На зыбкой почве

В Амстердаме открылся после 10-летней реконструкции Рейксмузеум — главный музей Нидерландов.

mainImg
Авторами проекта перестройки стали испанцы Cruz y Ortiz, дизайн экспозиции выполнил Жан-Мишель Вильмотт, а за реставрацию отвечало бюро Van Hoogevest Architecten. Задачей архитекторов было приспособить громоздкое здание в русле эклектизма, построенное в 1885 Петрусом (Пьером) Кёйперсом, под нужды музея 21 века. Пышные интерьеры отвлекали внимание от экспонатов, не хватало места как для выставок, так и для сопутствующей им программы, постоянную экспозицию было невозможно разместить по единой системе, и так далее.
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
Рейксмузеум - реконструкция © Myra May

Теперь же все экспонаты от 12 до 20 века расположены в строгом хронологическом порядке, по этажам снизу вверх, причем хронология поддержана цветовым решением: краска стен постепенно светлеет при движении вверх, в залах современного искусства достигая почти белого цвета. При этом все произведения расположились по-новому, за исключением самого главного – «Ночного дозора» Рембрандта, вернувшегося на свое прежнее место в «Галерее почета», где выставлены произведения Золотого века голландского искусства.
Рейксмузеум - реконструкция © Pedro Pegenaute

Архитекторы по уже устоявшейся в музейном строительстве схеме перекрыли два двора здания стеклянными кровлями, а также углубили их до уровня -1 этажа, предварительно убрав занимавшие их позднейшие пристройки. Затем расположили под одним двором аудиторию, под другим – музейный магазин и кафе. Сами же дворы превратились в просторные общественные пространства, куда можно попасть даже без покупки билета. Их стены образуют дворовые фасады музея, а новые поверхности облицованы светлым камнем. Антонио Крус и Антонио Ортис учли ошибку Нормана Фостера, в чьем дворе Британского музея любой звук хорошо слышен и даже отдается эхом, поэтому в Рейксмузеуме шумы приглушены подвешенными к перекрытиями белыми решетками со звукопоглощающим материалом.



Рейксмузеум - реконструкция © Rijksmuseum

Но главной проблемой для архитекторов стало объединение двух дворов в единое целое. В историческом здании по центру фасада расположен коридор для пешеходов и велосипедистов, позволяющий быстро пройти сквозь здание. Проект реконструкции предусматривал превращение его в главный вход в музей, объединяющий оба двора, но горожане взбунтовались, и сейчас коридор сохранен в прежнем виде, в музей можно попасть через четыре малых входа, а под ним проложен подземный проход, соединяющий дворы друг с другом.
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos

Музей закрыли на реконструкцию в 2003 и собирались открыть уже в 2008. 10-летний срок работ объясняется тем, что для устройства подземных ярусов в напоенной водой почве Амстердама пришлось приложить титанические усилия, а также для такого сложного проекта никак не находился подрядчик. Инженеры Arcadis сделали новые подземные части здания конструктивно независимыми от исторической постройки, так как она медленно оседает. Поэтому расположенные над подземным проходом между дворами наземный коридор и «Галерея почета» теперь превращены в нависающий над ним «мост». Вырытые котлованы тут же наполнились водой, поэтому их заливали специальным бетоном для подводных работ, а процесс контролировали ныряльщики.
Рейксмузеум - реконструкция © Pedro Pegenaute

Бюджет проекта составил 375 млн евро, но он также включает в себя строительство отдельного павильона азиатского искусства, помещенного в центр пруда, приспособление парка под сад скульптур по проекту Copijn Landschapsarchitecten (14 500 м2), устройство служебного входного корпуса, реконструкцию исторической Школы рисунка (Teekenschool) как музейного образовательного центра, а также строительство поблизости от Рейксмузеума здания музейных мастерских, слитого с еще одной постройкой Кёйперса – бывшим Институтом охраны труда.
Рейксмузеум - реконструкция © Pedro Pegenaute

Но работы по обновлению музея еще не завершены: остававшееся на время реконструкции открытым крыло Philips теперь превратят в современное пространство для временных выставок. Авторами проекта также выступили Cruz y Ortiz.
Рейксмузеум - реконструкция © Jannes Linders
Рейксмузеум - реконструкция © Jannes Linders
Рейксмузеум - реконструкция © Jannes Linders
Рейксмузеум - реконструкция © Jannes Linders
Рейксмузеум - реконструкция © Pedro Pegenaute
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
Рейксмузеум - реконструкция. Павильон азиатского искусства © Eric Smits
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos

16 Апреля 2013

Cruz y Ortiz: другие проекты
Похожие статьи
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.