«Музейный кластер»

Итоги конкурса на лучшую концепцию «Музейного кластера» у стен Кремля, проведённого Музеем архитектуры.

mainImg
Открытый архитектурный конкурс идей был организован и проведен Музеем архитектуры при поддержке Москомархитектуры с целью переосмысления городского пространства, расположенного в районе Боровицкой площади, пересечения улиц Моховая и Знаменка, Воздвиженка и Крестовоздвиженского переулка. Публикуем проекты-победители с авторскими описаниями.

1.
Андрей Адамович, Михаил Орлов, Максим Вертипорох, Елизавета Косихина и Татьяна Вензелева
На территории участка находится большое количество архитектурных памятников, музеев и мест притяжения, которые сейчас не связаны в единую сеть. В данном проекте основной задачей для нас является создание непрерывного пешеходного пространства, способного объединить основную пешеходную территорию центральной части Москвы и организовать легкий доступ к музейной сети города. Территория, ограниченная улицами Моховая и Знаменка, Воздвиженка и Крестовоздвиженскии пер., трансформируется в пешеходную зону с использованием дворовых пространств, включаемых в музейный кластер.

Одной из основных задач этого проекта является соединение разделенных участков бульварного кольца, создание возможности непрерывного движения пешеходов от Никитского бульвара до Кремля, через Гоголевский бульвар и улицу Волхонка. Постоянно прерывающееся бульварное кольцо создает неудобство для пешеходов, подземные пешеходные переходы не являются адекватным выходом из сложившейся ситуации. Необходимость сделать бульвары более доступными и удобными для пешеходов привела нас к созданию надземного открытого перехода между бульварами. Массивный переход шириной с соединяемые бульвары покрыт зелеными насаждениями, и там посажены деревья. Соединенные таким методом бульвары позволяют не мешать транспортному движению на этом участке, а для пешеходов создается качественная городская среда, наполненная зелеными насаждениями.
zooming
Проект архитектурного бюро «Студио-ТА». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса
Проект Андрея Адамовича, Михаила Орлова, Максима Вертипороха, Елизаветы Косихиной и Татьяны Вензелевой. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса
2.
Анастасия Тер-Саакова и Алексей Котлярский

В конкурсном предложении рассматриваются аспекты повышения качества среды данного участка. Проектное предложение включает в себя рассмотрение фактора пешеходной доступности территории и рассматриваются возможности использования её ресурсов. Предлагаются 2 пешеходных маршрута, проходящих по участку. Первый является замкнутым и проходит по центральным площадям и кварталам. Он начинается от м. Третьяковская, через остров, огибает Кремль. Второй маршрут является хордовым путём от м. Китай-Город до м. Кропоткинская, причём на него попадают как новые пешеходные зоны Москвы, так и основные объекты музейного назначения (МУАР, Библиотека им. Ленина, Пушкинский музей).

Анализ показал, что пешеходная связанность рассматриваемой территории с окружающим городом довольно неравномерная и предполагает малое количество возможных путей. Также проницаемость самого участка затруднена различными факторами, например закрытыми проходами и переулками, разрезана скоростными улицами, без наземных переходов, движение пешеходов часто осуществляется рядом с магистральными улицами. Создание новых пешеходных связей позволит привлечь посетителей в данные кварталы и будет способствовать их развитию.
Проект Анастасии Тер-Сааковой и Алексея Котлярского. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса
3.
Антон Иванов

Политика проекта основана на шести предложениях. Это меню возможностей, возрастающее по мере увеличения ресурсов для их реализации в городе. Шесть равноправных идей одновременно взаимосвязаны и последовательно реализуемы, но также независимо осуществимы по отдельности. 

Опция I. Радио

Первым шагом к созданию Музейного квартала становится объединение культурных институций с помощью интернета. Проект нематериального вторжения предлагает оборудовать сеть wi-fi роутеров на территории Музейного Кластера. Каждому посетителю, туристу и гостю квартала достаточно иметь смартфон или ноутбук чтобы бесплатно воспользоваться сетью и зайти на гостевую страницу Музейного квартала.

Опция II. Фестиваль
Дореволюционная Москва всегда славилась своими ярмарками и богатыми рынками. Возрождая традицию большого городского уличного события, музейный кластер проводит первый московский однодневный Фестиваль. Программа фестиваля закольцована внутри Музейного Кластера.

Опция III. Павильон
Территория Музейного кластера имеет крайне закрытый характер. По количеству заборов и ворот на метр квадратный эта территория в пешей доступности от Кремля превосходит любой дачный поселок загородом. Чтобы вывести территорию Кластера из временного паралича самоидентификации, проводится ежегодный архитектурный конкурс на павильон внутри территории Кластера. Главным условием конкурсного задание становится активация городской жизни и жизнеспособность программы в течении последующих трех лет. 

Опция IV. Мастер-план
В основе мастер-плана для Музейного Кластера лежит идея о развитии территории как цельного интерьера, объединяющего в единое пространство уже существующие «комнаты» музеев, офисов и домов. Мастер-план освобождает район от плотного движения машин, при этом не нарушая городские артерии связи.

Опция V. Внутри мастер-плана. Депозитарий городского ландшафта

Территория между Староваганьковским и Крестовоздвиженским переулком, улицей Знаменка и Воздвиженка ознаменована крайне неординарной степенью запустения, в противовес строгой ухоженности Кремля, находящегося совсем рядом. Здесь нет четкой системы пространства. Депозитарий объективно показывает характерную Москву со своим колоритом, совершенно не похожим ни на один из европейских городов. На этой территории внедрение мастер-плана ограничивается созданием тонких туристических линий дорог, позволяющих неспешно гулять, наблюдая одно из самых красивых мест запустения в Москве. Реконструкция улицы носит археологический характер. 

Опция VI. Внутри мастер-плана. Центр новой архитектуры
Москва обладает умопомрачительным горизонтом. То, что так и не смогло выработать единство на уровне плана, соединилось в удивительно красноречивый узорный рисунок на уровне городского силуэта. Объединить весь опыт московской архитектуры можно только панорамным видом. Для этого идеально подходит последний этаж книгохранилища Библиотеки им. Ленина. Так как к 2015 году запланирован ввод в эксплуатацию дополнительного корпуса книгохранилища, немого разряженное здание сможет приобрести новую начинку. Центр Новой Архитектуры объединяет в себе приветственную инфостойку музейного кластера, выставочную площадку МУАРа, лекционную и кинопрограмму, кафе, книжный магазин. Оборудуется лифтовая шахта с отдельным входом со стороны Староваганьковского переулка. 
Проект Антона Иванова. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса

Проекты, получившие специальные премии

1.
Архитектурное бюро «Студио-ТА»

Современный исторический центр Москвы представляет собой территорию с высокой концентрацией объектов культуры и историко-архитектурных памятников. В пешеходной доступности друг от друга располагаются Музеи Кремля, Большой Манеж, Государственный исторический музей, Российская государственная библиотека, Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Румянцевский музей. К сожалению, существующая пешеходная сеть не позволяет удобно передвигаться между ключевыми объектами данного района.

Проектом предлагается развитие территории московского центра в районе Боровицкой площади, пересечения улиц Моховая и Знаменка, Воздвиженка и Крестовоздвиженский пер., с возможностью создания Музейного  кластера. Для создания в данной зоне общественно-культурного пространства необходимо перенаправить существующие пешеходные и транспортные потоки. Изменение пешеходной и транспортной сети данного района не только свяжет между  собой крупнейшие объекты культуры, но и сделает район местом отдыха с возможностью проведения выставок под открытым небом.
zooming
Проект архитектурного бюро «Студио-ТА». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса

2.
Александр Зеликин, Анастасия Казакова, Галина Шуб и журнал «Проект Россия»
Анализ территории проектирования показывает, что она вряд ли может представлять собой единый музейный кластер. С одной стороны, избранная организаторами конкурса опорная тройка учреждений – музей-заповедник «Московский Кремль», ГНИМА им. А.В. Щусева и ГМИИ им А.С. Пушкина – несопоставима по уровню посещаемости.

С другой стороны, мы вынуждены усомниться в том, что активный транзит посетителей между Московским Кремлем и Музеем изящных искусств будет существовать вообще. По крайней мере, в обозримом будущем. Отсутствие перекрестных потоков между ними обусловливается и иными причинами. Главным образом, связанными с размерами данных институций. И Кремль и ГМИИ претендуют на роль своеобразных «музейных городков», в которых посетители проводят по нескольку часов и проходят по нескольку километров. Побывав в одном из этих учреждений, у подавляющего большинства не остается ни сил, ни времени, ни эмоций для осмотра еще одной экспозиции. Что, в частности, доказывает опыт Исторического музея (ГИМ), где потоки посетителей Кремля практически не оседают.

Впрочем, задачи модернизации и повышения привлекательности ГНИМА им. А.В. Щусева это вовсе не отменяет. На наш взгляд, такая задача может быть решена, если обратить внимание на еще один якорный объект культуры, расположенный на линии Волхонки и Моховой, – на Ленинку, Российскую государственную библиотеку. Для Музея архитектуры Ленинка – интересный потенциальный партнер. Несомненно, разработка детальной модели данного сотрудничества требует тщательного изучения деятельности РГБ и ГНИМА. В эскизной же и самой предварительной форме нам представляется целесообразным рекомендовать создать совместное предприятие Joint Venture ЛЕНИН – ЩУСЕВ (сокращенно ЛЕЩ) и обозначить ряд его возможных проектов.

Первым таким проектом, могло бы стать размещение в парадном лестничном холле и зале № 1 РГБ экспозиции архитектуры ХХ века. Второй проект – размещение многофункционального конференц-зала в Ивановском корпусе, находящемся во дворе РГБ. Третий проект – надстройка книгохранилища одноэтажным стеклянным объемом с экспозицией архитектуры XXI века и панорамной террасой на крыше. И, наконец, четвертый проект – реорганизация комплекса ГНИМА с учетом объединения с Ленинкой. Таким образом, в районе Моховой и Волхонки сформируется не один музейный кластер, а три: ЛЕЩ плюс «городки» Кремля и ГМИИ.
Проект Александра Зеликина, Анастасии Казаковой, Галины Шуб и журнала «Проект Россия». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса

3. Ольга Миронова
Проект предлагает создать несколько пешеходных маршрутов (культурно-исторический, функциональный, рекреационный и туристический), которые помогут включить большое количество культурных и архитектурных памятников в единую систему. Для обеспечения максимально удобного передвижения разрабатывается единая навигационная система из знаков, информационных киосков и характерного нового озеленения. Чтобы максимально сохранить и подчеркнуть сложившийся архитектурный исторический характер города, вмешательства в существующую среду минимальны. Все предлагаемые архитектурные формы временные и могут быть адаптированы, в зависимости от функции, времени года и т.д.

Регенерация пешеходного движения разрабатывается в несколько этапов, что позволит наиболее удобное и рациональное использование ресурсов и существующего общественного пространства в каждый из этапов. 
zooming
Проект Ольги Мироновой. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса

20 Июня 2013

Пресса: Музейный кластер для пешеходов и гиков
В Государственном музее архитектуры имени Щусева проходит выставка лучших проектов конкурса «Музейный кластер». Перед архитекторами стояла задача разработать концепцию преобразования центра столицы в единый музейный квартал и связать легендарные культурные объекты, находящиеся в границах Боровицкой площади, пересечения улиц Моховая и Знаменка, Воздвиженки и Крестовоздвиженского переулка, сетью пешеходных маршрутов. «Московские новости» изучили проекты победителей.
Пресса: Архитекторы проектируют будущее Москвы
«Новое пространство» - именно под таким смелым девизом в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева прошел пресс-показ проектов-участников конкурса «Музейный кластер».
Пресса: Названы наиболее удачные проекты развития исторического...
Подведены итоги конкурса на лучшую концепцию столичного «Музейного кластера». Слово иностранное, от английского cluster, то есть гроздь, скопление. Оно означает концентрацию однотипных объектов. По замыслу организаторов конкурса, эти объекты должна объединить одна цель – облагородить и сделать более гуманным, осмысленным, доступным и удобным центр Москвы. Задача очень непростая, если принять во внимание, что вся эта территория имеет особую историческую ценность, архитектуру, которая формировалась веками, и общественность ревностно следит за любыми вмешательствами. Рассказывают «Новости культуры».
Пресса: Каким будет музейный кластер у Кремля: Мосты-бульвары,...
До сентября в Музее архитектуры им. Щусева можно увидеть проекты музейного кластера в центре Москвы — архитекторы предлагают открыть смотровую площадку в книгохранилище РГБ, сделать мосты-бульвары и единую навигацию, убрать заборы и многое другое.
Пресса: В столице объявят результаты конкурса на лучшую концепцию...
Сегодня в Москве объявят результаты архитектурного конкурса на лучшую концепцию «Музейного кластера». Участникам – их оказалось более ста – предлагалось разработать комплексное решение развития территории исторического центра столицы. Организатором конкурса выступил Музей архитектуры имени Щусева, где месяц назад стартовал проект «Музей. Новое пространство». Рассказывают «Новости культуры».
Пресса: Архитектурные конкурсы поставят на конвейер
На днях в Москве было объявлено сразу два архитектурных конкурса – на лучшую концепцию музейного кластера у стен Кремля и вторую очередь башни «Империя Тауэр» в ММДЦ «Москва-Сити». В первом случае заказчиком выступает Музей архитектуры имени Щусева, во втором – компания-застройщик. Москомархитектура поддерживает обе инициативы и не собирается оставаться в стороне от наметившегося тренда. Архитектурные конкурсы на разные типы объектов в 2013 году планируется объявлять в тактовом режиме – по одному в неделю.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 километров – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.