«Второй Манеж Москве не нужен»

Руководитель общественной экспертизы проектов развития Зарядья Марк Гурари – о конкурсе и его наиболее приемлемых проектах.

Автор текста:
Татьяна Тимофеева

11 Апреля 2012
mainImg
Выставку проектов первого этапа открытого конкурса на концепцию развития Зарядья продлили до 20 апреля. После того, как выставка завершится, Экспертная группа примет решение о результатах конкурса, вероятно, основываясь на итогах народного голосования, проведенного на выставке и в интернете.

Однако в конце марта Совет по градостроительному развитию Москвы СМА провел еще одну, общественную экспертизу – обсуждение представленных проектов прямо на выставке, с участием нескольких архитекторов, членов ЭКОС и посетителей выставки. Руководителем и организатором этой общественной экспертизы стал Марк Гурари – заместитель председателя Совета по градостроительному развитию СМА и член президиума ЭКОСа. Результаты обсуждения он передал Экспертной группе; не исключено, что мнение общественной экспертизы также будет учтено при принятии решения. Во всяком случае, звучит оно вполне определенно: обширное строительство в Зарядье, в том числе и подземное, следует исключить.

Мы задали Марку Гурари несколько вопросов и узнали, что думают участники обсуждения о судьбе Зарядья и о перспективах конкурса.

Архи.ру: Итак, Вы считаете, что результаты конкурса на концепцию парка в Зарядье небезнадежны? Многие уже поставили на этом конкурсе жирный «крест».

Марк Гурари:
Да, сейчас в СМИ распространяется мнение, что поданные на конкурс проекты парка в Зарядье профессионально не состоятельны, программу надо писать заново и толку от конкурса никакого. Мне было поручено выполнить общественную экспертизу этих проектов силами Совета по градостроительному развитию Москвы Союза московских архитекторов, и провести на выставке общественное обсуждение (оно состоялось 29 марта – Архи.ру). В нем участвовали как эксперты, историки, искусствоведы и архитекторы, так и непрофессионалы – посетители выставки. Результаты экспертизы и обсуждения не позволяют согласиться со скептиками и пессимистами.

Конечно, есть проекты, которые ни в коем случае нельзя воплощать: многоступенчатые башни до 120 м высотой, гигантские «яйца на мешковине» (терминология самих авторов) с залом и многоэтажным кафе внутри, 170-метровая татлинская башня III Интернационала, такая же жесткая и механистичная, как и сама идея этого интернационала. Если для оценки остальных проектов мы руководствовались врачебным девизом – «не навреди», то здесь уже пришлось сказать библейское «не убий», ведь рядом Кремль, храм Василия Блаженного и главная площадь страны. Такие проекты устарели, они из эпохи архитектурного вандализма, которая должна окончательно сойти на нет, иначе мы Москву потеряем. Увы, эти «убийственные» работы отнюдь не дилетантские, они весьма профессионально прорисованы. Но работа в исторической среде требует не только архитектурного мастерства, но и чувства уместности предлагаемого решения.

Однако проектов «убийственных» – всего 18-20 из 118-ти, остальные подходят к решению парка более деликатно. Так что конкурс дал нужный результат: обозначил пути, по которым двигаться дальше, и наоборот, те решения, которые ни в коем случае не годятся. А увлечение показом в СМИ курьезных проектов, которые, кстати, неизбежны на открытых конкурсах, с полным отрицанием какого-то позитива, опасно – как бы оно не закончилось конкурсом заказным, да с участием знатных иностранцев, шедевры которых неоднократно навязываются Москве – и близ новой Третьяковки, и у Музея им. Пушкина, и в других заметных местах столицы. Вот когда «курьезы» нынешнего конкурса покажутся цветочками!

Архи.ру: И каково же позитивное решение? Какие проекты экспертов и общественность признали наиболее приемлемыми?

Марк Гурари:
Наиболее рациональными экспертиза считает проекты простого участка для рекреации в насыщенной туристско-деловой зоне, пейзажного парка, соответствующего масштабу места, с однородной полицентрической композицией, близкой к исторической. Давайте последовательно двигаться к ответу на простое и разумное предложение власти – устроить парк в перегруженном центре Москвы, среди царства бетона и асфальта. Москве рядом с Кремлем Манеж номер два не нужен.

Архи.ру:  Это значит просто парк, без построек – даже подземных?

Марк Гурари:
Эксперты и общественность пришли к выводу, что размещение в парке концертного зала на 3,5 тысячи мест, торговли и ресторанов усложнит транспортную обстановку района, где и сейчас, при совершенно пустой, незастроенной площадке – перегрузка магистралей и беспрерывные пробки.  

Среди проектировщиков-объемщиков, не связанных с градостроительством, сохраняется заблуждение, что крупный объект, упрятанный под землю, никак не воздействует на характер участка и окружения. Надо просто на минуту представить обстановку, когда 3,5 тысячи человек выберутся  на поверхность по окончании концерта.

Отметим кстати, что вместительных, современно оборудованных  концертных залов не хватает в периферийных округах Москвы – а это фактически огромные города с миллионным населением. Давно нужно было подыскать им места в срединной зоне города, рядом со станциями метро. Когда же отвыкнем от губительной привычки: буквально все в стране стараться подвинуть поближе к уже перегруженной Московской области, в области – к Москве, а в самой Москве – обязательно к стенам Кремля!

Любопытно, что раньше в раздувании объемов новых объектов все винили инвесторов, твердо помнивших, что земля в центре дороже золота. Но оказалось, что при полной свободе, предоставленной архитекторам (ведь устройство зала, автостоянок и пр. по программе не было обязательным), привычка «запихнуть» в объект как можно больше держится крепко. В центре таких мировых столиц, как Вена, Лондон, Вашингтон – обширные парки, и никому в голову не приходит застроить их насыщенными, раздутыми объектами. Видно, детская болезнь эпохи реформ не обошла и наше архитектурное сословие. Упрощенное, лобовое понимание экономических законов на уровне, так сказать, младшего бухгалтера – и профессиональные проколы в результате. Поголовно болеем, снизу доверху.

Архи.ру: Но эксперты все же считают возможным какое-то, возможно очень небольшое, строительство в Зарядье, или нет?

Марк Гурари:
Из новоделов экспертиза одобрила только предложения по воссозданию храмов и как вариант – Китайгородской стены вдоль набережной. Она прикроет посетителей парка от шумов и выхлопов автомобильных потоков. К тому же композиционное взаимодействие с протяженной стеной Кремля способствует воссозданию цельности, крупного масштаба речного фасада. В проектах с восстановлением стены (171076, 151425, 224668; с проектами можно ознакомиться на сайте Москомархитектуры) или устройства ее замены (проект 491828) предлагается организовать на ней прогулки и обзор местности. На последующих этапах нужно представить развертку речного фасада исторического центра от Храма Христа Спасителя  до высотного здания на Котельнической набережной. Правомерны  также организация видов на Кремль и на реку, устройство под трассой, проходящей по набережной, выхода ближе к уровню воды для  причала.

Многие конкурсные проекты содержат реальные предложения по использованию исторической тематики. Это воссоздание старых улиц в виде планировочной схемы парковых дорог, контуров или объемов домов средствами озеленения или благоустройства (проекты 151425, 224668, 260351, 290684, 125731 и др.); макеты  древней Москвы (проект 224668), старого Зарядья, всей России (проект 300940); скульптуры на исторические темы (проекты 040134, 040318); создание  ландшафтных участков, типичных для России (проект 041978); виртуальные картины Москвы с помощью лазерного шоу (проект 041978 и предложение Н. Григорьевой), воссоздание отдельных храмов, организация показа археологических находок и видов на Кремль и Москва-реку. Такие решения способствуют развитию просветительно-патриотической функции нового парка. Но предложения по установке скульптур не должны способствовать  превалированию парка над главными  историческими доминантами центра. Лично я не считаю удачным и предложение по устройству дискуссионного уголка Гайд-парка на столь небольшом по площади зеленом участке, он привлечет  излишнюю массу посетителей.

Своеобразное решение зеленого квартала-парка представлено в проекте 072254, отличающемся высокопрофессиональной прорисовкой плана, хотя сама архитектура павильонов пока чересчур стерильная. Разумеется, из всех этих проектов необходимо убрать подземную часть.

Архи.ру: А что еще, помимо обширного строительства в Зарядье, эксперты сочли неприемлемым?

Марк Гурари:
Экспертиза считает не соответствующими характеру и масштабу местности проекты с резко прорисованной механической квадратной сеткой дорог, или с мощной диагональной эспланадой от Воспитательного дома к Храму Василия Блаженного (проекты 100001, 060757), излишнее центрирование планировки, допускающее соперничество с архитектурой памятников и пространством  Красной площади. К сожалению, есть немало профессионально проработанных композиций, где  чрезмерно выделены центр или главная ось, что диссонирует с композиционным строем и масштабом окружающей застройки, с исторически сложившимся ландшафтом местности (проекты 150155, 164102, 194653, 180602, и др.). Не соответствуют условиям места также предложения коренного преобразования рельефа, устройство громадных холмов, скал, резко меняющих привычный московский ландшафт, возведение излишне массивных объемов зданий. Близость даже одного шедевра мировой архитектуры – храма Василия Блаженного постоянно напоминает: «не навреди!» Дальнейшее развитие проектов такого направления вызовет негативную реакцию в обществе, новые противостояния защитников  исторической Москвы и проектировщиков, в конечном счете – дискредитацию изначального предложения власти.

Архи.ру: Итак, как Вы оцениваете первый этап конкурса в целом?  

Марк Гурари:
Для первой стадии конкурса, да при таких сроках, уровень их проектной и ландшафтной проработки вполне достаточен, позволю себе не согласиться со скептическими высказываниями, поскольку более десятка лет отдал ландшафтному проектированию парковых зон в различных российских городах и более двадцати – экспертизе проектных решений объектов в исторической застройке Москвы. 

Хочу отметить мужество всех без исключения авторов, выполнивших полный объем требуемых по конкурсу работ без достаточной  исходной информации и, главное, – без какой-либо надежды на премию. Это нелегкий и небыстрый труд, настоящая гражданская активность, потвержденная реальным делом. Порадовало и живое участие посетителей выставки в обсуждении проектов.

По результатам конкурса уже сейчас можно предпринять ряд действий для первоочередного проектирования и обустройства парка, и одновременно продолжить конкурсные поиски особо интересных идей, оригинальных малых форм, скамеек, фонарей, благоустройства.
***

Ниже – несколько цитат из протокола общественного обсуждения проектов Зарядья (напомним, оно состоялось 29 марта на выставке в доме на Брестской).

«Зоя Харитонова, член Совета (по градостроительному развитию Москвы СМА), член президиума ЭКОС, поддержала заключение экспертизы, но порекомендовала усилить  элемент торжественности в композиции парка, приводя аналогию с Петергофом. Ни концертный зал, ни магазины и рестораны здесь  не нужны, обширное зеленое пространство с выходом к воде, возможно скульптуры исторической тематики, например, памятник Столыпину и общая тема парка – сквер Столыпина. А вместо стены – обстроить Москворецкий мост лавками, как во Флоренции мост Риальто».

«В. Кочаков, посетитель выставки, поддержал отказ от строительства большого концертного зала. Он предложил учесть потребности разновозрастных групп и обеспечить всепогодность посещений. Парк должен иметь пейзажный характер, с выходом к воде, к пристани.»

«Архитектор Вячеслав Авдеенко отметил, что  место парка отвергает крупные постройки, они здесь не смотрятся. Восстановление старой плотной застройки тоже не нужно. А вот воссоздание Китайгородской стены в историческом или современном условном виде (проект 491828) необходимо для цельности композиции берега, без нее получится провал.»

«Архитектор Аида Мелихова, представитель общества «Старая Москва», поддержала идею воссоздания стены вдоль набережной, это объединит фасад  Зарядья с фасадом Кремля, усилит масштаб исторического центра при восприятии с реки. В композиции парка, сохраняющего старую планировку, нужно показывать контуры фундаментов несохранившихся зданий.»

«Г. Архипова, посетительница выставки, рассказала, что первоначально она была против воссоздания стены вдоль набережной, но увидев красивые развертки речного фасада с Китайгородской стеной вдоль набережной (проект 151425) и прослушав сообщение экспертизы, передумала. Она убедилась, что стена создает единение с Кремлем со стороны реки, помогает изолироваться от шума и выхлопов трассы. Прогулки по стене обеспечат возможность любования  всеми памятниками и рекой. Г.Архипова высказала интересное соображение в пользу воссоздания храмов, в таком количестве вроде бы здесь не нужных: «Известно про Москву, что в ней сорок сороков. И если в этом парке воссоздать все храмы, то получится убедительный образ многоглавой исторической Москвы.»

«Алексей Клименко, член Совета (по градостроительному развитию Москвы СМА), член президиума ЭКОС, решительно против не только строительства зала, но и воссоздания любых новоделов, включая стену и храмы. Он указал на низкое качество воссоздания той же Китайгородской стены со стороны Театральной площади. Далее он высказался против какой-либо героической темы парка. «Лучше устроить танцевальную поляну для среднего и старшего возраста, а в подземной части молодежные клубы, чтобы на утро, натанцевавшись, молодежь выходила любоваться рассветом над рекой».
Марк Гурари
Обсуждение проектов 29 марта на выставке. Фотография А. Шевченко (журнал «Территория и планирование»)
Проект 151425
Проект 224668
Проект 072254 («Московский парковый комплекс »Старый город")

11 Апреля 2012

Автор текста:

Татьяна Тимофеева
comments powered by HyperComments
Пресса: Директор «Зарядья»: «Парк — это живой организм»
Парк «Зарядье» — один из знаковых московских объектов поколения «некст». Чем запомнился его первый год жизни, что из задуманного удалось, над чем еще предстоит работать и все-таки что такое «Зарядье» — городской парк, общественная зона или культурно-научное пространство?
Пресса: «Зарядье» получило международный приз «зрительских...
Парк «Зарядье» удостоен особой похвалы (Special Mention) в категории «Ландшафтный дизайн» конкурса Architizer A+ Awards, сообщил главный архитектор Москвы, руководитель авторского коллектива проектировщиков парка Сергей Кузнецов.
Пресса: Возле парка «Зарядье» построят комплекс элитных апартаментов
Один из крупнейших столичных застройщиков — MR Group — построит в пешей доступности от Кремля и парка «Зарядье» комплекс апартаментов. Возможная выручка от реализации проекта может составить 1,3–1,8 млрд руб.
Пресса: И над рекою мост воспарил
Парк «Зарядье» имеет все шансы стать объектом культурного наследия, сообщил вчера руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.
Пресса: Филармония в "Зарядье" откроется летом 2018 года
Филармония на территории парка "Зарядье" в центре Москвы будет открыта к лету 2018 года, сообщил журналистам заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Пресса: Парк «Зарядье» получил положительные отзывы от ЮНЕСКО
Генеральный директор ЮНЕСКО Франческо Бандарин остался доволен реализацией парка «Зарядье», отметив, что российская сторона в полной мере выполнила свои обязательства. Соответствующее письмо было направлено в Минкультуры России, рассказал главный архитектор Москвы и руководитель авторского коллектива проектировщиков парка «Зарядье» Сергей Кузнецов.
Пресса: Франческо Бандарин: "Зарядье" открыло панорамный вид...
Заместитель генерального директора ЮНЕСКО Франческо Бандарин высоко оценил работу, проделанную в парке "Зарядье". Он посетил парк в рамках научно-практического семинара по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, посвященному памяти А.Г.Векслера.
Пресса: Архитектор "Зарядья" Чарльз Ренфро: посетители должны...
С момента открытия парка "Зарядье" в Москве прошло чуть больше месяца. За это время зеленая территория, выросшая вокруг Кремля, уже стала центром притяжения не только туристов и самих москвичей, но и поводом для противоречивых отзывов. Одни настойчиво осуждают архитекторов, превративших "сердце страны" в подобие американских скверов, другие восхищаются новым зеленым оазисом, появившимся по соседству с Кремлем. О березовом островке, брусчатке с Красной площади, а также музыке, мешающей посетителям, ТАСС поговорил с американским проектировщиком "Зарядья" Чарльзом Ренфро, который посетил столицу в преддверии открытия Московской недели дизайна.
Пресса: «Мы не сможем переварить всех желающих»
Открытие парка «Зарядье» 9 сентября вызвало такой ажиотаж, что в первые же дни его работы, кажется, вся Москва посчитала своим долгом сделать там селфи. В результате такого проявления народной любви оказались вытоптаны 10 тысяч растений, повреждены «стеклянная кора» и купол медиацентра. Чтобы залатать эти раны, администрация даже изменила на время режим и график работы «Зарядья». Директор парка Павел Трехлеб рассказал «Мосленте», когда уберут временные заграждения, откроют парковку, проведут отбор среди «Друзей Зарядья» и пустят самых достойных из них работать с растениями.
Пресса: Григорий Ревзин о парке «Зарядье»
Архитектурный критик и партнёр КБ «Стрелка» Григорий Ревзин побывал в новом парке «Зарядье» и поделился впечатлениями на своей странице в facebook. Приводим его комментарий без изменений.
Пресса: Архитектура обнуления: Александр Можаев о всех за...
Хайп вокруг открывшегося рядом с Кремлем парка не прекращается вторую неделю. Москвовед Александр Можаев написал для «Афиши Daily» текст, в котором оценивает «Зарядье» не как красивый жест, а в контексте истории и архитектуры.
Технологии и материалы
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Сейчас на главной
Террасы и зигзаги
UNStudio прорывается в Петербург: на берегу Финского залива началось строительство ступенчатого офиса для IT-компании JetBrains.
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Здесь и сейчас
Три примера быстровозводимой модульной архитектуры для города и побега из него: растущие офисы, гастромаркет с признаками дома культуры и хижина для созерцания.
Себастиан Треезе стал лауреатом премии Дрихауса 2021...
Молодому немецкому бюро Sebastian Treese Architekten присуждена премия Ричарда Дрихауса в области традиционной архитектуры. Денежный номинал премии – 200 000 долларов USA, и она позиционируется как альтернатива премии Прицкера: если первую вручают в основном модернистам, то эту – архитекторам-классикам.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Разлинованный ландшафт
Кладбище словацкого города Прешов по проекту STOA architekti играет роль не только некрополя, но и рекреационной зоны для двух жилых районов.
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.