«Музейный кластер»

Итоги конкурса на лучшую концепцию «Музейного кластера» у стен Кремля, проведённого Музеем архитектуры.

mainImg
Открытый архитектурный конкурс идей был организован и проведен Музеем архитектуры при поддержке Москомархитектуры с целью переосмысления городского пространства, расположенного в районе Боровицкой площади, пересечения улиц Моховая и Знаменка, Воздвиженка и Крестовоздвиженского переулка. Публикуем проекты-победители с авторскими описаниями.

1.
Андрей Адамович, Михаил Орлов, Максим Вертипорох, Елизавета Косихина и Татьяна Вензелева
На территории участка находится большое количество архитектурных памятников, музеев и мест притяжения, которые сейчас не связаны в единую сеть. В данном проекте основной задачей для нас является создание непрерывного пешеходного пространства, способного объединить основную пешеходную территорию центральной части Москвы и организовать легкий доступ к музейной сети города. Территория, ограниченная улицами Моховая и Знаменка, Воздвиженка и Крестовоздвиженскии пер., трансформируется в пешеходную зону с использованием дворовых пространств, включаемых в музейный кластер.

Одной из основных задач этого проекта является соединение разделенных участков бульварного кольца, создание возможности непрерывного движения пешеходов от Никитского бульвара до Кремля, через Гоголевский бульвар и улицу Волхонка. Постоянно прерывающееся бульварное кольцо создает неудобство для пешеходов, подземные пешеходные переходы не являются адекватным выходом из сложившейся ситуации. Необходимость сделать бульвары более доступными и удобными для пешеходов привела нас к созданию надземного открытого перехода между бульварами. Массивный переход шириной с соединяемые бульвары покрыт зелеными насаждениями, и там посажены деревья. Соединенные таким методом бульвары позволяют не мешать транспортному движению на этом участке, а для пешеходов создается качественная городская среда, наполненная зелеными насаждениями.
zooming
Проект архитектурного бюро «Студио-ТА». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса
Проект Андрея Адамовича, Михаила Орлова, Максима Вертипороха, Елизаветы Косихиной и Татьяны Вензелевой. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса
2.
Анастасия Тер-Саакова и Алексей Котлярский

В конкурсном предложении рассматриваются аспекты повышения качества среды данного участка. Проектное предложение включает в себя рассмотрение фактора пешеходной доступности территории и рассматриваются возможности использования её ресурсов. Предлагаются 2 пешеходных маршрута, проходящих по участку. Первый является замкнутым и проходит по центральным площадям и кварталам. Он начинается от м. Третьяковская, через остров, огибает Кремль. Второй маршрут является хордовым путём от м. Китай-Город до м. Кропоткинская, причём на него попадают как новые пешеходные зоны Москвы, так и основные объекты музейного назначения (МУАР, Библиотека им. Ленина, Пушкинский музей).

Анализ показал, что пешеходная связанность рассматриваемой территории с окружающим городом довольно неравномерная и предполагает малое количество возможных путей. Также проницаемость самого участка затруднена различными факторами, например закрытыми проходами и переулками, разрезана скоростными улицами, без наземных переходов, движение пешеходов часто осуществляется рядом с магистральными улицами. Создание новых пешеходных связей позволит привлечь посетителей в данные кварталы и будет способствовать их развитию.
Проект Анастасии Тер-Сааковой и Алексея Котлярского. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса
3.
Антон Иванов

Политика проекта основана на шести предложениях. Это меню возможностей, возрастающее по мере увеличения ресурсов для их реализации в городе. Шесть равноправных идей одновременно взаимосвязаны и последовательно реализуемы, но также независимо осуществимы по отдельности. 

Опция I. Радио

Первым шагом к созданию Музейного квартала становится объединение культурных институций с помощью интернета. Проект нематериального вторжения предлагает оборудовать сеть wi-fi роутеров на территории Музейного Кластера. Каждому посетителю, туристу и гостю квартала достаточно иметь смартфон или ноутбук чтобы бесплатно воспользоваться сетью и зайти на гостевую страницу Музейного квартала.

Опция II. Фестиваль
Дореволюционная Москва всегда славилась своими ярмарками и богатыми рынками. Возрождая традицию большого городского уличного события, музейный кластер проводит первый московский однодневный Фестиваль. Программа фестиваля закольцована внутри Музейного Кластера.

Опция III. Павильон
Территория Музейного кластера имеет крайне закрытый характер. По количеству заборов и ворот на метр квадратный эта территория в пешей доступности от Кремля превосходит любой дачный поселок загородом. Чтобы вывести территорию Кластера из временного паралича самоидентификации, проводится ежегодный архитектурный конкурс на павильон внутри территории Кластера. Главным условием конкурсного задание становится активация городской жизни и жизнеспособность программы в течении последующих трех лет. 

Опция IV. Мастер-план
В основе мастер-плана для Музейного Кластера лежит идея о развитии территории как цельного интерьера, объединяющего в единое пространство уже существующие «комнаты» музеев, офисов и домов. Мастер-план освобождает район от плотного движения машин, при этом не нарушая городские артерии связи.

Опция V. Внутри мастер-плана. Депозитарий городского ландшафта

Территория между Староваганьковским и Крестовоздвиженским переулком, улицей Знаменка и Воздвиженка ознаменована крайне неординарной степенью запустения, в противовес строгой ухоженности Кремля, находящегося совсем рядом. Здесь нет четкой системы пространства. Депозитарий объективно показывает характерную Москву со своим колоритом, совершенно не похожим ни на один из европейских городов. На этой территории внедрение мастер-плана ограничивается созданием тонких туристических линий дорог, позволяющих неспешно гулять, наблюдая одно из самых красивых мест запустения в Москве. Реконструкция улицы носит археологический характер. 

Опция VI. Внутри мастер-плана. Центр новой архитектуры
Москва обладает умопомрачительным горизонтом. То, что так и не смогло выработать единство на уровне плана, соединилось в удивительно красноречивый узорный рисунок на уровне городского силуэта. Объединить весь опыт московской архитектуры можно только панорамным видом. Для этого идеально подходит последний этаж книгохранилища Библиотеки им. Ленина. Так как к 2015 году запланирован ввод в эксплуатацию дополнительного корпуса книгохранилища, немого разряженное здание сможет приобрести новую начинку. Центр Новой Архитектуры объединяет в себе приветственную инфостойку музейного кластера, выставочную площадку МУАРа, лекционную и кинопрограмму, кафе, книжный магазин. Оборудуется лифтовая шахта с отдельным входом со стороны Староваганьковского переулка. 
Проект Антона Иванова. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса

Проекты, получившие специальные премии

1.
Архитектурное бюро «Студио-ТА»

Современный исторический центр Москвы представляет собой территорию с высокой концентрацией объектов культуры и историко-архитектурных памятников. В пешеходной доступности друг от друга располагаются Музеи Кремля, Большой Манеж, Государственный исторический музей, Российская государственная библиотека, Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Румянцевский музей. К сожалению, существующая пешеходная сеть не позволяет удобно передвигаться между ключевыми объектами данного района.

Проектом предлагается развитие территории московского центра в районе Боровицкой площади, пересечения улиц Моховая и Знаменка, Воздвиженка и Крестовоздвиженский пер., с возможностью создания Музейного  кластера. Для создания в данной зоне общественно-культурного пространства необходимо перенаправить существующие пешеходные и транспортные потоки. Изменение пешеходной и транспортной сети данного района не только свяжет между  собой крупнейшие объекты культуры, но и сделает район местом отдыха с возможностью проведения выставок под открытым небом.
zooming
Проект архитектурного бюро «Студио-ТА». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса

2.
Александр Зеликин, Анастасия Казакова, Галина Шуб и журнал «Проект Россия»
Анализ территории проектирования показывает, что она вряд ли может представлять собой единый музейный кластер. С одной стороны, избранная организаторами конкурса опорная тройка учреждений – музей-заповедник «Московский Кремль», ГНИМА им. А.В. Щусева и ГМИИ им А.С. Пушкина – несопоставима по уровню посещаемости.

С другой стороны, мы вынуждены усомниться в том, что активный транзит посетителей между Московским Кремлем и Музеем изящных искусств будет существовать вообще. По крайней мере, в обозримом будущем. Отсутствие перекрестных потоков между ними обусловливается и иными причинами. Главным образом, связанными с размерами данных институций. И Кремль и ГМИИ претендуют на роль своеобразных «музейных городков», в которых посетители проводят по нескольку часов и проходят по нескольку километров. Побывав в одном из этих учреждений, у подавляющего большинства не остается ни сил, ни времени, ни эмоций для осмотра еще одной экспозиции. Что, в частности, доказывает опыт Исторического музея (ГИМ), где потоки посетителей Кремля практически не оседают.

Впрочем, задачи модернизации и повышения привлекательности ГНИМА им. А.В. Щусева это вовсе не отменяет. На наш взгляд, такая задача может быть решена, если обратить внимание на еще один якорный объект культуры, расположенный на линии Волхонки и Моховой, – на Ленинку, Российскую государственную библиотеку. Для Музея архитектуры Ленинка – интересный потенциальный партнер. Несомненно, разработка детальной модели данного сотрудничества требует тщательного изучения деятельности РГБ и ГНИМА. В эскизной же и самой предварительной форме нам представляется целесообразным рекомендовать создать совместное предприятие Joint Venture ЛЕНИН – ЩУСЕВ (сокращенно ЛЕЩ) и обозначить ряд его возможных проектов.

Первым таким проектом, могло бы стать размещение в парадном лестничном холле и зале № 1 РГБ экспозиции архитектуры ХХ века. Второй проект – размещение многофункционального конференц-зала в Ивановском корпусе, находящемся во дворе РГБ. Третий проект – надстройка книгохранилища одноэтажным стеклянным объемом с экспозицией архитектуры XXI века и панорамной террасой на крыше. И, наконец, четвертый проект – реорганизация комплекса ГНИМА с учетом объединения с Ленинкой. Таким образом, в районе Моховой и Волхонки сформируется не один музейный кластер, а три: ЛЕЩ плюс «городки» Кремля и ГМИИ.
Проект Александра Зеликина, Анастасии Казаковой, Галины Шуб и журнала «Проект Россия». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса

3. Ольга Миронова
Проект предлагает создать несколько пешеходных маршрутов (культурно-исторический, функциональный, рекреационный и туристический), которые помогут включить большое количество культурных и архитектурных памятников в единую систему. Для обеспечения максимально удобного передвижения разрабатывается единая навигационная система из знаков, информационных киосков и характерного нового озеленения. Чтобы максимально сохранить и подчеркнуть сложившийся архитектурный исторический характер города, вмешательства в существующую среду минимальны. Все предлагаемые архитектурные формы временные и могут быть адаптированы, в зависимости от функции, времени года и т.д.

Регенерация пешеходного движения разрабатывается в несколько этапов, что позволит наиболее удобное и рациональное использование ресурсов и существующего общественного пространства в каждый из этапов. 
zooming
Проект Ольги Мироновой. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса

20 Июня 2013

Пресса: Музейный кластер для пешеходов и гиков
В Государственном музее архитектуры имени Щусева проходит выставка лучших проектов конкурса «Музейный кластер». Перед архитекторами стояла задача разработать концепцию преобразования центра столицы в единый музейный квартал и связать легендарные культурные объекты, находящиеся в границах Боровицкой площади, пересечения улиц Моховая и Знаменка, Воздвиженки и Крестовоздвиженского переулка, сетью пешеходных маршрутов. «Московские новости» изучили проекты победителей.
Пресса: Архитекторы проектируют будущее Москвы
«Новое пространство» - именно под таким смелым девизом в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева прошел пресс-показ проектов-участников конкурса «Музейный кластер».
Пресса: Названы наиболее удачные проекты развития исторического...
Подведены итоги конкурса на лучшую концепцию столичного «Музейного кластера». Слово иностранное, от английского cluster, то есть гроздь, скопление. Оно означает концентрацию однотипных объектов. По замыслу организаторов конкурса, эти объекты должна объединить одна цель – облагородить и сделать более гуманным, осмысленным, доступным и удобным центр Москвы. Задача очень непростая, если принять во внимание, что вся эта территория имеет особую историческую ценность, архитектуру, которая формировалась веками, и общественность ревностно следит за любыми вмешательствами. Рассказывают «Новости культуры».
Пресса: Каким будет музейный кластер у Кремля: Мосты-бульвары,...
До сентября в Музее архитектуры им. Щусева можно увидеть проекты музейного кластера в центре Москвы — архитекторы предлагают открыть смотровую площадку в книгохранилище РГБ, сделать мосты-бульвары и единую навигацию, убрать заборы и многое другое.
Пресса: В столице объявят результаты конкурса на лучшую концепцию...
Сегодня в Москве объявят результаты архитектурного конкурса на лучшую концепцию «Музейного кластера». Участникам – их оказалось более ста – предлагалось разработать комплексное решение развития территории исторического центра столицы. Организатором конкурса выступил Музей архитектуры имени Щусева, где месяц назад стартовал проект «Музей. Новое пространство». Рассказывают «Новости культуры».
Пресса: Архитектурные конкурсы поставят на конвейер
На днях в Москве было объявлено сразу два архитектурных конкурса – на лучшую концепцию музейного кластера у стен Кремля и вторую очередь башни «Империя Тауэр» в ММДЦ «Москва-Сити». В первом случае заказчиком выступает Музей архитектуры имени Щусева, во втором – компания-застройщик. Москомархитектура поддерживает обе инициативы и не собирается оставаться в стороне от наметившегося тренда. Архитектурные конкурсы на разные типы объектов в 2013 году планируется объявлять в тактовом режиме – по одному в неделю.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.