Советы – власти!

На пресс-конференции, состоявшейся 7 октября в Музее архитектуры, активисты общественного движения «Архнадзор» представили прессе список «полезных советов правительству Москвы». Это дотошные рекомендации по изменению текстов постановлений, что само по себе демонстрирует новый подход к делу охраны памятников.

mainImg
Список «советов» мэрии, озвученный на пресс-конференции – это на самом деле попытка закрепить успех. Недавно столичные власти скорректировали ряд своих прежних распоряжений, приведя их в соответствие с законом об охране памятников (ФЗ №73). Это, по словам представителей «Архнадзора», позволило вывести из списка зданий, подлежащих сносу, 25 московских адресов. Общественное движение всячески поддерживает это действие московских властей, но указывает на его недостаточность. Дабы не быть голословными, активисты движения озвучили на пресс-конференции список постановлений мэрии, которые все еще, по их убеждению, нуждаются в корректировке.

Тот факт, что правительству Москвы предложены советы, несколько удивителен. Еще удивительнее форма – сухая, подробная, деловитая. Большинство распоряжений, о которых шла речь на пресс-конференции, разрешают запрещенное законом капитальное строительство в охранной зоне памятника; или угрожают уничтожить существующее здание, пройтись по нему всеразрушающей реконструкцией. «Архнадзор» не только перечислил эти здания и эти постановления, но также прокомментировал, какие именно слова документа в каждом конкретном случае угрожают памятнику. Читаешь комментарии – и диву даешься, какова все-таки сила слова, если оно, это слово, имеет силу постановления. Всего пара формулировок – и дома нет.

Далее «Архнадзор» оформил свою позицию по каждому объекту (читай постановлению) в форме рекомендаций – перечислив по пунктам, что именно надо изменить в текстах постановлений городского правительства, чтобы они соответствовали закону и не угрожали памятникам или исторической застройке. «Эти постановления, противоречащие основным положениям действующего закона об охране памятников, висят над объектами наследия как дамоклов меч, – объяснил журналистам Константин Михайлов, координатор общественного движения «Архнадзор». – Некоторые из этих документов были приняты еще в начале двухтысячных годов, в самый разгар инвестиционной активности, и, к сожалению, несмотря на заверения чиновников о том, что какие-то проекты пересматриваются, в целом по ним продолжается подготовка к реализации или реализация».

Такой подход в деле охраны памятников надо признать новым. Раньше в текстах постановлений погрязали эксперты на соответствующих советах, но, не имея шансов изменить то, что уже утверждено мэрией, они не могли протестовать против формулировок, и давали рекомендации только лишь исходя из уже сложившейся ситуации. А активисты-общественники протестовали против разрушений, но очень эмоционально и больше на улицах (или на выставках), тогда как подробным разбором бюрократических текстов не особенно занимались. То ли скучно было, то ли тоже считали это дело безнадежным. А тут – разбор «буквы закона» и подробный список того, что в этой букве надо изменить, чтобы было к лучшему. Новая тактика, и надо признать, получилось тонко и крайне увлекательно. Например, очень много нового из этих рекомендаций можно узнать о самих технологиях приведения пожеланий инвесторов по реконструкции исторических особняков в видимое соответствие закону.

Так, например, все (ну, или почти все) знали, что проблема «Детского мира» заключается в понятии «предмета охраны», введенном в законе об охране памятников. Декор фасадов у него предмет, а все внутренности – не предмет; и, следовательно, его можно либо выпотрошить, оставив скорлупку внешних стен, либо даже вообще снести, построив новодел с похожим декором. И сколько уже об этом говорят, года три точно. Но только теперь стали известны детали. Оказывается, предмет охраны для здания «Детского мира» описан не только в паспорте памятника, как это делается обычно, но еще и в постановлении правительства Москвы, и, следовательно, эксперты Москомнаследия ничего не могут сделать, поскольку описание утверждено в документе более высокой инстанции. С другой стороны, и это еще одна любопытная тонкость, предмет охраны определен как фасады, но в постановлении при этом ни слова не сказано ни о необходимости сохранить «предмет охраны» подлинным, ни даже о материале, из которого этот предмет сделан. Что, собственно, и развязывает инвестору руки.

«Архнадзор» предлагает скорректировать постановление по «Детскому миру» следующим образом: убрать из него описание предмета охраны; определить предмет охраны заново, проведя для этого новую экспертизу; и вообще запретить реконструкцию здания «Детского мира», добавив в постановление соответствующий пункт. Фактически все требования защитников душкинского здания сформулированы предельно коротко и четко - копируй и вставляй в постановление. Это, безусловно, новый, деловой подход к охране памятников.

Бюрократические фокусы уже фактически лишили Москву и замечательной усадьбы княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой на Большой Никитской улице, которая перестала считаться памятником архитектуры из-за… банальной опечатки в документе. Там указан неверный номер строения - 19/13, вместо 19/16. Как говорит Рустам Рахматуллин, Росохранкультура сочла это достаточным основанием для того, чтобы отречься от памятника вовсе. Вслед за ней это сделало и Москомнаследие, изменив запись в реестре – памятником оказался соседний театр Маяковского! Тем временем развернувшаяся расчистка участка под новую сцену театра «Геликон-опера» уже уничтожила полуциркульный флигель XVIII века и флигель по Калашному переулку, несмотря на то, что на них есть паспорта и записи в реестре. Такие прецеденты, по мнению Александра Можаева, внушают опасения и за другие объекты, имеющие ошибочные адреса. Например, церковь Вознесения в столь любимом столичным мэром Коломенском и вовсе числится объектом Московской области!

Откорректировать «Архнадзор» убедительно просит и постановление № 889-ПП, пункт 2 которого предписывает: «Осуществить строительство на месте выводимого производства офисно-жилого комплекса по адресу: ул. Большая Ордынка, д. 8, стр. 1». Фактически выполнение этого пункта приведет к застройке знаменитого памятника архитектуры федерального значения – церкви Воскресения в Кадашах – с трех сторон массивными новыми зданиями, искажающими видовые панорамы Замоскворечья. Ради строительства в охранной зоне памятника уже начат снос исторических построек. Это, по мнению Александра Можаева, не только уничтожит единственное в Москве место, сохранившее градостроительную среду XVII века, но и скорее всего приведет к отказу комиссии ЮНЕСКО взять под охрану сам храм.

Другой уникальной зоной, каким–то образом избежавшей советского и современного строительства, является Хитровка. История борьбы за сохранение Хитровской площади началась в 2005 году, с появления постановления о строительстве здесь бизнес-центра. И хотя позже ансамблю площади был присвоен статус достопримечательного места, распоряжение № 2722-РП по-прежнему предусматривает строительство в центре площади внушительного офисного комплекса.

Впрочем, и сам «Архнадзор» признает, что этот статус, к сожалению, почти никак не влияет на судьбу объекта, так как его юридическая сила до сих пор под большим вопросом. Улица Остоженка, например, носит аналогичное гордое звание, однако все мы знаем, что к настоящему времени эта старинная московская улица почти полностью «зачищена» под элитные кварталы «Золотой мили». Увы, сегодня инвесторы подобрались к самым последним островкам подлинной застройки этого района.

Речь идет о квартале в виде трапеции, расположенном на стрелке Остоженки и Пречистенки, где находятся два очень известных памятника XVII века – Белые и Красные палаты. Принятое еще в 2004 году распоряжение Правительства Москвы N 1861-РП «О реконструкции, реставрации зданий с освоением подземного пространства и воссозданием ансамбля торговых рядов» грозит не только строительством никогда не существовавших здесь зданий, но и сносом целого рядом ценных объектов, чудом уцелевших в 1970-е. Это, в частности, дома №6 и №8 по Остоженке, один из которых является частью усадьбы петровского стольника А. Римского-Корсакова и одновременно домом, где жил П.И. Чайковский, другой – ампирным особняком, в котором находилась мастерская художника В.И.Сурикова. Подземное строительство также может привести к утрате сводчатых подвалов снесенного в 1970-е углового дома этого квартала, которые еще можно спасти.

Руководству города, к сожалению, вообще очень свойственно выносить необратимые решения по совсем не исследованным или мало исследованным объектам. Один из таких примеров на пресс-конференции привел Рустам Рахматуллин – толком не изучен, но уже выведен из числа выявленных памятников дом Л. Разумовского на Б. Никитской, 9, соседний с Рахманиновским залом Консерватории. Расположенный рядом Синодальный дом, наоборот, включен в реестр, хотя постановление о его реконструкции под библиотеку консерватории,  скорее всего, окажется весомее. По мнению Рахматуллина, библиотеку можно было бы устроить как раз в доме Разумовского с анфиладой, а уникальную планировку дома, где жили известные композиторы – Кастальский, Чесноков, Голованов – сохранить в нетронутом виде.

Среди перечисленных на пресс-конференции объектов наследия оказались и промышленные объекты, целый ряд из которых относится к старейшей Николаевской (Октябрьской) железной дороге, являющейся памятником. В частности, без причины было снято с охраны Круговое депо – первое локомотивное депо на территории Москвы 1840-х гг., построенное при участии Констанита Тона. Из-за планов по строительству скоростной железной дороги под угрозой оказались и остальные девять депо на всем протяжении до самого Петербурга. Складывается парадоксальная и во многом абсурдная ситуация, отметил Константин Михайлов, когда руководство железной дороги демонстрирует патриотический консерватизм в стремлении вернуть Ленинградскому вокзалу историческое название «Николаевский» и одновременно обращается к властям с просьбой «оказать содействие» по снятию охранного статуса со строений николаевской эпохи.

Пресс-конференция завершилась на тревожной ноте – помимо потенциальных угроз, есть и вполне реальные, связанные с запустением и разрушением памятников, которым предстоит зимовать без крыш. Самые простые по конструкции и материалам временные кровли, по словам Марины Хрусталевой, спасут целый ряд ценных объектов, лишившихся крыш в результате пожаров. В противном случае их уже следующей весной можно будет снимать с охраны – здания просто погибнут. В числе наиболее нуждающихся объектов «Архнадзор» назвал типографию Эля Лисицкого, коммунальный корпус дома Наркомфина Моисея Гинзбурга, сгоревший после включения в список выявленных объектов дом купца Быкова постройки Льва Кекушева и старейший дом Арбата -- палаты Зиновьевых XVII века.

Давид Саркисян, Марина Хрусталева, Константин Михайлов, Наталья Самовер, Рустам Рахматуллин. Фотография Натальи Коряковской
Наталья Самовер, Рустам Рахматуллин, Александр Можаев
Директор Музея архитектуры Давид Саркисян
zooming
Проект реконструкции Детского Мира. Изображение предоставлено движением «Архнадзор»
zooming
Проект реконструкции усадьбы княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой (Б. Никитская, 19/16, стр. 1,2). Изображение предоставлено движением «Архнадзор»
zooming
Проект «Пять столиц» вблизи храма Воскресения в Кадашах. Изображение предоставлено движением «Архнадзор»
zooming
Проект офисного комплекса на Хитровской площади. Изображение предоставлено движением «Архнадзор»
zooming
Дом Бенкендорфа. Изображение предоставлено движением «Архнадзор»
zooming
Усадьба графа Л.К. Разумовского. Изображение предоставлено движением «Архнадзор»
zooming
Синодальный дом. Фото «Архнадзор»
zooming
Проект реконструкции Московской консерватории. Изображение предоставлено движением «Архнадзор»
zooming
Круговое депо Николаевской (Октябрьской) железной дороги. Фото «Архнадзор»

09 Октября 2009

Два лауреата
15 апреля на заседании жюри премии имени Алексея Комеча было решено, что в этом году награду за общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России получат Владимир Плужников и общественное движение «Архнадзор».
Грустное начало года
Новый архитектурный год начался с печальных известий – 7 января на 64-м году жизни скончался директор Музея архитектуры имени Щусева Давид Саркисян. Праздники омрачились также и двумя разрушительными акциями против исторической застройки столицы, для которых выходные стали выгодным прикрытием – в ночь со 2 на 3 января подожгли дачу Муромцева, а накануне начали зачистку Хитровской площади. Об этом – очередной обзор прессы.
Первый год «Архнадзора»
Вчера в РИА Новости общественное движение «Архнадзор» провело пресс конференцию, посвященную итогам первого года своей работы. Самым важным результатом его деятельности, бесспорно, следует признать тот общественный резонанс, который движение вызвало по отношению к сфере охраны наследия. Фактически, «Архнадзор» – первая организация, которая смогла перевести спасение памятников архитектуры от голословных рассуждений к активным и регулярным действиям.
Культурный дозор на Сретенском холме
9 декабря в Библиотеке-читальне имени Ивана Тургенева, что в Бобровом переулке у Мясницких ворот, состоялось торжественное открытие Клуба «Архнадзора». На исходе первого года своего существования это общественное движение наконец обрело постоянную площадку. К открытию клуба «Архнадзор» приурочил выставку «Потерять нельзя спасти» – продолжение прошлогодней нашумевшей экспозиции «Сносить нельзя реставрировать».
Борьба на уровне закона
8 сентября в Мосгордуме представители власти встретились с членами общественных организаций за круглым столом по проблемам сохранения исторической Москвы. Эта встреча, получившая название «Охрана исторического наследия: Голос общества», была организована по инициативе Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS), поддержанной председателем комиссии по науке и образованию Мосгордумы Евгением Бунимовичем. Участники дискуссии обсудили недостатки действующего закона о памятниках и выступили с предложениями по внесению в него ряда поправок.
Московский стройкомплекс начал «поедать» памятники...
Во вторник в Музее архитектуры руководители «Архнадзора» собрали пресс-конференцию, возвестив о тревожной тенденции нынешнего лета – историческая застройка Москвы, от которой осталось уже не так много, все чаще идет под снос ради расчистки стройплощадок. И это несмотря на кризис.
Атака на наследие. Интерактивная карта разрушений...
Группа художников «О3» при поддержке движения «Архнадзор» представила в Третьяковской галерее на Крымском валу художественно-публицистический проект «Городки», приуроченный к международной акции «Ночь музеев». Поле для игры в городки молодые художники «спроецировали» на карту Москвы – каждая разбитая фигурка на ней символизирует стройку, в большинстве случаев уже обернувшуюся утратой памятника.
Исчезающие здания Москвы занесены в «Красную книгу»
В четверг в Музее архитектуры состоялась пресс-конференция, посвященная новому проекту по охране памятников – «Красной книге Москвы-2009». Она представляет собой список и карту московских зданий, которым грозит уничтожение и искажение. Таких зданий много – больше двухсот.
«Архнадзор»: объединение в действии
Объединенное общественное движение «Архнадзор» провело свою первую пресс-конференцию и первый пикет, в защиту усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых. На пресс-конференции участники движения рассказали о ситуации в сфере защиты наследия, и о ближайших планах общественного движения
Объединение
7 февраля состоялось первое рабочее заседание общественного движения «Архнадзор» - объединения проектов, заинтересованных в сохранении историко-культурного наследия Москвы
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.