Человек из шестидесятых
Лекция Моше Сафди, легендарного американо-канадо-израильского архитектора, автора экспериментального дома Habitat’67 в Монреале и мемориального музея Яд Вашем в Иерусалиме, приглашенного журналом AD, стала одним из главным событий фестиваля «Арх Москва Next!». Показывая свои новые работы, Моше Сафди убеждал аудиторию в том, что автомобили должны уйти из города, что мега-масштабные здания можно гуманизировать, что архитектура должна быть sustainable, green, но buildable.
Архитектурное образование next. Часть 1: Мастерская экспериментального учебного проектирования МАрхИ за сохранение ЦДХ
Впервые в экспозиции «Арх Москвы» в этом году появился раздел, посвященный архитектурному образованию. Он представлен двумя московскими школами – Евгения Асса (мастерская в МАрхИ) и Александра Ермолаева (мастерская «ТАФ»), а также самарской школой Сергея Малахова и Евгении Репиной. Все три авторские методики, как оказалось, похожи в том, что делают упор на архитектурную пропедевтику, заставляя студентов начинать проект с драматургии, мифологии, философии, содержания, понимать которые учат на простейших элементах. Стенды школ, напротив, выглядели весьма различно: Евгений Асс представлял три подробных студенческих проекта развития территории ЦДХ, самарская школа – макет мифологического «Города одиноких холостяков» и коллажи из перформансов, ТАФ – пропедевтические штудии.
Мастер-класс Данте О. Бенини на Арх Москве
В четверг в рамках Дня Италии на фестивале Арх Москва прошел мастер-класс известного в России итальянского архитектора Данте О. Бенини. И хотя тема была заявлена как «Архитектура и окружающая среда», архитектор объявил ее немного иначе: «Архитектура и экоустойчивость». Большую часть времени Бенини посвятил рассказу о своих проектах в России, в частности, о нашумевшем проекте Globe Town на берегу Волги.
Между традицией и новаторством. Лекция Паоло Дезидери на "Арх Москве"
В четверг в рамках программы Дней Италии на «Арх Москве» прошел мастер-класс итальянского архитектора Паоло Дезидери. Говоря о традиции и новаторстве, которые были главной темой выступления, архитектор не уставал повторять – современный город должен развиваться, если прервать это развитие, он превратится в музей.
Пресса: Новое поколение ввели в строй. Открылась "Арх-Москва"
В Центральном доме художника открылась выставка "Арх-Москва". Тема выставки — "Next" — новое поколение российских архитекторов, новые тенденции и идеи. По мнению ГРИГОРИЯ Ъ-РЕВЗИНА, новое поколение есть, новых идей у него нет, но выставке это нимало не мешает.
«Новые имена»: куратор об участниках
Экспресс-интервью с Бартом Голдхорном, куратором программы ‘Next’ и конкурса «Новые имена». Куратор называет те проекты выставки «Новые имена», которые особенно нравятся лично ему и для которых он не пожалел бы слово «гениальные».
Архитектурное образование. Часть 2: возврат к первоосновам
Мастерская экспериментального учебного проектирования Евгения Асса на нынешней «Арх Москве» несколько отделилась от двух других школ, и территориально, и по содержанию стенда. Экспозиции самарской школы и ТАФ включили более разнообразный материал, сосредоточившись не на архитектурных проектах, а на отражении самого процесса обучения, в ходе которого студенты через курсы архитектурной пропедевтики и художественные акции-перфомансы постигают базовые понятия проектирования – пространство, форму и проч.
Генетический код города. Мастер-класс Сергея Чобана на Арх Москве
Вчера в рамках программы фестиваля Арх Москва прошел мастер-класс петербургского архитектора Сергея Чобана. Тема мастер-класса, обозначенная как «Архитектура и генетический код города», содержала в себе два противоположных подхода к исторически сложившейся городской среде – ее «расшатывание» и сохранение.
СПИЧ
Пресса: Дома лучше
В Москве открывается главная архитектурная выставка года «Арх-Москва». «Афиша» поговорила с участником «Арх-Москвы» и победителем прошлогоднего конкурса «Архитектор года» Сергеем Скуратовым.
Пресса: Окно к художнику. "Окна и фабрики" Александра Бродского в галерее "М&Ю Гельман"
В галерее "М&Ю Гельман" на "Винзаводе" в Москве открылась выставка Александра Бродского "Окна и фабрики". Выставка состоит из трех макетов заброшенных фабричных корпусов, пяти больших лайт-панно, сделанных в виде фабричных окон, и одного большого кладбища использованных чайных пакетиков.
Сценарии для Москвы-реки
В прошедшую пятницу в галерее «ВХУТЕМАС» прошел круглый стол «Москва-река как ресурс развития городской жизни». В нем приняли участие известные московские архитекторы, архитектурные критики, градостроители и представители Национальной Ассоциации судовладельцев, по заказу которой недавно стартовал конкурс на оформление акватории Москвы-реки. А пока архитекторы думают над концепциями, гости круглого стола принялись за обсуждение роли Москвы-реки и возможных сценариев включения ее в жизнь города.
Социальный заряд авангарда
Проходящая в эти дни в Музее архитектуры выставка «Культурная революция – путь к социализму» – предлагает взглянуть на известный проектный материал с позиции его социального содержания. Ядро экспозиции составили проекты рабочих клубов, квинтэссенции авангардного «жизнестроения». Однако показанный материал не ограничивается авангардом – напротив, куратор выставки Ирина Чепкунова поставила перед собой задачу также показать, как тема рабочего клуба развивалась позднее, в рамках классицистической «сталинской» стилистики.
Пресса: Надежды юношами питаются. "Арх-Москва" в Центральном доме художника
27 мая в Центральном доме художника откроется XIV Международная архитектурная выставка "Арх-Москва". Это самая заслуженная архитектурная выставка, которая в последнее десятилетие определяла архитектурную повестку дня России — имена, идеи, проекты. Выставка этого года — демонстрация результатов борьбы за выживание. Ведь она пережила два кризиса: внешний и внутренний.
Защита по сечению
В среду в Московском доме архитектора прошло обсуждение работ номинантов конкурса «Зололтое сечение-2009». Авторы работ, предварительно отобранных, рассказывали жюри о своих проектах и уже реализованных объектах.
Наследие авангарда глазами студентов
В среду в центре современной культуры «Гараж» состоялась презентация проектов итальянских и московских студентов, посвященных обустройству памятников авангарда. Итальянцы работали с территорией вокруг ДК ЗИЛ, москвичи – с районом Шаболовки и другими памятниками столичного авангарда. Среди предложений оказались как развернутые градостроительные предложения, так и проекты перформансов, призванных привлечь внимание общественности к наследию авангарда.
Об охране авангарда
На круглом столе, организованном проектом «Москонструкт» в прошедший вторник, обсуждались известные проблемы сохранения и популяризации наследия русского авангарда. Главная инерционная сила, по мнению многих участников состоявшегося разговора, находится внутри системы органов охраны, т.е. в среде чиновников, и об этом стали говорить все более открыто.
Пресса: Рыцари по совести. Вручены премии «Хранители наследия»
Во вторник вечером в московском Доме Пашкова прошла церемония награждения лауреатов первой всероссийской премии «Хранители наследия», учрежденной Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (ВООПИК).
Новая жизнь голландских «хрущевок». Лекция Раймара фон Мединга
В прошедшую пятницу в ЦДА прошла лекция архитектора из Голландии Раймара фон Мединга, приглашенного Ц:СА в рамках программы «Современный город». Темой лекции стала перестройка социального жилья 1950-х годов в Нидерландах, в основу которой легла непростая формула: «архитектура + социальные аспекты = качество жизни, личностное развитие и свобода выбора».
Пресса: Родные стеклохаты
На прошлой неделе в Петербурге открылось отделение Международной академии архитектуры. К этому событию была приурочена выставка "Архитектура Петербурга-2009" в Российском музее этнографии. Этнографию вместо архитектуры и увидел там обозреватель "Власти" Григорий Ревзин.
Москва послезавтра: «Архмагеддон»
В среду в московском Архитектурном институте был завершен первый этап межвузовского творческого конкурса «Москва послезавтра», организаторы которого предложили студентам пофантазировать на тему будущего облика центральных площадей столицы. Работы получились широко разбросанными во времени, начиная от решения наболевших проблем сегодняшнего дня до фантазий далекого будущего, где город превращается в воспоминание на картинке в интернете или в музей, по которому можно гулять только в кислородных масках.
На Алтае задумана «великая стройка»
14 апреля в галерее ВХУТЕМАС в рамках параллельной программы Дней архитектуры стартовала программа подготовки к очередному фестивалю из серии «Города», который состоится на Алтае в конце июля – начале августа.
Москва самая новая. О номинантах премии «Дом года 2009»
В субботу в рамках Дней архитектуры Николай Малинин провел экскурсию по зданиям-номинантам на премию «Дом года 2009», учрежденную журналом Made in Future. В привычный состав имен – Сергея Скуратова, Владимира Плоткина, Юрия Григоряна, Михаила Хазанова, неожиданно вклинились одиозный Михаил Посохин и малоизвестный Станислав Пошвыкин, причем опять же из «Моспроекта-2». С институтом явно что-то происходит, неужели модернизация?
Мечты и реальность Нью-Йорка. Лекция Олимпии Каци
В среду в Доме архитектора прошла лекция Олимпии Каци – исполнительного директора Нью-Йоркского Института Урбанистики, организованная Ц:СА в рамках программы «Современный город». Лекция под названием «Нью-Йорк 2030: планы, мечты, реальность» была посвящена новому градостроительному плану Нью-Йорка, известному как план мэра города Майкла Блумберга. Проекту масштабному и в чем-то даже утопичному, поскольку его задача – создать экологически чистый и в то же время жизнеспособный мегаполис.
Эксперимент, в котором мы живем
Одна из первых экскурсий весенних Дней архитектуры показала москвичам архитектуру, еще не ставшую историей: здания 1960-80-х, обживаемые нами как нечто обыкновенное. Но самый обычный панельный дом становится уникальным, когда выясняется, что он первый в своем роде. А «странные» здания институтов, выстроенные на закате советской эпохи, вдруг перестают быть нелепыми и обретают смысл, когда повнимательней присмотришься к их устройству. И все это оказывается частью огромного замысла по планированию жилой среды нового качества. Таков юго-запад.
Пресса: Гарант реконструкции
30 марта были объявлены итоги тендера на реконструкцию Музея изобразительных искусств имени Пушкина. У ГМИИ появился шанс обрести очертания современного европейского музея, а у победителя Нормана Фостера — возможность наконец-то отметиться в Москве заметным сооружением. О проекте — обозреватель "Власти" Григорий Ревзин.
Какой хороший кризис?
31 марта в доме архитектора состоялся круглый стол, посвященный экономическому кризису. В ходе него выяснилось, в частности: что все согласования теперь будут официально бесплатными (это ново), что именитым архитекторам следует пойти поработать в Моспроект-1, что типовые проекты удобнее индивидуальных, потому что они не требуют времени на согласование. Архитекторы надеются продолжить диалог с властью, для чего по окончании обсуждения была создана специальная комиссия. Планируются другие встречи. Мы же предлагаем всем профессионалам, кого волнуют обозначенные проблемы (и прежде всего – пути выхода из кризиса), поучаствовать в специальном он-лайн обсуждении.
Этажерка архитектора
В галерее ARTERIUM дизайнерской компании ROOM (Тверская-Ямская, 7) открыта выставка этажерок, спроектированных известными архитекторами. Здесь имеются: антиэтажерки, этажерки-конструкторы и просто этажерки.
Главный по курортам. С презентации книги «Илья Чернявский»
В пятницу в МУАРе прошла презентация книги «Илья Чернявский». Это первое самостоятельное издание об одном из лидеров архитектуры 1970-х и превью большой монографической выставки, которая откроется в музее осенью, к фестивалю «Зодчество». Вместе с тем, и монография, и выставка предлагают несколько иначе оценить и эпоху в целом, архитектуру, образом которой и поныне является мрачный «брежневский обком».
В ожидании «суперкачественной архитектуры»
В прошедший четверг состоялась презентация каталога «Качественная архитектура 2009», ежегодного специального издания журнала «Технологии строительства». 36 зданий и 2 интерьера, вошедшие в каталог, получили награду – «золотые мастерки»
Пресса: Лорд в помощь. В тендере на реконструкцию ГМИИ победил Норман Фостер
На официальном сайте РФ по проведению тендеров (www.zakupki.gov.ru) размещен протокол заседания жюри по тендеру на проектирование ГМИИ имени Пушкина. В тендере победил Сергей Ткаченко в соавторстве с лордом Норманом Фостером. Комментирует ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН.
Пресса: Ужасная неясность. Молодые архитекторы осуществляют неудачную попытку классицизма
Я понадеялся, что с приходом кризиса возникнут возможности и поводы писать об удивительных новых проектах, выставках, исследованиях, которые сделают нашу архитектуру глубже, интереснее и богаче. Но пока прорывов не видно.
Сначала подумаем или так построим?
20 марта Союз архитекторов провел конференцию по проблемам жилой среды российских городов. Обнаружилось, что среди авторитетных архитекторов до сих пор бытует две противоположные точки зрения: одни считают, что массовое жилье надо строить по продуманным и разнообразным проектам, привязываясь к местности, выслушивая жителей, строить невысоко и разнообразно. В чем-то заимствуя опыт европейских коллег. Ну, а другие – убеждены в том, что решить проблему массового жилья, особенно в Москве, можно только с помощью «типовой» застройки.
Интерьеры на Брестской
19 марта в Доме на Брестской открылся XI международный фестиваля архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома…». В прошлом году он обитал на Крымском валу, а сейчас опять развернулся на своем привычном месте, где, по словам организаторов, к фестивалю вернулся его привычный рабочий характер.
О дружбе и сотрудничестве
13 марта в Центральном доме архитектора состоялась пресс-конференция, посвященная подписанию соглашения о сотрудничестве между Росохранкультурой и союзом архитекторов России. Соглашение было подписано сразу по окончании пресс-конференции.
Исчезновение деревянного города
В анфиладе музея архитектуры открылась выставка, посвященная деревянной архитектуре Нижнего Новгорода. Публикуем эссе Марины Игнатушко, посвященное центральной части выставки – фотографиям Влада Ефимова и Юрия Пальмина, и их предмету – исчезающей деревянной архитектуре Нижнего Новгорода.
Город КА
С 21 февраля по 1 марта в городе Каргополь Архангельской области прошел зимний фестиваль из цикла «Города». Уже в 9-й раз несколько сотен архитекторов со всей России больше, чем на неделю, оторвались от компьютеров и проектных чертежей и отправились в старинной русский город – чтобы построить там дома из снега и льда, между прочем, очень экологичные по современным понятиям
Пресса: ГМИИ перестроят по всей строгости закона. Проект лорда Фостера не подошел по всем статьям
Вчера в ГМИИ имени Пушкина были вскрыты заявки на проект реконструкции музея, которая предстоит в ближайшие годы. Основой для постановления стал проект лорда Нормана Фостера, представленный президенту (тогда вице-премьеру) Дмитрию Медведеву и получивший его одобрение. Комментирует ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН.
Фестивальное потрясение
Масленичное «Архстояние», прошедшее в выходные в Николо-Ленивце, содрогнувшемся от такого наплыва народу, вновь показало, как можно залихватски переплавить формы народных гуляний с лэнд-артом. Тема противостояния человека и стихии, начатая летом 2008-го сплавом по Угре архитектурных «ковчегов», продолжилась на этот раз темой социальных катаклизмов. «Позолоченный телец» Василия Щетинина стал символом борьбы с экономической стихией кризиса.
Футуристический нерв
В галерее «ВХУТЕМАС» открылась выставка Вячеслава Локтева, одного из основателей «космической архитектуры», отчаянного футуриста, строящего свою архитектуру вне законов земной тектоники, эстетики, прочности – в абсолютно невероятном и непостижимом земному восприятию пространстве невесомости. Еще более поразительно то, что признаки невесомости он находит задолго до наступления эры освоения неба и космоса – в нелогичной, атектоничной архитектуре барокко, от которой Локтев смело протягивает мостик к авангарду, а за ним и к своим работам.
Надежда на молодых
Программа новой «Арх Москвы Next», о которой организаторы рассказали журналистам в прошедший вторник, призвана дать дорогу молодым архитекторам и стимулировать таким образом появление новой, живой, футуристической и творческой архитектуре. Архитектура последних 20 лет была объявлена одномерной и отцветшей, ей предлагается уступить место молодым.
Объединение
7 февраля состоялось первое рабочее заседание общественного движения «Архнадзор» - объединения проектов, заинтересованных в сохранении историко-культурного наследия Москвы
Утопия «жизнестроения». Выставка «Жизнь в памятниках мирового наследия» в галерее ВХУТЕМАС
В фокусе новой выставки, открывшейся в понедельник в галерее ВХУТЕМАС - социальный эксперимент архитектуры авангарда в области жилого строительства. На выставке представлены жилмассивы 1920-х годов – Берлина, Ленинграда, Москвы и Рима. Подхватывая тему недавней экспозиции «Архитектурный авангард – Всемирное наследие?», выставка на этот раз расширяет географию построек и одновременно концентрирует внимание в пределах одной типологии. Экспериментальные кварталы 1920-х наиболее уязвимы как архитектурное наследие.
Ученые заживут. О результатах студенческого конкурса «Наукоград – Belltown»
На 230 гектарах на окраине древнего Звенигорода собираются построить наукоград нового поколения для обслуживания ВПК. Эта реальная, хотя и фантастических масштабов тема стала предметом конкурса, проведенного среди студентов МАрхИ. Выставка конкурсных проектов проходила в галерее ВХУТЕМАС в течение прошедшей недели, а в пятницу были объявлены победители. Никто не ушел обиженным, призовой фонд (500 тыс. рублей) поделили между всеми участниками, а преподаватели оценили уровень работ этого (первого за долгие годы) конкурса как неожиданно высокий.
Незаметное вмешательство. Лекция Петры Кальфельдт на презентации второго номера журнала ‘SPEECH’
Супруги Кальфельдт занимаются преимущественно реконструкциями существующих зданий. А главный принцип, проповедуемый ими в работе, открыто противоречит привычным тенденциям модернизма (даже пост-) – они стремятся сделать свое вмешательство как можно более незаметным. Это редкий для современности пример отсутствия архитектурной гордыни.