Линии связи

Рассказ об экскурсии по мостам Москвы-реки.

mainImg
31 августа в рамках проекта «Остров Москва» состоялась очередная экскурсия, посвященная мостам на Москве-реке. Историю строительства самых интересных мостов столицы дополнили результаты исследований, проведенных Институтом Генплана в ходе подготовки международного конкурса на концепцию развития территорий вдоль Москвы-реки.

Масштабные конкурсы, ставшие уже привычной частью градостроительной политики столичного правительства, сочетаются с растущим интересом горожан к прикладной урбанистике. Общественная активность и административный ресурс теперь действуют в одном направлении, выявляя наиболее актуальные проблемы и формируя общее информационное поле, где объединены знания и опыт профессионалов и искренний интерес горожан. Примером такой синергии может служить экскурсионный проект «Остров Москва» (его автор и руководитель – Ростислав Вылегжанин), инициированный группой журналистов, историков и москвоведов и стартовавший практически одновременно с международным конкурсом на концепцию развития территорий вдоль Москвы-реки.

Стремление москвичей сделать реку частью своей жизни совпало с намерением городских властей разработать комплексную программу освоения и преобразования речных берегов. Город долго игнорировал свою реку. Этот грандиозный территориальный и инфраструктурный ресурс, составляющий до 10% площади Москвы в старых границах, до сих пор практически не использовался: только четверть (!) из 200 километров береговой линии Москвы-реки обустроена, а большая часть остальной территории вычеркнута из жизни горожан. Изменить ситуацию должна долгосрочная программа, первым шагом в реализации которой стал градостроительный конкурс, по масштабам поставленной задачи сопоставимый с конкурсом на концепцию развития московской агломерации. Кстати, многие из представленных в 2012 году концепций агломерации включали в себя предложения по повышению роли реки в городе.

Результаты нынешнего конкурса, а тем более их реализация – это вопрос будущего, а уже сейчас –благодаря проекту «Остров Москва» – любой желающий может ознакомиться с достопримечательностями Москвы-реки. Экскурсоводом для собравшихся на борту колоритного парохода «Царица Елена» выступил Борис Кондаков, архитектор мастерской НИиПИ Генплана «Исторические зоны», участвовавший в предварявшем конкурс комплексном архитектурно-историческом исследовании. Экскурсия «Мосты над Москвой-рекой» стартовала в половину седьмого от Москворецкой набережной и закончилась два часа спустя у Москва-Сити. Интересная тема и возможность полюбоваться вечерней столицей привлекла многих: почти все места и на открытой, и на закрытой палубе были заняты. Устроителям удалось создать очень уютную обстановку – удобные кресла, теплые пледы, глинтвейн и кофе – благодаря которой содержательная лекция походила скорее на дружескую беседу.
 
zooming
Панорама Москва-реки. Фото предоставлено НИиПИ Генплана
На «Царице Елене». Фото: Дмитрий Кремер
На «Царице Елене». Фото: Дмитрий Кремер



На всем протяжении Москвы-реки – 37 мостов, и этого количества катастрофически не хватает для крупного мегаполиса. В Париже их почти столько же, сколько и в Москве (35 мостов), но протяженность Сены в границах города – всего 12 км, тогда как Москвы-реки – 83 километра. В результате, в Париже между двумя мостами расстояние – всего 300–400 метров: эта дистанция комфортна для пешеходов и оптимальна для обеспечения слитности городской ткани и транспортной доступности.

В Москве наименьшее расстояние от моста до моста – 500–900 метров – можно встретить только в центре города, а на периферии оно достигает 13,7 км (между Братеевским мостом и мостом на проспекте Андропова).
 



Так, берега реки связаны редкими «стежками», с трудом объединяющими две половины города. Лакуны в инфраструктуре усложняют доступ к отдельным районам и объектам, приводя к пробкам на дорогах. Но зато каждый мост в Москве – достопримечательность: или архитектурно-инженерный шедевр, или обладатель сложной и интересной судьбы. Большая часть столичных мостов была построена или реконструирована почти 100 лет назад, в процессе реализации грандиозного замысла, поражающего своим масштабом даже сейчас – проекта застройки набережных Москвы-реки по генеральному плану 1935 года.

Один из авторов Генерального план реконструкции Москвы и впоследствии главный архитектор столицы С.Е. Чернышев в статье «Река и город» (журнал «Архитектура СССР» №4 за 1934) писал, что требуется создать «единый архитектурный ансамбль на всем протяжении реки». Причем «застройке необходимо дать объемно-пространственное решение с использованием богатых возможностей меняющегося рельефа береговой полосы. Фронт зданий следует приблизить к набережной в одних случаях – или террасообразной застройкой его отодвигать от реки, чтобы дать место парку, или открыть глубинную перспективу на тот или иной интересный городской ансамбль». По-столичному торжественно, по мнению Чернышева, должны были оформляться набережные реки: берега одевались гранитом, а сами набережные превращались «в прекрасные, опоясанные зеленью магистрали». Были продуманы и детали: «Новые сходы к реке должны быть просторны и, где надо, как например, у Дворца Советов, монументально-величественны. При оформлении набережных и мостов широкое применение должна получить скульптура, барельефы, статуи, эмблемы, революционные памятники и т.д. Все элементы необходимого оборудования набережных и мостов... должны быть учтены при самом проектировании и получить единообразное оформление». Анализируя ситуацию, С.Е.Чернышев констатировал, что «...мосты, живописные террасы, лестницы, ведущие к мостам, эстакады, монументальные здания по берегам реки – все это в сочетании с зеленью и зеркалом реки дает богатый материал для оформления».

Зодчий высказал мысль о том, что многие города мира в значительной степени обязаны своей красотой своим речным «магистралям» и в этой связи в работе московских архитекторов трактовка связи «реки и города» могло придать облику столицы дополнительное своеобразие. И, как показал опыт, во многом благодаря усилиям зодчих 1-й половины XX века, трудившихся над проектами новых и реконструируемых мостов и набережных, центр Москвы стал таким, каким мы его знаем и любим. В Генпланах Москвы 1923 и 1935 годов обновлению и строительству мостов уделялось большое внимание. Тогда были реконструированы самые старые мосты столицы – Бородинский и Новоспасский.
 
Бородинский мост. Фото: Дмитрий Кремер



В 1930-х годах построили сразу пять мостов (беспрецедентный масштаб, не имевший аналогов в истории города), а именно: Большой Устьинский, Москворецкий, Большой Каменный, Крымский и Краснохолмский. Они сохранились до наших дней в разной степени аутентичности, поскольку мост, в первую очередь, строение функциональное и утилитарное, он быстро устаревает – если не физически, то функционально, и требует расширения полотна и подъема пролетов в связи с растущей транспортной нагрузкой и развитием навигации.

Но бывает и наоборот. Например, Большой Устьинский мост (1938 г.), соединяющий Яузский бульвар с Садовническим проездом, спроектированный архитектором Г. П. Гольцем, был рассчитан на транспортный поток в 11 000 автомашин в час, а такой нагрузки не удалось достигнуть как в прошлом веке, так и в нынешнем. В результате, это самый свободный мост в городе даже в час пик. Однако мосту не повезло по части убранства – полностью была реализована только инженерная часть проекта, а архитектурный декор остался на бумаге.
 
zooming
Большой Устьинский мост. Фото: Дмитрий Кремер



А жаль – помимо декора самого моста на пересечении с Яузой планировалось поставить башню-маяк, которая бы украсила панораму города и реки.

Большой Москворецкий мост, построенный по проекту А. В. Щусева в 1938, тоже планировалось украсить. По просьбе архитектора Вера Мухина разработала несколько эскизов скульптурных композиций. Одна из них, «Хлеб», была реализована, но на мосту ее не установили. Сегодня скульптуру, изображающую трех девушек, которые олицетворяют Море, Землю и Плодородие, можно увидеть в парке «Дружба» у Речного вокзала. А Москворецкий мост в ближайшие годы ожидает реконструкция: во время строительства парка «Зарядье» предлагается сузить автомобильную часть моста в пользу пешеходной зоны, которую предлагается озеленить.
 
Большой Москворецкий мост. Фото: Дмитрий Кремер



Интересно, что мосты можно не только увеличивать по высоте и ширине, но и передвигать. Именно так сложилась судьба у двух пешеходных столичных мостов, Андреевского (Пушкинский) и Богдана Хмельницкого (пешеходный Киевский мост), переделанных из старых железнодорожных мостов, построенных по проектам А. Н. Померанцева и Л. Д. Проскурякова в начале XX века.
 
Андреевский (Пушкинский) пешеходный мост. Фото: Дмитрий Кремер



Новые железнодорожные мосты «Новоандреевский» и «Краснолужский» («Лужнецкий») воспроизводят образ своих старинных предшественников.
 
Новый Андреевский железнодорожный мост. Фото: Дмитрий Кремер
Новый Краснолужский мост. Фото: Дмитрий Кремер



На металлическом Большом Каменном мосту, возведенному в 1938 по проекту В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха и М.А. Минкуса, тоже можно найти следы истории. Во-первых, это название, унаследованное от предшественника, настоящего каменного моста, стоявшего немного выше по течению. Во-вторых, на его чугунных парапетах изображен старый (1924–1993) герб Москвы – на фоне звезды видны серп, молот и обелиск в память Октябрьской революции: этот монумент стоял в 1918–1941 напротив сегодняшнего здания Мэрии Москвы, а потом на его месте установили памятник Юрию Долгорукому.
Большой Каменный мост в 1932. Фото: Дмитрий Кремер



По карте города можно проследить идеи, заложенные, но так и реализованные градостроителями прошлого. Так, уже упоминавшийся Андреевский мост был сооружен как часть транспортного кольца, запроектированного в так и не осуществленном генплане Щусева (1923). Вдоль этого кольца возводились здания-доминанты в авангардной стилистике: например, башня Шухова, которая стоит как раз по направлению движения вдоль моста от Фрунзенской набережной к Титовскому проезду.

Таких подготовленных, но не до конца осуществленных градостроительных проектов на карте города много. В качестве примера Борис Кондаков привел Смоленский метромост, в котором первоначально предусматривалась возможность пешеходного движения, но эта идея не была воплощена в жизнь. О том, что такая мысль была у его проектировщиков, говорят конструкции моста – просторные лестничные марши.
 
Смоленский метромост. Фото: Дмитрий Кремер



Также при внимательном изучении карты столицы можно легко представить себя в роли мостостроителя и найти подходящее место для нового «связующего звена». Так, Борис Кондаков предлагает соединить Лужнецкую и Воробьевскую набережные пешеходным мостом, связав расположенные по одной линии Большую Пироговскую улицу с Мичуринским проспектом. Если взглянуть на карту города – он так и просится на это место.
 
zooming
«Виртуальный мост» между Мичуринским проспектом и Большой Пироговской улицей



Однако на разработанной институтом Генерального плана Москвы схеме, предлагающей рациональное размещение мостов, этот мост не обозначен, зато на ней имеются целых 16 новых мостов. Так, на территории реконструируемого ЗИЛа, по мнению планировщиков, было бы целесообразно возвести 4 моста, а на Юго-востоке – в Печатниках, Марьино и Капотне – три. Транспортные проблемы Москва-Сити и прилегающих районов смогут решить 5 мостов. Один мост мог бы связать районы Филевский Парк и Хорошево-Мневники, а три на северо-западе –Строгино и Покровское-Стрешнево.
 



Еще одним мостом, необходимость в котором ощущает каждый, кто прогуливался от Парка Горького к Крымской набережной и дальше до Кремля, является пешеходный мост, ведущий от «Музеона» на «Красный Октябрь». Уже не раз в прессе проскакивала информация о намерении московского правительства объявить конкурс на этот проект, но дальше анонсов дело пока не пошло.

Так что мостостроение, остановившееся в Москве в течение долгих лет, наконец, продолжится. Городская ткань нуждается в мостах как средствах связи, а городская среда – как в одной из красивейших деталей городских пейзажей. Преемственность градостроительных концепций прошлого и настоящего должна проявиться в конкурсных проектах по реконструкции береговой зоны Москвы-реки. Напоминаем, что 12 сентября 2014 заканчивается прием заявок на участие в конкурсе, а уже 19 сентября будут объявлены 6 финалистов, которые к декабрю этого года представят в своих концепциях видение развития территорий вдоль Москвы-реки, а также идеи по созданию новых мостов и набережных.
 
Крымский мост. Фото: Елена Петухова

09 Сентября 2014

Пресса: Власти Москвы планируют проложить 246 километров велодорожек
По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, велодорожки планируется сделать частью единой взаимосвязанной системы пешеходно-рекреационных пространств, предусмотренной рамочной концепцией преобразования прилегающих к Москве-реке территорий.
Пресса: Экология реки: стратегия и практики
Экологическая стратегия является важным разделом общей концепции развития прибрежных территорий Москвы-реки. В проекте победившей в конкурсе команды «Проект Меганом» за экологизацию реки отвечает партнер всемирно известного бюро Gillespies Брайан Эванс. Мы попросили Брайана прокомментировать его предложения, а также задали вопросы эксперту конкурса, директору Института комплексного развития территорий Анне Курбатовой.
Пресса: «Проект Меганом»: на Москве-реке могут появиться очищающие...
Как решить проблему загрязнения Москвы-реки, открыть доступ к реке для горожан и сделать столичные набережные благоустроенными с применением инновационных идей? Об этом в интервью корреспонденту портала Стройкомплекса рассказала Анна Камышан, менеджер проекта-победителя международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки архитектурного бюро «Проект Меганом».
Пресса: Юрий Григорян: Москва-река станет самой оживленной...
Архитектор, основатель и руководитель бюро «Проект Меганом» Юрий Григорян рассказал о преобразовании набережных Москвы-реки, «портах будущего» и развитии новых городских центров в периферийных районах Москвы.
Пресса: Архитекторы решают – какой станет Москва-река через...
Подведение итогов конкурса на развитие набережных Москвы-реки стало отправной точкой более предметного разговора о будущем этих территорий. В ходе прошедших накануне дискуссий финалисты конкурса и эксперты обсудили перспективы воплощения концепций — рациональные идеи для Москвы-реки есть в каждом из шести проектов.
Пресса: Быстрое течение
В 2015 году в столице начнется реализация нового масштабного проекта, связанного с реабилитацией городских набережных и застройкой территорий, тяготеющих к Москве-реке. За основу будет взята концепция архитектурного бюро «Меганом», победившая на международном конкурсе.
Пресса: Финалисты конкурса по развитию Москвы-реки: плюсы...
13 декабря в рамках Фестиваля Урбанфорума-2014 прошла презентация концепций финалистов конкурса на развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. О достоинствах и недостатках проектов рассказали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов.
Пресса: Архитектуру Москвы-реки вводят в жилое русло
Столичные власти подвели итоги международного конкурса на разработку облика московских набережных. Победители из бюро «Проект Меганом» задались целью превратить реку в «позвоночник» города, спроектировав в каждом районе «порты будущего» с магазинами, жильем и спорткомплексами. Эксперты полагают, что концепция позволит построить вдоль реки 30 млн кв. м недвижимости стоимостью до $180 млрд.
Пресса: Москва-река и 37 портов
Столичные власти выбрали концепцию, определяющую развитие главной водной артерии города до 2035 года. Победителем стал проект российской компании «Меганом». Для его воплощения в правительстве города будет создана специальная рабочая группа, призванная координировать действия органов исполнительной власти.
Пресса: Новое течение Москвы-реки
Победителем международного конкурса на концепцию градостроительного развития территории у Москвы-реки стал консорциум во главе с российским архитектурным бюро «Проект Меганом». Программа ляжет в основу развития Москвы-реки, которая будет представлена в апреле 2015 года, а реализована полностью к 2035 году.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.