Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».

mainImg
 
О «пещере»
Ледяная пещера – одна из самых «звучных» и сложных в техническом отношении составных частей концепции парка «Зарядье». Она присутствовала еще в победившем конкурсном предложении консорциума Diller Scofidio и Renfo (DS+R). Суть концепции, ее, можно сказать, лейтмотив – в том, что парк состоит из серии климатических зон, представляющих природу России в концентрированно-уплотненном виде, позволяя посетителям запросто в пределах 13 гектаров территории парка переходить из тундры в лес и поле. Среди климатических аттракционов «Зарядья» имеется две крайности: северный лед и субтропики. И если лес с тундрой можно разместить под открытым небом, то для экстремально холодной и теплой зон потребовались помещения, позволяющие поддерживать микроклимат. Их расположили под одной крышей, в северо-восточной части парка, южнее Знаменского монастыря – в искусственной «пещере», на зеленой кровле которой, на самой высокой точке парка с блестящим видом на Кремль, обустроен северный ландшафт тундры с карликовыми можжевельниками и камнями. На зеленую кровлю «тундры» можно подняться с двух сторон, слева и справа от входа в «пещеру», можно прогуляться по краю большого треугольного козырька, накрывающего вход, вдоль прозрачного стеклянного ограждения.
Вход в Ледяную пещеру и «Заповедное посольство». Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Ледяная пещера в парке Зарядье и «стеклянная кора» Филармонии. Фотография: «Крост»
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография: «Крост»
Ледяная пещера в парке Зарядье. Проект. Авторы концепции DS+R. Реализация: Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин
Ледяная пещера в парке Зарядье. Проект. Авторы концепции DS+R. Реализация: Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин

Внутри «пещера» делится на две части. Справа – образовательный центр «Заповедное посольство» с медийным экраном и парой аудиторий для проведения лекций и мастер-классов. Смысловой и пластический центр «посольства» – расширяющийся кверху стеклянный «стакан» под стеклянной кровлей, своего рода закрытый со всех сторон атриум: в нем поддерживается постоянная температура и влажность, и расположен спиральный пандус с тропическими растениями. Сюда водят экскурсии, запись в медиа-центре парка. Заповедное посольство с его теплолюбивой флорой призвано напоминать о том, что в России имеются небольшие фрагменты субтропических зон – в Сочи. Это – «теплый» полюс вереницы климатических сюжетов парка.
«Заповедное посольство» – вторая половина павильона Ледяной пещеры, интерьер. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Заповедное посольство» – вторая половина павильона Ледяной пещеры. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017

Войти в Ледяную пещеру можно слева. Она – обратный полюс, оттеняющий тундровый ландшафт на кровле. Здесь постоянно будет поддерживаться минусовая температура, входящим будут выдавать теплую одежду. Фактически «пещера» – гигантский термос-холодильник, где на большом количестве трубок-рефрижераторов будет наморожена ледяная кора, мерцающая в светодиодной подсветке. По трубкам на стены, пол и потолок пещеры подается холодный воздух со специальным реагентом, формирующим ровный слой прозрачно-белого льда.
Лед в пещере еще только нарастает на трубках. Авторы инсталляции Александр Пономарев и Алексей Козырь. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Ледяная пещера в парке Зарядье. Параметрический скрипт для создания фасадной подконструкции. Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин

Проект интерьеров обоих помещений разработал Тимур Башкаев, победивший в конкурсе, проведенном Москомархитектуры (он же проектировал интерьер Медиа-центра с «северным сиянием» на потолке). Сложной и масштабной ледовой инсталляцией в Ледовой пещере – занимались Александр Пономарев и Алексей Козырь, неизменные кураторы Антарктической биеннале; в Лиссабоне Пономарев замораживал шестиметровые столбы из акрила. Авторы подчеркивают, что пещера в «Зарядье» – скорее инсталляция, чем имитация, художественное произведение, нацеленное на то, чтобы вызвать у зрителей определенные эмоции. И все же эта инсталляция – по меркам художественного произведения гигантская. К тому же для эффекта натеков льда требовалось заморозить сложное скульптурное образование в котором нет ни единого прямого угла и ни одной ровной поверхности. В павильоне планируются регулярные выставки, посвященные Заполярью и полярникам, по лабиринтам будут водить организованные экскурсии, и, по предварительным расчетам, в год он должен принимать до 10 млн посетителей. Концепция нелинейного «портика» входа принадлежит авторам парка, консорциуму DS+R.

Текучая нелинейная, «бионическая» пещера – главный сюжет, возможно, одно из самых ярких впечатлений парка; неудивительно, что и входной портик, общий для «пещеры» и «посольства», приобрел похожие очертания: белый цвет, колонны-сталагнаты, криволинейные формы. В Москве почти нет нелинейной архитектуры, по моим сведениям, павильоны «Зарядья» – второй по времени пример после Планеты КВН на Сущевском валу. Ледяная пещера и ее портик – самая сложная из нелинейных построек парка, как внутри, так и снаружи.

Глубокий портик сам уже похож на пещеру – настоящий вход во что-то подземное. Все опоры разные, потолок плавно переходит в стены, гибкая поверхность оболочки испещрена «звездами» точечных светодиодов. По ночам она подсвечена синим цветом, отчего вход в «пещеру» становится особенно притягательным.
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография: «Крост»
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография: «Крост»
***

История реализации
Проект интерьеров пещеры и ее портик реализовал Концерн «КРОСТ» – с использованием технологии, ранее не применявшейся в России, и, к тому же, экстремально быстро.

После того, как была сформирована основная идея, мало кто по-настоящему понимал, как воплотить ее в жизнь. В какой-то момент, соорудив монолитное основание, подрядчики и проектировщики в некоторой степени зашли в тупик. Изначально предполагалось, что фасад сооружения – портик – будет выполнен из металлоконструкций, однако от этой идеи пришлось отказаться из-за сложной криволинейной формы. Затем возникло предложение использовать готовые панели из стеклофибробетона. Из-за сжатых сроков производство панелей распределили между пятью российскими заводами: каждый завод работал обособленно, по собственной технологии и чертежам – в итоге правильно состыковать элементы сложной геометрии не удалось. Было упущено почти полгода, ситуация выглядела безнадежной.

В последний момент, буквально за месяц до открытия парка, к реализации был привлечен Концерн «КРОСТ», который предложил свое технологическое решение; при всех рисках и трудоемкости оно позволяло выполнить проект качественно и в срок. Инженеры и архитекторы «А-Проект.К», проектного института Концерна, решили не отказываться от стеклофибробетона – материала достаточно пластичного и одновременно прочного, позволяющего воспроизвести поверхность люб. Однако изготавливать элементы было предложено не на заводе, а непосредственно на стройплощадке.
Ледяная пещера в парке Зарядье. Проект. Авторы концепции DS+R. Реализация: Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин
Ледяная пещера в парке Зарядье. Проект. Авторы концепции DS+R. Реализация: Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин
Ледяная пещера в парке Зарядье. Проект. Авторы концепции DS+R. Реализация: Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин
Ледяная пещера в парке Зарядье. Проект. Авторы концепции DS+R. Реализация: Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин
Ледяная пещера в парке Зарядье. Проект. Авторы концепции DS+R. Реализация: Концерн «Крост», ГАП Максим Малеин

В кратчайшее время производство подмосковной фабрики «Фиброль», входящей в промышленный комплекс «КРОСТ», было перемещено в Зарядье. Это позволило не только сэкономить время, отведенное для оформления поверхности общей площадью более 1 500 м², но и избежать неточностей в процессе монтажа – благодаря аддитивной технологии 3D-принтинга: напыления стеклофибробетона непосредственно на поверхность фасада. Это новая технология никогда прежде не применялась, но дала потрясающий результат – все работы удалось выполнить менее чем за три недели.

Композитный материал наносили слоями на стеклопластиковую арматуру, которая придавала поверхности более плавные очертания. Несущий слой стеклофибробетона толщиной 10–15 мм покрывался еще и еще раз для достижения максимально ровной поверхности. Согласно подсчетам, для покрытия фасада потребовалось более 70 кубометров стеклофибробетона.

Для создания опалубки из пенопласта криволинейной формы были привлечены роботы-манипуляторы, которые справлялись с работой в два раза быстрее, чем фрезерный станок. Роботы работали круглосуточно, как и весь коллектив проектной мастерской компании «КРОСТ». Проектирование шло одновременно со стройкой. Каждый день на площадке работали более 400 специалистов Концерна «КРОСТ».

Прежде чем приступить к изготовлению опалубки и послойному напылению композитного материала, архитекторы проектного бюро Концерна «А-Проект.К» построили объемную модель, отсканировав 3D-сканером существующий остов пещеры, рассказывает заместитель генерального директора Концерна «КРОСТ» Денис Капралов. Это позволило определить точное расстояние от монолита до поверхности, получить сечения и шаг в 40 см. К работе привлекли геодезистов, которые разделили все пространство на множество точек (только для монтажа подсистемы точек понадобилось 25 000), и скульпторы, которые вручную довели поверхность до совершенства с помощью декоративной штукатурки с зернистой текстурой.
Ледяная пещера в парке Зарядье, процесс финишной отделки.
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография: «Крост»
Ледяная пещера в парке Зарядье, входная часть. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Таким образом в условиях колоссального дефицита времени удалось найти и испробовать на практике новое технологическое решение. «Для нас это уникальный опыт, – говорит директор департамента промышленности Концерна «КРОСТ» Андрей Сазонов. – Сроки делали задачу практически невыполнимой, но мы смогли найти, как мне кажется, единственное возможное решение. На стройплощадку переехал не только завод, но и практически весь проектный офис. В экстремальных условиях мы сделали то, чего до нас никто не делал».

Теперь найденная технология будет применяться и на других объектах сложной бионической формы. По словам Дениса Капралова, с помощью аддитивных технологий и 3D-печати «КРОСТ», например, сможет реализовать концепцию уникальных интерьеров Технопарка Сбербанка в Сколково, спроектированных бюро Захи Хадид. 

18 Октября 2017

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.