На зыбкой почве

В Амстердаме открылся после 10-летней реконструкции Рейксмузеум — главный музей Нидерландов.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Авторами проекта перестройки стали испанцы Cruz y Ortiz, дизайн экспозиции выполнил Жан-Мишель Вильмотт, а за реставрацию отвечало бюро Van Hoogevest Architecten. Задачей архитекторов было приспособить громоздкое здание в русле эклектизма, построенное в 1885 Петрусом (Пьером) Кёйперсом, под нужды музея 21 века. Пышные интерьеры отвлекали внимание от экспонатов, не хватало места как для выставок, так и для сопутствующей им программы, постоянную экспозицию было невозможно разместить по единой системе, и так далее.
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
Рейксмузеум - реконструкция © Myra May

Теперь же все экспонаты от 12 до 20 века расположены в строгом хронологическом порядке, по этажам снизу вверх, причем хронология поддержана цветовым решением: краска стен постепенно светлеет при движении вверх, в залах современного искусства достигая почти белого цвета. При этом все произведения расположились по-новому, за исключением самого главного – «Ночного дозора» Рембрандта, вернувшегося на свое прежнее место в «Галерее почета», где выставлены произведения Золотого века голландского искусства.
Рейксмузеум - реконструкция © Pedro Pegenaute

Архитекторы по уже устоявшейся в музейном строительстве схеме перекрыли два двора здания стеклянными кровлями, а также углубили их до уровня -1 этажа, предварительно убрав занимавшие их позднейшие пристройки. Затем расположили под одним двором аудиторию, под другим – музейный магазин и кафе. Сами же дворы превратились в просторные общественные пространства, куда можно попасть даже без покупки билета. Их стены образуют дворовые фасады музея, а новые поверхности облицованы светлым камнем. Антонио Крус и Антонио Ортис учли ошибку Нормана Фостера, в чьем дворе Британского музея любой звук хорошо слышен и даже отдается эхом, поэтому в Рейксмузеуме шумы приглушены подвешенными к перекрытиями белыми решетками со звукопоглощающим материалом.



Рейксмузеум - реконструкция © Rijksmuseum

Но главной проблемой для архитекторов стало объединение двух дворов в единое целое. В историческом здании по центру фасада расположен коридор для пешеходов и велосипедистов, позволяющий быстро пройти сквозь здание. Проект реконструкции предусматривал превращение его в главный вход в музей, объединяющий оба двора, но горожане взбунтовались, и сейчас коридор сохранен в прежнем виде, в музей можно попасть через четыре малых входа, а под ним проложен подземный проход, соединяющий дворы друг с другом.
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos

Музей закрыли на реконструкцию в 2003 и собирались открыть уже в 2008. 10-летний срок работ объясняется тем, что для устройства подземных ярусов в напоенной водой почве Амстердама пришлось приложить титанические усилия, а также для такого сложного проекта никак не находился подрядчик. Инженеры Arcadis сделали новые подземные части здания конструктивно независимыми от исторической постройки, так как она медленно оседает. Поэтому расположенные над подземным проходом между дворами наземный коридор и «Галерея почета» теперь превращены в нависающий над ним «мост». Вырытые котлованы тут же наполнились водой, поэтому их заливали специальным бетоном для подводных работ, а процесс контролировали ныряльщики.
Рейксмузеум - реконструкция © Pedro Pegenaute

Бюджет проекта составил 375 млн евро, но он также включает в себя строительство отдельного павильона азиатского искусства, помещенного в центр пруда, приспособление парка под сад скульптур по проекту Copijn Landschapsarchitecten (14 500 м2), устройство служебного входного корпуса, реконструкцию исторической Школы рисунка (Teekenschool) как музейного образовательного центра, а также строительство поблизости от Рейксмузеума здания музейных мастерских, слитого с еще одной постройкой Кёйперса – бывшим Институтом охраны труда.
Рейксмузеум - реконструкция © Pedro Pegenaute

Но работы по обновлению музея еще не завершены: остававшееся на время реконструкции открытым крыло Philips теперь превратят в современное пространство для временных выставок. Авторами проекта также выступили Cruz y Ortiz.
Рейксмузеум - реконструкция © Jannes Linders
Рейксмузеум - реконструкция © Jannes Linders
Рейксмузеум - реконструкция © Jannes Linders
Рейксмузеум - реконструкция © Jannes Linders
Рейксмузеум - реконструкция © Pedro Pegenaute
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
Рейксмузеум - реконструкция. Павильон азиатского искусства © Eric Smits
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos


16 Апреля 2013

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.
От гор к водам
В Шэньчжэне реализован проект OMA: офисная башня Prince Plaza c торговым центром в большом стилобате.