В блогах спорят, для чего Жан-Мишель Вильмотт «забинтовал» Православный культурный центр России в Париже, прогнозируют современным мегаполисам дорогую жизнь и развитие своих «велополитенов».
На днях французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт обнародовал свой новый проект российского православного культурного центра в Париже, который в блогах тут же принялись сравнивать с предыдущим проектом Мануэля Нуньеса-Яновского и проектом ллобируемого мэрией Фредерика Бореля. Напомним, что префектура Парижа заблокировала согласование победившего в конкурсе комплекса Нуньеса и заказала Вильмотту выполнить его заново. В угоду мэру француз обещал сделать ансамбль менее экстравагантным, чем стеклянное покрывало с торчащими из-под него позолоченными главками, и замотал здание «бинтами» из бургундского камня. В блогах жест архитектора вызвал множество интересных ассоциаций: вот, например, в блоге Григория Ревзина пишут и про фильм «Мистер Питкин в больнице», и про «сумасшедший дом в смирительных бинтах», про мумию и даже «псевдо-авангардный позорный китч, стыдливо упрятанный в «леса»». Проект обвиняют и в отсутствии характерной для православных храмов антропоморфности, которую заменили «бинты», якобы указывающие на «болезнь» самой РПЦ.
Михаил Белов, посвящая проекту пост в своем блоге, пишет о триумфальном возвращении декора в современную архитектуру, которую до недавнего времени обвешивали «кружевами», а теперь обматывают «пряжей». «В «толерантном мире» появилось обмотанное представительство «восточной деспотии»», – весьма сильный жест, по мнению архитектора, хоть и непрактичный, поскольку «бинты» превратятся в «идеальный пыле-грязе-накопитель». Ну а сторонников современной трактовки, напротив, раздражают не «бинты», а торчащие из них купола, которые для гармонии предлагается тоже «обмотать скотчем». Алексей Тарханов, правда, пишет в комментариях, что это совсем не так плохо, как на картинке – «четыре корпуса вместо одного гибрида под юбкой. Церковь отдельно /…/ и в объемах это у француза несравнимо интеллигентнее современной русской церковной архитектуры типа собора Сретенского монастыря».
Еще немного о культовом зодчестве из блога Сергея Эстрина, который делится впечатлениями от памятников мавританской архитектуры, поразивших архитектора совершенно непривычной для европейца организацией пространства. А Александр Раппапорт в своем блоге продолжает серию опусов, посвященных категории «субстанциального резонанса», которым автор предвосхищает новую парадигму архитектурного мышления и образования. Субстанция, которая, по мысли Раппапорта, до сих пор находилась в тени магистрального знания (например, в «материаловедении» П. Флоренского), должна выйти на первый план, сменив доминирующие в архитектуре XX века пространство и функцию.
Очередной футурологический прогноз современных городов находим в блоге i-future.livejournal.com, автор которого считает, что жизнь в мегаполисах должна стать такой же привилегией как пользование автомобилем, т.е. это должна быть дорогая жизнь, чтобы не привлекать новых переселенцев. Пора прекращать инвестировать миллиарды в инфраструктуру, которой все равно на всех не хватит, заявляет автор блога, предлагая в качестве альтернативы развивать удаленный формат работы и переселяться в небольшие узкоспециализированные города.
Обязательный штрих к портрету города будущего сегодня – сеть велодорожек, про которые не устает писать блогер Илья Варламов. Очередной его пост – про проект Нормана Фостера по созданию в Лондоне сети крытых велодорожек, тянущихся над железными дорогами на целых 220 км. Варламов добавляет, что в советской истории у проекта был свой «клон» – это т.н. велополитен, с отоплением, подъемниками и прокатом, который в 1984-85 годах предлагал для Москвы харьковский инженер Поль Райкин. Впрочем, Варламов вынужден констатировать, что все новаторское в российском градостроительстве с трудом пробивает себе дорогу, в том числе и реконструкция на современный лад столичной Триумфальной площади, ради которой блогер уже однажды собирал митинг. Теперь Варламов пишет, что недоволен тем, как организован конкурс, и в унисон с некоторыми архитекторами заявляет у себя в блоге, что полноценного соревнования не получается.
В блогах градозащитников пишут о новой утрате – в подмосковной Малаховке снесли флигель дачи писателя Н.Д. Телешова, того самого, из московского дома которого сейчас выселяют отделение ВООПИиК. Снесли, потому что флигель сильно обветшал; а несколькими годами ранее там же сгорело деревянное здание театра – все постройки начала XX века, уточняет блог ВООПИиК. Т.о. от былого ансамбля сейчас сохраняется лишь кирпичный главный дом, который эксперты призывают отобрать у нерадивого пользователя, отреставрировать и передать местному музею истории и культуры.