Неизменная «Правда»

Рассказываем о семи проектах «бумажного», как выяснилось, конкурса на комбинат «Правда» и обсуждаем его творческие результаты.

Автор текста:
Наталья Мурадова

mainImg
Архитектор:
Владимир Кузьмин
Мастерская:
Проектная группа Поле-Дизайн
Требования к проектам фасадных решений строений 3 и 7 и внутренних помещений строения 2 бывшего полиграфического комбината «Правда» насторожили многих. Инициатором конкурса стала компания-производитель отделочных материалов Kerama-Marazzi, и одним из его условий было использование керамогранита, материала спорного в случае, когда речь идёт о памятнике конструктивизма, что мы уже подробно обсудили со специалистами. Достаточно бурная реакция профессионального сообщества на перспективу облицовки фасадов зданий 1930-х годов керамогранитом, очевидно, повлияла и на участников конкурса, и на жюри, сделав главным сюжетом конкурса вопрос о том, «как сочетать несочетаемое» или даже «как красиво обойти конкурсное задание». Что, определённо, добавило и сложности, и интереса.

Большинство авторов старательно дистанцировались от пресловутых лопаток и филёнок, обеспечив подлинному фасаду неприкосновенность. Жюри же, в свою очередь, выбрало самый деликатный проект – сделав, судя по всему, главным критерием не столько реабилитацию керамогранита, сколько сохранность старого здания. Так что творческих результатов у конкурса оказалось два:

1. Архитекторы поупражнялись в бережном отношении к произведениям 1930-х, входящим в комплекс Пантелеймона Голосова, а жюри поддержало их инициативу. Вывод следующий: для творческого человека выход есть всегда, даже если тебе предложили сочетать несочетаемое;

2. Будучи ограничены собственным решением беречь исторические здания, авторы проектов уделили максимум внимания обустройству пространства комбината «Правда», отдав таким образом должное популярной, чтобы не сказать модной, теме преобразования городского пространства. 

Первое место
«Поле-Дизайн», Владимир Кузьмин и Николай Калошин
Москва
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Поле-дизайн»
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Поле-дизайн»

Победители нашли элегантное решение проблемы несочетаемости керамогранита и архитектуры 1930-х. Они предложили восстановить большую часть фасадов в исходных материалах, а керамогранит использовать точечно и для новых объектов на территории, обращаясь со стилем, в котором построено здание, предельно уважительно.

«Обновленная «Правда» будет выглядеть почти также, как и выглядела. Возможно, поэтому жюри и присудило нам первое место», – пошутил Владимир Кузьмин из «Поле-дизайн». Победители предложили восстановить фасады в исходных материалах, использовать краску по укрепленной оштукатуренной поверхности. А отделку из керамогранита применять точечно – для цоколя и лестничных ограждений. 

«Наша концепция заключается в том, что мы максимально тактично отнеслись к решению фасада, который является частью культурного наследия, – поясняет соавтор проекта Николай Калошин. – Как вариант мы предложили керамогранитную облицовку для ниш фасада строения 3. Но она не должна выходить за эти границы, потому что изначально здание предполагало совершенно иные материалы».
Ритм фасада строения 3 «Поле-дизайн» подчеркнули высоким порталом в сером керамограните. Колонны не перекрывают оригинальные лопатки, а крепятся к ним кронштейнами
на расстоянии. Ко входу с двух сторон ведут рампы – своего рода оммаж Ле Корбюзье. Вверху портала установлен световой короб, внутри же поместятся большие афиши или полотно экрана, а весь фасад можно будет превратить в экран для видеомаппинга. 
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Поле-дизайн»

Две серые колонны визуально уравновешивают множество невысоких ярких пилонов вдоль стоящего напротив строения 7. Они превращают бесконечно вытянутое здание в соразмерное и позволяют проще ориентироваться. В верхней части маленьких колонн тоже есть световые короба, в тёмное время суток они выполняют функцию уличных фонарей. Пилоны облицованы керамогранитом шести цветов, а цоколь строения – серым, в тон фасадной краске.
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Поле-дизайн»

В дизайн-проекте внутреннего помещения сохраняются все элементы, которые дошли до наших дней, вплоть до деталей давно не используемого инженерного оборудования. Местами авторы сохраняют на полу ностальгический метлах и перфорированную металлическую плитку, хотя большую часть пола всё равно пришлось бы выполнить в новых материалах.

Колористическое решение интерьера отсылает к эпохе, когда
был спроектирован комбинат «Правда». Оно включает в себя три чистых «основных» цвета: красный, жёлтый и синий; ахроматическим фоном для них будет серый. На стенах длинного коридора появляются яркие вертикальные рамы, которые в перспективе сливаются в прямоугольник. 
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Поле-дизайн»

Конструктивистскую чистоту геометрических форм воспроизводит интерьерный объект, который проектировщики прозвали «Кубом Правды». По сути, это трансформер из множества мелких кубиков, который при необходимости превращается и в кафедру лектория, и в небольшой выставочный зал, и в зону хранения. Отделка кубиков выполнена из керамической плитки, которая подражает газетной полосе.
Для искусственного освещения используется система подвесных светодиодных светильников. Помимо этого авторы предложили восстановить первоначальные световые фонари на крыше здания.
***
Второе место 
«Архатака» («Лес»)
Петербург
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Архатака» («Лес»)

Проект также не предполагает облицовку исторических фасадов новыми материалами. Керамогранит использован в отделке новых средовых объектов на территории, похожих на потерянные во дворе части гигантского конструктора «Лего». Из таких деталей собрана галерея – она начинается у строения 3, то и дело нарочито сбивается с ритма, но преодолевает всю длину здания 7 и формирует пространство внутренней улицы. За надземный переход тут зацепилось угловатое синее «облако», у входа в третье строение жёлтые кубики сложились в зону отдыха, на бетонной площадке игрушечные кремлевские зубцы стали ограждением висячего сада. Под ними, как сломанные, валяются оранжевые модули сцены и экрана. 
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Архатака» («Лес»)
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Архатака» («Лес»)

В интерьере стены решены в серой гамме. К ним цветовыми пятнами приставлены яркие элементы, которые тоже притворяются, что их забыли, но уже в опустевшем цеху: зелёный вытянутый подиум, красные прямоугольные рамы, оранжевый амфитеатр-гора, выглядящий так, словно у кого-то не хватило терпения собрать его полностью. При этом все они, как и полагается деталям конструктора, имеют гибкий сценарий использования.
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Архатака» («Лес»)
***
Третье место
Akhmadullin Architects
Уфа
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © Akhmadullin Architects

«У нас была идея создать городское пространство внутри здания. Коридоры – это улицы со своей иерархией, входные группы в помещения являются своего рода «фасадами», а основной цех, где мы сделали пространство для выставок – это пьяцца», – рассказывает Азат Ахмадуллин. На полу длинных коридоров предусмотрено прорезиненное покрытие, чтобы можно было передвигаться на самокатах, которые висят здесь же, вдоль стен. Выделены и «точки остановок» – с подвесными креслами и вертикальным озеленением.
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © Akhmadullin Architects

В концепции Akhmadullin Architects фасады подвергаются значительной, по сравнению с предыдущими двумя проектами, переработке, хотя формально исходная пластика сохранена. Строение 3 облицовано фиброцементными панелями, а внутренние плоскости его вертикальных ниш – тёмно-серым керамогранитом. Авторы пошли по пути стилизации, усилив рельеф лопаток и подчеркнув связь с плакатной агитацией – для этого активно введён красный цвет, контрастирующий с «газетным» светло- и тёмно-серым. Красным прописаны откосы и переплёты окон, и верхние откосы фасадных ниш, пожарные лестницы и обрамления входных порталов. 
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © Akhmadullin Architects
***

Ещё четыре проекта

«ПланАР», Илья Мукосей
Москва
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «ПланАР»

Бюро «ПланАР» предложили дополнить фасад строения 3 по уровню первого этажа конструкцией красного цвета из трёх частей в форме буквы «П». Она восстанавливает симметрию входной группы, где изначально дверь смещена влево. Вдоль строения 7 авторы разместили модуль с балконами, который скачет в трёхдольном ритме марша, и выглядит аллюзией на конструктивизм. Стены в интерьере оформлены словами «петит», «нонпарель» и «цицеро», которые мгновенно отсылают к гарнитурам шрифтов советских газет и не позволяют забыть биографию здания.
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «ПланАР»
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «ПланАР»
***
Archiproba Studios
Москва
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © Archiproba Studios

Проект бюро Archiproba обращается к прошлому не напрямую, через авангард, а апеллирует к воспоминаниям тех, кто был во времена СССР ребенком: стилистика надписи «Правда» над входом напоминает старые неоновые вывески старых кинотеатров. Исторический фасад архитекторы предложили тщательно отреставрировать, покрыть штукатуркой с фактурой, похожей на оригинальную, а для оконных проемов воссоздать исходную раскреповку рам.
***

Kontora
Москва
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © Kontora

Бюро Kontora назвали здание «серой машиной правды Пантелеймона Голосова», а описание проекта сделали похожим на революционный манифест. В той же революционной манере они предложили разбить перед использованием новую плитку Kerama Marazzi, чем заставили организаторов конкурса вздрогнуть – положения не спасло даже упоминание Гауди.
***

Adjoubei ScottWhitby Studio & Иван Полисский
Москва
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © Adjoubei ScottWhitby Studio & Иван Полисский

Консорциум предложил очень лёгкое, почти незаметное решение; во всяком случае, не такое разноцветное, как у всех остальных. Основной идентичности нового дизайна согласно концепции должен стать некий паттерн, представленный мозаикой из плиточных квадратов – да-да, из керамогранита – соединённых между собой методом пазла. Таким рисунком авторы оформили двери, козырьки, клумбы, скамейки и прочие элементы общественных пространств. Дизайн-код, основанный на предложенном авторами паттерне и крупных элементах навигации, используется как снаружи, так и внутри. Пешеходные и автомобильные дороги разгорожены городской мебелью ради безопасности передвижения по территории.
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © Adjoubei ScottWhitby Studio & Иван Полисский
***
А реализации не будет
Собственно ещё тогда, когда обсуждалось конкурсное задание как таковое, в кулуарах было известно, что конкурс – скорее всего «бумажный», нацелен лишь на то, чтобы продемонстрировать возможности применения материала на конкретном примере, и реализация проектов не планируется. Однако едва победители были объявлены, «Группа ПСН» – компания, «управляющая проектами ГЦК «Правда», сочла нужным отдельно объявить, что реализации проектов и реконструкции зданий комбината не планируетсяА потом и вовсе потребовала от изданий удалить сообщения о результатах конкурса из ленты новостей.

Что, вероятно, многих удивило, поскольку так называемые концептуальные конкурсы или конкурсы идей – сами по себе не редкость, хотя там и принято более явно и сразу объявлять об отсутствии планов реализации. По словам Сергея Георгиевского,
директора проводившего конкурс Агентства стратегического развития «ЦЕНТР», «Профессиональный конкурс – инструмент диалога города, девелопера и экспертного сообщества. В случае с объектами со значимой историей конкурс позволяет найти наиболее взвешенное решение по отношению к значимому объекту. Работы получились очень профессиональными – это большая победа, которая окажет позитивное влияние на будущее развитие объекта. В этом нас поддерживает Москомархитектура и архсовет».

Так что никто не планировал воплощать конкурсные проекты. Хотя надо признать, и в процессе обсуждения конкурса это неоднократно прозвучало: район и комбинат в обновлении безусловно нуждаются. Пока же конкурс получился более звучным, чем привычные мероприятия производителей материалов – возможно за счёт некоторой скандализированности вопроса о реконструкции, а возможно, благодаря решению провести его на реальном примере. Но совершенно «бумажным».

Так выглядит комбинат «Правда» сейчас: 

Предмет конкурса – строение 3 комбината «Правда». Фотография предоставлена Агентством «ЦЕНТР»
zooming
Предмет конкурса – строения 3 и 7 комбината «Правда». Фотография © Василий Бабуров
Предмет конкурса – помещения строения 2 комбината «Правда». Фотография предоставлена Агентством «ЦЕНТР»
Предмет конкурса – помещения строения 2 комбината «Правда». Фотография предоставлена Агентством «ЦЕНТР»
***
Архитектор:
Владимир Кузьмин
Мастерская:
Проектная группа Поле-Дизайн

22 Февраля 2017

Автор текста:

Наталья Мурадова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Штаб-квартира будущего
Проект ПИ «АРЕНА», победивший в открытом конкурсе идей для новой штаб-квартиры итальянской компании FITT, совмещает футуристичную форму, красивую комбинаторику функций, энергоэффективность и тонкие отсылки к архетипам итальянской культуры. Особенно хорош «сплошной фонтан» в первом этаже. Рассказываем о трех победителях конкурса.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Победа пополам
Конкурс на концепцию развития центральной части Саратова завершился победой сразу двух участников. Показываем проекты победителей и рассказываем, чем конкретно займется каждый из них.
Пора вставать
Рассказываем об итогах конкурса «Ресурс периферии», который петербургский Комитет по градостроительству и архитектуре организовал для улучшения среды спальных районов. Работы победивших команд будут взяты за основу при разработке и реализации программы.
Вдыхая новую жизнь
Рассказываем об итогах конкурса на концепцию развития Центрального парка им. Горького в Красноярске и показываем три проекта-победителя: воплотить в жизнь планируется лучшие идеи из каждого.
Деревянное королевство Швеция
Накануне Нобелевской недели в Стокгольме вручили премию за лучшую архитектуру из дерева – Swedish Wood Award. Из-за пандемии церемонию в итоге провели онлайн, однако трансляцию посмотрело беспрецедентное число зрителей.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
Фасады «Правды»
Конкурс на концепцию фасадного решения Центра городской культуры «Правда» в комплексе памятника авангарда – комбината «Правда» в Москве, вызвал много споров. Чтобы прояснить ситуацию, мы взяли комментарии у организаторов конкурса и экспертов в сфере сохранения наследия и градостроительства.
Технологии и материалы
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Сейчас на главной
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
Галька на берегу
Проект аэропорта в Геленджике от АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» стал единственным российским победителем премии Architizer A+Awards 2021 года.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
Ажурные узоры
Манчестерский Еврейский музей приобрел после реконструкции по проекту Citizens Design Bureau новый корпус с орнаментом на фасаде: он напоминает о культуре сефардов.
Дворцовый переворот
Еще один ДК, который возвращает к жизни команда «Идентичность в типовом», на этот раз – в Ельце. Согласно программе, универсальные решения встречаются с локальными особенностями, благодаря чему появляется новая точка притяжения.