18.05.2009

Атака на наследие. Интерактивная карта разрушений и угроз в ЦДХ

Группа художников «О3» при поддержке движения «Архнадзор» представила в Третьяковской галерее на Крымском валу художественно-публицистический проект «Городки», приуроченный к международной акции «Ночь музеев». Поле для игры в городки молодые художники «спроецировали» на карту Москвы – каждая разбитая фигурка на ней символизирует стройку, в большинстве случаев уже обернувшуюся утратой памятника.

информация:

Фото Натальи Коряковской
Фото Натальи Коряковскойоткрыть большое изображение

Интерактивные «городки» расположились в фойе Третьяковки в то самое время, когда вход туда в преддверии «Ночи музеев» был объявлен бесплатным, так что в галерее было оживленней, чем обычно. Толпившийся у касс за бесплатными билетами народ заглядывался в сторону «городков», кое-кто робко ходил около, изучал пресс-релизы, но, видно, до конца так и не понимал, что перед ним такое. На полу расстелили карту Москвы в пределах Третьего транспортного кольца, весьма приближенную, нарисованную от руки. Такая безликость и неузнаваемость столичных улиц и мест по замыслу художниц должна была обозначать собственное отношение к городу – для них Москва потеряла свою идентичность, стала безымянной в результате многолетней «зачистки» под новое, «чужое» строительство. По карте, сгущаясь к центру, раскиданы фигурки «городков» – почти все это стройки. Кое-где палочки пока стоят, обозначая памятник под угрозой (в основном это адреса из недавно презентованной «Архнадзором» «Красной книги»), кое-где – лежат, там уже сохранять нечего. Некоторая степень узнаваемости объектов все-таки присутствует – это Кремль в центре и кусок Китайгородской стены. Остальное довольно условно.

Перед картой на экране шел фильм, снятый художницами на стройке одного дома на Покровке – его уже нет. Там под звуки перфораторов и других строительных шумов идет настоящая игра в «городки»: удар-снос, удар-снос, был памятник – нет памятника… Художественная часть акции этим исчерпывается. Публицистическое содержание выражается в том, что за каждой условной фигуркой стоит конкретный адрес. Фотографии и информацию по ним обеспечил «Архнадзор», разместив, кстати, у себя на сайте список этих памятников. Их изображения висят рядом с экраном, хотя, как рассказала представитель движения Анна Ильичева, изначальный замысел был сложнее и эффектнее – карта должна была стать по-настоящему интерактивной – ходишь по ней, нажимаешь ногами на определенные точки-адреса, и памятник с описанием появляется на экране.

Сейчас, пока «аттракцион» работает не в полную силу, всех заинтересовавшихся конкретными домами «Архнадзор» отсылает к книге Константина Михайлова и Рустама Рахматуллина «Хроника уничтожения Старой Москвы 1990–2006».  Некоторые адреса, в том числе и здание ЦДХ, где проходит акция, стали в последнее время скандально известны, но в общей сложности их больше тысячи и, естественно, основная масса исчезла или исчезает незаметно, несмотря на то, что подчас это всем хорошо знакомые места. Так, заведомо доведенный до аварийного состояния с ведома городских властей, в 2003 году был снесен дом на углу Арбатской площади и Малого Афанасьевского переулка, последнее, как пишет Константин Михайлов, историческое здание ценного фронта нечетной стороны Арбатской площади. На Большой Никитской, 46 в ходе реконструкции усадебного дома Бибиковых в 2002 году исчезли полукруглые двухэтажные галереи, соединяющие его с флигелями. В Сокольниках в начале 1990-х в результате поджога был утрачен павильон ресторана на Оленьих прудах – одна из немногих сохранившихся там с начала XX века деревянных построек в стиле модерн… И еще сотни таких историй, которые, наверное, ни на какой карте не уместишь. Правда, как заметила Анна Ильичева, сама идея интерактивной карты как весьма остроумного и, главное, доступного для прочитывания способа донести материал до широкой публики «Архнадзору» нравится, возможно, через некоторое время ее удастся реализовать в полном объеме.

открыть большое изображение
Художницы группы “O3”
Художницы группы “O3”открыть большое изображение
открыть большое изображение
Павильон на Оленьих прудах в Сокольниках
Павильон на Оленьих прудах в Сокольниках
Дом 1881-1883 гг. Арбатская пл., 1/2, стр. 1, 1а; 3
Дом 1881-1883 гг. Арбатская пл., 1/2, стр. 1, 1а; 3
Галереи дома Бибиковых. ул. Большая Никитская, 46
Галереи дома Бибиковых. ул. Большая Никитская, 46

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

все тексты темы

статьи на эту тему:

все тексты темы

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Владимир Ковалёв
  • Александра Кузьмина
  • Антон Бондаренко
  • Александр Бровкин
  • Екатерина Грень
  • Сергей Сенкевич
  • Антон Лукомский
  • Василий Крапивин
  • Владимир Плоткин
  • Рустам Керимов
  • Наталия Шилова
  • Роман Леонидов
  • Константин Ходнев
  • Андрей Гнездилов
  • Александр Асадов
  • Никита Явейн
  • Илья Машков
  • Сергей Труханов
  • Сергей Чобан
  • Зураб Басария
  • Никита Токарев
  • Тотан Кузембаев
  • Наталия Зайченко
  • Павел Андреев
  • Александр Попов
  • Всеволод Медведев
  • Олег Карлсон
  • Валерий Лукомский
  • Алексей Курков
  • Олег Мединский
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Даниил Лоренц
  • Александр Скокан
  • Антон Ладыгин
  • Арсений Леонович
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Кузнецов
  • Наталья Сидорова
  • Юлий Борисов
  • Сергей Орешкин
  • Карен Сапричян
  • Илья Уткин
  • Сергей Скуратов
  • Алексей Гинзбург
  • Дмитрий Селивохин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Надточий
  • Евгений Герасимов
  • Андрей Романов
  • Анатолий Столярчук
  • Иван Кожин
  • Екатерина Кузнецова
  • Левон Айрапетов
  • Игорь Шварцман
  • Марк Сафронов
  • Полина Воеводина
  • Антон Барклянский
  • Дмитрий Васильев
  • Никита Бирюков
  • Юлия Тряскина
  • Станислав Белых
  • Олег Шапиро
  • Михаил Канунников
  • Николай Миловидов
  • Вера Бутко
  • Владимир Биндеман
  • Андрей Асадов
  • Валерия Преображенская
  • Юрий Сафронов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи