Московский стройкомплекс начал «поедать» памятники с удвоенной скоростью

Во вторник в Музее архитектуры руководители «Архнадзора» собрали пресс-конференцию, возвестив о тревожной тенденции нынешнего лета – историческая застройка Москвы, от которой осталось уже не так много, все чаще идет под снос ради расчистки стройплощадок. И это несмотря на кризис.

mainImg

Как рассказали представители «Архнадзора», новая волна наступления властей на историческую застройку началась в мае с распоряжения правительства Москвы о создании Межведомственной комиссии по постановке на госохрану объектов регионального значения. Комиссией руководит Владимир Ресин, заместитель мэра, глава столичного стройкомплекса, а также – председатель печально известной «несносной» комиссии при правительстве Москвы по сохранению зданий в исторически сложившейся части города. С мая новая межведомственная комиссия определяет, достойно ли то или иное здание охраны как «объект культурного наследия регионального значения». Комиссия отсеивает все, что считает недостойным охраны, а список оставшихся в итоге объектов передает Москомнаследию, которое, таким образом, имеет дело с уже отфильтрованными списками и на судьбу зданий, не прошедших ресинскую комиссию, повлиять не может.

Владимиру Ресину лично предстоит до 1 января будущего года рассмотреть около двух с половиной тысяч памятников. Впрочем, комиссия работает быстро: уже на первом заседании 17 июня успели посмотреть около 100 адресов, включающих более 200 памятников. Около 110 объектов поставили на учет, а 131 при этом было рекомендовано вывести из-под охраны. Таким образом, по словам Александра Можаева, баланс работы комиссии в итоге оказался отрицательным – сняли с охраны больше, чем предложили поставить.

Причем некоторые объекты из числа «отверженных», мягко говоря, удивляют: прежде всего, это дом деда Льва Толстого, князя Волконского на Воздвиженке, 9. Того самого, что был прототипом старого князя Болконского, а само здание было описано в «Войне и мире». Правда в ходе недавней реконструкции оно уже утратило свои интерьеры, однако «Архнадзор» и директор музея-усадьбы «Ясная Поляна» Владимир Толстой намерены защищать это здание.
Еще одно здание, которое сейчас выводят из-под охраны – московская соборная мечеть на Олимпийском проспекте. Ее планируется снести и построить заново в составе нового молельного комплекса значительной площади (проект недавно был рассмотрен московским архитектурным советом). Снос постройки 1904 года, по словам присутствовавшего на пресс-конференции заместителя директора Музеев Кремля Андрея Баталова, обосновывается ложным богословским заявлением, будто бы михраб мечети неверно ориентирован. В то же время техническая экспертиза показала, что здание находится в удовлетворительном состоянии.

Наконец под удар попал целый ряд «рабочих поселков» 1920-1930-х гг., которые, видимо, будут снесены как ветхий жилой фонд. Уже выведены из-под охраны Буденновский, Усачевский, Нижнее-Пресненский, Погодинский и Русаковский поселки, а также комплекс студенческих общежитий в Анненгофской роще. Показательно, что это решение совпало с событием в судьбе авангардного наследия Германии, где, как пишет «Газета», подобные нашим поселкам «зидлунги» были, наоборот, внесены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Основанием для вывода из-под охраны, по словам Александра Можаева, являются не заявления специалистов, историков и искусствоведов, а письма «хозяйствующих субъектов» непосредственно к Владимиру Ресину с просьбой посодействовать скорейшему избавлению объекта от статуса памятника, что связывает им руки в проведении надлежащей реконструкции. Александр Можаев даже зачитал собравшимся ряд таких писем.

В то же время в числе объектов, недавно поставленных под охрану, фигурируют значительные и ценные памятники, до сих пор как бы и не замеченные, что само по себе говорит о большой запущенности в данной сфере. Не секрет, что многие заявки пылятся в Москомнаследии с 1970-х годов. Среди них – англиканская церковь напротив Консерватории, усадьба Секретарева на углу Гагаринского пер. и Гоголевского бульвара, где жил архитектор Константин Тон, ограда усадьбы Вяземского, где жил Николай Карамзин, несколько адресов Федора Шехтеля.

Буквально вслед созданию упомянутой межведомственной комиссии правительство Москвы издало распоряжение № 932-рп «О сносе отселенных жилых домов и строений на территории города Москвы», до сих пор, как пишет «Архнадзор», не опубликованное на официальном сервере, но уже активно действующее. На повестке 110 отселенных домов, многие из которых доведены до аварийного состояния за десятилетия бесхозности, пожаров и прочих бед. Многие, правда, еще выглядят сравнительно крепкими. Причем, около шестидесяти из них – старинные здания, среди которых есть и весьма ценные:среди них постройки усадьбы графа Разумовского середины XVIII в. на Большой Никитской, 9. Перестроенный, а с 2004 года аварийный, дворец в свое время был внесен Матвеем Казаковым в хрестоматийные альбомы лучших московских зданий. На сайте Москомнаследия он до сих пор числится выявленным памятником, что, однако, не мешает его снести.

По сведениям «Архнадзора», уже снесены дома в Малом Тишинском пер. 13 и 15, в Костомаровском пер. 15, по ул. Гиляровского 64 и 76, по Садовнической, 39 и проч. Примечательно, что сносы проводятся под знаменем «антитеррористической безопасности» населения.
В этот ряд попал и целый квартал исторических домов на Садовнической набережной, бывших в конце XIX–начале XX вв. во владении купцов Бахрушиных. Сигналом послужило трагическое обрушение дома № 71/8/стр.3, где нелегально проводилась разборка стены. На место, как это бывает в таких случаях, выехала комиссия из представителей Москомнаследия, Госстройнадзора, Объединения административно-технических инспекций и Стройкомплекса Москвы под руководством префекта ЦАО Алексея Александрова. Был составлен акт о сносе здания во избежание дальнейшего обрушения – Александров заявляет, что акт касался и дома № 71, и дома № 80. По информации же «Архнадзора» в акте записан лишь первый (документ продемонстрировали присутствующим), и на этом основании незаконно снесен весь квартал, хотя соседние здания (по адресу 80/2/стр. 1,2,3) находились в 100 и более метрах от обрушения. Скорость, с какой действовали городские власти, просто не позволила бы сделать техническую экспертизу, считает Наталья Самовер. Однако, на протесты общественности префект ЦАО заявил, как цитирует «Независимая газета», что «здание в свое время было расселено и стояло в планах «под снос» – для последующего строительства муниципального жилья». Это противоречит тому факту, что еще 10 июня «сносная» комиссия Ресина приняла решение о сохранении комплекса зданий по Садовнической 80/2. «Да, он находится на территории охранной зоны, утвержденной соответствующим постановлением правительства Москвы, – полагает префект, – но это не значит, что здание имеет какую-то историческую ценность».

Строительство муниципального жилья на этом месте, по элементарным подсчетам, которые изложила Наталья Самовер, попросту миф, тщательно поддерживаемый главным архитектором и городскими властями. На самом деле образовавшийся пустырь вкупе с большой автостоянкой по другую сторону Садовнического переулка превратился в лакомый кусок, который можно выгодно продать застройщику. Кстати, все 110 домов из списка на снос находятся в городской собственности. Как комментирует распоряжение  о сносе газета «МК», выставить на аукцион город вправе только пустые участки без обременений, поэтому властям приходится расчищать их под разными предлогами самостоятельно.

«Политика городских властей  в июне стала чудовищной, – заявил свою позицию директор Музея архитектуры Давид Саркисян. –  Мы не можем кидаться под бульдозер,  но мы должны зафиксировать свою позицию, и пусть история нас рассудит». Заместитель директора Музеев Кремля Андрей Баталов заметил, что снос в Садовниках и подобные ему факты отнюдь не неожиданность. По его словам, сносы неизбежны, так как они являются частью механизма, определяющего всю градостроительную политику Москвы. Раздражение, вызывающее у некоторых представителей власти деятельность общественников, напомнило Баталову дело сотрудников центральных реставрационных мастерских 1934 года, которые препятствовали сносу «ненужных» зданий. Ситуация во многом повторяется. И если сегодня памятники архитектуры стали более или менее неприкосновенны, то комплекс так называемых «ценных объектов градостроительной среды» от сноса не застрахован.

Помнится, не так давно мэр грозил уголовной ответственностью за порчу архитектурных памятников. Однако, как заметил Константин Михайлов, не всегда находится тот, кого наказывать. На вопрос представителей «Архнадзора» по поводу сноса исторических домов в Печатниковом переулке управа ответила, что, оказывается, не разрешала никому ничего делать. Кто же тогда тот неизвестный инвестор, люди которого приходят на стройплощадку, предъявляя в качестве документа водительские права, и пытаются удалить со стройки назойливых общественников, запасшихся на это специальными разрешениями?  Противник ясен, но неуловим. Однако «Архнадзор» не собирается опускать руки.

Константин Михайлов, Давид Саркисян, Рустам Рахматуллин, Наталья Самовер, Андрей Баталов. Фото Натальи Коряковской.
Садовническая набережная, д. 39: снесён
Улица Гиляровского, д. 64: снесён
zooming
Садовническая улица, д. 80 /2
zooming
Квартал на Садовнической набережной. Снесен.
zooming
Большая Никитская, д. 9: под угрозой
zooming
Будённовский «рабочий посёлок» Б. Почтовая ул., д. 18/20 кор.1: рекомендовано вывести из списка памятников
zooming
Московская соборная мечеть Выползов пер., д. 7: рекомендовано вывести из списка памятников
zooming
Улица Воздвиженка, д. 9: рекомендовано вывести из списка памятников

30 Июня 2009

Пресса: Тень павшего дома. Исторический облик Москвы не пережил...
В июне архитектурный облик Москвы претерпел серьезные изменения. Всего за месяц было снесено восемь зданий, представляющих собой историческую ценность. Снос целого квартала на Садовнической улице вызвал сильный общественный резонанс. Но еще большее количество архитектурных памятников только ожидают своей очереди на уничтожение или реконструкцию.
Пресса: "Мы, как собственник, озабочены..."
В тот самый день, когда в Москве началась катастрофа на Садовнической набережной, межведомственная комиссия столичного правительства разбирала вопрос о статусе исторических памятников. Как предложить в Москве памятник на госохрану — известно: написать заявку в Москомнаследие. А есть ли куда написать, чтобы памятник с охраны сняли?
Пресса: Наступление на столицу
Невзирая на экономический кризис, столичные власти, в частности Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы, продолжают уничтожать историческое наследие города. Активисты движения «Архнадзор» бьют тревогу.
Пресса: На месте разобранного дома на Садовнической набережной...
На Садовнической набережной на месте разобранного дома, примыкавшего к рухнувшему зданию, построят 10 тыс. кв м муниципального жилья. Об этом 24 июня сообщил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. По его словам, новое здание, которое планируется возвести на этом месте, будет вписываться в архитектуру района, не превысит этажность сложившейся застройки и будет передано под заселение по различным социальным программам.
Пресса: Власти Москвы обсудят целесообразность сохранения...
Московские власти в связи с обрушением дома на Садовнической набережной, в результате которого погибли люди, пересмотрят свое решение о сохранении почти половины аварийных зданий в центре столицы, сообщил журналистам в среду главный архитектор города Александр Кузьмин.
Пресса: Дом с кариатидами
В Москве множество “домов с кариатидами”, но знающему москвичу это словосочетание, скорее всего, напомнит о доме 7 в Печатниковом переулке. Его кариатиды самые залихватские, самые породистые; несколько чудаковатые, но совершенно очаровательные. Они служат не одним из элементов декора, а главным украшением фасада небольшого здания, делают его похожим на диковинную резную шкатулку.
Пресса: Исторический облик останется в воспоминаниях
Дома начала прошлого века столице уже не нужны. Постройки на Садовнической набережной исторической ценности не представляют. Их снесут и заменят копиями. Десять тысяч квадратных метров нового жилья в центре достанутся москвичам, которые стоят в очереди на квартиру - пообещал сегодня главный архитектор Москвы.
Пресса: Об "Архдозорах" и "Архконтролях". Не каждый дом в центре...
Тема недавнего обрушения части здания на Садовнической набережной (дом № 71) на минувшей неделе обошла многие СМИ. Как, впрочем, и история со сносом после этого соседнего дома № 80. При этом в ряде изданий утверждалось, причем со ссылкой в основном на краеведов и общественников, что здание № 80 – «уникальный исторический памятник».
Пресса: Охранная грамота. В столице усиливается надзор за...
Московские власти пытаются сделать более быстрой и эффективной процедуру постановки под государственную охрану памятников исторического и культурного наследия. С этой целью была создана Межведомственная комиссия при правительстве Москвы по вопросам постановки объектов, обладающих историко-культурной ценностью, под охрану.
Пресса: Москва и кирпичи. Столичные власти утверждают: снесенные...
Вчера главный архитектор Москвы Александр Кузьмин собрал журналистов, чтобы ответить на критические публикации, связанные со сносом квартала в исторической застройке города - на Садовнической набережной.
Пресса: Садовники: рухнул дом - сносят квартал
Обрушение дома 71 по Садовнической набережной, повлекшее человеческие жертвы, было главной темой новостей на минувшей неделе. Дом - казалось бы, вещественное доказательство незаконных строительных работ - снесен на следующий день после открытия уголовного дела.
Пресса: Старую Москву сносят, не забывая о духовности
Разрушение комплекса исторических зданий в центре Москве продолжается, несмотря на протесты историков архитектуры. Рабочие говорят, что снос домов санкционирован столичными властями.
Пресса: Снос домов на Садовнической. Вопросы без ответов
По факту обрушения здания на Садовнической набережной возбуждено уголовное дело - по статье "Нарушение правил строительных работ, повлёкшее смерть двух и более лиц". Сейчас следственный комитет при прокуратуре устанавливает ответственных за случившееся.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Почти утраченная Стрелка
На нижегородской Стрелке 23 декабря прошла очередная акция против зачистки территории бывшего порта. Не исключено, что остатки подлинных построек, борьба за которые не прекращалась в течение года, в январе будут утрачены.
Руины Лондона. Часть II
Продолжаем публикацию эссе историка архитектуры Александра Можаева, посвященного практике сохранения остатков старинных зданий в Лондоне. На этот раз речь о средневековье.
Руины Лондона. Часть I
Архитектор и историк Александр Можаев – о лондонской практике сохранения и экспонирования археологического наследия в свете недавнего открытия музея храма Митры. В сравнении с московскими утратами выглядит особенно остро.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.