English version

Человек в большом городе

В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.

mainImg
Архитектор:
Григориос Гавалидис
Яна Неменко
Мастерская:
GAFA Architects http://ga-fa.ru/
Проект:
ЖК EVER
Россия, Москва, ул. Обручева, вл. 23

Авторский коллектив:
Григориос Гавалидис, Яна Неменко, Анна Суздалева, Мария Ашкова

2019 — 2020 / 2020

Девелопер: TEKTA Group
Заказчик: АО «Специализированный застройщик «ТЕКТА-ОБРУЧЕВА»

Смежники: ЗАО «ИНРЕКОН», ООО «ЮНИПРО», ООО «Центральный институт современного проектирования», ООО «ПАРК СИТИ», ООО «ТЕХ-М», ООО «АРДИС СТРОЙ», ООО «ИНСОЛЯЦИЯ» и т.д.
Масштабный ЖК EVER девелоперская компания TEKTA Group строит по проекту GAFA architects недалеко от пересечения Профсоюзной и улицы Обручева, на территории активно реновируемой сейчас промзоны. Пока здесь еще существуют автокомбинаты и гаражи в окружении советских исследовательских институтов, но само по себе место – очень перспективное: помимо того, что речь о юго-западе, самой привлекательной части Москвы по определению, здесь недалеко – школа 1514 из первых строчек рейтинга, два парка, Воронцовский и Юго-западный, в 5-7 минутах ходьбы метро Калужская. Неудивительно, что вокруг уже появилось и еще строится несколько новых крупных жилых комплексов, EVER – один из них.

Комплекс, вытянутый с юго-запада на северо-восток вдоль улицы Власова, состоит из шести корпусов-башен протяженной конфигурации, и высотой по 120 м каждый. Четыре дома выстроены по границе улицы,  еще два поставлены в глубине перпендикулярно им – композиция получается достаточно регулярной, основанной на двух Т-образных группах, но с поправками на изгиб улицы и сужение контуров участка к северу. В целом, по словам авторов, ее определила инсоляция, оптимальная конфигурация 3-уровневой подземной парковки и виды из окон. 
ЖК EVER
© GAFA

Строительство разделено на две очереди и соответственно разделены стилобаты: каждый несет по три дома, в разрыве между ними образуется своего рода «ущелье» – внутренняя улица, которая, когда ЖК будет полностью построен, должна стать полноценным городским пространством с кафе и магазинами. Над улицей планируется перебросить пешеходный мостик, который соединит дворы на кровлях стилобатов первой и второй очереди. Общественное городское пространство, таким образом, выстроено тоже Т-образно, с протяженной перемычкой вдоль Власова и «ножкой» между двумя группами домов. 
  • zooming
    ЖК EVER
    © GAFA
  • zooming
    Генплан. ЖК EVER
    © GAFA

Сейчас проработана и реализуется первая очередь: три дома на стилобате в южной части территории; начато проектирование второй. 

Поскольку комплекс – высокоплотный, 34 этажа на участке 2,7 га, авторы, по их собственным словам, уделили максимум внимания созданию комфортной для человека среды: визуального, тактильного, функционального разнообразия на уровне восприятия пешехода. Часть этого разнообразия – фронт кафе/магазинов и новая улица между двумя стилобатами.
  • zooming
    ЖК EVER
    © GAFA
  • zooming
    ЖК EVER
    © GAFA

Другая важная часть – двор на кровле стилобата. Он задуман, на контрасте – природным, даже с элементами естественной нерукотворности. 
  • zooming
    1 / 7
    ЖК EVER
    © GAFA
  • zooming
    2 / 7
    Генплан 1 очереди. ЖК EVER
    © GAFA
  • zooming
    3 / 7
    ЖК EVER. Проект благоустройства
    © GAFA
  • zooming
    4 / 7
    ЖК EVER. Проект благоустройства
    © GAFA
  • zooming
    5 / 7
    ЖК EVER. Проект благоустройства
    © GAFA
  • zooming
    6 / 7
    ЖК EVER. Проект благоустройства
    © GAFA
  • zooming
    7 / 7
    ЖК EVER. Проект благоустройства
    © GAFA

Двухэтажные «перемычки» городского фронта магазинов между жилыми корпусами окружают стилобат почти с трех сторон, их высота в фасадной части – 6 метров от уровня тротуара. Между тем средняя часть двора расположена ниже и он напоминает по форме «блюдце» с краями, приподнятыми на 2-3 метра от середины. Это означает, что, находясь внутри, человек будет ощущать себя окруженным попеременно домами и склонами, которые трактованы авторами проекта как парковые, совмещающие зелень и другие природные формы с амфитеатрами, позволяющими, с одной стороны, подняться и спуститься, а с другой стороны – посидеть на ступенях. Повышенные контуры, своего рода зеленые «валы», защитят двор отчасти от уличного шума, отчасти – от шума визуального: они работают на чувство безопасности и на сосредоточение эмоций внутри небольшого, но насыщенного приватного «парка». Так что город, который будет шуметь вокруг и даже буквально под стенами, дистанцирован от внутреннего «оазиса» двора объемно-пространственными методами. 
  • zooming
    1 / 4
    ЖК EVER. Проект благоустройства. Природный амфитеатр: сланцевая горка и пергола
    © GAFA
  • zooming
    2 / 4
    ЖК EVER. Проект благоустройства. Пергола
    © GAFA
  • zooming
    3 / 4
    ЖК EVER. Проект благоустройства. Природный амфитеатр
    © GAFA
  • zooming
    4 / 4
    ЖК EVER. Проект благоустройства. Природный амфитеатр
    © GAFA

Визуально изолировав двор, архитекторы сделали все возможное, чтобы трактовать его пространство как парковое: насытили деревьями, для которых предусмотрены кадки, и оформили элементами нерукотворного характера. Главную гордость авторов составляет сланцевая горка в восточной части: здесь должен возникнуть фрагмент «леса на горе», ландшафта не вполне московского, а возможно, судя по обилию цветов среди фрагментов камня, даже альпийского. Ее подъем оформлен изогнутыми линиями, а рядом расположена детская площадка, откуда дети смогут забегать на горку и выше, и, также по соседству, пергола обтекаемых форм со смотровой площадкой на кровле – самый крупный «аттракцион» двора, она так же, как и склоны по краям, позволяет играть с уровнями восприятия пространства. Пергола выстрится обходом вокруг деревьев, а из центра, вероятно, будет спускаться катальная горка: если все это будет реализовано, она должна стать аттрактором и для детей, и для взрослых. 
  • zooming
    1 / 4
    ЖК EVER
    © GAFA
  • zooming
    2 / 4
    ЖК EVER. Проект благоустройства
    © GAFA
  • zooming
    3 / 4
    ЖК EVER. Проект благоустройства
    © GAFA
  • zooming
    4 / 4
    ЖК EVER. Проект благоустройства, природная игровая площадка, разрез
    © GAFA

Большая часть двора связана детским игровым маршрутом. 
  • zooming
    1 / 3
    ЖК EVER. Дзен-сад
    © GAFA
  • zooming
    2 / 3
    ЖК EVER. Дзен-сад
    © GAFA
  • zooming
    3 / 3
    ЖК EVER. Дзен-сад
    © GAFA

Но двор также и зонирован, разделен на активные и тихие части. Так, над улицей Власова появился дзен-сад с перголой для медитаций, а на кровле рампы въезда в парковку – «секретный сад». Оба они отделены всходами-амфитеатрами, так что если по северо-восточной горке будут бегать дети, то здесь смогут отдохнуть взрослые. В то же время всё: перголы, разные типы мощения, лужайки, горки и даже дорожки для въезда спецтранспорта – трактовано как связное многофункциональное пространство с акцентом на естественных формах и материалах и максимуме возможной зелени: «человеку надо где-то отдохнуть и выключиться из урбанистического ритма, поэтому мы вложили много сил в то, чтобы сделать двор подобным фрагменту природы», – подчеркивают авторы проекта. 
  • zooming
    ЖК EVER
    © GAFA
  • zooming
    ЖК EVER
    © GAFA

Архитектура жилых корпусов также построена на принципе цветового и фактурного разнообразия. Их объемы почти одинаковы, но решение фасадов в каждом из трех корпусов каждой очереди, – напротив, подчеркнуто разные. Различаются цвета: терракотово-кирпичный, палевый бежевый, белый и черный; всё в рамках естественных оттенков. Различается и сетка, окна то объединены по два-четыре по вертикали, то прорисованы по отдельности. Фасады одного из трех корпусов каждой очереди строительства решены как «колышущаяся» объемная сетка с выступающими и западающими точками – на углах они образуют зигзаг. В первой части такой дом будет светлым, почти белым, во второй – черным. Планируется, что фасады этих двух башен будут модульными.
  • zooming
    ЖК EVER
    © GAFA
  • zooming
    ЖК EVER
    © GAFA

Кроме того фасады разделены на части исходя из требований визуального восприятия. При взгляде «с земли» – до шестого этажа включительно – используется полнотелый кирпич с различными типами кладки: разнотоновой, фактурной, рельефной. Это отвечает «правилу шести этажей», работая с высотой, комфортной для восприятия пешехода. Сейчас авторы заняты подбором кирпича, изготовлением мокапов для точного подбора подходящего материала и рисунка. Выше шестого этажа планируются, помимо модульных элементов, окрашенные панели и клинкерная плитка. 

Еще больше внимания фактурам уделено в первых этажах, галереях и входных зонах: здесь появляются особенные виды кирпича, к примеру – плинфообразный, удлиненного формата, и глазурованные поверхности, причем каждому корпусу приписан собственный цвет: сине-зеленый, бежево-серый и красный, все с майоликовыми переливами и разными типами кладки, горизонтальной, вертикальной и «елочкой» соответственно.

Более того, потолки уличных галерей планируется украсить керамогранитом с имитацией спилов различных минералов – таким образом авторы не только добавляют эффектное украшение, но и отдают дань уважения геологу Владимиру Обручеву, в честь которого названа соседняя улица. 
  • zooming
    ЖК EVER
    © GAFA
  • zooming
    ЖК EVER
    © GAFA

cic =

Яна Неменко, главный архитектор проекта, GAFA Architects

Мы много работали с детализацией нижней зоны фасадов и сейчас продолжаем работать с поставщиками – нам дороги все эти решения: варианты кладок, расцветок, нам очень бы хотелось все это сохранить и довести до воплощения, создав насыщенную визуальную среду для людей, которые будут здесь ходить. Везде, куда падает взгляд, у нас должно быть что-то привлекательное, красивое, интересное. Люди ведь не птицы, они не летают, они ходят пешком, и на наш взгляд очень важно, чтобы то, что человек видит с уровня земли, было в должной степени прорисовано, проработано и воплощено. Часть предложенных нами кирпичных кладок будет реализована поставщиками впервые. Очень хотелось бы, чтобы все это осуществилось.
 
Мы болеем душой и за проект благоустройства, там также сделана большая работа и хотелось бы, чтобы предложенная идея «первозданной» среды воплотились в жизнь: она позволит человеку, постоянно живущему в контексте плотной застройки большого города, на некоторое время переключиться и, условно говоря, почувствовать себя «дикарем на скалистом берегу».

Квартирография комплекса разнообразна: в башнях больше 30 типов планировок, их «подгонка» потребовала кропотливой работы. Окна нижних этажей, до шестого включительно, решены как французские балконы, высота стекла здесь 2,4 метра, две створки открываются как двери. Часть квартир в среднем и верхнем ярусах получила открытые лоджии глубиной 2 метра, на них ведут двери «в пол», иногда в пентхаусах таких дверей две или, если лоджия приходится на угол, – три. Пентхаусы с повышенными потолками занимают несколько этажей, от 2 до 4, в верхней части каждой башни.
  • zooming
    ЖК EVER. План 1 этажа
    © GAFA
  • zooming
    ЖК EVER. Разрез
    © GAFA

Для кондиционеров предусмотрены ниши в вертикальных нишах, прочерчивающих фасады сверху донизу. Кроме того, часть инженерных коммуникаций авторы вывели из квартир, сгруппировав в районе лифтовых шахт, что позволило существенно сэкономить на площади и дать будущим дизайнерам интерьеров максимум свободы в обращении с пространством. 

Таким образом крупный жилой комплекс продуман его авторами до многих мелочей с особым акцентом на сценарии его жизни и особенности восприятия разных частей: верхние этажи получили получили сравнительно крупный рисунок, нижние – детальную фактурную проработку, улицы, трактованные как городские, должны обзавестись магазинами и кафе, вероятно, в будущем со столиками уличных террас, а двор – стать огражденным от города пространством, атмосфера которого стремится к естественной. Заметим от себя, что шансов стать  «настоящими дикими джунглями» у двора на стилобате немного: Москва не Сингапур, и участок сравнительно невелик. Но здесь задумано многое для чередования и концентрации впечатлений, ракурсов и маршрутов, призванных компенсировать остро-убранизированное окружение.
Архитектор:
Григориос Гавалидис
Яна Неменко
Мастерская:
GAFA Architects http://ga-fa.ru/
Проект:
ЖК EVER
Россия, Москва, ул. Обручева, вл. 23

Авторский коллектив:
Григориос Гавалидис, Яна Неменко, Анна Суздалева, Мария Ашкова

2019 — 2020 / 2020

Девелопер: TEKTA Group
Заказчик: АО «Специализированный застройщик «ТЕКТА-ОБРУЧЕВА»

Смежники: ЗАО «ИНРЕКОН», ООО «ЮНИПРО», ООО «Центральный институт современного проектирования», ООО «ПАРК СИТИ», ООО «ТЕХ-М», ООО «АРДИС СТРОЙ», ООО «ИНСОЛЯЦИЯ» и т.д.

08 Апреля 2021

GAFA Architects: другие проекты
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Опыт, чувства и баланс
Бюро GAFA подготовило проект благоустройства «Дом Дау» – нового полностью жилого небоскреба в Москва-Сити. Вызовом стала компактная площадь дворов и «портрет» будущего жильца: архитекторы предлагают ему практику созерцания и замедления, обращаясь как к традиционным ландшафтным средствам, так и новым, способным удивить. Например, кинетическим скульптурам.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
Республика детей
Проектируя школу в Картмазово, бюро GAFA исходило из детского восприятия городской среды: башни жилого комплекса, к которому относится учебное заведение, превращаются в «донжоны» и «колокольни», а само здание школы – в средневековый отчасти «вернакулярный» квартал у подножия крепостных стен.  
Жизнь в лесу
Комплекс апартаментов в Рощино от бюро GAFA по своему устройству напоминает глэмпинг: жильцы наслаждаются нетронутой природой карельского перешейка, при этом располагают городскими удобствами и возможностями для общественной жизни.
Приют цифрового кочевника
Апарт-гостиница, спроектированная бюро GAFA для центрального округа Москвы, предлагает гостям проживать привычную рутину через новый пространственный опыт, а также претендует на статус художественной доминанты.
Новая устойчивость
Экспозиция молодых архитекторов NEXT стала одним из самых ярких и эмоционально насыщенных событий прошедшей Арх Москвы. Предлагаем виртуально познакомиться со всеми 13 объектами.
NEXT на АРХ Москве: пять причин увидеть
Спецпроект АРХ Москвы в этом году курирует бюро GAFA, которое стремилось показать, как может выглядеть современная архитектурная выставка и продемонстрировать потенциал нового поколения. Участники воодушевились настолько, что брали кредиты на макеты, не спали ночами, изучали мицелий. Подпитать завязавшуюся дружбу и сотрудничество – одна из задач, которую видят кураторы.
Архипелаг впечатлений
Для благоустройства жилого комплекса «Level Южнопортовая» бюро GAFA использует рецепт Зарядья: чтобы преодолеть высоту и плотность башен архитекторы привносят во двор реку и парящий мост, а также различные климатические зоны, оставляя место для разнообразных вариантов проведения досуга.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Эстетизация двора
Благоустраивая двор жилого комплекса премиум-класса, бюро GAFA позаботилось не только о соответствующем высокому статусу образе, но и о простых человеческих радостях, а также виртуозно преодолело нормативные ограничения.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Что будет с жильем?
Не исключено, что результатом конкурса «Дом будущего сегодня», проведенного на Арх Москве куратором Григориосом Гавалидисом из GAFA, станет появление в Москве новых прогрессивных форм жилья – коливингов. Публикуем презентации победителей.
Похожие статьи
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.