«Музейный кластер»

Итоги конкурса на лучшую концепцию «Музейного кластера» у стен Кремля, проведённого Музеем архитектуры.

mainImg
Открытый архитектурный конкурс идей был организован и проведен Музеем архитектуры при поддержке Москомархитектуры с целью переосмысления городского пространства, расположенного в районе Боровицкой площади, пересечения улиц Моховая и Знаменка, Воздвиженка и Крестовоздвиженского переулка. Публикуем проекты-победители с авторскими описаниями.

1.
Андрей Адамович, Михаил Орлов, Максим Вертипорох, Елизавета Косихина и Татьяна Вензелева
На территории участка находится большое количество архитектурных памятников, музеев и мест притяжения, которые сейчас не связаны в единую сеть. В данном проекте основной задачей для нас является создание непрерывного пешеходного пространства, способного объединить основную пешеходную территорию центральной части Москвы и организовать легкий доступ к музейной сети города. Территория, ограниченная улицами Моховая и Знаменка, Воздвиженка и Крестовоздвиженскии пер., трансформируется в пешеходную зону с использованием дворовых пространств, включаемых в музейный кластер.

Одной из основных задач этого проекта является соединение разделенных участков бульварного кольца, создание возможности непрерывного движения пешеходов от Никитского бульвара до Кремля, через Гоголевский бульвар и улицу Волхонка. Постоянно прерывающееся бульварное кольцо создает неудобство для пешеходов, подземные пешеходные переходы не являются адекватным выходом из сложившейся ситуации. Необходимость сделать бульвары более доступными и удобными для пешеходов привела нас к созданию надземного открытого перехода между бульварами. Массивный переход шириной с соединяемые бульвары покрыт зелеными насаждениями, и там посажены деревья. Соединенные таким методом бульвары позволяют не мешать транспортному движению на этом участке, а для пешеходов создается качественная городская среда, наполненная зелеными насаждениями.
zooming
Проект архитектурного бюро «Студио-ТА». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса
Проект Андрея Адамовича, Михаила Орлова, Максима Вертипороха, Елизаветы Косихиной и Татьяны Вензелевой. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса
2.
Анастасия Тер-Саакова и Алексей Котлярский

В конкурсном предложении рассматриваются аспекты повышения качества среды данного участка. Проектное предложение включает в себя рассмотрение фактора пешеходной доступности территории и рассматриваются возможности использования её ресурсов. Предлагаются 2 пешеходных маршрута, проходящих по участку. Первый является замкнутым и проходит по центральным площадям и кварталам. Он начинается от м. Третьяковская, через остров, огибает Кремль. Второй маршрут является хордовым путём от м. Китай-Город до м. Кропоткинская, причём на него попадают как новые пешеходные зоны Москвы, так и основные объекты музейного назначения (МУАР, Библиотека им. Ленина, Пушкинский музей).

Анализ показал, что пешеходная связанность рассматриваемой территории с окружающим городом довольно неравномерная и предполагает малое количество возможных путей. Также проницаемость самого участка затруднена различными факторами, например закрытыми проходами и переулками, разрезана скоростными улицами, без наземных переходов, движение пешеходов часто осуществляется рядом с магистральными улицами. Создание новых пешеходных связей позволит привлечь посетителей в данные кварталы и будет способствовать их развитию.
Проект Анастасии Тер-Сааковой и Алексея Котлярского. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса
3.
Антон Иванов

Политика проекта основана на шести предложениях. Это меню возможностей, возрастающее по мере увеличения ресурсов для их реализации в городе. Шесть равноправных идей одновременно взаимосвязаны и последовательно реализуемы, но также независимо осуществимы по отдельности. 

Опция I. Радио

Первым шагом к созданию Музейного квартала становится объединение культурных институций с помощью интернета. Проект нематериального вторжения предлагает оборудовать сеть wi-fi роутеров на территории Музейного Кластера. Каждому посетителю, туристу и гостю квартала достаточно иметь смартфон или ноутбук чтобы бесплатно воспользоваться сетью и зайти на гостевую страницу Музейного квартала.

Опция II. Фестиваль
Дореволюционная Москва всегда славилась своими ярмарками и богатыми рынками. Возрождая традицию большого городского уличного события, музейный кластер проводит первый московский однодневный Фестиваль. Программа фестиваля закольцована внутри Музейного Кластера.

Опция III. Павильон
Территория Музейного кластера имеет крайне закрытый характер. По количеству заборов и ворот на метр квадратный эта территория в пешей доступности от Кремля превосходит любой дачный поселок загородом. Чтобы вывести территорию Кластера из временного паралича самоидентификации, проводится ежегодный архитектурный конкурс на павильон внутри территории Кластера. Главным условием конкурсного задание становится активация городской жизни и жизнеспособность программы в течении последующих трех лет. 

Опция IV. Мастер-план
В основе мастер-плана для Музейного Кластера лежит идея о развитии территории как цельного интерьера, объединяющего в единое пространство уже существующие «комнаты» музеев, офисов и домов. Мастер-план освобождает район от плотного движения машин, при этом не нарушая городские артерии связи.

Опция V. Внутри мастер-плана. Депозитарий городского ландшафта

Территория между Староваганьковским и Крестовоздвиженским переулком, улицей Знаменка и Воздвиженка ознаменована крайне неординарной степенью запустения, в противовес строгой ухоженности Кремля, находящегося совсем рядом. Здесь нет четкой системы пространства. Депозитарий объективно показывает характерную Москву со своим колоритом, совершенно не похожим ни на один из европейских городов. На этой территории внедрение мастер-плана ограничивается созданием тонких туристических линий дорог, позволяющих неспешно гулять, наблюдая одно из самых красивых мест запустения в Москве. Реконструкция улицы носит археологический характер. 

Опция VI. Внутри мастер-плана. Центр новой архитектуры
Москва обладает умопомрачительным горизонтом. То, что так и не смогло выработать единство на уровне плана, соединилось в удивительно красноречивый узорный рисунок на уровне городского силуэта. Объединить весь опыт московской архитектуры можно только панорамным видом. Для этого идеально подходит последний этаж книгохранилища Библиотеки им. Ленина. Так как к 2015 году запланирован ввод в эксплуатацию дополнительного корпуса книгохранилища, немого разряженное здание сможет приобрести новую начинку. Центр Новой Архитектуры объединяет в себе приветственную инфостойку музейного кластера, выставочную площадку МУАРа, лекционную и кинопрограмму, кафе, книжный магазин. Оборудуется лифтовая шахта с отдельным входом со стороны Староваганьковского переулка. 
Проект Антона Иванова. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса

Проекты, получившие специальные премии

1.
Архитектурное бюро «Студио-ТА»

Современный исторический центр Москвы представляет собой территорию с высокой концентрацией объектов культуры и историко-архитектурных памятников. В пешеходной доступности друг от друга располагаются Музеи Кремля, Большой Манеж, Государственный исторический музей, Российская государственная библиотека, Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Румянцевский музей. К сожалению, существующая пешеходная сеть не позволяет удобно передвигаться между ключевыми объектами данного района.

Проектом предлагается развитие территории московского центра в районе Боровицкой площади, пересечения улиц Моховая и Знаменка, Воздвиженка и Крестовоздвиженский пер., с возможностью создания Музейного  кластера. Для создания в данной зоне общественно-культурного пространства необходимо перенаправить существующие пешеходные и транспортные потоки. Изменение пешеходной и транспортной сети данного района не только свяжет между  собой крупнейшие объекты культуры, но и сделает район местом отдыха с возможностью проведения выставок под открытым небом.
zooming
Проект архитектурного бюро «Студио-ТА». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса

2.
Александр Зеликин, Анастасия Казакова, Галина Шуб и журнал «Проект Россия»
Анализ территории проектирования показывает, что она вряд ли может представлять собой единый музейный кластер. С одной стороны, избранная организаторами конкурса опорная тройка учреждений – музей-заповедник «Московский Кремль», ГНИМА им. А.В. Щусева и ГМИИ им А.С. Пушкина – несопоставима по уровню посещаемости.

С другой стороны, мы вынуждены усомниться в том, что активный транзит посетителей между Московским Кремлем и Музеем изящных искусств будет существовать вообще. По крайней мере, в обозримом будущем. Отсутствие перекрестных потоков между ними обусловливается и иными причинами. Главным образом, связанными с размерами данных институций. И Кремль и ГМИИ претендуют на роль своеобразных «музейных городков», в которых посетители проводят по нескольку часов и проходят по нескольку километров. Побывав в одном из этих учреждений, у подавляющего большинства не остается ни сил, ни времени, ни эмоций для осмотра еще одной экспозиции. Что, в частности, доказывает опыт Исторического музея (ГИМ), где потоки посетителей Кремля практически не оседают.

Впрочем, задачи модернизации и повышения привлекательности ГНИМА им. А.В. Щусева это вовсе не отменяет. На наш взгляд, такая задача может быть решена, если обратить внимание на еще один якорный объект культуры, расположенный на линии Волхонки и Моховой, – на Ленинку, Российскую государственную библиотеку. Для Музея архитектуры Ленинка – интересный потенциальный партнер. Несомненно, разработка детальной модели данного сотрудничества требует тщательного изучения деятельности РГБ и ГНИМА. В эскизной же и самой предварительной форме нам представляется целесообразным рекомендовать создать совместное предприятие Joint Venture ЛЕНИН – ЩУСЕВ (сокращенно ЛЕЩ) и обозначить ряд его возможных проектов.

Первым таким проектом, могло бы стать размещение в парадном лестничном холле и зале № 1 РГБ экспозиции архитектуры ХХ века. Второй проект – размещение многофункционального конференц-зала в Ивановском корпусе, находящемся во дворе РГБ. Третий проект – надстройка книгохранилища одноэтажным стеклянным объемом с экспозицией архитектуры XXI века и панорамной террасой на крыше. И, наконец, четвертый проект – реорганизация комплекса ГНИМА с учетом объединения с Ленинкой. Таким образом, в районе Моховой и Волхонки сформируется не один музейный кластер, а три: ЛЕЩ плюс «городки» Кремля и ГМИИ.
Проект Александра Зеликина, Анастасии Казаковой, Галины Шуб и журнала «Проект Россия». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса

3. Ольга Миронова
Проект предлагает создать несколько пешеходных маршрутов (культурно-исторический, функциональный, рекреационный и туристический), которые помогут включить большое количество культурных и архитектурных памятников в единую систему. Для обеспечения максимально удобного передвижения разрабатывается единая навигационная система из знаков, информационных киосков и характерного нового озеленения. Чтобы максимально сохранить и подчеркнуть сложившийся архитектурный исторический характер города, вмешательства в существующую среду минимальны. Все предлагаемые архитектурные формы временные и могут быть адаптированы, в зависимости от функции, времени года и т.д.

Регенерация пешеходного движения разрабатывается в несколько этапов, что позволит наиболее удобное и рациональное использование ресурсов и существующего общественного пространства в каждый из этапов. 
zooming
Проект Ольги Мироновой. Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса



20 Июня 2013

comments powered by HyperComments
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Главная улица
Представляем проекты победителя, бюро «План_Б», и финалистов конкурса на концепцию благоустройства московских улиц Тверская и 1-я Тверская-Ямская.
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.
Курортная история
Про участок в Геленджике, планы развития которого начались в 2005 году и пришли к завершению только сейчас, миновав стадии многоквартирного дома среднего, затем большого размера и наконец воплотившись в таунхаусы со скатными кровлями.
Пресса: «Больше Щусева»
Проект реконструкции Каланчевского путепровода дважды изменен по настоянию градозащитников.