Архитектурное соучастие

Свердловский памятник конструктивизма возвращается в ткань города: арх-группа PODELNIKI продолжает кампанию по сохранению Белой Башни.

Автор текста:
Полина Патимова

05 Ноября 2014
mainImg
Екатеринбург (бывший Свердловск) известен своими памятниками архитектурного авангарда 1920-х – начала 1930-х: Городок чекистов, Дом физкультуры и спорта «Динамо» – и, конечно, Белая Башня. Также известная как башня УЗТМ, она построена на севере города в 1931 для обслуживания соцгородка завода Уралмаш (УЗТМ). На ее проект был проведен общегородской конкурс, победителем которого стал архитектор М. В. Рейшер. 29-метровая водонапорная башня была задумана как символ района и города и их вертикальная доминанта: она завершала Аллею культуры и просматривалась с площади Первой пятилетки. И Белая Башня отлично играет эту роль до сих пор: она одинаково впечатляет снаружи и внутри даже сегодня – когда она запущена и исписана граффити.
zooming
Белая Башня © Андрей Шадрин. Фотография предоставлена автором
Белая Башня. Фотограф Митрохина Марина. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Резервуар-цилиндр для воды, поднятый над землей на 4 прямоугольных опорах, снабжен двумя смотровыми площадками: прямо на его крыше и на площадке над ним; оттуда открывается вид на прилегающий район и весь город. Винтовая лестница скрыта в прямоугольном объеме с окном по всей его высоте (сегодня оно не остеклено): так, при подъеме на башню у человека по правую руку оказывается «ось»-пустота, вокруг которой лестница поворачивается, а по левую – этот оконный проем, и внезапно открывается эффектный вид на огромный резервуар изнутри.
Белая Башня. Фотограф Митрохина Марина. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Башня была выведена из эксплуатации в 1960-е гг., когда с развитием городской водопроводной сети нужда в ней отпала. Тогда начались дискуссии об изменении ее функции: так, Рейшер предлагал превратить ее в кафе на 50 человек. Но ничего сделано не было, и «замороженная» башня простояла в первозданном виде до 1990-х, когда она была снята с баланса Уралмаша и пришла в запустение, в котором сейчас и пребывает. В 2000-х башня принадлежала отделению Российского Красного Креста, которое собиралось разместить в ней музей конструктивизма и планетарий, но не сумело реализовать эти планы.
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором
Сегодня о Белой Башне много говорят. Это сооружение хорошо известно среди горожан, и популярна идея сделать ее «брендом» города. Такую известность башня получила благодаря арх-группе PODELNIKI, которая на протяжении нескольких лет привлекает внимание общественности к проблеме ее сохранения (или даже спасения). Самые активные участники группы – три молодых архитектора Полина Зиновьева, Антонина Савилова и Евгений Волков. Группа получила официальный статус «пользователя» башни (ее владельцем остается государство) и несет охранные обязательства в ее отношении. Официальный сайт проекта – save-the-tower.ru .
Белая Башня. Фотограф HappLuck. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Группа периодически проводит сбор средств на работы по изучению и на консервацию башни, на установку там забора для защиты от вандалов и т.д. Деньги собирают по системе краудфандинга, которая позволяет получать финансирование только тем проектам, у которых есть поддержка общества.
zooming
Белая Башня © Андрей Шадрин. Фотография предоставлена автором
Кроме того, PODELNIKI привлекали к уборке башни и прилегающей территории, а также исследованию этого памятника студентов УралГАХА, так что молодые архитекторы и дизайнеры могли помочь памятнику авангарда своими руками и идеями. При этом изучались архивных материалы и конструкций Белой Башни: при всей его популярности, этот объект исследован недостаточно.
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором
Также в Екатеринбурге уже несколько лет проходит фестиваль архитектуры и дизайна «Белая Башня», программа которого всегда связана с давшим ему имя сооружением. Так, несколько лет назад была устроена световая инсталляция «Красный крест на Белой Башне», а в этот раз в последний день фестиваля, 1 ноября, был показан фильм «Жемчужины конструктивизма. Белая Башня».
zooming
Белая Башня. Резервуар для воды © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором
Также здесь основана Культурная лаборатория Белой Башни (о ее текущей деятельности можно узнавать в группе Вконтакте): в ходе этого проекта башня изучается как «полигон» для разных видов активности, так как важно выбрать для нее самую удачную и популярную функцию. События лабораторий проходят как на соседних с башней площадках, так и внутри нее самой.
zooming
Белая Башня. Смотровые площадки © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором
Главным результатом усилий группы PODELNIKI стал проект консервации башни, созданный московским архитектурным бюро «Рождественка». Сейчас проект утвержден Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО), и текущий сбор средств должен принести деньги на заполнение оконных и дверных проемов, отверстий в перекрытиях, устройство временных ограждений лестницы, гидроизоляцию кровли: средства можно перечислить здесь; там же  представлен короткий ролик-интервью с «Подельниками».
Александр Самарин. Логотип проекта «Белая Башня». Изображение предоставлено группой PODELNIKI
После консервации станет возможным начало реставрации, причем башня будет параллельно с ходом работ использоваться как площадка для мероприятий. Однако реставрация не самоцель, говорят PODELNIKI: Белая Башня – это еще и исследовательский проект, т.е. важно понять, в каком виде она нужна городу, и, если достаточно сохранить ее в нынешнем состоянии, то нужно поступить именно так. Ключевым является физическое сохранение башни и возвращение ее в жизнь Екатеринбурга. Подобный принцип консервации уже применялся «Рождественкой» в случае с Флигелем-Руиной Музея архитектуры им. А.В. Щусева в Москве.
Белая Башня. Изображение предоставлено группой PODELNIKI
На сегодняшний день, Белая Башня – удачный пример того, как усилия неравнодшных граждан могут действительно способствовать сохранению памятника архитектуры. Белая Башня в самом деле становится символом Екатеринбурга, и интерес к ней уже вышел за пределы профессионального сообщества. Все чаще говорят о гражданской позиции архитектора, и в случае группы PODELNIKI эта позиция читается совершенно отчетливо. Познакомиться с предложениями по консервации и дальнейшему развитию этого объекта на официальном сайте проекта. Сюжет о сохранении Белой Башни также заслуживает особого внимания как история о объединении архитекторов и общественности в деле спасения памятника, которая имеет все шансы на благополучный исход.
Изображение предоставлено группой PODELNIKI
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором
Белая Башня. Фотограф Upmixer. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Белая Башня. Фотограф Митрохина Марина. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
zooming
Белая Башня © Андрей Шадрин. Фотография предоставлена автором
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором
zooming
Белая Башня © Андрей Шадрин. Фотография предоставлена автором
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором


05 Ноября 2014

Автор текста:

Полина Патимова

Статьи по теме: Судьба памятников русского архитектурного авангарда в XXI веке

«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
«Ничего не надо сносить!»
В конце лета на организованной DOM publishers дискуссии фотографы и исследователи Денис Есаков и Наталья Меликова, архитектурный критик Лара Копылова и историк архитектуры Анна Гусева обсудили проблему применения понятия «памятник» к зданиям XX века и их сохранение. Публикуем текст их беседы.
Фасады «Правды»
Конкурс на концепцию фасадного решения Центра городской культуры «Правда» в комплексе памятника авангарда – комбината «Правда» в Москве, вызвал много споров. Чтобы прояснить ситуацию, мы взяли комментарии у организаторов конкурса и экспертов в сфере сохранения наследия и градостроительства.
Клуб имени Зуева
Клуб имени Зуева в Москве, знаменитая постройка Ильи Голосова – в фотографиях Дениса Есакова с комментарием историка архитектуры Сергея Куликова.
Реставрация клуба имени Русакова
Реставрация клуба имени Русакова в Москве, знаменитой постройки Константина Мельникова – в фотографиях Дениса Есакова с комментарием Николая Васильева, Генерального секретаря DOCOMOMO Россия.
Образовательные коммуны для Шаболовки
Проекты студентов очередной летней школы «AFF – Фундамент архитектурного будущего»: в этом году она прошла под девизом «Школа-коммуна: от утопии к реальности» в районе московской улицы Шаболовка.
Юбилейная серия
Фотограф Денис Есаков отснял к 125-летию со дня рождения Константина Мельникова 12 его построек. Публикуем работы Дениса из этой серии, а также его интервью о фотографировании сооружений авангарда и послевоенного модернизма.

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.
«Стальная змея»
Основная часть Северного вокзала Кёге, нового транспортного узла для Большого Копенгагена, – это 225-метровый пешеходный мост через шоссе и железнодорожные пути. Авторы проекта – DISSING+WEITLING architecture и COBE.