На зыбкой почве

В Амстердаме открылся после 10-летней реконструкции Рейксмузеум — главный музей Нидерландов.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Авторами проекта перестройки стали испанцы Cruz y Ortiz, дизайн экспозиции выполнил Жан-Мишель Вильмотт, а за реставрацию отвечало бюро Van Hoogevest Architecten. Задачей архитекторов было приспособить громоздкое здание в русле эклектизма, построенное в 1885 Петрусом (Пьером) Кёйперсом, под нужды музея 21 века. Пышные интерьеры отвлекали внимание от экспонатов, не хватало места как для выставок, так и для сопутствующей им программы, постоянную экспозицию было невозможно разместить по единой системе, и так далее.
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
Рейксмузеум - реконструкция © Myra May
Теперь же все экспонаты от 12 до 20 века расположены в строгом хронологическом порядке, по этажам снизу вверх, причем хронология поддержана цветовым решением: краска стен постепенно светлеет при движении вверх, в залах современного искусства достигая почти белого цвета. При этом все произведения расположились по-новому, за исключением самого главного – «Ночного дозора» Рембрандта, вернувшегося на свое прежнее место в «Галерее почета», где выставлены произведения Золотого века голландского искусства.
Рейксмузеум - реконструкция © Pedro Pegenaute
Архитекторы по уже устоявшейся в музейном строительстве схеме перекрыли два двора здания стеклянными кровлями, а также углубили их до уровня -1 этажа, предварительно убрав занимавшие их позднейшие пристройки. Затем расположили под одним двором аудиторию, под другим – музейный магазин и кафе. Сами же дворы превратились в просторные общественные пространства, куда можно попасть даже без покупки билета. Их стены образуют дворовые фасады музея, а новые поверхности облицованы светлым камнем. Антонио Крус и Антонио Ортис учли ошибку Нормана Фостера, в чьем дворе Британского музея любой звук хорошо слышен и даже отдается эхом, поэтому в Рейксмузеуме шумы приглушены подвешенными к перекрытиями белыми решетками со звукопоглощающим материалом.


Рейксмузеум - реконструкция © Rijksmuseum
Но главной проблемой для архитекторов стало объединение двух дворов в единое целое. В историческом здании по центру фасада расположен коридор для пешеходов и велосипедистов, позволяющий быстро пройти сквозь здание. Проект реконструкции предусматривал превращение его в главный вход в музей, объединяющий оба двора, но горожане взбунтовались, и сейчас коридор сохранен в прежнем виде, в музей можно попасть через четыре малых входа, а под ним проложен подземный проход, соединяющий дворы друг с другом.
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
Музей закрыли на реконструкцию в 2003 и собирались открыть уже в 2008. 10-летний срок работ объясняется тем, что для устройства подземных ярусов в напоенной водой почве Амстердама пришлось приложить титанические усилия, а также для такого сложного проекта никак не находился подрядчик. Инженеры Arcadis сделали новые подземные части здания конструктивно независимыми от исторической постройки, так как она медленно оседает. Поэтому расположенные над подземным проходом между дворами наземный коридор и «Галерея почета» теперь превращены в нависающий над ним «мост». Вырытые котлованы тут же наполнились водой, поэтому их заливали специальным бетоном для подводных работ, а процесс контролировали ныряльщики.
Рейксмузеум - реконструкция © Pedro Pegenaute
Бюджет проекта составил 375 млн евро, но он также включает в себя строительство отдельного павильона азиатского искусства, помещенного в центр пруда, приспособление парка под сад скульптур по проекту Copijn Landschapsarchitecten (14 500 м2), устройство служебного входного корпуса, реконструкцию исторической Школы рисунка (Teekenschool) как музейного образовательного центра, а также строительство поблизости от Рейксмузеума здания музейных мастерских, слитого с еще одной постройкой Кёйперса – бывшим Институтом охраны труда.
Рейксмузеум - реконструкция © Pedro Pegenaute
Но работы по обновлению музея еще не завершены: остававшееся на время реконструкции открытым крыло Philips теперь превратят в современное пространство для временных выставок. Авторами проекта также выступили Cruz y Ortiz.
Рейксмузеум - реконструкция © Jannes Linders
Рейксмузеум - реконструкция © Jannes Linders
Рейксмузеум - реконструкция © Jannes Linders
Рейксмузеум - реконструкция © Jannes Linders
Рейксмузеум - реконструкция © Pedro Pegenaute
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Iwan Baan
Рейксмузеум - реконструкция. Павильон азиатского искусства © Eric Smits
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
zooming
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos
Рейксмузеум - реконструкция © Cruz y Ortiz Arquitectos


16 Апреля 2013

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Между Мегой и рекой
Парк у торгового центра, сделанный по всем канонам современного общественного пространства: здесь учтены потребности горожан, идентичность, экономическая и экологическая устойчивость.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Алгоритмы и экономия времени: архитектор Лео Штуккардт...
Лео Штуккардт, руководитель проектов в бюро MVRDV и выпускник программы «Новая норма» Института «Стрелка», приехал в Санкт-Петербург на международную конференцию In The City, где рассказал о своем новом проекте и объяснил, какими должны быть современные методы проектирования.
Пресса: Что хорошего в Москве оставила вполне шизофреническая...
Вчера не стало Юрия Лужкова. Двумя месяцами ранее ушел из жизни архитектор Александр Кузьмин. Он пробыл в должности главного архитектора Москвы с 1996 по 2012 год. Этот промежуток охватывает почти весь срок правления легендарного и противоречивого мэра.
МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.