Архитектурное соучастие

Свердловский памятник конструктивизма возвращается в ткань города: арх-группа PODELNIKI продолжает кампанию по сохранению Белой Башни.

Автор текста:
Полина Патимова

05 Ноября 2014
mainImg
0 Екатеринбург (бывший Свердловск) известен своими памятниками архитектурного авангарда 1920-х – начала 1930-х: Городок чекистов, Дом физкультуры и спорта «Динамо» – и, конечно, Белая Башня. Также известная как башня УЗТМ, она построена на севере города в 1931 для обслуживания соцгородка завода Уралмаш (УЗТМ). На ее проект был проведен общегородской конкурс, победителем которого стал архитектор М. В. Рейшер. 29-метровая водонапорная башня была задумана как символ района и города и их вертикальная доминанта: она завершала Аллею культуры и просматривалась с площади Первой пятилетки. И Белая Башня отлично играет эту роль до сих пор: она одинаково впечатляет снаружи и внутри даже сегодня – когда она запущена и исписана граффити.
 
zooming
Белая Башня © Андрей Шадрин. Фотография предоставлена автором
Белая Башня. Фотограф Митрохина Марина. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Резервуар-цилиндр для воды, поднятый над землей на 4 прямоугольных опорах, снабжен двумя смотровыми площадками: прямо на его крыше и на площадке над ним; оттуда открывается вид на прилегающий район и весь город. Винтовая лестница скрыта в прямоугольном объеме с окном по всей его высоте (сегодня оно не остеклено): так, при подъеме на башню у человека по правую руку оказывается «ось»-пустота, вокруг которой лестница поворачивается, а по левую – этот оконный проем, и внезапно открывается эффектный вид на огромный резервуар изнутри.
 
Белая Башня. Фотограф Митрохина Марина. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Башня была выведена из эксплуатации в 1960-е гг., когда с развитием городской водопроводной сети нужда в ней отпала. Тогда начались дискуссии об изменении ее функции: так, Рейшер предлагал превратить ее в кафе на 50 человек. Но ничего сделано не было, и «замороженная» башня простояла в первозданном виде до 1990-х, когда она была снята с баланса Уралмаша и пришла в запустение, в котором сейчас и пребывает. В 2000-х башня принадлежала отделению Российского Красного Креста, которое собиралось разместить в ней музей конструктивизма и планетарий, но не сумело реализовать эти планы.
 
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором

Сегодня о Белой Башне много говорят. Это сооружение хорошо известно среди горожан, и популярна идея сделать ее «брендом» города. Такую известность башня получила благодаря арх-группе PODELNIKI, которая на протяжении нескольких лет привлекает внимание общественности к проблеме ее сохранения (или даже спасения). Самые активные участники группы – три молодых архитектора Полина Зиновьева, Антонина Савилова и Евгений Волков. Группа получила официальный статус «пользователя» башни (ее владельцем остается государство) и несет охранные обязательства в ее отношении. Официальный сайт проекта – save-the-tower.ru .
 
Белая Башня. Фотограф HappLuck. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Группа периодически проводит сбор средств на работы по изучению и на консервацию башни, на установку там забора для защиты от вандалов и т.д. Деньги собирают по системе краудфандинга, которая позволяет получать финансирование только тем проектам, у которых есть поддержка общества.
 
zooming
Белая Башня © Андрей Шадрин. Фотография предоставлена автором

Кроме того, PODELNIKI привлекали к уборке башни и прилегающей территории, а также исследованию этого памятника студентов УралГАХА, так что молодые архитекторы и дизайнеры могли помочь памятнику авангарда своими руками и идеями. При этом изучались архивных материалы и конструкций Белой Башни: при всей его популярности, этот объект исследован недостаточно.
 
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором

Также в Екатеринбурге уже несколько лет проходит фестиваль архитектуры и дизайна «Белая Башня», программа которого всегда связана с давшим ему имя сооружением. Так, несколько лет назад была устроена световая инсталляция «Красный крест на Белой Башне», а в этот раз в последний день фестиваля, 1 ноября, был показан фильм «Жемчужины конструктивизма. Белая Башня».
 
zooming
Белая Башня. Резервуар для воды © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором

Также здесь основана Культурная лаборатория Белой Башни (о ее текущей деятельности можно узнавать в группе Вконтакте): в ходе этого проекта башня изучается как «полигон» для разных видов активности, так как важно выбрать для нее самую удачную и популярную функцию. События лабораторий проходят как на соседних с башней площадках, так и внутри нее самой.
 
zooming
Белая Башня. Смотровые площадки © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором

Главным результатом усилий группы PODELNIKI стал проект консервации башни, созданный московским архитектурным бюро «Рождественка». Сейчас проект утвержден Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО), и текущий сбор средств должен принести деньги на заполнение оконных и дверных проемов, отверстий в перекрытиях, устройство временных ограждений лестницы, гидроизоляцию кровли: средства можно перечислить здесь; там же  представлен короткий ролик-интервью с «Подельниками».
 
Александр Самарин. Логотип проекта «Белая Башня». Изображение предоставлено группой PODELNIKI

После консервации станет возможным начало реставрации, причем башня будет параллельно с ходом работ использоваться как площадка для мероприятий. Однако реставрация не самоцель, говорят PODELNIKI: Белая Башня – это еще и исследовательский проект, т.е. важно понять, в каком виде она нужна городу, и, если достаточно сохранить ее в нынешнем состоянии, то нужно поступить именно так. Ключевым является физическое сохранение башни и возвращение ее в жизнь Екатеринбурга. Подобный принцип консервации уже применялся «Рождественкой» в случае с Флигелем-Руиной Музея архитектуры им. А.В. Щусева в Москве.
 
Белая Башня. Изображение предоставлено группой PODELNIKI

На сегодняшний день, Белая Башня – удачный пример того, как усилия неравнодшных граждан могут действительно способствовать сохранению памятника архитектуры. Белая Башня в самом деле становится символом Екатеринбурга, и интерес к ней уже вышел за пределы профессионального сообщества. Все чаще говорят о гражданской позиции архитектора, и в случае группы PODELNIKI эта позиция читается совершенно отчетливо. Познакомиться с предложениями по консервации и дальнейшему развитию этого объекта на официальном сайте проекта. Сюжет о сохранении Белой Башни также заслуживает особого внимания как история о объединении архитекторов и общественности в деле спасения памятника, которая имеет все шансы на благополучный исход.
Изображение предоставлено группой PODELNIKI
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором
Белая Башня. Фотограф Upmixer. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Белая Башня. Фотограф Митрохина Марина. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
zooming
Белая Башня © Андрей Шадрин. Фотография предоставлена автором
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором
zooming
Белая Башня © Андрей Шадрин. Фотография предоставлена автором
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором
zooming
Белая Башня © Максим Лоскутов. Фотография предоставлена автором

05 Ноября 2014

Автор текста:

Полина Патимова
Пресса: Пояснительная записка: Light Tower, проект сохранения Белой...
Архитектор Елена Лазаренко поделилась размышлениями об этом печально известном памятнике уральской архитектуры. Жемчужина конструктивизма в последнее время вызывает активный интерес местного и международного арт-сообщества, оставаясь при этом в ужасающем состоянии.
От «Зеленого проекта» до «Белой башни»
Сразу несколько фестивалей стартуют на будущей неделе: галерея ВХУТЕМАС отмечает 110-летие знаменитого авангардиста Ивана Николаева, в ЦДХ открывается ежегодный форум экоустойчивой архитектуры «Зеленый проект», а в Екатеринбурге – фестиваль «Белая Башня». Подробнее об этих и других мероприятиях – в нашем новом анонсе.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Пресса: Самый высокий конструктивистский дом признали памятником...
Дом в центре столицы, в котором располагалось общежитие-коммуна рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества "Объединенное рабочее строительство" (Обрабстрой), признали памятником архитектуры. 
Пресса: В Москве подготовили концепцию проекта реконструкции...
Самарский филиал Третьяковской галереи приобрел свои первичные очертания на бумаге. Замдиректора московского музея Татьяна Мрдуляш и Андрей Крылов провели рабочее совещание с депутатом Государственной думы Александром Хинштейном. Они обсудили работы по реконструкции самарской Фабрики-кухни.
Пресса: Застройщик впишет кинотеатр «Металлист» в новый жилой...
Новосибирский застройщик планирует построить многоэтажный жилой дом рядом с кинотеатром «Металлист», признанным объектом культурного наследия. Полуразрушенное здание самого кинотеатра сначала законсервируют, а затем, снеся все аварийные участки и убрав пожароопасную обшивку с западного фасада, восстановят в первоначальном виде.
Пресса: Большевистский авангард в архитектуре: от антиурбанизма...
Первым крупным течением в советской архитектуре стал авангард? и это не случайно. Это направление наиболее радикально пересматривало привычные, традиционные устои жизни и зодчества. Это была попытка не просто внедрить определенный архитектурный стиль, а изменить сам образ жизни людей.
Пресса: Авангард в архитектуре. Дом-цилиндр: самый искусный...
Без дома-цилиндра архитектора Константина Мельникова наш рассказ о русском авангарде в архитектуре 20-х годах прошлого века был бы явно неполным. Это сооружение поражает дважды: своими необычными формами и используемыми технологиями и тем, что зодчий сумел возвести свое творение в эпоху, когда по всем представлениям сделать это было невозможно.
Пресса: Что построил Мельников (кроме дома Мельникова)
Даже в кругу авангардных архитекторов Константина Мельникова критиковали за чрезмерное новаторство. Многие его проекты так и остались на бумаге, однако архитектора хорошо знают во всём мире благодаря дому-мастерской, саркофагу для временного мавзолея Ленина и планировке парка Горького.
Пресса: Сохранять до конца сеанса: каким был кинотеатр «Металлист»...
Сеансы в кинотеатре «Металлист», расположенном на ул. Римского-Корсакова, 1/1, не устраивают уже больше десяти лет. Здание кинотеатра начали ломать утром 2 августа 2018 года, даже не дождавшись момента, когда арендаторы освободят занимаемые помещения.
Пресса: Новый смысл для проблемного памятника конструктивизма
Почему один бывший завод становится популярным городским пространством, а другой так и остаётся унылой промзоной? Или почему для одного особняка быстро находится инвестор, а другой, не менее интересный, годами пустует?
Пресса: Новый тендер на реконструкцию Фабрики-кухни в Самаре...
Нового подрядчика, который возобновит и завершит реконструкцию самарской Фабрики-кухни, планируется определить осенью текущего года. Об этом „Ъ-Волга“ сообщил руководитель службы по связям с общественностью заказчика работа на Фабрике-кухне, Государственного музейно-выставочного центра Росизо Илья Вольвич.
Технологии и материалы
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Клуб SURF BROTHERS. Масштаб света и цвета
При создании концепции освещения в первую очередь нужно задаться некой идеей, которая будет проходить через весь проект. Для Surf Brothers смело можно сформулировать девиз «Море света и цвета».
Преодолевая стены
Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Сейчас на главной
Формула жилья
Гигантский квартал социального жилья «Байцзывань» по соседству с Центральным деловым районом Пекина для звездного китайского бюро MAD стал первым проектом подобного типа.
Приют цифрового кочевника
Апарт-гостиница, спроектированная бюро GAFA для центрального округа Москвы, предлагает гостям проживать привычную рутину через новый пространственный опыт, а также претендует на статус художественной доминанты.
Вторая, лучшая жизнь
Бюро Powerhouse Company, Atelier Oslo и Lundhagem выиграли конкурс на проект реконструкции Центральной библиотеки в Роттердаме. Они планируют не только приспособить ее к современным требованиям, но и ликвидировать последствия экономии бюджета во время изначального строительства.
Белый пароход
Лицей Ла-Провиданс в бретонском Сен-Мало по проекту бюро ALTA соединил местные традиции и ресурсоэффективность.
Множество террас
Музей Циньтай по проекту бюро Atelier Deshaus вписался в прибрежный ландшафт, имитируя плавную неровность рельефа.
Кузнецовская Москва
В Музее архитектуры открылась выставка «Москва. Реальное». Она объединяет 33 объекта, реализованных полностью или частично и спроектированных в период последних 10 лет, на протяжении которых Сергей Кузнецов был главным архитектором города. Несмотря на дисклеймеры кураторов, выставка представляется еще одним, достаточно стерильным, срезом новейшей истории архитектуры Москвы, периода, еще не завершенного. Авторы каталога говорят о третьей волне модернизма в российской архитектуре.
Внутри смартфона
Офис компании VLP в Санкт-Петербурге напоминает современный гаджет – компактный, минималистичный и контрастный. Из других особенностей: зонирование с помощью растений и кабинет руководителей рядом с общей кухней.
Просьба не беспокоить
Secret Boutique Hotel, открывшийся в деловом квартале «Московский шелк», предлагает своим гостям камерность и приватность. Бюро Archpoint сделало каждый номер в чем-то особеным, а также продумало пространства для деловых или очень неформальных встреч.
Лесная шкатулка
Храм Вознесения Господня, построенный под Выборгом на фундаменте финской усадьбы, встраивается в пейзаж, достойный кисти Ивана Шишкина или Исаака Левитана. Внутреннее убранство храма одновременно минималистично и наполнено отсылками к истории места.
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Черные ступени
Храм Баладжи по проекту Sameep Padora & Associates на юго-востоке Индии служит также для восстановления экологического равновесия в окружающей местности.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Один большой плюс
Для новой фабрики норвежской мебельной компании Vestre бюро BIG выбрало простую, но функционально оправданную и многозначную форму в виде огромного знака плюс посреди лесного массива.
Душой и телом
Частный спа-комплекс, напоминающий галерею искусств: барельефы из переработанного пластика в зоне бассейна, NFT-искусство в баре и антикварная мебель в комнатах отдыха.
Новая устойчивость
Экспозиция молодых архитекторов NEXT стала одним из самых ярких и эмоционально насыщенных событий прошедшей Арх Москвы. Предлагаем виртуально познакомиться со всеми 13 объектами.
Атриум для жизни
Историческая штаб-квартира Голландской железнодорожной компании теперь вместила амстердамский филиал международной юридической фирмы. Авторы трансформации – архитекторы KCAP и дизайнеры интерьера Fokkema & Partners.
Неоновая трансформация
Устаревший сингапурский молл 1990-х превращен бюро SPARK в яркий молодежный аттракцион. Кроме перепланировки, архитекторы занимались «содержательной» стороной и большую роль отвели инфографике и указателям, в том числе неоновым.
Не серый, а цветной
Итогом последней проектно-исследовательской лаборатории, которую с 2018 года проводит петербургский офис международного архитектурного бюро MLA+, стала книга, посвященная серому поясу Петербурга. Ранее студенты и профессионалы раскрывали потенциал водных и зеленых территорий города.
Горская гавань
Конкурс на концепцию развития территории «Горская» завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus, однако проект, вероятно, реализован не будет. Рассказываем о причинах и публикуем предложения победителей.
История вопроса
Эрик Валеев и бюро IQ разработали экспозиционный дизайн для выставки «Россия. Дорогами цивилизаций» в Историческом музее.
Под лаской пледа
Для семейной кондитерской в спальном районе Минска ZROBIM Architects создавали уютный интерьер без налета старомодности с помощью разнообразных фактур, штучной мебели и продуманного освещения.
Правильное хранение
Обновляя интерьер винного бутика на территории алтайского курорта, архитекторы студии Balcon сделали ассортимент частью дизайна и позаботились об условиях хранения.
Три слагаемых культуры
В Шэньчжэне завершилось строительство культурного центра района Баоань по проекту Rocco Design Architects. Третьим и самым важным его элементом стало здание театра.