15.11.2009

Поколение NEXT

В рамках Фестиваля современной архитектуры Нидерландов «Lucky Dutch» ЦСА проводит цикл открытых лекций руководителей ведущих голландских бюро. Тема выступлений сформулирована как «Новые подходы к усовершенствованию архитектурного ландшафта Голландии и современного мира», и каждый докладчик рассказывает о своей работе в контексте пяти основных качеств современного нидерландского зодчества, заявленных выставкой «уDUTCHная архитектура»: плотность, искусственность, оптимизация, органичность, концептуальность. Первым перед московскими слушателями выступил Марейн Схенк, один из основателей бюро NEXT Architects.

информация:

Марейн Схенк на лекции в ЦДА
Марейн Схенк на лекции в ЦДАоткрыть большое изображение
В рамках проходящей сейчас на Винзаводе выставки «уDUTCHная архитектура» NEXT Architects представляет два проекта – жилой комплекс Villa Overgooi в Алмере и мосты Glanerbeek в Энсхеде, – но в своей лекции Схенк рассказал еще о девяти работах, которые, по его мнению, отвечают концепции выставки. Расположив работы по масштабу в порядке возрастания, Схенк начал рассказ с самого маленького – объекта Fat Lamp. Это лампа с эффектом медленного накаливания, которая постепенно наполняет комнату светом и так же плавно затухает, имитируя восход и заход солнца. По мнению Схенка, это и есть принцип искусственности в действии.

Другой проект NEXT Architects носит название «Я, я сам и вы» (Me, myself and you) и исследует понятие «граница», которое в Голландии, так же как и в России, чаще всего ассоциируется с забором. Архитекторы разработали принципиально новую концепцию ограждения, наделив его не разделяющей, а объединяющей функцией. Так, побудить соседей к знакомству и налаживанию коммуникации могут двусторонняя парковка для велосипедов, забор с креплениями для общих с соседями вещей или забор в виде стола для пинг-понга. Изменение стандартных представлений о заборе на абсолютно противоположные является иллюстрацией еще одного ключевого принципа современной голландской архитектуры – концептуальности.

Еще один принцип – оптимизация, т.е. создание максимально эффективных зданий, – лег в основу проекта жилого пространства М&М в Амстердаме. Поскольку свет в квартиру попадает только с северной стороны, архитекторы решили весь интерьер в белом цвете и разделили его на четыре дополнительно освещенных кубических бокса. Внутри первого бокса заключена спальня, а снаружи размещены книжный шкаф и место для чтения, во втором находится кухня, в третьем – ванная, в четвертом – гостевая спальня внутри и два рабочих места снаружи.

Уже упомянутые мосты Glanerbeek демонстрируют реализацию принципа искусственности – конструкции имитируют природные формы лесного массива, внутри которого располагаются. А поскольку природа – это всегда свет и простор, мост был разделен островками зелени на три части, отличающиеся друг от друга по высоте. Образовавшиеся оазисы тут же заросли травами и кустарниками, а в опорах моста, выполненных из пористого камня, поселились мелкие животные. Интересно, что каждая часть моста выполняет собственную функцию – одна из них пешеходная, другая предназначена для велосипедистов, третья – для автобусов.

Еще одно необычное решение было найдено архитекторами для пригорода Роттердама. Чтобы вдохнуть в спальные районы жизнь и сделать их полноценной и эстетически привлекательной средой обитания, нужно было установить связь между людьми, живущими здесь, и историческим центром. Это помогла сделать «эластичная перспектива» – лестница, с которой открывается вид на старый город. Слово парящая в воздухе лестница, в основу композиции которой положена лента Мебиуса, огибает холм, а в ее изгибах устроены смотровые площадки.

Проектируют NEXT Architects и памятники, считая их одним из важнейших элементов создания образа того или иного района. Правда, от российских произведений монументальной пропаганды творения голландцев отличаются как небо и земля: там, где российские архитекторы стремятся к основательности и брутальности, голландцы выступают за эфемерность и едва угадываемую метафоричность. На лекции Марейн Схенк рассказал о «Памятнике текстилю», расположенном на юге Нидерландов в городе Тилбург, который за последние сто лет превратился в один из центров национальной текстильной промышленности. Монумент состоит из 250 стеклянных сегментов-«волокон», закрепленных на общем деревянном основании и увитых растениями, цветущими в разное время года и за счет этого окрашивающими композицию в различные тона. По мнению архитектора, такое решение позволило не только создать живой, постоянно изменяющийся памятник, но и запечатлеть динамику развития города и его производства.

Интерьер амстердамского офиса рекламного агентства Wieden + Kennedy воплощает теоретические разработки NEXT Architects в области организации офисного пространства. Архитекторы выступают за то, что общественное пространство офиса, где работники компании проводят брейнсторминг и совещания, должно быть полностью изолировано от кабинетов, иначе деловое общение и собственно работа будут постоянно мешать друг другу. По мнению Схенка, эти зоны недостаточно разделить перегородкой, между ними нужно разместить некое переходное пространство, и в случае с офисом Wieden + Kennedy таким пространством стали ярко оформленные переговорные.

В 2004 году NEXT Architects открыли отделение своей компании в Китае и сейчас выполняют для этой страны целый ряд проектов. Одним из них стало здание офиса и исследовательского центра компании IBM, где использован такой же подход к разделению функций рабочего пространства, как и в предыдущем проекте. Общественные места здесь открыты и окружены зелеными насаждениями, а пространства для уединенной работы сконцентрированы в секциях размером 40 кв.м. каждая. Московской аудитории китайские проекты голландского бюро оказались особенно интересны с точки зрения того, как цивилизованные принципы европейской архитектуры «приживаются» в условиях страны с бурно развивающимся девелопментом. Сам Марейн Схенк смотрит на этот процесс оптимистично, считая, что будущее архитектуры именно за концептуальными проектами, основанными на всесторонних исследованиях предшествующих строительству процессов, и что рано или поздно примеру Голландии последует большинство держав.
Лампа Fat Lamp (Slow Glow)
Лампа Fat Lamp (Slow Glow) открыть большое изображение
Проект Me, myself and you
Проект Me, myself and youоткрыть большое изображение
Проект Me, myself and you. Стол для пинг-понга
Проект Me, myself and you. Стол для пинг-понгаоткрыть большое изображение
Доме М&М в Амстердаме
Доме М&М в Амстердамеоткрыть большое изображение
Мосты Glanerbeek
Мосты Glanerbeekоткрыть большое изображение
Мост «Млечный путь»
Мост «Млечный путь»открыть большое изображение
Проект «Эластичная перспектива»
Проект «Эластичная перспектива»открыть большое изображение
Памятник текстилю
Памятник текстилюоткрыть большое изображение
Дом Те Вил
Дом Те Вилоткрыть большое изображение
Вилла Overgooi
Вилла Overgooiоткрыть большое изображение
Интерьер амстердамского офиса компании Wieden + Kennedy
Интерьер амстердамского офиса компании Wieden + Kennedyоткрыть большое изображение
Офис IBM
Офис IBMоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Скокан
  • Олег Шапиро
  • Тотан Кузембаев
  • Илья Машков
  • Всеволод Медведев
  • Андрей Асадов
  • Карен Сапричян
  • Левон Айрапетов
  • Лукаш Качмарчик
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей  Орешкин
  • Михаил Канунников
  • Александр Бровкин
  • Никита Токарев
  • Станислав Белых
  • Константин Ходнев
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Ковалёв
  • Никита Бирюков
  • Павел Андреев
  • Алексей Иванов
  • Илья Уткин
  • Сергей Переслегин
  • Юлий Борисов
  • Полина Воеводина
  • Александра Кузьмина
  • Евгений Герасимов
  • Антон Надточий
  • Вера Бутко
  • Сергей Кузнецов
  • Антон Лукомский
  • Юлия Тряскина
  • Зураб Басария
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Олег Карлсон
  • Олег Мединский
  • Николай Переслегин
  • Шимон Матковски
  • Арсений Леонович
  • Магда Чихонь
  • Александр Попов
  • Екатерина Грень
  • Никита Явейн
  • Екатерина Кузнецова
  • Наталья Сидорова
  • Алексей Гинзбург
  • Николай Миловидов
  • Иван Кожин
  • Дмитрий Васильев
  • Анатолий Столярчук
  • Владимир Биндеман
  • Сергей Труханов
  • Магда Кмита
  • Игорь Шварцман
  • Сергей Скуратов
  • Валерия Преображенская
  • Александр Асадов
  • Андрей Романов
  • Даниил Лоренц
  • Георгий Трофимов
  • Наталия Шилова
  • Сергей Чобан
  • Дмитрий Ликин
  • Роман Леонидов
  • Петр Фонфара
  • Владимир Плоткин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Центральный музей Октябрьской железной дороги
  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи