Борьба за авангард: итоги и перспективы

На прошлой неделе Московское общество охраны архитектурного наследия (MAPS) собрало в МУАРе пресс-конференцию, пригласив представителей разных охранных организаций, частных благотворительных фондов и общественности, чтобы поговорить о результатах совместной деятельности за последние два года, прошедших с момента проведения крупнейшей международной конференции «Heritage at Risk» (Наследие в опасности) в апреле 2006 года

mainImg

Встреча была приурочена к 18 апреля – Международному дню охраны памятников, учрежденному ICOMOS в 1982 году. Символично, что она проводилась в том же самом муаровском зале, где в 2004 году был организован первый круглый стол по сохранению архитектурного наследия Москвы. Как отметила выступавшая на пресс-конференции Наталья Душкина, член-основатель Международного научного комитета ICOMOS по сохранению наследия ХХ века, «дискуссия тогда вылилась в протестное движение и борьбу за сохранение наследия в целом. Тогда же было написано и подписано знаменитое письмо московской общественности. На этой волне был основан MAPS, стали работать общественные организации и сайты. Мне кажется, с 2004 года в Москве в целом началась некая иная эпоха и отношение к наследию изменилось».

На пресс-конференции были обозначены эти пусть еще немногочисленные победы, что были достигнуты силами ICOMOS, MAPS, Москонаследием и другими организациями и частными людьми за минувшие годы. Дискурс получился довольно-таки оживленным и охватил широкий круг проблем, которые условно можно разделить на общие, такие как вопросы политики охранных организаций, и частные, касающиеся конкретных памятников.

Пресс-конференцию открыла Марина Хрусталева, председатель правления MAPS, коротко рассказав о том, как изменилось положение памятников авангарда за последние годы. Она напомнила собравшимся об одном из первых проектов MAPS «Москва под угрозой» (http://sos.archi.ru), запущенном совместно с Архи.ру в конце 2005 года.

Марина Хрусталева:
«Мы выпустили в свет этот проект, но быстро поняли, что он требует несколько иного подхода, и отложили его, переключив все силы на Отчет «Московское архитектурное наследие: Точка невозврата», который уже был в работе. Недавно мы вновь заглянули на сайт «Москва под угрозой» и обнаружили, что получился некий статистический срез. Два года назад нами было выложено около 30 памятников из общего списка более чем в 150 адресов. Пяти из этих 30 зданий уже нет, пять отреставрированы, а из оставшихся более половины так или иначе находятся в работе. И что самое приятное для нас, в процессе реставрации большей частью находятся памятники авангарда. Как бы плохо ни было их состояние, за последние годы ни один из них не уничтожен». Как обычно, MAPS действует по принципу «показывать успехи, а если нет успехов, то хотя бы возможности».
Во многом поворотным событием в истории борьбы за сохранение авангарда стала крупнейшая международная конференция «Heritage at Risk», прошедшая в Москве в апреле 2006 года. Ее проведение было инициировано Натальей Олеговной Душкиной, внучкой известного советского архитектора Алексея Душкина – автора проектов ряда станций московского метро. Естественно, резонанс от конференции, прошедшей с участием президентов известных международных организаций и под патронатом мэра Москвы, был велик и дал импульс к действию как частным инвесторам, так и государству. Какие задачи стоят перед ICOMOS сегодня – об этом Наталья Душкина рассказала в своем выступлении.

Наталья Душкина:
«Первая задача – спасти руины, затормозить процесс разрушения памятников. Вторая, остающаяся до сих пор нерешенной – это повышение статуса памятников наследия XX века. Речь идет о том, чтобы придать им федеральный статус охраны, согласно вкладу этих мастеров в мировую культуру, при этом они могут находиться в любой собственности – муниципальной, федеральной, корпоративной, частной. Третье – это сформировать грамотные реставрационные концепции, соответствующие высоким международным стандартам. В предыдущий период здесь были допущены ошибки – где-то вопросы были недообсуждены, где-то решения были продавлены заказчиком. Есть море примеров, я не хочу никого обидеть, но это здание московского Планетария. Мы потеряли этот уникальный памятник. Как бы там ни была сохранена структура, но он от нас ушел, ушла авторская работа, очень крупная. А таких всего две постройки и существовало, Планетарий в Москве, и в Потсдаме – башня Эйнштейна, построенная Мендельсоном».

Четвертая проблема, которую отметила Наталья Душкина – это включение памятников советского авангарда в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пока ни одна постройка официально не внесена в него, несмотря на принятую в ходе конференции «Heritage at Risk» Московскую декларацию о сохранении культурного наследия XX века. В ней были названы семь памятников: здание Наркомфина, дом Мельникова, клуб им. Русакова, клуб «Каучук», дом-коммуна Николаева, башня Шухова, станция метро «Маяковская». Проблему не сдвинули с места даже появившиеся за два года три рабочие группы. Наталья Душкина перечислила их: это проведенное при совете по культуре президента официальное заседание по наследию XX века; специальная подсекция по наследию ХХ века, впервые созданная в рамках Федерального научно-методического совета по культурному наследию Министерства культуры; и экспертная группа при Союзе архитекторов.

По этому поводу выступавший следом Александр Петрович Кудрявцев, президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), зампредседателя Федерального научно-методического совета по культурному наследию Министерства культуры заметил, что подсекция методсовета по авангарду старается сделать все возможное, чтобы поднять статус памятников XX века на более высокий уровень. Однако до сих пор приходится преодолевать инерцию комиссии, составляющей заявки для списка ЮНЕСКО – российские эксперты не готовы заниматься памятниками авангарда, хотя иностранцы давно ждут, когда мы их предложим. Во всяком случае, ни на один из семи объектов, предложенных в 2006 году, заявки еще не составлены.
 
Сегодня состояние названной «семерки» главных московских памятников авангарда различно, что отметила Наталья Душкина: «Из них по двум постройкам идут проекты. Это Наркомфин и Дом Мельникова. Созданы два частных фонда – фонд «Наркомфин» (основатель Группа компаний МИАН – Н.К.) и фонд «Русский авангард» (основатель Сергей Гордеев – Н.К.), в частной собственности которого находится половина уникального сооружения – дома Мельникова, и клуб «Буревестник», в котором располагается штаб-квартира фонда. Ситуация с клубом Русакова и «Каучук» непонятная. Башню Шухова Лужков недавно предложил объявить «объектом бедствия». Переходя к 7-му пункту – станции метро «Маяковская», я должна сказать, что из всех семи объектов это единственный, на котором шло интенсивное строительство. Станция очень много потеряла: появился новый вестибюль, изменен старый, наконец, проведены реставрационные работы на семи отсеках станции при том, что проект реставрации не был ни согласован, ни утвержден Москомналедием. И главное, не решена огромная инженерная проблема – станции 1930-50-х годов текут. После реставрации, затраты колоссальных денежных средств, при замене подлинного старого родонита, замене подлинного мраморного пола, проведении вычинок и желании всю станцию раздеть и поменять на ней всю авиационную сталь – это будет вторая «Рабочий и колхозница»! Вот в каком направлении движется эта станция. Однако проекта как такового нет».

Подробнее о сегодняшнем состоянии дома Мельникова рассказала дочь и наследница Виктора Константиновича Мельникова Екатерина Каринская: «Хорошо бы нам ко времени создания музея сохранить дом. В связи с намечающимся строительством в 30 метрах от дома и рытьем котлована глубин  ой более 15 метров памятнику угрожает опасность. Когда этот вопрос рассматривался на научно-методическом заседании в августе 2007 года, признали, что рытье рядом двух котлованов в 1990-е гг. было ошибкой и нанесло дому серьезный урон. Сейчас продолжается процесс оседания грунта и перекашивается главная витрина – окно высотой в 4 метра, которое в 1996 году еще открывалась. Если сейчас не будет прекращено строительство подземного пространства за домом, то памятнику будут угрожать грунтовые воды. Мосгоргеотрест дал информацию, что эта территория опасна в карстовом отношении. Пробурили две скважины, в одну из них провалился инструмент. Этих данных никто не видит. Два раза вопрос с общественного совета снимался, и что будет с домом дальше –неизвестно».

В свою очередь, совладелец дома, фонд «Русский авангард» также пытается принять меры к его сохранению. В частности, по словам Марины Великановой, руководителя исследований по проекту «Дом Мельникова», «фонд предпринимает активные усилия, чтобы была остановлена стройка на участке Арбат, 39-41». Фонд  также выкупил помещение в соседнем доме № 12 для размещения в нем предварительной небольшой экспозиции, посвященной истории дома Мельникова, в то время как о музее в самом памятнике говорить явно рано.

Марина Великанова ответила и на вопрос о клубе «Буревестник»:
«Наша задача – провести научную реставрацию этого здания. Интерьеры там забиты гипсокартоном и за этими гладкими панелями, а также за обшивкой потолка, к счастью, остались оригинальные бетонные стены и потолки с «лепестками». Пока нет окончательной концепции и проекта реставрации, мы ничего не делаем. В театральном зале мы также ничего не меняли, просто привели его в порядок. Там сохранились оригинальные конструкции, ферма – все это вы можете увидеть».

Про состояние ряда других сооружений Мельникова в Москве собравшимся рассказала эксперт Москомнаследия Наталья Владимировна Голубкова. В начале этого года завершился комплекс ремонтно-реставрационных работ в Клубе Дорхимзавода, продолжавшихся около трех лет. Клуб был выстроен в 1927-28 годах, а в следующие пару лет к нему пристроили помещение фабрики-кухни. За много лет здание было перестроено до неузнаваемости, почти полностью заложены окна первого этажа – а ведь это был «конек» Мельникова, большие проемы, допустимые при использовании специально разработанной им системы калориферного отопления. Сегодня она сохранилась лишь в его собственном доме в Кривоарбатском. Фабрику-кухню, по словам Голубковой, не так давно сожгли выселенные оттуда арендаторы. В ходе реставрации удалось не просто воссоздать внешний облик клуба Дорхимзавода, но и его пространственное ядро – трансформируемый театральный зал.
Отдельная тема – гаражи, выстроенные по проектам Мельникова в Москве. По Бахметьевскому гаражу, по словам Натальи Голубковой, существует проект реставрации.

Наталья Голубкова:
«Сейчас территория Бахметьевского гаража используется еврейской общиной с проектом строительства целого ряда сооружений и превращением гаража в досугово-развлекательный центр…. Единственным сооружением, не подвергшимся ни реконструкции, ни реставрации является до сих пор функционирующий гараж для грузовых машин на Новорязанской улице. Проекты приспособления подобных сооружений направлены в основном на создание в них современных музеев».

Еще одним объектом, о котором на пресс-конференции говорили особо, стала Шуховская радиобашня. С коротким отчетом по наследию знаменитого инженера Шухова выступил его правнук Владимир Шухов, президент фонда «Шуховская башня». Свою речь он начал с приятной новости – спасения башни Шухова в Нижегородской области. До реставрации от нижних опор башни оставалась одна треть, не было одного кольца между нижней секцией и следующей. Как рассказал Владимир Шухов, Нижегородский архитектурно-строительный институт подготовил все отчеты, привлекли немецких специалистов – в результате башня была восстановлена на средства собственника – РАО ЕЭС, сейчас ведутся работы по укреплению берега Оки рядом с башней.

Владимир Шухов:
«По поводу Шуховской башни в Москве ничего не сделано. Я обращался дважды к президенту, в Министерство культуры, в чьем ведении находится объект. Главное, что мы требовали – чтобы была произведена экспертиза объекта, и после, создав экспертную комиссию с привлечением зарубежных и отечественных специалистов понять, как можно отреставрировать башню. Единственным, кто нас поддержал в этом вопросе, было правительство Москвы. Они выразили готовность привести в порядок памятник, отреставрировать и использовать как туристический объект».

Несмотря на то, что в целом пресс-конференция была посвящена авангарду, не смогли обойти вниманием и следующий за ним исторический пласт – архитектуру сталинской эпохи, которая сегодня оказалась под угрозой уничтожения.

Наталья Душкина:
«В отличие от эпохи авангарда, сталинская архитектура уже проходит через сносы, сносятся знаковые постройки в центре города. Я напоминаю о гостинице «Москва», о сносе Института курортологии А. Самойлова. Самойлов вообще уничтожается как архитектор, как будто бы не было такой фигуры. Сносятся его санатории в Сочи, и это никак не отслеживается. Проводятся беспрецедентные реконструкции, которые продавливаются заказчиком. Я должна назвать здание И. Жолтовского на Моховой, как великолепный пример неопалладианства. Так вот, от этого здания остается одна фасадная стена. К сожалению, я связана сейчас с сохранением наследия моей семьи. Идет проект Детского мира, и от него в лучшем случае останется одна наружная скорлупа. Мне кажется, задача следующего периода – работать не только с авангардом, но и с 1930-50-ми годами. Они уходят быстрее, чем авангард, несмотря на свою внешнюю фундаментальность».
В связи с этим Наталья Душкина поделилась с собравшимися своим замыслом созвать вторую конференцию «Наследие в опасности», посвященную на этот раз московскому метро: «Нам нужно выработать концептуальные подходы в сохранении этих памятников. 10 лет назад шла борьба в Берлине за сохранение метро, которое имеет мелкое заложение, там проблемы несравнимые. Я хочу собрать международную конференцию в Москве и совместно выявить подходы к спасению подземных пространств. Прежде всего это Лондон, Париж, Чикаго и.т.п.»

Проведенная MAPS пресс-конференция в целом держалась положительного настроя – полученные за несколько прошедших лет результаты убедительно доказали, что даже в самой критической ситуации можно найти пути выхода при верно выбранной тактике. Как правильно заметил Александр Кудрявцев, «мы все время действуем либо по вертикали – пишем прямо Лужкову, президенту, либо обсуждаем проблемы в своем тесном кругу». Между тем, как надо бы обратиться к общественности, показать ей эти памятники, «внедрить в умы горожан, управ, префектур, интеллигенции ценность авангарда». В этой связи Кудрявцев отметил как знак успеха «неожиданным образом родившуюся из MAPS инициативу римского университета Ла Сапиенца сделать совместно с МАРХИ полуторогодовую программу». Так, в феврале этого года на деньги Европейского союза стартовал проект «Москонструкт», направленный как раз на расширение знаний об этом ценном периоде нашей архитектурной истории. 

Наталья Душкина,
член-основатель Международного научного комитета ICOMOS по сохранению наследия ХХ века, руководитель подсекции наследия ХХ века Федерального научно-методического совета по культурному наследию Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, профессор МАРХИ.)
Александр Кудрявцев, Президент Российской Академии Архитектуры и Строительных Наук, зампредседателя Федерального научно-методического совета по культурному наследию Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.
Марина Хрусталева, председатель правления Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS)
фотографии Натальи Коряковской
Внучка К. Мельникова Е. В. Каринская рассказывает о состоянии дома в Кривоарбатском пер.
zooming
К.Мельников. Бахметьевский автобусный гараж
zooming
К. Мельников. Дом в Кривоарбатском пер.
zooming
М. Барщ, М. Синявский. Московский планетарий
zooming
И. Николаев. Общежитие студентов Текстильного института
zooming
А. Самойлов. Институт Курортологии
zooming
А. Душкин, Г. Аквилев, И. Потрубач. Магазин «Детский мир»

25 Апреля 2008

Похожие статьи
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).