Зарядное устройство

9 сентября в день 870-летия Москвы состоялось открытие парка «Зарядье», построенного по проекту архитекторов Diller Scofidio + Renfro около Кремля.

mainImg
Проект:
Парк «Зарядье»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Hargreaves Associates, Citymakers LLC, Ландшафтная компания ARTEZA, Mobility in Chain, Transsolar, МАХПИ, ГБС им. Н.В. Цыцина

2013 — 2013 / 9.2017
Открывал его президент Путин, который 20 декабря 2012 года в разговоре с мэром Сергеем Собяниным предложил сделать парк на месте разобранной гостиницы «Россия», а значит, является в некотором роде патроном стройки. Хотя известно, что идея принадлежала Вячеславу Глазычеву [upd.: По словам Петрам Кудрявцева, идея парка принадлежала сообществу «Друзья Зарядья», хотя с Глазычевым они ее обсуждали; впрочем по словам Ирины Ирбитской именно Глазычеву удалось убедить президента ничего не строить в Зарядье и разбить там парк]. Но в президентским покровительством статус события вырастает едва ли не до Олимпиады в Сочи. Парк «Зарядье» должен стать новым символом России: тут повод услышать в слове «Зарядье» вариант зарядного устройства, перезагрузки и модернизации; а Собянин назвал его «центром распространения современных принципов благоустройства». То есть это еще и эталон урбанистики для всех российских городов. А урбанистика – это наше «всё» на данный момент, точка позитива.

Вечером 9 сентября дня главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов провел экскурсию по парку для прессы и гостей, а затем в амфитеатре около филармонии прошла лекция с участием команды проекта: Сергея Кузнецова, Чарльза Ренфро, Мэри Маргарет Джонс из Hardgreaves Associates, Петра Кудрявцева из City makers, инженеров Мосинжпроекта, директора парка «Зарядье» Павла Трехлеба, а также главы департамента культуры Москвы Александра Кибовского. Вечер завершился праздничным салютом.
Макет перед Медиа-центром пользовался популярностью, но лампочки не горели. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Сергей Кузнецов ведет экскурсию по парку в день открытия 9 сентября. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Слева – Тимур Башкаев, автор интерьеров «Ледяной пещеры» и «Заповедного посольства», справа Ольга Свиблова, директор ММАМ. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Владимир Плоткин на кровле филармонии. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Алексей Козырь и Александр Пономарев, авторы инсталляции «Ледяной пещеры». Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Александр Асадов спроектировал в парке многое. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Южный амфитеатр. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017

Парк «Зарядье» – полный приключений ландшафт в центре города. Со сложным рельефом –перепад высоты 27 м, – который причудливо, но органично спускается к реке. Парк состоит из четырех климатических зон, отражающих природу России: средней полосы с березками, степи, тундры и болота. В каждой высажены соответствующие растения. Благодаря пиксельному мощению границы между ним и почвой мягкие: новый тренд в благоустройстве!. Внутри парка, как норки хоббитов, спрятаны музеи и аттракционы. В одном из зданий расположены «Ледяная пещера» с холодной инсталляцией Алексея Козыря и Александра Пономарева и контрастно-теплое «Заповедное посольство» со спиралью теплолюбивых растений, предназначенное для образовательных детских программам по биотехнологиям и космосу. В Медиа-центре находятся фильмы-аттракционы «Машина времени» и «Полет над Москвой». Есть еще подземный музей истории Зарядья, инфоцентр-«Купол» с инсталляцией из QR-кодов, получившей приз на Венецианской биеннале, а также встроенные в холм ближе к реке кафе и ресторан. Все это пользовалось огромным успехом у публики и призвано сделать парк заполняемым зимой. Параметрические формы павильонов весьма уместны, когда они в буквальном смысле являются частью ландшафта, врыты в землю. Это еще и очень энергоэффективное решение. К тому же «невидимая» архитектура позволила открыть перспективу на храмы Зарядья, которые отреставрированы и включены в территорию парка без границ и барьеров, а раньше были закрыты гостиницей «Россия».
Вид на Москву-реку через безимпостное стекло моста. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Вид на Кремль с горки «тундры». Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Вид на церкви Варварки с кровли филармонии. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Вход в Ледяную пещеру и «Заповедное посольство». Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Мост и искусственные водоемы под ним. Парк Зарядье. Фотография © Сергей Кротов
Вид с моста на Знаменский монастырь. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Вид с моста на вход в подземный переход и музей археологии. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Скамейка на мосту. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Вымостка. Парк Зарядье. Фотография © Илья Иванов

Но главные аттракционы в парке «Зарядье» не познавательные, а архитектурные. Это «Парящий мост» – самая длинная в мире 70-метровая бетонная консоль, нависающая над рекой, с которой открываются фантастические новые виды на Москву и Кремль. Мост выдерживает гораздо больший вес, чем вес количества людей, которые могут на нем поместиться. Стеклянные перила добавляют адреналина висящим между небом и водой посетителям. Особенно круто было находиться на мосту в момент салюта, в эпицентре залпов, которые давали с катеров, и звезды салюта сыпались прямо на голову.

«Стеклянная кора» – крыша над филармонией с открытым амфитеатром и сценой – еще один аттракцион Зарядья. Навес, повторяющий очертания искусственного ландшафта, состоит из 2618 стальных треугольников со стеклянным заполнением, содержит солнечные батареи, устройства для проветривания и для распыления воды. Под ним на крыше филармонии образуется открытое пространство с микроклиматом, тепло от филармонии даже зимой будет согревать людей и растения. На холме, под которым спрятана филармония, устроен амфитеатр на 1600 человек, а с юга к холму примыкает Малый амфитеатр (где и проходила лекция). Здание филармонии авторства Владимира Плоткина и ТПО «Резерв» планируют открыть в 2018 году.
Филармония, южный фасад. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Филармония, южный фасад, фрагмент. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
«Стеклянная кора» над филармонией. Парк Зарядье. Фотография © Илья Иванов
«Стеклянная кора» над филармонией. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
«Стеклянная кора» над филармонией. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Ярко подсвеченный «сухой фонтан» перед главным фасадом филармонии. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017

Подземный археологический музей (авторы Юрий Аввакумов и Георгий Солопов [к реализованной версии проекта Аввакумов и Солопов не имеют отношения, недавно, 17.09.2017, Юрий Аввакумов обнародовал на своем сайте суть конфликта: «В декабре 2016 года Департамент культуры города Москвы, использовав скрытый аппаратный ресурс, перевел заказ на проектирование дизайнерской бригаде, связанной с Историческим музеем». По словам Аввакумова, «проект, сохранив архитектурно-планировочное решение, был значительно огрублен в деталях»]), посвященный истории Зарядья, организован вокруг фрагмента Китайгородской стены XVI века. Он находится как бы внутри горы и ведет под автодорогой на низкую набережную с кафе и спуском к воде.
Подземный музей археологии Зарядья. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Подземный музей археологии Зарядья. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Нижняя набережная, на которую можно попасть через реконструированный подземный переход советского времени. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017

Архитектура между аттракционом и экологией
То, что в Москве построили парк не кто-нибудь, а Элизабет Диллер и Рикардо Скофидио – экспериментаторы, авторы здания-«Облака» на озере Нешатель (Экспо 2002), прощупывающие границы архитектуры как материального искусства, дематериализующие ее до степени исчезновения, – удивительно. Потому что о наши реалии разбивались самые дерзкие мечты. Парк же, как после лекции сказал мне Чарльз Ренфро, партнер бюро Diller Scofidio + Renfro, реализован достойно. И продолжает высокую линию созданных этим бюро урбанистических пространств, заданную парком High Line в Нью-Йорке (2011).

В 2000 годах в архитектуре господствовала идея здания-аттракциона, но в следующем десятилетии, после финансового кризиса 2008 года, возобладали экологическая идеология и урбанизм. В парке «Зарядье» экология и город – самые живые на сегодня идеи, объединяющие мир, – соединились с аттракционом. Потому что «Зарядье» – это, конечно, не просто природа, но парк для развлечений и познания, и он напичкан современными технологиями для поддержания природы в должном состоянии.
Лед в пещере еще только нарастает на трубках. Авторы инсталляции Александр Пономарев и Алексей Козырь. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
«Заповедное посольство» – вторая половина павильона Ледяной пещеры. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Медиа-центр, вестибюль. Очень светлый, пластиковые нити светильников занимают весь потолок; они призваны рассеивать свет: как дневной из зенитных фонарей, так и искусственный вечером. Потолок напоминает северное сияние. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Зенитный фонарь в вестибюле медиа-центра. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Светильник в вестибюле медиа-центра. Парк Зарядье. Фотография © Сергей Кротов
Кафе. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017

Культурная составляющая в парке, благодаря филармонии, также достаточно сильная. Наконец, роль «Зарядья» как ключевого звена в музейном пешеходном маршруте вокруг Кремля трудно переоценить. Об этом говорил Александр Кибовский в завершение лекции. Теперь, когда ворота Спасской башни открыты, можно через Кутафью башню войти в Кремль, пересечь его насквозь, через Спасскую башню выйти к Василию Блаженному, оттуда в парк Зарядье, затем в новую Третьяковку и так далее. В этот туристический маршрут должны войти ТЭЦ-2 Ренцо Пьяно, музейный квартал ГМИИ им. Пушкина, Манеж, Политехнический музей, Третьяковка. Все это приводит к тому, что Москва стремительно набирает энергию мирового мегаполиса, обретая урбанистическую приветливость, становясь городом для людей. 

Поставщики, технологии

Проект:
Парк «Зарядье»
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Hargreaves Associates, Citymakers LLC, Ландшафтная компания ARTEZA, Mobility in Chain, Transsolar, МАХПИ, ГБС им. Н.В. Цыцина

2013 — 2013 / 9.2017

13 Сентября 2017

Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Чарльз Ренфро: «Мы хотели создать парк, где одновременно...
Архитекторы Diller Scofidio + Renfro и Hargreaves Associates, которые совместно с Citymakers входят в консорциум по разработке архитектурной и ландшафтной концепции парка «Зарядье», рассказали Архи.ру о создании, трансформации и реализации этого ключевого для Москвы проекта.
Парк истории Зарядья
Вера Бутко и Антон Надточий, участники консорциума MVRDV, рассказывают о проекте, который занял третье место в конкурсе на парк «Зарядье»: о своих впечатлениях от совместной работы с Вини Маасом, а также о том, каким был его первоначальный замысел.
Парк и его производные
26 марта в архитектурно-строительном центре «Дом на Брестской» открылась выставка проектов нового общественного пространства в Зарядье. Всего в экспозиции представлено 118 работ, принятых к рассмотрению в рамках проведения конкурса на разработку концепции развития общественного пространства на месте бывшей гостиницы «Россия».
Зарядье: парк, концертный зал, реконструкция?
Предлагаем Вашему вниманию рассказ об обсуждении судьбы московского Зарядья, которое состоялось на «Стрелке» 14 февраля. Три автора по просьбе редакции Архи.ру послушали и записали мнения экспертов, участвовавших в обсуждении.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.