Дни Архитектуры в Ростове-на-Дону

Ростов-на-Дону – из тех городов, что сразу готовы морочить голову воспоминаниями о том, чего никогда не было. Отголоски других городов ты слышишь в этом новом для тебя пространстве, а Ростов и не пытается напомнить: ты здесь впервые. Даже многочисленные растяжки поперек магистралей словно отмеряют границы: Австрия, Франция, Бали… В начале ноября в Ростове-на-Дону прошли первые Дни архитектуры, которые помогли обозначить собственные коды этого города.

Марина Игнатушко

Автор текста:
Марина Игнатушко

17 Ноября 2009
mainImg
0

Фестиваль «Дни архитектуры» – совместный проект ростовского Лекториума и московского агентства P-Arch. Лекториум – это не официальная организация, а частный просветительский проект, занимающийся проведением открытых лекций на различных площадках Ростова-на-Дону. В числе гостей Лекториума – художники и драматурги, архитекторы и строители, психологи и врачи, а главный критерий успешности своих мероприятий организаторы формулируют просто: «лекции не должны быть скучными». И уж скучно на «Днях Архитектуры» точно не было. Необходимых для проведения таких акций коммерческих партнеров привлекло агентство P-Arch – на ростовскую инициативу откликнулись компания «CSoft Ростов-на-Дону» и ЗАО «Патриот» – дочерняя структура ЗАО «ИНТЕКО», возводящая в Ростове-на-Дону жилой район «Западные ворота».

В программе фестиваля легко ужились экскурсия в бизнес-центр «Пять морей» и на комбинат крупнопанельного домостроения, велопроезд по постройкам советского периода и пешеходная прогулка с размышлениями о семантике Театральной площади, а также несколько мастер-классов и круглых столов.

Первой встречей с современной архитектурой для участников фестиваля стала стройплощадка бизнес-центра «Пять морей», возводящегося по проекту Сергея Чобана. Экскурсию на объект провел автор рабочего проекта Сергей Алексеев. Цельный объем здания словно распадается на легкие волны, не утрачивая при этом общего масштаба и дисциплины, и воспринимается как элемент общей гармонии, к достижению которой город должен стремиться.

Для молодежи одной из самых интересных оказалась экскурсия в строящийся микрорайон и на комбинат, работающий на «Западные ворота». Будущие архитекторы с любопытством наблюдали за укрощением арматуры и спорили о цветовом решении фасадов. Если это симптомы того, что они не столько томятся славой Захи Хадид, но и готовы к будничной практике, за Ростов можно порадоваться. Здоровые настроения поддержал и специальный гость фестиваля Никита Токарев, директор архитектурного бюро PANACOM, доцент МАрхИ. Его лекция под названием «Дизайнартархитектура» была посвящена тому, что в работе проектировщика самую важную роль играет то, как ты мыслишь, что предпринимаешь для достижения результата. В качестве подтверждения идеи о том, что качественный дизайн и архитектурных продукт всегда найдут своего потребителя, Никита Токарев рассказал историю о спроектированной бюро PANACOM дверной ручке. Эта работа не стала победителем конкурса, но после раздачи лавровых венков заказчик изучил сначала опытные образцы ручек-победителей, затем все остальные, и тут выяснилось, что именно проект PANACOM является оптимальным для запуска в производство.

Впрочем, Ростову понятие эксперимента совсем не чуждо. Как и во многих других городах России, здесь различные архитектурно-строительные эксперименты сосредоточены в руках частной инициативы, и, нужно признать, что ее южно-русский вариант порой выглядит особенно разнузданным, сродни укорененным ростовским называниям частей города, например, Нахаловка и Левбердон (левый берег Дона). Соединение материалов, объемов, приемов поражает как в малоэтажных домах, так и в новейших постройках. Очень показателен в этом плане анекдот про ростовских «Близнецов» – «двухголовый» офисно-жилой комплекс, синеющий в районе рынка, девелопер построил, меняя архитекторов «по горизонтали», то есть на каждый новый этаж приглашая нового проектировщика, приверженца нового стиля. И глядя на этот объект, в шутку невольно начинаешь верить: подиум нового здания – желтый с лепниной, над ним – стеклянные многоэтажки с замысловатым завершением. Впрочем, нельзя не признать, что этот продукт ростовского стеба стал неплохим городским ориентиром.

Тема соединения, создания отчетливых ориентиров для Ростова вообще очень важна. Ландшафт вносит в восприятие города немало путаницы, склоны холмов словно повторяют друг друга, а в центральной части рельеф кажется почти сглаженным, если, проверяя себя, не посмотреть в перспективу улицы. «Где там великий Дон?» – это надо еще поспрашивать у прохожих. Но зато и запоминающих объектов действительно хватает. Поэтому я почти не удивилась, когда увлеченная фотографированием, увидела какую-то восточную печку в голубой штукатурке, без крыши, без карнизов. Это оказалась мастерская архитектора, ждавшего участников «Дней» с визитом. Гайк Гулиянц строит много и очень активно проектирует самые невероятные вещи – от многоэтажек до мебели. Мы были в гостях вместе с австрийскими архитекторами, которые сравнили энергию российского коллеги с энтузиазмом знаменитого Хундертвассера.

Конечно, Ростов не так безалаберно прост, как кажется на первый взгляд. В городе, например, есть много образцов качественной архитектуры советского периода. Ясные композиционные решения и «негромкие» материалы позволили этим зданиям органично врасти в ткань застройки на холмах и стать значимыми акцентами. Особенно хочется выделить здание театра имени Горького, спроектированное Щуко и Гельфрейхом в объеме, чрезвычайно сомасштабном пространству и предназначению Ростова. Экскурсию по этому объекту и его «современникам» в рамках «дней» провели архитектор и исследователь Артур Токарев и культуролог Даниил Алексеев, которые рассказали про «Семантику площади трех осей», про то, как разностильные постройки были собраны в ансамбль. Другая фестивальная экскурсия, посвященная архитектуре этого периода, неслучайно прошла на велосипедах (ее провел молодой архитектор Антон Горбатых), ведь тогда город был доступен для подобного передвижения. Нет, Ростов и сейчас весьма привлекателен для пешеходов и велосипедистов, но количество пробок, аварий на перекрестках и длина очередей на остановках общественного транспорта – уже вполне столичного уровня. Не случайно главный архитектор города Алексей Полянский  большую часть своего выступления на фестивале уделил транспортным проблемам «Большого Ростова». Самолеты летают прямо над центром, метро надо строить, равно как и думать о коммуникациях всей агломерации. Впрочем, если вдуматься, то ведь и «Дни архитектуры» – про коммуникации. Самые разные коммуникации, которые становятся возможными именно благодаря архитектуре.

Экскурсия в бизнес-центр «Пять морей». Ведущий - архитектор Сергей Алексеев. Изображение предоставлено агентством P-Arch
zooming
Экскурсия в бизнес-центр «Пять морей». Фотография Марины Игнатушко
Экскурсия в бизнес-центр «Пять морей». Изображение предоставлено бюро SPEECH
Экскурсия в бизнес-центр «Пять морей». Ведущий - архитектор Сергей Алексеев. Изображение предоставлено агентством P-Arch
zooming
Плакат в старом городе. Фотография Марины Игнатушко
Площадь Театральная, митинг. Фотография Марины Игнатушко
zooming
Французский дом. (Торговый центр «Астор Плаза»). Фотография Марины Игнатушко
zooming
Бюро Гайка Гулиянца. Фотография Марины Игнатушко
Визит в мастерскую Гайка Гулиянца. Изображение предоставлено агентством P-Arch
zooming
«Как создается город?»: ККПД + Западные ворота. Изображение предоставлено компанией «ИНТЕКО», партнером агентства P+Arch в организации ростовских «Дней архитектуры»
Лекция Алексея Полянского. Изображение предоставлено агентством P-Arch

17 Ноября 2009

Марина Игнатушко

Автор текста:

Марина Игнатушко
Похожие статьи
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Сцена и графика
Или графика на сцене. В театре Мастерская Петра Фоменко открылась выставка акварелей и рисунков Сергея Кузнецова. Небольшой фоторепортаж.
Первая легальная
Руководство Винзавода и Москомархитектуры открыли выставку граффити на бетонной железнодорожной стене при Курском вокзале. По словам организаторов, это первый опыт легального граффити в городском пространстве Москвы. Он интересным образом соседствует с нелегальными надписями напротив.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Сгорание
В воскресенье в Никола-Ленивце сожгли объект молодого архитектора Екатерины Поляковой, Вавилонскую башню. Решение о том, чтобы не отменять готовое действо, было принято не без труда; согласно заявлению организаторов, Масленица 2022 года – не праздник, а невеселое художественное высказывание, призыв к прощению и примирению.
Стирание
В четверг (или в среду?) в Анфиладе Музея архитектуры открылась выставка Валерия Кошлякова Domus Maxima. Открытие началось с обсуждения возможности открывать выставку в кризисные времена вообще – но сама живопись, пожалуй, дает ответ на этот вопрос. Выставка очень красивая, ее даже можно понять как вариант истории архитектурной культуры, увиденной через призму личного взгляда художника.
Суметь посметь
Выставка в галерее «Беляево» объединяет советское и современное монументальное искусство – и стрит-арт, поднимая тему их сходств и отличий, в которых, если подумать, не все так просто, как кажется.
Ценность подлинности
Музей Третьяковых в 1-м Голутвином переулке – пример нестандартного подхода к формированию экспозиции там, где невозможна мемориальная обстановка дома-музея. Другая особенность – проект реставрации вырос из дизайна экспозиции, и оба нацелены на демонстрацию подлинности и акцентирование аутентичности. Такое сращение экспозиции и проекта реставрации возможно только при очень последовательной работе от идеи к воплощению. Показываем, рассказываем, беседуем с автором проекта Наринэ Тютчевой.
Градсовет Петербурга 26.01.2022
Парадокс с сохранением дореволюционной застройки, Покрас Лампас и правило брандмауэра: эксперты повторно рассмотрели проекты санатория в Репино и гостиницы на Уральской улице.
Путь Цоя
Planet 9 создали дизайн для выставки «Путь героя», которая открыта сейчас с Манеже. Пластическое и пространственное решение, интерпретируя историю жизни и творчества Виктора Цоя, выстраивает собственный, очень активный комментарий.
Грани Вестника
В ЦДА открылась юбилейная выставка старейшего из современных архитектурных изданий, выстраивающего связи между «Архитектурой СССР» и постсоветской профессиональной журналистикой, также как и между теорией и историей архитектуры. В сухом остатке – мы находимся где-то рядом с точкой сингулярности.
Горизонт Венеции
В Музее архитектуры открыта выставка панорам Венеции от XV до XX века. В наше время она приобретает неожиданный привкус ностальгии по городу, который теперь не так просто посетить.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Осознание Москвы
Выставка «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы рассказывает историю города – в том числе управления им и его утопических проектов наравне с реальными генпланами – в очень наглядной и популярной форме. Прямо-таки формирует сознание.
Маленькое нефтяное подсознание
«Музей подсознания Москвы» Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски, дополненный виртуальрной реальностью от Immerse Lab и спектаклем Дмитрия Мелкина «Солярис», представляет подсознание российской столицы как Нефтяриса, нефтяного океана, генерирующего образы, созвучные шаблонному мышлению. Нейросеть Алиса в другой части выставки шепчет про кроссовки.
Скажи мне, птица
Выставку «Вещественные доказательства» архитектора-художника Александра Бродского можно посмотреть в Гоголь-Центре до 23 января, а благоустроенное им же фойе театра, к которому приурочена выставка, – и после. Это часть проекта «Гоголь-арт», который курирует Евгения Гершкович. Представленные «улики» развивают тему, давно представленную в творчестве Бродского, но выставку и амфитеатры, как мы считаем, надо воспринимать целостно, как тонкую работу с пространством Гоголь-центра.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Пресса: Архитектура изнутри
Лекции для всех желающих читали на улицах и стройплощадках города. Первым объектом, открывшим свои двери посетителям ростовского просветительского мероприятия «Дни архитектуры», стал бизнес-центр «Пять морей».
Технологии и материалы
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Связь сквозь века
Новый бизнес-центр органично интегрирован в историческую застройку московского переулка благодаря фасадам, облицованным HPL-панелями Fundermax с фактурой натуральной неокрашенной древесины. Наличники окон, разработанные по историческим эскизам из различных регионов России, дополнили образ старинного особняка.
Плитка в городе
Рассказываем, какую роль тротуарная плитка способна играть в создании комфортной городской среды.
Сейчас на главной
Что вы хотите знать об архбетоне?
– теперь можно спросить.

Запускаем проект, посвященный архитектурному бетону, и предлагаем архитекторам, которые работают с этим актуальным материалом, так же как и тем, кто собирается начать, задать свои вопросы производителям.
Несущий свет
Новый ландшафтный объект красноярского бюро АДМ – решетчатый «забор» на склоне Енисея, в противовес названию совершенно проницаем и открывает путь к террасе над рекой. Форма его узнаваемо-современна.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Расскажи мне про Австралию
Способны ли волнистые линии на белом фоне перенести клиентов московского кафе на побережье Австралии? Напомнить о просторе, морском воздухе, волнах? На этот вопрос попытались ответить в своем проекте авторы интерьера кафе WaterFront.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Прохлада в степи
Многоуровневая вилла в Ростовской области, отвечающая аскетичному природному окружению чистыми формами, слепящим белым и зеркалом воды.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Сосновый дзен
Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Бетон, дерево и кофе
Замысел нового кофе-плейса, спрятанного в глубине дворов на Мясницкой, родился в городе Орле и отчасти реализован орловскими мастерами по дереву. Кофейня YCP совмещает минимализм подхода с натуральными материалами: дубовой мебелью и бетонными потолками.
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.
Нетипичная реновация
Проект, предложенный для реновации пятиэтажек в центре Калуги, совмещает две очень актуальные идеи: реконструкцию без сноса и деревянные фасады. Тренды не новы, но в РФ редки и прогрессивны.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Уйти в книги
Издательство «Поляндрия» открыло представительство на первом этаже романтического доходного дома в центре Москвы. Пространство Letters, наполненное авторской мебелью, светом и музыкой, совмещает книжную лавку и кофейню.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Смена образа мыслей
Премией Мис ван дер Роэ – главной архитектурной наградой Евросоюза отмечен корпус Кингстонского университета в Лондоне бюро Grafton. Как работу молодых архитекторов при этом наградили жилищный кооператив La Borda в Барселоне мастерской Lacol.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Совместная работа
За 22 года интерьеры башни World Port Centre Нормана Фостера в Роттердаме потеряли свою актуальность. Бюро Mecanoo предложило новое решение, основанное на концепции активного рабочего пространства.
Река и фабрика
Благоустройство набережной возвращает Клязьме, некогда питавшей крупную мануфактуру Орехово-Зуево, важную роль, но на этот раз общественную: теперь отдыхать у реки, заниматься спортом или любоваться видами можно даже во время паводков.