Борьба за авангард: итоги и перспективы

На прошлой неделе Московское общество охраны архитектурного наследия (MAPS) собрало в МУАРе пресс-конференцию, пригласив представителей разных охранных организаций, частных благотворительных фондов и общественности, чтобы поговорить о результатах совместной деятельности за последние два года, прошедших с момента проведения крупнейшей международной конференции «Heritage at Risk» (Наследие в опасности) в апреле 2006 года

mainImg

Встреча была приурочена к 18 апреля – Международному дню охраны памятников, учрежденному ICOMOS в 1982 году. Символично, что она проводилась в том же самом муаровском зале, где в 2004 году был организован первый круглый стол по сохранению архитектурного наследия Москвы. Как отметила выступавшая на пресс-конференции Наталья Душкина, член-основатель Международного научного комитета ICOMOS по сохранению наследия ХХ века, «дискуссия тогда вылилась в протестное движение и борьбу за сохранение наследия в целом. Тогда же было написано и подписано знаменитое письмо московской общественности. На этой волне был основан MAPS, стали работать общественные организации и сайты. Мне кажется, с 2004 года в Москве в целом началась некая иная эпоха и отношение к наследию изменилось».

На пресс-конференции были обозначены эти пусть еще немногочисленные победы, что были достигнуты силами ICOMOS, MAPS, Москонаследием и другими организациями и частными людьми за минувшие годы. Дискурс получился довольно-таки оживленным и охватил широкий круг проблем, которые условно можно разделить на общие, такие как вопросы политики охранных организаций, и частные, касающиеся конкретных памятников.

Пресс-конференцию открыла Марина Хрусталева, председатель правления MAPS, коротко рассказав о том, как изменилось положение памятников авангарда за последние годы. Она напомнила собравшимся об одном из первых проектов MAPS «Москва под угрозой» (http://sos.archi.ru), запущенном совместно с Архи.ру в конце 2005 года.

Марина Хрусталева:
«Мы выпустили в свет этот проект, но быстро поняли, что он требует несколько иного подхода, и отложили его, переключив все силы на Отчет «Московское архитектурное наследие: Точка невозврата», который уже был в работе. Недавно мы вновь заглянули на сайт «Москва под угрозой» и обнаружили, что получился некий статистический срез. Два года назад нами было выложено около 30 памятников из общего списка более чем в 150 адресов. Пяти из этих 30 зданий уже нет, пять отреставрированы, а из оставшихся более половины так или иначе находятся в работе. И что самое приятное для нас, в процессе реставрации большей частью находятся памятники авангарда. Как бы плохо ни было их состояние, за последние годы ни один из них не уничтожен». Как обычно, MAPS действует по принципу «показывать успехи, а если нет успехов, то хотя бы возможности».
Во многом поворотным событием в истории борьбы за сохранение авангарда стала крупнейшая международная конференция «Heritage at Risk», прошедшая в Москве в апреле 2006 года. Ее проведение было инициировано Натальей Олеговной Душкиной, внучкой известного советского архитектора Алексея Душкина – автора проектов ряда станций московского метро. Естественно, резонанс от конференции, прошедшей с участием президентов известных международных организаций и под патронатом мэра Москвы, был велик и дал импульс к действию как частным инвесторам, так и государству. Какие задачи стоят перед ICOMOS сегодня – об этом Наталья Душкина рассказала в своем выступлении.

Наталья Душкина:
«Первая задача – спасти руины, затормозить процесс разрушения памятников. Вторая, остающаяся до сих пор нерешенной – это повышение статуса памятников наследия XX века. Речь идет о том, чтобы придать им федеральный статус охраны, согласно вкладу этих мастеров в мировую культуру, при этом они могут находиться в любой собственности – муниципальной, федеральной, корпоративной, частной. Третье – это сформировать грамотные реставрационные концепции, соответствующие высоким международным стандартам. В предыдущий период здесь были допущены ошибки – где-то вопросы были недообсуждены, где-то решения были продавлены заказчиком. Есть море примеров, я не хочу никого обидеть, но это здание московского Планетария. Мы потеряли этот уникальный памятник. Как бы там ни была сохранена структура, но он от нас ушел, ушла авторская работа, очень крупная. А таких всего две постройки и существовало, Планетарий в Москве, и в Потсдаме – башня Эйнштейна, построенная Мендельсоном».

Четвертая проблема, которую отметила Наталья Душкина – это включение памятников советского авангарда в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пока ни одна постройка официально не внесена в него, несмотря на принятую в ходе конференции «Heritage at Risk» Московскую декларацию о сохранении культурного наследия XX века. В ней были названы семь памятников: здание Наркомфина, дом Мельникова, клуб им. Русакова, клуб «Каучук», дом-коммуна Николаева, башня Шухова, станция метро «Маяковская». Проблему не сдвинули с места даже появившиеся за два года три рабочие группы. Наталья Душкина перечислила их: это проведенное при совете по культуре президента официальное заседание по наследию XX века; специальная подсекция по наследию ХХ века, впервые созданная в рамках Федерального научно-методического совета по культурному наследию Министерства культуры; и экспертная группа при Союзе архитекторов.

По этому поводу выступавший следом Александр Петрович Кудрявцев, президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), зампредседателя Федерального научно-методического совета по культурному наследию Министерства культуры заметил, что подсекция методсовета по авангарду старается сделать все возможное, чтобы поднять статус памятников XX века на более высокий уровень. Однако до сих пор приходится преодолевать инерцию комиссии, составляющей заявки для списка ЮНЕСКО – российские эксперты не готовы заниматься памятниками авангарда, хотя иностранцы давно ждут, когда мы их предложим. Во всяком случае, ни на один из семи объектов, предложенных в 2006 году, заявки еще не составлены.
 
Сегодня состояние названной «семерки» главных московских памятников авангарда различно, что отметила Наталья Душкина: «Из них по двум постройкам идут проекты. Это Наркомфин и Дом Мельникова. Созданы два частных фонда – фонд «Наркомфин» (основатель Группа компаний МИАН – Н.К.) и фонд «Русский авангард» (основатель Сергей Гордеев – Н.К.), в частной собственности которого находится половина уникального сооружения – дома Мельникова, и клуб «Буревестник», в котором располагается штаб-квартира фонда. Ситуация с клубом Русакова и «Каучук» непонятная. Башню Шухова Лужков недавно предложил объявить «объектом бедствия». Переходя к 7-му пункту – станции метро «Маяковская», я должна сказать, что из всех семи объектов это единственный, на котором шло интенсивное строительство. Станция очень много потеряла: появился новый вестибюль, изменен старый, наконец, проведены реставрационные работы на семи отсеках станции при том, что проект реставрации не был ни согласован, ни утвержден Москомналедием. И главное, не решена огромная инженерная проблема – станции 1930-50-х годов текут. После реставрации, затраты колоссальных денежных средств, при замене подлинного старого родонита, замене подлинного мраморного пола, проведении вычинок и желании всю станцию раздеть и поменять на ней всю авиационную сталь – это будет вторая «Рабочий и колхозница»! Вот в каком направлении движется эта станция. Однако проекта как такового нет».

Подробнее о сегодняшнем состоянии дома Мельникова рассказала дочь и наследница Виктора Константиновича Мельникова Екатерина Каринская: «Хорошо бы нам ко времени создания музея сохранить дом. В связи с намечающимся строительством в 30 метрах от дома и рытьем котлована глубин  ой более 15 метров памятнику угрожает опасность. Когда этот вопрос рассматривался на научно-методическом заседании в августе 2007 года, признали, что рытье рядом двух котлованов в 1990-е гг. было ошибкой и нанесло дому серьезный урон. Сейчас продолжается процесс оседания грунта и перекашивается главная витрина – окно высотой в 4 метра, которое в 1996 году еще открывалась. Если сейчас не будет прекращено строительство подземного пространства за домом, то памятнику будут угрожать грунтовые воды. Мосгоргеотрест дал информацию, что эта территория опасна в карстовом отношении. Пробурили две скважины, в одну из них провалился инструмент. Этих данных никто не видит. Два раза вопрос с общественного совета снимался, и что будет с домом дальше –неизвестно».

В свою очередь, совладелец дома, фонд «Русский авангард» также пытается принять меры к его сохранению. В частности, по словам Марины Великановой, руководителя исследований по проекту «Дом Мельникова», «фонд предпринимает активные усилия, чтобы была остановлена стройка на участке Арбат, 39-41». Фонд  также выкупил помещение в соседнем доме № 12 для размещения в нем предварительной небольшой экспозиции, посвященной истории дома Мельникова, в то время как о музее в самом памятнике говорить явно рано.

Марина Великанова ответила и на вопрос о клубе «Буревестник»:
«Наша задача – провести научную реставрацию этого здания. Интерьеры там забиты гипсокартоном и за этими гладкими панелями, а также за обшивкой потолка, к счастью, остались оригинальные бетонные стены и потолки с «лепестками». Пока нет окончательной концепции и проекта реставрации, мы ничего не делаем. В театральном зале мы также ничего не меняли, просто привели его в порядок. Там сохранились оригинальные конструкции, ферма – все это вы можете увидеть».

Про состояние ряда других сооружений Мельникова в Москве собравшимся рассказала эксперт Москомнаследия Наталья Владимировна Голубкова. В начале этого года завершился комплекс ремонтно-реставрационных работ в Клубе Дорхимзавода, продолжавшихся около трех лет. Клуб был выстроен в 1927-28 годах, а в следующие пару лет к нему пристроили помещение фабрики-кухни. За много лет здание было перестроено до неузнаваемости, почти полностью заложены окна первого этажа – а ведь это был «конек» Мельникова, большие проемы, допустимые при использовании специально разработанной им системы калориферного отопления. Сегодня она сохранилась лишь в его собственном доме в Кривоарбатском. Фабрику-кухню, по словам Голубковой, не так давно сожгли выселенные оттуда арендаторы. В ходе реставрации удалось не просто воссоздать внешний облик клуба Дорхимзавода, но и его пространственное ядро – трансформируемый театральный зал.
Отдельная тема – гаражи, выстроенные по проектам Мельникова в Москве. По Бахметьевскому гаражу, по словам Натальи Голубковой, существует проект реставрации.

Наталья Голубкова:
«Сейчас территория Бахметьевского гаража используется еврейской общиной с проектом строительства целого ряда сооружений и превращением гаража в досугово-развлекательный центр…. Единственным сооружением, не подвергшимся ни реконструкции, ни реставрации является до сих пор функционирующий гараж для грузовых машин на Новорязанской улице. Проекты приспособления подобных сооружений направлены в основном на создание в них современных музеев».

Еще одним объектом, о котором на пресс-конференции говорили особо, стала Шуховская радиобашня. С коротким отчетом по наследию знаменитого инженера Шухова выступил его правнук Владимир Шухов, президент фонда «Шуховская башня». Свою речь он начал с приятной новости – спасения башни Шухова в Нижегородской области. До реставрации от нижних опор башни оставалась одна треть, не было одного кольца между нижней секцией и следующей. Как рассказал Владимир Шухов, Нижегородский архитектурно-строительный институт подготовил все отчеты, привлекли немецких специалистов – в результате башня была восстановлена на средства собственника – РАО ЕЭС, сейчас ведутся работы по укреплению берега Оки рядом с башней.

Владимир Шухов:
«По поводу Шуховской башни в Москве ничего не сделано. Я обращался дважды к президенту, в Министерство культуры, в чьем ведении находится объект. Главное, что мы требовали – чтобы была произведена экспертиза объекта, и после, создав экспертную комиссию с привлечением зарубежных и отечественных специалистов понять, как можно отреставрировать башню. Единственным, кто нас поддержал в этом вопросе, было правительство Москвы. Они выразили готовность привести в порядок памятник, отреставрировать и использовать как туристический объект».

Несмотря на то, что в целом пресс-конференция была посвящена авангарду, не смогли обойти вниманием и следующий за ним исторический пласт – архитектуру сталинской эпохи, которая сегодня оказалась под угрозой уничтожения.

Наталья Душкина:
«В отличие от эпохи авангарда, сталинская архитектура уже проходит через сносы, сносятся знаковые постройки в центре города. Я напоминаю о гостинице «Москва», о сносе Института курортологии А. Самойлова. Самойлов вообще уничтожается как архитектор, как будто бы не было такой фигуры. Сносятся его санатории в Сочи, и это никак не отслеживается. Проводятся беспрецедентные реконструкции, которые продавливаются заказчиком. Я должна назвать здание И. Жолтовского на Моховой, как великолепный пример неопалладианства. Так вот, от этого здания остается одна фасадная стена. К сожалению, я связана сейчас с сохранением наследия моей семьи. Идет проект Детского мира, и от него в лучшем случае останется одна наружная скорлупа. Мне кажется, задача следующего периода – работать не только с авангардом, но и с 1930-50-ми годами. Они уходят быстрее, чем авангард, несмотря на свою внешнюю фундаментальность».
В связи с этим Наталья Душкина поделилась с собравшимися своим замыслом созвать вторую конференцию «Наследие в опасности», посвященную на этот раз московскому метро: «Нам нужно выработать концептуальные подходы в сохранении этих памятников. 10 лет назад шла борьба в Берлине за сохранение метро, которое имеет мелкое заложение, там проблемы несравнимые. Я хочу собрать международную конференцию в Москве и совместно выявить подходы к спасению подземных пространств. Прежде всего это Лондон, Париж, Чикаго и.т.п.»

Проведенная MAPS пресс-конференция в целом держалась положительного настроя – полученные за несколько прошедших лет результаты убедительно доказали, что даже в самой критической ситуации можно найти пути выхода при верно выбранной тактике. Как правильно заметил Александр Кудрявцев, «мы все время действуем либо по вертикали – пишем прямо Лужкову, президенту, либо обсуждаем проблемы в своем тесном кругу». Между тем, как надо бы обратиться к общественности, показать ей эти памятники, «внедрить в умы горожан, управ, префектур, интеллигенции ценность авангарда». В этой связи Кудрявцев отметил как знак успеха «неожиданным образом родившуюся из MAPS инициативу римского университета Ла Сапиенца сделать совместно с МАРХИ полуторогодовую программу». Так, в феврале этого года на деньги Европейского союза стартовал проект «Москонструкт», направленный как раз на расширение знаний об этом ценном периоде нашей архитектурной истории. 

Наталья Душкина,
член-основатель Международного научного комитета ICOMOS по сохранению наследия ХХ века, руководитель подсекции наследия ХХ века Федерального научно-методического совета по культурному наследию Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, профессор МАРХИ.)
Александр Кудрявцев, Президент Российской Академии Архитектуры и Строительных Наук, зампредседателя Федерального научно-методического совета по культурному наследию Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.
Марина Хрусталева, председатель правления Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS)
фотографии Натальи Коряковской
Внучка К. Мельникова Е. В. Каринская рассказывает о состоянии дома в Кривоарбатском пер.
zooming
К.Мельников. Бахметьевский автобусный гараж
zooming
К. Мельников. Дом в Кривоарбатском пер.
zooming
М. Барщ, М. Синявский. Московский планетарий
zooming
И. Николаев. Общежитие студентов Текстильного института
zooming
А. Самойлов. Институт Курортологии
zooming
А. Душкин, Г. Аквилев, И. Потрубач. Магазин «Детский мир»

25 Апреля 2008

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.