Грустное начало года

Новый архитектурный год начался с печальных известий – 7 января на 64-м году жизни скончался директор Музея архитектуры имени Щусева Давид Саркисян. Праздники омрачились также и двумя разрушительными акциями против исторической застройки столицы, для которых выходные стали выгодным прикрытием – в ночь со 2 на 3 января подожгли дачу Муромцева, а накануне начали зачистку Хитровской площади. Об этом – очередной обзор прессы.

mainImg

Кончина Давида Саркисяна для всех стала, без преувеличения, шоком. Эта потеря казалась несправедливой и неправдоподобной – никак не верилось, что столь публичный, яркий и талантливый человек может вот так внезапно уйти. «Он просто исчез», как написал Григорий Ревзин в одной из лучших статей, которую сейчас чаще других цитируют в блогах. Одно за другим на кончину Давида Саркисяна откликнулись СМИ, журналисты которых были лично с ним знакомы: Григорий Заславский в РИА Новости, Анатолий Белов на портале walkingcity.ru, Лара Копылова в журнале ЭКА. В воспоминаниях друзей и коллег личность Давида Саркисяна раскрывается с самых разных сторон. По словам Юрия Аввакумова, этот человек смог превратить «сухую музейную жизнь в салют». Он сделал этот «тишайший», «черно-белый» музей центром сохранения старой Москвы, пишет Григорий Ревзин.  Об охранительной деятельности Саркисяна на посту директора музея вспоминают также Рустам Рахматуллин в «Известиях» и Сергей Хачатуров в газете «Время Новостей», отмечая особую роль Давида Ашотовича в сохранении знаменитого дома Мельникова и его участие в защите старой Москвы в целом. Давида Саркисяна хоронили сегодня, сегодня же появилось еще две статьи - Евгения Насырова о прощании и Ларисы Ивановой-Веэн о будущем музея, о том, что в последние годы жизни директор хотел видеть своим преемником Наталью Душкину. 

Другой печальной новостью, точнее развитием печальной тенденции, которая усилилась еще поздней осенью продшего года, стали пожары в памятниках архитектуры, а также в исторических местах. По странной случайности на горящие здания почему-то как правило кто-то претендует с целью расширить, увеличить, словом, сделать памятник (или не памятник) краше, больше, новее, лучше, чем был. О тенденции - свежая статья Рустама Рахматуллина в «Известиях». 

Неясно пока с так называемой «дачей Муромцева», на место которой претендовала всего лишь парковка муниципального транспорта. «Дача» сгорела в ночь со 2 на 3 января. Первым на пожар отреагировал «Регнум» – информация к журналистам поступила от активистов «Архнадзора», дежуривших на пепелище. Спустя пару дней СМИ уже в полный голос говорили о тенденции «поджогов», которые, как известно, активизировались в конце прошедшего года. Напомним, что осенью похожим образом сгорели дом Быкова и палаты Гурьева. Справедливости ради надо сказать, что сгоревшая «дача Муромцева» не только не была памятником архитектуры, но и вряд ли могла таковым стать. Это был деревянный двухэтажный барак, построенный в 1960-е годы на месте дачи первого председателя царской Госдумы Сергея Муромцева; прежде того на этом же месте существовало несколько других бараков, последовательно сменявших друг друга в 1930-е и 1940-е годы. Впрочем, если посмотреть на изображения настоящей, утраченной дачи, несложно заметить, что она также была крупным двухэтажным домом. Нельзя исключать того, что некоторые бревна от того сруба остались и перекочевали в поздние постройки. Но дело, разумеется, не в бревнах, даже не в даче и не в остатках парка вокруг.

Дело в том, что – удивительным образом – посреди Москвы людям удавалось существовать в деревянном доме, эти люди дом свой любили настолько, что не стремились переехать в панельную новостройку к удобствам, а носили воду из колонки. Они изучили историю места и устроили в доме музей, они знали о том что на даче бывал Иван Бунин, а в советском доме – Венедикт Ерофеев. Дом стал местом литературных посиделок и даже «чтений» – небольших конференций. Это был анклав не-типично-московской жизни (хотя что иметь в виду под определеннием «московский», еще вопрос). Печально то, что глядя на эту историю, думаешь о том, что подобные анклавы жизни, освященной любовью, сохранить в нашем городе практически невозможно; что панельная уравниловка, или для богатых бетонная уравниловка – становится этакой неизбежностью; что сложно жить иначе, чем все. Грустно, что никакой культурный флер и никакие статьи журналистов и записи блоггеров не могут противостоять уничтожению; неприятна эта вот обреченность. И не столь важен статус памятника, или его отстутствие, гораздо важнее люди, чей дом пожарники перестают тушить, как рассказывают многие СМИ, после приезда чиновника, что-то шепнувшего кому-то на ушко. И еще страшнее, когда поджигают дом с годовалым ребенком внутри. Подробности – в статьях «Газеты», которая с 4 января следит за событиями. Наиболее обстоятельные материалы появились в «Новой газете» и «Частном корреспонденте». Теперь погорельцы, а вместе с ними активисты «Архнадзора», сочувствующие и журналисты ждут прибытия строительной техники и милиции: дом, несмотря на готовность добровольцев восстановить его, обещали снести еще 11 января

В праздники (казалось бы, зачем торопиться?) снесли еще один не-памятник – техникум №55 на Хитровской площади. И здесь дело тоже не в статусе снесенного здания, а в том, что на его месте компания «ДОН-Строй» предполагает строительство делового центра (проект известен уже около года, а вся история длится уже несколько лет), чьи объемные корпуса грозят вторгнуться в историческую атмосферу Хитровки, которая признана вновь выявленным объектом наследия, "достопримечтальным местом" – что делает противозаконными какие-либо строительные работы на ее территории. Первыми из СМИ о сносе сообщили «Газета» и «Росбалт».  Противостоянию жителей Хитровки и застройщика посвятила сюжет программа «Вести».

А вот если говорить о памятниках – одновременно в городе Сестрорецке Ленинградской области сгорел самый настоящий деревянный модерн, один из последних, если не последний, в городе. Но об этом – только одна заметка.

Еще одной громкой новостью начала января стало решение премьер-министра РФ Владимира Путина полностью передать Новодевичий монастырь из федеральной собственности в ведение РПЦ. И хотя, как обещают представители церкви, теперь в монастыре, «будет реализован принцип соработничества», позволяющий музейным специалистам контролировать состояние уникальных помещений и иконостасов, руководство Государственного Исторического музея, чьим филиалом является Новодевичий, всерьез озабочено дальнейшей судьбой этого памятника истории. Об этом подробно пишет «КоммерсантЪ». Состояние архитектурных памятников самого монастыря подробно изложено в статье интернет-ресурса «Татьянин день». Новость спровоцировала новый виток дискуссии вокруг закона о реституции церковных ценностей – 13 января правительственная комиссия рассмотрела его новую редакцию, по которой церкви будет могут быть переданы и федеральная, и региональная собственность. С подробностями – газета «КоммерсантЪ».

В свете истории с Новодевичьим монастырем оживились и церковные служители северной столицы. Буквально на следующий день после заявления Владимира Путина Свято-Троицкая Александро-Невская лавра выступила с заявлением о необходимости возвращения ей престольного храма, который сейчас находится в ведении Музея городской скульптуры. Об этом пишут «РИА Новости».

Иными словами, для защитников архитектурного наследия год начался более чем тревожно. Глядя на все новые сообщения о сносах и пожарах, невольно думаешь, что, несмотря на кризис, инвесторы не собираются отступать даже в скандальных ситуациях, а власти – не очень-то хотят идти на сотрудничество с культурным сообществом. Получившая новый импульс тема реституции культовых сооружений, в свою очередь, оставляет пока открытым вопрос, за чей счет и как именно они теперь будут реставрироваться, а главное, сможет ли музейное сообщество осуществлять контроль за памятниками. Так что недавние дни праздников, увы, не назовешь ни спокойными, ни радостными.

zooming
Давид Саркисян
zooming
Памятник деревянного модерна. Дача на Сестрорецком Курорте - исторический вид. Фото: www.forum.aroundspb.ru

15 Января 2010

Почти утраченная Стрелка
На нижегородской Стрелке 23 декабря прошла очередная акция против зачистки территории бывшего порта. Не исключено, что остатки подлинных построек, борьба за которые не прекращалась в течение года, в январе будут утрачены.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.