«Второй Манеж Москве не нужен»

Руководитель общественной экспертизы проектов развития Зарядья Марк Гурари – о конкурсе и его наиболее приемлемых проектах.

mainImg
Выставку проектов первого этапа открытого конкурса на концепцию развития Зарядья продлили до 20 апреля. После того, как выставка завершится, Экспертная группа примет решение о результатах конкурса, вероятно, основываясь на итогах народного голосования, проведенного на выставке и в интернете.

Однако в конце марта Совет по градостроительному развитию Москвы СМА провел еще одну, общественную экспертизу – обсуждение представленных проектов прямо на выставке, с участием нескольких архитекторов, членов ЭКОС и посетителей выставки. Руководителем и организатором этой общественной экспертизы стал Марк Гурари – заместитель председателя Совета по градостроительному развитию СМА и член президиума ЭКОСа. Результаты обсуждения он передал Экспертной группе; не исключено, что мнение общественной экспертизы также будет учтено при принятии решения. Во всяком случае, звучит оно вполне определенно: обширное строительство в Зарядье, в том числе и подземное, следует исключить.

Мы задали Марку Гурари несколько вопросов и узнали, что думают участники обсуждения о судьбе Зарядья и о перспективах конкурса.

Архи.ру: Итак, Вы считаете, что результаты конкурса на концепцию парка в Зарядье небезнадежны? Многие уже поставили на этом конкурсе жирный «крест».

Марк Гурари:
Да, сейчас в СМИ распространяется мнение, что поданные на конкурс проекты парка в Зарядье профессионально не состоятельны, программу надо писать заново и толку от конкурса никакого. Мне было поручено выполнить общественную экспертизу этих проектов силами Совета по градостроительному развитию Москвы Союза московских архитекторов, и провести на выставке общественное обсуждение (оно состоялось 29 марта – Архи.ру). В нем участвовали как эксперты, историки, искусствоведы и архитекторы, так и непрофессионалы – посетители выставки. Результаты экспертизы и обсуждения не позволяют согласиться со скептиками и пессимистами.

Конечно, есть проекты, которые ни в коем случае нельзя воплощать: многоступенчатые башни до 120 м высотой, гигантские «яйца на мешковине» (терминология самих авторов) с залом и многоэтажным кафе внутри, 170-метровая татлинская башня III Интернационала, такая же жесткая и механистичная, как и сама идея этого интернационала. Если для оценки остальных проектов мы руководствовались врачебным девизом – «не навреди», то здесь уже пришлось сказать библейское «не убий», ведь рядом Кремль, храм Василия Блаженного и главная площадь страны. Такие проекты устарели, они из эпохи архитектурного вандализма, которая должна окончательно сойти на нет, иначе мы Москву потеряем. Увы, эти «убийственные» работы отнюдь не дилетантские, они весьма профессионально прорисованы. Но работа в исторической среде требует не только архитектурного мастерства, но и чувства уместности предлагаемого решения.

Однако проектов «убийственных» – всего 18-20 из 118-ти, остальные подходят к решению парка более деликатно. Так что конкурс дал нужный результат: обозначил пути, по которым двигаться дальше, и наоборот, те решения, которые ни в коем случае не годятся. А увлечение показом в СМИ курьезных проектов, которые, кстати, неизбежны на открытых конкурсах, с полным отрицанием какого-то позитива, опасно – как бы оно не закончилось конкурсом заказным, да с участием знатных иностранцев, шедевры которых неоднократно навязываются Москве – и близ новой Третьяковки, и у Музея им. Пушкина, и в других заметных местах столицы. Вот когда «курьезы» нынешнего конкурса покажутся цветочками!

Архи.ру: И каково же позитивное решение? Какие проекты экспертов и общественность признали наиболее приемлемыми?

Марк Гурари:
Наиболее рациональными экспертиза считает проекты простого участка для рекреации в насыщенной туристско-деловой зоне, пейзажного парка, соответствующего масштабу места, с однородной полицентрической композицией, близкой к исторической. Давайте последовательно двигаться к ответу на простое и разумное предложение власти – устроить парк в перегруженном центре Москвы, среди царства бетона и асфальта. Москве рядом с Кремлем Манеж номер два не нужен.

Архи.ру:  Это значит просто парк, без построек – даже подземных?

Марк Гурари:
Эксперты и общественность пришли к выводу, что размещение в парке концертного зала на 3,5 тысячи мест, торговли и ресторанов усложнит транспортную обстановку района, где и сейчас, при совершенно пустой, незастроенной площадке – перегрузка магистралей и беспрерывные пробки.  

Среди проектировщиков-объемщиков, не связанных с градостроительством, сохраняется заблуждение, что крупный объект, упрятанный под землю, никак не воздействует на характер участка и окружения. Надо просто на минуту представить обстановку, когда 3,5 тысячи человек выберутся  на поверхность по окончании концерта.

Отметим кстати, что вместительных, современно оборудованных  концертных залов не хватает в периферийных округах Москвы – а это фактически огромные города с миллионным населением. Давно нужно было подыскать им места в срединной зоне города, рядом со станциями метро. Когда же отвыкнем от губительной привычки: буквально все в стране стараться подвинуть поближе к уже перегруженной Московской области, в области – к Москве, а в самой Москве – обязательно к стенам Кремля!

Любопытно, что раньше в раздувании объемов новых объектов все винили инвесторов, твердо помнивших, что земля в центре дороже золота. Но оказалось, что при полной свободе, предоставленной архитекторам (ведь устройство зала, автостоянок и пр. по программе не было обязательным), привычка «запихнуть» в объект как можно больше держится крепко. В центре таких мировых столиц, как Вена, Лондон, Вашингтон – обширные парки, и никому в голову не приходит застроить их насыщенными, раздутыми объектами. Видно, детская болезнь эпохи реформ не обошла и наше архитектурное сословие. Упрощенное, лобовое понимание экономических законов на уровне, так сказать, младшего бухгалтера – и профессиональные проколы в результате. Поголовно болеем, снизу доверху.

Архи.ру: Но эксперты все же считают возможным какое-то, возможно очень небольшое, строительство в Зарядье, или нет?

Марк Гурари:
Из новоделов экспертиза одобрила только предложения по воссозданию храмов и как вариант – Китайгородской стены вдоль набережной. Она прикроет посетителей парка от шумов и выхлопов автомобильных потоков. К тому же композиционное взаимодействие с протяженной стеной Кремля способствует воссозданию цельности, крупного масштаба речного фасада. В проектах с восстановлением стены (171076, 151425, 224668; с проектами можно ознакомиться на сайте Москомархитектуры) или устройства ее замены (проект 491828) предлагается организовать на ней прогулки и обзор местности. На последующих этапах нужно представить развертку речного фасада исторического центра от Храма Христа Спасителя  до высотного здания на Котельнической набережной. Правомерны  также организация видов на Кремль и на реку, устройство под трассой, проходящей по набережной, выхода ближе к уровню воды для  причала.

Многие конкурсные проекты содержат реальные предложения по использованию исторической тематики. Это воссоздание старых улиц в виде планировочной схемы парковых дорог, контуров или объемов домов средствами озеленения или благоустройства (проекты 151425, 224668, 260351, 290684, 125731 и др.); макеты  древней Москвы (проект 224668), старого Зарядья, всей России (проект 300940); скульптуры на исторические темы (проекты 040134, 040318); создание  ландшафтных участков, типичных для России (проект 041978); виртуальные картины Москвы с помощью лазерного шоу (проект 041978 и предложение Н. Григорьевой), воссоздание отдельных храмов, организация показа археологических находок и видов на Кремль и Москва-реку. Такие решения способствуют развитию просветительно-патриотической функции нового парка. Но предложения по установке скульптур не должны способствовать  превалированию парка над главными  историческими доминантами центра. Лично я не считаю удачным и предложение по устройству дискуссионного уголка Гайд-парка на столь небольшом по площади зеленом участке, он привлечет  излишнюю массу посетителей.

Своеобразное решение зеленого квартала-парка представлено в проекте 072254, отличающемся высокопрофессиональной прорисовкой плана, хотя сама архитектура павильонов пока чересчур стерильная. Разумеется, из всех этих проектов необходимо убрать подземную часть.

Архи.ру: А что еще, помимо обширного строительства в Зарядье, эксперты сочли неприемлемым?

Марк Гурари:
Экспертиза считает не соответствующими характеру и масштабу местности проекты с резко прорисованной механической квадратной сеткой дорог, или с мощной диагональной эспланадой от Воспитательного дома к Храму Василия Блаженного (проекты 100001, 060757), излишнее центрирование планировки, допускающее соперничество с архитектурой памятников и пространством  Красной площади. К сожалению, есть немало профессионально проработанных композиций, где  чрезмерно выделены центр или главная ось, что диссонирует с композиционным строем и масштабом окружающей застройки, с исторически сложившимся ландшафтом местности (проекты 150155, 164102, 194653, 180602, и др.). Не соответствуют условиям места также предложения коренного преобразования рельефа, устройство громадных холмов, скал, резко меняющих привычный московский ландшафт, возведение излишне массивных объемов зданий. Близость даже одного шедевра мировой архитектуры – храма Василия Блаженного постоянно напоминает: «не навреди!» Дальнейшее развитие проектов такого направления вызовет негативную реакцию в обществе, новые противостояния защитников  исторической Москвы и проектировщиков, в конечном счете – дискредитацию изначального предложения власти.

Архи.ру: Итак, как Вы оцениваете первый этап конкурса в целом?  

Марк Гурари:
Для первой стадии конкурса, да при таких сроках, уровень их проектной и ландшафтной проработки вполне достаточен, позволю себе не согласиться со скептическими высказываниями, поскольку более десятка лет отдал ландшафтному проектированию парковых зон в различных российских городах и более двадцати – экспертизе проектных решений объектов в исторической застройке Москвы. 

Хочу отметить мужество всех без исключения авторов, выполнивших полный объем требуемых по конкурсу работ без достаточной  исходной информации и, главное, – без какой-либо надежды на премию. Это нелегкий и небыстрый труд, настоящая гражданская активность, потвержденная реальным делом. Порадовало и живое участие посетителей выставки в обсуждении проектов.

По результатам конкурса уже сейчас можно предпринять ряд действий для первоочередного проектирования и обустройства парка, и одновременно продолжить конкурсные поиски особо интересных идей, оригинальных малых форм, скамеек, фонарей, благоустройства.
***

Ниже – несколько цитат из протокола общественного обсуждения проектов Зарядья (напомним, оно состоялось 29 марта на выставке в доме на Брестской).

«Зоя Харитонова, член Совета (по градостроительному развитию Москвы СМА), член президиума ЭКОС, поддержала заключение экспертизы, но порекомендовала усилить  элемент торжественности в композиции парка, приводя аналогию с Петергофом. Ни концертный зал, ни магазины и рестораны здесь  не нужны, обширное зеленое пространство с выходом к воде, возможно скульптуры исторической тематики, например, памятник Столыпину и общая тема парка – сквер Столыпина. А вместо стены – обстроить Москворецкий мост лавками, как во Флоренции мост Риальто».

«В. Кочаков, посетитель выставки, поддержал отказ от строительства большого концертного зала. Он предложил учесть потребности разновозрастных групп и обеспечить всепогодность посещений. Парк должен иметь пейзажный характер, с выходом к воде, к пристани.»

«Архитектор Вячеслав Авдеенко отметил, что  место парка отвергает крупные постройки, они здесь не смотрятся. Восстановление старой плотной застройки тоже не нужно. А вот воссоздание Китайгородской стены в историческом или современном условном виде (проект 491828) необходимо для цельности композиции берега, без нее получится провал.»

«Архитектор Аида Мелихова, представитель общества «Старая Москва», поддержала идею воссоздания стены вдоль набережной, это объединит фасад  Зарядья с фасадом Кремля, усилит масштаб исторического центра при восприятии с реки. В композиции парка, сохраняющего старую планировку, нужно показывать контуры фундаментов несохранившихся зданий.»

«Г. Архипова, посетительница выставки, рассказала, что первоначально она была против воссоздания стены вдоль набережной, но увидев красивые развертки речного фасада с Китайгородской стеной вдоль набережной (проект 151425) и прослушав сообщение экспертизы, передумала. Она убедилась, что стена создает единение с Кремлем со стороны реки, помогает изолироваться от шума и выхлопов трассы. Прогулки по стене обеспечат возможность любования  всеми памятниками и рекой. Г.Архипова высказала интересное соображение в пользу воссоздания храмов, в таком количестве вроде бы здесь не нужных: «Известно про Москву, что в ней сорок сороков. И если в этом парке воссоздать все храмы, то получится убедительный образ многоглавой исторической Москвы.»

«Алексей Клименко, член Совета (по градостроительному развитию Москвы СМА), член президиума ЭКОС, решительно против не только строительства зала, но и воссоздания любых новоделов, включая стену и храмы. Он указал на низкое качество воссоздания той же Китайгородской стены со стороны Театральной площади. Далее он высказался против какой-либо героической темы парка. «Лучше устроить танцевальную поляну для среднего и старшего возраста, а в подземной части молодежные клубы, чтобы на утро, натанцевавшись, молодежь выходила любоваться рассветом над рекой».
Марк Гурари
Обсуждение проектов 29 марта на выставке. Фотография А. Шевченко (журнал «Территория и планирование»)
Проект 151425
Проект 224668
Проект 072254 («Московский парковый комплекс »Старый город")

11 Апреля 2012

Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Зарядное устройство
9 сентября в день 870-летия Москвы состоялось открытие парка «Зарядье», построенного по проекту архитекторов Diller Scofidio + Renfro около Кремля.
Чарльз Ренфро: «Мы хотели создать парк, где одновременно...
Архитекторы Diller Scofidio + Renfro и Hargreaves Associates, которые совместно с Citymakers входят в консорциум по разработке архитектурной и ландшафтной концепции парка «Зарядье», рассказали Архи.ру о создании, трансформации и реализации этого ключевого для Москвы проекта.
Парк истории Зарядья
Вера Бутко и Антон Надточий, участники консорциума MVRDV, рассказывают о проекте, который занял третье место в конкурсе на парк «Зарядье»: о своих впечатлениях от совместной работы с Вини Маасом, а также о том, каким был его первоначальный замысел.
Парк и его производные
26 марта в архитектурно-строительном центре «Дом на Брестской» открылась выставка проектов нового общественного пространства в Зарядье. Всего в экспозиции представлено 118 работ, принятых к рассмотрению в рамках проведения конкурса на разработку концепции развития общественного пространства на месте бывшей гостиницы «Россия».
Зарядье: парк, концертный зал, реконструкция?
Предлагаем Вашему вниманию рассказ об обсуждении судьбы московского Зарядья, которое состоялось на «Стрелке» 14 февраля. Три автора по просьбе редакции Архи.ру послушали и записали мнения экспертов, участвовавших в обсуждении.
Пресса: Торговый молл имперского масштаба в центре Москвы...
Критичная статья обозревателя NY Times Николая Урусова о проекте Фостера для Зарядья. Автор считает этот проект далеко не лучшей из фостеровских работ и вспоминает, в перспективе 2007, добрым словом свежесть и прямоту архитектурных форм старой "России" 1970-х.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.