая хижина», а на арго – «тюрьма». Еще есть серия комиксов и картина Сезанна с таким названием. В объекте «Меганома», мы, по-видимому, все же имеем дело с хижиной.

Группа ДНК создала образ квартала с помощью кирпичей. Один кирпич – один блокированный домик. Под ними – светящееся зеленым стекло, по-видимому, трава, но выглядит сурово, хотя и разбрасывает вокруг себя цветные рефлексы. Жизнь, протекающая в кирпичах-блоках, нарисована черными силуэтами на прозрачных пластинах, наложенных друг на друга. Если смотреть на все вместе – получается суета, если вглядываться по отдельности – сюжетные зарисовки.

К объектам, показывающим реальные проекты, можно отнести три. Николай Лызлов выставил дом на ул. Орджиникидзе, показав его очень маленьким бронзовым макетом. Макет, однако, интересен тем, что позволяет иначе взглянуть на этот дом – оказывается, он испещрен выступами одинаковых квадратных эркеров. В проекте и в реальности эту одинаковость – и эту простоту формы, скрывает раскраска.

Лаконичнее всех поступил Владимир Плоткин, выставив один проект – часть поселка Заречье, который в данный момент проектирует ТПО «Резерв».

Одна вещь кажется переходной между объектом и выставкой архитектурного проекта. Сергей Скуратов повесил на стену большую бумажную ленту – распечатку рендеров своих проектов. Поверх, плакатным пером и черной тушью – кое-что распечатано, кое-что написано; кое-что из написанного – из Кафки. Лента висит на стене, но по-японски вертикально, и тянется по полу, по ней приходится ходить. Получился типично русский проект – между востоком и западом. И заметим, что здесь больше всего информации о работах мастерской.

Итак, выставка с труднопроизносимым названием Персимфанс вобрала в себя почти что все инсталляции, пришедшиеся в этом году на долю «Арх Москвы» в ее «биеннальной» реинкарнации. С одной стороны это хорошо – все представители жанра, предполагающего не более творческий, чем аналитический способ осмысления темы, собраны вместе. В Руине им безусловно лучше, чем на Крымском валу. Интерьер располагает к рассматриванию и осмыслению, объекты смотрятся в нем лучше, и они дальше от суеты  коммерческой выставки. От перемещения на Воздвиженку выставка выиграла, а вот ЦДХ потеряло нечто важное.

выставка продлится до 22 июня

Александр Бродский. Без названия
Фотографии Юлии Тарабариной
Евгений Асс, Кирилл Асс. Наш дом
Юрий Аввакумов. Костяной мавзолей
Юрий Аввакумов. Костяной мавзолей
Юрий Аввакумов. Костяной мавзолей
Юрий Аввакумов. Костяной мавзолей
Арт-Бля. Михаил Лабазов, Андрей Савин. Без названия
Арт-Бля. Михаил Лабазов, Андрей Савин. Без названия
Арт-Бля. Михаил Лабазов, Андрей Савин. Без названия
Александр Бродский. Без названия
Александр Бродский. Без названия
Александр Бродский. Без названия
Обледенение архитекторов. Илья Вознесенский, Алексей Кононенко, Вера Самородова. Схрон-2
Бюро Москва. Столица панелей
Проект Меганом. Кабанон
Проект Меганом. Кабанон
Архитектурная группа ДНК. Константин Ходнев, Наталья Сидорова, Даниил Лоренц. Пространства жизни
Архитектурная мастерская Лызлова (АМЛ). Николай Лызлов, Анастасия Янкова. Жилой дом. Москва, ул. Орджиникидзе
Архитектурная мастерская Лызлова (АМЛ). Николай Лызлов, Анастасия Янкова. Жилой дом. Москва, ул. Орджиникидзе
ТПО Резерв. В. Плоткин, С. Гусарев, А. Травкин, Ю. Денисова, Е. Кузнецова. Жилой комплекс. Поселок Заречье
Сергей Скуратов architects

29 Мая 2008

Похожие статьи
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Пресса: Фестиваль Lifestyle. Приглашает Б.Уборевич-Боровский
Одним из мероприятий Московской архитектурной биеннале стал фестиваль дизайна интерьера Lifestyle. Его запуск состоялся 2 июня. Место проведения – интерьерные бутики в районе метро «Фрунзенская», где были представлены работы ведущих архитекторов: арт-объекты, фотографии, инсталляции, призванные отразить качество жилого пространства и высокий дизайн в интерьере. В общей сложности пять площадок, на которых различные архитектурные бюро (среди них – АРХ4, Савинкин/Кузьмин и др.) пытались дать свой ответ на вопрос «Как жить».
Пресса: «Хорошему человеку – красивую жизнь»
В мае-июне прошла Первая московская архитектурная биеннале, в которую переродилась «Арх Москва». Ее тема – «Как жить» – сформулирована куратором Бартом Голдхоорном, оставшимся верным себе: в прошлом году он, так же будучи куратором тогда еще фестиваля, выбрал не менее неудобную как для архитекторов, так и для критиков тему «Городские пространства». И та, и другая, если и воспринимаются отечественным профессиональным сообществом, то боковым зрением. В первом случае профессиональное внимание имеет крен в сторону архитектурного объекта, «фигуры», а не «фона», во втором – вопросы «что?» и «сколько?» оказываются не в пример более культуросообразными, нежели «как?».
Пресса: Перерождение АрхМосквы: взгляд из Петербурга
После первой российской архитектурной биеннале и выставки АрхМосква прошло два месяца — время достаточное для того, чтобы можно было оценить результаты и перспективы не только развития этих выставок, но и участия в них мастерских. Мы попросили это сделать постоянных участников кураторских проектов выставки АрхМосква, представителей петербургских архитектурных студий «Витрувий и сыновья» и «Студия 44»
«Дополнительный этаж»
Несложно заметить, что немногие проекты российских архитекторов развивали на завершившейся московской биеннале заданную куратором тему массового жилья – значительно больше было красивых элитных кварталов. Проект, продемонстрированный бюро ICube в составе «Квартального вопроса» – одно из исключений. Архитекторы предложили остроумный вариант реконструкции панельного микрорайона путем обстраивания городского пространства между домами одноэтажной инфраструктурой
Пресса: Большое ухо на Ходынке
Дом-ухо, дом-парус, дом-кит... В неформальных очертаниях новостройки на окраине Ходынского поля каждый видит что хочет. Какое именно прозвище окончательно приклеится к этому дому, пока не ясно. Но без народного имени собственного это причудливое здание точно не останется. Во вторник в рубрике "Известий" "Код доступа", в которой наши корреспонденты инспектируют самые заметные из вновь открывающихся сооружений столицы, - дом, признанный москвичами по итогам интернет-голосования "Домом года-2007"
Снежинки над городом Солнца
В музее архитектуры в рамках первой московской архитектурной биеннале проходит редкостная выставка-исследование, посвященная малоизвестному произведению Ивана Леонидова – интерьерам дома пионеров, оформленных в конце 1930-х годов в Твери (Калинине) бригадой архитекторов и живописцев под его руководством
Пресса: "Интеко" провела экскурсию по уникальному дому "Парус"
10 июня 2008 года, во время проведения в Москве архитектурной биеннале, специалисты ЗАО "Интеко" и компании "СК Стратегия", действующей в ее составе, совместно с кураторами проекта "Свобода доступа" провели экскурсию по одному из самых необычных зданий Москвы – дому "Парус" на Ходынском поле, победившему в результате народного интернет-голосования в конкурсе "Дом года" в апреле. В этом мероприятии также приняли участие представители компании-проектировщика – института "Моспроект-4"
Пресса: Где узнать будущее своего района?
В филиале Третьяковки на Крымском Валу в рамках проходящей в столице Первой архитектурной биеннале открылась выставка актуализированного (уточненного и обновленного) Генплана Москвы. Она продлится до 22 июня 2008 года. С первого же дня работы выставки москвичи проявляют большой интерес к ее экспозиции. Но большинство уходят разочарованными
Пресса: "Новые города" строят только для "элиты"
На второй площадке Московской биеннале - в Музее архитектуры (Воздвиженка, 5) организаторы выставки обещали показать, какой станет Москва и другие российские города в будущем. "Новые города. Новое в городах" - так называется этот раздел биеннале. К сожалению, новости исчерпываются несколькими коммерческими проектами
Пресса: Неуместное декадентство. Последняя выставка Московской...
Пятого июня открылась последняя выставка Московской биеннале архитектуры — «Новые города, новое в городах», в анфиладе Музея архитектуры. Надо сказать, я возлагал на нее большие надежды — социально-ответственные и художественно ценные экспозиции международного и русского павильонов произвели на меня, как я уже писал, сильное впечатление. Тем сильнее был мой ужас.
«Крыша дома» на новом месте: подведены итоги X Международного...
Известный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома» на свой 10-летний юбилей поменял крышу Дома на Брестской – на здание на Крымском валу, где его приняла сама Третьяковка. Таким образом, фестиваль не только тематически, но и пространственно влился в проходящую в том же здании архитектурную биеннале. Вчера состоялось вручение как всегда многочисленных наград его участникам
Города в черном ящике
Вчера в анфиладе Музея архитектуры открылась выставка «Новые города. Новое в городах» - последняя по времени открытия экспозиция московской биеннале архитектуры
Пресса: Требуйте качества жизни!
Эта выставка способна поднять покупателей квартир на настоящий бунт. Вот, оказывается, каким должно быть массовое жилье и сколько оно должно стоить. Эту выставку надо обязательно посмотреть. Независимо от того, архитектор вы или человек, собирающийся купить квартиру. Интересна ли вам архитектура «просто так», или вы подумываете об ипотеке. В любом случае — смотреть обязательно.
Пресса: Архитектура ледяной свежести. Обзор спецпроектов...
Общеобразовательная и дидактическая часть первой Московской биеннале архитектуры, посвященная массовому и недорогому строительству, несмотря на всю ее необходимость, все же навевает скуку. Да, полезно стоять за библиотечными столиками-пюпитрами в занавешенной колоннаде ЦДХ и рассматривать проекты и макеты западных практиков. Но как-то хочется если не биеннального праздника, то хотя бы небольшого регтайма
Технологии и материалы
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Сейчас на главной
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ имени В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.