Дерево, некогда бывшее основным строительным материалом для русских архитекторов, сегодня оказалось удивительным образом забыто и не востребовано. Все, с чем оно ассоциируется у массового потребителя, – это резной и расписной «рашн-деревяшн» да быстровозводимые каркасные дома, собираемые по нескольким типовым проектам. В то время, как весь мир сходит с ума по деревянному хай-теку, у нас спроектировать общественное здание из дерева чаще всего означает обречь себя на неравный бой с экспертизой и заказчиком. Поэтому деревянные объекты если где и строятся, то в рамках фестивалей по лэнд-арту или за городом, в качестве частных домов, бань, беседок. И вот там, не скованные ни СНиПами, ни окружением, российские архитекторы создают из самого традиционного материала самые что ни на есть современные формы. Парадокс же заключается в том, что, скрытые за высокими заборами, эти объекты изредка публиковались в профессиональной прессе, но никогда не изучались как явление, как самостоятельный жанр современной российской архитектуры. Именно этот пробел и призваны ликвидировать сначала выставка, а потом и АРХИWOOD – новая национальная премия за лучшее архитектурное сооружение из дерева.
Куратор выставки, главный редактор журнала Made in future Николай Малинин смог собрать в рамках этой экспозиции целых 120 деревянных построек, появившихся за последние десять лет. Постройки курорта "Пирогово", собственные дома архитекторов, зрелищные арт-объекты вроде "Полумоста надежды" Тимура Башкаева с одного из давних "Архстояний" – конечно, кое-что из "деревянного фонда" новейшего времени хорошо известно хотя бы критикам, но в частных владениях обнаружилось и много такого, что никогда не публиковалось прежде. Из разрозненных проектов Малинину первому удалось составить настоящую антологию. В ней и частные дома (коих, конечно же, большинство), и общественные здания, и малые формы, и арт-объекты, – причем каждому жанру на выставке отведен собственный раздел. А вот имена архитекторов повторяются с завидной регулярностью: Александр Бродский, Тотан Кузембаев, Николай Белоусов, Евгений Асс, Юрий Григорян, Светлана Головина, Иван Шалмин, Александр Ермолаев – тех, кто работает с деревом, в сущности, можно пересчитать по пальцам. Николай Малинин, впрочем, искренне надеется расширить этот список в самое ближайшее время: кто-то откликнется на призыв премии и покажет свои деревянные творения, кто-то начнет постигать искусство работы с живым материалом, вдохновившись как раз выставкой. На открытии "Нового деревянного", кстати, было очень много студентов, а авторы экспозиции Владислав Савинкин и Владимир Кузьмин даже провели для своих учащихся небольшой семинар по восприятию деревянных интерьеров и построек – благо, «натуры» под рукой было предостаточно.
Разместилась же экспозиция во флигеле-руине, чья ограниченная площадь, казалось бы, для показа 120 объектов ну никак не предназначена. Но Савинкин и Кузьмин нашли очень простой и стопроцентно соответствующий тематике выставки способ, предложив использовать в качестве основных «витрин» не стены, а клееный брус – кстати, самый прочный и надежный стройматериал из числа деревянных. Фанерные мостки ощетинились двухметровыми «иголками», установленными зачастую под самым замысловатым углом, а на их завершениях и размещены фотографии объектов, которые кое-где перемежаются высказываниями российских архитекторов о работе с деревом. Из цитат этих, в частности, можно узнать, что Тотан Кузембаев работает с деревом, потому что это единственный «мирный» материал, из которого никогда не делали оружие, Александр Скокан мечтает построить деревянное здание уже не один десяток лет, а Сергей Ткаченко очень боится пожаров. Стены при этом тоже не остались голыми – где-то висят гигантские постеры самых знаменитых наших деревянных построек типа Яхт-клуба Кузембаева, а куда-то проецируются «живые картинки», рассказывающие об эволюции жанра за последние сто лет.
Выставка «Новое деревянное» продлится до 1 ноября, а затем свою работу начнет экспертный совет премии АРХИWOOD – в течение почти полугода он будет открыт для рассмотрения проектов и построек, с которых, как надеются организаторы, в России начнется новая мода на вечно молодой и вечно живой материал под названием дерево.