26.12.2013
беседовала: Юлия Тарабарина

Парк истории Зарядья

Вера Бутко и Антон Надточий, участники консорциума MVRDV, рассказывают о проекте, который занял третье место в конкурсе на парк «Зарядье»: о своих впечатлениях от совместной работы с Вини Маасом, а также о том, каким был его первоначальный замысел.

информация:

Ночной вид сверху. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Ночной вид сверху. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение

Прошло уже больше месяца с момента объявления трех финалистов конкурса на концепцию парка «Зарядье», и мы продолжаем подробную публикацию победивших проектов. Проект консорциума MVDRV, занявший почетное третье место, сфокусирован на историческом наследии этой территории. Российскими архитекторами в составе консорциума выступило бюро «Атриум» Веры Бутко и Антона Надточего. Мы попросили архитекторов рассказать подробнее о проекте и об опыте сотрудничества со знаменитыми голландцами. 



Архи.ру:
– Итак, вы предложили археологический парк?

Антон Надточий:
– Археологический – слишком упрощенная трактовка. Мы спроектировали современный парк, который базируется на истории этого уникального места.

Вера Бутко:

– При этом нам хотелось как можно дальше уйти от буквального воссоздания; не зацикливаться на восстановлении, реконструкции, или на чистой археологии, а дать актуальную трактовку истории. Я выпускница кафедры реставрации и всегда трепетно относилась к истории и памятникам, но все же заказ был на новый парк и архитекторов приглашали именно по этому критерию.

– А как появилась идея современной интерпретации истории?

Антон Надточий:
– Как только был объявлен список команд, участвующих во втором туре, нам стали звонить журналисты, и пришлось – буквально в течение пяти минут – решить, что же им следует сказать. Мы с Верой устроили блиц-обсуждение на тему: что для нас главное в этом проекте, и с чем ассоциируется Зарядье для москвичей? – и очень быстро пришли к выводу, что его историческая и культурная уникальность – самое важное. На нашей первой встрече с Вини Маасом в ходе установочного семинара эта тема также стала приоритетной. Соответственно мы говорили с ним про историю Зарядья, про археологию. Вспоминали Помпеи, рассуждали о суперпозиции (наложении структур) и палимпсесте (наслоении смыслов), о существующих мировых аналогах, о Москве и москвичах… Уже в первый день мы договорились о том что нужно делать, оставалось разобраться с тем как отразить историю и в тоже время сделать парк современным.

Поскольку для нас сразу стало очевидно, что предстоит серьезная работа над историческим контекстом, мы пригласили в команду опытнейших специалистов в этой области Анну и Наталью Броновицких. Также мы обращались за помощью к российским консультантам по культурному планированию, дендрологии, транспортным вопросам.

Вера Бутко:
– Мы были уверены, что и остальные конкурсанты будут предлагать разные интерпретации истории места. Нам казалось, что это единственно правильное решение для данной площадки. А потом к нашему удивлению у других ничего подобного не оказалось.
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение

– Как развивался проект?


Вера Бутко:

– Началось все с этаких руинированных катакомб… Сначала Маас предложил поэкспериментировать с контурной матрицей исторических карт Зарядья, разводя слои в пространстве на несколько уровней. Например, пытались «выдавить» только дома, потом только улицы, придумать какие-то формальные и смысловые алгоритмы. Где-то эти новые элементы делали из выстриженных кустов, где-то бетонными, чтобы ходить и по верху, и между ними. Нижний слой парка представлял собой лабиринт, в котором размещалась основная функциональная программа, а верхний – панорамный парк. Эффектно и радикально, вот только было понятно, что этого никто не примет. Мы считали, что невозможно построить лабиринт в центре Москвы. В итоге удалось, сохранив яркую первоначальную идею, сделать парк комфортным и функциональным.



В основу проекта положен принцип «суперпозиции». Архитекторы отфильтровали некоторое количество карт существовавшей в разные времена застройки, выбрав наиболее интересные. Также были учтены планировки двух неосуществленных проектов: Наркомптяжпрома и высотки Чечулина. Авторы также ввели две диагональные видовые оси: от двойной арки стены Китай-города до Беклемишевской башни и от высотки на Котельнической к собору Василия Блаженного. Все вместе, совмещенное в одном слое, образовало орнаментальную сетку дорожек, не лишенную обобщения, но все же не декоративную, а мотивированную ранее существовавшей застройкой.
Наложение всех слоев. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Наложение всех слоев. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение
Вход со стороны Китайгородского проезда (через существующую арку). Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Вход со стороны Китайгородского проезда (через существующую арку). Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение

Поскольку исторический рельеф Зарядья уничтожили еще при строительстве гостиницы «Россия», то сетку изогнули, совместив с основным перепадом высот и требованиями проектируемых функций. «Голландцы вырезали этот орнамент из бумаги и долго его изгибали, продавливали, – вспоминает Вера Бутко. – Так в какой-то момент символический след от задуманной в 1920-е годы, но не построенной башни братьев Весниных превратился в «шишку» туристического центра».
Концепция: аксонометрия. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Концепция: аксонометрия. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение
Экспликация с распределением функций. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Экспликация с распределением функций. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение
Парк в разное время года. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Парк в разное время года. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение

Большое количество дорожек позволяет создать многообразие прогулочных маршрутов, превращая парк в эмоциональный и интеллектуальный аттракцион. Дорожки из крупных пустотелых бетонных блоков двухметровой ширины возвышаются над землей на 40 см. Они многофункциональны: служат также скамейками и фонарями. По замыслу архитекторов, в любом месте можно было бы присесть, свесив ноги. Также заложены ниши для подсветки, направленной как в парк, так и под ноги – поэтому их контуры на ночных видах светятся. В темное время световая сеть, парящая над травой и между кустами, выглядела бы заманчиво. Конструкция дорожек, в основном проложенных по бывшим дорогам, позволяет легко открыть любой участок для археологических исследований и последующей экспозиции. В то же время плотность сети, обеспеченная совмещением разных карт, позволяет большому числу людей пройти сквозь парк: в ТЗ парк был определен как «транзитный», люди должны задерживаться в нем не больше 1-2 часов. В этом смысле и привнесенные диагональные видовые оси среди прочего гарантируют возможность быстрого преодоления территории. В целом парк получился гибким, открытым для трансформации: в любое можно было бы изменить как фрагмент его ландшафта, так и функцию какой-либо отдельной части, – все это без ущерба для общей концепции и восприятия.
Разрез по модулю парковой дорожки. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Разрез по модулю парковой дорожки. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение
Инфоцентр, галереи и кафе. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Инфоцентр, галереи и кафе. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение

Множество мини-парков, помещенных между дорожками, стали визитной карточкой проекта. Пояснительная записка обещает «750 садов». Это целый природный калейдоскоп, основанный на богатстве российской природы. Причем авторы, в отличие от своих конкурентов, оперируют не столько климатическими поясами, сколько ландшафтным разнообразием, выделяя заливные луга, дачные сады, усадебные парки и другие подобные элементы различной высоты, природной текстуры, и разной степени естественности возникновения. Так, от первоначального образа «помпейского лабиринта» местами сохранены фигурно стриженые кусты. Выставляемые вместо утраченных зданий они похожи на утрированную историческую декорацию и одновременно на кусочек романтизированного Версаля. Этот разнокалиберный пазл с вариантной растительностью и функциями, до некоторой степени, стал ответом на требование ТЗ избегать больших открытых пространств.
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение

Заметное отличие проекта от остальных – парковка, в решении которой отразилась первоначальная идея нижнего лабиринта. Обратив внимание на наличие корня -парк- в слове парковка, архитекторы превратили ее в еще один подземный ландшафт, где можно укрыться в непогоду, откуда можно попасть в филармонию и музей Москвы. Парковке отдан весь прямоугольник фундаментной плиты бывшей гостиницы «Россия»: машиномест получилось намного больше требуемых по техзаданию пятисот, что позволило авторам сделать схему расстановки автомобилей достаточно свободной, а также предложить перенести сюда автобусы с Васильевского спуска. Кое-где в нижнем пространстве появляются световые колодцы – деревья прорастают с нижнего яруса на верхний, формируя плавный переход от парковки к парку. «Мы сделали парковку продолжением или, точнее, преддверием парка. Парк начинался уже здесь, и люди бы, приезжая на автомобилях и автобусах сразу попадали бы в комфортное пространство» – поясняет Вера Бутко.
Срез подземного пространства. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Срез подземного пространства. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение
Разрез (по концертному залу). Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Разрез (по концертному залу). Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение
Разрез (по инфоцентру). Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Разрез (по инфоцентру). Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение

На уровне парка периметр гостиницы выделен лентой мелких декоративных бассейнов. Округлый холм почти в центре – парафраз «пупа земли», под его куполом находится туристический информационный центр «ворота Москвы» (Moscow gates) – поэтическое название вторит идее радушного приема гостей: сюда попадали бы туристы, выходя из автобусов и машин. Дорожки взбираются на этот холм, промежутки между ними, закрыты стеклом, по поверхности которого также можно было бы гулять. Верхняя точка купола инфоцентра должна была стать видовой площадкой для фотографирования.



– Как вы оказались в составе консорциума MVDRV?

Антон Надточий:

– Мы познакомились на биеннале 2012 года в Венеции (Сергей Кузнецов только-только был объявлен главным архитектором Москвы, эпопея с конкурсами еще не началась) и тогда же договорились сделать что-нибудь совместное, если представится возможность. В течение года было несколько попыток, как по нашей, так и по их инициативе, но только на Зарядье мы впервые дошли до этапа совместного проектирования. Тут инициаторами выступили голландцы.

К слову, в этом конкурсе требования об участии русских архитекторов в консорциуме не было обязательным. Но с нашей точки зрения проектирование в таком месте без глубокого понимания его специфики не возможно.

– Какие впечатления остались от совместной работы?

Антон Надточий:
– Мы имеем большой опыт работы с иностранными компаниями. Мы работали с немецкими, английскими, французскими компаниями и наша оценка их деятельности в России весьма неоднозначна.

Но Зарядье стало для нас интереснейшей и увлекательной работой. MVRDV – одни из самых концептуальных архитекторов в мире, они имеют большой опыт и реализаций и конкурсов. Выработав основной подход, они развивают его последовательно и бескомпромиссно. Поэтому все их проекты получаются очень точными, где-то радикальными, но всегда концептуальными и формально интересными. Мы вдохновлялись их работами еще будучи молодыми архитекторами. Особенно вспоминается 2000-й год, посещение павильона Голландии на Экспо-2000 в Ганновере и ими же разработанной концептуальной экспозиции на биеннале в Венеции. Это было супер!

Вера Бутко:
– У них прекрасно налажен технологический процесс, что не мешает творческому началу. Вся команда буквально загорается работой, и все участники прекрасно понимают свои задачи. Вини в принципе очень обаятельный человек, способный зажечь идеей; архитекторы в бюро его прекрасно слышат, быстро схватывают идею и мгновенно начинают работать – расходятся по местам и каждый начинает делать свою часть. Внутри команды царит атмосфера предельного доверия и открытости, и внутренней ответственности каждого участника.

Антон Надточий:

– У голландцев совершенно иначе устроена работа. У них высокая культура организации взаимодействия между членами команды. У нас сложно найти компании-партнеров: инженеров, конструкторов, поэтому нам, например, проще иметь своих конструкторов в штате, чем обращаться к внешнему бюро – не сформирована культура обмена информацией, диалога между «смежниками».

У них – как я понимаю, это вообще в Европе так, – существует много узкоспециализированных компаний, ни одна из которых не делает весь объем работы по проекту целиком; они взаимодействуют друг с другом и при этом все работают на общий конечный результат. Есть, конечно, проектные «монстры», которые могут сделать все с начала до конца, но они проваливаются в креативной части: делают все, но на среднем уровне.

В специализированных компаниях – наоборот, есть супер-специалисты, умеющие очень хорошо делать что-то одно. Поэтому у них очень хорошо отработано взаимодействие и обмен информацией между бюро с разными специализациями. Кроме того, MVRDV это международная компания, они проектируют и строят по всему миру, и это тоже специфический опыт. 

– А как была организована работа в данном случае?

Антон Надточий:

– Сначала был составлен график: две недели на анализ, месяц на выработку концепции, потом еще сколько-то на ее утряску, подачу и прочее. Была определена общая канва и дальше MVRDV, как лидеры консорциума, начали полемику между всеми участниками процесса. В обсуждение были вовлечены мы и швейцарский ландшафтный дизайнер Анук Вогель. На последующих этапах инженерная компания Arcadis. Время от времени голландцы вбрасывали этакие концептуальные вопросы, задавали их всем участникам процесса. К примеру: была задача сделать парк современным, соответственно, долго обсуждался вопрос «что такое современность?» и «что такое современность для России?».

В конце июля в Роттердаме был совместный воркшоп, где из множества вариантов были выбраны принципиальные решения.

В процессе работы мы постоянно анализировали и переводили всю справочную информацию, участвовали в коллективных дискуссиях и предлагали свои варианты, формировали функциональную схему, всю культурную программу. Мы адаптировали и увязывали предложения наших коллег со спецификой территории, местным менталитетом, нормами и т.д.

Вера Бутко:

– Надо отдать должное чрезвычайной работоспособности и производительности голландцев, их культуре графического высказывания и обмена графической информацией.

Это была отличная работа, и мы довольны как процессом, так и конечным результатом. Мы считаем, что нашей совместной команде удалось создать не просто комфортное парковое пространство, но сохранить и интерпретировать историческую и культурную специфику этого уникального места.

беседовала: Юлия Тарабарина
Видовая площадка. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Видовая площадка. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение
Кафе. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Кафе. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение
Концертный зал. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Концертный зал. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение
Вид со стороны Москвы-реки и набережной. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриум
Вид со стороны Москвы-реки и набережной. Парк «Зарядье». Проект. © Консорциум MVRDV. Изображения предоставлены бюро Атриумоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

ссылки:

другие тексты:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

все тексты темы

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Бровкин
  • Александр Асадов
  • Станислав Белых
  • Александр Скокан
  • Анатолий Столярчук
  • Юлий Борисов
  • Юлия Тряскина
  • Лукаш Качмарчик
  • Екатерина Кузнецова
  • Олег Мединский
  • Михаил Канунников
  • Александр Попов
  • Роман Леонидов
  • Наталия Шилова
  • Олег Карлсон
  • Георгий Трофимов
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Скуратов
  • Карен Сапричян
  • Антон Лукомский
  • Зураб Басария
  • Николай Переслегин
  • Андрей Асадов
  • Дмитрий Васильев
  • Вера Бутко
  • Левон Айрапетов
  • Тотан Кузембаев
  • Андрей Романов
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Надточий
  • Арсений Леонович
  • Шимон Матковски
  • Александра Кузьмина
  • Илья Машков
  • Никита Бирюков
  • Никита Токарев
  • Сергей  Орешкин
  • Евгений Герасимов
  • Алексей Гинзбург
  • Петр Фонфара
  • Владимир Биндеман
  • Николай Миловидов
  • Валерий Лукомский
  • Никита Явейн
  • Сергей Чобан
  • Магда Кмита
  • Сергей Кузнецов
  • Екатерина Грень
  • Владимир Ковалёв
  • Даниил Лоренц
  • Игорь Шварцман
  • Полина Воеводина
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Павел Андреев
  • Илья Уткин
  • Алексей Иванов
  • Всеволод Медведев
  • Олег Шапиро
  • Сергей Труханов
  • Сергей Переслегин
  • Андрей Гнездилов
  • Константин Ходнев
  • Валерия Преображенская
  • Магда Чихонь
  • Наталья Сидорова

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект многофункционального жилого квартала Homelands
  • Дом в Мельникове
  • Дом в Привалове
  • Проект дома из клееного бруса СП-250
  • Проект дома из клееного бруса СП-265
  • Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда»
  • Дом в Завидове
  • Дом в Лайкове
  • Культурно-деловой комплекс «Большевик»

Технологии:

19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
18.10.2017

Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».
13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
другие статьи