Зарядье: парк, концертный зал, реконструкция?

Предлагаем Вашему вниманию рассказ об обсуждении судьбы московского Зарядья, которое состоялось на «Стрелке» 14 февраля. Три автора по просьбе редакции Архи.ру послушали и записали мнения экспертов, участвовавших в обсуждении.

mainImg
Открытое экспертное заседание, состоявшееся 14 февраля в помещении института «Стрелка», было организовано компанией State Development, которая в ещё ноябре прошедшего 2011 года предлагала правительству Москвы проект превращения территории Зарядья с прилегающими улицами в парк. В обсуждении участвовали один из самых известных экспертов по московскому градостроительству Михаил Блинкин, архкритик Елена Гонсалес, несколько координаторов движения «Архнадзор», представители нынешних «обитателей» Зарядья – церквей и музеев, и несколько архитекторов. Впрочем, приглашенные на заседание известные московские архитекторы в дискуссию не вступали и мнения не высказывали.

Ведущим заседания был Николай Палажченко, арт-директор центра современного искусства «Винзавод». Он обозначил тему обсуждения как вопрос «не только архитектурный» – «...меня поразило решение премьер-министра Путина о строительстве парковой зоны, поскольку не было с времен строительства ХХС большего по масштабу архитектурного и градообразующего решения». Палажченко сразу обозначил болевые точки: хотя конкурс и объявлен, по сути конкурса нет. Стоит ли возрождать на этом что-то более или менее историческое, тоже не очень ясно. А главное, по его убеждению – это поступить в данной ситуации так, «чтобы у наших потомков не возникло желание снести это уродливое безобразие и построить что-то новое».
Фотографию предоставил Пётр Мирошник
Павел Куприянов (слева) и Николай Палажченко (справа). Фотография Ларисы Талис

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин заявил о своем желании добиваться организации международного конкурса на лучшие концепции и проекты устройства Зарядья, и намерен инициировать слушания в Общественной Палате РФ.

Михаил Блинкин считает, что ни концертный зал на 1500 мест, ни парковку в Зарядье строить не следует. «Концертный зал это сумасшедший дом. Надо выбирать, либо комфортная пешеходная зона, либо концертный зал». Можно было бы построить камерный зал на 100 мест, однако сейчас речь идет именно о большом зале, масштаба ГЦКЗ («Дворца съездов») в Кремле. Впрочем, кремлевский концертный зал тоже следовало бы убрать – продолжил Блинкин, подчеркнув, правда, что это последнее – его исключительно личное мнение как старого москвича.

Александр Можаев, архитектор-реставратор, краевед и координатор Архнадзора:
«Идея парка появилась 6 лет назад. Впрочем, все это время единственным вариантом оставался проект Фостера. В ноябре прошлого года «Стейт-Девелопмент» представил мэрии проект парка и вдруг (20 января – Архи.ру) сверху была спущена инициатива о строительстве парка с концертным залом. Однако хочется, чтобы было обсуждение, а не только инициатива, спущенная сверху. Хотелось бы, чтобы различные эксперты высказались для прояснения сути данного места».
Александр Можаев рассказал, что, возможно, в ближайшее время будет организована конференция, посвященная истории Зарядья и его будущему. Он напомнил, что в 1940-е годы многие постройки этого района были снесены безвозвратно и без исследований. По словам Можаева, архитекторов, желающих восстановить исторический облик Зарядья, много, «однако общего решения нет». Во всяком случае – сказал он, было бы интересно сохранить в этом месте историческую планировку, возможно, включив ее в состав парка.
Наталья Самовер. Фотография Ларисы Талис, 2012

Наталья Самовер, координатор Архнадзора:
«Я опасаюсь, что процесс архитектурного конкурса может быть непрозрачным. Зарядье не то место, где можно делать как всегда. У нас есть шанс избежать стыда за снос и порчу нынешнего Зарядья. Правительство Москвы не до конца осознало, что ТЗ в таких случаях должны писать не чиновники, а москвичи. Ответственность за проект нового Зарядья несут нынешние москвичи».
[записала Анна Кочерова]

Пётр Мирошник, культуролог, координатор Архнадзора: «Проектирование парка в Зарядье, творческий конкурс, объявленный по этому поводу, актуализирует худшие опасения и заставляет вспомнить уже реализованные в последние годы проекты общественных пространств в центре города, такие, как комплекс на Манежной площади и нереализованные, вроде депозитария музеев Кремля». Пётр Мирошник настаивает на необходимости дополнительного обсуждения темы экспертами и составления четкого технического задания, в котором территория Зарядья была бы рассмотрена как живой организм, а не «двухмерный кусочек зеленой заливки», как это представлено на планшетах, предоставленных Москомархитектурой сегодняшним конкурсантам.
© Москомархитектура

Он предложил такую последовательность действий: еще до начала проектирования разобрать забор и привести в порядок зеленые территории за ним. Затем пересмотреть охранные зоны памятников Зарядья – причем не в сторону уменьшения как предлагает замороженный сейчас генплан, а, наоборот, в сторону увеличения, точнее включить туда: «исторические владения, территории археологических памятников и территории памятников, которые могут быть воссозданы». Затем Мирошник предлагает сделать новый ландшафтно-визуальный анализ территории Зарядья и продумать способы, которыми можно было бы связать ее с городом и рекой. Сохранившийся от «России» стилобат он предлагает разобрать окончательно, а бункер, оставшийся от проекта высотки ниже стилобата, изучить (бункер бетонный и разобрать его будет сложно, но пока что о нем мало известно, но кажется, он принадлежит ФСО). Итогом должно стать появление в этом месте парковой публики: мам с колясками, пенсинеров и молодежи. А для лучшего результата Пётр Мирошник предложил выселить военную часть из Воспитательного дома, чиновников – из закрытых кварталов Китай-города, и открыть Кремль.
[записала Лариса Талис]

Архитектор и координатор Архнадзора Роман Цеханский считает, что все напрасно боятся говорить о воссоздании памятников архитектуры на территории Зарядья. Его команда готовит для объявленного 1 февраля конкурса проект воссоздания исторического района. В то же время, по словам Романа, идея парка ему очень близка («это место не должно быть массово застроено»). Архитекторы предлагают разбить территорию Зарядья на «верхнюю» и «нижнюю» террасы. Перепад высот между ними составит 16,5 метров. Восстановить церкви, например церковь «Николы Мокрого», восстановить стену Китай-города вдоль Москворецкой набережной (заодно стена загородит от глаз бесконечные пробки на набережной). По верху стены будут прогуливаться пешеходы, а в башенках можно расположить музей и кафе. Вероятно, проект команды Цеханского в скором времени будет опубликован в интернет-изданиях – заключил он.

Архитектор и теоретик Марк Гурари вернулся в теме волюнтаристского решения о Зарядье: «Что может испортить данный объект и пространство? Убежденность мэра и главного архитектора, что можно самостоятельно без обсуждения что-то взять и реализовать. Поскольку ничего не ясно, а время идет, то профессиональные архитекторы вряд ли возьмутся за непонятный конкурс. Я бы предложил разбить его на этапы. Первый этап: конкурс идей – подлинно массовое мероприятие, пусть на листочке бумаги или на словах объяснить, донести концепцию того, что мы хотим видеть на этой территории. Второй этап: иметь четко разработанную концепцию данного пространства и с ней в виде петиции обращаться к власти, мэру, президенту».
[записала Анна Кочерова]

Археолог Мария Молошникова рассказала о собственных исследованиях на территории Зарядья, об истории его раскопок и о его еще не изученных археологических слоях. Сейчас под бывшей гостиницей «Россия», весь культурный слой уничтожен. Но на прилегающих к ее котловану землях и в местах где нет коммуникаций, по данным фрагментарных раскопок 2006–2007 годов – сохранился богатейший культурный слой глубиной до 5-6 метров. Эти недавние раскопки в Зарядье обнаружили остатки деревянных усадеб, водоотводных каналов, огромное количество бытовой утвари, изразцов и монет. Под храмом Великомученицы Варвары найден белокаменный подклет церкви, построенный Алевизом Фрязиным в начале XVI века. Такой сохранности культурного слоя, как в Зарядье, в других местах в Москве уже не осталось. Так что работы у археологов много.

На вопрос из зала – сколько по времени займет археологическое исследование? –
Мария Молошникова ответила, что там, где будет парк, культурный слой можно не трогать. Раскопки надо вести в местах, будущего строительства и подземных парковок. В среднем раскопки участка площадью 100 кв. м длятся 3 месяца.
Итогом выступления стали рекомендации дополнить парк археологическими памятниками. «Это могут быть видовые археологические колодцы, законсервированные остатки фундаментов, стен, дренажных систем, каналов».

Архитектурный критик Елена Гонсалес, подняла важный вопрос: а почему именно парк? По словам Елены Гонсалес, парк – вовсе не самоочевидное решение. «Надо понимать, что объект находится в структуре города и исторически там были жилые кварталы, храмы… гостиница в конце концов… Необходимо найти истинное предназначение территории, провести для этого исследование, а уже потом принимать решение». Елена Гонсалес уточнила, что она не против парка как такового, а против скоропалительных волевых решений, не основанных на предварительном анализе территории. На днях журнал «Проект Россия» провел в Фейсбуке голосование; голоса распределились один к двум: 150 человек высказались за парк, и около 70 – за городской квартал с небольшим парком.

Елена Гонсалес также предложила включить тему Зарядья в программу Московской архитектурной биеннале: «В этом году московская биеннале будет работать под девизом «Идентичность». Идентичность это выражение нашего бытия через архитектуру.
У нас нет Русского проекта! Зарядье – это замечательное место, которому можно дать имя «Русский проект». В этом проекте могли бы аккумулироваться мнения горожан и архитекторов».
[записала Лариса Талис]

Павел Куприянов, социальный антрополог и исследователь Зарядья, перешел от археологии к этнографии. Он рассказал о проведенном опросе бывших жителей Зарядья. Старожилы назвали это место, скорее, заповедным, чем пространством для жизни. Зарядье для них не существовало, они даже не очень понимают, где проходят границы этого района. Принимая во внимание то, что возможен и проект восстановления на территории Зарядья существовавшей ранее застройки и планировки, Куприянов подчеркнул, что не хотелось бы видеть там раскрашенные «лубочные» домики, улицы-музеи вместо нормального городского пространства.
Куприянов предложил найти компромисс между музейным и культурным пространством. Один – для жителей, как место встреч, прогулок, отдыха, второй – как туристическое место с видовыми архитектурными точками, музейными экспонатами и так далее. Важна также проницаемость пространства, его взаимосвязь с окружающими пространствами: «надо убрать заборы и перегородки».

Галина Шуцкая, заведующая музеем «Палаты бояр Романовых», отметила, что в настоящее время на исторической территории Зарядья существуют два музея. Она считает, что музейную тему в Зарядье необходимо развивать, пригласив к дискуссии держателей памятников. Также она обратила внимание на нынешнее положение дел в Зарядье. Это – отсутствие сквозных проездов, перекрытые территории, движение транспортных и людских потоков исключительно по Варварке. Галина Константиновна скептически оценила перспективы переноса в будущий парк концертов с Васильевского спуска и Красной площади: это может нарушить камерность парка, к тому же после концертов придется убирать мусор… Она отметила, что все это тоже необходимо учесть в техническом задании при проектировании на территории Зарядья. Живой парк сделать сложнее, чем построить здание.
[записал Игорь Шумаков]
Протоиерей Вячеслав Шестаков. Фотография Ларисы Талис

Протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье, напомнил о духовности этого места, об уникальной плотности церквей, в которых уже 20 лет идут богослужения. Однако прихожан немного, а из-за машин и людей, еще недавно приходивших на концерты в гостиницу «Россия», верующим было не удобно добираться до храмов. «Нам бы не хотелось возвращаться к подобной ситуации. Вести службу вести в условиях пробок и скопления людей невозможно: молящихся отвлекают гудки, свет фар. Однако это место – святое, у него несомненно существует духовная доминанта». Протоиерей коснулся и темы воссоздания утраченных храмов; в частности, церкви Николы Мокрого – когда-то это была одна из самых известных церквей Зарядья на Великой улице, сейчас на ее месте стилобат гостиницы «Россия».
[записала Анна Кочерова]

Резюмируя сказанное, напомним, что 20 января премьер Путин предложил мэру Москвы Собянину «подумать над созданием парка» на месте снесенной гостиницы «Россия». Первого февраля Москомархитектура объявила открытый творческий конкурс на разработку концепции развития этой территории. Открытый конкурс должен завершиться 15 марта, в марте же планируется устроить итоговую выставку работ. Впрочем, состав жюри еще не определен, срок для разработки творческой концепции назначен очень маленький (остался ровно месяц), и у прессы практически сразу же возникло предположение, что конкурс – конкурсом, а выиграет в итоге тот, кто давно работает надо этим участком, то есть Михаил Посохин и «Моспроект-2». Тем более что он поддержал идею создания парка буквально в тот же день, когда ее высказал премьер-министр. Даже удивительно, что имя Михаила Посохина в обсуждении ни разу не было упомянуто.

Как несложно было заметить, лейтмотивом состоявшегося разговора стала скоропалительность и волюнтаризм очередного решения, принятого властью в отношении Москвы. Все сошлись во мнении, что судьбу такой важной во всех смыслах территории, как Зарядье, нельзя решать в спешке, без исследований и без общественного обсуждения. Все также оказались солидарны в критическом отношении к слишком внезапному и не снабженному информацией творческому конкурсу, объявленному Москомархитектурой. Дальше позиции участников обсуждения, как это несложно заметит, расходятся. Михаил Блинкин выступает за то, чтобы район всячески разгрузить (не строить ни парковки, ни большого концертного зала), координаторы Архнадзора – за открытость информации и дальнейшее изучение района. А те, кто сейчас каждый работает при огороженном заборами фундаменте гостиницы – музейщики и церковь – хотят покоя, опасаются шума, мусора и толп людей, приходящих на концерты.

Однако экспертов вновь не спросили, и эксперты опять высказывают свои мнения на необязательной встрече, не слишком надеясь, что их услышат. Услышат ли специалистов на этот раз – покажет время… Хотя несложно заметить, что эти слова: «покажет время» – стали традиционной концовкой для наших современных новостей.

16 Февраля 2012

Пресса: Что будет на месте «России»
В институте «Стрелка» прошло экспертное заседание «Будущее Зарядья: парк для города» о том, что можно сделать с территорией, где раньше стояла гостиница «Россия», а сейчас — забор и пустырь. В январе 2012 года Владимир Путин предложил мэру Москвы Сергею Собянину создать там парк. Эксперты собрались обсудить эту инициативу.
Пресса: Гайд-парковая зона
Владимир Путин обещает «рассерженным горожанам» не только новый сад возле Кремля, но и новое место для дискуссий. Очередная «парковая» инициатива премьер-министра вызвала прилив энтузиазма у московских чиновников и экспертов-градостроителей.
Пресса: Круглый стол: Прошлое и будущее Зарядья
Боярские палаты и воровская малина, путинский Гайд-парк и тихий город-сад — The Village побывал на круглом столе, посвященном застройке территории на месте гостиницы «Россия».
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Зарядное устройство
9 сентября в день 870-летия Москвы состоялось открытие парка «Зарядье», построенного по проекту архитекторов Diller Scofidio + Renfro около Кремля.
Чарльз Ренфро: «Мы хотели создать парк, где одновременно...
Архитекторы Diller Scofidio + Renfro и Hargreaves Associates, которые совместно с Citymakers входят в консорциум по разработке архитектурной и ландшафтной концепции парка «Зарядье», рассказали Архи.ру о создании, трансформации и реализации этого ключевого для Москвы проекта.
Парк истории Зарядья
Вера Бутко и Антон Надточий, участники консорциума MVRDV, рассказывают о проекте, который занял третье место в конкурсе на парк «Зарядье»: о своих впечатлениях от совместной работы с Вини Маасом, а также о том, каким был его первоначальный замысел.
Парк и его производные
26 марта в архитектурно-строительном центре «Дом на Брестской» открылась выставка проектов нового общественного пространства в Зарядье. Всего в экспозиции представлено 118 работ, принятых к рассмотрению в рамках проведения конкурса на разработку концепции развития общественного пространства на месте бывшей гостиницы «Россия».
Зарядье: парк, концертный зал, реконструкция?
Предлагаем Вашему вниманию рассказ об обсуждении судьбы московского Зарядья, которое состоялось на «Стрелке» 14 февраля. Три автора по просьбе редакции Архи.ру послушали и записали мнения экспертов, участвовавших в обсуждении.
Пресса: Торговый молл имперского масштаба в центре Москвы...
Критичная статья обозревателя NY Times Николая Урусова о проекте Фостера для Зарядья. Автор считает этот проект далеко не лучшей из фостеровских работ и вспоминает, в перспективе 2007, добрым словом свежесть и прямоту архитектурных форм старой "России" 1970-х.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.