Мандариновый рай

Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.

mainImg
Новый фестиваль главного архитектурного ведомства города – Москомархитектуры – называется «Архитектура для людей», и его задача «привлечь внимание как можно большего числа людей к миру архитектуры». Он состоит из выставки, расположившейся в бесплатном для посещения первом этаже Центра Зотов и культурно-просветительской программы. То и другое курирует бюро megabudka. 

Итак, пора подумать о людях... А что им интересно? Впечатления, они же эмоции. Так что выставка организована «змейкой» из десяти боксов внутри «бублика», опоясывающего кортеновый цилиндр внутри круглого зала. Вход один, выход тоже, а значит, мы двигаемся по маршруту с предопределенным чередованием, изучая представленные эмоции в трактовке архитектурных бюро-участников, одну за другой. Перед каждой – предбанник-передышка, переход, который, по замыслу, должен позволить «перезагрузиться» перед следующим впечатлением и заодно прочитать, кто и что нам показывает в следующем зале. 
Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Больше всего такое путешествие похоже на аттракцион в луна-парке, где за «комнатой смеха» следует «комната ужаса». Или на распространенное сейчас развлечение – квест. Только в луна-парке впечатления ярче, рассчитаны на то, чтобы пробить почти любую защиту, а в квестах вовлечение больше, поскольку фабула активнее. Здесь – как ни крути, а чувствуется некоторая профессиональная отстраненность. 

Но так или иначе, а мы имеем дело с попыткой выстроить вереницу впечатлений – показать людям, насколько разными могут стать пространства, если архитектор поработает над цветом и формой. 

Авторов десяти пространств отобрали из порядка 60–70 заявок в конкурсном порядке. Темы – то есть, собственно, отображаемые эмоции, предлагали участники вместе с концепцией ее показа, предустановленного кураторами списка не было. А вот чередование определили уже организаторы. Получилось так: ностальгия / спокойствие / смятение / вдохновение / уют / удивление / тревога / стабильность / озарение / праздник.

Иными словами, мы начинаем с меланхоличных ностальгии и спокойствия, проходим через смятение и тревогу, чтобы получить озарение и, наконец, праздник. Озарение показано в виде света, но не в конце тоннеля, а сверху, – но грибы там есть, вешенки, и авторы, GAFA, обещают, что за месяц работы выставки они подрастут. Праздник же огорошивает оранжевым цветом и ваннами с пластиковыми шариками, но кормит мандаринами. Это работа кураторов всей выставки, megabudka, и да, они поместили себя в конце, но вряд ли из скромности, а, кажется, потому, что последнее слово лучше всего запоминается. Так и есть, особенно если приправить мандарином. 
   

Ну чисто главная елка страны. 

К новогоднему настроению парадоксально примыкает Вдохновение от IND Амира Идиатуллина, расположенная не рядом, раньше, и тем не менее – они тут первыми включают рождественские украшения. Это одно из лучших пространств и по созданному настроению и по работе с «пятым измерением» через зеркала: границу комнаты прямо-таки сложно обнаружить. 
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Лирики пользуются темным тоном и приглушенным светом, хотя по-разному. Ностальгия от Pergaev Bureau – волнистый коридор из белых ящиков, в некоторых предметы позднесоветской жизни, но большая часть пустые: это что, ячейки, освобожденные от воспоминаний? Спокойствие от MAP architects не дает заснуть, а заставляет «попрыгать» по камням над «водой», ее изображает лист полированной стали, он отбрасывает на стены блики, похожие на рябь. А путь ведет к круглому окну-тоннелю, где, по замыслу авторов, мы можем заглянуть вглубь себя. Кажется, именно в этом случае авторы немного чересчур увлеклись имитацией воды, но обстановка получилась – как лунная ночь над Днепром. Как раз, к слову сказать, похоже на квест-рум. 

Соседнее испытание – в комнате, завешенной волнами серого войлока, которые образуют четыре замысловатых коридора, хочется испытать спокойствие, а надо – Смятение. Поскольку перед входом нам сказали, что надо, то можно попробовать, и даже получится, но для начала надо убедить себя, что ты не внутри теплого валенка, а заблудился в тесных проходах. Тогда получается, ну а условность – она и есть условность. На самом деле это одно из моих любимых пространств в веренице, и его хорошо оттеняет игольчатая комната IND по соседству. Авторы Смятения – бюро 1541.  
  

Смятение рифмуется с тревогой от бюро А4, она составлена из черных труб-колонн и ярких трубок-светильников. Авторы рассказывают, что это продолжение исследования городской тревожности, начатого ими на Открытом городе 2023 года.  

Если говорить об отношении к пространству боксов, а именно оно здесь главный материал для работы участников, то все, в основном, работают над дезориентацией зрителя. Он должен перестать понимать, что находится в комнате; тогда-то мы и найдем тропинку к его чувствам... 

Самое аккуратное отношение к стене – у Удивления от бюро STEEL. На стенах нанесены увеличенные рисунки детей из архитектурной студии Масштабиум, причем среди детей тоже провели конкурс. С флуоресцентной подсветкой внутри волшебно, затем включается белый свет и мы оказываемся в white box – именно этот момент, по словам авторов, призван удивить зрителя. 
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Любопытно, что они, кажется, единственные, кто обыграл рамку комнаты как таковую. 

Впрочем, как и у IND, этот проект нещадно эксплуатирует милоту – если ее можно назвать эмоцией. 

Единственный, кто вместо выстраивания коридора, зеркальной дематериализации или даже использования стен установил в своем пространстве объект – бюро ASADOV. Тема – Стабильность. Разве это эмоция? Объект – тетрапилон, он остро напоминает о фестивале «Города», но сделан из табуреток, что отчасти меняет дело, намекая на матрешку: большой табурет собран из маленьких. 
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дело также меняет нюанс: если идти сквозь тетрапилон по центру, там доски не закреплены и колеблются. 
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Что мы получаем в итоге? – А полное противоречие между эмоцией в заголовке и тем, что мы испытываем внутри коробочки. Стабильность получается неоднозначная, – шутит Никита Асадов. 

Это противоречие, в данном случае прошитое в объект намеренно, мне кажется существенным для восприятия всей выставки вообще. Большинство зрителей, включая меня, на почти каждый объект, почти каждому автору, а затем друг другу, порывались сказать – не соответствует заявленной эмоции. Тема, как говорится, не раскрыта. А почему? А потому что мы так почувствовали. Или – не почувствовали так, как было написано. 

Тут дело в том, что эмоции – штука иногда яркая, но не всегда ясно верифицируемая. У каждого свои. Спокойствие не спокойно, смятение скорее уютно, а Уют от бюро KOSMOS напоминает палатку для, скажем так, экстремальных ситуаций: набросанные мешки, и сам их медицинский блеск... Какой-то лагерь беженцев. Может быть, это вовсе не уют, а наоборот – к примеру, попытка навести уют из подсобных материалов там, где уюта по определению быть не может и абажур выглядит неуместно.
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Эмоции архитектуры», 12.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вдохновение похоже на что угодно, только не на него. Вдохновение это, простите, озарение, это путь, который виден или чувствуется, тащит, в какой-то момент, за собой. А там благодушная путаница какая-то. 

Далее, а какой была настоящая задача? Заставить испытать ту эмоцию, которая написана перед входом в зал? – Здравствуйте, дорогие товарищи, сейчас будем чувствовать радость. А теперь печаль. Ну, а теперь глубокое удовлетворение. И – побыстрее, проходите, не задерживайтесь. Что, не ощутили? Так мы сейчас объясним! Хм. В психологии такое действие называется интроэкцией: когда в человека, ну, чаще в ребенка, так как он не может сопротивляться, помещают некое убеждение, которое он не может принять искренне, но и отторгнуть просто так не способен. Сказали восторг – значит восторг. Грусть – значит грусть. 

Но мы же понимаем, что коллекция впечатлений рассчитана на взрослых, пусть и не архитекторов. Тогда у нас выбор из трех вероятностей: либо предполагается, что взрослые доверчивы как дети и готовы принять указание; чего нельзя исключать. Либо что, наоборот, они будут анализировать посылы, сомневаться, то ли чувство они испытывают, и давать обратную связь. К слову, на обратную связь организаторы рассчитывают, намерены проводить опросы. Третий вариант – тут присутствует ирония. Как у памятной выставки Fair Enough, которую Стрелка и МАРШ делали в Венеции на биеннале. Только вот присутствует ли? Вот если бы она присутствовала, то, может быть, выставку можно было бы понять как тотальную инсталляцию на тему города. 

Говоря о выставке, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов вводит понятие emo-tech: «...стиль, пришедший на смену hi-tech». Для иллюстрации приводит объекты, авторский коллектив которых он возглавил – кластер «Ломоносов» в научном доме МГУ, парящий мост в парке «Зарядье», Дворец гимнастики в «Лужниках». И подчеркивает, что задача не только развлечь посетителя, а «понять, как люди чувствуют себя в городе, насколько важно планирование окружающей среды и благоустройство общественных пространств. И как это в конечном счете сказывается на эмоциональном состоянии горожанина». 

Ну, тут можно возразить несколько раз. К примеру, речь о пространстве города, а нас погружают в вереницу интерьеров. Да, в Москве зимой город можно и правда ощутить именно так: из-под уютного одеяла – в метро – выскочил на минуту, посмотрел на новогодние огоньки на Дмитровской – и в офис, а там в кафе, ну и наконец в торговый центр, где детей можно отправить в «бассейн» из пластиковых шариков, за который так удачно отвечает китчевое пространство megabudk-и. 

Далее, чересполосица эмоций, тесно собранная в пространстве, где невольно смешиваются звуки и запахи, несколько утомляет, коридорчиков для перезагрузки маловато. Зато она неплохо отражает спрессованность московской жизни. Тогда в чем соль высказывания? И, опять же, если тут ирония, или мы ее навязываем как интерпретаторы? Ох, есть сильное подозрение, что иронии нету никакой, разве что в нашей фантазии. 

Ну и собственно луна-парк получится, и развлечь горожанина, принудительно добавив в entertainment некую серьезную ноту: эмоции же не ерунда, – он сможет. 

Имеет ли это отношение к выстраиванию эмоций посредством архитектуры? 

Вообще-то, эмоциональное воздействие архитектуры очень важная вещь, одна из ключевых, и на этот счет есть немало и высказываний, и экспериментов. Вся хорошая храмовая, музейная, общественная архитектура построена на эмоциях. Юлия Шишалова в «Проекте Россия» пишет, что прообраз этой выставки – круглый храм Матримандир в Ауравилле в Индии, поделенный «поделен на комнаты-сектора, каждая из которых предназначена для проживания и проработки того или иного человеческого качества: доброты, эмпатии, щедрости и т.д.». Можно вспомнить и конкурс идей 2022 года на «музей эмоций», вот его победители

Идея та же – сосредоточиться на непосредственном взаимодействии архитектуры как пространственно-пластического искусства, с воспринимающим человеком.

Ну в случае выставки мы наблюдаем своего рода «тизер» такого подхода, сродни рекламному анонсу некоей программы или альбому решений. Каждое из решений, в общем-то узнается, где уже было видено. Однако: вон как мы, архитекторы, можем на вас, люди, воздействовать. Эмо-тех наступил, его возможности велики. Особенно если хорошенько выстроить маршрут. 

12 Декабря 2024

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Сейчас на главной
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.