«Второй Манеж Москве не нужен»

Руководитель общественной экспертизы проектов развития Зарядья Марк Гурари – о конкурсе и его наиболее приемлемых проектах.

Автор текста:
Татьяна Тимофеева

mainImg
Выставку проектов первого этапа открытого конкурса на концепцию развития Зарядья продлили до 20 апреля. После того, как выставка завершится, Экспертная группа примет решение о результатах конкурса, вероятно, основываясь на итогах народного голосования, проведенного на выставке и в интернете.

Однако в конце марта Совет по градостроительному развитию Москвы СМА провел еще одну, общественную экспертизу – обсуждение представленных проектов прямо на выставке, с участием нескольких архитекторов, членов ЭКОС и посетителей выставки. Руководителем и организатором этой общественной экспертизы стал Марк Гурари – заместитель председателя Совета по градостроительному развитию СМА и член президиума ЭКОСа. Результаты обсуждения он передал Экспертной группе; не исключено, что мнение общественной экспертизы также будет учтено при принятии решения. Во всяком случае, звучит оно вполне определенно: обширное строительство в Зарядье, в том числе и подземное, следует исключить.

Мы задали Марку Гурари несколько вопросов и узнали, что думают участники обсуждения о судьбе Зарядья и о перспективах конкурса.

Архи.ру: Итак, Вы считаете, что результаты конкурса на концепцию парка в Зарядье небезнадежны? Многие уже поставили на этом конкурсе жирный «крест».

Марк Гурари:
Да, сейчас в СМИ распространяется мнение, что поданные на конкурс проекты парка в Зарядье профессионально не состоятельны, программу надо писать заново и толку от конкурса никакого. Мне было поручено выполнить общественную экспертизу этих проектов силами Совета по градостроительному развитию Москвы Союза московских архитекторов, и провести на выставке общественное обсуждение (оно состоялось 29 марта – Архи.ру). В нем участвовали как эксперты, историки, искусствоведы и архитекторы, так и непрофессионалы – посетители выставки. Результаты экспертизы и обсуждения не позволяют согласиться со скептиками и пессимистами.

Конечно, есть проекты, которые ни в коем случае нельзя воплощать: многоступенчатые башни до 120 м высотой, гигантские «яйца на мешковине» (терминология самих авторов) с залом и многоэтажным кафе внутри, 170-метровая татлинская башня III Интернационала, такая же жесткая и механистичная, как и сама идея этого интернационала. Если для оценки остальных проектов мы руководствовались врачебным девизом – «не навреди», то здесь уже пришлось сказать библейское «не убий», ведь рядом Кремль, храм Василия Блаженного и главная площадь страны. Такие проекты устарели, они из эпохи архитектурного вандализма, которая должна окончательно сойти на нет, иначе мы Москву потеряем. Увы, эти «убийственные» работы отнюдь не дилетантские, они весьма профессионально прорисованы. Но работа в исторической среде требует не только архитектурного мастерства, но и чувства уместности предлагаемого решения.

Однако проектов «убийственных» – всего 18-20 из 118-ти, остальные подходят к решению парка более деликатно. Так что конкурс дал нужный результат: обозначил пути, по которым двигаться дальше, и наоборот, те решения, которые ни в коем случае не годятся. А увлечение показом в СМИ курьезных проектов, которые, кстати, неизбежны на открытых конкурсах, с полным отрицанием какого-то позитива, опасно – как бы оно не закончилось конкурсом заказным, да с участием знатных иностранцев, шедевры которых неоднократно навязываются Москве – и близ новой Третьяковки, и у Музея им. Пушкина, и в других заметных местах столицы. Вот когда «курьезы» нынешнего конкурса покажутся цветочками!

Архи.ру: И каково же позитивное решение? Какие проекты экспертов и общественность признали наиболее приемлемыми?

Марк Гурари:
Наиболее рациональными экспертиза считает проекты простого участка для рекреации в насыщенной туристско-деловой зоне, пейзажного парка, соответствующего масштабу места, с однородной полицентрической композицией, близкой к исторической. Давайте последовательно двигаться к ответу на простое и разумное предложение власти – устроить парк в перегруженном центре Москвы, среди царства бетона и асфальта. Москве рядом с Кремлем Манеж номер два не нужен.

Архи.ру:  Это значит просто парк, без построек – даже подземных?

Марк Гурари:
Эксперты и общественность пришли к выводу, что размещение в парке концертного зала на 3,5 тысячи мест, торговли и ресторанов усложнит транспортную обстановку района, где и сейчас, при совершенно пустой, незастроенной площадке – перегрузка магистралей и беспрерывные пробки.  

Среди проектировщиков-объемщиков, не связанных с градостроительством, сохраняется заблуждение, что крупный объект, упрятанный под землю, никак не воздействует на характер участка и окружения. Надо просто на минуту представить обстановку, когда 3,5 тысячи человек выберутся  на поверхность по окончании концерта.

Отметим кстати, что вместительных, современно оборудованных  концертных залов не хватает в периферийных округах Москвы – а это фактически огромные города с миллионным населением. Давно нужно было подыскать им места в срединной зоне города, рядом со станциями метро. Когда же отвыкнем от губительной привычки: буквально все в стране стараться подвинуть поближе к уже перегруженной Московской области, в области – к Москве, а в самой Москве – обязательно к стенам Кремля!

Любопытно, что раньше в раздувании объемов новых объектов все винили инвесторов, твердо помнивших, что земля в центре дороже золота. Но оказалось, что при полной свободе, предоставленной архитекторам (ведь устройство зала, автостоянок и пр. по программе не было обязательным), привычка «запихнуть» в объект как можно больше держится крепко. В центре таких мировых столиц, как Вена, Лондон, Вашингтон – обширные парки, и никому в голову не приходит застроить их насыщенными, раздутыми объектами. Видно, детская болезнь эпохи реформ не обошла и наше архитектурное сословие. Упрощенное, лобовое понимание экономических законов на уровне, так сказать, младшего бухгалтера – и профессиональные проколы в результате. Поголовно болеем, снизу доверху.

Архи.ру: Но эксперты все же считают возможным какое-то, возможно очень небольшое, строительство в Зарядье, или нет?

Марк Гурари:
Из новоделов экспертиза одобрила только предложения по воссозданию храмов и как вариант – Китайгородской стены вдоль набережной. Она прикроет посетителей парка от шумов и выхлопов автомобильных потоков. К тому же композиционное взаимодействие с протяженной стеной Кремля способствует воссозданию цельности, крупного масштаба речного фасада. В проектах с восстановлением стены (171076, 151425, 224668; с проектами можно ознакомиться на сайте Москомархитектуры) или устройства ее замены (проект 491828) предлагается организовать на ней прогулки и обзор местности. На последующих этапах нужно представить развертку речного фасада исторического центра от Храма Христа Спасителя  до высотного здания на Котельнической набережной. Правомерны  также организация видов на Кремль и на реку, устройство под трассой, проходящей по набережной, выхода ближе к уровню воды для  причала.

Многие конкурсные проекты содержат реальные предложения по использованию исторической тематики. Это воссоздание старых улиц в виде планировочной схемы парковых дорог, контуров или объемов домов средствами озеленения или благоустройства (проекты 151425, 224668, 260351, 290684, 125731 и др.); макеты  древней Москвы (проект 224668), старого Зарядья, всей России (проект 300940); скульптуры на исторические темы (проекты 040134, 040318); создание  ландшафтных участков, типичных для России (проект 041978); виртуальные картины Москвы с помощью лазерного шоу (проект 041978 и предложение Н. Григорьевой), воссоздание отдельных храмов, организация показа археологических находок и видов на Кремль и Москва-реку. Такие решения способствуют развитию просветительно-патриотической функции нового парка. Но предложения по установке скульптур не должны способствовать  превалированию парка над главными  историческими доминантами центра. Лично я не считаю удачным и предложение по устройству дискуссионного уголка Гайд-парка на столь небольшом по площади зеленом участке, он привлечет  излишнюю массу посетителей.

Своеобразное решение зеленого квартала-парка представлено в проекте 072254, отличающемся высокопрофессиональной прорисовкой плана, хотя сама архитектура павильонов пока чересчур стерильная. Разумеется, из всех этих проектов необходимо убрать подземную часть.

Архи.ру: А что еще, помимо обширного строительства в Зарядье, эксперты сочли неприемлемым?

Марк Гурари:
Экспертиза считает не соответствующими характеру и масштабу местности проекты с резко прорисованной механической квадратной сеткой дорог, или с мощной диагональной эспланадой от Воспитательного дома к Храму Василия Блаженного (проекты 100001, 060757), излишнее центрирование планировки, допускающее соперничество с архитектурой памятников и пространством  Красной площади. К сожалению, есть немало профессионально проработанных композиций, где  чрезмерно выделены центр или главная ось, что диссонирует с композиционным строем и масштабом окружающей застройки, с исторически сложившимся ландшафтом местности (проекты 150155, 164102, 194653, 180602, и др.). Не соответствуют условиям места также предложения коренного преобразования рельефа, устройство громадных холмов, скал, резко меняющих привычный московский ландшафт, возведение излишне массивных объемов зданий. Близость даже одного шедевра мировой архитектуры – храма Василия Блаженного постоянно напоминает: «не навреди!» Дальнейшее развитие проектов такого направления вызовет негативную реакцию в обществе, новые противостояния защитников  исторической Москвы и проектировщиков, в конечном счете – дискредитацию изначального предложения власти.

Архи.ру: Итак, как Вы оцениваете первый этап конкурса в целом?  

Марк Гурари:
Для первой стадии конкурса, да при таких сроках, уровень их проектной и ландшафтной проработки вполне достаточен, позволю себе не согласиться со скептическими высказываниями, поскольку более десятка лет отдал ландшафтному проектированию парковых зон в различных российских городах и более двадцати – экспертизе проектных решений объектов в исторической застройке Москвы. 

Хочу отметить мужество всех без исключения авторов, выполнивших полный объем требуемых по конкурсу работ без достаточной  исходной информации и, главное, – без какой-либо надежды на премию. Это нелегкий и небыстрый труд, настоящая гражданская активность, потвержденная реальным делом. Порадовало и живое участие посетителей выставки в обсуждении проектов.

По результатам конкурса уже сейчас можно предпринять ряд действий для первоочередного проектирования и обустройства парка, и одновременно продолжить конкурсные поиски особо интересных идей, оригинальных малых форм, скамеек, фонарей, благоустройства.
***

Ниже – несколько цитат из протокола общественного обсуждения проектов Зарядья (напомним, оно состоялось 29 марта на выставке в доме на Брестской).

«Зоя Харитонова, член Совета (по градостроительному развитию Москвы СМА), член президиума ЭКОС, поддержала заключение экспертизы, но порекомендовала усилить  элемент торжественности в композиции парка, приводя аналогию с Петергофом. Ни концертный зал, ни магазины и рестораны здесь  не нужны, обширное зеленое пространство с выходом к воде, возможно скульптуры исторической тематики, например, памятник Столыпину и общая тема парка – сквер Столыпина. А вместо стены – обстроить Москворецкий мост лавками, как во Флоренции мост Риальто».

«В. Кочаков, посетитель выставки, поддержал отказ от строительства большого концертного зала. Он предложил учесть потребности разновозрастных групп и обеспечить всепогодность посещений. Парк должен иметь пейзажный характер, с выходом к воде, к пристани.»

«Архитектор Вячеслав Авдеенко отметил, что  место парка отвергает крупные постройки, они здесь не смотрятся. Восстановление старой плотной застройки тоже не нужно. А вот воссоздание Китайгородской стены в историческом или современном условном виде (проект 491828) необходимо для цельности композиции берега, без нее получится провал.»

«Архитектор Аида Мелихова, представитель общества «Старая Москва», поддержала идею воссоздания стены вдоль набережной, это объединит фасад  Зарядья с фасадом Кремля, усилит масштаб исторического центра при восприятии с реки. В композиции парка, сохраняющего старую планировку, нужно показывать контуры фундаментов несохранившихся зданий.»

«Г. Архипова, посетительница выставки, рассказала, что первоначально она была против воссоздания стены вдоль набережной, но увидев красивые развертки речного фасада с Китайгородской стеной вдоль набережной (проект 151425) и прослушав сообщение экспертизы, передумала. Она убедилась, что стена создает единение с Кремлем со стороны реки, помогает изолироваться от шума и выхлопов трассы. Прогулки по стене обеспечат возможность любования  всеми памятниками и рекой. Г.Архипова высказала интересное соображение в пользу воссоздания храмов, в таком количестве вроде бы здесь не нужных: «Известно про Москву, что в ней сорок сороков. И если в этом парке воссоздать все храмы, то получится убедительный образ многоглавой исторической Москвы.»

«Алексей Клименко, член Совета (по градостроительному развитию Москвы СМА), член президиума ЭКОС, решительно против не только строительства зала, но и воссоздания любых новоделов, включая стену и храмы. Он указал на низкое качество воссоздания той же Китайгородской стены со стороны Театральной площади. Далее он высказался против какой-либо героической темы парка. «Лучше устроить танцевальную поляну для среднего и старшего возраста, а в подземной части молодежные клубы, чтобы на утро, натанцевавшись, молодежь выходила любоваться рассветом над рекой».
Марк Гурари
Обсуждение проектов 29 марта на выставке. Фотография А. Шевченко (журнал «Территория и планирование»)
Проект 151425
Проект 224668
Проект 072254 («Московский парковый комплекс »Старый город")


11 Апреля 2012

Автор текста:

Татьяна Тимофеева
comments powered by HyperComments

Статьи по темам: Зарядье. Строительство на месте гостиницы «Россия», Парк «Зарядье»

Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Пресса: Архитектура обнуления: Александр Можаев о всех за...
Хайп вокруг открывшегося рядом с Кремлем парка не прекращается вторую неделю. Москвовед Александр Можаев написал для «Афиши Daily» текст, в котором оценивает «Зарядье» не как красивый жест, а в контексте истории и архитектуры.
Зарядное устройство
9 сентября в день 870-летия Москвы состоялось открытие парка «Зарядье», построенного по проекту архитекторов Diller Scofidio + Renfro около Кремля.
Чарльз Ренфро: «Мы хотели создать парк, где одновременно...
Архитекторы Diller Scofidio + Renfro и Hargreaves Associates, которые совместно с Citymakers входят в консорциум по разработке архитектурной и ландшафтной концепции парка «Зарядье», рассказали Архи.ру о создании, трансформации и реализации этого ключевого для Москвы проекта.
Пресса: «Последний дом в Зарядье»: снос, который нельзя не...
Грустные новости из Зарядья: район — волшебный сон краеведа, где должен открыться лучший в мире парк, прямо сейчас теряет комплекс исторических зданий. На его месте построят еще одну скучную гостиницу. Журналист и координатор «Архнадзора» Александр Можаев — о том, почему это нужно остановить.
Пресса: Прощай, Зарядье!
Писать о Варварке — одно удовольствие, а про примыкавшее к ней Зарядье в охранной зоне Кремля пишу со слезами на глазах.
Пресса: «Зарядье» — высотка, гостиница, парк
Репортаж с места строительства парка «Зарядье», которую ведет Мосинжпроект. Обещают, что уже в следующем году парк, к 870-летию Москвы, примет первых отдыхающих.
Пресса: Международная защита Зарядья и отечественные реалии
Эксперт ЮНЕСКО о планах по сносу доходных домов и строительству гостиницы в Зарядье: необходимо «избежать физической подмены или радикальной архитектурной трансформации существующего комплекса зданий на Варварке, 14, который является последним свидетельством подлинной исторической городской ткани, утраченной в этом районе».
Пресса: Судьба Зарядья
Координаторы движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин и Петр Мирошник в программе ОТР "За дело!". На повестке дня: Зарядье. Древнейший район Москвы, где проходила первая, "Великая", улица города. Именно здесь в середине 16 века появилось одно из первых каменных зданий столицы — Английское подворье. В наши дни на главной артерии района - улице Варварке, чудом уцелело три доходных дома. Сегодня над ними нависла угроза в виде забора и строительных лесов, в которых день ото дня, как в болоте, тонут фасады старинных зданий.
Пресса: Как встарь. Репортаж Александра Можаева
Ты помнишь, как все начиналось? Я еще как помню: феерическая история знакомства с пьющей замоскворецкой боярыней хронологически и территориально совпала с гибелью "России", как звучит! Я провожал ее из маросейских притонов на Пятницкую и каждый раз, проходя Москворецким мостом, мы видели, как твердыня главной советской гостиницы таяла на глазах, это был 2006 год.
Пресса: Последний дом Зарядья
В Зарядье, древнейшем московском районе археологи обнаружили первую московскую улицу. Деревянные мостовые «Великой улицы» показались в раскопе в юго-западном углу огромной стройплощадки на месте снесенной гостиницы «Россия». А в противоположном ее углу – северо-восточном рабочие ударными темпами сооружают силовые леса вокруг последнего дома этого уникального района.
Пресса: Что будет с древнейшей улицей московского посада
Заведующий отделом археологии Московский Руси института археологии РАН Леонид Беляев, руководящий раскопками на месте снесенной гостиницы «Россия», рассказал МОСЛЕНТЕ, что будет с обнаруженной деревянной мостовой первой улицы московского посада и раскрытым фрагментом китайгородской стены.
Пресса: Раскопки в центре Москвы: что нашли археологи на месте...
Археологи нашли при раскопках на месте снесенной гостиницы "Россия" улицу, которая могла появиться на территории Москвы на самом раннем этапе развития города, еще в XII веке. Смотрите на видео, как проходит работа ученых.

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.

Сейчас на главной

Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Кино на плоту
Летний кинотеатр от архитектурного бюро «А4» как универсальное общественное пространство и вариация на тему паркового павильона.
Перемена мест слагаемых
Используя приемы и материалы типового дачного строительства, Spirin architects находят свой убедительный архитектурный ответ на вызов предельно ограниченного бюджета.
Заседание в бассейне
Новый корпус штаб-квартиры adidas по проекту бюро COBE включает переговорные и актовый зал в виде разных типов спортивных сооружений, включая бассейн.
Метод сращивания
Вариант современного контекстуализма – фактурная и орнаментальная архитектура, сдержанно-классичная, но явным образом не принадлежащая ни к одному стилю. T+T architects использовали этот современный подход для деликатной работы в историческом центре Екатеринбурга.
Между Мегой и рекой
Парк у торгового центра, сделанный по всем канонам современного общественного пространства: здесь учтены потребности горожан, идентичность, экономическая и экологическая устойчивость.