Борьба на уровне закона

8 сентября в Мосгордуме представители власти встретились с членами общественных организаций за круглым столом по проблемам сохранения исторической Москвы. Эта встреча, получившая название «Охрана исторического наследия: Голос общества», была организована по инициативе Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS), поддержанной председателем комиссии по науке и образованию Мосгордумы Евгением Бунимовичем. Участники дискуссии обсудили недостатки действующего закона о памятниках и выступили с предложениями по внесению в него ряда поправок.

mainImg
Напомним, что  в начале года в Мосгордуму был  внесен закон «О памятниках истории и культуры в Москве», который должен заменить действующий с 2000 года закон № 26 «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры». Общественного обсуждения опубликованной концепции этого закона не получилось: за несколько месяцев, отведенных на дискуссию, пришло всего шесть отзывов, правда, среди них были и весьма основательные и полезные замечания от MAPS и РААСН. Их квинтэссенция опубликована во втором выпуске «Отчета» MAPS, а 8 сентября эти положения еще раз были озвучены в докладе координатора общественного движения «АрхНадзор» Рустама Рахматуллина, члена общественной рабочей группы по усовершенствованию городского законодательства в сфере наследия.

Участники круглого стола  единогласно признали, что нынешний закон от 2000 года  сам по себе хорош, и корень проблем – не в его положениях и формулировках, а в том, как они реализуются на практике. К сожалению, случаи, когда отдельные разделы закона трактуются не со знаком «плюс» для системы охраны наследия, а с точностью до наоборот, очень часты. Вот почему общественники и забили в колокола, подготовив список предложений для московского правительства с тем, чтобы закрыть в законе те «дыры», через которые, по образному выражению Рустама Рахматуллина «вылезает вандализм».

По мнению членов MAPS и «АрхНадзора», начинать править закон нужно с его концептуальных положений, и, в частности, прямо в преамбуле прописать, что вся Москва является историческим городом. Вторым базовым пунктом является приведение городского закона в соответствие с федеральным в части используемых понятий, - таких, например, как «достопримечательное место», «ценный объект среды» и другие. Так, «предметом охраны», по глубокому убеждению участников дискуссии, может быть лишь объект наследия целиком, но никак не отдельные части здания или ансамбля. В противном случае мы имеем то, что имеем, - сегодня памятники фактически «перекраиваются» под нужды проекта реконструкции. Что же касается методики определения «предмета охраны», то она могла бы быть установлена отдельным подзаконным актом. Еще одно важнейшее понятие, которое участники дискуссии предлагают включить в закон, это «городское пространство». Оно включает в себя все то, что принадлежит горожанам безвозмездно и свободно, а именно территории и дворы памятников, фасады объектов, находящихся в глубине кварталов и проч. Придание этим местам законного статуса защитит их от произвола арендаторов и собственников, которые, как правило, стараются ограничить доступ к ним жителей города.

Кстати, об арендаторах. В целях поощрения  добропорядочного арендатора, соблюдающего свои охранные обязательства и осуществившего в полном объеме работы по реставрации, предлагается отдавать ему приоритет на тендере по продаже зданий-памятников. Такие же привилегии могут получить и потомки жертв конфискации объектов в годы революции.

Одно из ключевых предложений по внесению изменений в Закон города Москвы о памятниках истории и культуры заключается в том, чтобы исчерпывающе прописать в этом документе все запрещенные на объектах наследия виды работ. Иными словами, будущие собственники должны четко знать, какие действия являются реставрацией, а какие – капитальным строительством и реконструкцией. Внятного определения требуют и разрешенные работы, например, «приспособление», зачастую оборачивающееся тем же капитальным строительством. Союз экологических организаций Москвы, в свою очередь, внес предложение также определить границы понятия «воссоздание», дабы избежать строительства в городе того, чего в нем на самом деле никогда не было. Одним из рычагов воздействия на будущих владельцев памятников должна стать техническая экспертиза, которую MAPS и «АрхНадзор» предлагают осуществлять исключительно государству: арендатор, пользователь, собственник должны выкупать памятник уже вместе с пакетом экспертного заключения, в котором детально и четко прописаны все разрешенные на данном объекте виды работ.

В разделе о порядке приватизации памятников участники круглого стола предложили прописать запрет на продажу по частям целого ансамбля, либо продажу дома по этажам. Причем не только первичную: обременением для собственника при покупке должно стать условие перепродавать впоследствии памятник только целиком. В обратном случае его ждет судьба печально известного дома Орлова-Денисова, который, как рассказал на круглом столе Рустам Рахматуллин, оказался разделенным между тремя собственниками. В существующий перечень объектов, запрещенных к  приватизации, помимо уже музеефицированных, участники заседания также предложили включить и те, где музей намечается только в перспективе.

Главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований Москвы Борис Пастернак также обратил внимание на существующую практику затягивания передачи памятников другому арендатору после расторжения договора с прежним хозяином. Если этот срок не регламентировать законом, то здания могут годами стоять бесхозными, постепенно приходя в аварийное состояние. Вообще с угрозой запустения памятников, прямой дорогой ведущей к сносу, можно было бы бороться, по мнению Пастернака, разумным использованием государственных средств, выделяемых на реставрацию. Однако, к сожалению, вместо консервации памятников и элементарной замены протекающих крыш, власти предпочитают тратить деньги на восстановление несуществовавшей колокольни церкви Большого Вознесения или на строительство деревянного дворца Алексей Михайловича в Коломенском, о недавнем открытии которого ко Дню города собравшимся напомнил Алексей Клименко, член президиума Экспертно-консультативного общественного совета (ЭКОС).

К слову, судьба самого ЭКОСа также стала предметом горячего обсуждения на заседании круглого стола. Дело в том, что не так давно в силу вступило положение о государственной историко-культурной экспертизе, которое фактически приводит к отказу от системы экспертных советов и комиссий и Москва, таким образом, лишается необходимой ей системы общественных наблюдателей. По мнению Бориса Пастернака, общественность обязана приложить все усилия к тому, чтобы этого не допустить. Поддержал эту мысль и Евгений Бунимович, который в качестве положительного примера работы общественного совета привел недавно созданную комиссию по скульптурным памятникам.

Заседание круглого стола подытожил Евгений Бунимович, сформулировав основную причину фактического бездействия закона о памятниках в России. По мнению депутата, главная проблема в том, что понятие собственности у нас превалирует над феноменом культурного наследия. Возможно, все дело в том, что как существующие обременения, так и штрафные санкции за их нарушения, обходятся собственникам памятников слишком дешево и потому выгодным кажется не сохранение объекта наследия, а именно его приобретение в собственность с последующей реконструкцией. Очевидно, что в вопросах экономики наследия нам следует чаще обращаться к западному опыту, причем и к негативному тоже, уверен Евгений Бунимович. Одним из вариантов, например, могла бы стать трастовая форма управления памятниками, о которой на заседании круглого стола кратко рассказал директор Национального центра опеки наследия Валентин Мантуров.  

Все предложения о поправках к закону о памятниках, озвученные в ходе заседания круглого стола, в самое ближайшее время будут суммированы рабочей группой и оформлены в резолюцию. Представители общественных организаций и Мосгордумы едины во мнении о том, что разрабатывать новый закон об охране памятников не целесообразно – достаточно усовершенствовать уже существующий. И близость октябрьских выборов в Мосгордуму дает надежду на то, что резолюция, подготовленная MAPS, cможет действительно повлиять на судьбу этого ключевого для сферы наследия документа.

Фото Натальи Коряковской

12 Сентября 2009

Два лауреата
15 апреля на заседании жюри премии имени Алексея Комеча было решено, что в этом году награду за общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России получат Владимир Плужников и общественное движение «Архнадзор».
Грустное начало года
Новый архитектурный год начался с печальных известий – 7 января на 64-м году жизни скончался директор Музея архитектуры имени Щусева Давид Саркисян. Праздники омрачились также и двумя разрушительными акциями против исторической застройки столицы, для которых выходные стали выгодным прикрытием – в ночь со 2 на 3 января подожгли дачу Муромцева, а накануне начали зачистку Хитровской площади. Об этом – очередной обзор прессы.
Первый год «Архнадзора»
Вчера в РИА Новости общественное движение «Архнадзор» провело пресс конференцию, посвященную итогам первого года своей работы. Самым важным результатом его деятельности, бесспорно, следует признать тот общественный резонанс, который движение вызвало по отношению к сфере охраны наследия. Фактически, «Архнадзор» – первая организация, которая смогла перевести спасение памятников архитектуры от голословных рассуждений к активным и регулярным действиям.
Культурный дозор на Сретенском холме
9 декабря в Библиотеке-читальне имени Ивана Тургенева, что в Бобровом переулке у Мясницких ворот, состоялось торжественное открытие Клуба «Архнадзора». На исходе первого года своего существования это общественное движение наконец обрело постоянную площадку. К открытию клуба «Архнадзор» приурочил выставку «Потерять нельзя спасти» – продолжение прошлогодней нашумевшей экспозиции «Сносить нельзя реставрировать».
Советы – власти!
На пресс-конференции, состоявшейся 7 октября в Музее архитектуры, активисты общественного движения «Архнадзор» представили прессе список «полезных советов правительству Москвы». Это дотошные рекомендации по изменению текстов постановлений, что само по себе демонстрирует новый подход к делу охраны памятников.
Московский стройкомплекс начал «поедать» памятники...
Во вторник в Музее архитектуры руководители «Архнадзора» собрали пресс-конференцию, возвестив о тревожной тенденции нынешнего лета – историческая застройка Москвы, от которой осталось уже не так много, все чаще идет под снос ради расчистки стройплощадок. И это несмотря на кризис.
Атака на наследие. Интерактивная карта разрушений...
Группа художников «О3» при поддержке движения «Архнадзор» представила в Третьяковской галерее на Крымском валу художественно-публицистический проект «Городки», приуроченный к международной акции «Ночь музеев». Поле для игры в городки молодые художники «спроецировали» на карту Москвы – каждая разбитая фигурка на ней символизирует стройку, в большинстве случаев уже обернувшуюся утратой памятника.
Исчезающие здания Москвы занесены в «Красную книгу»
В четверг в Музее архитектуры состоялась пресс-конференция, посвященная новому проекту по охране памятников – «Красной книге Москвы-2009». Она представляет собой список и карту московских зданий, которым грозит уничтожение и искажение. Таких зданий много – больше двухсот.
«Архнадзор»: объединение в действии
Объединенное общественное движение «Архнадзор» провело свою первую пресс-конференцию и первый пикет, в защиту усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых. На пресс-конференции участники движения рассказали о ситуации в сфере защиты наследия, и о ближайших планах общественного движения
Объединение
7 февраля состоялось первое рабочее заседание общественного движения «Архнадзор» - объединения проектов, заинтересованных в сохранении историко-культурного наследия Москвы
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.