Блоги: 18–24 января

В блогах спорят, для чего Жан-Мишель Вильмотт «забинтовал» Православный культурный центр России в Париже, прогнозируют современным мегаполисам дорогую жизнь и развитие своих «велополитенов».

На днях французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт обнародовал свой новый проект российского православного культурного центра в Париже, который в блогах тут же принялись сравнивать с предыдущим проектом Мануэля Нуньеса-Яновского и проектом ллобируемого мэрией Фредерика Бореля. Напомним, что префектура Парижа заблокировала согласование победившего в конкурсе комплекса Нуньеса и заказала Вильмотту выполнить его заново. В угоду мэру француз обещал сделать ансамбль менее экстравагантным, чем стеклянное покрывало с торчащими из-под него позолоченными главками, и замотал здание «бинтами» из бургундского камня. В блогах жест архитектора вызвал множество интересных ассоциаций: вот, например, в блоге Григория Ревзина пишут и про фильм «Мистер Питкин в больнице», и про «сумасшедший дом в смирительных бинтах», про мумию и даже «псевдо-авангардный позорный китч, стыдливо упрятанный в «леса»». Проект обвиняют и в отсутствии характерной для православных храмов антропоморфности, которую заменили «бинты», якобы указывающие на «болезнь» самой РПЦ.
 
Михаил Белов, посвящая проекту пост в своем блоге, пишет о триумфальном возвращении декора в современную архитектуру, которую до недавнего времени обвешивали «кружевами», а теперь обматывают «пряжей». «В «толерантном мире» появилось обмотанное представительство «восточной деспотии»», – весьма сильный жест, по мнению архитектора, хоть и непрактичный, поскольку «бинты» превратятся в «идеальный пыле-грязе-накопитель». Ну а сторонников современной трактовки, напротив, раздражают не «бинты», а торчащие из них купола, которые для гармонии предлагается тоже «обмотать скотчем». Алексей Тарханов, правда, пишет в комментариях, что это совсем не так плохо, как на картинке – «четыре корпуса вместо одного гибрида под юбкой. Церковь отдельно /…/ и в объемах это у француза несравнимо интеллигентнее современной русской церковной архитектуры типа собора Сретенского монастыря».

Еще немного о культовом зодчестве из блога Сергея Эстрина, который делится впечатлениями от памятников мавританской архитектуры, поразивших архитектора совершенно непривычной для европейца организацией пространства. А Александр Раппапорт в своем блоге продолжает серию опусов, посвященных категории «субстанциального резонанса», которым автор предвосхищает новую парадигму архитектурного мышления и образования. Субстанция, которая, по мысли Раппапорта, до сих пор находилась в тени магистрального знания (например, в «материаловедении» П. Флоренского), должна выйти на первый план, сменив доминирующие в архитектуре XX века пространство и функцию.

Очередной футурологический прогноз современных городов находим в блоге i-future.livejournal.com, автор которого считает, что жизнь в мегаполисах должна стать такой же привилегией как пользование автомобилем, т.е. это должна быть дорогая жизнь, чтобы не привлекать новых переселенцев. Пора прекращать инвестировать миллиарды в инфраструктуру, которой все равно на всех не хватит, заявляет автор блога, предлагая в качестве альтернативы развивать удаленный формат работы и переселяться в небольшие узкоспециализированные города.

Обязательный штрих к портрету города будущего сегодня – сеть велодорожек, про которые не устает писать блогер Илья Варламов. Очередной его пост – про проект Нормана Фостера по созданию в Лондоне сети крытых велодорожек, тянущихся над железными дорогами на целых 220 км. Варламов добавляет, что в советской истории у проекта был свой «клон» – это т.н. велополитен, с отоплением, подъемниками и прокатом, который в 1984-85 годах предлагал для Москвы харьковский инженер Поль Райкин. Впрочем, Варламов вынужден констатировать, что все новаторское в российском градостроительстве с трудом пробивает себе дорогу, в том числе и реконструкция на современный лад столичной Триумфальной площади, ради которой блогер уже однажды собирал митинг. Теперь Варламов пишет, что недоволен тем, как организован конкурс, и в унисон с некоторыми архитекторами заявляет у себя в блоге, что полноценного соревнования не получается.

В блогах градозащитников пишут о новой утрате – в подмосковной Малаховке снесли флигель дачи писателя Н.Д. Телешова, того самого, из московского дома которого сейчас выселяют отделение ВООПИиК. Снесли, потому что флигель сильно обветшал; а несколькими годами ранее там же сгорело деревянное здание театра – все постройки начала XX века, уточняет блог ВООПИиК. Т.о. от былого ансамбля сейчас сохраняется лишь кирпичный главный дом, который эксперты призывают отобрать у нерадивого пользователя, отреставрировать и передать местному музею истории и культуры.

24 Января 2014

Похожие статьи
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.