Неизменная «Правда»

Рассказываем о семи проектах «бумажного», как выяснилось, конкурса на комбинат «Правда» и обсуждаем его творческие результаты.

mainImg
Архитектор:
Владимир Кузьмин
Мастерская:
Проектная группа Поле-Дизайн
Андрей Воронов
Архатака https://www.archattacka.com/
Требования к проектам фасадных решений строений 3 и 7 и внутренних помещений строения 2 бывшего полиграфического комбината «Правда» насторожили многих. Инициатором конкурса стала компания-производитель отделочных материалов Kerama-Marazzi, и одним из его условий было использование керамогранита, материала спорного в случае, когда речь идёт о памятнике конструктивизма, что мы уже подробно обсудили со специалистами. Достаточно бурная реакция профессионального сообщества на перспективу облицовки фасадов зданий 1930-х годов керамогранитом, очевидно, повлияла и на участников конкурса, и на жюри, сделав главным сюжетом конкурса вопрос о том, «как сочетать несочетаемое» или даже «как красиво обойти конкурсное задание». Что, определённо, добавило и сложности, и интереса.

Большинство авторов старательно дистанцировались от пресловутых лопаток и филёнок, обеспечив подлинному фасаду неприкосновенность. Жюри же, в свою очередь, выбрало самый деликатный проект – сделав, судя по всему, главным критерием не столько реабилитацию керамогранита, сколько сохранность старого здания. Так что творческих результатов у конкурса оказалось два:

1. Архитекторы поупражнялись в бережном отношении к произведениям 1930-х, входящим в комплекс Пантелеймона Голосова, а жюри поддержало их инициативу. Вывод следующий: для творческого человека выход есть всегда, даже если тебе предложили сочетать несочетаемое;

2. Будучи ограничены собственным решением беречь исторические здания, авторы проектов уделили максимум внимания обустройству пространства комбината «Правда», отдав таким образом должное популярной, чтобы не сказать модной, теме преобразования городского пространства. 

Первое место
«Поле-Дизайн», Владимир Кузьмин и Николай Калошин
Москва
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Поле-дизайн»
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Поле-дизайн»

Победители нашли элегантное решение проблемы несочетаемости керамогранита и архитектуры 1930-х. Они предложили восстановить большую часть фасадов в исходных материалах, а керамогранит использовать точечно и для новых объектов на территории, обращаясь со стилем, в котором построено здание, предельно уважительно.

«Обновленная «Правда» будет выглядеть почти также, как и выглядела. Возможно, поэтому жюри и присудило нам первое место», – пошутил Владимир Кузьмин из «Поле-дизайн». Победители предложили восстановить фасады в исходных материалах, использовать краску по укрепленной оштукатуренной поверхности. А отделку из керамогранита применять точечно – для цоколя и лестничных ограждений. 

«Наша концепция заключается в том, что мы максимально тактично отнеслись к решению фасада, который является частью культурного наследия, – поясняет соавтор проекта Николай Калошин. – Как вариант мы предложили керамогранитную облицовку для ниш фасада строения 3. Но она не должна выходить за эти границы, потому что изначально здание предполагало совершенно иные материалы».
Ритм фасада строения 3 «Поле-дизайн» подчеркнули высоким порталом в сером керамограните. Колонны не перекрывают оригинальные лопатки, а крепятся к ним кронштейнами
на расстоянии. Ко входу с двух сторон ведут рампы – своего рода оммаж Ле Корбюзье. Вверху портала установлен световой короб, внутри же поместятся большие афиши или полотно экрана, а весь фасад можно будет превратить в экран для видеомаппинга. 
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Поле-дизайн»

Две серые колонны визуально уравновешивают множество невысоких ярких пилонов вдоль стоящего напротив строения 7. Они превращают бесконечно вытянутое здание в соразмерное и позволяют проще ориентироваться. В верхней части маленьких колонн тоже есть световые короба, в тёмное время суток они выполняют функцию уличных фонарей. Пилоны облицованы керамогранитом шести цветов, а цоколь строения – серым, в тон фасадной краске.
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Поле-дизайн»

В дизайн-проекте внутреннего помещения сохраняются все элементы, которые дошли до наших дней, вплоть до деталей давно не используемого инженерного оборудования. Местами авторы сохраняют на полу ностальгический метлах и перфорированную металлическую плитку, хотя большую часть пола всё равно пришлось бы выполнить в новых материалах.

Колористическое решение интерьера отсылает к эпохе, когда
был спроектирован комбинат «Правда». Оно включает в себя три чистых «основных» цвета: красный, жёлтый и синий; ахроматическим фоном для них будет серый. На стенах длинного коридора появляются яркие вертикальные рамы, которые в перспективе сливаются в прямоугольник. 
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Поле-дизайн»

Конструктивистскую чистоту геометрических форм воспроизводит интерьерный объект, который проектировщики прозвали «Кубом Правды». По сути, это трансформер из множества мелких кубиков, который при необходимости превращается и в кафедру лектория, и в небольшой выставочный зал, и в зону хранения. Отделка кубиков выполнена из керамической плитки, которая подражает газетной полосе.
Для искусственного освещения используется система подвесных светодиодных светильников. Помимо этого авторы предложили восстановить первоначальные световые фонари на крыше здания.
***
Второе место 
«Архатака» («Лес»)
Петербург
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Архатака» («Лес»)

Проект также не предполагает облицовку исторических фасадов новыми материалами. Керамогранит использован в отделке новых средовых объектов на территории, похожих на потерянные во дворе части гигантского конструктора «Лего». Из таких деталей собрана галерея – она начинается у строения 3, то и дело нарочито сбивается с ритма, но преодолевает всю длину здания 7 и формирует пространство внутренней улицы. За надземный переход тут зацепилось угловатое синее «облако», у входа в третье строение жёлтые кубики сложились в зону отдыха, на бетонной площадке игрушечные кремлевские зубцы стали ограждением висячего сада. Под ними, как сломанные, валяются оранжевые модули сцены и экрана. 
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Архатака» («Лес»)
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Архатака» («Лес»)

В интерьере стены решены в серой гамме. К ним цветовыми пятнами приставлены яркие элементы, которые тоже притворяются, что их забыли, но уже в опустевшем цеху: зелёный вытянутый подиум, красные прямоугольные рамы, оранжевый амфитеатр-гора, выглядящий так, словно у кого-то не хватило терпения собрать его полностью. При этом все они, как и полагается деталям конструктора, имеют гибкий сценарий использования.
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Архатака» («Лес»)
***
Третье место
Akhmadullin Architects
Уфа
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © Akhmadullin Architects

«У нас была идея создать городское пространство внутри здания. Коридоры – это улицы со своей иерархией, входные группы в помещения являются своего рода «фасадами», а основной цех, где мы сделали пространство для выставок – это пьяцца», – рассказывает Азат Ахмадуллин. На полу длинных коридоров предусмотрено прорезиненное покрытие, чтобы можно было передвигаться на самокатах, которые висят здесь же, вдоль стен. Выделены и «точки остановок» – с подвесными креслами и вертикальным озеленением.
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © Akhmadullin Architects

В концепции Akhmadullin Architects фасады подвергаются значительной, по сравнению с предыдущими двумя проектами, переработке, хотя формально исходная пластика сохранена. Строение 3 облицовано фиброцементными панелями, а внутренние плоскости его вертикальных ниш – тёмно-серым керамогранитом. Авторы пошли по пути стилизации, усилив рельеф лопаток и подчеркнув связь с плакатной агитацией – для этого активно введён красный цвет, контрастирующий с «газетным» светло- и тёмно-серым. Красным прописаны откосы и переплёты окон, и верхние откосы фасадных ниш, пожарные лестницы и обрамления входных порталов. 
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © Akhmadullin Architects
***

Ещё четыре проекта

«ПланАР», Илья Мукосей
Москва
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «ПланАР»

Бюро «ПланАР» предложили дополнить фасад строения 3 по уровню первого этажа конструкцией красного цвета из трёх частей в форме буквы «П». Она восстанавливает симметрию входной группы, где изначально дверь смещена влево. Вдоль строения 7 авторы разместили модуль с балконами, который скачет в трёхдольном ритме марша, и выглядит аллюзией на конструктивизм. Стены в интерьере оформлены словами «петит», «нонпарель» и «цицеро», которые мгновенно отсылают к гарнитурам шрифтов советских газет и не позволяют забыть биографию здания.
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «ПланАР»
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «ПланАР»
***
Archiproba Studios
Москва
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © Archiproba Studios

Проект бюро Archiproba обращается к прошлому не напрямую, через авангард, а апеллирует к воспоминаниям тех, кто был во времена СССР ребенком: стилистика надписи «Правда» над входом напоминает старые неоновые вывески старых кинотеатров. Исторический фасад архитекторы предложили тщательно отреставрировать, покрыть штукатуркой с фактурой, похожей на оригинальную, а для оконных проемов воссоздать исходную раскреповку рам.
***

Kontora
Москва
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © Kontora

Бюро Kontora назвали здание «серой машиной правды Пантелеймона Голосова», а описание проекта сделали похожим на революционный манифест. В той же революционной манере они предложили разбить перед использованием новую плитку Kerama Marazzi, чем заставили организаторов конкурса вздрогнуть – положения не спасло даже упоминание Гауди.
***

Adjoubei ScottWhitby Studio & Иван Полисский
Москва
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © Adjoubei ScottWhitby Studio & Иван Полисский

Консорциум предложил очень лёгкое, почти незаметное решение; во всяком случае, не такое разноцветное, как у всех остальных. Основной идентичности нового дизайна согласно концепции должен стать некий паттерн, представленный мозаикой из плиточных квадратов – да-да, из керамогранита – соединённых между собой методом пазла. Таким рисунком авторы оформили двери, козырьки, клумбы, скамейки и прочие элементы общественных пространств. Дизайн-код, основанный на предложенном авторами паттерне и крупных элементах навигации, используется как снаружи, так и внутри. Пешеходные и автомобильные дороги разгорожены городской мебелью ради безопасности передвижения по территории.
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © Adjoubei ScottWhitby Studio & Иван Полисский
***
А реализации не будет
Собственно ещё тогда, когда обсуждалось конкурсное задание как таковое, в кулуарах было известно, что конкурс – скорее всего «бумажный», нацелен лишь на то, чтобы продемонстрировать возможности применения материала на конкретном примере, и реализация проектов не планируется. Однако едва победители были объявлены, «Группа ПСН» – компания, «управляющая проектами ГЦК «Правда», сочла нужным отдельно объявить, что реализации проектов и реконструкции зданий комбината не планируетсяА потом и вовсе потребовала от изданий удалить сообщения о результатах конкурса из ленты новостей.

Что, вероятно, многих удивило, поскольку так называемые концептуальные конкурсы или конкурсы идей – сами по себе не редкость, хотя там и принято более явно и сразу объявлять об отсутствии планов реализации. По словам Сергея Георгиевского,
директора проводившего конкурс Агентства стратегического развития «ЦЕНТР», «Профессиональный конкурс – инструмент диалога города, девелопера и экспертного сообщества. В случае с объектами со значимой историей конкурс позволяет найти наиболее взвешенное решение по отношению к значимому объекту. Работы получились очень профессиональными – это большая победа, которая окажет позитивное влияние на будущее развитие объекта. В этом нас поддерживает Москомархитектура и архсовет».

Так что никто не планировал воплощать конкурсные проекты. Хотя надо признать, и в процессе обсуждения конкурса это неоднократно прозвучало: район и комбинат в обновлении безусловно нуждаются. Пока же конкурс получился более звучным, чем привычные мероприятия производителей материалов – возможно за счёт некоторой скандализированности вопроса о реконструкции, а возможно, благодаря решению провести его на реальном примере. Но совершенно «бумажным».

Так выглядит комбинат «Правда» сейчас: 

Предмет конкурса – строение 3 комбината «Правда». Фотография предоставлена Агентством «ЦЕНТР»
zooming
Предмет конкурса – строения 3 и 7 комбината «Правда». Фотография © Василий Бабуров
Предмет конкурса – помещения строения 2 комбината «Правда». Фотография предоставлена Агентством «ЦЕНТР»
Предмет конкурса – помещения строения 2 комбината «Правда». Фотография предоставлена Агентством «ЦЕНТР»
***
Архитектор:
Владимир Кузьмин
Мастерская:
Проектная группа Поле-Дизайн
Андрей Воронов
Архатака https://www.archattacka.com/

22 Февраля 2017

Похожие статьи
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Фасады «Правды»
Конкурс на концепцию фасадного решения Центра городской культуры «Правда» в комплексе памятника авангарда – комбината «Правда» в Москве, вызвал много споров. Чтобы прояснить ситуацию, мы взяли комментарии у организаторов конкурса и экспертов в сфере сохранения наследия и градостроительства.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».