Рейксмузеум – крыло Philips © Rijksmuseum / Ronald Tilleman
Рейксмузеум – крыло Philips © Rijksmuseum / Ronald Tilleman
Обновленное крыло Philips предназначено для крупных временных выставок, составленных как из фондов музея, так и из произведений, позаимствованных из других национальных и международных собраний. Архитекторы переориентировали вход в здание, оборудовали выставочные залы, добавили новые функции. При этом часть залов сохранила свои прежние, дореставрационные экспонаты.
Рейксмузеум – крыло Philips © Rijksmuseum / Ronald Tilleman
По словам авторов проекта, основной пространственный замысел в главном здании заключается в двух внутренних дворах, вокруг которых «обернуты» выставочные галереи. Cruz y Ortis лишь поддержали эту изначальную особенность постройки устройством современного общественного пространства во внутренних дворах, обеспечив торжественный вход в музей, а также много света и воздуха в интерьере. Это и стало одним из главных факторов успеха проекта.
Рейксмузеум – крыло Philips © Rijksmuseum / Ronald Tilleman
При реконструкции крыла Philips был использован аналогичный прием. Внутренний двор постройки, с конца 1940-х недоступный для дневного света, был вновь открыт. Таким образом, ясно подчеркивается единство всех корпусов музея. Покинув просторный западный двор основного здания через юго-западный вход, посетитель идет по светлому коридору вдоль Азиатского павильона, затем, поворачивая в конце пути, оказывается под заниженным потолком и переходит в камерный атриум крыла Philips.
Рейксмузеум – крыло Philips © Rijksmuseum / Ronald Tilleman
Как и в основном здании, в корпусе Philips найдено приятное созвучие старого и нового, напоминающее гениальные превращения исторических зданий в музеи, прославившие Карло Скарпу. Как и для итальянского мастера, для испанцев Антонио Круса и Антонио Ортиса характерны одновременная работа с историческим и современным слоями архитектуры, интерес к деталям, функциональность решений. Их «интервенции» не пытаются замаскироваться, они подчеркнуто современны, при этом совершенно ненавязчивы и растворяются в среде. Два временных слоя здания можно рассматривать, как вместе, так и по отдельности. С одной стороны, посетитель встретит знаки XXI века в виде португальского известняка Cascogne Azul, акустических панелей (они же люстры), ярких белых стен, прочных и элегантных серых перил, новых подъездов и дверей. С другой стороны, все обаяние внутреннего двора крыла строится вокруг фасада замка Бреды, чье изящество удачно подчеркиваются минималистичным обрамлением.
Рейксмузеум – крыло Philips © Rijksmuseum / Ronald Tilleman
Фасад замка Бреды является, пожалуй, самым масштабным экспонатом Рейксмузеума, достигая 20 м в длину и 3,5 м в высоту. Фасад был частью корпуса конюшен замка, одной из самых ранних построек в стиле Ренессанса в Северной Европе: он относится ко 2-й четверти XVI века. В ходе перестройки замка в XIX веке фасад был разобран и перевезен из Бреды в Амстердам, где стал наружной стеной части музея, ныне ставшей крылом Philips. После расширения этого корпуса фасад оказался во внутреннем дворе. История этого памятника архитектуры с реконструкцией крыла Philips получила свое развитие: теперь он снова доступен для осмотра.
Рейксмузеум – крыло Philips © Rijksmuseum / Ronald Tilleman
Рейксмузеум – крыло Philips © Rijksmuseum / Ronald Tilleman
Рейксмузеум – крыло Philips © Rijksmuseum / John Lewis Marshall
Рейксмузеум – крыло Philips © Rijksmuseum / John Lewis Marshall
Рейксмузеум – крыло Philips. Фасад замка Бреды © Rijksmuseum / Ronald Tilleman
Рейксмузеум – крыло Philips © Rijksmuseum / Ronald Tilleman
Рейксмузеум – крыло Philips © Rijksmuseum / Ronald Tilleman
Рейксмузеум – крыло Philips © Cruz y Ortis
Рейксмузеум – крыло Philips © Cruz y Ortis
Рейксмузеум – крыло Philips © Cruz y Ortis
Рейксмузеум – крыло Philips © Cruz y Ortis
Рейксмузеум – крыло Philips © Cruz y Ortis
Рейксмузеум – крыло Philips © Cruz y Ortis
Рейксмузеум – крыло Philips © Cruz y Ortis
Рейксмузеум – крыло Philips © Cruz y Ortis