Двенадцать формул

Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.

mainImg
Преподаватели и студенты Международного колледжа искусств и коммуникаций и Института гуманитарного образования и информационных технологий представят в открытых мастерских Баухауза свой проект под названием «n+1: формула обитания».

«n+1» складывается из 12 мини-исследований общественных пространств разного масштаба, от гостиной до Зарядья. Студенты применяли в своей работе методы спекулятивного дизайна, а результаты оформили в виде арт-объектов. Такой подход, по мнению руководителей проекта, слово которым ниже, помогает сконцентрироваться на эмоциональных и чувственных переживаниях.
zooming
Елизавета Землянова и Анастасия Петрова

Елизавета Землянова
художник, декан факультетов дизайна и фотографии ИГУМО, куратор Международного фестиваля
современного искусства DOCA:


Предложенная кураторами Баухауз тема, «Среда обитания», лежит в поле наших творческих интересов. В работе над проектом самым интересным было находить точки соприкосновения между архитектурой, искусством и педагогикой. Я бы очень хотела, чтобы проект «n+1» стал началом дискуссии и изменил отношение к общественным пространствам. 

Анастасия Петрова
архитектор, декан колледжа архитектуры МКИК, руководитель Архитектурного бюро «TZAM Architects»:

Несмотря на предстоящую выставку в Дессау, этот большой проект для нас только начинается. Когда мы приступили к работе, оказалось, что тема неисчерпаема: настолько актуальны сегодня проблемы общественных пространств. Самым интересным мне кажется выбранный нами метод: мы говорим об архитектуре на языке современного искусства. Это сделано для того, чтобы обратить внимание на эмоциональную составляющую общественных пространств и их чувственное восприятие людьми. Я называю наш проект сенсорной урбанистикой.
 
***

Проект будет выставляться в Баухаузе с 24 февраля по 1 марта, для него создан подробный сайт. Мы предлагаем ознакомиться с результатами дистанционно.

n+1: будущее
Арсен Алоян, колледж дизайна МКИК 

Авторы этой части исследования попробовали представить полное отсутствие общественных пространств. Получилось нечто, похожее на кубик Рубика: каждый человек находится в своей ячейке, ячейки плотно примыкают друг другу, но чтобы двигаться, другой должен освободить место для твоего шага. Наглядно модель иллюстрируют автомобильные пробки. Если данная гипотеза реализуется, и общественные пространства разного масштаба исчезнут, каждый из нас окажется запертым в своей индивидуальной ячейке.

Проект будет представлен в виде модели кубика Рубика, отлитой по частям из прозрачного силикона.
n+1: будущее
© Арсен Алоян, колледж дизайна МКИК 

n+1: связи/коммуникации
Арсен Алоян, Мария Савостьянова, колледж дизайна МКИК

Авторы проанализировали количество общих пространств в традиционном жилье – русской северной избе и в современной квартире.

Выяснилось, что почти все пространство избы было общим, члены семьи были вынуждены находиться вместе. В современных же квартирах становится все больше личного пространства и все меньше – общего. Между тем доказано: чем чаще люди друг друга видят, тем меньше семейных проблем. Тревожность, депрессия, алкоголизм, наркомания и сексуальная распущенность подростков имеют прямую зависимость от времени вовлеченного общения с родителями.
n+1: связи/коммуникации
© Арсен Алоян, Мария Савостьянова, колледж дизайна МКИК

n+1: точка притяжения
Эдгар Мартиросян, факультет дизайна ИГУМО, Елена Платонова, факультет фотографии ИГУМО

Каждое общественное пространство должно иметь точку притяжения, а иначе оно маргинализируется. В древности местом сбора был алтарь предков, потом его заменили очаг, общий стол и т.д. Изучив формы древних алтарей, авторы создали «алтарь повседневности», представляющий собой цилиндрическую чашу со скатертью из силикона. Получился смыслоемкий образ, в котором угадывается много культурных архетипов.

Студенты выставляли алтарь в различных общественных местах и фиксировали реакцию людей: чье-то внимание алтарь привлек, но в основном люди шли дальше по своим делам. Это навело на мысль о том, что предсказание Вальтера Гропиуса о наступлении эпохи кочующего индивида сбылось: современный горожанин все время куда-то спешит, большую часть времени проводя в перемещениях.

Исследование поставило вопрос: нужны ли современному человеку общественные пространства или ему достаточно безопасных и эстетически оформленных «перегонов» из точки А в точку В?
n+1: точка притяжения
© Елена Платонова, факультет фотографии ИГУМО

n+1: вытеснение/выдавливание
Ксения Толстобокова, студентка колледжа дизайна МКИК

Изучив социальное жилье советского и настоящего времени, авторы пришли к выводу, что общая комната из места, которое объединяет членов семьи, превратилась в хозяйскую спальню или индивидуальное пространство. Главный атрибут такой спальне-гостиной – раскладной диван. А общественным пространством теперь считается стол на тесной кухне. Способствует ли такая ситуация единению людей?

Эту часть проекта представит силиконовая форма, сквозь которую будет демонстрировать сцену из фильма «Москва слезам не верит» с тем самым диваном.
Отрывок из кинофильма «Москва слезам не верит»

n+1: физиологическое состояние
Виктория Рубаева, колледж дизайна МКИК; Елена Платонова, факультет фотографии ИГУМО

Изучая шумы городских пространств, авторы выяснили, что навязчивые/избыточные/неприятные звуки заставляют людей быстрее двигаться, чтобы избежать воздействие раздражителя, что часто приводит к миграции из одного некомфортного места в другое.

Исследование будет представлено силиконовыми формами, источающими звуки московских общественных пространств, а на сайте проекта можно посмотреть перевернутые видео, которые помогают сконцентрировать не на изображении, а на шуме, который часто не замечаешь.
zooming
n+1: физиологическое состояние
© Елена Платонова, факультет фотографии ИГУМО

n+1: причастность/группа/индивид
Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМО

Человек, пришедший в общественное место, должен иметь возможность присоединиться к другим людям, ощутить причастность к происходящему. Визуализируя эти размышления, авторы вспомнили об игре с закладыванием тайников, объединяющей людей по всему миру. Согласно правилам, участник, обнаруживший тайник, может взять его содержимое себе, но должен оставить и что-то свое для следующих участников.

Предметы, найденные в парках и на улицах Москвы, залитые в силиконовые кубики, будут спрятаны в различных местах школы Баухауз. А предметы, найденные там, приедут в Москву. Так состоится символический обмен частичками общественных пространств Дессау и Москвы.
  • zooming
    1 / 6
    n 1: причастность/группа/индивид
    © Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМО
  • zooming
    2 / 6
    n 1: причастность/группа/индивид
    © Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМО
  • zooming
    3 / 6
    n 1: причастность/группа/индивид
    © Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМО
  • zooming
    4 / 6
    n 1: причастность/группа/индивид
    © Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМО
  • zooming
    5 / 6
    n 1: причастность/группа/индивид
    © Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМО
  • zooming
    6 / 6
    n 1: причастность/группа/индивид
    © Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМО

n+1: время
Елена Платонова, факультет фотографии ИГУМО; Екатерина Тетекина, колледж дизайна МКИК

Сколько времени мы проводим в общественном пространстве прежде, чем покинуть его? Гостиная в квартире, двор многоэтажки, квартальный сквер, городской парк или площадь сегодня – это место времяпрепровождения или транзита людей? Какие ментальные следы оставляют люди в общественном пространстве? Авторы наблюдали за посетителями парка «Зарядье» и пытались установить, сколько те проводят времени в определенных его частях.
zooming
n+1: время
© Елена Платонова, факультет фотографии ИГУМО; Екатерина Тетекина, колледж дизайна МКИК

n+1: туризм/транзит
Дарья Приступа, колледж дизайна МКИК

На этот раз в «Зарядье» анализировали поведение приезжих. Толпы кочующих туристов, палатки с китайскими сувенирами и фастфудом – то ли это, чего ждут от городских парков местные жители? В Баухаузе исследование будет представлено инсталляцией из сотни символических объектов – отлитых из силикона сувенирных брелков и стаканчиков от кофе.
zooming
n+1: туризм/транзит
© Дарья Приступа, колледж дизайна МКИК

n+1: отсутствие общественного пространства/коммерция
Варвара Белоусова, Хельга Вазим, архитектурный колледж МКИК

Современный парк или площадь трудно представить без коммерции. Но что доминирует: общественное или извлечение выгоды? Авторы считают, что произошла подмена понятий: на примере реконструкции советских кинотеатров в Москве стало ясно, что термин «досуговый центр» используется для рекламы строящихся центров торговых. При этом городские «моллы» поглощают настоящие общественные пространства города – площади и скверы. Примером служит строительство ТЦ на месте бывшего кинотеатра «София».

В школе Баухауз исследование будет представленно в виде силиконовой инсталляции со светящимся табло «открыто/закрыто».
n+1: отсутствие общественного пространства/коммерция
© Варвара Белоусова, Хельга Вазим, архитектурный колледж МКИК

n+1: движение масс/утопия
Софья Киселева, колледж дизайна МКИК; Варвара Белоусова, Хельга Вазим, архитектурный колледж МКИК

Исследование посвящено влиянию идеологии на общественные пространства и вкладу политиков в решение проблемы социального жилья. Участвуя в различных шествиях, авторы заметили, что городские пространства становятся политически «заряженными», а люди подобно частицам под действием электрического тока, притягиваются к различным «полям» города.

На выставке будет представлена инсталляция из бюстов руководителей государства (Ленин, Хрущев, Путин), форма будет отсылать к решениям касательно вопроса расселения людей: уплотнение квартир при Ленине, типовое массовое строительство при Хрущеве, реновация жилого фонда при Путине.
n+1: движение масс/утопия
© Варвара Белоусова, Хельга Вазим, архитектурный колледж МКИК

n+1: совместное пользование
Дарья Шчепанович, колледж дизайна МКИК

Дарья исследовала поведение студентов в столовой МКИК и столовой Баухауза. Итогом стали два видео, которые будут продемонстрированы на выставке.
n+1: совместное пользование
© Дарья Шчепанович, колледж дизайна МКИК

«n+1: соотношение/масштабы»
Мария Савостьянова, колледж дизайна МКИК

Авторы посчитали площади дворовой территории между двумя «хрущевками» в Северном Измайлове, подлежащих «реновации». Затем посчитали площадь двора 30-этажных домов, построенных по той же программе реновации жилого фонда в соседнем квартале. Получилось, что площадь общественного пространства на одну квартиру сократилась более, чем в три раза.

Исследование будет представлено в виде силиконовой инсталляции: образа городской земли, приходящейся на каждого жителя.
n+1: соотношение/масштабы
© Мария Савостьянова, колледж дизайна МКИК

25 Февраля 2020

comments powered by HyperComments
Похожие статьи
СПбГАСУ 2020: Архитектурный факультет
Лучшие работы архитектурного факультета СПбГАСУ, созданные под руководством Владимира Линова, Владлена Лявданского и Наталии Новоходской в 2020 году: деревянный жилой комплекс, оздоровительный центр в горах, еще одна история для Кенигсберга и преображение бывшего детского лагеря.
Архитекторы.рф 2020, часть II
Продолжаем изучать работы выпускников программы Архитекторы.рф 2020 года: стратегия для пасмурных городов, рабочие места в спальных районах, эссе о демократическом подходе к проектированию, а также концепции развития для территорий Архангельска и Воронежа.
Архитекторы.рф 2020
Изучаем работы выпускников второго потока программы Архитекторы.рф. В первой подборке: уберизация школ, Верхневолжский парк руин, а также регламент для застройки Купецкой слободы и план развития реликтового бора.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
ЯГТУ 2020: «Если бы горы могли говорить»
Выпускные работы кафедры Архитектуры Ярославского государственного технического университета: регенерация альплагерей Грузии и традиционной сванской деревни, Музей хрусталя, а также горное укрытие, созданное при помощи алгоритмического проектирования.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
МАРШ: Fuck Context
Под руководством Наринэ Тютчевой и Екатерины Ровновой бакалавры 2018/2019 учебного года формируют свое отношение к контексту, исследуя Трехгорную мануфактуру.
Наследие, экология и очень, очень плохие архитекторы
Рассматриваем восемь работ воркшопов, проведенных на «Открытом городе» и один особенно понравившийся дипломный проект студии Евгения Асса. Многие проекты затрагивают актуальные и болезненные темы современности.
Технологии и материалы
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
Сейчас на главной
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
DMTRVK: год в онлайне
За год с момента всеобщего перехода на удаленный формат взаимодействия проект «Дмитровка» организовал более 20 онлайн-лекций и дискуссий с участием российских и зарубежных архитекторов. Публикуем некоторые из них.