Музейное пространство

Проекты студентов 4 курса МАРХИ группы Андрея Некрасова на тему «Музей».

mainImg
Музеи посвящены писателям, художникам, композиторам, инженеру Шухову и Дворцу Советов. В качестве площадок для проектирования студенты могли выбрать любой из центральных районов Москвы. Но одну из площадок – в районе Трубной площади – предложили преподаватели и руководители проекта Андрей Некрасов, Александр Цыбайкин и Кирилл Архипов. На первом этапе проектирования студентам предложили выбрать несколько характерных существующих исторических московских домов и условно перенести их на пустующую внутреннюю площадь квартала на Трубной. На ней гипотетически разместили сразу семь музеев, сформировав «музейный квартал», подобный венскому. Здания, образующие квартал, как бы восстанавливают градостроительные решения старой Москвы.
Музейный квартал в районе Трубной площади. Общий вид
Музейный квартал. Макет
Музейный квартал. Макет
Музейный квартал. Макет


Андрей Некрасов
, руководитель проекта:

«В квартале, который мы рассматривал в рамках учебного задания, сейчас расположены спортивный клуб и несколько зданий, построенных в начале девяностых. Мы предположили, что музеи могли бы разместиться внутри старых московских домов XIX – начала ХХ века, и попытались разместить на небольшой площади семь разных музеев, сохранив периметральную застройку. Помимо музейных пространств, здания вместили бы мастерские и жилые помещения для художников, а на первых этажах – кафе, рестораны и тематические магазины. Таким образом, мы получили бы что-то похожее на парижский Монмартр, только в Москве".
Музейный квартал. Макет
*** 

Музей Чехова
Юлия Морина
Юлия Морина, музей Чехова

Музей, посвященный жизни и творчеству Антона Павловича Чехова, авторы предложили расположить в существующем монументальном доме периода сталинского классицизма, вырезав в нем развернутый по диагонали двор – открытый зрительный зал, где в торце сцены – фасад чеховского особняка. Двухэтажное здание музея становится частью музейного квартала и сохраняет градостроительную канву исторической застройки Москвы. Простой объем с курдонером и мезонином отсылает к чеховскому образу старого дачного дома. В сторону просторного внутреннего двора выходит главный фасад дома. О современном характере постройки говорит слегка деформированная конфигурация двора, ориентированного на озеро, которое предложено разбить перед музеем в память о некогда существовавших здесь прудах. Помимо выставочных галерей в виде лабиринта книжных полок, в здании предлагается разместить литературное кафе и трехуровневое сценическое пространство. В теплое время года сцена с вечерними литературными чтениями и концертами выходит в курдонер.
Юлия Морина, музей Чехова
Юлия Морина, музей Чехова
***

Музей Ахматовой и Гумилева
Екатерина Востокова 
Екатерина Востокова, музей Ахматовой и Гумилева

Автор проекта предлагает посвятить музей не столько творческой биографии поэтов, сколько их жизням, тесно переплетенным между собой и весьма драматичным. Жизненный путь Ахматовой и Гумилева изображается как диалог пространств, где путь Ахматовой представлен в виде длинного, разнообразного и извилистого пандуса-лабиринта, а путь Гумилева – в виде прямого, ясного и совсем короткого маршрута. Сложное переплетение объемов и плоскостей двух траекторий жизни пронизывает простое и лаконичное здание, спрятанное внутри нового музейного пространства, выходит за его пределы и возвращается обратно, отправляясь блуждать по внутренним пространствам музея.
Екатерина Востокова, музей Ахматовой и Гумилева
Екатерина Востокова, музей Ахматовой и Гумилева
Екатерина Востокова, музей Ахматовой и Гумилева
***

Музей Рахманинова
Наталья Гущина 
Наталья Гущина, музей Рахманинова

Музей, посвященный жизни и творчеству композитора Сергея Рахманинова, решен в виде большой прозрачной звезда, пронзающей историческое здание.
Наталья Гущина, музей Рахманинова

Звезда – это прямая ассоциация с личностью композитора, ставшего одной из центральных фигур в культурной и музыкальной жизни мира. Внутри звезды расположен небольшой концертный зал, на сцене пианист исполняет шедевры Рахманинова. Зрители занимают места в амфитеатре, устроенном в расходящихся лучах звезды, которые прорезают каждый этаж здания и вырываются за его пределы. Все лучи подсвечены изнутри, тогда как интерьеры решены в сдержанных, приглушенных тонах. На первом этаже музея располагаются кафе, ресторан и небольшой магазин.
Наталья Гущина, музей Рахманинова
Наталья Гущина, музей Рахманинова
***

Музей Врубеля
Валерия Шевцова
Валерия Шевцова, Музей Врубеля

Фасады крупного пятиэтажного объема превращены в огромное скульптурное панно по мотивам «Демона». Музей расположен внутри квартала и довольно близко подходит к соседнему зданию музея Васнецова. В связи с этим между двумя музеями решено сформировать общий «двор художников», который служит неким центром данной части квартала. Вокруг двора – апартаменты для художников, галереи, скульптурные мастерские. На первых этажах кафе, магазины и книжная лавка.
Валерия Шевцова, Музей Врубеля
Валерия Шевцова, Музей Врубеля

Внутри музей устроен таким образом, чтобы посетители следовали по определенному маршруту осмотра с прозрачными галереями, подвешенными в многосветном пространстве музея. Прозрачность дает возможность издали видеть картины большого размера. Один из периодов творчества Врубеля связан с росписью церквей. Этому посвящено одно из пространств музея, решенное в виде своеобразного купольного зала с росписями художника.
Валерия Шевцова, Музей Врубеля
Валерия Шевцова, Музей Врубеля
Валерия Шевцова, Музей Врубеля
***

Музей Васнецова
Ангелина Васнецова 
Ангелина Васнецова, музей Васнецова

Существующее здание, в котором предлагается устроить музей Васнецова, «окружает» существующий храм прп. Сергия Радонежского в Крапивенском переулке. Снаружи здание практически не меняется. Зато внутри новое музейное пространство создает ощущение пребывания внутри одной из картин знаменитого художника. Эффект достигается благодаря огромным репродукциям картин и художественным инсталляциям, позволяющим погрузиться в творчество художника и лучше понять его настроение. В основе идеи – проект собственного сказочного дома-мастерской Васнецова.
Ангелина Васнецова, музей Васнецова
Ангелина Васнецова, музей Васнецова
Ангелина Васнецова, музей Васнецова
Ангелина Васнецова, музей Васнецова
***
 

Музей Маяковского
Елена Королева
Елена Королева, музей Маяковского

Между Неглинной и Петровкой, по замыслу авторов, можно расположить новую доминанту – музей Владимира Маяковского. Конструкция сформирована двумя высокими объемами, разделенными по диагонали стеклянным лучом лестницы, и непредсказуема как сама поэзия Маяковского. В вершине музея объем лестницы вырывается за пределы здания, формируя обзорную площадку, откуда можно рассмотреть весь музейный квартал целиком. Внутри сформированы двухуровневые экспозиционные залы.
Елена Королева, музей Маяковского
Елена Королева, музей Маяковского
***

Музей Булгакова
Мария Корнеева 
Мария Корнеева, музей Булгакова

Музей Михаила Булгакова располагается внутри существующего весьма протяженного доходного дома с небольшими квартирами и скучными планировками. Примерно таким и мог быть дом, в котором располагалась знаменитая квартира №50 в романе «Мастер и Маргарита», считают авторы, хотя, впрочем, тот дом на Большой Садовой хорошо известен, в нем и музей, в нем театр.

Согласно замыслу автора проекта, музей на Неглинной занимает некоторую часть дома, которая буквально «взрывается» новым стеклянным объемом. Мощная потусторонняя – то ли дьявольская, то ли божественная сила – разрушает этот обыкновенный дом с налетом советского времени изнутри.
Мария Корнеева, музей Булгакова

В сформированном на месте взрыва стеклянном облаке неявно читается образ средневекового замка с длинными узкими окнами и характерным силуэтом. за стеклом виднеется широкая парадная лестница, ведущая на третий этаж, в центр стеклянного объема, где и сосредоточены основные экспозиционные пространства и галереи.
Мария Корнеева, музей Булгакова
***
 
 

проекты музеев, не вошедших в «квартал»:

Музей Малевича
Анастасия Талаева

Музей расположен на углу Садовой-Самотечной и Самотеки, на углу рядом с тем местом, где в 2008 году планировался, да скис отель Фрэнка Гери. Музей в виде стеклянной призмы трактован как большая объемная супрематическая картина.
Анастасия Талаева, музей Малевича
Анастасия Талаева, музей Малевича
Анастасия Талаева, музей Малевича
Анастасия Талаева, музей Малевича
***
 
Музей Дворца Советов
Надежда Егерева

Музей Дворца Советов расположился на Воздвиженке рядом с ГНИМА, на площадке возле подземного перехода, ведущего к Военторгу. Надо сказать, это один из самых интересных проектов группы. Семиэтажный объем, в плане – четверть круга, на 3 этажа закопан в землю, еще 4 этажа вверху. Получается метров 20, что довольно монументально. Внутри – 15-метровая четвертинка модели несостоявшегося сталинского дворца, вокруг – амфитеатр для ее созерцания, с подобием пантеонообразного купола, образованного балконами для экспозиции и зрителей – копии интерьера главного зала в проекте Иофана. Предполагается, что в амфитеатре можно было бы читать лекции и проводить прочие тусовки.
Надежда Егерева, музей Дворца советов
Надежда Егерева, музей Дворца советов
Надежда Егерева, музей Дворца советов

Музей продолжается двумя корпусами на улице и в глубине двора, они соединены подземными переходами, также используется переход под Воздвиженкой к Военторгу. Кровлю светового фонаря во дворе планируется приспособить под амфитеатр. Масштаб проекта, тема и подача – все тяготеет к «бумажной архитектуре» 1980-х и выглядит воспоминанием о ней.
Надежда Егерева, музей Дворца советов
Надежда Егерева, музей Дворца советов
Надежда Егерева, музей Дворца советов
***

Музей возникновения русского флота
Сергей Левченко
zooming
Сергей Левченко, музей возникновения русского флота

Автор проекта предлагает восстановить утраченную Сухареву башню, но не в буквальном смысле – метод был обнаружен у итальянских коллег, которые восстанавливают только объем и пропорции здания. Весь объем представляет собой каркас с часто расположенными горизонтальными трубами или стержнями, повторяющими абрис (форму фасадов) исторического здания. Днем такое сооружение почти не видно на фоне яркого неба, но ночью, подсвеченное снизу, оно возникает как здание призрак, из-за чего кажется, что здание, как фантом, парит в воздухе. Внутри башни расположен музей возникновения русского флота. Его центральный экспонат – гигантский макет первого парусника Петра I, сомасштабный зданию.
Сергей Левченко, музей возникновения русского флота
Сергей Левченко, музей возникновения русского флота
Сергей Левченко, музей возникновения русского флота
Сергей Левченко, музей возникновения русского флота
***

Музей Шухова
Сергей Киселев 
Сергей Киселев, музей Шухова

Музей поместился на площади «Известий», рядом с Пушкинской – автор проекта, по-видимому, здраво рассудил, что после сноса всех ненавистных передовым урбанистам ларьков там образовалось многовато пустого и неуютно-холодного места. Музей, чем-то похожий на музей Малевича выше по тексту, представляет собой стеклянную призму-башню, девятиэтажной высоты или выше, с одним ярусом подземного пространства – словом, берет на себя роль нереализованного конкурсного проекта братьев Весниных. Внутри в углу помещен крупный фрагмент сетчатой башни великого инженера с ответвлениями, напоминающими инсталляцию Петра Виноградова в Выксе.
Сергей Киселев, музей Шухова
Сергей Киселев, музей Шухова
Сергей Киселев, музей Шухова
Сергей Киселев, музей Шухова
***

25 Апреля 2018

Похожие статьи
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.