Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

11.12.2009

Культурный дозор на Сретенском холме

Наталья Коряковская

9 декабря в Библиотеке-читальне имени Ивана Тургенева, что в Бобровом переулке у Мясницких ворот, состоялось торжественное открытие Клуба «Архнадзора». На исходе первого года своего существования это общественное движение наконец обрело постоянную площадку. К открытию клуба «Архнадзор» приурочил выставку «Потерять нельзя спасти» – продолжение прошлогодней нашумевшей экспозиции «Сносить нельзя реставрировать».

Фото Натальи Коряковской
Фото Натальи Коряковской
За неполный год своего существования «Архнадзор» добился завидных успехов, несмотря даже на то, что памятники приходится отвоевывать у противника не только сильного, но и постоянно норовящего уйти от ответственности. Об этих успехах можно судить, сравнивая материалы прошлогодней выставки «Сносить нельзя реставрировать» (была организована совместно сайтом «Москва, которой нет» и проектом «Против лома») и ее нынешнего продолжения «Потерять нельзя спасти». За 2009-й объединенному движению, по словам координатора Константина Михайлова, удалось отстоять целый ряд адресов хотя бы на бумаге. Почему на бумаге? Потому что работы по физическому восстановлению памятников еще не начаты, но от сноса активисты уже смогли их спасти. Поэтому фотографии, вошедшие в экспозицию, производят довольно грустное впечатление – повсюду разрушающиеся дома с глазницами выбитых окон и лишь некоторые из них затянуты строительной сеткой, – но из подписей к ним можно узнать о предотвращенных сносах, принятых решениях о консервации, начатой реставрации и т.д. Остается только надеяться, что все эти работы действительно будут проведены. К сожалению, в ожидании их «Архнадзор» вынужден пополнять список потенциальных участников выставки. К прежним памятникам постоянно прибавляются новые пострадавшие, а наиболее горькая потеря нынешнего года – это сгоревший осенью 2009-го дом Быкова постройки Льва Кекушева.

И все же вечер 9 декабря в Тургеневской библиотеке-читальне прошел на оптимистичной ноте. Движение, наконец, обрело постоянную площадку для своей публицистической и просветительской деятельности, которая, как надеется координатор Рустам Рахматуллин, станет для них не менее, а может даже более важной, чем написание протестных писем и подготовка поправок к существующему законодательству. Рахматуллин уверен, что «Архнадзор» поселился в Тургеневской библиотеке вовсе не случайно, само место, по его словам, метафизически связано со всей предшествующей деятельностью объединения. Совсем недалеко, например, располагается усадьба Лорис-Меликова Всероссийского фонда культуры, где проходил учредительный съезд «Архнадзора». А сам Сретенский холм является почти центром Москвы в границах Камер-Коллежского вала и одновременно самой высокой его точкой – весьма удачной, по словам Рахматуллина, для символического дозора и обозрения. Что до самого здания – то эта историческая усадьба обрела вторую жизнь в 2004-м, когда коллектив мастерской Александра Асадова совместно с реставраторами 13-й мастерской «Моспроекта-2» разработали очень корректный проект реконструкции, впоследствии заслуженно ставший образцом обращения с наследием. Как рассказала на открытии клуба автор проекта реставрации Лидия Шитова, здание уже в ходе работы над проектом стало выявленным памятником, когда при обмерах были обнаружены фрагменты декора XVII-XVIII вв., но архитектор с готовностью согласился переделать проект и учесть в нем возможность их экспонирования в интерьере будущей библиотеки.

«Архнадзор» выстроил программу своего вечера таким образом, чтобы гости получили возможность побывать в разных помещениях читальни, осмотреть памятник со всех сторон и вдоволь насладится уютными интерьерами усадьбы. Кстати, как рассказал на вечере председатель общества «Старая Москва», еще в конце 1940-х в библиотеке-читальне, оказывается, образовалось общество любителей истории Москвы, из которого потом вышли многие известные историки-ученые. Нынешний клуб таким образом наследует эту традицию и развивает ее, а работая бок о бок со «Старой Москвой», основанной в 1909 году и возобновившей свою деятельность в 1990-е годы, фактически на порядок увеличивает свой скромный возраст.

Новый формат клуба позволит «Архнадзору» охватить довольно широкую область знаний о наследии Москвы, больше не ограничиваясь только исследованиями потенциальных и уже состоявших утрат. В библиотеке-читальте будут проводиться научные и литературно- художественные встречи в четырех различных жанрах: «персона» -- это встреча с классиком жанра, будь то историк, реставратор или писатель, «открытия» представят рассказы специалистов о событиях в реставрации столичных памятников, «проект» объединит дискуссии о путях интеграции исторической застройки в среду города и, наконец, в рубрике «путеводитель» будут проводиться краеведческие прогулки. Так, например, 9 декабря клуб начал свою работу с выступления писателя, лауреата премии «Большая книга» Андрея Балдина, которого Рустам Рахматуллин попросил рассказать о метафизике книги «Москва. Портрет города». Как утверждает сам Балдин, это на самом деле отнюдь не детская книга рисунков, а своего рода метафизическая «визуализация физиономии Москвы», которую литератор-художник изобразил в виде профиля русской женщины, обращенного к западу. Зрачок ее находится на Патриарших прудах, где происходят, кстати, ключевые события двух самых знаменитых романов о Москве – «Войны и мира» и «Мастера и Маргариты», – а на макушке, т.е. на севере, век от века вырастает что-то высокое… У Балдина вообще много подобных необычных наблюдений, и всего его книги предлагают читателям новый и увлекательный взгляд на архитектурную историю столицы.

Думается, секрет успеха самого «Архнадзора» объясняется такой же готовностью постоянно смотреть на проблему сохранения историко-культурного наследия непредвзято и с искренним интересом. «Архнадзор» привлекает сторонников тем, что всегда рассказывает и показывает, в чем именно заключается ценность истории, которую он защищает. Сделать это только языком законодательных актов и сухих пресс-релизов вряд ли возможно, и потому движение охотно осваивает «смежные» жанры, такие как выставки, карнавал (акция против самостроя на Рождественском бульваре), концерт (в защиту Синодального дома), гуляния на московских бульварах, посиделки (на даче Муромцева), интеллектуальное ориентирование и многие другие. Все эти акции, а также скрупулезное изучение постановлений московского правительства, дали ощутимые результаты уже этой осенью, когда в список выявленных объектов культуры был возвращен целый ряд памятников и приостановилась реализация постановления о сносе отселенных жилых домов. Подробнее с результатами своей деятельности за истекающий год «Архнадзор» планирует ознакомить в конце декабря.

Андрей Балдин
Андрей Балдин
Дом Перова, Тверская, 30/2, стр. 5, 8
Дом Перова, Тверская, 30/2, стр. 5, 8
Староваганьковский пер, 15, стр. 3
Староваганьковский пер, 15, стр. 3
Знаменский Оперный дом, Знаменка, 12
Знаменский Оперный дом, Знаменка, 12
Усадьба шаховских-Глебовых-Стрешневых, Большая Никитская, 19/16
Усадьба шаховских-Глебовых-Стрешневых, Большая Никитская, 19/16
Дворец Разумовского на Гороховом поле, Казакова ул., 18
Дворец Разумовского на Гороховом поле, Казакова ул., 18