Блоги: 18–24 января

В блогах спорят, для чего Жан-Мишель Вильмотт «забинтовал» Православный культурный центр России в Париже, прогнозируют современным мегаполисам дорогую жизнь и развитие своих «велополитенов».

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

24 Января 2014
mainImg
На днях французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт обнародовал свой новый проект российского православного культурного центра в Париже, который в блогах тут же принялись сравнивать с предыдущим проектом Мануэля Нуньеса-Яновского и проектом ллобируемого мэрией Фредерика Бореля. Напомним, что префектура Парижа заблокировала согласование победившего в конкурсе комплекса Нуньеса и заказала Вильмотту выполнить его заново. В угоду мэру француз обещал сделать ансамбль менее экстравагантным, чем стеклянное покрывало с торчащими из-под него позолоченными главками, и замотал здание «бинтами» из бургундского камня. В блогах жест архитектора вызвал множество интересных ассоциаций: вот, например, в блоге Григория Ревзина пишут и про фильм «Мистер Питкин в больнице», и про «сумасшедший дом в смирительных бинтах», про мумию и даже «псевдо-авангардный позорный китч, стыдливо упрятанный в «леса»». Проект обвиняют и в отсутствии характерной для православных храмов антропоморфности, которую заменили «бинты», якобы указывающие на «болезнь» самой РПЦ.
 
Михаил Белов, посвящая проекту пост в своем блоге, пишет о триумфальном возвращении декора в современную архитектуру, которую до недавнего времени обвешивали «кружевами», а теперь обматывают «пряжей». «В «толерантном мире» появилось обмотанное представительство «восточной деспотии»», – весьма сильный жест, по мнению архитектора, хоть и непрактичный, поскольку «бинты» превратятся в «идеальный пыле-грязе-накопитель». Ну а сторонников современной трактовки, напротив, раздражают не «бинты», а торчащие из них купола, которые для гармонии предлагается тоже «обмотать скотчем». Алексей Тарханов, правда, пишет в комментариях, что это совсем не так плохо, как на картинке – «четыре корпуса вместо одного гибрида под юбкой. Церковь отдельно /…/ и в объемах это у француза несравнимо интеллигентнее современной русской церковной архитектуры типа собора Сретенского монастыря».

Еще немного о культовом зодчестве из блога Сергея Эстрина, который делится впечатлениями от памятников мавританской архитектуры, поразивших архитектора совершенно непривычной для европейца организацией пространства. А Александр Раппапорт в своем блоге продолжает серию опусов, посвященных категории «субстанциального резонанса», которым автор предвосхищает новую парадигму архитектурного мышления и образования. Субстанция, которая, по мысли Раппапорта, до сих пор находилась в тени магистрального знания (например, в «материаловедении» П. Флоренского), должна выйти на первый план, сменив доминирующие в архитектуре XX века пространство и функцию.

Очередной футурологический прогноз современных городов находим в блоге i-future.livejournal.com, автор которого считает, что жизнь в мегаполисах должна стать такой же привилегией как пользование автомобилем, т.е. это должна быть дорогая жизнь, чтобы не привлекать новых переселенцев. Пора прекращать инвестировать миллиарды в инфраструктуру, которой все равно на всех не хватит, заявляет автор блога, предлагая в качестве альтернативы развивать удаленный формат работы и переселяться в небольшие узкоспециализированные города.

Обязательный штрих к портрету города будущего сегодня – сеть велодорожек, про которые не устает писать блогер Илья Варламов. Очередной его пост – про проект Нормана Фостера по созданию в Лондоне сети крытых велодорожек, тянущихся над железными дорогами на целых 220 км. Варламов добавляет, что в советской истории у проекта был свой «клон» – это т.н. велополитен, с отоплением, подъемниками и прокатом, который в 1984-85 годах предлагал для Москвы харьковский инженер Поль Райкин. Впрочем, Варламов вынужден констатировать, что все новаторское в российском градостроительстве с трудом пробивает себе дорогу, в том числе и реконструкция на современный лад столичной Триумфальной площади, ради которой блогер уже однажды собирал митинг. Теперь Варламов пишет, что недоволен тем, как организован конкурс, и в унисон с некоторыми архитекторами заявляет у себя в блоге, что полноценного соревнования не получается.

В блогах градозащитников пишут о новой утрате – в подмосковной Малаховке снесли флигель дачи писателя Н.Д. Телешова, того самого, из московского дома которого сейчас выселяют отделение ВООПИиК. Снесли, потому что флигель сильно обветшал; а несколькими годами ранее там же сгорело деревянное здание театра – все постройки начала XX века, уточняет блог ВООПИиК. Т.о. от былого ансамбля сейчас сохраняется лишь кирпичный главный дом, который эксперты призывают отобрать у нерадивого пользователя, отреставрировать и передать местному музею истории и культуры.

24 Января 2014

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.