Линии связи

Рассказ об экскурсии по мостам Москвы-реки.

Автор текста:
Татьяна Пашинцева

mainImg
0 31 августа в рамках проекта «Остров Москва» состоялась очередная экскурсия, посвященная мостам на Москве-реке. Историю строительства самых интересных мостов столицы дополнили результаты исследований, проведенных Институтом Генплана в ходе подготовки международного конкурса на концепцию развития территорий вдоль Москвы-реки.

Масштабные конкурсы, ставшие уже привычной частью градостроительной политики столичного правительства, сочетаются с растущим интересом горожан к прикладной урбанистике. Общественная активность и административный ресурс теперь действуют в одном направлении, выявляя наиболее актуальные проблемы и формируя общее информационное поле, где объединены знания и опыт профессионалов и искренний интерес горожан. Примером такой синергии может служить экскурсионный проект «Остров Москва» (его автор и руководитель – Ростислав Вылегжанин), инициированный группой журналистов, историков и москвоведов и стартовавший практически одновременно с международным конкурсом на концепцию развития территорий вдоль Москвы-реки.

Стремление москвичей сделать реку частью своей жизни совпало с намерением городских властей разработать комплексную программу освоения и преобразования речных берегов. Город долго игнорировал свою реку. Этот грандиозный территориальный и инфраструктурный ресурс, составляющий до 10% площади Москвы в старых границах, до сих пор практически не использовался: только четверть (!) из 200 километров береговой линии Москвы-реки обустроена, а большая часть остальной территории вычеркнута из жизни горожан. Изменить ситуацию должна долгосрочная программа, первым шагом в реализации которой стал градостроительный конкурс, по масштабам поставленной задачи сопоставимый с конкурсом на концепцию развития московской агломерации. Кстати, многие из представленных в 2012 году концепций агломерации включали в себя предложения по повышению роли реки в городе.

Результаты нынешнего конкурса, а тем более их реализация – это вопрос будущего, а уже сейчас –благодаря проекту «Остров Москва» – любой желающий может ознакомиться с достопримечательностями Москвы-реки. Экскурсоводом для собравшихся на борту колоритного парохода «Царица Елена» выступил Борис Кондаков, архитектор мастерской НИиПИ Генплана «Исторические зоны», участвовавший в предварявшем конкурс комплексном архитектурно-историческом исследовании. Экскурсия «Мосты над Москвой-рекой» стартовала в половину седьмого от Москворецкой набережной и закончилась два часа спустя у Москва-Сити. Интересная тема и возможность полюбоваться вечерней столицей привлекла многих: почти все места и на открытой, и на закрытой палубе были заняты. Устроителям удалось создать очень уютную обстановку – удобные кресла, теплые пледы, глинтвейн и кофе – благодаря которой содержательная лекция походила скорее на дружескую беседу.
 
zooming
Панорама Москва-реки. Фото предоставлено НИиПИ Генплана
На «Царице Елене». Фото: Дмитрий Кремер
На «Царице Елене». Фото: Дмитрий Кремер



На всем протяжении Москвы-реки – 37 мостов, и этого количества катастрофически не хватает для крупного мегаполиса. В Париже их почти столько же, сколько и в Москве (35 мостов), но протяженность Сены в границах города – всего 12 км, тогда как Москвы-реки – 83 километра. В результате, в Париже между двумя мостами расстояние – всего 300–400 метров: эта дистанция комфортна для пешеходов и оптимальна для обеспечения слитности городской ткани и транспортной доступности.

В Москве наименьшее расстояние от моста до моста – 500–900 метров – можно встретить только в центре города, а на периферии оно достигает 13,7 км (между Братеевским мостом и мостом на проспекте Андропова).
 



Так, берега реки связаны редкими «стежками», с трудом объединяющими две половины города. Лакуны в инфраструктуре усложняют доступ к отдельным районам и объектам, приводя к пробкам на дорогах. Но зато каждый мост в Москве – достопримечательность: или архитектурно-инженерный шедевр, или обладатель сложной и интересной судьбы. Большая часть столичных мостов была построена или реконструирована почти 100 лет назад, в процессе реализации грандиозного замысла, поражающего своим масштабом даже сейчас – проекта застройки набережных Москвы-реки по генеральному плану 1935 года.

Один из авторов Генерального план реконструкции Москвы и впоследствии главный архитектор столицы С.Е. Чернышев в статье «Река и город» (журнал «Архитектура СССР» №4 за 1934) писал, что требуется создать «единый архитектурный ансамбль на всем протяжении реки». Причем «застройке необходимо дать объемно-пространственное решение с использованием богатых возможностей меняющегося рельефа береговой полосы. Фронт зданий следует приблизить к набережной в одних случаях – или террасообразной застройкой его отодвигать от реки, чтобы дать место парку, или открыть глубинную перспективу на тот или иной интересный городской ансамбль». По-столичному торжественно, по мнению Чернышева, должны были оформляться набережные реки: берега одевались гранитом, а сами набережные превращались «в прекрасные, опоясанные зеленью магистрали». Были продуманы и детали: «Новые сходы к реке должны быть просторны и, где надо, как например, у Дворца Советов, монументально-величественны. При оформлении набережных и мостов широкое применение должна получить скульптура, барельефы, статуи, эмблемы, революционные памятники и т.д. Все элементы необходимого оборудования набережных и мостов... должны быть учтены при самом проектировании и получить единообразное оформление». Анализируя ситуацию, С.Е.Чернышев констатировал, что «...мосты, живописные террасы, лестницы, ведущие к мостам, эстакады, монументальные здания по берегам реки – все это в сочетании с зеленью и зеркалом реки дает богатый материал для оформления».

Зодчий высказал мысль о том, что многие города мира в значительной степени обязаны своей красотой своим речным «магистралям» и в этой связи в работе московских архитекторов трактовка связи «реки и города» могло придать облику столицы дополнительное своеобразие. И, как показал опыт, во многом благодаря усилиям зодчих 1-й половины XX века, трудившихся над проектами новых и реконструируемых мостов и набережных, центр Москвы стал таким, каким мы его знаем и любим. В Генпланах Москвы 1923 и 1935 годов обновлению и строительству мостов уделялось большое внимание. Тогда были реконструированы самые старые мосты столицы – Бородинский и Новоспасский.
 
Бородинский мост. Фото: Дмитрий Кремер



В 1930-х годах построили сразу пять мостов (беспрецедентный масштаб, не имевший аналогов в истории города), а именно: Большой Устьинский, Москворецкий, Большой Каменный, Крымский и Краснохолмский. Они сохранились до наших дней в разной степени аутентичности, поскольку мост, в первую очередь, строение функциональное и утилитарное, он быстро устаревает – если не физически, то функционально, и требует расширения полотна и подъема пролетов в связи с растущей транспортной нагрузкой и развитием навигации.

Но бывает и наоборот. Например, Большой Устьинский мост (1938 г.), соединяющий Яузский бульвар с Садовническим проездом, спроектированный архитектором Г. П. Гольцем, был рассчитан на транспортный поток в 11 000 автомашин в час, а такой нагрузки не удалось достигнуть как в прошлом веке, так и в нынешнем. В результате, это самый свободный мост в городе даже в час пик. Однако мосту не повезло по части убранства – полностью была реализована только инженерная часть проекта, а архитектурный декор остался на бумаге.
 
zooming
Большой Устьинский мост. Фото: Дмитрий Кремер



А жаль – помимо декора самого моста на пересечении с Яузой планировалось поставить башню-маяк, которая бы украсила панораму города и реки.

Большой Москворецкий мост, построенный по проекту А. В. Щусева в 1938, тоже планировалось украсить. По просьбе архитектора Вера Мухина разработала несколько эскизов скульптурных композиций. Одна из них, «Хлеб», была реализована, но на мосту ее не установили. Сегодня скульптуру, изображающую трех девушек, которые олицетворяют Море, Землю и Плодородие, можно увидеть в парке «Дружба» у Речного вокзала. А Москворецкий мост в ближайшие годы ожидает реконструкция: во время строительства парка «Зарядье» предлагается сузить автомобильную часть моста в пользу пешеходной зоны, которую предлагается озеленить.
 
Большой Москворецкий мост. Фото: Дмитрий Кремер



Интересно, что мосты можно не только увеличивать по высоте и ширине, но и передвигать. Именно так сложилась судьба у двух пешеходных столичных мостов, Андреевского (Пушкинский) и Богдана Хмельницкого (пешеходный Киевский мост), переделанных из старых железнодорожных мостов, построенных по проектам А. Н. Померанцева и Л. Д. Проскурякова в начале XX века.
 
Андреевский (Пушкинский) пешеходный мост. Фото: Дмитрий Кремер



Новые железнодорожные мосты «Новоандреевский» и «Краснолужский» («Лужнецкий») воспроизводят образ своих старинных предшественников.
 
Новый Андреевский железнодорожный мост. Фото: Дмитрий Кремер
Новый Краснолужский мост. Фото: Дмитрий Кремер



На металлическом Большом Каменном мосту, возведенному в 1938 по проекту В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха и М.А. Минкуса, тоже можно найти следы истории. Во-первых, это название, унаследованное от предшественника, настоящего каменного моста, стоявшего немного выше по течению. Во-вторых, на его чугунных парапетах изображен старый (1924–1993) герб Москвы – на фоне звезды видны серп, молот и обелиск в память Октябрьской революции: этот монумент стоял в 1918–1941 напротив сегодняшнего здания Мэрии Москвы, а потом на его месте установили памятник Юрию Долгорукому.
Большой Каменный мост в 1932. Фото: Дмитрий Кремер



По карте города можно проследить идеи, заложенные, но так и реализованные градостроителями прошлого. Так, уже упоминавшийся Андреевский мост был сооружен как часть транспортного кольца, запроектированного в так и не осуществленном генплане Щусева (1923). Вдоль этого кольца возводились здания-доминанты в авангардной стилистике: например, башня Шухова, которая стоит как раз по направлению движения вдоль моста от Фрунзенской набережной к Титовскому проезду.

Таких подготовленных, но не до конца осуществленных градостроительных проектов на карте города много. В качестве примера Борис Кондаков привел Смоленский метромост, в котором первоначально предусматривалась возможность пешеходного движения, но эта идея не была воплощена в жизнь. О том, что такая мысль была у его проектировщиков, говорят конструкции моста – просторные лестничные марши.
 
Смоленский метромост. Фото: Дмитрий Кремер



Также при внимательном изучении карты столицы можно легко представить себя в роли мостостроителя и найти подходящее место для нового «связующего звена». Так, Борис Кондаков предлагает соединить Лужнецкую и Воробьевскую набережные пешеходным мостом, связав расположенные по одной линии Большую Пироговскую улицу с Мичуринским проспектом. Если взглянуть на карту города – он так и просится на это место.
 
zooming
«Виртуальный мост» между Мичуринским проспектом и Большой Пироговской улицей



Однако на разработанной институтом Генерального плана Москвы схеме, предлагающей рациональное размещение мостов, этот мост не обозначен, зато на ней имеются целых 16 новых мостов. Так, на территории реконструируемого ЗИЛа, по мнению планировщиков, было бы целесообразно возвести 4 моста, а на Юго-востоке – в Печатниках, Марьино и Капотне – три. Транспортные проблемы Москва-Сити и прилегающих районов смогут решить 5 мостов. Один мост мог бы связать районы Филевский Парк и Хорошево-Мневники, а три на северо-западе –Строгино и Покровское-Стрешнево.
 



Еще одним мостом, необходимость в котором ощущает каждый, кто прогуливался от Парка Горького к Крымской набережной и дальше до Кремля, является пешеходный мост, ведущий от «Музеона» на «Красный Октябрь». Уже не раз в прессе проскакивала информация о намерении московского правительства объявить конкурс на этот проект, но дальше анонсов дело пока не пошло.

Так что мостостроение, остановившееся в Москве в течение долгих лет, наконец, продолжится. Городская ткань нуждается в мостах как средствах связи, а городская среда – как в одной из красивейших деталей городских пейзажей. Преемственность градостроительных концепций прошлого и настоящего должна проявиться в конкурсных проектах по реконструкции береговой зоны Москвы-реки. Напоминаем, что 12 сентября 2014 заканчивается прием заявок на участие в конкурсе, а уже 19 сентября будут объявлены 6 финалистов, которые к декабрю этого года представят в своих концепциях видение развития территорий вдоль Москвы-реки, а также идеи по созданию новых мостов и набережных.
 
Крымский мост. Фото: Елена Петухова

09 Сентября 2014

Автор текста:

Татьяна Пашинцева
Пресса: Власти Москвы планируют проложить 246 километров велодорожек
По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, велодорожки планируется сделать частью единой взаимосвязанной системы пешеходно-рекреационных пространств, предусмотренной рамочной концепцией преобразования прилегающих к Москве-реке территорий.
Пресса: Экология реки: стратегия и практики
Экологическая стратегия является важным разделом общей концепции развития прибрежных территорий Москвы-реки. В проекте победившей в конкурсе команды «Проект Меганом» за экологизацию реки отвечает партнер всемирно известного бюро Gillespies Брайан Эванс. Мы попросили Брайана прокомментировать его предложения, а также задали вопросы эксперту конкурса, директору Института комплексного развития территорий Анне Курбатовой.
Пресса: «Проект Меганом»: на Москве-реке могут появиться очищающие...
Как решить проблему загрязнения Москвы-реки, открыть доступ к реке для горожан и сделать столичные набережные благоустроенными с применением инновационных идей? Об этом в интервью корреспонденту портала Стройкомплекса рассказала Анна Камышан, менеджер проекта-победителя международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки архитектурного бюро «Проект Меганом».
Пресса: Юрий Григорян: Москва-река станет самой оживленной...
Архитектор, основатель и руководитель бюро «Проект Меганом» Юрий Григорян рассказал о преобразовании набережных Москвы-реки, «портах будущего» и развитии новых городских центров в периферийных районах Москвы.
Пресса: Архитекторы решают – какой станет Москва-река через...
Подведение итогов конкурса на развитие набережных Москвы-реки стало отправной точкой более предметного разговора о будущем этих территорий. В ходе прошедших накануне дискуссий финалисты конкурса и эксперты обсудили перспективы воплощения концепций — рациональные идеи для Москвы-реки есть в каждом из шести проектов.
Пресса: Быстрое течение
В 2015 году в столице начнется реализация нового масштабного проекта, связанного с реабилитацией городских набережных и застройкой территорий, тяготеющих к Москве-реке. За основу будет взята концепция архитектурного бюро «Меганом», победившая на международном конкурсе.
Пресса: Финалисты конкурса по развитию Москвы-реки: плюсы...
13 декабря в рамках Фестиваля Урбанфорума-2014 прошла презентация концепций финалистов конкурса на развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. О достоинствах и недостатках проектов рассказали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов.
Пресса: Архитектуру Москвы-реки вводят в жилое русло
Столичные власти подвели итоги международного конкурса на разработку облика московских набережных. Победители из бюро «Проект Меганом» задались целью превратить реку в «позвоночник» города, спроектировав в каждом районе «порты будущего» с магазинами, жильем и спорткомплексами. Эксперты полагают, что концепция позволит построить вдоль реки 30 млн кв. м недвижимости стоимостью до $180 млрд.
Пресса: Москва-река и 37 портов
Столичные власти выбрали концепцию, определяющую развитие главной водной артерии города до 2035 года. Победителем стал проект российской компании «Меганом». Для его воплощения в правительстве города будет создана специальная рабочая группа, призванная координировать действия органов исполнительной власти.
Пресса: Новое течение Москвы-реки
Победителем международного конкурса на концепцию градостроительного развития территории у Москвы-реки стал консорциум во главе с российским архитектурным бюро «Проект Меганом». Программа ляжет в основу развития Москвы-реки, которая будет представлена в апреле 2015 года, а реализована полностью к 2035 году.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Пресса: Победители конкурса на метро: MAParchitects
Представляем проект победителей конкурса на три станции метро — бюро MAParchitects — разработавших оригинальную концепцию «техногенного леса» для станции «Стромынка». Подробности проекта комментирует руководитель бюро Александр Порошкин.
Пресса: Победители конкурса на метро: ai-architects
Архитекторов необходимо привлекать к разработке архитектурной концепции станций метро еще на этапе проектирования. Тогда в проект можно будет заложить оригинальные решения, которые сделают передвижение пассажиров еще комфортнее и безопаснее, считают основатели бюро ai-architects Иван Колманок и Александр Томашенко. Их проект станции «Шереметьевская» победил в голосовании на портале «Активный гражданин».
Технологии и материалы
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами.
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы.
Сейчас на главной
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Освоение степи
Современная вариация юрты, которая подойдет для цифровых кочевников: ее можно перевозить на автомобиле, воздействие на окружающую среду снижено за счет очистки бытовых вод, предусмотрен альтернативный источник электроснабжения.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
В центре внимания
Лионское бюро Espace Libre спроектировало для курортного городка Кюк на севере Франции скейт-парк, который стал первым шагом по реорганизации всего прибрежного района Стелла-Плаж.