МАРХИ: железнодорожные ветки Москвы

Восемь магистерских работ группы Дмитрия Величкина и Николая Голованова основаны на идее вывода железных дорог и вокзалов из центра Москвы и замены их легким метро за МКАДом. Студенты планировали, как застройка бывших ж/д территорий могла бы заменить реновацию районов пятиэтажек.

mainImg
0 Магистрантам группы МАРХИ под руководством Дмитрия Величкина и Николая Голованова был предложен комплексный экспериментальный проект – застройка железных дорог и прилегающих территорий в пределах от центра до МКАД. Тема стала откликом профессоров на московскую программу реновации, в рамках которой планируется обеспечить жильем около 1 млн человек. Задачей студентов было предложить альтернативные решения.

Дмитрий Величкин и Николай Голованов,
руководители группы:
«В предложении нашей группы рассмотрены все девять веток железных дорог Москвы. Площадь, занимаемая железными дорогами и прилегающими территориями, составляет порядка 12 000 га: это железнодорожные пути, пакгаузы, складские здания, промышленные сооружения и прочие. Нетрудно посчитать, что при средней плотности 100-150 человек на гектар, на высвобождаемых территориях можно расселить от 1, 2 млн до 1,8 млн человек. Суть предложения – вывод железных дорог и строительство легкого метро за пределами МКАД, опоясывающего Москву. На пересечении существующих железных дорог и нового метро возникают новые вокзалы одноименных направлений – ТПУ, транспортно-пересадочные узлы. Такое решение позволит разгрузить центр города от огромного потока приезжих, а это около 1 млн человек в день, и создать перспективу развития города в направлении Московской области.
zooming
Смотр работ студентов магистратуры МАРХИ в группе под руководством профессора Д. Величкина и профессора Н. Голованова © МАРХИ
zooming
Смотр работ студентов магистратуры МАРХИ в группе под руководством профессора Д. Величкина и профессора Н. Голованова © МАРХИ

Современный житель Москвы, добираясь до вокзала, затрачивает в среднем около 40 минут. Причем те, кто едет из периферийных районов, тратят на дорогу около 1 часа, живущие в центре – около 20 минут. Вдоль МКАДа сложилась цепочка большого количества торговых центров, магазинов, складов, центров развлечений и прочего. Попасть в них можно в основном на автомобиле. Строительство метро вокруг Москвы сделает торговое кольцо более доступным. Интересное наблюдение – на момент открытия первого вокзала Николаевской железной дороги 1 ноября 1851 года Каланчевская площадь была самой окраиной Москвы, то есть первоначально вокзалы располагались на краю города. Население Москвы в этот период времени примерно 400 тысяч человек, то есть за 167 лет количество жителей города увеличилось более чем в 30 раз. Развитие современных технологий, компьютеризация производства и науки, создание логистических центров изменили качественный состав Москвы, что, безусловно, требует переосмысления генерального плана, новых стратегий развития города. Вывод железных дорог из города, предоставляет возможность объединения разделенных территорий. Кроме того, проектирование новых транспортных артерий на месте железных дорог дает возможность развития инфраструктуры города, нового взгляда на транспортную сеть. Развитие Москвы к периферии при отсутствии полицентрической системы расселения сильно перегружает центральную часть города, что особенно заметно в праздничные дни. Такая тенденция сохранится, если стратегия развития генерального плана будет осуществляться на прежнем уровне.

В комплексной работе группы проанализированы конкурсные предложения развития «Московской агломерации 2012 года». Выявлен ряд интересных предложений по созданию единой транспортной сети, которая объединяет аэропорты, а также направления развития застройки. Изучена экологическая обстановка в городе, предложены методика развития парков, скверов, садов. Проведен анализ высотной застройки Москвы, выделены зоны доминантного строительства. Выявлены участки с памятниками истории и культуры, что позволяет спрогнозировать будущие полицентры городской активности».

Гибридные системы
как способ реновации промышленных зон на высвобождаемой территории вдоль Ярославской железной дороги в пределах МКАД
Мария Финагина

Принципы застройки, в основе которых лежат гибридные принципы функционального развития, выявление взаимосвязи существующей застройки с новыми образованиями.
Гибридные системы как способ реновации промышленных зон на высвобождаемой территории вдоль Ярославской железной дороги в пределах МКАД. Работа студентки Марии Финагиной © МАРХИ
Гибридные системы как способ реновации промышленных зон на высвобождаемой территории вдоль Ярославской железной дороги в пределах МКАД. Работа студентки Марии Финагиной © МАРХИ
Гибридные системы как способ реновации промышленных зон на высвобождаемой территории вдоль Ярославской железной дороги в пределах МКАД. Работа студентки Марии Финагиной © МАРХИ
Гибридные системы как способ реновации промышленных зон на высвобождаемой территории вдоль Ярославской железной дороги в пределах МКАД. Теоретический базис. Работа студентки Марии Финагиной © МАРХИ
Гибридные системы как способ реновации промышленных зон на высвобождаемой территории вдоль Ярославской железной дороги в пределах МКАД. Экспериментальный проект. Работа студентки Марии Финагиной © МАРХИ
Гибридные системы как способ реновации промышленных зон на высвобождаемой территории вдоль Ярославской железной дороги в пределах МКАД. Экспериментальный проект. Работа студентки Марии Финагиной © МАРХИ
Гибридные системы как способ реновации промышленных зон на высвобождаемой территории вдоль Ярославской железной дороги в пределах МКАД. Экспериментальный проект. Работа студентки Марии Финагиной © МАРХИ
***

Полицентризм
как метод развития города на примере высвобождаемой территории Ленинградской железной дороги
Сергей Чекмарев

Принципы формирования полицентров в новых микрорайонах как элементов дифференцированного развития территорий, при сохранении исторически ценной застройки.
zooming
Полицентризм как метод развития города на примере высвобождаемой территории Ленинградской железной дороги. Работа студента Сергея Чекмарева © МАРХИ
Полицентризм как метод развития города на примере высвобождаемой территории Ленинградской железной дороги. Работа студента Сергея Чекмарева © МАРХИ
Полицентризм как метод развития города на примере высвобождаемой территории Ленинградской железной дороги. Работа студента Сергея Чекмарева © МАРХИ
Полицентризм как метод развития города на примере высвобождаемой территории Ленинградской железной дороги. Теоретический базис. Работа студента Сергея Чекмарева © МАРХИ
Полицентризм как метод развития города на примере высвобождаемой территории Ленинградской железной дороги. Экспериментальный проект. Работа студента Сергея Чекмарева © МАРХИ
Полицентризм как метод развития города на примере высвобождаемой территории Ленинградской железной дороги. Экспериментальный проект. Работа студента Сергея Чекмарева © МАРХИ
***

Линейный каркас
как метод реконструкции и реабилитации высвобождаемых пространств на примере Курской железной дороги
Сергей Лукиянчук

Линейные принципы застройки территорий, насыщенной различным функциональными смыслами, от парковых зон до многофункциональных жилых комплексов.
Линейный каркас как метод реконструкции и реабилитации высвобождаемых пространств на примере Курской железной дороги. Работа студента Сергея Лукиянчука © МАРХИ
Линейный каркас как метод реконструкции и реабилитации высвобождаемых пространств на примере Курской железной дороги. Работа студента Сергея Лукиянчука © МАРХИ
Линейный каркас как метод реконструкции и реабилитации высвобождаемых пространств на примере Курской железной дороги. Работа студента Сергея Лукиянчука © МАРХИ
Линейный каркас как метод реконструкции и реабилитации высвобождаемых пространств на примере Курской железной дороги. Работа студента Сергея Лукиянчука © МАРХИ
Линейный каркас как метод реконструкции и реабилитации высвобождаемых пространств на примере Курской железной дороги. Работа студента Сергея Лукиянчука © МАРХИ
Линейный каркас как метод реконструкции и реабилитации высвобождаемых пространств на примере Курской железной дороги. Работа студента Сергея Лукиянчука © МАРХИ
***

Историко-ассоциативный принцип
как метод реабилитации промышленных зон на высвобождаемых территориях вдоль Казанской железной дороги в пределах МКАД
Виктория Пепанян

Сохранение исторически ценных объектов при условии развития различных форм реконструкции зданий, кварталов, восстановление утраченных масштабов городской застройки.
Историко-ассоциативный принцип как метод реабилитации промышленных зон на высвобождаемых территориях вдоль Казанской железной дороги в пределах МКАД. Работа студентки Виктории Пепанян © МАРХИ
Историко-ассоциативный принцип как метод реабилитации промышленных зон на высвобождаемых территориях вдоль Казанской железной дороги в пределах МКАД. Работа студентки Виктории Пепанян © МАРХИ
Историко-ассоциативный принцип как метод реабилитации промышленных зон на высвобождаемых территориях вдоль Казанской железной дороги в пределах МКАД. Работа студентки Виктории Пепанян © МАРХИ
Историко-ассоциативный принцип как метод реабилитации промышленных зон на высвобождаемых территориях вдоль Казанской железной дороги в пределах МКАД. Теоретический базис. Работа студентки Виктории Пепанян © МАРХИ
Историко-ассоциативный принцип как метод реабилитации промышленных зон на высвобождаемых территориях вдоль Казанской железной дороги в пределах МКАД. Экспериментальный проект. Работа студентки Виктории Пепанян © МАРХИ
Историко-ассоциативный принцип как метод реабилитации промышленных зон на высвобождаемых территориях вдоль Казанской железной дороги в пределах МКАД. Экспериментальный проект. Работа студентки Виктории Пепанян © МАРХИ
***

Квартал
как принцип формирования территории на периферии на высвобождаемой территории Рижской железной дороги
Иван Потапенко

Различные формы квартальной застройки, в зависимости от их функционального насыщения, и масштаба градостроительной ситуации.
Квартал как принцип формирования территории на периферии на высвобождаемой территории рижской железной дороги. Работа студента Ивана Потапенко © МАРХИ
Квартал как принцип формирования территории на периферии на высвобождаемой территории рижской железной дороги. Работа студента Ивана Потапенко © МАРХИ
Квартал как принцип формирования территории на периферии на высвобождаемой территории рижской железной дороги. Работа студента Ивана Потапенко © МАРХИ
Квартал как принцип формирования территории на периферии на высвобождаемой территории рижской железной дороги. Экспериментальный проект. Работа студента Ивана Потапенко © МАРХИ
Квартал как принцип формирования территории на периферии на высвобождаемой территории рижской железной дороги. Экспериментальный проект. Работа студента Ивана Потапенко © МАРХИ
Квартал как принцип формирования территории на периферии на высвобождаемой территории рижской железной дороги. Теоретический базис. Работа студента Ивана Потапенко © МАРХИ

***

Социальное жилье
для отдельных категорий населения на промышленных территориях Савеловский железной дороги
Александра Чекмарева

Методика освоения территорий для различных социальных категорий граждан. Это и студенческий кампус, и полифункциональное жилье для пожилых, и смешанные типы застройки для молодых семей.
Социальное жилье для отдельных категорий населения на промышленных территориях Савеловский железной дороги. Работа студентки Александры Чекмаревой © МАРХИ
Социальное жилье для отдельных категорий населения на промышленных территориях Савеловский железной дороги. Работа студентки Александры Чекмаревой © МАРХИ
Социальное жилье для отдельных категорий населения на промышленных территориях Савеловский железной дороги. Работа студентки Александры Чекмаревой © МАРХИ
Социальное жилье для отдельных категорий населения на промышленных территориях Савеловский железной дороги. Теоретическая база. Работа студентки Александры Чекманевой © МАРХИ
Социальное жилье для отдельных категорий населения на промышленных территориях Савеловский железной дороги. Экспериментальный проект. Работа студентки Александры Чекманевой © МАРХИ
Социальное жилье для отдельных категорий населения на промышленных территориях Савеловский железной дороги. Экспериментальный проект. Работа студентки Александры Чекманевой © МАРХИ
***

Реновация
Белорусской ЖД и прилегающих промышленных зон в пределах МКАД. Палимпсест как метод работы с бывшими промышленными территориями
Игорь Филиппов

Предложенный принцип сохранения архитектуры промышленных зданий предполагает различные формы реконструкции территорий от достраивания среды новыми зданиями до использования принципов инверсионной застройки. В методике используется понятие палимпсеста как определяющего принципа реновации.
Реновация Белорусской ЖД и прилегающих промышленных зон в пределах МКАД. Палимпсест как метод работы с бывшими промышленными территориями. Игорь Филиппов © МАРХИ
Реновация Белорусской ЖД и прилегающих промышленных зон в пределах МКАД. Палимпсест как метод работы с бывшими промышленными территориями. Игорь Филиппов © МАРХИ
Реновация Белорусской ЖД и прилегающих промышленных зон в пределах МКАД. Палимпсест как метод работы с бывшими промышленными территориями. Игорь Филиппов © МАРХИ
Реновация Белорусской ЖД и прилегающих промышленных зон в пределах МКАД. Палимпсест как метод работы с бывшими промышленными территориями. Теоретический базис. Работа студента Игоря Филиппова © МАРХИ
Реновация Белорусской ЖД и прилегающих промышленных зон в пределах МКАД. Палимпсест как метод работы с бывшими промышленными территориями. Реновация промзоны Грузинский Вал © МАРХИ
Реновация Белорусской ЖД и прилегающих промышленных зон в пределах МКАД. Палимпсест как метод работы с бывшими промышленными территориями. Реновация промзоны Красная Пресня. Работа студента Игоря Филиппова © МАРХИ
***

Принципы формирования высотной застройки
на промышленных территориях вдоль Павелецкой железной дороги
Артем Шахмаев

Принципы формирования высотной застройки Москвы. Построенные диаграммы формируют возрастание высотности от центра к периферии.
Принципы формирования высотной застройки на промышленных территориях вдоль Павелецкой железной дороги
Принципы формирования высотной застройки на промышленных территориях вдоль Павелецкой железной дороги. Работа студента Артема Шахмаева
Принципы формирования высотной застройки на промышленных территориях вдоль Павелецкой железной дороги. Работа студента Артема Шахмаева
Принципы формирования высотной застройки на промышленных территориях вдоль Павелецкой железной дороги. Работа студента Артема Шахмаева
Принципы формирования высотной застройки на промышленных территориях вдоль Павелецкой железной дороги. Работа студента Артема Шахмаева
Принципы формирования высотной застройки на промышленных территориях вдоль Павелецкой железной дороги
***
 

27 Июня 2018

Похожие статьи
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Легкая преграда
В концепции нового терминала аэропорта Оренбурга бюро Kosmos обыгрывает любимые темы инфраструктурной и временной архитектуры, а также обращается к идентичности через наследие Владимира Шухова и образ пухового платка. Получилось поэтично, смело и свежо.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Nunc est bibendum*
В Казани объявлены победители «Кирпичного конкурса», организуемого петербургским журналом «Проект Балтия» и компанией Архитайл. Гран-при получил глубокий, во многих отношениях, проект, авторы которого предложили Петербургу сеть подземных виноделен с окошками, торгующими вином по всему городу. Показываем 5 проектов-победителей и еще один, который нам понравился.
WAF Inside 2022: идти на свет
Премия WAF Inside отмечает интерьеры, способные менять общество. В этом году гран-при взял проект детской библиотеки в китайской деревушке – жюри оценило возрождение плотницких техник и объединяющий характер этой работы.
Технологии и материалы
Больше стекла: окна РЕХАУ в загородных домах
Оконная и дверная индустрия кажется консервативной в плане дизайна, но на самом деле изменения, которые произошли с ней в последние годы, значительны. Анализируем тренды на проектах выставки Open Village, индикатора всего самого популярного в мире частного домостроения.
Карусель для авиаторов
Для обновленного Парка Авиаторов в Петербурге компания «Новые горизонты» спроектировала и построила игровой комплекс «Карусель». Яркий объект с двумя ярусами маркирует главную событийную площадь парка, а детям предлагает разнообразные сценарии игры на разной высоте.
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Сейчас на главной
Тихое обаяние роскоши
В Москве интенсивно развивается не только высотное строительство, но и типология клубных домов: в каждом новые сюжеты и решения. Вот и «Обыденский № 1», спроектированный Blank Architects в продолжение традиций остоженской «Золотой мили» – как сумма исторической и современной контекстуально-клубной архитектуры, предлагает сплав разных видов жилья, способов общения с городом и типов декора. Между тем его главная ценность – пастораль тишины и камерность в контексте новой версии «московского дворика».
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
Урбанистический катализатор
Модернистское офисное здание в 1960-е изменило характер амстердамской промзоны, а теперь превратилось в корпус студенческого жилья и вновь оживило свой район. Авторы реконструкции – Studioninedots.
Космос в матрешке
Школа креативных индустрий в Воронеже заняла необычное здание в форме матрешки. Авторы интерьерной концепции постарались сделать пространство функциональным, а также добавили связь с историей города: первый общественный этаж украшает мозаика и горельеф на космическую тему, которые в том или ином виде удалось спасти из снесенного ДК 50-летия Октября.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
Пресса: Место под солнцем: как архитекторы «Студии 44» находят...
Архитекторы из «Студии 44» Антон Яр-Скрябин, Евгений Новосадюк, Иван Кожин и Илья Сабанцев рассказали о новом поколении архитекторов, о проектах, которые уже сейчас формируют облик современных российских (и не только) городов, а также о том, как молодому архитектору найти свое место под солнцем.
Опыт, чувства и баланс
Бюро GAFA подготовило проект благоустройства «Дом Дау» – нового полностью жилого небоскреба в Москва-Сити. Вызовом стала компактная площадь дворов и «портрет» будущего жильца: архитекторы предлагают ему практику созерцания и замедления, обращаясь как к традиционным ландшафтным средствам, так и новым, способным удивить. Например, кинетическим скульптурам.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.