Институт биоорганической химии РАН в Москве

Институт биоорганической химии РАН Юрия Платонова в Москве в фотографиях Дениса Есакова с комментарием архитектора Михаила Князева, сооснователя проекта «Совмод».

mainImg


Институт биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова Российской академии наук (ИБХ РАН)
Архитекторы Ю. Платонов, Л. Ильчик, А. Панфил, И. Шульга и др.
Адрес: Москва, ул. Миклухо-Маклая, 16/10
Строительство: 1976 – 1984

Михаил Князев, архитектор и сооснователь проекта «Совмод»:

«На пересечении улиц Миклухо-Маклая и академика Волгина в Москве находится Институт биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН – результат плодотворной работы большого количества людей, в середине 1970-х – начале 1980-х годов объединивших усилия для создания уникального научного центра. Проектирование было поручено коллективу под руководством архитектора Юрия Платонова, а к последующим процессам строительства и технического оснащения здания был привлечен ряд иностранных фирм. Академик Юрий Овчинников, занимавший пост директора института, полностью посвятил себя большому проекту – принимал непосредственное участие в проектировании здания, давал все необходимые указания и рекомендации, проводил много времени на стройке.

Не каждому человеку, проходящему мимо ИБХ, известно, насколько интересна планировка здания. На уровне земли спокойные фасады с выдержанным ритмом окон не выдают формы двойной спирали ДНК, особенно эффектно смотрящейся на кадрах аэрофотосъемки. К слову, именно директор Овчинников был инициатором использования подобного образа, нашедшего также отражение в официальном логотипе института.

Перед главным входом в ИБХ расположена скульптурная композиция, на первый взгляд – абстрактная. На самом деле, в металле передан образ антибиотика валиномицина с ионом калия в центре. Асимметричная входная группа выделена примечательной конструкцией-навесом, состоящей из нескольких рядов стеклянных куполов. Облик главного фасада здания, декорированного скромной надписью – названием института – отличается лаконичностью и простотой.

Первое «звено» спирали ДНК, куда попадает посетитель, на местном сленге называется БОН – «Блок общественного назначения», включающий в себя вестибюль с гардеробом, буфет и бар, библиотеку, зону отдыха. Перечисленные помещения обращены в залитое естественным светом многоярусное пространство, где расположены информационные стенды и клумбы с экзотическими растениями. В отделке интерьера щедро использован натуральный камень светлых оттенков, что придает массивным и угловатым формам легкость. Перила, столбы шарообразных светильников, декоративные трубки на стенах и другие элементы декора исполнены в металле.

Помимо БОНа, структуру «ДНК здания» составляют три звена. Каждое такое звено состоит из четырех лабораторных корпусов с группой технических помещений и лестнично-лифтовым узлом в торцах. Все корпуса соединены между собой переходами на уровне пятого этажа, а также связаны одним длинным коридором на уровне первого. Пространства в центре каждого звена на первом уровне имеют разное функциональное наполнение – зимний сад, лекционный зал и небольшая площадь.

Зимний сад является одним из главных украшений здания. Густо заросшие клумбы оформлены двумя анфиладами металлических арок, несущих специальную конструкцию с встроенными светильниками. В центре симметричной композиции – небольшой каменный фонтан с памятной доской, увековечившей названия всех подрядных организаций, принявших участие в строительстве ИБХ. Обилие эффектных растений, мягкий естественный свет, мерное жужжание ламп и спокойное журчание воды создают особую атмосферу покоя и подчеркивают рекреационное назначение этой зоны.

Отдельного внимания заслуживает продуманная внутренняя навигация института и ее дизайн. В пластиковые панели стен центрального коридора вмонтированы подсвечивающиеся экраны со знаками направления движения и номером корпуса или зоны. Стоит отметить великолепную графику пиктограмм, а также примененный дизайнерами шрифт: он смотрится очень актуально и современно. Некоторые колонны оформлены крупноформатными плакатами, отсылающими к дизайну обложек прогрессивных журналов 80-х о науке и технике.

К счастью, ИБХ избежал печальной участи большинства зданий, построенных в это же время: в здании института до сих пор не проводился «ремонт». Возможно, определяющими факторами стали консервативные взгляды сотрудников института или высокое качество отделочных работ. Практически все без исключения интерьеры института, включая детали, аутентичны и прекрасно сохранились, и в этом – особая ценность здания.

Как старый музыкальный инструмент через годы проносит чистоту и легкость звучания, стремительная в своем развитии наука живет в гармонии с оболочкой ИБХ, в которую она заключена. Хочется верить, что этот союз будет существовать еще долгие годы.»


Институт биоорганической химии © Денис Есаков и Дмитрий Василенко
Институт биоорганической химии © Денис Есаков и Дмитрий Василенко
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков
Институт биоорганической химии © Денис Есаков

13 Октября 2016

Денис Есаков

Авторы текста:

Денис Есаков, Михаил Князев
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Пресса: Ленинградский модернизм. Ветер перемен
Советский модернизм – явление, которое только ещё предстоит открыть общественности. Даже сам термин появился только в середине 2000-х, не говоря уже о сколько-нибудь последовательной рефлексии и теоретической инвентаризации зданий, построенных в период после ХХ съезда КПСС до Перестройки.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
Технологии и материалы
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливой клинкерной плиткой разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Сейчас на главной
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
Галька на берегу
Проект аэропорта в Геленджике от АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» стал единственным российским победителем премии Architizer A+Awards 2021 года.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.