Линии связи

Рассказ об экскурсии по мостам Москвы-реки.

mainImg
31 августа в рамках проекта «Остров Москва» состоялась очередная экскурсия, посвященная мостам на Москве-реке. Историю строительства самых интересных мостов столицы дополнили результаты исследований, проведенных Институтом Генплана в ходе подготовки международного конкурса на концепцию развития территорий вдоль Москвы-реки.

Масштабные конкурсы, ставшие уже привычной частью градостроительной политики столичного правительства, сочетаются с растущим интересом горожан к прикладной урбанистике. Общественная активность и административный ресурс теперь действуют в одном направлении, выявляя наиболее актуальные проблемы и формируя общее информационное поле, где объединены знания и опыт профессионалов и искренний интерес горожан. Примером такой синергии может служить экскурсионный проект «Остров Москва» (его автор и руководитель – Ростислав Вылегжанин), инициированный группой журналистов, историков и москвоведов и стартовавший практически одновременно с международным конкурсом на концепцию развития территорий вдоль Москвы-реки.

Стремление москвичей сделать реку частью своей жизни совпало с намерением городских властей разработать комплексную программу освоения и преобразования речных берегов. Город долго игнорировал свою реку. Этот грандиозный территориальный и инфраструктурный ресурс, составляющий до 10% площади Москвы в старых границах, до сих пор практически не использовался: только четверть (!) из 200 километров береговой линии Москвы-реки обустроена, а большая часть остальной территории вычеркнута из жизни горожан. Изменить ситуацию должна долгосрочная программа, первым шагом в реализации которой стал градостроительный конкурс, по масштабам поставленной задачи сопоставимый с конкурсом на концепцию развития московской агломерации. Кстати, многие из представленных в 2012 году концепций агломерации включали в себя предложения по повышению роли реки в городе.

Результаты нынешнего конкурса, а тем более их реализация – это вопрос будущего, а уже сейчас –благодаря проекту «Остров Москва» – любой желающий может ознакомиться с достопримечательностями Москвы-реки. Экскурсоводом для собравшихся на борту колоритного парохода «Царица Елена» выступил Борис Кондаков, архитектор мастерской НИиПИ Генплана «Исторические зоны», участвовавший в предварявшем конкурс комплексном архитектурно-историческом исследовании. Экскурсия «Мосты над Москвой-рекой» стартовала в половину седьмого от Москворецкой набережной и закончилась два часа спустя у Москва-Сити. Интересная тема и возможность полюбоваться вечерней столицей привлекла многих: почти все места и на открытой, и на закрытой палубе были заняты. Устроителям удалось создать очень уютную обстановку – удобные кресла, теплые пледы, глинтвейн и кофе – благодаря которой содержательная лекция походила скорее на дружескую беседу.
 
zooming
Панорама Москва-реки. Фото предоставлено НИиПИ Генплана
На «Царице Елене». Фото: Дмитрий Кремер
На «Царице Елене». Фото: Дмитрий Кремер



На всем протяжении Москвы-реки – 37 мостов, и этого количества катастрофически не хватает для крупного мегаполиса. В Париже их почти столько же, сколько и в Москве (35 мостов), но протяженность Сены в границах города – всего 12 км, тогда как Москвы-реки – 83 километра. В результате, в Париже между двумя мостами расстояние – всего 300–400 метров: эта дистанция комфортна для пешеходов и оптимальна для обеспечения слитности городской ткани и транспортной доступности.

В Москве наименьшее расстояние от моста до моста – 500–900 метров – можно встретить только в центре города, а на периферии оно достигает 13,7 км (между Братеевским мостом и мостом на проспекте Андропова).
 



Так, берега реки связаны редкими «стежками», с трудом объединяющими две половины города. Лакуны в инфраструктуре усложняют доступ к отдельным районам и объектам, приводя к пробкам на дорогах. Но зато каждый мост в Москве – достопримечательность: или архитектурно-инженерный шедевр, или обладатель сложной и интересной судьбы. Большая часть столичных мостов была построена или реконструирована почти 100 лет назад, в процессе реализации грандиозного замысла, поражающего своим масштабом даже сейчас – проекта застройки набережных Москвы-реки по генеральному плану 1935 года.

Один из авторов Генерального план реконструкции Москвы и впоследствии главный архитектор столицы С.Е. Чернышев в статье «Река и город» (журнал «Архитектура СССР» №4 за 1934) писал, что требуется создать «единый архитектурный ансамбль на всем протяжении реки». Причем «застройке необходимо дать объемно-пространственное решение с использованием богатых возможностей меняющегося рельефа береговой полосы. Фронт зданий следует приблизить к набережной в одних случаях – или террасообразной застройкой его отодвигать от реки, чтобы дать место парку, или открыть глубинную перспективу на тот или иной интересный городской ансамбль». По-столичному торжественно, по мнению Чернышева, должны были оформляться набережные реки: берега одевались гранитом, а сами набережные превращались «в прекрасные, опоясанные зеленью магистрали». Были продуманы и детали: «Новые сходы к реке должны быть просторны и, где надо, как например, у Дворца Советов, монументально-величественны. При оформлении набережных и мостов широкое применение должна получить скульптура, барельефы, статуи, эмблемы, революционные памятники и т.д. Все элементы необходимого оборудования набережных и мостов... должны быть учтены при самом проектировании и получить единообразное оформление». Анализируя ситуацию, С.Е.Чернышев констатировал, что «...мосты, живописные террасы, лестницы, ведущие к мостам, эстакады, монументальные здания по берегам реки – все это в сочетании с зеленью и зеркалом реки дает богатый материал для оформления».

Зодчий высказал мысль о том, что многие города мира в значительной степени обязаны своей красотой своим речным «магистралям» и в этой связи в работе московских архитекторов трактовка связи «реки и города» могло придать облику столицы дополнительное своеобразие. И, как показал опыт, во многом благодаря усилиям зодчих 1-й половины XX века, трудившихся над проектами новых и реконструируемых мостов и набережных, центр Москвы стал таким, каким мы его знаем и любим. В Генпланах Москвы 1923 и 1935 годов обновлению и строительству мостов уделялось большое внимание. Тогда были реконструированы самые старые мосты столицы – Бородинский и Новоспасский.
 
Бородинский мост. Фото: Дмитрий Кремер



В 1930-х годах построили сразу пять мостов (беспрецедентный масштаб, не имевший аналогов в истории города), а именно: Большой Устьинский, Москворецкий, Большой Каменный, Крымский и Краснохолмский. Они сохранились до наших дней в разной степени аутентичности, поскольку мост, в первую очередь, строение функциональное и утилитарное, он быстро устаревает – если не физически, то функционально, и требует расширения полотна и подъема пролетов в связи с растущей транспортной нагрузкой и развитием навигации.

Но бывает и наоборот. Например, Большой Устьинский мост (1938 г.), соединяющий Яузский бульвар с Садовническим проездом, спроектированный архитектором Г. П. Гольцем, был рассчитан на транспортный поток в 11 000 автомашин в час, а такой нагрузки не удалось достигнуть как в прошлом веке, так и в нынешнем. В результате, это самый свободный мост в городе даже в час пик. Однако мосту не повезло по части убранства – полностью была реализована только инженерная часть проекта, а архитектурный декор остался на бумаге.
 
zooming
Большой Устьинский мост. Фото: Дмитрий Кремер



А жаль – помимо декора самого моста на пересечении с Яузой планировалось поставить башню-маяк, которая бы украсила панораму города и реки.

Большой Москворецкий мост, построенный по проекту А. В. Щусева в 1938, тоже планировалось украсить. По просьбе архитектора Вера Мухина разработала несколько эскизов скульптурных композиций. Одна из них, «Хлеб», была реализована, но на мосту ее не установили. Сегодня скульптуру, изображающую трех девушек, которые олицетворяют Море, Землю и Плодородие, можно увидеть в парке «Дружба» у Речного вокзала. А Москворецкий мост в ближайшие годы ожидает реконструкция: во время строительства парка «Зарядье» предлагается сузить автомобильную часть моста в пользу пешеходной зоны, которую предлагается озеленить.
 
Большой Москворецкий мост. Фото: Дмитрий Кремер



Интересно, что мосты можно не только увеличивать по высоте и ширине, но и передвигать. Именно так сложилась судьба у двух пешеходных столичных мостов, Андреевского (Пушкинский) и Богдана Хмельницкого (пешеходный Киевский мост), переделанных из старых железнодорожных мостов, построенных по проектам А. Н. Померанцева и Л. Д. Проскурякова в начале XX века.
 
Андреевский (Пушкинский) пешеходный мост. Фото: Дмитрий Кремер



Новые железнодорожные мосты «Новоандреевский» и «Краснолужский» («Лужнецкий») воспроизводят образ своих старинных предшественников.
 
Новый Андреевский железнодорожный мост. Фото: Дмитрий Кремер
Новый Краснолужский мост. Фото: Дмитрий Кремер



На металлическом Большом Каменном мосту, возведенному в 1938 по проекту В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха и М.А. Минкуса, тоже можно найти следы истории. Во-первых, это название, унаследованное от предшественника, настоящего каменного моста, стоявшего немного выше по течению. Во-вторых, на его чугунных парапетах изображен старый (1924–1993) герб Москвы – на фоне звезды видны серп, молот и обелиск в память Октябрьской революции: этот монумент стоял в 1918–1941 напротив сегодняшнего здания Мэрии Москвы, а потом на его месте установили памятник Юрию Долгорукому.
Большой Каменный мост в 1932. Фото: Дмитрий Кремер



По карте города можно проследить идеи, заложенные, но так и реализованные градостроителями прошлого. Так, уже упоминавшийся Андреевский мост был сооружен как часть транспортного кольца, запроектированного в так и не осуществленном генплане Щусева (1923). Вдоль этого кольца возводились здания-доминанты в авангардной стилистике: например, башня Шухова, которая стоит как раз по направлению движения вдоль моста от Фрунзенской набережной к Титовскому проезду.

Таких подготовленных, но не до конца осуществленных градостроительных проектов на карте города много. В качестве примера Борис Кондаков привел Смоленский метромост, в котором первоначально предусматривалась возможность пешеходного движения, но эта идея не была воплощена в жизнь. О том, что такая мысль была у его проектировщиков, говорят конструкции моста – просторные лестничные марши.
 
Смоленский метромост. Фото: Дмитрий Кремер



Также при внимательном изучении карты столицы можно легко представить себя в роли мостостроителя и найти подходящее место для нового «связующего звена». Так, Борис Кондаков предлагает соединить Лужнецкую и Воробьевскую набережные пешеходным мостом, связав расположенные по одной линии Большую Пироговскую улицу с Мичуринским проспектом. Если взглянуть на карту города – он так и просится на это место.
 
zooming
«Виртуальный мост» между Мичуринским проспектом и Большой Пироговской улицей



Однако на разработанной институтом Генерального плана Москвы схеме, предлагающей рациональное размещение мостов, этот мост не обозначен, зато на ней имеются целых 16 новых мостов. Так, на территории реконструируемого ЗИЛа, по мнению планировщиков, было бы целесообразно возвести 4 моста, а на Юго-востоке – в Печатниках, Марьино и Капотне – три. Транспортные проблемы Москва-Сити и прилегающих районов смогут решить 5 мостов. Один мост мог бы связать районы Филевский Парк и Хорошево-Мневники, а три на северо-западе –Строгино и Покровское-Стрешнево.
 



Еще одним мостом, необходимость в котором ощущает каждый, кто прогуливался от Парка Горького к Крымской набережной и дальше до Кремля, является пешеходный мост, ведущий от «Музеона» на «Красный Октябрь». Уже не раз в прессе проскакивала информация о намерении московского правительства объявить конкурс на этот проект, но дальше анонсов дело пока не пошло.

Так что мостостроение, остановившееся в Москве в течение долгих лет, наконец, продолжится. Городская ткань нуждается в мостах как средствах связи, а городская среда – как в одной из красивейших деталей городских пейзажей. Преемственность градостроительных концепций прошлого и настоящего должна проявиться в конкурсных проектах по реконструкции береговой зоны Москвы-реки. Напоминаем, что 12 сентября 2014 заканчивается прием заявок на участие в конкурсе, а уже 19 сентября будут объявлены 6 финалистов, которые к декабрю этого года представят в своих концепциях видение развития территорий вдоль Москвы-реки, а также идеи по созданию новых мостов и набережных.
 
Крымский мост. Фото: Елена Петухова

09 Сентября 2014

Пресса: Власти Москвы планируют проложить 246 километров велодорожек
По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, велодорожки планируется сделать частью единой взаимосвязанной системы пешеходно-рекреационных пространств, предусмотренной рамочной концепцией преобразования прилегающих к Москве-реке территорий.
Пресса: Экология реки: стратегия и практики
Экологическая стратегия является важным разделом общей концепции развития прибрежных территорий Москвы-реки. В проекте победившей в конкурсе команды «Проект Меганом» за экологизацию реки отвечает партнер всемирно известного бюро Gillespies Брайан Эванс. Мы попросили Брайана прокомментировать его предложения, а также задали вопросы эксперту конкурса, директору Института комплексного развития территорий Анне Курбатовой.
Пресса: «Проект Меганом»: на Москве-реке могут появиться очищающие...
Как решить проблему загрязнения Москвы-реки, открыть доступ к реке для горожан и сделать столичные набережные благоустроенными с применением инновационных идей? Об этом в интервью корреспонденту портала Стройкомплекса рассказала Анна Камышан, менеджер проекта-победителя международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки архитектурного бюро «Проект Меганом».
Пресса: Юрий Григорян: Москва-река станет самой оживленной...
Архитектор, основатель и руководитель бюро «Проект Меганом» Юрий Григорян рассказал о преобразовании набережных Москвы-реки, «портах будущего» и развитии новых городских центров в периферийных районах Москвы.
Пресса: Архитекторы решают – какой станет Москва-река через...
Подведение итогов конкурса на развитие набережных Москвы-реки стало отправной точкой более предметного разговора о будущем этих территорий. В ходе прошедших накануне дискуссий финалисты конкурса и эксперты обсудили перспективы воплощения концепций — рациональные идеи для Москвы-реки есть в каждом из шести проектов.
Пресса: Быстрое течение
В 2015 году в столице начнется реализация нового масштабного проекта, связанного с реабилитацией городских набережных и застройкой территорий, тяготеющих к Москве-реке. За основу будет взята концепция архитектурного бюро «Меганом», победившая на международном конкурсе.
Пресса: Финалисты конкурса по развитию Москвы-реки: плюсы...
13 декабря в рамках Фестиваля Урбанфорума-2014 прошла презентация концепций финалистов конкурса на развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. О достоинствах и недостатках проектов рассказали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов.
Пресса: Архитектуру Москвы-реки вводят в жилое русло
Столичные власти подвели итоги международного конкурса на разработку облика московских набережных. Победители из бюро «Проект Меганом» задались целью превратить реку в «позвоночник» города, спроектировав в каждом районе «порты будущего» с магазинами, жильем и спорткомплексами. Эксперты полагают, что концепция позволит построить вдоль реки 30 млн кв. м недвижимости стоимостью до $180 млрд.
Пресса: Москва-река и 37 портов
Столичные власти выбрали концепцию, определяющую развитие главной водной артерии города до 2035 года. Победителем стал проект российской компании «Меганом». Для его воплощения в правительстве города будет создана специальная рабочая группа, призванная координировать действия органов исполнительной власти.
Пресса: Новое течение Москвы-реки
Победителем международного конкурса на концепцию градостроительного развития территории у Москвы-реки стал консорциум во главе с российским архитектурным бюро «Проект Меганом». Программа ляжет в основу развития Москвы-реки, которая будет представлена в апреле 2015 года, а реализована полностью к 2035 году.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
Сейчас на главной
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.