Грустное начало года

Новый архитектурный год начался с печальных известий – 7 января на 64-м году жизни скончался директор Музея архитектуры имени Щусева Давид Саркисян. Праздники омрачились также и двумя разрушительными акциями против исторической застройки столицы, для которых выходные стали выгодным прикрытием – в ночь со 2 на 3 января подожгли дачу Муромцева, а накануне начали зачистку Хитровской площади. Об этом – очередной обзор прессы.

mainImg

Кончина Давида Саркисяна для всех стала, без преувеличения, шоком. Эта потеря казалась несправедливой и неправдоподобной – никак не верилось, что столь публичный, яркий и талантливый человек может вот так внезапно уйти. «Он просто исчез», как написал Григорий Ревзин в одной из лучших статей, которую сейчас чаще других цитируют в блогах. Одно за другим на кончину Давида Саркисяна откликнулись СМИ, журналисты которых были лично с ним знакомы: Григорий Заславский в РИА Новости, Анатолий Белов на портале walkingcity.ru, Лара Копылова в журнале ЭКА. В воспоминаниях друзей и коллег личность Давида Саркисяна раскрывается с самых разных сторон. По словам Юрия Аввакумова, этот человек смог превратить «сухую музейную жизнь в салют». Он сделал этот «тишайший», «черно-белый» музей центром сохранения старой Москвы, пишет Григорий Ревзин.  Об охранительной деятельности Саркисяна на посту директора музея вспоминают также Рустам Рахматуллин в «Известиях» и Сергей Хачатуров в газете «Время Новостей», отмечая особую роль Давида Ашотовича в сохранении знаменитого дома Мельникова и его участие в защите старой Москвы в целом. Давида Саркисяна хоронили сегодня, сегодня же появилось еще две статьи - Евгения Насырова о прощании и Ларисы Ивановой-Веэн о будущем музея, о том, что в последние годы жизни директор хотел видеть своим преемником Наталью Душкину. 

Другой печальной новостью, точнее развитием печальной тенденции, которая усилилась еще поздней осенью продшего года, стали пожары в памятниках архитектуры, а также в исторических местах. По странной случайности на горящие здания почему-то как правило кто-то претендует с целью расширить, увеличить, словом, сделать памятник (или не памятник) краше, больше, новее, лучше, чем был. О тенденции - свежая статья Рустама Рахматуллина в «Известиях». 

Неясно пока с так называемой «дачей Муромцева», на место которой претендовала всего лишь парковка муниципального транспорта. «Дача» сгорела в ночь со 2 на 3 января. Первым на пожар отреагировал «Регнум» – информация к журналистам поступила от активистов «Архнадзора», дежуривших на пепелище. Спустя пару дней СМИ уже в полный голос говорили о тенденции «поджогов», которые, как известно, активизировались в конце прошедшего года. Напомним, что осенью похожим образом сгорели дом Быкова и палаты Гурьева. Справедливости ради надо сказать, что сгоревшая «дача Муромцева» не только не была памятником архитектуры, но и вряд ли могла таковым стать. Это был деревянный двухэтажный барак, построенный в 1960-е годы на месте дачи первого председателя царской Госдумы Сергея Муромцева; прежде того на этом же месте существовало несколько других бараков, последовательно сменявших друг друга в 1930-е и 1940-е годы. Впрочем, если посмотреть на изображения настоящей, утраченной дачи, несложно заметить, что она также была крупным двухэтажным домом. Нельзя исключать того, что некоторые бревна от того сруба остались и перекочевали в поздние постройки. Но дело, разумеется, не в бревнах, даже не в даче и не в остатках парка вокруг.

Дело в том, что – удивительным образом – посреди Москвы людям удавалось существовать в деревянном доме, эти люди дом свой любили настолько, что не стремились переехать в панельную новостройку к удобствам, а носили воду из колонки. Они изучили историю места и устроили в доме музей, они знали о том что на даче бывал Иван Бунин, а в советском доме – Венедикт Ерофеев. Дом стал местом литературных посиделок и даже «чтений» – небольших конференций. Это был анклав не-типично-московской жизни (хотя что иметь в виду под определеннием «московский», еще вопрос). Печально то, что глядя на эту историю, думаешь о том, что подобные анклавы жизни, освященной любовью, сохранить в нашем городе практически невозможно; что панельная уравниловка, или для богатых бетонная уравниловка – становится этакой неизбежностью; что сложно жить иначе, чем все. Грустно, что никакой культурный флер и никакие статьи журналистов и записи блоггеров не могут противостоять уничтожению; неприятна эта вот обреченность. И не столь важен статус памятника, или его отстутствие, гораздо важнее люди, чей дом пожарники перестают тушить, как рассказывают многие СМИ, после приезда чиновника, что-то шепнувшего кому-то на ушко. И еще страшнее, когда поджигают дом с годовалым ребенком внутри. Подробности – в статьях «Газеты», которая с 4 января следит за событиями. Наиболее обстоятельные материалы появились в «Новой газете» и «Частном корреспонденте». Теперь погорельцы, а вместе с ними активисты «Архнадзора», сочувствующие и журналисты ждут прибытия строительной техники и милиции: дом, несмотря на готовность добровольцев восстановить его, обещали снести еще 11 января

В праздники (казалось бы, зачем торопиться?) снесли еще один не-памятник – техникум №55 на Хитровской площади. И здесь дело тоже не в статусе снесенного здания, а в том, что на его месте компания «ДОН-Строй» предполагает строительство делового центра (проект известен уже около года, а вся история длится уже несколько лет), чьи объемные корпуса грозят вторгнуться в историческую атмосферу Хитровки, которая признана вновь выявленным объектом наследия, "достопримечтальным местом" – что делает противозаконными какие-либо строительные работы на ее территории. Первыми из СМИ о сносе сообщили «Газета» и «Росбалт».  Противостоянию жителей Хитровки и застройщика посвятила сюжет программа «Вести».

А вот если говорить о памятниках – одновременно в городе Сестрорецке Ленинградской области сгорел самый настоящий деревянный модерн, один из последних, если не последний, в городе. Но об этом – только одна заметка.

Еще одной громкой новостью начала января стало решение премьер-министра РФ Владимира Путина полностью передать Новодевичий монастырь из федеральной собственности в ведение РПЦ. И хотя, как обещают представители церкви, теперь в монастыре, «будет реализован принцип соработничества», позволяющий музейным специалистам контролировать состояние уникальных помещений и иконостасов, руководство Государственного Исторического музея, чьим филиалом является Новодевичий, всерьез озабочено дальнейшей судьбой этого памятника истории. Об этом подробно пишет «КоммерсантЪ». Состояние архитектурных памятников самого монастыря подробно изложено в статье интернет-ресурса «Татьянин день». Новость спровоцировала новый виток дискуссии вокруг закона о реституции церковных ценностей – 13 января правительственная комиссия рассмотрела его новую редакцию, по которой церкви будет могут быть переданы и федеральная, и региональная собственность. С подробностями – газета «КоммерсантЪ».

В свете истории с Новодевичьим монастырем оживились и церковные служители северной столицы. Буквально на следующий день после заявления Владимира Путина Свято-Троицкая Александро-Невская лавра выступила с заявлением о необходимости возвращения ей престольного храма, который сейчас находится в ведении Музея городской скульптуры. Об этом пишут «РИА Новости».

Иными словами, для защитников архитектурного наследия год начался более чем тревожно. Глядя на все новые сообщения о сносах и пожарах, невольно думаешь, что, несмотря на кризис, инвесторы не собираются отступать даже в скандальных ситуациях, а власти – не очень-то хотят идти на сотрудничество с культурным сообществом. Получившая новый импульс тема реституции культовых сооружений, в свою очередь, оставляет пока открытым вопрос, за чей счет и как именно они теперь будут реставрироваться, а главное, сможет ли музейное сообщество осуществлять контроль за памятниками. Так что недавние дни праздников, увы, не назовешь ни спокойными, ни радостными.

zooming
Давид Саркисян
zooming
Памятник деревянного модерна. Дача на Сестрорецком Курорте - исторический вид. Фото: www.forum.aroundspb.ru

15 Января 2010

Почти утраченная Стрелка
На нижегородской Стрелке 23 декабря прошла очередная акция против зачистки территории бывшего порта. Не исключено, что остатки подлинных построек, борьба за которые не прекращалась в течение года, в январе будут утрачены.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Сейчас на главной
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.