Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».

mainImg
 
О «пещере»
Ледяная пещера – одна из самых «звучных» и сложных в техническом отношении составных частей концепции парка «Зарядье». Она присутствовала еще в победившем конкурсном предложении консорциума Diller Scofidio и Renfo (DS+R). Суть концепции, ее, можно сказать, лейтмотив – в том, что парк состоит из серии климатических зон, представляющих природу России в концентрированно-уплотненном виде, позволяя посетителям запросто в пределах 13 гектаров территории парка переходить из тундры в лес и поле. Среди климатических аттракционов «Зарядья» имеется две крайности: северный лед и субтропики. И если лес с тундрой можно разместить под открытым небом, то для экстремально холодной и теплой зон потребовались помещения, позволяющие поддерживать микроклимат. Их расположили под одной крышей, в северо-восточной части парка, южнее Знаменского монастыря – в искусственной «пещере», на зеленой кровле которой, на самой высокой точке парка с блестящим видом на Кремль, обустроен северный ландшафт тундры с карликовыми можжевельниками и камнями. На зеленую кровлю «тундры» можно подняться с двух сторон, слева и справа от входа в «пещеру», можно прогуляться по краю большого треугольного козырька, накрывающего вход, вдоль прозрачного стеклянного ограждения.
Вход в Ледяную пещеру и «Заповедное посольство». Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Ледяная пещера в парке Зарядье и «стеклянная кора» Филармонии. Фотография: «Крост»
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография: «Крост»
Ледяная пещера в парке Зарядье. Проект. Авторы концепции DS+R. Реализация: Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин
Ледяная пещера в парке Зарядье. Проект. Авторы концепции DS+R. Реализация: Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин

Внутри «пещера» делится на две части. Справа – образовательный центр «Заповедное посольство» с медийным экраном и парой аудиторий для проведения лекций и мастер-классов. Смысловой и пластический центр «посольства» – расширяющийся кверху стеклянный «стакан» под стеклянной кровлей, своего рода закрытый со всех сторон атриум: в нем поддерживается постоянная температура и влажность, и расположен спиральный пандус с тропическими растениями. Сюда водят экскурсии, запись в медиа-центре парка. Заповедное посольство с его теплолюбивой флорой призвано напоминать о том, что в России имеются небольшие фрагменты субтропических зон – в Сочи. Это – «теплый» полюс вереницы климатических сюжетов парка.
«Заповедное посольство» – вторая половина павильона Ледяной пещеры, интерьер. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Заповедное посольство» – вторая половина павильона Ледяной пещеры. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017

Войти в Ледяную пещеру можно слева. Она – обратный полюс, оттеняющий тундровый ландшафт на кровле. Здесь постоянно будет поддерживаться минусовая температура, входящим будут выдавать теплую одежду. Фактически «пещера» – гигантский термос-холодильник, где на большом количестве трубок-рефрижераторов будет наморожена ледяная кора, мерцающая в светодиодной подсветке. По трубкам на стены, пол и потолок пещеры подается холодный воздух со специальным реагентом, формирующим ровный слой прозрачно-белого льда.
Лед в пещере еще только нарастает на трубках. Авторы инсталляции Александр Пономарев и Алексей Козырь. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Ледяная пещера в парке Зарядье. Параметрический скрипт для создания фасадной подконструкции. Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин

Проект интерьеров обоих помещений разработал Тимур Башкаев, победивший в конкурсе, проведенном Москомархитектуры (он же проектировал интерьер Медиа-центра с «северным сиянием» на потолке). Сложной и масштабной ледовой инсталляцией в Ледовой пещере – занимались Александр Пономарев и Алексей Козырь, неизменные кураторы Антарктической биеннале; в Лиссабоне Пономарев замораживал шестиметровые столбы из акрила. Авторы подчеркивают, что пещера в «Зарядье» – скорее инсталляция, чем имитация, художественное произведение, нацеленное на то, чтобы вызвать у зрителей определенные эмоции. И все же эта инсталляция – по меркам художественного произведения гигантская. К тому же для эффекта натеков льда требовалось заморозить сложное скульптурное образование в котором нет ни единого прямого угла и ни одной ровной поверхности. В павильоне планируются регулярные выставки, посвященные Заполярью и полярникам, по лабиринтам будут водить организованные экскурсии, и, по предварительным расчетам, в год он должен принимать до 10 млн посетителей. Концепция нелинейного «портика» входа принадлежит авторам парка, консорциуму DS+R.

Текучая нелинейная, «бионическая» пещера – главный сюжет, возможно, одно из самых ярких впечатлений парка; неудивительно, что и входной портик, общий для «пещеры» и «посольства», приобрел похожие очертания: белый цвет, колонны-сталагнаты, криволинейные формы. В Москве почти нет нелинейной архитектуры, по моим сведениям, павильоны «Зарядья» – второй по времени пример после Планеты КВН на Сущевском валу. Ледяная пещера и ее портик – самая сложная из нелинейных построек парка, как внутри, так и снаружи.

Глубокий портик сам уже похож на пещеру – настоящий вход во что-то подземное. Все опоры разные, потолок плавно переходит в стены, гибкая поверхность оболочки испещрена «звездами» точечных светодиодов. По ночам она подсвечена синим цветом, отчего вход в «пещеру» становится особенно притягательным.
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография: «Крост»
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография: «Крост»
***

История реализации
Проект интерьеров пещеры и ее портик реализовал Концерн «КРОСТ» – с использованием технологии, ранее не применявшейся в России, и, к тому же, экстремально быстро.

После того, как была сформирована основная идея, мало кто по-настоящему понимал, как воплотить ее в жизнь. В какой-то момент, соорудив монолитное основание, подрядчики и проектировщики в некоторой степени зашли в тупик. Изначально предполагалось, что фасад сооружения – портик – будет выполнен из металлоконструкций, однако от этой идеи пришлось отказаться из-за сложной криволинейной формы. Затем возникло предложение использовать готовые панели из стеклофибробетона. Из-за сжатых сроков производство панелей распределили между пятью российскими заводами: каждый завод работал обособленно, по собственной технологии и чертежам – в итоге правильно состыковать элементы сложной геометрии не удалось. Было упущено почти полгода, ситуация выглядела безнадежной.

В последний момент, буквально за месяц до открытия парка, к реализации был привлечен Концерн «КРОСТ», который предложил свое технологическое решение; при всех рисках и трудоемкости оно позволяло выполнить проект качественно и в срок. Инженеры и архитекторы «А-Проект.К», проектного института Концерна, решили не отказываться от стеклофибробетона – материала достаточно пластичного и одновременно прочного, позволяющего воспроизвести поверхность люб. Однако изготавливать элементы было предложено не на заводе, а непосредственно на стройплощадке.
Ледяная пещера в парке Зарядье. Проект. Авторы концепции DS+R. Реализация: Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин
Ледяная пещера в парке Зарядье. Проект. Авторы концепции DS+R. Реализация: Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин
Ледяная пещера в парке Зарядье. Проект. Авторы концепции DS+R. Реализация: Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин
Ледяная пещера в парке Зарядье. Проект. Авторы концепции DS+R. Реализация: Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин
Ледяная пещера в парке Зарядье. Проект. Авторы концепции DS+R. Реализация: Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин

В кратчайшее время производство подмосковной фабрики «Фиброль», входящей в промышленный комплекс «КРОСТ», было перемещено в Зарядье. Это позволило не только сэкономить время, отведенное для оформления поверхности общей площадью более 1 500 м², но и избежать неточностей в процессе монтажа – благодаря аддитивной технологии 3D-принтинга: напыления стеклофибробетона непосредственно на поверхность фасада. Это новая технология никогда прежде не применялась, но дала потрясающий результат – все работы удалось выполнить менее чем за три недели.

Композитный материал наносили слоями на стеклопластиковую арматуру, которая придавала поверхности более плавные очертания. Несущий слой стеклофибробетона толщиной 10–15 мм покрывался еще и еще раз для достижения максимально ровной поверхности. Согласно подсчетам, для покрытия фасада потребовалось более 70 кубометров стеклофибробетона.

Для создания опалубки из пенопласта криволинейной формы были привлечены роботы-манипуляторы, которые справлялись с работой в два раза быстрее, чем фрезерный станок. Роботы работали круглосуточно, как и весь коллектив проектной мастерской компании «КРОСТ». Проектирование шло одновременно со стройкой. Каждый день на площадке работали более 400 специалистов Концерна «КРОСТ».

Прежде чем приступить к изготовлению опалубки и послойному напылению композитного материала, архитекторы проектного бюро Концерна «А-Проект.К» построили объемную модель, отсканировав 3D-сканером существующий остов пещеры, рассказывает заместитель генерального директора Концерна «КРОСТ» Денис Капралов. Это позволило определить точное расстояние от монолита до поверхности, получить сечения и шаг в 40 см. К работе привлекли геодезистов, которые разделили все пространство на множество точек (только для монтажа подсистемы точек понадобилось 25 000), и скульпторы, которые вручную довели поверхность до совершенства с помощью декоративной штукатурки с зернистой текстурой.
Ледяная пещера в парке Зарядье, процесс финишной отделки.
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография: «Крост»
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Таким образом в условиях колоссального дефицита времени удалось найти и испробовать на практике новое технологическое решение. «Для нас это уникальный опыт, – говорит директор департамента промышленности Концерна «КРОСТ» Андрей Сазонов. – Сроки делали задачу практически невыполнимой, но мы смогли найти, как мне кажется, единственное возможное решение. На стройплощадку переехал не только завод, но и практически весь проектный офис. В экстремальных условиях мы сделали то, чего до нас никто не делал».

Теперь найденная технология будет применяться и на других объектах сложной бионической формы. По словам Дениса Капралова, с помощью аддитивных технологий и 3D-печати «КРОСТ», например, сможет реализовать концепцию уникальных интерьеров Технопарка Сбербанка в Сколково, спроектированных бюро Захи Хадид. 

18 Октября 2017

Технологии и материалы
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Сейчас на главной
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.