Музейное пространство

Проекты студентов 4 курса МАРХИ группы Андрея Некрасова на тему «Музей».

mainImg
Музеи посвящены писателям, художникам, композиторам, инженеру Шухову и Дворцу Советов. В качестве площадок для проектирования студенты могли выбрать любой из центральных районов Москвы. Но одну из площадок – в районе Трубной площади – предложили преподаватели и руководители проекта Андрей Некрасов, Александр Цыбайкин и Кирилл Архипов. На первом этапе проектирования студентам предложили выбрать несколько характерных существующих исторических московских домов и условно перенести их на пустующую внутреннюю площадь квартала на Трубной. На ней гипотетически разместили сразу семь музеев, сформировав «музейный квартал», подобный венскому. Здания, образующие квартал, как бы восстанавливают градостроительные решения старой Москвы.
Музейный квартал в районе Трубной площади. Общий вид
Музейный квартал. Макет
Музейный квартал. Макет
Музейный квартал. Макет


Андрей Некрасов
, руководитель проекта:

«В квартале, который мы рассматривал в рамках учебного задания, сейчас расположены спортивный клуб и несколько зданий, построенных в начале девяностых. Мы предположили, что музеи могли бы разместиться внутри старых московских домов XIX – начала ХХ века, и попытались разместить на небольшой площади семь разных музеев, сохранив периметральную застройку. Помимо музейных пространств, здания вместили бы мастерские и жилые помещения для художников, а на первых этажах – кафе, рестораны и тематические магазины. Таким образом, мы получили бы что-то похожее на парижский Монмартр, только в Москве".
Музейный квартал. Макет
*** 

Музей Чехова
Юлия Морина
Юлия Морина, музей Чехова

Музей, посвященный жизни и творчеству Антона Павловича Чехова, авторы предложили расположить в существующем монументальном доме периода сталинского классицизма, вырезав в нем развернутый по диагонали двор – открытый зрительный зал, где в торце сцены – фасад чеховского особняка. Двухэтажное здание музея становится частью музейного квартала и сохраняет градостроительную канву исторической застройки Москвы. Простой объем с курдонером и мезонином отсылает к чеховскому образу старого дачного дома. В сторону просторного внутреннего двора выходит главный фасад дома. О современном характере постройки говорит слегка деформированная конфигурация двора, ориентированного на озеро, которое предложено разбить перед музеем в память о некогда существовавших здесь прудах. Помимо выставочных галерей в виде лабиринта книжных полок, в здании предлагается разместить литературное кафе и трехуровневое сценическое пространство. В теплое время года сцена с вечерними литературными чтениями и концертами выходит в курдонер.
Юлия Морина, музей Чехова
Юлия Морина, музей Чехова
***

Музей Ахматовой и Гумилева
Екатерина Востокова 
Екатерина Востокова, музей Ахматовой и Гумилева

Автор проекта предлагает посвятить музей не столько творческой биографии поэтов, сколько их жизням, тесно переплетенным между собой и весьма драматичным. Жизненный путь Ахматовой и Гумилева изображается как диалог пространств, где путь Ахматовой представлен в виде длинного, разнообразного и извилистого пандуса-лабиринта, а путь Гумилева – в виде прямого, ясного и совсем короткого маршрута. Сложное переплетение объемов и плоскостей двух траекторий жизни пронизывает простое и лаконичное здание, спрятанное внутри нового музейного пространства, выходит за его пределы и возвращается обратно, отправляясь блуждать по внутренним пространствам музея.
Екатерина Востокова, музей Ахматовой и Гумилева
Екатерина Востокова, музей Ахматовой и Гумилева
Екатерина Востокова, музей Ахматовой и Гумилева
***

Музей Рахманинова
Наталья Гущина 
Наталья Гущина, музей Рахманинова

Музей, посвященный жизни и творчеству композитора Сергея Рахманинова, решен в виде большой прозрачной звезда, пронзающей историческое здание.
Наталья Гущина, музей Рахманинова

Звезда – это прямая ассоциация с личностью композитора, ставшего одной из центральных фигур в культурной и музыкальной жизни мира. Внутри звезды расположен небольшой концертный зал, на сцене пианист исполняет шедевры Рахманинова. Зрители занимают места в амфитеатре, устроенном в расходящихся лучах звезды, которые прорезают каждый этаж здания и вырываются за его пределы. Все лучи подсвечены изнутри, тогда как интерьеры решены в сдержанных, приглушенных тонах. На первом этаже музея располагаются кафе, ресторан и небольшой магазин.
Наталья Гущина, музей Рахманинова
Наталья Гущина, музей Рахманинова
***

Музей Врубеля
Валерия Шевцова
Валерия Шевцова, Музей Врубеля

Фасады крупного пятиэтажного объема превращены в огромное скульптурное панно по мотивам «Демона». Музей расположен внутри квартала и довольно близко подходит к соседнему зданию музея Васнецова. В связи с этим между двумя музеями решено сформировать общий «двор художников», который служит неким центром данной части квартала. Вокруг двора – апартаменты для художников, галереи, скульптурные мастерские. На первых этажах кафе, магазины и книжная лавка.
Валерия Шевцова, Музей Врубеля
Валерия Шевцова, Музей Врубеля

Внутри музей устроен таким образом, чтобы посетители следовали по определенному маршруту осмотра с прозрачными галереями, подвешенными в многосветном пространстве музея. Прозрачность дает возможность издали видеть картины большого размера. Один из периодов творчества Врубеля связан с росписью церквей. Этому посвящено одно из пространств музея, решенное в виде своеобразного купольного зала с росписями художника.
Валерия Шевцова, Музей Врубеля
Валерия Шевцова, Музей Врубеля
Валерия Шевцова, Музей Врубеля
***

Музей Васнецова
Ангелина Васнецова 
Ангелина Васнецова, музей Васнецова

Существующее здание, в котором предлагается устроить музей Васнецова, «окружает» существующий храм прп. Сергия Радонежского в Крапивенском переулке. Снаружи здание практически не меняется. Зато внутри новое музейное пространство создает ощущение пребывания внутри одной из картин знаменитого художника. Эффект достигается благодаря огромным репродукциям картин и художественным инсталляциям, позволяющим погрузиться в творчество художника и лучше понять его настроение. В основе идеи – проект собственного сказочного дома-мастерской Васнецова.
Ангелина Васнецова, музей Васнецова
Ангелина Васнецова, музей Васнецова
Ангелина Васнецова, музей Васнецова
Ангелина Васнецова, музей Васнецова
***
 

Музей Маяковского
Елена Королева
Елена Королева, музей Маяковского

Между Неглинной и Петровкой, по замыслу авторов, можно расположить новую доминанту – музей Владимира Маяковского. Конструкция сформирована двумя высокими объемами, разделенными по диагонали стеклянным лучом лестницы, и непредсказуема как сама поэзия Маяковского. В вершине музея объем лестницы вырывается за пределы здания, формируя обзорную площадку, откуда можно рассмотреть весь музейный квартал целиком. Внутри сформированы двухуровневые экспозиционные залы.
Елена Королева, музей Маяковского
Елена Королева, музей Маяковского
***

Музей Булгакова
Мария Корнеева 
Мария Корнеева, музей Булгакова

Музей Михаила Булгакова располагается внутри существующего весьма протяженного доходного дома с небольшими квартирами и скучными планировками. Примерно таким и мог быть дом, в котором располагалась знаменитая квартира №50 в романе «Мастер и Маргарита», считают авторы, хотя, впрочем, тот дом на Большой Садовой хорошо известен, в нем и музей, в нем театр.

Согласно замыслу автора проекта, музей на Неглинной занимает некоторую часть дома, которая буквально «взрывается» новым стеклянным объемом. Мощная потусторонняя – то ли дьявольская, то ли божественная сила – разрушает этот обыкновенный дом с налетом советского времени изнутри.
Мария Корнеева, музей Булгакова

В сформированном на месте взрыва стеклянном облаке неявно читается образ средневекового замка с длинными узкими окнами и характерным силуэтом. за стеклом виднеется широкая парадная лестница, ведущая на третий этаж, в центр стеклянного объема, где и сосредоточены основные экспозиционные пространства и галереи.
Мария Корнеева, музей Булгакова
***
 
 

проекты музеев, не вошедших в «квартал»:

Музей Малевича
Анастасия Талаева

Музей расположен на углу Садовой-Самотечной и Самотеки, на углу рядом с тем местом, где в 2008 году планировался, да скис отель Фрэнка Гери. Музей в виде стеклянной призмы трактован как большая объемная супрематическая картина.
Анастасия Талаева, музей Малевича
Анастасия Талаева, музей Малевича
Анастасия Талаева, музей Малевича
Анастасия Талаева, музей Малевича
***
 
Музей Дворца Советов
Надежда Егерева

Музей Дворца Советов расположился на Воздвиженке рядом с ГНИМА, на площадке возле подземного перехода, ведущего к Военторгу. Надо сказать, это один из самых интересных проектов группы. Семиэтажный объем, в плане – четверть круга, на 3 этажа закопан в землю, еще 4 этажа вверху. Получается метров 20, что довольно монументально. Внутри – 15-метровая четвертинка модели несостоявшегося сталинского дворца, вокруг – амфитеатр для ее созерцания, с подобием пантеонообразного купола, образованного балконами для экспозиции и зрителей – копии интерьера главного зала в проекте Иофана. Предполагается, что в амфитеатре можно было бы читать лекции и проводить прочие тусовки.
Надежда Егерева, музей Дворца советов
Надежда Егерева, музей Дворца советов
Надежда Егерева, музей Дворца советов

Музей продолжается двумя корпусами на улице и в глубине двора, они соединены подземными переходами, также используется переход под Воздвиженкой к Военторгу. Кровлю светового фонаря во дворе планируется приспособить под амфитеатр. Масштаб проекта, тема и подача – все тяготеет к «бумажной архитектуре» 1980-х и выглядит воспоминанием о ней.
Надежда Егерева, музей Дворца советов
Надежда Егерева, музей Дворца советов
Надежда Егерева, музей Дворца советов
***

Музей возникновения русского флота
Сергей Левченко
zooming
Сергей Левченко, музей возникновения русского флота

Автор проекта предлагает восстановить утраченную Сухареву башню, но не в буквальном смысле – метод был обнаружен у итальянских коллег, которые восстанавливают только объем и пропорции здания. Весь объем представляет собой каркас с часто расположенными горизонтальными трубами или стержнями, повторяющими абрис (форму фасадов) исторического здания. Днем такое сооружение почти не видно на фоне яркого неба, но ночью, подсвеченное снизу, оно возникает как здание призрак, из-за чего кажется, что здание, как фантом, парит в воздухе. Внутри башни расположен музей возникновения русского флота. Его центральный экспонат – гигантский макет первого парусника Петра I, сомасштабный зданию.
Сергей Левченко, музей возникновения русского флота
Сергей Левченко, музей возникновения русского флота
Сергей Левченко, музей возникновения русского флота
Сергей Левченко, музей возникновения русского флота
***

Музей Шухова
Сергей Киселев 
Сергей Киселев, музей Шухова

Музей поместился на площади «Известий», рядом с Пушкинской – автор проекта, по-видимому, здраво рассудил, что после сноса всех ненавистных передовым урбанистам ларьков там образовалось многовато пустого и неуютно-холодного места. Музей, чем-то похожий на музей Малевича выше по тексту, представляет собой стеклянную призму-башню, девятиэтажной высоты или выше, с одним ярусом подземного пространства – словом, берет на себя роль нереализованного конкурсного проекта братьев Весниных. Внутри в углу помещен крупный фрагмент сетчатой башни великого инженера с ответвлениями, напоминающими инсталляцию Петра Виноградова в Выксе.
Сергей Киселев, музей Шухова
Сергей Киселев, музей Шухова
Сергей Киселев, музей Шухова
Сергей Киселев, музей Шухова
***

25 Апреля 2018

Похожие статьи
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.