Московский институт электронной техники в Зеленограде

К 45-летию открытию комплекса МИЭТ публикуем снимки разных лет и новые фотографии Дениса Есакова. Текст Феликса Новикова.

mainImg
Проект:
Московский институт электронной техники в Зеленограде
Россия, Москва, площадь Шокина, 1

Авторский коллектив:
Архитекторы: Ф. Новиков, Г. Саевич
Конструктор: Ю. Ионов
Авторы часов входного портала, композиций во двориках учебных корпусов и символических знаков аудиторий – скульпторы В. Тюлин и С. Чехов; автор рельефа главного вестибюля и портретной галереи библиотеки, исполненной в дереве с латунными включениями, – скульптор Э. Неизвестный

1966 — 1971
0 Московский институт электронной техники
Архитекторы Ф. Новиков, Г. Саевич, конструктор Ю. Ионов.
Авторы часов входного портала, композиций во двориках учебных корпусов и символических знаков аудиторий – скульпторы В. Тюлин и С. Чехов; автор рельефа главного вестибюля и портретной галереи библиотеки, исполненной в дереве с латунными включениями, – скульптор Э. Неизвестный.
Москва, Зеленоград, площадь Шокина, 1
1966-1971
1-я премия III Всесоюзного смотра достижений советской архитектуры (1972).
Государственная премия СССР (1975) «За архитектурные комплексы Зеленограда».


zooming
Слева направо: Григорий Саевич, Феликс Новиков, Эрнст Неизвестный.Кадр из документального фильма «Мой город». 1973 г.
zooming
Скульпторы: слева С.Чехов, справа В. Тюлин. 1971



Живописный участок, расположенный напротив западного лабораторного корпуса Главного научного центра отличался рельефом, повышающимся по мере отступления от городского проезда к лесу, ограничивающему его с западной стороны и понижающемуся к северу, по мере приближения к пруду. В этих обстоятельствах предпочтительной представлялась свободная композиция малоэтажных зданий, контрастная соседним лабораторным зданиям – как по масштабу ее элементов и ритмическому строю, так и по материалам, характеризующим образ зданий.

В объемно-пространственной системе комплекса сложилось пять корпусов, из которых три, включающие в себя уникальные функции – главное здание, клубный и спортивный корпуса, занимают парадный фронт композиции, а два учебных блока, содержащие стандартный функциональный материал – классы для занятий, расположены на втором плане и тыльной стороной обращены к лесу. При этом ориентация главных фасадов обращена на восток (главное здание) и на север (клубное здание и здание спортзала с примыкающим к нему стадионом). С учетом этого обстоятельства демонстрационные чертежи фасадов зданий проецировались на диагональную картинную плоскость.

Все здания комплекса облицованы красным латвийским кирпичом «Лоде», который также присутствует и в интерьерах. С ним контрастируют белые фрагменты и детали – входной портал главного корпуса, энергично вынесенный из плоскости фасада балкон клубного здания с опорной стеной, стены библиотеки, возвышающиеся над главным корпусом, и белые балки несущие покрытия клубного и спортивного корпусов. Глухие элементы витражей были закрыты листами черного шлакоситала, обращенными наружу тыльной, «вафельной» стороной.

Главным акцентом всей композиции и своеобразным знаком – символом учебного комплекса стал портал, в проеме которого подвешены часы с колоколом ХVII века, при том, что каждый час звучит музыкальная тема, специально сочиненная Микаэлем Таривердиевым.

В главном здании расположен вестибюль, ректорат, кольцевая рекреация, двухсветная по двум сторонам, охватывающая центральный куб библиотеки и представляющая собой внутреннюю «улицу» с парадной лестницей и пандусом, связывающую меж собой все элементы комплекса. К ней примыкают пять поточных аудиторий на 200 и 250 мест. В центре здания помещена квадратная в плане библиотека, которую освещают 108 пирамидальных зенитных фонарей и большой центральный фонарь со светоотражающей перевернутой пирамидой. На ее внешних, интерьерных стенах исполнен содержательный скульптурный рельеф площадью более 900 квадратных метров, освещаемый периметральным зенитным фонарем. Зенитный свет устроен также в аудиториях. Четыре ряда шедов оборудованы зашториванием. Все это демонстрирует оригинальный разрез здания, а в его силуэте четко воспринимаются три яруса остекления.

В клубном здании содержится актовый зал на 700 мест и кафетерий. При этом зал со сложным профилем потолка освещен продольными полосами света, повторяющими этот профиль – «штрих по форме». Спортивный блок включает в себя игровые залы и 25-метровый плавательный бассейн. Разно ориентированные трехэтажные учебные корпуса организованы вокруг внутренних двориков. Переходы между корпусами выполнены в светлых галереях, примыкающих к подпорной стене, в стеклянной галерее, а также посредством подвесного моста.

Формы и материалы, характеризующие внешний образ здания, ритмы одиночных и спаренных красных пилонов разного сечения, контрасты цвета, запоминающийся знак комплекса, уникальные часы, эффект зенитного освещения, мощная пластика монументального рельефа, примененный в отделке интерьеров красный кирпич в сочетании с деревом, которым облицованы стены и колонны библиотеки и актовый зал, произведения искусства, присутствующие в сооружении – все это способствуют романтизации образа, которое к лицу высшему учебному заведению инновационного назначения.

Открытие комплекса состоялось 27 декабря 1971 года. В последующем был построен шестой корпус – экспериментальный завод ВУЗа и различные сооружения других авторов – все в краснокирпичной архитектуре.


Проект застройки центра Зеленограда. 1969 г. И. Покровский (главный архитектор города), арх. А. Климочкин, Д. Лисичкин, Ф. Новиков, Г. Саевич, Ю. Свердловский.
zooming
Макет комплекса МИЭТ. Взгляд с востока. 1966 г.
Макет комплекса МИЭТ. Взгляд с севера. 1966 г.
План второго этажа
zooming
Диагональный фасад комплекса
zooming
Разрез главного корпуса
zooming
Фрагмент входного портала
Эскиз главного вестибюля
zooming
Комплекс с птичьего полета. Вид с востока. 2013 г. Фото: © П. Чухаев
zooming
Вид с севера. 2013 г. Фото: © П. Чухаев
zooming
Панорама комплекса. 1972 г. Фото © В. Крыжный
Общий вид главного и клубного корпусов. 1972 г. Фото © В. Крыжный
zooming
Общий вид входной площади. 2015 г.
Фрагмент входной площади. 1972 г. Фото © В. Крыжный
zooming
Фрагмент главного и клубного здания. 2015 г.
zooming
Фрагмент главного здания. 2015 г.
Главный вход и спортивный блок. 1975 г. Фото © Б. Фабрицкий, И. Шмелев
Входной портал и часы. 1975 г. Фото © Б. Фабрицкий, И. Шмелев
Ночной вид портала. Страница журнала «Огонек». 1972 г.
Фрагмент портала и часы. 1972 г. Фото © В. Крыжный
Главный вестибюль. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Южный неф вестибюля. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Главный вестибюль. Вид на главную лестницу. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Вестибюль и рекреация аудиторий и библиотеки. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Галерея ректората. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Рекреация аудиторий и галерея ректората. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Восточный неф вестибюля. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Пандус главного корпуса. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент рельефа. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент рельефа «Мыслитель». 2017 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент рельефа «Космонавт». 2017 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент рельефа «Электрон». 2017 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент рельефа. «Глаз». 2017 г. Фото © Денис Есаков
Библиотека. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент библиотеки. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент библиотеки. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент библиотеки. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент библиотеки. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент библиотеки. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Центральный фонарь библиотеки. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Пирамидальные фонари читального зала. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Портретная галерея библиотеки. Ленин. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Портретная галерея библиотеки. Ломоносов. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Портретная галерея библиотеки. Эйнштейн. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Аудитория. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Аудитория. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Аудитория. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Шеды. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент клубного корпуса. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Актовый зал со скамьями. 1975 г. Фото © Б. Фабрицкий, И. Шмелев
Актовый зал с креслами. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Актовый зал. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Актовый зал. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент потолка. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Пандус клубного корпуса. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Лестница клубного корпуса. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Спортивный корпус. Вид с востока. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент здания. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Северный фасад спортивного корпуса. Вид с юга. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент спортивного корпуса. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Спортивный зал. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Спортивный зал. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Плавательный бассейн. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Плавательный бассейн. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Переход в учебный корпус. За стеклом объемы аудиторий. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Учебный корпус. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Дворик учебного корпуса. 1975 г. Фото © Б. Фабрицкий, И. Шмелев
Дворик другого корпуса со скульптурной композицией. 2012 г. Фото © Е. Карелинов
Лестница учебного корпуса. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент комплекса. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент комплекса. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент комплекса. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент комплекса. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент комплекса. За стеклом – пандус клубного корпуса. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Проект:
Московский институт электронной техники в Зеленограде
Россия, Москва, площадь Шокина, 1

Авторский коллектив:
Архитекторы: Ф. Новиков, Г. Саевич
Конструктор: Ю. Ионов
Авторы часов входного портала, композиций во двориках учебных корпусов и символических знаков аудиторий – скульпторы В. Тюлин и С. Чехов; автор рельефа главного вестибюля и портретной галереи библиотеки, исполненной в дереве с латунными включениями, – скульптор Э. Неизвестный

1966 — 1971

30 Января 2017

Феликс Новиков Денис Есаков

Авторы текста:

Феликс Новиков, Денис Есаков
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Пресса: Ленинградский модернизм. Ветер перемен
Советский модернизм – явление, которое только ещё предстоит открыть общественности. Даже сам термин появился только в середине 2000-х, не говоря уже о сколько-нибудь последовательной рефлексии и теоретической инвентаризации зданий, построенных в период после ХХ съезда КПСС до Перестройки.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
Технологии и материалы
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
BTicino: сделано в Италии
Компания BTicino, итальянский бренд Группы Legrand, пересмотрела подход к электрике дома и сделала из розеток и выключателей функциональные произведения искусства.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Топовые BIM-модели Cersanit для интерьера ванной под ключ
BIM-технологии позволяют проектировщикам не только создавать 3D картинку, но и разрабатывать целую базу данных, где будет храниться вся информация об объекте с детальными характеристиками. Виртуальная копия здания хранит всю информацию об изменениях на каждом этапе, помогает поддерживать высокую производительность работы, сокращает время на пересчёт, позволяет детально проработать параметры и размеры блоков.
Золото на голубом – новое прочтение
В постиндустриальном районе Милана завершается строительство делового кластера The Sign. Комплекс станет функциональной и визуальной доминантой района – в нем разместятся множество деловых и общественных зон, а его сияющие золотыми фрагментами фасады будут привлекать внимание издалека. Золото на фасаде – панели ALUCOBOND® naturAL Gold от компании 3A Composites.
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Сейчас на главной
Тундра на крыше
Комплекс Living Landscape по проекту бюро Jakob+MacFarlane задуман как самое большое деревянное сооружение Исландии и «инструмент» для регенерации ее экосистем.
Черно-белая Казань
Знакомим читателей с проектом Андрея Ефимова и приглашаем начинающих архитектурных фотографов рассказать о себе на страницах Архи.ру
Классика для современников
Архитекторы бюро Megabudka выполнили проект комплекса гостиницы и апартаментов класса deluxe в центре новой федеральной территории «Сириус». Сдержанно-классичное решение фасадов заставило нас задуматься о цикличности столетий.
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Минус дает плюс
«Углеродно негативный» культурный центр в Шеллефтео на севере Швеции построен из местного дерева, включая 20-этажный гостиничный корпус. Авторы проекта – бюро White.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Культ цикличности
На плато Гиза в рамках биеннале современного искусства в Египте 2021 реализована инсталляция Александра Пономарева Уроборос.
Удар крученым
Тотан Кузембаев спроектировал дом из CLT-панелей в Пирогово. Он называется СЛАЙС. Предполагается, что проект стандартизированный и будет тиражироваться.
Урбанизированное междуречье
Проект-победитель конкурса Малых городов для Сызрани от творческой мастерской ТМ продолжает развитие кремлевской набережной, раскрывает живописные панорамы и способствует очищению рек.
Ажурный XX-конструктив
Во дворе Музея архитектуры на Воздвиженке установлена инсталляция группы DNK ag. Она приурочена к 20-летнему юбилею бюро, и впервые была показана на Арх Москве. Предполагается, что объект простоит во дворе музея один год и послужит началом для новой традиции – регулярно обновляемого выставочного проекта «Современная архитектура во дворе МУАРа».
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Ответ домашнему офису
Новое здание фармацевтического концерна Roche по проекту бюро Christ & Gantenbein предлагает сотрудникам альтернативу цифровой среде и работе на дому.
Город, дружелюбный к детям
Вместе с организаторами и кураторами фестиваля «Детская Платформа», который прошел в Нальчике, разбираемся, как привить детям чувство причастности к городу, какие практики позволят вовлечь их в городские процессы и почему важно учить детей работать с материалами.
Линия сердца
Проект-победитель конкурса Малых городов помогает связать скверы и парки Можги, сделать транзитные территории более безопасными и насытить центр города новыми сценариями и объектами – например, многофункциональным центром «Гаражи»
Белее белого
Публикуем последние четыре работы, вошедшие в короткий список конкурса на жилую застройку поселка Соловецкий: DNK.ag, .ket, «План Б» и АБ «Белое».
Ток и торф
Проект-победитель конкурса Малых городов от бюро SOTA: спокойный парк вокруг Стахановского озера в подмосковном Электрогорске
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Вход в горы
Смотровая площадка в Пермском природном парке привлекает внимание к природным достопримечательностям края и готовит путешественников к восхождению на скальный массив.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Две стихии
Еще один проект-победитель конкурса Малых городов от Аб «Вещь!», на этот раз для солнечного Ахтубинска: благоустройство, вдохновленное стихиями воды и воздуха, а также фотогеничный памятник досаждающей мошке.
Пространство на вырост
Столовая для детского сада в японском городе Фукуяма по проекту бюро UID должна будить воображение малышей, а также подходить для их родителей и воспитателей.
180 человек одних партнеров
Крупнейшим акционером Foster + Partners стала частная канадская инвестиционная фирма. Финансовое вливание позволит архитектурному бюро развиваться дальше, в том числе расширять число партнеров и обеспечивать их преемственность.