Советы – власти!

На пресс-конференции, состоявшейся 7 октября в Музее архитектуры, активисты общественного движения «Архнадзор» представили прессе список «полезных советов правительству Москвы». Это дотошные рекомендации по изменению текстов постановлений, что само по себе демонстрирует новый подход к делу охраны памятников.

mainImg
Список «советов» мэрии, озвученный на пресс-конференции – это на самом деле попытка закрепить успех. Недавно столичные власти скорректировали ряд своих прежних распоряжений, приведя их в соответствие с законом об охране памятников (ФЗ №73). Это, по словам представителей «Архнадзора», позволило вывести из списка зданий, подлежащих сносу, 25 московских адресов. Общественное движение всячески поддерживает это действие московских властей, но указывает на его недостаточность. Дабы не быть голословными, активисты движения озвучили на пресс-конференции список постановлений мэрии, которые все еще, по их убеждению, нуждаются в корректировке.

Тот факт, что правительству Москвы предложены советы, несколько удивителен. Еще удивительнее форма – сухая, подробная, деловитая. Большинство распоряжений, о которых шла речь на пресс-конференции, разрешают запрещенное законом капитальное строительство в охранной зоне памятника; или угрожают уничтожить существующее здание, пройтись по нему всеразрушающей реконструкцией. «Архнадзор» не только перечислил эти здания и эти постановления, но также прокомментировал, какие именно слова документа в каждом конкретном случае угрожают памятнику. Читаешь комментарии – и диву даешься, какова все-таки сила слова, если оно, это слово, имеет силу постановления. Всего пара формулировок – и дома нет.

Далее «Архнадзор» оформил свою позицию по каждому объекту (читай постановлению) в форме рекомендаций – перечислив по пунктам, что именно надо изменить в текстах постановлений городского правительства, чтобы они соответствовали закону и не угрожали памятникам или исторической застройке. «Эти постановления, противоречащие основным положениям действующего закона об охране памятников, висят над объектами наследия как дамоклов меч, – объяснил журналистам Константин Михайлов, координатор общественного движения «Архнадзор». – Некоторые из этих документов были приняты еще в начале двухтысячных годов, в самый разгар инвестиционной активности, и, к сожалению, несмотря на заверения чиновников о том, что какие-то проекты пересматриваются, в целом по ним продолжается подготовка к реализации или реализация».

Такой подход в деле охраны памятников надо признать новым. Раньше в текстах постановлений погрязали эксперты на соответствующих советах, но, не имея шансов изменить то, что уже утверждено мэрией, они не могли протестовать против формулировок, и давали рекомендации только лишь исходя из уже сложившейся ситуации. А активисты-общественники протестовали против разрушений, но очень эмоционально и больше на улицах (или на выставках), тогда как подробным разбором бюрократических текстов не особенно занимались. То ли скучно было, то ли тоже считали это дело безнадежным. А тут – разбор «буквы закона» и подробный список того, что в этой букве надо изменить, чтобы было к лучшему. Новая тактика, и надо признать, получилось тонко и крайне увлекательно. Например, очень много нового из этих рекомендаций можно узнать о самих технологиях приведения пожеланий инвесторов по реконструкции исторических особняков в видимое соответствие закону.

Так, например, все (ну, или почти все) знали, что проблема «Детского мира» заключается в понятии «предмета охраны», введенном в законе об охране памятников. Декор фасадов у него предмет, а все внутренности – не предмет; и, следовательно, его можно либо выпотрошить, оставив скорлупку внешних стен, либо даже вообще снести, построив новодел с похожим декором. И сколько уже об этом говорят, года три точно. Но только теперь стали известны детали. Оказывается, предмет охраны для здания «Детского мира» описан не только в паспорте памятника, как это делается обычно, но еще и в постановлении правительства Москвы, и, следовательно, эксперты Москомнаследия ничего не могут сделать, поскольку описание утверждено в документе более высокой инстанции. С другой стороны, и это еще одна любопытная тонкость, предмет охраны определен как фасады, но в постановлении при этом ни слова не сказано ни о необходимости сохранить «предмет охраны» подлинным, ни даже о материале, из которого этот предмет сделан. Что, собственно, и развязывает инвестору руки.

«Архнадзор» предлагает скорректировать постановление по «Детскому миру» следующим образом: убрать из него описание предмета охраны; определить предмет охраны заново, проведя для этого новую экспертизу; и вообще запретить реконструкцию здания «Детского мира», добавив в постановление соответствующий пункт. Фактически все требования защитников душкинского здания сформулированы предельно коротко и четко - копируй и вставляй в постановление. Это, безусловно, новый, деловой подход к охране памятников.

Бюрократические фокусы уже фактически лишили Москву и замечательной усадьбы княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой на Большой Никитской улице, которая перестала считаться памятником архитектуры из-за… банальной опечатки в документе. Там указан неверный номер строения - 19/13, вместо 19/16. Как говорит Рустам Рахматуллин, Росохранкультура сочла это достаточным основанием для того, чтобы отречься от памятника вовсе. Вслед за ней это сделало и Москомнаследие, изменив запись в реестре – памятником оказался соседний театр Маяковского! Тем временем развернувшаяся расчистка участка под новую сцену театра «Геликон-опера» уже уничтожила полуциркульный флигель XVIII века и флигель по Калашному переулку, несмотря на то, что на них есть паспорта и записи в реестре. Такие прецеденты, по мнению Александра Можаева, внушают опасения и за другие объекты, имеющие ошибочные адреса. Например, церковь Вознесения в столь любимом столичным мэром Коломенском и вовсе числится объектом Московской области!

Откорректировать «Архнадзор» убедительно просит и постановление № 889-ПП, пункт 2 которого предписывает: «Осуществить строительство на месте выводимого производства офисно-жилого комплекса по адресу: ул. Большая Ордынка, д. 8, стр. 1». Фактически выполнение этого пункта приведет к застройке знаменитого памятника архитектуры федерального значения – церкви Воскресения в Кадашах – с трех сторон массивными новыми зданиями, искажающими видовые панорамы Замоскворечья. Ради строительства в охранной зоне памятника уже начат снос исторических построек. Это, по мнению Александра Можаева, не только уничтожит единственное в Москве место, сохранившее градостроительную среду XVII века, но и скорее всего приведет к отказу комиссии ЮНЕСКО взять под охрану сам храм.

Другой уникальной зоной, каким–то образом избежавшей советского и современного строительства, является Хитровка. История борьбы за сохранение Хитровской площади началась в 2005 году, с появления постановления о строительстве здесь бизнес-центра. И хотя позже ансамблю площади был присвоен статус достопримечательного места, распоряжение № 2722-РП по-прежнему предусматривает строительство в центре площади внушительного офисного комплекса.

Впрочем, и сам «Архнадзор» признает, что этот статус, к сожалению, почти никак не влияет на судьбу объекта, так как его юридическая сила до сих пор под большим вопросом. Улица Остоженка, например, носит аналогичное гордое звание, однако все мы знаем, что к настоящему времени эта старинная московская улица почти полностью «зачищена» под элитные кварталы «Золотой мили». Увы, сегодня инвесторы подобрались к самым последним островкам подлинной застройки этого района.

Речь идет о квартале в виде трапеции, расположенном на стрелке Остоженки и Пречистенки, где находятся два очень известных памятника XVII века – Белые и Красные палаты. Принятое еще в 2004 году распоряжение Правительства Москвы N 1861-РП «О реконструкции, реставрации зданий с освоением подземного пространства и воссозданием ансамбля торговых рядов» грозит не только строительством никогда не существовавших здесь зданий, но и сносом целого рядом ценных объектов, чудом уцелевших в 1970-е. Это, в частности, дома №6 и №8 по Остоженке, один из которых является частью усадьбы петровского стольника А. Римского-Корсакова и одновременно домом, где жил П.И. Чайковский, другой – ампирным особняком, в котором находилась мастерская художника В.И.Сурикова. Подземное строительство также может привести к утрате сводчатых подвалов снесенного в 1970-е углового дома этого квартала, которые еще можно спасти.

Руководству города, к сожалению, вообще очень свойственно выносить необратимые решения по совсем не исследованным или мало исследованным объектам. Один из таких примеров на пресс-конференции привел Рустам Рахматуллин – толком не изучен, но уже выведен из числа выявленных памятников дом Л. Разумовского на Б. Никитской, 9, соседний с Рахманиновским залом Консерватории. Расположенный рядом Синодальный дом, наоборот, включен в реестр, хотя постановление о его реконструкции под библиотеку консерватории,  скорее всего, окажется весомее. По мнению Рахматуллина, библиотеку можно было бы устроить как раз в доме Разумовского с анфиладой, а уникальную планировку дома, где жили известные композиторы – Кастальский, Чесноков, Голованов – сохранить в нетронутом виде.

Среди перечисленных на пресс-конференции объектов наследия оказались и промышленные объекты, целый ряд из которых относится к старейшей Николаевской (Октябрьской) железной дороге, являющейся памятником. В частности, без причины было снято с охраны Круговое депо – первое локомотивное депо на территории Москвы 1840-х гг., построенное при участии Констанита Тона. Из-за планов по строительству скоростной железной дороги под угрозой оказались и остальные девять депо на всем протяжении до самого Петербурга. Складывается парадоксальная и во многом абсурдная ситуация, отметил Константин Михайлов, когда руководство железной дороги демонстрирует патриотический консерватизм в стремлении вернуть Ленинградскому вокзалу историческое название «Николаевский» и одновременно обращается к властям с просьбой «оказать содействие» по снятию охранного статуса со строений николаевской эпохи.

Пресс-конференция завершилась на тревожной ноте – помимо потенциальных угроз, есть и вполне реальные, связанные с запустением и разрушением памятников, которым предстоит зимовать без крыш. Самые простые по конструкции и материалам временные кровли, по словам Марины Хрусталевой, спасут целый ряд ценных объектов, лишившихся крыш в результате пожаров. В противном случае их уже следующей весной можно будет снимать с охраны – здания просто погибнут. В числе наиболее нуждающихся объектов «Архнадзор» назвал типографию Эля Лисицкого, коммунальный корпус дома Наркомфина Моисея Гинзбурга, сгоревший после включения в список выявленных объектов дом купца Быкова постройки Льва Кекушева и старейший дом Арбата -- палаты Зиновьевых XVII века.

Давид Саркисян, Марина Хрусталева, Константин Михайлов, Наталья Самовер, Рустам Рахматуллин. Фотография Натальи Коряковской
Наталья Самовер, Рустам Рахматуллин, Александр Можаев
Директор Музея архитектуры Давид Саркисян
zooming
Проект реконструкции Детского Мира. Изображение предоставлено движением «Архнадзор»
zooming
Проект реконструкции усадьбы княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой (Б. Никитская, 19/16, стр. 1,2). Изображение предоставлено движением «Архнадзор»
zooming
Проект «Пять столиц» вблизи храма Воскресения в Кадашах. Изображение предоставлено движением «Архнадзор»
zooming
Проект офисного комплекса на Хитровской площади. Изображение предоставлено движением «Архнадзор»
zooming
Дом Бенкендорфа. Изображение предоставлено движением «Архнадзор»
zooming
Усадьба графа Л.К. Разумовского. Изображение предоставлено движением «Архнадзор»
zooming
Синодальный дом. Фото «Архнадзор»
zooming
Проект реконструкции Московской консерватории. Изображение предоставлено движением «Архнадзор»
zooming
Круговое депо Николаевской (Октябрьской) железной дороги. Фото «Архнадзор»

09 Октября 2009

Два лауреата
15 апреля на заседании жюри премии имени Алексея Комеча было решено, что в этом году награду за общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России получат Владимир Плужников и общественное движение «Архнадзор».
Грустное начало года
Новый архитектурный год начался с печальных известий – 7 января на 64-м году жизни скончался директор Музея архитектуры имени Щусева Давид Саркисян. Праздники омрачились также и двумя разрушительными акциями против исторической застройки столицы, для которых выходные стали выгодным прикрытием – в ночь со 2 на 3 января подожгли дачу Муромцева, а накануне начали зачистку Хитровской площади. Об этом – очередной обзор прессы.
Первый год «Архнадзора»
Вчера в РИА Новости общественное движение «Архнадзор» провело пресс конференцию, посвященную итогам первого года своей работы. Самым важным результатом его деятельности, бесспорно, следует признать тот общественный резонанс, который движение вызвало по отношению к сфере охраны наследия. Фактически, «Архнадзор» – первая организация, которая смогла перевести спасение памятников архитектуры от голословных рассуждений к активным и регулярным действиям.
Культурный дозор на Сретенском холме
9 декабря в Библиотеке-читальне имени Ивана Тургенева, что в Бобровом переулке у Мясницких ворот, состоялось торжественное открытие Клуба «Архнадзора». На исходе первого года своего существования это общественное движение наконец обрело постоянную площадку. К открытию клуба «Архнадзор» приурочил выставку «Потерять нельзя спасти» – продолжение прошлогодней нашумевшей экспозиции «Сносить нельзя реставрировать».
Борьба на уровне закона
8 сентября в Мосгордуме представители власти встретились с членами общественных организаций за круглым столом по проблемам сохранения исторической Москвы. Эта встреча, получившая название «Охрана исторического наследия: Голос общества», была организована по инициативе Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS), поддержанной председателем комиссии по науке и образованию Мосгордумы Евгением Бунимовичем. Участники дискуссии обсудили недостатки действующего закона о памятниках и выступили с предложениями по внесению в него ряда поправок.
Московский стройкомплекс начал «поедать» памятники...
Во вторник в Музее архитектуры руководители «Архнадзора» собрали пресс-конференцию, возвестив о тревожной тенденции нынешнего лета – историческая застройка Москвы, от которой осталось уже не так много, все чаще идет под снос ради расчистки стройплощадок. И это несмотря на кризис.
Атака на наследие. Интерактивная карта разрушений...
Группа художников «О3» при поддержке движения «Архнадзор» представила в Третьяковской галерее на Крымском валу художественно-публицистический проект «Городки», приуроченный к международной акции «Ночь музеев». Поле для игры в городки молодые художники «спроецировали» на карту Москвы – каждая разбитая фигурка на ней символизирует стройку, в большинстве случаев уже обернувшуюся утратой памятника.
Исчезающие здания Москвы занесены в «Красную книгу»
В четверг в Музее архитектуры состоялась пресс-конференция, посвященная новому проекту по охране памятников – «Красной книге Москвы-2009». Она представляет собой список и карту московских зданий, которым грозит уничтожение и искажение. Таких зданий много – больше двухсот.
«Архнадзор»: объединение в действии
Объединенное общественное движение «Архнадзор» провело свою первую пресс-конференцию и первый пикет, в защиту усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых. На пресс-конференции участники движения рассказали о ситуации в сфере защиты наследия, и о ближайших планах общественного движения
Объединение
7 февраля состоялось первое рабочее заседание общественного движения «Архнадзор» - объединения проектов, заинтересованных в сохранении историко-культурного наследия Москвы
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
NF studio разработало технологию образовательного комплекса «Летово. Джуниор» в соответствии с актуальными тенденциями, учитывающими потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.