English version

Миссия Анадырь

Проект превращения заброшенного гаража в Анадыре в круглогодичный молодежный центр основан на исследовании Агентства «Центр», анкетировании молодежи и изучении города. Архитектурную концепцию разработали MAParchitects. Реализовать планируют за год.

mainImg
Архитектор:
Александр Порошкин
Вероника Дубовик
Кристина Павлова
Наталия Порошкина
Мастерская:
MAParchitects http://maparchitects.ru/
Проект:
Молодежный общественный центр АНГАР
Россия, Анадырь, улица Отке, 63

Авторский коллектив:
Руководитель мастерской – Александр Порошкин
Главный архитектор – Андрей Ромашов
Архитекторы: Светлана Шапорева, Анастасия Осипова, Дамир Ибрагимов, Ксения Карпова, Таисия Карпова

2019 — 2019
Начнем с того, что Анадырь столица Чукотского автономного округа и самый восточный город России, дальше к Берингову проливу только пара деревень. До Полярного круга километров еще двести, солнце всходит не в полночь, а часа в два ночи, но зима наступает где-то сразу после сентября. Хотя климат смягчает близость моря – город расположен в бухте Анадырского залива.

Агентство «Центр» начало работу в Анадыре по приглашению местной администрации в феврале текущего года. Задача – превратить неиспользуемое здание бывшего гаража на территории Чукоткоммунхоза, расположенного в середине промзоны на краю города, но почти на берегу лимана, – в современное и инновационное общественное пространство под названием АНГАР. Эксперты «Центра» несколько раз приезжали в Анадырь, встречались с городским начальством и, что надо думать важнее, с местной молодежью, выясняли потребности, вкусы и пристрастия, провели очные встречи и анкетирование, а также сравнительный анализ разных городских локаций, наиболее подходящих для проекта. У проекта появились группы в Instagram, telegram, vk.

Исследование показало, с одной стороны, очевидные вещи: город труднодоступен, даже самолеты туда нередко отменяют, но наделен управляющей функцией как столица округа, кроме того в нем развивается добывающая промышленность, зарплаты сравнительно высокие, молодежь прирастает и даже центр достаточно компактен и малоэтажен, то есть отвечает, во всяком случае по масштабу, идеалам современной урбанистики. К слову, смотрим на фотографии в Яндексе – город выглядит неплохо, фасады панельных домов, высотой в основном до пяти этажей, санированы, пусть не всегда очень уж красивы, но аккуратны, на улицах чисто, единственная, кажется, гостиница небольшая, но выглядит прилично и даже современно; городской собор – деревянный, что тоже добавляет ему и сдержанности, и обаяния.

фотографии Марии Седлецкой:
Бывший гараж, будущий молодежный общественный центр АНГАР в Анадыре, существующее положение
Фотография © Мария Седлецкая
  • zooming
    1 / 3
    Бывший гараж, будущий молодежный общественный центр АНГАР в Анадыре, существующее положение
    Фотография © Мария Седлецкая
  • zooming
    2 / 3
    Бывший гараж, будущий молодежный общественный центр АНГАР в Анадыре, существующее положение. Табличка будет использована как элемент идентичности будущего комплекса
    Фотография © Мария Седлецкая
  • zooming
    3 / 3
    Бывший гараж, будущий молодежный общественный центр АНГАР в Анадыре, существующее положение
    Фотография © Мария Седлецкая

С другой стороны, при исследовании стали очевидны важные детали – во-первых, на западную окраину города люди приходят любоваться закатами, то есть она уже любима романтической частью населения. Во-вторых, несмотря на то, что город в целом обеспечен молодежными центрами, скажем так, официального плана в духе дворцов пионеров, неформальных мест под теплой крышей нет.

Ангар расположен недалеко от улицы Отке – она начинается в центре, у горадминистрации, и опоясывает всю северную часть города – и к нему есть отдельный проезд и проход, но в контексте промзоны его необходимо выделить контрастом, сохранив, однако, идентичность и отсылки к промышленному прошлому. Центр должен быть всесезонным, теплым и комфортным, с возможностью выбраться на улицу летом. Было замечено немало других деталей – к примеру, зимой снег вокруг здания скапливается на южном углу, вероятно потому что ветер дует с воды.

Удачно, что проект неформального центра молодежной культуры поддерживает администрация Чукотского округа. По словам его правительства, проект АНГАРа стал частью новой социально-экономической политики Дальнего Востока.
zooming
Роман Копин,
губернатор Чукотского автономного округа:

«На встречах с жителями, активной молодежью региона я неоднократно слышал запрос на подобное пространство. У молодёжи Чукотки много креативных идей, но на сегодняшний день нет площадки для воплощения их в жизнь. Нам предстоит серьезная работа по реализации этого проекта. Мы планируем показать концепцию на нескольких форумах и обсудить будущий проект с федеральными властями. Это будет молодежный досуговый центр нового формата, предоставляющий открытые возможности для саморазвития и организации досуга молодежи округа».

Итак, специалисты Агентства «Центр» собрали и проанализировали как глобальную инфомацию – о социально-экономических особенностях города, так и точечную, о запросах будущих участников проекта и об объекте.
zooming
Мария Седлецкая,
эксперт, ведущий аналитик Агентства стратегического развития «ЦЕНТР»:

«Анадырь – специфический по характеру город. Его можно считать самым удаленным не только потому, что это самый восточный город РФ, расположенный на расстоянии тысячи километров от крупнейших городов европейской части страны, но и из-за его удаленности от крупных агломерационных центров ДФО и малых городов ЧАО.

Особенности образа жизни в Анадыре – это отсутствие инфраструктуры и досуговых мероприятий для молодежи 14–35 лет, придуманных вне программ по культуре и вне стен муниципальных учреждений. Информационная разобщенность, пространственная изолированность Анадыря при общемировой конкуренции между городами дополнительно обостряет дефицит «своих» неформальных пространств.

В отличие от многих других городов Крайнего Севера центральная жилая часть города Анадыря имеет достаточно компактную планировку, сомасштабную человеку. Среди особенностей пространственного развития – большой фонд утративших свое назначение производственных и складских зданий, значительная часть которых не используется. На территории расположено здание «Ангара» (бывший гараж), его реконструкция имеет большой потенциал, так как позволяет трансформировать свободный объем под любые запросы потенциальных пользователей».
 
zooming
Сергей Георгиевский,
генеральный директор Агентства стратегического развития «ЦЕНТР»

«Миссию создаваемого общественного пространства мы определили как «создание условий для социализации молодежи, ее интеграции в процессы, протекающие за пределами географического пространства города, и формирование социальной ответственности». Таким образом, «АНГАР» должен создать такую среду, которая позволит молодежи не только удовлетворять разнообразные досуговые запросы, но и реализовать себя в тех видах деятельности, которые будут востребованы в будущем. При этом Миссия места транслируется на внешнюю аудиторию и служит базисом для поэтапного масштабирования роли Молодежного центра – от уровня городского округа и ЧАО, до Дальневосточного и международного масштаба.

Наиболее интересной территорией, с точки зрения будущего редевелопмента, является производственная зона в западной части города, окруженная жилой застройкой и прибрежной территорией со спуском к Анадырскому лиману – местной молодежной локацией для встречи закатов и отдыха на природе. Включение этой территории в жизнь города даст развитие новым типам услуг, повысит чувство безопасности и комфорта, позволит более эффективно использовать территорию, особенно при наличии инженерной инфраструктуры и транспортной связанности с центром города».
 
Архитектурная концепция молодежного центра АНГАР, 2019
© MAParchitects / исследование Агентства «Центр»

Но расскажем же о проекте. Собрав всю информацию и пожелания, для разработки архитектурной концепции Агентство «Центр» пригласило MAParchitects, от которых требовалось превратить типовой ангар из крупных железобетонных панелей в теплое, уютное и современное здание, заметное издали и привлекательное, подходящее для развития современной молодежной культуры, многофункциональное и трансформируемое, а также не лишенное признаков своей прежней жизни, что стало непременной частью подходов нашего времени к реконструкции промышленных зданий. Они должны становиться удобными, но не «выхолощенными», не терять свое «лицо».
zooming
Александр Порошкин,
руководитель архитектурного бюро MAParchitects:
«При работе над проектом всесезонного молодежного центра нам было предельно важно сохранить аутентичность объекта, его техническое «прошлое», сделав для жителей Чукотки так называемое «третье место» – площадку, куда можно прийти, чтобы весело провести время с друзьями, послушать лекцию, развить свои коммуникативные навыки, реализовать творческие планы и заметно разнообразить досуг. Будущий центр «АНГАР» помимо своей основной функции, дополнительно выступает как событийное пространство, которое аккумулирует энергию и энтузиазм молодежи в полезные инициативы».
Архитектурная концепция молодежного центра АНГАР, 2019
© MAParchitects / исследование Агентства «Центр»
Два самых заметных приема, таким образом, подчинены поиску эстетичного звучного образа и прагматичного утепления стен. За тепло отвечают сэндвич-панели с наполнителем из минеральной ваты; слой таких панелей покроет бетонные стены ангара, снаружи же их закроет сетка панелей просечного металла, способных взять на себя часть ветровой нагрузки и в то же время не лишенных декоративного смысла. Яркость обеспечивает контраст снежно-белых стен с теплым красным входной группы и малых объемов. В общем-то АНГАР должен в итоге выглядеть как вырезанный из снега прямоугольный блок с похожим на условный камин входом, теплым и привлекательным, как любое жилье в холодных широтах – своего рода архетип местности.

  • zooming
    1 / 4
    Архитектурная концепция молодежного центра АНГАР, 2019
    © MAParchitects / исследование Агентства «Центр»
  • zooming
    2 / 4
    Архитектурная концепция молодежного центра АНГАР, 2019
    © MAParchitects / исследование Агентства «Центр»
  • zooming
    3 / 4
    Архитектурная концепция молодежного центра АНГАР, 2019
    © MAParchitects / исследование Агентства «Центр»
  • zooming
    4 / 4
    Архитектурная концепция молодежного центра АНГАР, 2019
    © MAParchitects / исследование Агентства «Центр»

Кроме того архитекторы расширяют вход, предлагая разобрать закладку старых ворот – входная группа получает дополнительный стеклянный проем, который будут открывать летом, впуская больше света и расширяя связь между внешним и внутренним пространством, и закрывать зимой металлическими подвижными ставнями для тепла. Терракотово-красное углубление входа берет на себя роль своеобразного модернистского портика, он достаточно протяжен, но не лишен и промышленных аллюзий – опоры-пилоны трактованы как крупные двутавры.

С другой стороны, белая металлическая сетка отступает от стен достаточно далеко и вырастает выше кровли, ясно обозначая, что здание заключено в некую плотную сетку, подчиненную ритму вертикальных стыков. Полупрозрачность создает второй слой, он же слой смыслов: зимой она позволит подсветку, похожую на северное сияние (хотя, вероятно, свет можно будет настроить как угодно, и динамически тоже). Летом фасады смогут перекликаться с маревом белых ночей.

Главное достоинство пространства внутри – оно безопорное и достаточно высокое, 5,8 м от пола до ферм плюс еще 3 м занимают собственно металлические фермы. Их планируется сохранить, как и ряд элементов, табличек и бетонных фактур, напоминающих о старом, промышленном гараже. Таблички могут стать частью экспозиции треш-арта, – поясняют авторы, или же их просто включат в интерьер на правах постоянных «жителей». Украшением станет и группа труб с клапанами-кранами, оставшаюся от промышленного гаража.
  • zooming
    1 / 10
    Архитектурная концепция молодежного центра АНГАР, 2019
    © MAParchitects / исследование Агентства «Центр»
  • zooming
    2 / 10
    Архитектурная концепция молодежного центра АНГАР, 2019
    © MAParchitects / исследование Агентства «Центр»
  • zooming
    3 / 10
    Архитектурная концепция молодежного центра АНГАР, 2019
    © MAParchitects / исследование Агентства «Центр»
  • zooming
    4 / 10
    Архитектурная концепция молодежного центра АНГАР, 2019
    © MAParchitects / исследование Агентства «Центр»
  • zooming
    5 / 10
    Архитектурная концепция молодежного центра АНГАР, 2019
    © MAParchitects / исследование Агентства «Центр»
  • zooming
    6 / 10
    Архитектурная концепция молодежного центра АНГАР, 2019
    © MAParchitects / исследование Агентства «Центр»
  • zooming
    7 / 10
    Архитектурная концепция молодежного центра АНГАР, 2019
    © MAParchitects / исследование Агентства «Центр»
  • zooming
    8 / 10
    Архитектурная концепция молодежного центра АНГАР, 2019
    © MAParchitects / исследование Агентства «Центр»
  • zooming
    9 / 10
    Архитектурная концепция молодежного центра АНГАР, 2019
    © MAParchitects / исследование Агентства «Центр»
  • zooming
    10 / 10
    Архитектурная концепция молодежного центра АНГАР, 2019
    © MAParchitects / исследование Агентства «Центр»

Один из главных элементов пространства – openspace нижнего яруса, площадка для событий: концертов, лекций, ярмарок и прочего. Здесь появляются два деревянных амфитеатра, медийный экран, а также кафе; трансформируемое пространство гибко и способно принять разные функции, даже небольшую скейт-зону. Меньшие пространства мастерских расположены на антресоли по периметру, сюда ведут лестницы, а с галерей можно наблюдать за происходящим в openspace.
  • zooming
    1 / 4
    Генплан. Архитектурная концепция молодежного центра АНГАР, 2019
    © MAParchitects / исследование Агентства «Центр»
  • zooming
    2 / 4
    Распределение функций. Архитектурная концепция молодежного центра АНГАР, 2019
    © MAParchitects / исследование Агентства «Центр»
  • zooming
    3 / 4
    Планы 1 и 2 ярусов с антресолью. Архитектурная концепция молодежного центра АНГАР, 2019
    © MAParchitects / исследование Агентства «Центр»
  • zooming
    4 / 4
    Разрез. Архитектурная концепция молодежного центра АНГАР, 2019
    © MAParchitects / исследование Агентства «Центр»

Функции запланированы самые разнообразные, более того, как утверждают аналитики, молодежный центр нацелен в будущее и способен меняться. Instagram-группа пестрит призывами к молодежи города делать предложения, развивать состав комплекса. Но в нем уже задуманы чилаут, сити-ферма, meeting-room, фото- и видеостудии, теплицы и мест для соревнований по киберспорту.
zooming

 
Мария Седлецкая,
эксперт, ведущий аналитик Агентства стратегического развития «ЦЕНТР»

«Самая главная особенность новой площадки – это разработка событийного наполнения и архитектурных решений по зонированию пространства ангара исходя из запросов будущих пользователей, ведь именно «молодежный актив Чукотки» сегодня является базисом для развития креативного потенциала. Это были идеи по созданию открытого трансформируемого пространства, специализированных пространств для устройства типографии, медиа-центра с интерактивной картой России, звукозаписывающей студии, фото- и видеостудий, проведению киберспортивных соревнований, устройства мобильных теплиц (growbox); проведению граффити-фестиваля и др.

Брендовые мероприятия формируют сетку календаря в зависимости от сезона при одновременной загрузке еженедельного графика. Взаимодействие со множеством субъектов позволит осуществлять осмысленную деятельность, непрерывное образование, общественные коммуникации, интеллектуальный отдых, коллективное пользование и обмен идеями.
 
 
Одно из знаковых событий подразумевает под собой развитие уже имеющегося кинофестиваля «Золотой ворон», который собирает полные залы и привлекает участников из Северной Америки, Скандинавии, северных регионов России. В разряд международных и межрегиональных событий помещены именно трендовые и современные форматы мероприятий, основанные на локальной идентичности, например, Молодежный арктический «Беринг-Fest». Масштабные события на открытом воздухе планируются преимущественно в летнее время – уличная выставка трэш-арта, конкурс видео-арта и др.».

Реализовать проект планируют к концу 2019 или началу 2020 года. 
Архитектор:
Александр Порошкин
Вероника Дубовик
Кристина Павлова
Наталия Порошкина
Мастерская:
MAParchitects http://maparchitects.ru/
Проект:
Молодежный общественный центр АНГАР
Россия, Анадырь, улица Отке, 63

Авторский коллектив:
Руководитель мастерской – Александр Порошкин
Главный архитектор – Андрей Ромашов
Архитекторы: Светлана Шапорева, Анастасия Осипова, Дамир Ибрагимов, Ксения Карпова, Таисия Карпова

2019 — 2019

19 Июля 2019

MAParchitects: другие проекты
Лучшее из дерева
В конце прошлой недели были подведены итоги Prowood Awards – премии в области деревянного строительства. Представляем список награжденных.
Дом с видом
Новый модульный дом из линейки SWIDOM, разработанной бюро MAParchitects, по-прежнему ставит в приоритет окружающие виды, но отличается большой площадью и улучшенной технологией производства и сборки.
В поисках устойчивости
На прошлой неделе стали известны итоги Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2021. Главные призы получили проекты, которые вносят выдающийся вклад в устойчивое развитие городов, фокусируясь на чистой энергии, повторном использовании и биоразнообразии. Рассказываем о работах, взявших гран-при, и победителях основных номинаций.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Остров-оазис
Представляем мастер-план острова Октябрьский в Калининграде – пилотной площадки применения стандарта комплексного развития территорий.
Александр Порошкин: «Наш девиз – работать для человека»
Глава бюро MAParchitects, выигравшего в четырех крупных международных конкурсах, Александр Порошкин рассказывает о том, как побеждать, как формировать дружеские – они же профессиональные – контакты, как построить работу в команде, учитывая психологию коллег, и увлечь своей творческой игрой заказчиков, одновременно учась у них.
Похожие статьи
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.