20.04.2017

Арххамство с двумя х

Письмо Феликса Новикова: об искажениях построек модернизма в XXI веке и о проекте обновления здания ТАСС, обнародованном на выставке «Золотое сечение».

Каждое время оставляет о себе память. Архитектура одна из форм выражения его содержания. Испокон веку архитекторы понимали причастность своего творчества к вечности. У каждого времени своя классика. Мое поколение пришло в архитектуру на закате сталинской власти. В стенах МАрхИ мы усвоили уроки классической школы и сами успели построить сооружения, несущие в себе ее черты.

А потом явилось время «оттепели», повернувшее архитектуру на 180 градусов, потребовавшее решительного обновления профессионального сознания, в котором мы опирались на западный опыт и наследие нашего авангарда. Мое поколение вместе со старшими мастерами создавало новое направление, называемое теперь советским модернизмом. Это была увлекательная работа, которой мы отдавались с истинным вдохновением и сознанием своего профессионального долга. Скажу больше, это было нелегкое, но творчеcки весьма содержательное время. Оно оставило достойные объекты в каждой республике страны и этот вклад во всемирное модернистское движение получил широкое международное признание.

Но идут годы и здания стареют, нуждаются в реконструкции, реновации, в соответствии с новыми требованиями эксплуатации. И тогда возникают проблемы. Надо было бы воспользоваться европейским опытом реставрации модернистских объектов. Однако новое время со своими новыми ценностями, в котором главенствует коммерция, нажива, бабло – порождает новый тип заказчика, подрядчика и архитектора, для которых нет ничего святого. Хамство становится нормальной формой общения между людьми. Проявления подобного поведения в нашей профессиональной деятельности я называю арххамство с двумя Х. Его жертвой становятся сооружения, которые являются памятниками архитектуры или достойны того, чтобы ими стать. Здесь несколько примеров значимых объектов, ставших примерами хамской «модернизации».

Здание ИМЭЛ в Тбилиси. Арх. А. Щусев. 1938 г. Так было / так стало. Здание отеля «Кемпински». Реконструкция Christoph Kohl Architekten, проект. christophkohl.com / предоставлено Ф. Новиковым
Здание ИМЭЛ в Тбилиси. Арх. А. Щусев. 1938 г. Так было / так стало. Здание отеля «Кемпински». Реконструкция Christoph Kohl Architekten, проект. christophkohl.com / предоставлено Ф. Новиковым
Гостиница «Иверия» в Тбилиси. Арх. О. Каландаришвили, И. Цхомелидзе. 1967 г.  Так было / так стало.  Отель Radisson. Реконструкция Design Krier – Kohl. Фотография: semparke.com / предоставлено Ф. Новиковым
Гостиница «Иверия» в Тбилиси. Арх. О. Каландаришвили, И. Цхомелидзе. 1967 г. Так было / так стало. Отель Radisson. Реконструкция Design Krier – Kohl. Фотография: semparke.com / предоставлено Ф. Новиковымоткрыть большое изображение
Санаторий «Россия» в Сочи. Арх. Ю. Шварцбрейм, Д. Лурье, М. Стужин, М. Шульмейстер. 1965 г. Так было / так стало: ФСГ ЦентрСтрой, проект реконструкции корпуса Приморский. Реализован. www.centerstroy.ru
Санаторий «Россия» в Сочи. Арх. Ю. Шварцбрейм, Д. Лурье, М. Стужин, М. Шульмейстер. 1965 г. Так было / так стало: ФСГ ЦентрСтрой, проект реконструкции корпуса Приморский. Реализован. www.centerstroy.ruоткрыть большое изображение
Дворец им. Ленина. Алма-Ата. Арх. Н. Рипинский, Л. Ухоботов, Ю. Ратушный, В. Ким, В. Алле. 1970 г. Так было / предоставлено Ф. Новиковым
Дворец им. Ленина. Алма-Ата. Арх. Н. Рипинский, Л. Ухоботов, Ю. Ратушный, В. Ким, В. Алле. 1970 г. Так было / предоставлено Ф. Новиковымоткрыть большое изображение

 / Так стало. Дворец Республики в Алматы, бывш. дворец им Ленина. Автор неизвестен:
_DSC9013-Edit.jpg
Монолитный жилой дом в Баку. Арх. А Белоконь. 1975 г. Так было / Так стало. Самодеятельность жильцов. Фотография 2011 г. / предоставлено Ф. Новиковым
Монолитный жилой дом в Баку. Арх. А Белоконь. 1975 г. Так было / Так стало. Самодеятельность жильцов. Фотография 2011 г. / предоставлено Ф. Новиковым
Жилой дом «Флейта» в Зеленограде. Арх. Ф. Новиков, И. Покровский, Г. Саевич. 1971 г.  Так было / Так стало. 2015 г. Автор неизвестен. Проектирование, согласование и строительство велись без моего (Ф.Н.) ведома. Фотография Дениса Есакова / предоставлено Ф. Новиковым
Жилой дом «Флейта» в Зеленограде. Арх. Ф. Новиков, И. Покровский, Г. Саевич. 1971 г. Так было / Так стало. 2015 г. Автор неизвестен. Проектирование, согласование и строительство велись без моего (Ф.Н.) ведома. Фотография Дениса Есакова / предоставлено Ф. Новиковымоткрыть большое изображение

Сгорели гостиница «Интурист» А. Щусева в Баку и библиотека Академии Наук Я. Белопольского, Е. Вулыха и Л. Мисожникова в Москве. Снесены здание «Каракумстрой» А. Ахмедова в Ашхабаде и комплекс Дома молодежи А. Тарханяна, С. Хачикяна и Г. Погосяна в Ереване, снос угрожает зданию аэропорта «Звартноц» тех же авторов.

По всему пространству бывшего СССР идет массированное истребление советского архитектурного наследия. Луис Кан говорил: «Проектируя школу, я ищу душу школы, а не просто практическое воплощение школы». Я согласен с ним в том, что у зданий есть душа. Не у всех, конечно. Но те, которые духовны, кричат SOS!

Сегодня на фестивале «Золотое сечение» претендует на высшую московскую премию проект обновления здания ТАСС, ведущим автором которого является один из самых ярких мастеров советского модернизма, Народный архитектор СССР Виктор Егерев. Его сегодня нет с нами. Но проект делался при жизни автора втайне от него и другого здравствующего автора Геннадия Сирота. Это ли не образец арххамства? Реализацию проекта, решительно искажающего облик здания, необходимо остановить!

В феврале этого года исполнилось 40 лет с момента ввода в эксплуатацию этого сооружения. Оно бесспорно достойно того, чтобы получить статус памятника, охраняемого государством. Возникают законные вопросы. Почему проектирование и согласование велись без привлечения авторов? Если этот проект «модернизации» согласован, то кто его согласовал? Был ли он предметом рассмотрения архитектурного совета Москвы? А если нет, то имеет ли право главный архитектор города единолично решать такие вопросы? И почему документы на представление сооружения на соискание статуса памятника не были подготовлены специальной комиссией СА РФ к 40-летнему юбилею объекта? Почему его не было в списке кандидатов?

Арххамство нетерпимое явление в нашей профессиональной среде. Данный случай одна из его форм. Ему следует дать должный отпор.

мнение редакции может совпадать,
а может и не совпадать с позицией автора

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Юлия Тряскина
  • Сергей Труханов
  • Александр Скокан
  • Антон Яр-Скрябин
  • Рустам Керимов
  • Антон Бондаренко
  • Николай Миловидов
  • Константин Ходнев
  • Никита Токарев
  • Юлий Борисов
  • Карен Сапричян
  • Илья Уткин
  • Алексей Курков
  • Олег Карлсон
  • Андрей Гнездилов
  • Илья Машков
  • Валерия Преображенская
  • Владимир Плоткин
  • Александр Бровкин
  • Арсений Леонович
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Сенкевич
  • Юрий Сафронов
  • Дмитрий Ликин
  • Наталья Сидорова
  • Левон Айрапетов
  • Антон Ладыгин
  • Василий Крапивин
  • Андрей Асадов
  • Сергей Чобан
  • Владимир Биндеман
  • Дмитрий Селивохин
  • Евгений Герасимов
  • Павел Андреев
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Романов
  • Полина Воеводина
  • Екатерина Грень
  • Дмитрий Васильев
  • Даниил Лоренц
  • Станислав Белых
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Наталия Зайченко
  • Александр Асадов
  • Наталия Шилова
  • Екатерина Кузнецова
  • Александра Кузьмина
  • Владимир Ковалёв
  • Никита Бирюков
  • Антон Лукомский
  • Зураб Басария
  • Сергей Кузнецов
  • Игорь Шварцман
  • Всеволод Медведев
  • Роман Леонидов
  • Алексей Гинзбург
  • Олег Мединский
  • Марк Сафронов
  • Михаил Канунников
  • Олег Шапиро
  • Иван Кожин
  • Антон Барклянский
  • Антон Надточий
  • Никита Явейн
  • Александр Попов
  • Сергей Орешкин
  • Анатолий Столярчук
  • Вера Бутко
  • Тотан Кузембаев

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи