Архсовет Москвы–49

Архсовет согласился с проектом строительства жилого дома в Хамовниках, но отложил согласование концепции восстановления сгоревшей библиотеки ИНИОН РАН.

mainImg

Жилой дом в Хамовниках

zooming
Жилой дом во 2-м Неопалимовском переулке © «Цимайло, Ляшенко и пратнеры»

Проект жилого дома, который предлагается построить во 2-м Неопалимовском переулке, архитектурному совету представил один из его авторов Александр Цимайло, бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры». Он рассказал, что в настоящее время на участке располагаются два пятиэтажных здания начала XX века. Их предполагается снести ввиду отсутствия архитектурной ценности. На освободившейся территории появится новый жилой дом – прямоугольный в плане, максимально простой формы. Дом станет выше существующих построек на 4,5 м, но сохранит линии застройки вдоль переулка.
zooming
Существующее здание, определенное под снос. Фотография предоставлена МКА
zooming
Существующее здание, определенное под снос. Фотография предоставлена МКА

Что касается архитектурного решения, то здесь авторы придерживались классики. Отсюда – характерные членения, аттиковый этаж, горизонтальные карнизы и соответствующий декор. Для отделки планируется использовать светлый натуральный камень.
zooming
Жилой дом во 2-м Неопалимовском переулке © «Цимайло, Ляшенко и пратнеры»

Предваряя обсуждение, Евгения Муринец доложила, что пока остаются недоработанными вопросы транспортной схемы и прилегающей территории, но в целом проект соответствует всем требованиям ГПЗУ. Совет принял проектные предложения одобрительно, однако Некоторые разногласия возникли в отношении торцов. Алексея Воронцова смутило решение сделать окна в торце уже, чем на основном фасаде. По его мнению из-за этого торец визуально выглядит более широким. Авторы объяснили, что они намеренно сделали узкие оконные проемы в расчете на восприятие здания в перспективе со стороны переулка.

Большое количество окон – не только в торце, но по всему периметру объема – озадачило и Андрея Гнездилова. По его мнению, это выглядит «несколько навязчиво», особенно с северной стороны в уровне первых этажей, обращенных к соседнему участку. «Здание сигнализирует об общественном характере, оно мало похоже на жилое, – объяснил свою позицию Гнездилов. – К тому же харизматичный авторский подход дает некоторый перегиб в этом переулке». Отметил Андрей Гнездилов и отклонения от классических пропорций, особенно в части решения аттикового этажа и верхнего карниза.
zooming
Жилой дом во 2-м Неопалимовском переулке. Отделка из натурального камня © «Цимайло, Ляшенко и пратнеры»
zooming
Жилой дом во 2-м Неопалимовском переулке. Фасадное решение © «Цимайло, Ляшенко и пратнеры»

С коллегами не согласился Сергей Чобан, которому, напротив, показалось, что многословное решение торцов превратило их в «неторцевые» фасады. Чобан напомнил, что доходные дома в стиле модерн часто имели разные по ширине окна, поэтому предложенное решение имеет под собой историческое основание. Что касается аттика, то здесь Сергей Чобан предложил просто поднять выше горизонтальный карниз. Похожее мнение высказал и Владимир Плоткин. Ему проект показался вполне законченным, и, хотя торцы здания ему не вполне понравились, он отметил важность того, что авторы столь внимательно работают с ракурсом и перспективой.
zooming
Жилой дом во 2-м Неопалимовском переулке © «Цимайло, Ляшенко и пратнеры»

Итоги обсуждению подвел Сергей Кузнецов, предложивший одобрить проект. Что касается спорных вопросов, то учитывая разделившиеся мнения членов совета, он предложил оставить их на усмотрение проектировщиков.
 

Библиотека ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте

zooming
Проект восстановления библиотеки ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте © «Гипрокон». Заказчик: «ДЕЗ СКиТР»

Библиотека была построена в середине 1970-х по проекту коллектива авторов под руководством Якова Белопольского и стала одним из образцов советского модернизма. Верхний этаж, занятый читальными залами и общественными пространствами, был полностью остеклен. К центральному входу вел длинный мост, перекинутый через широкий бассейн, в котором отражалась горизонтальная композиция объекта. В кровле были сделаны 264 световых фонаря полусферической формы, определявших облик многих интерьеров.
Библиотека ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте. Архивные фотографии предоставлены МКА
Библиотека ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте. Интерьеры. Архивные фотографии предоставлены МКА

После распада Советского Союза здание постепенно пришло в упадок. С 1994 бассейн, необходимый для поддержания в помещениях оптимального климата, стоял без воды. Вслед за ним закрылся для прохода пешеходный мост. В самом здании была отключена система кондиционирования. Начался процесс разрушения строительных конструкций и облицовки. Пожар 2015-го стал причиной обрушения центральной части постройки и полного уничтожения ее главного фасада. Для спасения книг пришлось разобрать даже уцелевшие конструкции.
Библиотека ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте. Состояние до пожара 2015. Архивные фотографии предоставлены МКА
Библиотека ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте. Существующее положение. Фотографии предоставлены МКА

Проект, разработанный компанией «Гипрокон», предполагает полное восстановление библиотеки с сохранением ее функции и исторического облика. Как рассказал докладчик, за основу были взяты проектная документация Белопольского, фотографии действующей библиотеки и ее сохранившиеся фрагменты. При этом использовать уцелевшие конструкции здания оказалось невозможно: две независимые экспертизы показали ухудшение их состояния. В связи с этим проектировщикам было рекомендовано запланировать их разборку с заменой основного каркаса на железобетонный.
Проект восстановления библиотеки ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте © «Гипрокон». Заказчик: «ДЕЗ СКиТР»

Новое здание в точности повторяет историческое пятно застройки, сохраняет высоту и горизонтальную композицию. Восстанавливаются интерьеры и центральный холл с широкой лестницей, ведущей наверх, в читальные и медиа- залы. Неизменной останется и отделка – остекление и облицовка из натурального светлого камня. Камнем предложено покрыть также дворовый фасад, что не было сделано изначально в целях экономии средств.
zooming
Проект восстановления библиотеки ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте. Восстановление лестницы в центральном вестибюле © «Гипрокон». Заказчик: «ДЕЗ СКиТР»

Впрочем, это не единственное дополнение к оригинальному проекту. Изменения объясняются необходимостью приспособить советское здание под современное использование. Так, для размещения инженерного оборудования пришлось закрыть приблизительно 20 процентов световых фонарей. На их месте в интерьерах будут установлены светильники похожей формы. Для организации дополнительных помещений, не требующих естественного освещения, запроектированы два подземных этажа на территории двора. Там разместятся книгохранилища, лаборатории для оцифровки книг и технические помещения. Помимо этого, в центральной части вместо двух этажей предлагается сделать три – с сохранением внешних пропорций. В результате таких преобразований здание получит дополнительные 14 000 м², что позволит включить в состав комплекса аналитический информационный центр РАН.

Неясной пока остается судьба бассейна. В представленном проекте из-за особенностей финансирования его восстановление не предусматривается. Проектировщики предлагают либо сделать на его месте общественное пространство, либо восстановить только чашу, закрыв ее дно газоном. Докладчик объяснил, что такое решение является временным. Восстановление же бассейна будет выделено в отдельный проект благоустройства со своей программой финансирования.
Проект восстановления библиотеки ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте. Вариант с восстановлением чаши бассейна и заполнением ее газоном © «Гипрокон». Заказчик: «ДЕЗ СКиТР»
Проект восстановления библиотеки ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте. Вариант с благоустройством вместо бассейна © «Гипрокон». Заказчик: «ДЕЗ СКиТР»

Высоко оценив проделанную работу, члены архитектурного совета сошлись во мнении о необходимости привлечения к работе экспертов в области советского модернизма, поскольку ни один из действующих архитекторов не может дать объективную оценку представленному проекту. Сергей Кузнецов обратил внимание собравшихся на то, что библиотека на сегодняшний день не имеет охранного статуса. При этом ценность ее очевидна и идея восстановления, по мнению главного архитектора, должна быть всячески поддержана.

Сергей Чобан напомнил, что проект получил широкий общественный резонанс, поэтому здесь очень важно не ошибиться. «Хоть мне и приходилось заниматься восстановлением здания середины 1960-х в Германии, я не являюсь специалистом в области советского модернизма, – прокомментировал Чобан. – Поэтому я не могу взять на себя ответственность и согласиться с предложенным решением. Тем более, что даже не будучи специалистом, я вижу, что вместо монолитного предлагается сделать навесной фасад, вместо оригинальных витражей используются современные, а фонарей на кровле стало чуть ли не вдвое меньше. Без компетентной экспертной оценки понять, допустимы ли такие отклонения, невозможно», – заключил Чобан.

С его мнением согласились все члены совета. Андрей Гнездилов также призвал собрать экспертную комиссию, но предложил не затягивать с восстановлением библиотеки, «пока кто-нибудь из предприимчивых заказчиков не построил на этом месте очередной жилой комплекс». Такая опасность, по мнению Гнездилова, существует, и наличие современной жилой застройки в непосредственной близости от руин библиотеки тому прямое подтверждение. Кроме того, Андрей Гнездилов объяснил, что, поскольку речь не идет о реставрации, то едва ли здание может быть реализовано в точном соответствии с образцом середины 1970-х – оно просто не пройдет ни одну экспертизу. «Я считаю это предложение хорошим эскизом проекта восстановления. Он развивается в правильном направлении, но требует очень внимательного отношения», – прокомментировал Гнездилов.
Проект восстановления библиотеки ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте © «Гипрокон». Заказчик: «ДЕЗ СКиТР»

Владимир Плоткин указал на важность восстановления не только здания, но и бассейна, который, отражая здание, являлся одной из составляющих двухчастной композиции застройки. Полноценного воссоздания без бассейна, по мнению Плоткина, быть не может. Авторы проекта объяснили, что и они ратуют за возвращение бассейна. Но главная проблема заключается даже не в стоимости его строительства, а в дорогой эксплуатации: эти расходы пока никто не хочет на себя брать. Сергей Кузнецов предложил передать бассейн на баланс городу и рассматривать его уже как объект городской инфраструктуры.

Также проектировщики рассказали, что проект поставлен на контроль РААСН и уже были проведены консультации с ведущими архитекторами и экспертами. В завершение Сергей Кузнецов отметил важность проекта и очень высокий уровень его исполнения. Тем не менее, он предложил отложить согласование, но со своей стороны пообещал как можно быстрее собрать отзывы экспертов, на основании которых и будет вынесено окончательное решение.

20 Апреля 2017

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.