Московский институт электронной техники в Зеленограде

К 45-летию открытию комплекса МИЭТ публикуем снимки разных лет и новые фотографии Дениса Есакова. Текст Феликса Новикова.

mainImg
Проект:
Московский институт электронной техники в Зеленограде
Россия, Москва, площадь Шокина, 1

Авторский коллектив:
Архитекторы: Ф. Новиков, Г. Саевич
Конструктор: Ю. Ионов
Авторы часов входного портала, композиций во двориках учебных корпусов и символических знаков аудиторий – скульпторы В. Тюлин и С. Чехов; автор рельефа главного вестибюля и портретной галереи библиотеки, исполненной в дереве с латунными включениями, – скульптор Э. Неизвестный

1966 — 1971
Московский институт электронной техники
Архитекторы Ф. Новиков, Г. Саевич, конструктор Ю. Ионов.
Авторы часов входного портала, композиций во двориках учебных корпусов и символических знаков аудиторий – скульпторы В. Тюлин и С. Чехов; автор рельефа главного вестибюля и портретной галереи библиотеки, исполненной в дереве с латунными включениями, – скульптор Э. Неизвестный.
Москва, Зеленоград, площадь Шокина, 1
1966-1971
1-я премия III Всесоюзного смотра достижений советской архитектуры (1972).
Государственная премия СССР (1975) «За архитектурные комплексы Зеленограда».


zooming
Слева направо: Григорий Саевич, Феликс Новиков, Эрнст Неизвестный.Кадр из документального фильма «Мой город». 1973 г.
zooming
Скульпторы: слева С.Чехов, справа В. Тюлин. 1971



Живописный участок, расположенный напротив западного лабораторного корпуса Главного научного центра отличался рельефом, повышающимся по мере отступления от городского проезда к лесу, ограничивающему его с западной стороны и понижающемуся к северу, по мере приближения к пруду. В этих обстоятельствах предпочтительной представлялась свободная композиция малоэтажных зданий, контрастная соседним лабораторным зданиям – как по масштабу ее элементов и ритмическому строю, так и по материалам, характеризующим образ зданий.

В объемно-пространственной системе комплекса сложилось пять корпусов, из которых три, включающие в себя уникальные функции – главное здание, клубный и спортивный корпуса, занимают парадный фронт композиции, а два учебных блока, содержащие стандартный функциональный материал – классы для занятий, расположены на втором плане и тыльной стороной обращены к лесу. При этом ориентация главных фасадов обращена на восток (главное здание) и на север (клубное здание и здание спортзала с примыкающим к нему стадионом). С учетом этого обстоятельства демонстрационные чертежи фасадов зданий проецировались на диагональную картинную плоскость.

Все здания комплекса облицованы красным латвийским кирпичом «Лоде», который также присутствует и в интерьерах. С ним контрастируют белые фрагменты и детали – входной портал главного корпуса, энергично вынесенный из плоскости фасада балкон клубного здания с опорной стеной, стены библиотеки, возвышающиеся над главным корпусом, и белые балки несущие покрытия клубного и спортивного корпусов. Глухие элементы витражей были закрыты листами черного шлакоситала, обращенными наружу тыльной, «вафельной» стороной.

Главным акцентом всей композиции и своеобразным знаком – символом учебного комплекса стал портал, в проеме которого подвешены часы с колоколом ХVII века, при том, что каждый час звучит музыкальная тема, специально сочиненная Микаэлем Таривердиевым.

В главном здании расположен вестибюль, ректорат, кольцевая рекреация, двухсветная по двум сторонам, охватывающая центральный куб библиотеки и представляющая собой внутреннюю «улицу» с парадной лестницей и пандусом, связывающую меж собой все элементы комплекса. К ней примыкают пять поточных аудиторий на 200 и 250 мест. В центре здания помещена квадратная в плане библиотека, которую освещают 108 пирамидальных зенитных фонарей и большой центральный фонарь со светоотражающей перевернутой пирамидой. На ее внешних, интерьерных стенах исполнен содержательный скульптурный рельеф площадью более 900 квадратных метров, освещаемый периметральным зенитным фонарем. Зенитный свет устроен также в аудиториях. Четыре ряда шедов оборудованы зашториванием. Все это демонстрирует оригинальный разрез здания, а в его силуэте четко воспринимаются три яруса остекления.

В клубном здании содержится актовый зал на 700 мест и кафетерий. При этом зал со сложным профилем потолка освещен продольными полосами света, повторяющими этот профиль – «штрих по форме». Спортивный блок включает в себя игровые залы и 25-метровый плавательный бассейн. Разно ориентированные трехэтажные учебные корпуса организованы вокруг внутренних двориков. Переходы между корпусами выполнены в светлых галереях, примыкающих к подпорной стене, в стеклянной галерее, а также посредством подвесного моста.

Формы и материалы, характеризующие внешний образ здания, ритмы одиночных и спаренных красных пилонов разного сечения, контрасты цвета, запоминающийся знак комплекса, уникальные часы, эффект зенитного освещения, мощная пластика монументального рельефа, примененный в отделке интерьеров красный кирпич в сочетании с деревом, которым облицованы стены и колонны библиотеки и актовый зал, произведения искусства, присутствующие в сооружении – все это способствуют романтизации образа, которое к лицу высшему учебному заведению инновационного назначения.

Открытие комплекса состоялось 27 декабря 1971 года. В последующем был построен шестой корпус – экспериментальный завод ВУЗа и различные сооружения других авторов – все в краснокирпичной архитектуре.


Проект застройки центра Зеленограда. 1969 г. И. Покровский (главный архитектор города), арх. А. Климочкин, Д. Лисичкин, Ф. Новиков, Г. Саевич, Ю. Свердловский.
zooming
Макет комплекса МИЭТ. Взгляд с востока. 1966 г.
Макет комплекса МИЭТ. Взгляд с севера. 1966 г.
План второго этажа
zooming
Диагональный фасад комплекса
zooming
Разрез главного корпуса
zooming
Фрагмент входного портала
Эскиз главного вестибюля
zooming
Комплекс с птичьего полета. Вид с востока. 2013 г. Фото: © П. Чухаев
zooming
Вид с севера. 2013 г. Фото: © П. Чухаев
zooming
Панорама комплекса. 1972 г. Фото © В. Крыжный
Общий вид главного и клубного корпусов. 1972 г. Фото © В. Крыжный
zooming
Общий вид входной площади. 2015 г.
Фрагмент входной площади. 1972 г. Фото © В. Крыжный
zooming
Фрагмент главного и клубного здания. 2015 г.
zooming
Фрагмент главного здания. 2015 г.
Главный вход и спортивный блок. 1975 г. Фото © Б. Фабрицкий, И. Шмелев
Входной портал и часы. 1975 г. Фото © Б. Фабрицкий, И. Шмелев
Ночной вид портала. Страница журнала «Огонек». 1972 г.
Фрагмент портала и часы. 1972 г. Фото © В. Крыжный
Главный вестибюль. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Южный неф вестибюля. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Главный вестибюль. Вид на главную лестницу. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Вестибюль и рекреация аудиторий и библиотеки. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Галерея ректората. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Рекреация аудиторий и галерея ректората. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Восточный неф вестибюля. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Пандус главного корпуса. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент рельефа. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент рельефа «Мыслитель». 2017 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент рельефа «Космонавт». 2017 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент рельефа «Электрон». 2017 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент рельефа. «Глаз». 2017 г. Фото © Денис Есаков
Библиотека. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент библиотеки. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент библиотеки. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент библиотеки. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент библиотеки. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент библиотеки. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Центральный фонарь библиотеки. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Пирамидальные фонари читального зала. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Портретная галерея библиотеки. Ленин. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Портретная галерея библиотеки. Ломоносов. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Портретная галерея библиотеки. Эйнштейн. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Аудитория. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Аудитория. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Аудитория. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Шеды. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент клубного корпуса. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Актовый зал со скамьями. 1975 г. Фото © Б. Фабрицкий, И. Шмелев
Актовый зал с креслами. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Актовый зал. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Актовый зал. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент потолка. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Пандус клубного корпуса. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Лестница клубного корпуса. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Спортивный корпус. Вид с востока. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент здания. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Северный фасад спортивного корпуса. Вид с юга. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент спортивного корпуса. 2017 г. Фото © Денис Есаков
Спортивный зал. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Спортивный зал. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Плавательный бассейн. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Плавательный бассейн. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Переход в учебный корпус. За стеклом объемы аудиторий. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Учебный корпус. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Дворик учебного корпуса. 1975 г. Фото © Б. Фабрицкий, И. Шмелев
Дворик другого корпуса со скульптурной композицией. 2012 г. Фото © Е. Карелинов
Лестница учебного корпуса. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент комплекса. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент комплекса. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент комплекса. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент комплекса. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Фрагмент комплекса. За стеклом – пандус клубного корпуса. 2015 г. Фото © Денис Есаков
Проект:
Московский институт электронной техники в Зеленограде
Россия, Москва, площадь Шокина, 1

Авторский коллектив:
Архитекторы: Ф. Новиков, Г. Саевич
Конструктор: Ю. Ионов
Авторы часов входного портала, композиций во двориках учебных корпусов и символических знаков аудиторий – скульпторы В. Тюлин и С. Чехов; автор рельефа главного вестибюля и портретной галереи библиотеки, исполненной в дереве с латунными включениями, – скульптор Э. Неизвестный

1966 — 1971

30 Января 2017

Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Пресса: Вернуть человеческий масштаб: проекты реконструкции...
В 1978 году Отдел перспективных исследований и экспериментальных предложений был переименован в Отдел развития и реконструкции городской среды. Тема развития через реконструкцию, которая в 1970-е годы разрабатывалась отделом для районов сложившейся застройки в центре города, в 1980-е годы расширяет географию, ОПИ предлагает подходы для реконструкции периферийных районов, т.н. «спальных» районов - бескрайних массивов массового жилищного строительства. Цель этой работы - с одной стороны, рациональное использование городской среды, с другой - гуманизация жилой застройки, создание психологически комфортных пространств.
Пресса: Морфотипы как ключ к сохранению и развитию своеобразия...
Из чего состоит город? Этот вопрос, который на первый взгляд может показаться абстрактным, имел вполне конкретный смысл – понять, как устроена историческая городская застройка, с тем чтобы при реконструкции центра, с одной стороны, сохранить его своеобразие, а с другой – не игнорировать современные потребности.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Медийность как стиль
Студия Onda* спроектировала просторный офис для одного из подразделений компании Яндекс – платформы «Дзен» – и использовала в его оформлении приемы и элементы, характерные для новой медиакультуры, в которой визуальная эффектность дизайна является обязательным компонентом.
Тонкая настройка
Бюро SUSHKOVA DESIGN создало интерьер цветочной студии в Перми, с тактом и деликатностью подойдя к пространству, чья главная ценность заключалась в обилии света и эффектности старинной кладки. Эти достоинства были бережно сохранены и даже подчеркнуты при помощи точно найденных современных акцентов.
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.