Первый год «Архнадзора»

Вчера в РИА Новости общественное движение «Архнадзор» провело пресс конференцию, посвященную итогам первого года своей работы. Самым важным результатом его деятельности, бесспорно, следует признать тот общественный резонанс, который движение вызвало по отношению к сфере охраны наследия. Фактически, «Архнадзор» – первая организация, которая смогла перевести спасение памятников архитектуры от голословных рассуждений к активным и регулярным действиям.

mainImg
Негативная общественная реакция на незаконный снос объектов истории и культуры и их варварскую реконструкцию, конечно, существовала и раньше, эпизодически выплескиваясь то в СМИ, то в виде открытых писем власти. Однако это были разрозненные, «точечные» удары, и именно «Архнадзору» удалось превратить их в массированную атаку, спровоцировав целую волну публикаций, пикетов и прочих акций протеста. Наиболее важным итогом года представляется то, что эта волна, наконец, докатилась до властных структур – Москомнаследие не просто стало жестче обозначать свою позицию по отношению к манипуляциям с охранным законодательством, но даже подало в суд на нескольких инвесторов. Одним из поводов для громкого разбирательства стала надстройка «Дома Пастернака» в Оружейном переулке, другим – изъятие у собственника «Дома Орлова-Денисова» на Большой Лубянке. Сам московский мэр в 2009-м году, помнится, пригрозил уголовной ответственностью за порчу наследия, а слово «новодел» в лексиконе чиновников наконец-то превратилось в ругательство.

Самой успешной кампанией года в защиту наследия, пожалуй, можно считать акции по спасению церкви Воскресения в в Кадашах. Напомним, что непосредственно рядом с храмом город собирался возвести офисно-жилой комплекс «Пять столиц», габариты которого были таковы, что памятник неизбежно оказался бы застроен с трех сторон массивными зданиями, а видовые панорамы Замоскворечья были бы безнадежно искажены. Протесты общественности активно поддержало Москомнаследие, и в результате от первоначального варианта угрожающего памятнику проекта власти Москвы отказались. Чиновники даже признали, что распоряжение Правительства Москвы, разрешающее это строительство, было выпущено с нарушением закона. Правда, инвестор, опираясь на ряд других постановлений, успел «зачистить» от исторической застройки всю окружающую храм территорию, чем сделал невозможным включение этого памятника в список ЮНЕСКО. Этот последний факт красноречиво говорит о том, насколько несовершенна действующая сегодня система охраны наследия.

Впрочем, Кадаши – не единственный пример в целом благополучного разрешения конфликта между инвесторами и защитниками подлинной старины. Так, московский мэр в этом году распорядился законсервировать дом архитектурной школы знаменитого зодчего Матвея Казакова (угол Большого и Малого Златоустинских переулков). Охранный статус получили и палаты Пафнутьева-Боровского монастыря, фрагмент которых еще в советское время был передвинут и тем самым спасен от разрушения Петром Барановским. А вот палаты Зиновьевых в Большом Афанасьевском переулке, к сожалению, продолжают оставаться заложником неопределенного имущественного положения и стоят в руинах.

Но, наверно, самым серьезным достижением «Архнадзора» являются даже не локальные кампании по спасению тех или иных объектов наследия, но способность и готовность движения вести диалог с властью на законодательном уровне. В течение года «Архнадзор» активно участвовал в заседаниях Мосгордумы и Общественной палаты РФ. Директор НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко даже назвал «Архнадзор» «непримиримой и высококвалифицированной оппозицией». В подтверждение этому движение подключилось к корректировке скандального проекта Актуализированного генерального плана развития Москвы до 2020 года. В общей сложности «Архнадзор» подал депутатам Мосгордумы около 230 поправок к этому градостроительному документу. Главный недостаток генплана, по мнению активистов движения, заключается в том, что он полностью игнорирует около тысячи московских вновь выявленных памятников, т.е. тех объектов, по которым есть экспертное заключение комиссии Москомнаследия, но еще нет постановлений Правительства Москвы, и еще более 1500 заявленных, т.е. тех, которые еще вообще не обладают охранным статусом. В сумме это треть всего массива столичных объектов культуры! Власти пошли «Архнадзору» навстречу и приняли поправку о том, что все вновь выявленные памятники автоматически учитываются в т.н. зонах реорганизации. Но, к сожалению, этого недостаточно: во-первых, получается, что памятники охраняются лишь в контурах самих зданий, тогда как их территории фактически беззащитны, а во-вторых, интересы 1500 заявленных объектов генпланом по-прежнему никак не учтены.

Сам факт, что так много исторически ценных зданий по сей день «болтаются» без статуса, красноречиво свидетельствует о многолетней запущенности дела учета объектов наследия. И лишь теперь Москомнаследие на волне всеобщего интереса к памятникам удосужилось, как на пресс-конференции выразился Константин Михайлов, «начать разгребать свои авгиевы конюшни». С лета 2009 года комитету в этом помогает Комиссия первого заместителя мэра Владимира Ресина. За четыре заседания она рассмотрела несколько сотен памятников, в большинстве случаев подтвердив их охранный статус.

Впрочем, случалось и обратное: нередко, работая со списком вновь выявленных памятников, по которым априори уже имеются заключения экспертов Москомнаследия, комиссия во главе с Ресиным безосновательно оставляла объекты вообще без статуса, либо присваивала им звание «ценного объекта градостроительной среды». Звучит, конечно, красиво, но юридически ничего не значит, и если что и угадывается за такими решениями, то, как правило, упорный инвестор и уже разработанный проект реконструкции со сносом. Не секрет, что нередко таким сюжетам в Москве также предшествуют пожары. Таких «погорельцев» в 2009 году в столице было несколько. Это и дом Быкова Льва Кекушева, и сгоревший буквально на прошлой неделе дом, в основе которого были двухэтажные палаты Гурьевых XVII века. Лишилась статуса и уже давно пострадавшая от пожара типография Эля Лисицкого, единственный реализованный проект этого архитектора. Наконец, совсем уж вопиющим, по мнению членов «Архнадзора», стало исключение из списка т.н. Расстрельного дома на Никольской, где располагалась Военная коллегия Верховного суда СССР, отправившая на казнь около 30 тысяч заключенных, а в конце 1990-х планировалось создать музей военных репрессий.

Горькой утратой года «Архнадзор» считает и усадьбу Шаховских, реконструированную под новую сцену «Геликон-Оперы». От этого объекта Росохранкультура отказалась, сославшись на опечатку в адресе памятника. Но прокуратора признала иск «Архнадзора» правомерным, и возможно, уголовное дело по факту уничтожения памятника XVIII-XIX веков все-таки будет возбуждено. Второй большой потерей года теперь уже почти наверняка можно считать здание Детского мира. Сейчас оно принадлежит банку «ВТБ», и его представители никак не реагируют на доводы защитников наследия. На письмо за подписью ректора МАрхИ Дмитрия Швидковского и других уважаемых архитекторов ответа так и не последовало. А сделанные несколько дней назад фотографии свидетельствуют, что внутри рабочие продолжают уничтожать интерьеры универмага, выламывая мраморные балюстрады и металлические торшеры, причем делают это в полном соответствии с законом, так как предметом охраны в данном случае являются лишь внешние стены объекта, да и то без обязательного сохранения исходных материалов.

На пресс-конференции, посвященной итогам первого года работы «Архнадзора», много говорилось о том, что отечественное охранное законодательство, конечно, имеет массу лакун, но еще большие бреши обнаруживаются в том, как ценность подлинной исторической среды воспринимается обществом в целом и «хозяйствующими субъектами» в частности. Именно поэтому протестная деятельность «Архнадзора» ведется рука об руку с просветительской. Специальная секция внутри движения занимается творческими проектами, среди которых достаточно вспомнить пресс-экскурсию Рустама Рахматуллина по полузакрытым объектам Никольской улицы, дворовые концерты у стен Синодального дома и на Рождественском бульваре, музеефикацию улицы Бахрушина, для домов-экспонатов которой «Архнадзор» изготовил соответствующие таблички. Также движение возрождает полузабытую традицию гуляний на московских бульварах – карнавальных «шаталищ», возвращающих город его жителям. А в начале декабря «Архнадзор» открыл свой клуб в стенах Тургеневской библиотеки-читальни и таким образом поставил свою просветительскую деятельность «на поток». Впрочем, это не значит, что движение перестало чутко следить за тем, что происходит на улицах Москвы. В частности, «Архнадзор» ведет регулярный мониторинг состояния как памятников, так и объектов, достойных этого статуса. Всего за 2009 год движению удалось отстоять 25 адресов уже отселенных домов из «сносного списка». Иногда дело идет на минуты. Так, благодаря одному из волонтеров, который добровольно ежедневно инспектирует ряд центральных улиц города, удалось буквально за руки остановить рабочих, намеревавшихся разрушить интерьеры знаменитого «Дома с кариатидами» в Печатниковом переулке. В общем, добровольная ответственная охрана памятников продолжается, и, к сожалению, скорее всего, работа у «Архнадзора» будет еще очень долго.
Пресс-конференция «Архнадзора» в РИА Новости
zooming
Палаты Гурьева. Потаповский, 6. Фото с сайта «Архнадзор».
zooming
Детский мир. Интерьеры. Фото предоставлено движением «Архнадзор»
zooming
Детский мир. Интерьеры. Фото предоставлено движением «Архнадзор»
zooming
«Расстрельный дом», Никольская, 23. Фото с сайта «Архнадзор».
zooming
Палаты Зиновьевых, Большой Афанасьевский переулок, 24. Фото с сайта «Архнадзор».
zooming
18 апреля 2009, улица Бахрушина: выставка-экскурсия “Московские истории”. Фото с сайта «Архнадзор».
zooming
Пикет в защиту Дома Быкова. Фото с сайта «Архнадзор».
zooming
16 июля 2009, Рождественский бульвар: Московское шаталище, торжественная презентация КРЦ “Навозный жук”. Фото с сайта «Архнадзор».
zooming
17 мая 2009, Кисловский переулок: акция в защиту дома Синодальных певчих. Фото с сайта «Архнадзор».
zooming
16 октября 2009, Никольская улица: наш День Первопечатника, экскурсия для прессы. Фото с сайта «Архнадзор».

25 Декабря 2009

Пресса: Как охраняли памятники в 2009 году
Итоги 2009 года печальны и отрадны одновременно. Печальны - потому что сносы и порча памятников продолжались и запланированы новые. Отрадны - потому что движение москвичей в защиту старины заявило о себе с новой силой. Общий итог: статистика сноса статусных памятников пошла на убыль, но вандализм готовит контрнаступление.
Два лауреата
15 апреля на заседании жюри премии имени Алексея Комеча было решено, что в этом году награду за общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России получат Владимир Плужников и общественное движение «Архнадзор».
Грустное начало года
Новый архитектурный год начался с печальных известий – 7 января на 64-м году жизни скончался директор Музея архитектуры имени Щусева Давид Саркисян. Праздники омрачились также и двумя разрушительными акциями против исторической застройки столицы, для которых выходные стали выгодным прикрытием – в ночь со 2 на 3 января подожгли дачу Муромцева, а накануне начали зачистку Хитровской площади. Об этом – очередной обзор прессы.
Культурный дозор на Сретенском холме
9 декабря в Библиотеке-читальне имени Ивана Тургенева, что в Бобровом переулке у Мясницких ворот, состоялось торжественное открытие Клуба «Архнадзора». На исходе первого года своего существования это общественное движение наконец обрело постоянную площадку. К открытию клуба «Архнадзор» приурочил выставку «Потерять нельзя спасти» – продолжение прошлогодней нашумевшей экспозиции «Сносить нельзя реставрировать».
Советы – власти!
На пресс-конференции, состоявшейся 7 октября в Музее архитектуры, активисты общественного движения «Архнадзор» представили прессе список «полезных советов правительству Москвы». Это дотошные рекомендации по изменению текстов постановлений, что само по себе демонстрирует новый подход к делу охраны памятников.
Борьба на уровне закона
8 сентября в Мосгордуме представители власти встретились с членами общественных организаций за круглым столом по проблемам сохранения исторической Москвы. Эта встреча, получившая название «Охрана исторического наследия: Голос общества», была организована по инициативе Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS), поддержанной председателем комиссии по науке и образованию Мосгордумы Евгением Бунимовичем. Участники дискуссии обсудили недостатки действующего закона о памятниках и выступили с предложениями по внесению в него ряда поправок.
Московский стройкомплекс начал «поедать» памятники...
Во вторник в Музее архитектуры руководители «Архнадзора» собрали пресс-конференцию, возвестив о тревожной тенденции нынешнего лета – историческая застройка Москвы, от которой осталось уже не так много, все чаще идет под снос ради расчистки стройплощадок. И это несмотря на кризис.
Атака на наследие. Интерактивная карта разрушений...
Группа художников «О3» при поддержке движения «Архнадзор» представила в Третьяковской галерее на Крымском валу художественно-публицистический проект «Городки», приуроченный к международной акции «Ночь музеев». Поле для игры в городки молодые художники «спроецировали» на карту Москвы – каждая разбитая фигурка на ней символизирует стройку, в большинстве случаев уже обернувшуюся утратой памятника.
Исчезающие здания Москвы занесены в «Красную книгу»
В четверг в Музее архитектуры состоялась пресс-конференция, посвященная новому проекту по охране памятников – «Красной книге Москвы-2009». Она представляет собой список и карту московских зданий, которым грозит уничтожение и искажение. Таких зданий много – больше двухсот.
«Архнадзор»: объединение в действии
Объединенное общественное движение «Архнадзор» провело свою первую пресс-конференцию и первый пикет, в защиту усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых. На пресс-конференции участники движения рассказали о ситуации в сфере защиты наследия, и о ближайших планах общественного движения
Объединение
7 февраля состоялось первое рабочее заседание общественного движения «Архнадзор» - объединения проектов, заинтересованных в сохранении историко-культурного наследия Москвы
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.