Культурный дозор на Сретенском холме

9 декабря в Библиотеке-читальне имени Ивана Тургенева, что в Бобровом переулке у Мясницких ворот, состоялось торжественное открытие Клуба «Архнадзора». На исходе первого года своего существования это общественное движение наконец обрело постоянную площадку. К открытию клуба «Архнадзор» приурочил выставку «Потерять нельзя спасти» – продолжение прошлогодней нашумевшей экспозиции «Сносить нельзя реставрировать».

mainImg
За неполный год своего существования «Архнадзор» добился завидных успехов, несмотря даже на то, что памятники приходится отвоевывать у противника не только сильного, но и постоянно норовящего уйти от ответственности. Об этих успехах можно судить, сравнивая материалы прошлогодней выставки «Сносить нельзя реставрировать» (была организована совместно сайтом «Москва, которой нет» и проектом «Против лома») и ее нынешнего продолжения «Потерять нельзя спасти». За 2009-й объединенному движению, по словам координатора Константина Михайлова, удалось отстоять целый ряд адресов хотя бы на бумаге. Почему на бумаге? Потому что работы по физическому восстановлению памятников еще не начаты, но от сноса активисты уже смогли их спасти. Поэтому фотографии, вошедшие в экспозицию, производят довольно грустное впечатление – повсюду разрушающиеся дома с глазницами выбитых окон и лишь некоторые из них затянуты строительной сеткой, – но из подписей к ним можно узнать о предотвращенных сносах, принятых решениях о консервации, начатой реставрации и т.д. Остается только надеяться, что все эти работы действительно будут проведены. К сожалению, в ожидании их «Архнадзор» вынужден пополнять список потенциальных участников выставки. К прежним памятникам постоянно прибавляются новые пострадавшие, а наиболее горькая потеря нынешнего года – это сгоревший осенью 2009-го дом Быкова постройки Льва Кекушева.

И все же вечер 9 декабря в Тургеневской библиотеке-читальне прошел на оптимистичной ноте. Движение, наконец, обрело постоянную площадку для своей публицистической и просветительской деятельности, которая, как надеется координатор Рустам Рахматуллин, станет для них не менее, а может даже более важной, чем написание протестных писем и подготовка поправок к существующему законодательству. Рахматуллин уверен, что «Архнадзор» поселился в Тургеневской библиотеке вовсе не случайно, само место, по его словам, метафизически связано со всей предшествующей деятельностью объединения. Совсем недалеко, например, располагается усадьба Лорис-Меликова Всероссийского фонда культуры, где проходил учредительный съезд «Архнадзора». А сам Сретенский холм является почти центром Москвы в границах Камер-Коллежского вала и одновременно самой высокой его точкой – весьма удачной, по словам Рахматуллина, для символического дозора и обозрения. Что до самого здания – то эта историческая усадьба обрела вторую жизнь в 2004-м, когда коллектив мастерской Александра Асадова совместно с реставраторами 13-й мастерской «Моспроекта-2» разработали очень корректный проект реконструкции, впоследствии заслуженно ставший образцом обращения с наследием. Как рассказала на открытии клуба автор проекта реставрации Лидия Шитова, здание уже в ходе работы над проектом стало выявленным памятником, когда при обмерах были обнаружены фрагменты декора XVII-XVIII вв., но архитектор с готовностью согласился переделать проект и учесть в нем возможность их экспонирования в интерьере будущей библиотеки.

«Архнадзор» выстроил программу своего вечера таким образом, чтобы гости получили возможность побывать в разных помещениях читальни, осмотреть памятник со всех сторон и вдоволь насладится уютными интерьерами усадьбы. Кстати, как рассказал на вечере председатель общества «Старая Москва», еще в конце 1940-х в библиотеке-читальне, оказывается, образовалось общество любителей истории Москвы, из которого потом вышли многие известные историки-ученые. Нынешний клуб таким образом наследует эту традицию и развивает ее, а работая бок о бок со «Старой Москвой», основанной в 1909 году и возобновившей свою деятельность в 1990-е годы, фактически на порядок увеличивает свой скромный возраст.

Новый формат клуба позволит «Архнадзору» охватить довольно широкую область знаний о наследии Москвы, больше не ограничиваясь только исследованиями потенциальных и уже состоявших утрат. В библиотеке-читальте будут проводиться научные и литературно- художественные встречи в четырех различных жанрах: «персона» -- это встреча с классиком жанра, будь то историк, реставратор или писатель, «открытия» представят рассказы специалистов о событиях в реставрации столичных памятников, «проект» объединит дискуссии о путях интеграции исторической застройки в среду города и, наконец, в рубрике «путеводитель» будут проводиться краеведческие прогулки. Так, например, 9 декабря клуб начал свою работу с выступления писателя, лауреата премии «Большая книга» Андрея Балдина, которого Рустам Рахматуллин попросил рассказать о метафизике книги «Москва. Портрет города». Как утверждает сам Балдин, это на самом деле отнюдь не детская книга рисунков, а своего рода метафизическая «визуализация физиономии Москвы», которую литератор-художник изобразил в виде профиля русской женщины, обращенного к западу. Зрачок ее находится на Патриарших прудах, где происходят, кстати, ключевые события двух самых знаменитых романов о Москве – «Войны и мира» и «Мастера и Маргариты», – а на макушке, т.е. на севере, век от века вырастает что-то высокое… У Балдина вообще много подобных необычных наблюдений, и всего его книги предлагают читателям новый и увлекательный взгляд на архитектурную историю столицы.

Думается, секрет успеха самого «Архнадзора» объясняется такой же готовностью постоянно смотреть на проблему сохранения историко-культурного наследия непредвзято и с искренним интересом. «Архнадзор» привлекает сторонников тем, что всегда рассказывает и показывает, в чем именно заключается ценность истории, которую он защищает. Сделать это только языком законодательных актов и сухих пресс-релизов вряд ли возможно, и потому движение охотно осваивает «смежные» жанры, такие как выставки, карнавал (акция против самостроя на Рождественском бульваре), концерт (в защиту Синодального дома), гуляния на московских бульварах, посиделки (на даче Муромцева), интеллектуальное ориентирование и многие другие. Все эти акции, а также скрупулезное изучение постановлений московского правительства, дали ощутимые результаты уже этой осенью, когда в список выявленных объектов культуры был возвращен целый ряд памятников и приостановилась реализация постановления о сносе отселенных жилых домов. Подробнее с результатами своей деятельности за истекающий год «Архнадзор» планирует ознакомить в конце декабря.

Фото Натальи Коряковской
Андрей Балдин
Дом Перова, Тверская, 30/2, стр. 5, 8
Староваганьковский пер, 15, стр. 3
Знаменский Оперный дом, Знаменка, 12
Усадьба шаховских-Глебовых-Стрешневых, Большая Никитская, 19/16
Дворец Разумовского на Гороховом поле, Казакова ул., 18

11 Декабря 2009

Пресса: Потерять нельзя спасти
У общественного движения Архнадзор в Москве возникла дискуссионная творческая площадка для обсуждения насущных проблем сохранения культурного наследия. В Библиотеке-читальне имени Тургенева открылся "Клуб Архнадзора".
Культурный дозор на Сретенском холме
9 декабря в Библиотеке-читальне имени Ивана Тургенева, что в Бобровом переулке у Мясницких ворот, состоялось торжественное открытие Клуба «Архнадзора». На исходе первого года своего существования это общественное движение наконец обрело постоянную площадку. К открытию клуба «Архнадзор» приурочил выставку «Потерять нельзя спасти» – продолжение прошлогодней нашумевшей экспозиции «Сносить нельзя реставрировать».
Пресса: Как пройти в библиотеку? В Москве заработал Клуб «Архнадзора»
Однажды поэта и исполнителя собственных песен Михаила Щербакова спросили на концерте, какой вопрос он хотел бы услышать от публики. «Как пройти в библиотеку?» - сказал Щербаков. Через пять минут из зала ему в самом деле подали записку с таким вопросом. Мгновенный ответ был: «Как можно скорее». Теперь это ответ и вопрос (пароль-ответ) «Архнадзора».
Пресса: Обнадеживающий кризис. Третий выпуск Клуба архитектурной...
Газета «Время новостей» и агентство P-Arch («Пи-Арх») представляют третий выпуск Клуба архитектурной критики, в котором известные обозреватели оценивают события в российской архитектурной жизни последних трех месяцев.
Точка, точка, запятая… Голосуйте за памятники
В Москве в усадьбе Лорис-Меликова в Милютинском переулке скоро закончит свою работу выставка-акция «Сносить нельзя реставрировать», организованная совместно проектами «Против лома» и «Москва, которой нет». Приходящим предлагается символически проголосовать за снос или реставрацию построек, представленных на выставке. До окончания осталось 2 дня, спешите проголосовать
Пресса: Сносить нельзя реставрировать
Во вторник вечером во Всероссийском фонде культуры (Милютинский переулок, 19) открылась выставка-предостережение "Сносить нельзя реставрировать". Читателям "Известий" знакома большая часть адресов зданий-памятников, которые находятся в опасности.
Пресса: Поставить запятую волен всякий. Программа «Сносить...
С сегодняшнего дня каждый желающий может высказать свое собственное мнение по поводу судьбы московского архитектурного наследия. Для этого необходимо посетить здание Всероссийского фонда культуры (Милютинский переулок, 19), получить список тридцати находящихся под угрозой памятников под названием «Сносить нельзя реставрировать» (пунктуация не расставлена принципиально) и проголосовать...
Пресса: Исчезающую Москву показали на выставке "Сносить нельзя...
Выставка-предостережение "Сносить нельзя реставрировать", на которой представлены фотографии 30-ти исчезающих исторических зданий, часть из которых имеет статус памятников, открылась во вторник в усадьбе Лорис-Меликова в Милютинском переулке.
Два лауреата
15 апреля на заседании жюри премии имени Алексея Комеча было решено, что в этом году награду за общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России получат Владимир Плужников и общественное движение «Архнадзор».
Грустное начало года
Новый архитектурный год начался с печальных известий – 7 января на 64-м году жизни скончался директор Музея архитектуры имени Щусева Давид Саркисян. Праздники омрачились также и двумя разрушительными акциями против исторической застройки столицы, для которых выходные стали выгодным прикрытием – в ночь со 2 на 3 января подожгли дачу Муромцева, а накануне начали зачистку Хитровской площади. Об этом – очередной обзор прессы.
Первый год «Архнадзора»
Вчера в РИА Новости общественное движение «Архнадзор» провело пресс конференцию, посвященную итогам первого года своей работы. Самым важным результатом его деятельности, бесспорно, следует признать тот общественный резонанс, который движение вызвало по отношению к сфере охраны наследия. Фактически, «Архнадзор» – первая организация, которая смогла перевести спасение памятников архитектуры от голословных рассуждений к активным и регулярным действиям.
Советы – власти!
На пресс-конференции, состоявшейся 7 октября в Музее архитектуры, активисты общественного движения «Архнадзор» представили прессе список «полезных советов правительству Москвы». Это дотошные рекомендации по изменению текстов постановлений, что само по себе демонстрирует новый подход к делу охраны памятников.
Борьба на уровне закона
8 сентября в Мосгордуме представители власти встретились с членами общественных организаций за круглым столом по проблемам сохранения исторической Москвы. Эта встреча, получившая название «Охрана исторического наследия: Голос общества», была организована по инициативе Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS), поддержанной председателем комиссии по науке и образованию Мосгордумы Евгением Бунимовичем. Участники дискуссии обсудили недостатки действующего закона о памятниках и выступили с предложениями по внесению в него ряда поправок.
Московский стройкомплекс начал «поедать» памятники...
Во вторник в Музее архитектуры руководители «Архнадзора» собрали пресс-конференцию, возвестив о тревожной тенденции нынешнего лета – историческая застройка Москвы, от которой осталось уже не так много, все чаще идет под снос ради расчистки стройплощадок. И это несмотря на кризис.
Атака на наследие. Интерактивная карта разрушений...
Группа художников «О3» при поддержке движения «Архнадзор» представила в Третьяковской галерее на Крымском валу художественно-публицистический проект «Городки», приуроченный к международной акции «Ночь музеев». Поле для игры в городки молодые художники «спроецировали» на карту Москвы – каждая разбитая фигурка на ней символизирует стройку, в большинстве случаев уже обернувшуюся утратой памятника.
Исчезающие здания Москвы занесены в «Красную книгу»
В четверг в Музее архитектуры состоялась пресс-конференция, посвященная новому проекту по охране памятников – «Красной книге Москвы-2009». Она представляет собой список и карту московских зданий, которым грозит уничтожение и искажение. Таких зданий много – больше двухсот.
«Архнадзор»: объединение в действии
Объединенное общественное движение «Архнадзор» провело свою первую пресс-конференцию и первый пикет, в защиту усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых. На пресс-конференции участники движения рассказали о ситуации в сфере защиты наследия, и о ближайших планах общественного движения
Объединение
7 февраля состоялось первое рабочее заседание общественного движения «Архнадзор» - объединения проектов, заинтересованных в сохранении историко-культурного наследия Москвы
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.