Процентное соотношение

Сергей Киселев по просьбе Архи.ру согласился прокомментировать результаты статистического опроса, посвященного влиянию экономического кризиса на состояние профессии. Результаты опроса, в котором участвовали 128 человек, представлены Союзом архитекторов России и публикуются впервые.

mainImg
Уже почти год самой «горячей» для архитекторов темой остается экономический кризис. Однако отсутствие точных данных о том, как именно он отразился на архитектурной профессии, придавало этим разговорам жалобно-умозрительный характер и, строго говоря, лишало возможности здраво анализировать ситуацию. И вот месяц назад, в октябре, Союз архитекторов России инициировал первые исследования на эту тему. Организацией первого среди архитекторов статистического исследования на тему кризиса занимался первый вице-президент САР Сергей Киселев.
Для начала в мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» была составлена специальная анкета «про кризис», адресованная всем российским архитектурным бюро, вне зависимости от масштаба и специализации. Участникам опроса предлагалось указать, насколько в результате экономического кризиса изменился портфель заключенных договоров – их количество и состав (муниципальные, государственные, коммерческие или частные), а также среднюю зарплату по организации и численность штата. В качестве точек отсчета Сергей Киселев предложил коллегам взять 1 мая 2008 года и 1 октября 2009 года.
Стремясь охватить как можно большую часть профессионального сообщества, к распространению анкеты в Москве привлекли две ведущие СРО архитекторов – ГАРХИ и ГАП, а Союз архитекторов взял на себя ее рассылку по регионам. И хотя формально сбор ответов уже завершен, они продолжают поступать, и Сергей Киселев не исключает, что чуть позже итоги опроса будут откорректированы с учетом новых цифр.
Всего в опросе приняли участие 128 проектных организаций, в том числе 83 из Москвы и 45 из регионов. Результаты, по мнению организатора опроса Сергея Киселева, оказались оптимистичными – при его составлении ожидались куда более плачевные цифры. В частности, объем проектных услуг в целом, по сравнению с маем 2008 года, упал не на 80 и не на 90, а как выяснилось из проведенного опроса, всего лишь на 57,4 процента – цифра очень значительная, но не катастрофическая. Правда, как рассказывает сам Сергей Киселев, многие компании, переживающие кризис наиболее тяжело и остро, анкету решили не заполнять, аргументируя это тем, что своего положения стесняются и общую картину «портить не хотят».
Конечно, сравнивать положение дел в крупных бюро и маленьких мастерских – дело в известном смысле неблагодарное. Понятно, что в их портфелях изначально были очень разные по объему и метражу проекты: потерянные 20 процентов заказов крупной мастерской могут вылиться в 400-500 тысяч нереализованных квадратных метров, тогда как 70 процентов потерь маленького бюро – это, возможно, не больше 10 тысяч «квадратов». Однако Сергей Киселев приводит контраргумент: каждая фирма точно знает, сколько заказов и метров она потеряла, а переведение этих потерь в проценты позволяет уравнять в этом обзоре крупные и мелкие компании и тем самым получить общую картину, которая для первой попытки осознать итоги «кризисного» года более чем важна.
Проведенный опрос также отразил изменения в структуре заказа. Муниципальный заказ, которого и раньше было немного, сократился на 90 процентов. Более чем на 60 % уменьшился рынок коммерческих проектов, и это особенно неприятно, так как для архитекторов он был и остается основным. Сегмент частного заказа сократился, но не так сильно, как девелоперская часть – только на 40 %. Строго говоря, после кризиса частные заказы оказались единственным, хотя и не слишком действенным способом компенсации финансовых потерь для архитектурных бюро. Даже крупные архитектурные бюро, которым раньше из-за обилия масштабных проектов было совершенно не до физлиц, сегодня все чаще обращаются к частным заказам – Сергей Киселев считает это одной из важнейших тенденций 2009 года. Особенно наглядно она проявляется в Москве: объем частных заказов у бюро, работающих в столице, вырос до 21 процента. «И я думаю, в реальности ситуация обстоит еще лучше, – считает Сергей Киселев. – Дело в том, что в нашем опросе приняли участие преимущественно компании, входящие в состав ГАРХИ или ГАП, а это все же организации, только сейчас начинающие обращаться к частному заказу. А ведь есть очень много бюро, которые всегда работали только на рынке наличных денег. И я знаю немало архитектурных семей, в которых дети, занимающиеся квартирами и коттеджами, сегодня стали зарабатывать куда лучше своих пап и мам, работающих в крупных мастерских».
На этом фоне неожиданно – на 30% – вырос объем федерального заказа. Однако – объясняет Сергей Киселев, это вовсе не следствие государственной поддержки пострадавших от финансового кризиса архитекторов. Дело в том, что еще до кризиса было запланировано разработать градостроительную документацию для всей страны, в частности, речь идет о схемах территориального планирования городов, предусмотренных в новом градкодексе. Деньги на эту градостроительную работу были заложены раньше финансового краха, а поступать стали сейчас – отсюда хоть и небольшой, но рост объема федеральных заказов.
Численность штата российских архитектурных бюро в среднем сократилась на 30 процентов, средняя заработная плата – на 35 процентов, правда, последнее обстоятельство объясняется не столько преднамеренным урезанием окладов, сколько резкими скачками курса доллара, к которому были «привязаны» зарплаты в очень многих организациях. Доходы проектировщиков, вследствие сокращения объема заказов и все того же непостоянства курса валют, упали сильнее – на 55 процентов по сравнению с маем 2008 года. «И вот здесь очень важно, насколько сильные позиции на рынке компания занимала изначально, – говорит Сергей Киселев. – Не секрет, что многие бюро в «сытые» годы накопили так называемые финансовые «подушки безопасности», и теперь могут позволить себе не урезать зарплату сотрудникам слишком сильно, а переориентировать их на занятия, до которых раньше не доходили руки – концептуальные разработки, участие в конкурсах, формирование библиотеки и т.д. Те же, кто всегда еле сводил концы с концами, в условиях кризиса подверглись наиболее тяжелым испытаниям, потому что «гасить» удары экономики им не из чего».
По мнению Сергея Киселева, можно назвать три наиболее важных аспекта влияния экономического кризиса на отрасль. Это уже упомянутые изменения объемов проектирования и структуры заказа, а также изменение стоимости услуг архитектора. Последний пункт, правда, по причине традиционной нелюбви проектировщиков разглашать объемы своих гонораров, в анкету включать не стали. «Однако из неофициальных разговоров и собственного опыта я знаю, что стоимость услуг архитектора на рынке упала примерно на 30 процентов, – поясняет Сергей Киселев. – В частности, в портфеле «СКиП» есть контракты, которые мы не пересматривали, но есть и такие, которые, с учетом кризиса, были пересмотрены весьма серьезно. Какие-то «подешевели» на 10-15 процентов, а один – на целых 32 процента. И, признаюсь, мы сознательно пошли навстречу заказчику, поскольку в условиях кризиса самым важным становится именно наличие заказов».
В этих словах руководителя СКиП можно усмотреть опасную тенденцию – мол, теперь архитекторы будут браться за любую работу по любой цене. И очень многие участники Пленума Союза архитекторов именно так их и поняли: на заседании звучали горячие призывы «не опускать планку профессионализма», принять декларацию о расценках на услуги архитекторов. «Лично я считаю подобные обращения весьма наивными, – прокомментировал это в интервью Архи.ру Сергей Киселев. – Когда архитектору нужны деньги для того, чтобы платить зарплату подчиненным и кормить детей, он будет работать за любые деньги, – это нормальный закон выживания. Другое дело, что подобная мера может помочь профессиональному сообществу противостоять положениям пресловутого ФЗ 94, предписывающего выбирать путем тендеров самые дешевые компании. Помню, когда-то мне один заказчик говорил, что любит помидоры самые вкусные, но самые дешевые. Охотно повторю то, что пытался объяснить ему тогда: из самых дешевых помидор можно сделать кетчуп, но полноценным и полезным овощем такой продукт уже не будет по определению. И архитектурная компания, готовая работать едва ли не в убыток себе, – это такие же самые дешевые и уж ни на что не годные помидоры. Но, думаю, здесь кризис сыграет нам только на руку: в условиях естественного капиталистического отбора выживут только самые профессиональные компании. И в этом смысле кризис, действительно, работает очищающее – и в рамках каждой отдельно взятой компаний, сократившей ненужных сотрудников, и в рамках отрасли в целом».
Что же касается каких-либо централизованных антикризисных мер, то по этому вопросу пленум постановил, что подобные решения каждая компания принимает самостоятельно. Это, например, может быть определенная финансовая помощь тем сотрудникам бюро, кто в благополучные годы взял ипотечный кредит. А в том случае, когда нет возможности помочь материально, по мнению Киселева, имеет смысл не мешать архитектору зарабатывать «на стороне». «Кризис – явление, сопоставимое с восходом и заходом солнца, бороться с которыми бессмысленно, – считает руководитель СКиП. – Это не первый кризис и не последний. Опыт 1998-го года подсказывает нам, что выходить из кризиса мы начнем плавно и постепенно. Когда именно закончится кризис, я не могу знать, но вот в том, что это произойдет, не сомневаюсь».
***
Итак, перед нами первая и пока что единственная не голословная оценка последствий экономического кризиса в архитектурной сфере. Инициатива Союза архитекторов безусловно очень важна и показательна, а общее количество участников – 128, отвечает требованиям статистики (как известно, статистические данные начинаются от ста опрашиваемых). И более того, по приблизительным оценкам в опросе поучаствовало больше половины архитектурных бюро, связанных с относительно крупным заказом.
Однако, при изучении результатов опроса у неискушенного зрителя, мало понимающего в статистике, все же возникают некоторые сомнения. Прежде всего, как уже было сказано, поверить в точность приведенных сведений мешает измерение в процентах. В один «котел» попали и крупные бюро, и средние, и, возможно, некоторые мелкие фирмы. И каждая была принята за единицу. Поэтому и «оптимистичный» итог анализа вызывает некоторую смутную неуверенность.
Вот если бы всех участников опроса разделить на три группы (крупные, средние, мелкие) и провести сравнение внутри каждой группы – не исключено, что картина бы значительно уточнилась. Тем более что по-видимому Союз архитекторов располагает всеми данными для такого уточнения. Еще интереснее было бы сравнить процентные данные с объемами проектирования в квадратных метрах.
Главное же впечатление, которое остается при изучении результатов опроса, состоит вот в чем. На диаграмме структуры заказа видно, что она если и изменилась, то очень незначительно. По-прежнему больше всего занимает девелоперский заказ, на втором месте частный, и минимальный сегмент принадлежит муниципальным и федеральным заказам. Два последних хоть и поменялись местами, но по-прежнему занимают долю настолько ничтожную, что становится ясно – ни о какой компенсации последствий кризиса со стороны государства речи нет. Помнится, прошедшей зимой, когда кризис входил в силу, многие известные архитекторы рассчитывали на помощь муниципального и федерального заказа. Так вот, такой помощи не случилось. Нельзя же принимать всерьез те 30 % роста федерального заказа, который в общем соотношении вырос с 4% до 6%, и то за счет денег, запланированных при принятии нового градкодекса еще перед кризисом.
Так что все, что мы видим – это падение рынка архитектурных услуг, и отсутствие всяких намеков на какую-либо помощь со стороны государства и городских властей. Это значит, что архитекторам надо либо ждать повышения активности основных заказчиков – «коммерческих и частных»; либо идти с полученными данными к представителям разнообразных властей.

Просьба при использовании материалов данной статьи ссылаться: по материалам САР и Архи.ру.

20 Ноября 2009

Похожие статьи
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.