Мандариновый рай

Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.

mainImg
Новый фестиваль главного архитектурного ведомства города – Москомархитектуры – называется «Архитектура для людей», и его задача «привлечь внимание как можно большего числа людей к миру архитектуры». Он состоит из выставки, расположившейся в бесплатном для посещения первом этаже Центра Зотов и культурно-просветительской программы. То и другое курирует бюро megabudka. 

Итак, пора подумать о людях... А что им интересно? Впечатления, они же эмоции. Так что выставка организована «змейкой» из десяти боксов внутри «бублика», опоясывающего кортеновый цилиндр внутри круглого зала. Вход один, выход тоже, а значит, мы двигаемся по маршруту с предопределенным чередованием, изучая представленные эмоции в трактовке архитектурных бюро-участников, одну за другой. Перед каждой – предбанник-передышка, переход, который, по замыслу, должен позволить «перезагрузиться» перед следующим впечатлением и заодно прочитать, кто и что нам показывает в следующем зале. 
Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Больше всего такое путешествие похоже на аттракцион в луна-парке, где за «комнатой смеха» следует «комната ужаса». Или на распространенное сейчас развлечение – квест. Только в луна-парке впечатления ярче, рассчитаны на то, чтобы пробить почти любую защиту, а в квестах вовлечение больше, поскольку фабула активнее. Здесь – как ни крути, а чувствуется некоторая профессиональная отстраненность. 

Но так или иначе, а мы имеем дело с попыткой выстроить вереницу впечатлений – показать людям, насколько разными могут стать пространства, если архитектор поработает над цветом и формой. 

Авторов десяти пространств отобрали из порядка 60–70 заявок в конкурсном порядке. Темы – то есть, собственно, отображаемые эмоции, предлагали участники вместе с концепцией ее показа, предустановленного кураторами списка не было. А вот чередование определили уже организаторы. Получилось так: ностальгия / спокойствие / смятение / вдохновение / уют / удивление / тревога / стабильность / озарение / праздник.

Иными словами, мы начинаем с меланхоличных ностальгии и спокойствия, проходим через смятение и тревогу, чтобы получить озарение и, наконец, праздник. Озарение показано в виде света, но не в конце тоннеля, а сверху, – но грибы там есть, вешенки, и авторы, GAFA, обещают, что за месяц работы выставки они подрастут. Праздник же огорошивает оранжевым цветом и ваннами с пластиковыми шариками, но кормит мандаринами. Это работа кураторов всей выставки, megabudka, и да, они поместили себя в конце, но вряд ли из скромности, а, кажется, потому, что последнее слово лучше всего запоминается. Так и есть, особенно если приправить мандарином. 
   

Ну чисто главная елка страны. 

К новогоднему настроению парадоксально примыкает Вдохновение от IND Амира Идиатуллина, расположенная не рядом, раньше, и тем не менее – они тут первыми включают рождественские украшения. Это одно из лучших пространств и по созданному настроению и по работе с «пятым измерением» через зеркала: границу комнаты прямо-таки сложно обнаружить. 
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Лирики пользуются темным тоном и приглушенным светом, хотя по-разному. Ностальгия от Pergaev Bureau – волнистый коридор из белых ящиков, в некоторых предметы позднесоветской жизни, но большая часть пустые: это что, ячейки, освобожденные от воспоминаний? Спокойствие от MAP architects не дает заснуть, а заставляет «попрыгать» по камням над «водой», ее изображает лист полированной стали, он отбрасывает на стены блики, похожие на рябь. А путь ведет к круглому окну-тоннелю, где, по замыслу авторов, мы можем заглянуть вглубь себя. Кажется, именно в этом случае авторы немного чересчур увлеклись имитацией воды, но обстановка получилась – как лунная ночь над Днепром. Как раз, к слову сказать, похоже на квест-рум. 

Соседнее испытание – в комнате, завешенной волнами серого войлока, которые образуют четыре замысловатых коридора, хочется испытать спокойствие, а надо – Смятение. Поскольку перед входом нам сказали, что надо, то можно попробовать, и даже получится, но для начала надо убедить себя, что ты не внутри теплого валенка, а заблудился в тесных проходах. Тогда получается, ну а условность – она и есть условность. На самом деле это одно из моих любимых пространств в веренице, и его хорошо оттеняет игольчатая комната IND по соседству. Авторы Смятения – бюро 1541.  
  

Смятение рифмуется с тревогой от бюро А4, она составлена из черных труб-колонн и ярких трубок-светильников. Авторы рассказывают, что это продолжение исследования городской тревожности, начатого ими на Открытом городе 2023 года.  

Если говорить об отношении к пространству боксов, а именно оно здесь главный материал для работы участников, то все, в основном, работают над дезориентацией зрителя. Он должен перестать понимать, что находится в комнате; тогда-то мы и найдем тропинку к его чувствам... 

Самое аккуратное отношение к стене – у Удивления от бюро STEEL. На стенах нанесены увеличенные рисунки детей из архитектурной студии Масштабиум, причем среди детей тоже провели конкурс. С флуоресцентной подсветкой внутри волшебно, затем включается белый свет и мы оказываемся в white box – именно этот момент, по словам авторов, призван удивить зрителя. 
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Любопытно, что они, кажется, единственные, кто обыграл рамку комнаты как таковую. 

Впрочем, как и у IND, этот проект нещадно эксплуатирует милоту – если ее можно назвать эмоцией. 

Единственный, кто вместо выстраивания коридора, зеркальной дематериализации или даже использования стен установил в своем пространстве объект – бюро ASADOV. Тема – Стабильность. Разве это эмоция? Объект – тетрапилон, он остро напоминает о фестивале «Города», но сделан из табуреток, что отчасти меняет дело, намекая на матрешку: большой табурет собран из маленьких. 
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дело также меняет нюанс: если идти сквозь тетрапилон по центру, там доски не закреплены и колеблются. 
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Что мы получаем в итоге? – А полное противоречие между эмоцией в заголовке и тем, что мы испытываем внутри коробочки. Стабильность получается неоднозначная, – шутит Никита Асадов. 

Это противоречие, в данном случае прошитое в объект намеренно, мне кажется существенным для восприятия всей выставки вообще. Большинство зрителей, включая меня, на почти каждый объект, почти каждому автору, а затем друг другу, порывались сказать – не соответствует заявленной эмоции. Тема, как говорится, не раскрыта. А почему? А потому что мы так почувствовали. Или – не почувствовали так, как было написано. 

Тут дело в том, что эмоции – штука иногда яркая, но не всегда ясно верифицируемая. У каждого свои. Спокойствие не спокойно, смятение скорее уютно, а Уют от бюро KOSMOS напоминает палатку для, скажем так, экстремальных ситуаций: набросанные мешки, и сам их медицинский блеск... Какой-то лагерь беженцев. Может быть, это вовсе не уют, а наоборот – к примеру, попытка навести уют из подсобных материалов там, где уюта по определению быть не может и абажур выглядит неуместно.
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вдохновение похоже на что угодно, только не на него. Вдохновение это, простите, озарение, это путь, который виден или чувствуется, тащит, в какой-то момент, за собой. А там благодушная путаница какая-то. 

Далее, а какой была настоящая задача? Заставить испытать ту эмоцию, которая написана перед входом в зал? – Здравствуйте, дорогие товарищи, сейчас будем чувствовать радость. А теперь печаль. Ну, а теперь глубокое удовлетворение. И – побыстрее, проходите, не задерживайтесь. Что, не ощутили? Так мы сейчас объясним! Хм. В психологии такое действие называется интроэкцией: когда в человека, ну, чаще в ребенка, так как он не может сопротивляться, помещают некое убеждение, которое он не может принять искренне, но и отторгнуть просто так не способен. Сказали восторг – значит восторг. Грусть – значит грусть. 

Но мы же понимаем, что коллекция впечатлений рассчитана на взрослых, пусть и не архитекторов. Тогда у нас выбор из трех вероятностей: либо предполагается, что взрослые доверчивы как дети и готовы принять указание; чего нельзя исключать. Либо что, наоборот, они будут анализировать посылы, сомневаться, то ли чувство они испытывают, и давать обратную связь. К слову, на обратную связь организаторы рассчитывают, намерены проводить опросы. Третий вариант – тут присутствует ирония. Как у памятной выставки Fair Enough, которую Стрелка и МАРШ делали в Венеции на биеннале. Только вот присутствует ли? Вот если бы она присутствовала, то, может быть, выставку можно было бы понять как тотальную инсталляцию на тему города. 

Говоря о выставке, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов вводит понятие emo-tech: «...стиль, пришедший на смену hi-tech». Для иллюстрации приводит объекты, авторский коллектив которых он возглавил – кластер «Ломоносов» в научном доме МГУ, парящий мост в парке «Зарядье», Дворец гимнастики в «Лужниках». И подчеркивает, что задача не только развлечь посетителя, а «понять, как люди чувствуют себя в городе, насколько важно планирование окружающей среды и благоустройство общественных пространств. И как это в конечном счете сказывается на эмоциональном состоянии горожанина». 

Ну, тут можно возразить несколько раз. К примеру, речь о пространстве города, а нас погружают в вереницу интерьеров. Да, в Москве зимой город можно и правда ощутить именно так: из-под уютного одеяла – в метро – выскочил на минуту, посмотрел на новогодние огоньки на Дмитровской – и в офис, а там в кафе, ну и наконец в торговый центр, где детей можно отправить в «бассейн» из пластиковых шариков, за который так удачно отвечает китчевое пространство megabudk-и. 

Далее, чересполосица эмоций, тесно собранная в пространстве, где невольно смешиваются звуки и запахи, несколько утомляет, коридорчиков для перезагрузки маловато. Зато она неплохо отражает спрессованность московской жизни. Тогда в чем соль высказывания? И, опять же, если тут ирония, или мы ее навязываем как интерпретаторы? Ох, есть сильное подозрение, что иронии нету никакой, разве что в нашей фантазии. 

Ну и собственно луна-парк получится, и развлечь горожанина, принудительно добавив в entertainment некую серьезную ноту: эмоции же не ерунда, – он сможет. 

Имеет ли это отношение к выстраиванию эмоций посредством архитектуры? 

Вообще-то, эмоциональное воздействие архитектуры очень важная вещь, одна из ключевых, и на этот счет есть немало и высказываний, и экспериментов. Вся хорошая храмовая, музейная, общественная архитектура построена на эмоциях. Юлия Шишалова в «Проекте Россия» пишет, что прообраз этой выставки – круглый храм Матримандир в Ауравилле в Индии, поделенный «поделен на комнаты-сектора, каждая из которых предназначена для проживания и проработки того или иного человеческого качества: доброты, эмпатии, щедрости и т.д.». Можно вспомнить и конкурс идей 2022 года на «музей эмоций», вот его победители

Идея та же – сосредоточиться на непосредственном взаимодействии архитектуры как пространственно-пластического искусства, с воспринимающим человеком.

Ну в случае выставки мы наблюдаем своего рода «тизер» такого подхода, сродни рекламному анонсу некоей программы или альбому решений. Каждое из решений, в общем-то узнается, где уже было видено. Однако: вон как мы, архитекторы, можем на вас, люди, воздействовать. Эмо-тех наступил, его возможности велики. Особенно если хорошенько выстроить маршрут. 

12 Декабря 2024

Похожие статьи
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Тонкая настройка
Бюро SUSHKOVA DESIGN создало интерьер цветочной студии в Перми, с тактом и деликатностью подойдя к пространству, чья главная ценность заключалась в обилии света и эффектности старинной кладки. Эти достоинства были бережно сохранены и даже подчеркнуты при помощи точно найденных современных акцентов.
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.