Первый год «Архнадзора»

Вчера в РИА Новости общественное движение «Архнадзор» провело пресс конференцию, посвященную итогам первого года своей работы. Самым важным результатом его деятельности, бесспорно, следует признать тот общественный резонанс, который движение вызвало по отношению к сфере охраны наследия. Фактически, «Архнадзор» – первая организация, которая смогла перевести спасение памятников архитектуры от голословных рассуждений к активным и регулярным действиям.

mainImg
Негативная общественная реакция на незаконный снос объектов истории и культуры и их варварскую реконструкцию, конечно, существовала и раньше, эпизодически выплескиваясь то в СМИ, то в виде открытых писем власти. Однако это были разрозненные, «точечные» удары, и именно «Архнадзору» удалось превратить их в массированную атаку, спровоцировав целую волну публикаций, пикетов и прочих акций протеста. Наиболее важным итогом года представляется то, что эта волна, наконец, докатилась до властных структур – Москомнаследие не просто стало жестче обозначать свою позицию по отношению к манипуляциям с охранным законодательством, но даже подало в суд на нескольких инвесторов. Одним из поводов для громкого разбирательства стала надстройка «Дома Пастернака» в Оружейном переулке, другим – изъятие у собственника «Дома Орлова-Денисова» на Большой Лубянке. Сам московский мэр в 2009-м году, помнится, пригрозил уголовной ответственностью за порчу наследия, а слово «новодел» в лексиконе чиновников наконец-то превратилось в ругательство.

Самой успешной кампанией года в защиту наследия, пожалуй, можно считать акции по спасению церкви Воскресения в в Кадашах. Напомним, что непосредственно рядом с храмом город собирался возвести офисно-жилой комплекс «Пять столиц», габариты которого были таковы, что памятник неизбежно оказался бы застроен с трех сторон массивными зданиями, а видовые панорамы Замоскворечья были бы безнадежно искажены. Протесты общественности активно поддержало Москомнаследие, и в результате от первоначального варианта угрожающего памятнику проекта власти Москвы отказались. Чиновники даже признали, что распоряжение Правительства Москвы, разрешающее это строительство, было выпущено с нарушением закона. Правда, инвестор, опираясь на ряд других постановлений, успел «зачистить» от исторической застройки всю окружающую храм территорию, чем сделал невозможным включение этого памятника в список ЮНЕСКО. Этот последний факт красноречиво говорит о том, насколько несовершенна действующая сегодня система охраны наследия.

Впрочем, Кадаши – не единственный пример в целом благополучного разрешения конфликта между инвесторами и защитниками подлинной старины. Так, московский мэр в этом году распорядился законсервировать дом архитектурной школы знаменитого зодчего Матвея Казакова (угол Большого и Малого Златоустинских переулков). Охранный статус получили и палаты Пафнутьева-Боровского монастыря, фрагмент которых еще в советское время был передвинут и тем самым спасен от разрушения Петром Барановским. А вот палаты Зиновьевых в Большом Афанасьевском переулке, к сожалению, продолжают оставаться заложником неопределенного имущественного положения и стоят в руинах.

Но, наверно, самым серьезным достижением «Архнадзора» являются даже не локальные кампании по спасению тех или иных объектов наследия, но способность и готовность движения вести диалог с властью на законодательном уровне. В течение года «Архнадзор» активно участвовал в заседаниях Мосгордумы и Общественной палаты РФ. Директор НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко даже назвал «Архнадзор» «непримиримой и высококвалифицированной оппозицией». В подтверждение этому движение подключилось к корректировке скандального проекта Актуализированного генерального плана развития Москвы до 2020 года. В общей сложности «Архнадзор» подал депутатам Мосгордумы около 230 поправок к этому градостроительному документу. Главный недостаток генплана, по мнению активистов движения, заключается в том, что он полностью игнорирует около тысячи московских вновь выявленных памятников, т.е. тех объектов, по которым есть экспертное заключение комиссии Москомнаследия, но еще нет постановлений Правительства Москвы, и еще более 1500 заявленных, т.е. тех, которые еще вообще не обладают охранным статусом. В сумме это треть всего массива столичных объектов культуры! Власти пошли «Архнадзору» навстречу и приняли поправку о том, что все вновь выявленные памятники автоматически учитываются в т.н. зонах реорганизации. Но, к сожалению, этого недостаточно: во-первых, получается, что памятники охраняются лишь в контурах самих зданий, тогда как их территории фактически беззащитны, а во-вторых, интересы 1500 заявленных объектов генпланом по-прежнему никак не учтены.

Сам факт, что так много исторически ценных зданий по сей день «болтаются» без статуса, красноречиво свидетельствует о многолетней запущенности дела учета объектов наследия. И лишь теперь Москомнаследие на волне всеобщего интереса к памятникам удосужилось, как на пресс-конференции выразился Константин Михайлов, «начать разгребать свои авгиевы конюшни». С лета 2009 года комитету в этом помогает Комиссия первого заместителя мэра Владимира Ресина. За четыре заседания она рассмотрела несколько сотен памятников, в большинстве случаев подтвердив их охранный статус.

Впрочем, случалось и обратное: нередко, работая со списком вновь выявленных памятников, по которым априори уже имеются заключения экспертов Москомнаследия, комиссия во главе с Ресиным безосновательно оставляла объекты вообще без статуса, либо присваивала им звание «ценного объекта градостроительной среды». Звучит, конечно, красиво, но юридически ничего не значит, и если что и угадывается за такими решениями, то, как правило, упорный инвестор и уже разработанный проект реконструкции со сносом. Не секрет, что нередко таким сюжетам в Москве также предшествуют пожары. Таких «погорельцев» в 2009 году в столице было несколько. Это и дом Быкова Льва Кекушева, и сгоревший буквально на прошлой неделе дом, в основе которого были двухэтажные палаты Гурьевых XVII века. Лишилась статуса и уже давно пострадавшая от пожара типография Эля Лисицкого, единственный реализованный проект этого архитектора. Наконец, совсем уж вопиющим, по мнению членов «Архнадзора», стало исключение из списка т.н. Расстрельного дома на Никольской, где располагалась Военная коллегия Верховного суда СССР, отправившая на казнь около 30 тысяч заключенных, а в конце 1990-х планировалось создать музей военных репрессий.

Горькой утратой года «Архнадзор» считает и усадьбу Шаховских, реконструированную под новую сцену «Геликон-Оперы». От этого объекта Росохранкультура отказалась, сославшись на опечатку в адресе памятника. Но прокуратора признала иск «Архнадзора» правомерным, и возможно, уголовное дело по факту уничтожения памятника XVIII-XIX веков все-таки будет возбуждено. Второй большой потерей года теперь уже почти наверняка можно считать здание Детского мира. Сейчас оно принадлежит банку «ВТБ», и его представители никак не реагируют на доводы защитников наследия. На письмо за подписью ректора МАрхИ Дмитрия Швидковского и других уважаемых архитекторов ответа так и не последовало. А сделанные несколько дней назад фотографии свидетельствуют, что внутри рабочие продолжают уничтожать интерьеры универмага, выламывая мраморные балюстрады и металлические торшеры, причем делают это в полном соответствии с законом, так как предметом охраны в данном случае являются лишь внешние стены объекта, да и то без обязательного сохранения исходных материалов.

На пресс-конференции, посвященной итогам первого года работы «Архнадзора», много говорилось о том, что отечественное охранное законодательство, конечно, имеет массу лакун, но еще большие бреши обнаруживаются в том, как ценность подлинной исторической среды воспринимается обществом в целом и «хозяйствующими субъектами» в частности. Именно поэтому протестная деятельность «Архнадзора» ведется рука об руку с просветительской. Специальная секция внутри движения занимается творческими проектами, среди которых достаточно вспомнить пресс-экскурсию Рустама Рахматуллина по полузакрытым объектам Никольской улицы, дворовые концерты у стен Синодального дома и на Рождественском бульваре, музеефикацию улицы Бахрушина, для домов-экспонатов которой «Архнадзор» изготовил соответствующие таблички. Также движение возрождает полузабытую традицию гуляний на московских бульварах – карнавальных «шаталищ», возвращающих город его жителям. А в начале декабря «Архнадзор» открыл свой клуб в стенах Тургеневской библиотеки-читальни и таким образом поставил свою просветительскую деятельность «на поток». Впрочем, это не значит, что движение перестало чутко следить за тем, что происходит на улицах Москвы. В частности, «Архнадзор» ведет регулярный мониторинг состояния как памятников, так и объектов, достойных этого статуса. Всего за 2009 год движению удалось отстоять 25 адресов уже отселенных домов из «сносного списка». Иногда дело идет на минуты. Так, благодаря одному из волонтеров, который добровольно ежедневно инспектирует ряд центральных улиц города, удалось буквально за руки остановить рабочих, намеревавшихся разрушить интерьеры знаменитого «Дома с кариатидами» в Печатниковом переулке. В общем, добровольная ответственная охрана памятников продолжается, и, к сожалению, скорее всего, работа у «Архнадзора» будет еще очень долго.
Пресс-конференция «Архнадзора» в РИА Новости
zooming
Палаты Гурьева. Потаповский, 6. Фото с сайта «Архнадзор».
zooming
Детский мир. Интерьеры. Фото предоставлено движением «Архнадзор»
zooming
Детский мир. Интерьеры. Фото предоставлено движением «Архнадзор»
zooming
«Расстрельный дом», Никольская, 23. Фото с сайта «Архнадзор».
zooming
Палаты Зиновьевых, Большой Афанасьевский переулок, 24. Фото с сайта «Архнадзор».
zooming
18 апреля 2009, улица Бахрушина: выставка-экскурсия “Московские истории”. Фото с сайта «Архнадзор».
zooming
Пикет в защиту Дома Быкова. Фото с сайта «Архнадзор».
zooming
16 июля 2009, Рождественский бульвар: Московское шаталище, торжественная презентация КРЦ “Навозный жук”. Фото с сайта «Архнадзор».
zooming
17 мая 2009, Кисловский переулок: акция в защиту дома Синодальных певчих. Фото с сайта «Архнадзор».
zooming
16 октября 2009, Никольская улица: наш День Первопечатника, экскурсия для прессы. Фото с сайта «Архнадзор».

25 Декабря 2009

Пресса: Как охраняли памятники в 2009 году
Итоги 2009 года печальны и отрадны одновременно. Печальны - потому что сносы и порча памятников продолжались и запланированы новые. Отрадны - потому что движение москвичей в защиту старины заявило о себе с новой силой. Общий итог: статистика сноса статусных памятников пошла на убыль, но вандализм готовит контрнаступление.
Два лауреата
15 апреля на заседании жюри премии имени Алексея Комеча было решено, что в этом году награду за общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России получат Владимир Плужников и общественное движение «Архнадзор».
Грустное начало года
Новый архитектурный год начался с печальных известий – 7 января на 64-м году жизни скончался директор Музея архитектуры имени Щусева Давид Саркисян. Праздники омрачились также и двумя разрушительными акциями против исторической застройки столицы, для которых выходные стали выгодным прикрытием – в ночь со 2 на 3 января подожгли дачу Муромцева, а накануне начали зачистку Хитровской площади. Об этом – очередной обзор прессы.
Культурный дозор на Сретенском холме
9 декабря в Библиотеке-читальне имени Ивана Тургенева, что в Бобровом переулке у Мясницких ворот, состоялось торжественное открытие Клуба «Архнадзора». На исходе первого года своего существования это общественное движение наконец обрело постоянную площадку. К открытию клуба «Архнадзор» приурочил выставку «Потерять нельзя спасти» – продолжение прошлогодней нашумевшей экспозиции «Сносить нельзя реставрировать».
Советы – власти!
На пресс-конференции, состоявшейся 7 октября в Музее архитектуры, активисты общественного движения «Архнадзор» представили прессе список «полезных советов правительству Москвы». Это дотошные рекомендации по изменению текстов постановлений, что само по себе демонстрирует новый подход к делу охраны памятников.
Борьба на уровне закона
8 сентября в Мосгордуме представители власти встретились с членами общественных организаций за круглым столом по проблемам сохранения исторической Москвы. Эта встреча, получившая название «Охрана исторического наследия: Голос общества», была организована по инициативе Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS), поддержанной председателем комиссии по науке и образованию Мосгордумы Евгением Бунимовичем. Участники дискуссии обсудили недостатки действующего закона о памятниках и выступили с предложениями по внесению в него ряда поправок.
Московский стройкомплекс начал «поедать» памятники...
Во вторник в Музее архитектуры руководители «Архнадзора» собрали пресс-конференцию, возвестив о тревожной тенденции нынешнего лета – историческая застройка Москвы, от которой осталось уже не так много, все чаще идет под снос ради расчистки стройплощадок. И это несмотря на кризис.
Атака на наследие. Интерактивная карта разрушений...
Группа художников «О3» при поддержке движения «Архнадзор» представила в Третьяковской галерее на Крымском валу художественно-публицистический проект «Городки», приуроченный к международной акции «Ночь музеев». Поле для игры в городки молодые художники «спроецировали» на карту Москвы – каждая разбитая фигурка на ней символизирует стройку, в большинстве случаев уже обернувшуюся утратой памятника.
Исчезающие здания Москвы занесены в «Красную книгу»
В четверг в Музее архитектуры состоялась пресс-конференция, посвященная новому проекту по охране памятников – «Красной книге Москвы-2009». Она представляет собой список и карту московских зданий, которым грозит уничтожение и искажение. Таких зданий много – больше двухсот.
«Архнадзор»: объединение в действии
Объединенное общественное движение «Архнадзор» провело свою первую пресс-конференцию и первый пикет, в защиту усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых. На пресс-конференции участники движения рассказали о ситуации в сфере защиты наследия, и о ближайших планах общественного движения
Объединение
7 февраля состоялось первое рабочее заседание общественного движения «Архнадзор» - объединения проектов, заинтересованных в сохранении историко-культурного наследия Москвы
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.