Двенадцать формул

Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.

mainImg
Преподаватели и студенты Международного колледжа искусств и коммуникаций и Института гуманитарного образования и информационных технологий представят в открытых мастерских Баухауза свой проект под названием «n+1: формула обитания».

«n+1» складывается из 12 мини-исследований общественных пространств разного масштаба, от гостиной до Зарядья. Студенты применяли в своей работе методы спекулятивного дизайна, а результаты оформили в виде арт-объектов. Такой подход, по мнению руководителей проекта, слово которым ниже, помогает сконцентрироваться на эмоциональных и чувственных переживаниях.
zooming
Елизавета Землянова и Анастасия Петрова

Елизавета Землянова
художник, декан факультетов дизайна и фотографии ИГУМО, куратор Международного фестиваля
современного искусства DOCA:


Предложенная кураторами Баухауз тема, «Среда обитания», лежит в поле наших творческих интересов. В работе над проектом самым интересным было находить точки соприкосновения между архитектурой, искусством и педагогикой. Я бы очень хотела, чтобы проект «n+1» стал началом дискуссии и изменил отношение к общественным пространствам. 

Анастасия Петрова
архитектор, декан колледжа архитектуры МКИК, руководитель Архитектурного бюро «TZAM Architects»:

Несмотря на предстоящую выставку в Дессау, этот большой проект для нас только начинается. Когда мы приступили к работе, оказалось, что тема неисчерпаема: настолько актуальны сегодня проблемы общественных пространств. Самым интересным мне кажется выбранный нами метод: мы говорим об архитектуре на языке современного искусства. Это сделано для того, чтобы обратить внимание на эмоциональную составляющую общественных пространств и их чувственное восприятие людьми. Я называю наш проект сенсорной урбанистикой.
 
***

Проект будет выставляться в Баухаузе с 24 февраля по 1 марта, для него создан подробный сайт. Мы предлагаем ознакомиться с результатами дистанционно.

n+1: будущее
Арсен Алоян, колледж дизайна МКИК 

Авторы этой части исследования попробовали представить полное отсутствие общественных пространств. Получилось нечто, похожее на кубик Рубика: каждый человек находится в своей ячейке, ячейки плотно примыкают друг другу, но чтобы двигаться, другой должен освободить место для твоего шага. Наглядно модель иллюстрируют автомобильные пробки. Если данная гипотеза реализуется, и общественные пространства разного масштаба исчезнут, каждый из нас окажется запертым в своей индивидуальной ячейке.

Проект будет представлен в виде модели кубика Рубика, отлитой по частям из прозрачного силикона.
n+1: будущее
© Арсен Алоян, колледж дизайна МКИК 

n+1: связи/коммуникации
Арсен Алоян, Мария Савостьянова, колледж дизайна МКИК

Авторы проанализировали количество общих пространств в традиционном жилье – русской северной избе и в современной квартире.

Выяснилось, что почти все пространство избы было общим, члены семьи были вынуждены находиться вместе. В современных же квартирах становится все больше личного пространства и все меньше – общего. Между тем доказано: чем чаще люди друг друга видят, тем меньше семейных проблем. Тревожность, депрессия, алкоголизм, наркомания и сексуальная распущенность подростков имеют прямую зависимость от времени вовлеченного общения с родителями.
n+1: связи/коммуникации
© Арсен Алоян, Мария Савостьянова, колледж дизайна МКИК

n+1: точка притяжения
Эдгар Мартиросян, факультет дизайна ИГУМО, Елена Платонова, факультет фотографии ИГУМО

Каждое общественное пространство должно иметь точку притяжения, а иначе оно маргинализируется. В древности местом сбора был алтарь предков, потом его заменили очаг, общий стол и т.д. Изучив формы древних алтарей, авторы создали «алтарь повседневности», представляющий собой цилиндрическую чашу со скатертью из силикона. Получился смыслоемкий образ, в котором угадывается много культурных архетипов.

Студенты выставляли алтарь в различных общественных местах и фиксировали реакцию людей: чье-то внимание алтарь привлек, но в основном люди шли дальше по своим делам. Это навело на мысль о том, что предсказание Вальтера Гропиуса о наступлении эпохи кочующего индивида сбылось: современный горожанин все время куда-то спешит, большую часть времени проводя в перемещениях.

Исследование поставило вопрос: нужны ли современному человеку общественные пространства или ему достаточно безопасных и эстетически оформленных «перегонов» из точки А в точку В?
n+1: точка притяжения
© Елена Платонова, факультет фотографии ИГУМО

n+1: вытеснение/выдавливание
Ксения Толстобокова, студентка колледжа дизайна МКИК

Изучив социальное жилье советского и настоящего времени, авторы пришли к выводу, что общая комната из места, которое объединяет членов семьи, превратилась в хозяйскую спальню или индивидуальное пространство. Главный атрибут такой спальне-гостиной – раскладной диван. А общественным пространством теперь считается стол на тесной кухне. Способствует ли такая ситуация единению людей?

Эту часть проекта представит силиконовая форма, сквозь которую будет демонстрировать сцену из фильма «Москва слезам не верит» с тем самым диваном.
Отрывок из кинофильма «Москва слезам не верит»

n+1: физиологическое состояние
Виктория Рубаева, колледж дизайна МКИК; Елена Платонова, факультет фотографии ИГУМО

Изучая шумы городских пространств, авторы выяснили, что навязчивые/избыточные/неприятные звуки заставляют людей быстрее двигаться, чтобы избежать воздействие раздражителя, что часто приводит к миграции из одного некомфортного места в другое.

Исследование будет представлено силиконовыми формами, источающими звуки московских общественных пространств, а на сайте проекта можно посмотреть перевернутые видео, которые помогают сконцентрировать не на изображении, а на шуме, который часто не замечаешь.
zooming
n+1: физиологическое состояние
© Елена Платонова, факультет фотографии ИГУМО

n+1: причастность/группа/индивид
Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМО

Человек, пришедший в общественное место, должен иметь возможность присоединиться к другим людям, ощутить причастность к происходящему. Визуализируя эти размышления, авторы вспомнили об игре с закладыванием тайников, объединяющей людей по всему миру. Согласно правилам, участник, обнаруживший тайник, может взять его содержимое себе, но должен оставить и что-то свое для следующих участников.

Предметы, найденные в парках и на улицах Москвы, залитые в силиконовые кубики, будут спрятаны в различных местах школы Баухауз. А предметы, найденные там, приедут в Москву. Так состоится символический обмен частичками общественных пространств Дессау и Москвы.
  • zooming
    1 / 6
    n 1: причастность/группа/индивид
    © Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМО
  • zooming
    2 / 6
    n 1: причастность/группа/индивид
    © Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМО
  • zooming
    3 / 6
    n 1: причастность/группа/индивид
    © Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМО
  • zooming
    4 / 6
    n 1: причастность/группа/индивид
    © Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМО
  • zooming
    5 / 6
    n 1: причастность/группа/индивид
    © Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМО
  • zooming
    6 / 6
    n 1: причастность/группа/индивид
    © Алена Сорокина, факультет дизайна ИГУМО

n+1: время
Елена Платонова, факультет фотографии ИГУМО; Екатерина Тетекина, колледж дизайна МКИК

Сколько времени мы проводим в общественном пространстве прежде, чем покинуть его? Гостиная в квартире, двор многоэтажки, квартальный сквер, городской парк или площадь сегодня – это место времяпрепровождения или транзита людей? Какие ментальные следы оставляют люди в общественном пространстве? Авторы наблюдали за посетителями парка «Зарядье» и пытались установить, сколько те проводят времени в определенных его частях.
zooming
n+1: время
© Елена Платонова, факультет фотографии ИГУМО; Екатерина Тетекина, колледж дизайна МКИК

n+1: туризм/транзит
Дарья Приступа, колледж дизайна МКИК

На этот раз в «Зарядье» анализировали поведение приезжих. Толпы кочующих туристов, палатки с китайскими сувенирами и фастфудом – то ли это, чего ждут от городских парков местные жители? В Баухаузе исследование будет представлено инсталляцией из сотни символических объектов – отлитых из силикона сувенирных брелков и стаканчиков от кофе.
zooming
n+1: туризм/транзит
© Дарья Приступа, колледж дизайна МКИК

n+1: отсутствие общественного пространства/коммерция
Варвара Белоусова, Хельга Вазим, архитектурный колледж МКИК

Современный парк или площадь трудно представить без коммерции. Но что доминирует: общественное или извлечение выгоды? Авторы считают, что произошла подмена понятий: на примере реконструкции советских кинотеатров в Москве стало ясно, что термин «досуговый центр» используется для рекламы строящихся центров торговых. При этом городские «моллы» поглощают настоящие общественные пространства города – площади и скверы. Примером служит строительство ТЦ на месте бывшего кинотеатра «София».

В школе Баухауз исследование будет представленно в виде силиконовой инсталляции со светящимся табло «открыто/закрыто».
n+1: отсутствие общественного пространства/коммерция
© Варвара Белоусова, Хельга Вазим, архитектурный колледж МКИК

n+1: движение масс/утопия
Софья Киселева, колледж дизайна МКИК; Варвара Белоусова, Хельга Вазим, архитектурный колледж МКИК

Исследование посвящено влиянию идеологии на общественные пространства и вкладу политиков в решение проблемы социального жилья. Участвуя в различных шествиях, авторы заметили, что городские пространства становятся политически «заряженными», а люди подобно частицам под действием электрического тока, притягиваются к различным «полям» города.

На выставке будет представлена инсталляция из бюстов руководителей государства (Ленин, Хрущев, Путин), форма будет отсылать к решениям касательно вопроса расселения людей: уплотнение квартир при Ленине, типовое массовое строительство при Хрущеве, реновация жилого фонда при Путине.
n+1: движение масс/утопия
© Варвара Белоусова, Хельга Вазим, архитектурный колледж МКИК

n+1: совместное пользование
Дарья Шчепанович, колледж дизайна МКИК

Дарья исследовала поведение студентов в столовой МКИК и столовой Баухауза. Итогом стали два видео, которые будут продемонстрированы на выставке.
n+1: совместное пользование
© Дарья Шчепанович, колледж дизайна МКИК

«n+1: соотношение/масштабы»
Мария Савостьянова, колледж дизайна МКИК

Авторы посчитали площади дворовой территории между двумя «хрущевками» в Северном Измайлове, подлежащих «реновации». Затем посчитали площадь двора 30-этажных домов, построенных по той же программе реновации жилого фонда в соседнем квартале. Получилось, что площадь общественного пространства на одну квартиру сократилась более, чем в три раза.

Исследование будет представлено в виде силиконовой инсталляции: образа городской земли, приходящейся на каждого жителя.
n+1: соотношение/масштабы
© Мария Савостьянова, колледж дизайна МКИК


25 Февраля 2020

comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Сейчас на главной
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту по проекту Querkraft и Berger + Parkkinen в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.