Двенадцать формул

Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.

mainImg
0 Преподаватели и студенты Международного колледжа искусств и коммуникаций и Института гуманитарного образования и информационных технологий представят в открытых мастерских Баухауза свой проект под названием «n+1: формула обитания».

«n+1» складывается из 12 мини-исследований общественных пространств разного масштаба, от гостиной до Зарядья. Студенты применяли в своей работе методы спекулятивного дизайна, а результаты оформили в виде арт-объектов. Такой подход, по мнению руководителей проекта, слово которым ниже, помогает сконцентрироваться на эмоциональных и чувственных переживаниях.
zooming
Елизавета Землянова и Анастасия Петрова

Елизавета Землянова
художник, декан факультетов дизайна и фотографии ИГУМО, куратор Международного фестиваля
современного искусства DOCA:


Предложенная кураторами Баухауз тема, «Среда обитания», лежит в поле наших творческих интересов. В работе над проектом самым интересным было находить точки соприкосновения между архитектурой, искусством и педагогикой. Я бы очень хотела, чтобы проект «n+1» стал началом дискуссии и изменил отношение к общественным пространствам. 

Анастасия Петрова
архитектор, декан колледжа архитектуры МКИК, руководитель Архитектурного бюро «TZAM Architects»:

Несмотря на предстоящую выставку в Дессау, этот большой проект для нас только начинается. Когда мы приступили к работе, оказалось, что тема неисчерпаема: настолько актуальны сегодня проблемы общественных пространств. Самым интересным мне кажется выбранный нами метод: мы говорим об архитектуре на языке современного искусства. Это сделано для того, чтобы обратить внимание на эмоциональную составляющую общественных пространств и их чувственное восприятие людьми. Я называю наш проект сенсорной урбанистикой.
 
***

Проект будет выставляться в Баухаузе с 24 февраля по 1 марта, для него создан подробный сайт. Мы предлагаем ознакомиться с результатами дистанционно.

n+1: будущее
Арсен Алоян, колледж дизайна МКИК 

Авторы этой части исследования попробовали представить полное отсутствие общественных пространств. Получилось нечто, похожее на кубик Рубика: каждый человек находится в своей ячейке, ячейки плотно примыкают друг другу, но чтобы двигаться, другой должен освободить место для твоего шага. Наглядно модель иллюстрируют автомобильные пробки. Если данная гипотеза реализуется, и общественные пространства разного масштаба исчезнут, каждый из нас окажется запертым в своей индивидуальной ячейке.

Проект будет представлен в виде модели кубика Рубика, отлитой по частям из прозрачного силикона.
n+1: будущее
© Арсен Алоян, колледж дизайна МКИК 

n+1: связи/коммуникации
Арсен Алоян, Мария Савостьянова, колледж дизайна МКИК

Авторы проанализировали количество общих пространств в традиционном жилье – русской северной избе и в современной квартире.

Выяснилось, что почти все пространство избы было общим, члены семьи были вынуждены находиться вместе. В современных же квартирах становится все больше личного пространства и все меньше – общего. Между тем доказано: чем чаще люди друг друга видят, тем меньше семейных проблем. Тревожность, депрессия, алкоголизм, наркомания и сексуальная распущенность подростков имеют прямую зависимость от времени вовлеченного общения с родителями.
n+1: связи/коммуникации
© Арсен Алоян, Мария Савостьянова, колледж дизайна МКИК

n+1: точка притяжения
Эдгар Мартиросян, факультет дизайна ИГУМО, Елена Платонова, факультет фотографии ИГУМО

Каждое общественное пространство должно иметь точку притяжения, а иначе оно маргинализируется. В древности местом сбора был алтарь предков, потом его заменили очаг, общий стол и т.д. Изучив формы древних алтарей, авторы создали «алтарь повседневности», представляющий собой цилиндрическую чашу со скатертью из силикона. Получился смыслоемкий образ, в котором угадывается много культурных архетипов.

Студенты выставляли алтарь в различных общественных местах и фиксировали реакцию людей: чье-то внимание алтарь привлек, но в основном люди шли дальше по своим делам. Это навело на мысль о том, что предсказание Вальтера Гропиуса о наступлении эпохи кочующего индивида сбылось: современный горожанин все время куда-то спешит, большую часть времени проводя в перемещениях.

Исследование поставило вопрос: нужны ли современному человеку общественные пространства или ему достаточно безопасных и эстетически оформленных «перегонов» из точки А в точку В?
n+1: точка притяжения
© Елена Платонова, факультет фотографии ИГУМО

n+1: вытеснение/выдавливание
Ксения Толстобокова, студентка колледжа дизайна МКИК

Изучив социальное жилье советского и настоящего времени, авторы пришли к выводу, что общая комната из места, которое объединяет членов семьи, превратилась в хозяйскую спальню или индивидуальное пространство. Главный атрибут такой спальне-гостиной – раскладной диван. А общественным пространством теперь считается стол на тесной кухне. Способствует ли такая ситуация единению людей?

Эту часть проекта представит силиконовая форма, сквозь которую будет демонстрировать сцену из фильма «Москва слезам не верит» с тем самым диваном.
Отрывок из кинофильма «Москва слезам не верит»

n+1: физиологическое состояние
Виктория Рубаева, колледж дизайна МКИК; Елена Платонова, факультет фотографии ИГУМО

Изучая шумы городских пространств, авторы выяснили, что навязчивые/избыточные/неприятные звуки заставляют людей быстрее двигаться, чтобы избежать воздействие раздражителя, что часто приводит к миграции из одного некомфортного места в другое.

Исследование будет представлено силиконовыми формами, источающими звуки московских общественных пространств, а на сайте проекта можно посмотреть перевернутые видео, которые помогают сконцентрировать не на изображении, а на шуме, который часто не замечаешь.
zooming
n+1: физиологическое состояние
© Елена Платонова, факультет фотографии ИГУМО

n+1: причастность/группа/индивид
Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМО

Человек, пришедший в общественное место, должен иметь возможность присоединиться к другим людям, ощутить причастность к происходящему. Визуализируя эти размышления, авторы вспомнили об игре с закладыванием тайников, объединяющей людей по всему миру. Согласно правилам, участник, обнаруживший тайник, может взять его содержимое себе, но должен оставить и что-то свое для следующих участников.

Предметы, найденные в парках и на улицах Москвы, залитые в силиконовые кубики, будут спрятаны в различных местах школы Баухауз. А предметы, найденные там, приедут в Москву. Так состоится символический обмен частичками общественных пространств Дессау и Москвы.
  • zooming
    1 / 6
    n 1: причастность/группа/индивид
    © Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМО
  • zooming
    2 / 6
    n 1: причастность/группа/индивид
    © Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМО
  • zooming
    3 / 6
    n 1: причастность/группа/индивид
    © Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМО
  • zooming
    4 / 6
    n 1: причастность/группа/индивид
    © Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМО
  • zooming
    5 / 6
    n 1: причастность/группа/индивид
    © Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМО
  • zooming
    6 / 6
    n 1: причастность/группа/индивид
    © Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМО

n+1: время
Елена Платонова, факультет фотографии ИГУМО; Екатерина Тетекина, колледж дизайна МКИК

Сколько времени мы проводим в общественном пространстве прежде, чем покинуть его? Гостиная в квартире, двор многоэтажки, квартальный сквер, городской парк или площадь сегодня – это место времяпрепровождения или транзита людей? Какие ментальные следы оставляют люди в общественном пространстве? Авторы наблюдали за посетителями парка «Зарядье» и пытались установить, сколько те проводят времени в определенных его частях.
zooming
n+1: время
© Елена Платонова, факультет фотографии ИГУМО; Екатерина Тетекина, колледж дизайна МКИК

n+1: туризм/транзит
Дарья Приступа, колледж дизайна МКИК

На этот раз в «Зарядье» анализировали поведение приезжих. Толпы кочующих туристов, палатки с китайскими сувенирами и фастфудом – то ли это, чего ждут от городских парков местные жители? В Баухаузе исследование будет представлено инсталляцией из сотни символических объектов – отлитых из силикона сувенирных брелков и стаканчиков от кофе.
zooming
n+1: туризм/транзит
© Дарья Приступа, колледж дизайна МКИК

n+1: отсутствие общественного пространства/коммерция
Варвара Белоусова, Хельга Вазим, архитектурный колледж МКИК

Современный парк или площадь трудно представить без коммерции. Но что доминирует: общественное или извлечение выгоды? Авторы считают, что произошла подмена понятий: на примере реконструкции советских кинотеатров в Москве стало ясно, что термин «досуговый центр» используется для рекламы строящихся центров торговых. При этом городские «моллы» поглощают настоящие общественные пространства города – площади и скверы. Примером служит строительство ТЦ на месте бывшего кинотеатра «София».

В школе Баухауз исследование будет представленно в виде силиконовой инсталляции со светящимся табло «открыто/закрыто».
n+1: отсутствие общественного пространства/коммерция
© Варвара Белоусова, Хельга Вазим, архитектурный колледж МКИК

n+1: движение масс/утопия
Софья Киселева, колледж дизайна МКИК; Варвара Белоусова, Хельга Вазим, архитектурный колледж МКИК

Исследование посвящено влиянию идеологии на общественные пространства и вкладу политиков в решение проблемы социального жилья. Участвуя в различных шествиях, авторы заметили, что городские пространства становятся политически «заряженными», а люди подобно частицам под действием электрического тока, притягиваются к различным «полям» города.

На выставке будет представлена инсталляция из бюстов руководителей государства (Ленин, Хрущев, Путин), форма будет отсылать к решениям касательно вопроса расселения людей: уплотнение квартир при Ленине, типовое массовое строительство при Хрущеве, реновация жилого фонда при Путине.
n+1: движение масс/утопия
© Варвара Белоусова, Хельга Вазим, архитектурный колледж МКИК

n+1: совместное пользование
Дарья Шчепанович, колледж дизайна МКИК

Дарья исследовала поведение студентов в столовой МКИК и столовой Баухауза. Итогом стали два видео, которые будут продемонстрированы на выставке.
n+1: совместное пользование
© Дарья Шчепанович, колледж дизайна МКИК

«n+1: соотношение/масштабы»
Мария Савостьянова, колледж дизайна МКИК

Авторы посчитали площади дворовой территории между двумя «хрущевками» в Северном Измайлове, подлежащих «реновации». Затем посчитали площадь двора 30-этажных домов, построенных по той же программе реновации жилого фонда в соседнем квартале. Получилось, что площадь общественного пространства на одну квартиру сократилась более, чем в три раза.

Исследование будет представлено в виде силиконовой инсталляции: образа городской земли, приходящейся на каждого жителя.
n+1: соотношение/масштабы
© Мария Савостьянова, колледж дизайна МКИК

25 Февраля 2020

Похожие статьи
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
СПбГАСУ 2023: Санкт-Петербург
В очередной подборке дипломных работ выпускников СПбГАСУ – варианты преобразования бывших промышленных территорий Санкт-Петербурга. Проекты получили высокую оценку комиссии, а также награды на всероссийском конкурсе дипломных работ по архитектуре и дизайну.
СПбГАСУ 2023: Милан
Пять дипломных работ, подготовленных студентами СПбГАСУ в рамках сотрудничества с Миланским политехническим университетом (POLIMI). Все они посвящены проектам развития территории Ortomercato в Милане и отмечены профессорско-преподавательским коллективом POLIMI.
СПбГАСУ 2023: Арктика
Представляем пять «арктических» выпускных работ студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Все они посвящены развитию Салехарда, предлагают городу новые доминанты и стремятся учитывать требования к проектированию в условиях Крайнего Севера.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: бакалавры
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров, подготовленные в мастерских Никиты Явейна, Вячеслава Ухова, Евгения Жука и Николая Смелкова: 250-метровая башня, библиотека, конный клуб с мотелем и проект реставрации тихвинского Введенского Девичьего монастыря.
От «Правды» до Хабаровска
В этом году среди работ практикантов Института Генплана – идея для активации московского комбината «Правда» с постройками Ильи Голосова, благоустройство рабочего поселка на БАМе, от которого до ближайшего города – 12 часов езды на машине, и три версии превращения заброшенного пионерлагеря в образовательный хаб, подобный «Сириусу». Два участка из трех имеют заинтересованного заказчика, так что вероятно, что студенческие исследования не пропадут зря.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: мастерская...
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева: три варианта музейного комплекса на территории серого пояса, гидропарк в Приморском районе, а также мотель при конном клубе в Ольгино.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
СПбГАСУ 2023: бакалавры «Ландшафтной архитектуры»
Преподаватели нового направления СПбГАСУ выбрали и прокомментрировали лучшие работы третьего выпуска. Они посвящены ландшафтной ревитализации двух территорий: парка Ваккосалми в Сортавале и карьера в поселке Металлострой.
Магистры МАРХИ-2023
Выпускники кафедры «Архитектура жилых зданий» группы Владимира Юдинцева и Елены Ганушкиной решали в своих работах наболевшие проблемы Москвы: упорядочивали большие бесструктурные кварталы, активизировали межмагистральные территории и исследовали разнообразие исторической городской среды.
Форты, птицы и залив
Остров Котлин известен прежде всего тем, что на нем располагается город Кронштадт. Дипломная работа Анастасии Мишиной, выпускницы кафедры Дизайна архитектурной среды СПбГАСУ 2022 года, посвящена формированию туристической среды не менее интересной западной части Котлина: с фортами «Риф» и «Шанец», местами гнездования птиц и одними из лучших видов на Финский залив.
Калуга-Сити
Калуга в очередной раз стала площадкой для отработки идей молодых архитекторов. Под руководством Михаила Корси и при содействии главного архитектора города Алексея Комова бакалавры Государственного университета по землеустройству подготовили проект нового делового центра. В нем есть коливинги, фуникулеры, теплицы на крышах и множество отсылок к старой Калуге.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Древолюция на древозаводе
Практикум 2022 года осваивал часть территории завода «Проект Обло», на которой 19 лет назад прошла самая первая Древолюция. Получилось 5 объектов, два – скорее урбанистических, осмысляющих всю территорию практически как античный город, но, в то же время, не без касательства к философии экзистенциализма. Получилось любопытно, жюри обсуждало проекты целый день. Рассказываем обо всех.
СПбГАСУ-2022: магистры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
СПбГАСУ-2022: бакалавры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Технологии и материалы
Решения РОКВУЛ для теплоизоляции дата-центров
Активное развитие ИТ-инфраструктуры привело к 10-процентному росту спроса на теплоизоляцию помещений с серверным оборудованием. Эксперты РОКВУЛ рассказали, как с этим связаны технические особенности центров обработки данных.
Больше стекла: окна РЕХАУ в загородных домах
Оконная и дверная индустрия кажется консервативной в плане дизайна, но на самом деле изменения, которые произошли с ней в последние годы, значительны. Анализируем тренды на проектах выставки Open Village, индикатора всего самого популярного в мире частного домостроения.
Карусель для авиаторов
Для обновленного Парка Авиаторов в Петербурге компания «Новые горизонты» спроектировала и построила игровой комплекс «Карусель». Яркий объект с двумя ярусами маркирует главную событийную площадь парка, а детям предлагает разнообразные сценарии игры на разной высоте.
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Сейчас на главной
Северное сияние
Новый музей архитекторов Гикало и Купцова ненавязчиво, но уверенно освежает городской пейзаж Петропавловска-Камчатского. Ночью переливается волнообразным цветом, что символизирует воду. Точки на фасадах абстрагируют тему рыб и кораблей, которые рыб ловят. Современный медийный музей, причем авторы сделали все, он фасадов до мерча; что тоже очень современно. А на самом деле музей – результат реконструкции модернистского ресторана-стекляшки, который 50 назад здесь тоже оживлял контекст. Хочется сказать, что наши современники подхватили эстафету, от модернизма к неомодернизму.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Пресса: У Нижнего Новгорода свое архитектурное лицо, — Марина...
Ни одно важное преобразование, связанное с проектированием и строительством жилья, вопросами землепользования и застройки, комплексным развитием территорий (КРТ), не обходится в Нижегородской области без участия министерства градостроительной деятельности и развития агломераций. Пул задач, стоящих перед специалистами Минграда, огромен, а результаты их работы значимы для каждого нижегородца
Подкожный свет
Торговый комплекс Star Spark 1926, спроектированный бюро gmp для центра Гуанчжоу, получил дробную шестичастную структуру и будто проницаемые фасады.
Нейтрально-выразительный
Авторы интерьера магазина Post Post Scriptum воспользовались исходной предчистовой отделкой помещения, чтобы отразить концепцию бренда и найти нетривиальный подход к «фоновым» стенам, которые оттеняют яркие и сложно сконструированные предметы одежды.
Тихое обаяние роскоши
В Москве интенсивно развивается не только высотное строительство, но и типология клубных домов: в каждом новые сюжеты и решения. Вот и «Обыденский № 1», спроектированный Blank Architects в продолжение традиций остоженской «Золотой мили» – как сумма исторической и современной контекстуально-клубной архитектуры, предлагает сплав разных видов жилья, способов общения с городом и типов декора. Между тем его главная ценность – пастораль тишины и камерность в контексте новой версии «московского дворика».
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
Урбанистический катализатор
Модернистское офисное здание в 1960-е изменило характер амстердамской промзоны, а теперь превратилось в корпус студенческого жилья и вновь оживило свой район. Авторы реконструкции – Studioninedots.
Космос в матрешке
Школа креативных индустрий в Воронеже заняла необычное здание в форме матрешки. Авторы интерьерной концепции постарались сделать пространство функциональным, а также добавили связь с историей города: первый общественный этаж украшает мозаика и горельеф на космическую тему, которые в том или ином виде удалось спасти из снесенного ДК 50-летия Октября.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
Пресса: Место под солнцем: как архитекторы «Студии 44» находят...
Архитекторы из «Студии 44» Антон Яр-Скрябин, Евгений Новосадюк, Иван Кожин и Илья Сабанцев рассказали о новом поколении архитекторов, о проектах, которые уже сейчас формируют облик современных российских (и не только) городов, а также о том, как молодому архитектору найти свое место под солнцем.
Опыт, чувства и баланс
Бюро GAFA подготовило проект благоустройства «Дом Дау» – нового полностью жилого небоскреба в Москва-Сити. Вызовом стала компактная площадь дворов и «портрет» будущего жильца: архитекторы предлагают ему практику созерцания и замедления, обращаясь как к традиционным ландшафтным средствам, так и новым, способным удивить. Например, кинетическим скульптурам.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.