20.06.2013

«Территория детства»

Продолжаем публикацию проектов студентов школы МАРШ за второй семестр. Студия Наринэ Тютчевой.

информация:

Проект Анастасии Вайнберг
Проект Анастасии Вайнберготкрыть большое изображение
О том, как студенты работали над раскрытием предложенной им темы «Территория детства»
рассказывает руководитель студии
Наринэ Тютчева:
«Методологическая цель нашей работы в этом семестре состояла в том, чтобы понять, каким образом можно формализовать и превратить в архитектуру эмоцию или ощущение. Для самой наглядной иллюстрации этого процесса была выбрана тема «Территория детства», которая предполагала размышление не только и не столько о детских садах и игровых площадках, сколько о том, пригоден ли наш город для жизни в нем детей, и может ли ребенок вместе со своими родителями в этом городе чувствовать себя вполне комфортно и безопасно. В данной ситуации восприятие города детьми – это лишь критерий, самая требовательная оценка, лакмусовая бумажка, реагирующая на благополучие или неблагополучие среды.

Студентам был предложен целый ряд упражнений, которые должны были привести к возникновению эмоции. Далее необходимо было определить для себя самое важное направление, которое искренне тронуло и заинтересовало бы студента, а затем проиллюстрировать свои переживания в проектном предложении. Главной задачей было придумать объект-инспиратор, генерирующий внутри и вокруг себя позитивную и гуманную среду, влияющую на все городское пространство в целом. На самом деле это задача невероятной сложности. Предлагая ее студентам для решения, я сама не имела какого-то готового ответа. И это в корне отличается от традиционной программы и методики преподавания, когда хорошо известно, что и как в итоге должно быть спроектировано. Здесь же исходные данные практически отсутствовали, а начинать нужно было с того, чтобы заглянуть внутрь самого себя.

Выбор темы был опасным, в какой-то момент я сомневалась, что студентам удастся самостоятельно нащупать интересные темы, поскольку даже для меня это было весьма непростой задачей. На всякий случай я заготовила несколько страховочных вариантов, несколько запасных идей. Ни одна из них не понадобилась! Это меня порадовало больше всего. Студентам было очень интересно исследовать данную тему, постоянно возникали горячие дискуссии, все работали с большим энтузиазмом. И в итоге, как мне кажется, все получилось. Во всяком случае, все концепции были очень личными, и каждый совершил для себя какое-то открытие, проник в область бытия, в которую не проникал никогда прежде. Дальше в силу обстоятельств, навыков и способностей каждый сумел в той или иной степени развить свою идею. Студенты предложили самые разнообразные ответы на поставленный вопрос: от больших градостроительных концепций, реконструкции и реставрации – до совсем крошечных объектов, таящих в себе глубокий смысл и подчас порождающих даже более сильные эмоции, чем крупные городские проекты.

Я считаю, что самое главное нам удалось: студенты получили уникальный навык открывать в себе и в мире что-то новое, не создавать вторичные, заимствованные объекты, а вынашивать идею от начала и до конца. Это первый шаг в поиске своей собственной архитектуры, собственного взгляда на мир и формирования своего личного творческого почерка. Несколько проектов, на мой взгляд, вышли просто прекрасными – с сильной идеей, подачей и очень подробным исследованием городской среды».

Ниже публикуем проекты, отмеченные Наринэ Тютчевой как самые удачные.

Городская коммуна. Автор: Анастасия Вайнберг
В качестве «территории детства» Анастасия Вайнберг выбрала заброшенный квартал домов на малой Сухаревской площади. Основная идея проекта – конструирование идеального мира, существующего в соответствии с законами детства, формирование открытой городской коммуны. Один из корпусов, серьезно пострадавший при пожаре, по замыслу автора, должен стать сквозным городским пространством, которое свяжет внутренний двор квартала с Садовым кольцом. Внутри руинированного сгоревшего здания предлагается создать вертикальную городскую площадь и одновременно – главное общественное место коммуны. Здесь будут проходить учебные и творческие занятия и лекции для детей и взрослых, а также появятся библиотека, мастерские и т.д.

Приспособление руины к подобной эксплуатации предлагается осуществить за счет возведения клиночных лесов и остекления, которые формируют все внутренние помещения и открытые террасы. Это быстровозводимые конструкции, демонтировать которые можно столь же быстро, как и возвести. При этом они теплые и рассчитаны на круглогодичное использование.
Ситуация. Проект Анастасии Вайнберг
Ситуация. Проект Анастасии Вайнберготкрыть большое изображение
Проект Анастасии Вайнберг
Проект Анастасии Вайнберготкрыть большое изображение
Интерьер. Проект Анастасии Вайнберг
Интерьер. Проект Анастасии Вайнберготкрыть большое изображение
Проект Анастасии Вайнберг
Проект Анастасии Вайнберготкрыть большое изображение
Проект Анастасии Вайнберг
Проект Анастасии Вайнберготкрыть большое изображение
Разрез. Проект Анастасии Вайнберг
Разрез. Проект Анастасии Вайнберготкрыть большое изображение
Проект Анастасии Вайнберг
Проект Анастасии Вайнберготкрыть большое изображение
Планы. Проект Анастасии Вайнберг
Планы. Проект Анастасии Вайнберготкрыть большое изображение
Ситуация. Проект Валерии Самович
Ситуация. Проект Валерии Самовичоткрыть большое изображение


Портал подземного перехода. Автор: Валерия Самович
Основной инструмент, помогающий детям играть – это воображение. Самые привычные части города – такие, как арки, узкие улицы, дворы, стройки, гаражи – для ребенка могут стать главными площадками для игр. Валерия Самович в своем проекте попыталась отыскать те фрагменты города, которые вызывают наибольший интерес у детей, и в итоге остановилась на подземных переходах, ассоциирующихся с таинственным порталом в сказочный мир.

В качестве конкретного примера выбран переход между двумя крупными городскими парками – Музеоном и парком Горького. Эта территория перенасыщена функциями: коворкинг, лекции, спортивный центр, обсерватория, книжный магазин, выставки, ярмарки и др. Но автомобильная дорога здесь выступает как разрыв, враждебное и небезопасное пространство. Проектом предлагается отдать приоритет движения пешеходам, расширить и продлить переход, соединив его с Крымским мостом. Первый уровень перехода превращается в городскую площадь, ниже располагаются мастерские для детей. Кроме того, задана определенная схема движения сквозь различные «порталы», что становится основным сценарием игры.
Проект Валерии Самович
Проект Валерии Самовичоткрыть большое изображение
Городская площадь. Проект Валерии Самович
Городская площадь. Проект Валерии Самовичоткрыть большое изображение
Схема устройства мастерских. Проект Валерии Самович
Схема устройства мастерских. Проект Валерии Самовичоткрыть большое изображение
Существующее положение. Проект Валерии Самович
Существующее положение. Проект Валерии Самовичоткрыть большое изображение
Новое зонирование территории с приоритетом пешехода. Проект Валерии Самович
Новое зонирование территории с приоритетом пешехода. Проект Валерии Самовичоткрыть большое изображение
План. Проект Валерии Самович
План. Проект Валерии Самовичоткрыть большое изображение
Сценарий движения сквозь порталы. Проект Валерии Самович
Сценарий движения сквозь порталы. Проект Валерии Самовичоткрыть большое изображение
Ситуация. Проект Юлии Андрейченко
Ситуация. Проект Юлии Андрейченкооткрыть большое изображение


Лабиринт Детского мира. Автор: Юлия Андрейченко
«Территория детства» в проекте Юлии Андрейченко располагается в границах уцелевших стен «Детского мира» на Пушечной улице. Учитывая, что здание является памятником архитектуры, стены сохраняются практически в нетронутом виде, некоторые преобразования затрагивают лишь внутренние фасады. Своей основной задачей автор видит сохранение духа места, воссоздание его живой атмосферы. Однако структура здания сильно меняется. Стены становятся границей между реальностью и территорией детства. За «крепостной стеной» устраивается зеленый внутренний двор, окруженный амфитеатром, ступени которого можно использовать как место для игр или трибуну. Сами стены вмещают парламент, рынок, множество мастерских, публичную библиотеку, а также места для уединения и экспериментов. Наверху, по периметру крепостной стены предложено пустить железную дорогу, по которой непрерывно будет курсировать яркий детский поезд.
Общий вид Детского мира. Проект Юлии Андрейченко
Общий вид Детского мира. Проект Юлии Андрейченкооткрыть большое изображение
Внутренний зеленый двор. Проект Юлии Андрейченко
Внутренний зеленый двор. Проект Юлии Андрейченкооткрыть большое изображение
Многообразие лестниц как центрального игрового элемента. Проект Юлии Андрейченко
Многообразие лестниц как центрального игрового элемента. Проект Юлии Андрейченкооткрыть большое изображение
Железная дорога на крыше Детского мира. Проект Юлии Андрейченко
Железная дорога на крыше Детского мира. Проект Юлии Андрейченкооткрыть большое изображение
Развертки. Проект Юлии Андрейченко
Развертки. Проект Юлии Андрейченкооткрыть большое изображение
Разрез. Проект Юлии Андрейченко
Разрез. Проект Юлии Андрейченкооткрыть большое изображение
План первого этажа. Проект Юлии Андрейченко
План первого этажа. Проект Юлии Андрейченкооткрыть большое изображение


Симбиоз дачи и городского двора. Автор: Мария Карцева
Проект выполнен на основе личных воспоминаний из детства автора. Главными территориями детства для Марии Карцевой были дача, выступавшая в роли одной гигантской игровой площадки, и городской двор, меньший по масштабам и строго ограниченный жилыми домами. В результате Мария предложила совместить обе территории. Пространство дачного поселка с его четкой структурой было разложено на несколько сеток: от самой маленькой – масштабом в шесть соток, до сетки дорог, главных ориентиров и границ визуального охвата. Все эти сетки, встраиваясь в структуру двора, где в качестве констант сохраняются только дома и зелень, формируют новое игровое пространство. Отсюда выводятся все автомобили, предусматривается мощение дорожек и площадей, озеленение и благоустройство территории. По периметру двора плотной стеной высаживаются деревья, создавая естественную границу безопасности. Помимо этого внутри двора появляются фруктовые сады, кустарники и растения, традиционные для дач. Также двор насыщается различными объектами – появляются спортивные и игровые площадки, скалодром, искусственная гора, велосипедные дорожки, мастерские, башни, лестницы, голубятня и т.д.
Слева: генплан для детей. Справа: генплан для взрослых. Проект Марии Карцевой
Слева: генплан для детей. Справа: генплан для взрослых. Проект Марии Карцевойоткрыть большое изображение
Генплан двора, совмещенный с сеткой дачи. Проект Марии Карцевой
Генплан двора, совмещенный с сеткой дачи. Проект Марии Карцевойоткрыть большое изображение
Общий вид. Проект Марии Карцевой
Общий вид. Проект Марии Карцевойоткрыть большое изображение
Проект Марии Карцевой
Проект Марии Карцевойоткрыть большое изображение
Башня для игры. Проект Марии Карцевой
Башня для игры. Проект Марии Карцевойоткрыть большое изображение
Башня. Фрагмент наполнения дворового пространствами игровыми элементами. Проект Марии Карцевой
Башня. Фрагмент наполнения дворового пространствами игровыми элементами. Проект Марии Карцевойоткрыть большое изображение
Сетка игр. Проект Марии Карцевой
Сетка игр. Проект Марии Карцевойоткрыть большое изображение
Фрагмент плана дворового пространства. Проект Марии Карцевой
Фрагмент плана дворового пространства. Проект Марии Карцевойоткрыть большое изображение


Воображариум. Автор: Юлия Арнаутова
Юлия Арнаутова разработала проект воображариума – простого и одновременно загадочного пространства, подталкивающего людей к выстраиванию собственного необыкновенного воображаемого мира. Воображариум не привязан к определенному месту. Его можно разместить где угодно: в парке, в детском саду, в школе, во дворе или даже в офисе. Он не имеет возрастных ограничений. Структурно воображариум представляет собой большую спираль, внутри которой можно пройти, как по лабиринту. Спираль, замыкаясь в кольцо, образует внутри себя уединенное замкнутое пространство. Но в виду особой гибкости, характерной для всех пружин, ее расположение и размеры можно менять в соответствии с потребностями.

Наполнение воображариума строится вокруг четырех основных понятий, стимулирующих воображение: мышление, восприятие, эмоции и интуиция. Автор предлагает различные сценарии использования объекта, в том числе, как выставочного пространства.
Проект Юлии Арнаутовой
Проект Юлии Арнаутовойоткрыть большое изображение
Проект Юлии Арнаутовой
Проект Юлии Арнаутовойоткрыть большое изображение
Проект Юлии Арнаутовой
Проект Юлии Арнаутовойоткрыть большое изображение
Проект Юлии Арнаутовой
Проект Юлии Арнаутовойоткрыть большое изображение
Проект Юлии Арнаутовой
Проект Юлии Арнаутовойоткрыть большое изображение
Воображариум как выставочное пространство. Проект Юлии Арнаутовой
Воображариум как выставочное пространство. Проект Юлии Арнаутовойоткрыть большое изображение
Ночной вид. Проект Юлии Арнаутовой
Ночной вид. Проект Юлии Арнаутовойоткрыть большое изображение



Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

все тексты темы

статьи на эту тему:

все тексты темы

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Юлий Борисов
  • Олег Шапиро
  • Илья Машков
  • Лукаш Качмарчик
  • Олег Мединский
  • Магда Чихонь
  • Арсений Леонович
  • Сергей  Орешкин
  • Андрей Гнездилов
  • Константин Ходнев
  • Зураб Басария
  • Валерий Лукомский
  • Екатерина Кузнецова
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Переслегин
  • Илья Уткин
  • Всеволод Медведев
  • Никита Явейн
  • Станислав Белых
  • Никита Токарев
  • Сергей Скуратов
  • Магда Кмита
  • Тотан Кузембаев
  • Александр Бровкин
  • Карен Сапричян
  • Владимир Биндеман
  • Шимон Матковски
  • Владимир Плоткин
  • Александр Скокан
  • Александр Попов
  • Евгений Герасимов
  • Петр Фонфара
  • Левон Айрапетов
  • Олег Карлсон
  • Дмитрий Ликин
  • Анатолий Столярчук
  • Михаил Канунников
  • Павел Андреев
  • Валерия Преображенская
  • Даниил Лоренц
  • Георгий Трофимов
  • Полина Воеводина
  • Роман Леонидов
  • Наталия Шилова
  • Никита Бирюков
  • Антон Лукомский
  • Алексей Гинзбург
  • Николай Переслегин
  • Николай Миловидов
  • Александр Асадов
  • Сергей Кузнецов
  • Андрей Асадов
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Чобан
  • Екатерина Грень
  • Игорь Шварцман
  • Александра Кузьмина
  • Юлия Тряскина
  • Вера Бутко
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Андрей Романов
  • Сергей Труханов
  • Алексей Иванов
  • Наталья Сидорова
  • Антон Надточий

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект многофункционального жилого квартала Homelands
  • Дом в Мельникове
  • Дом в Привалове
  • Проект дома из клееного бруса СП-250
  • Проект дома из клееного бруса СП-265
  • Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда»
  • Дом в Завидове
  • Дом в Лайкове
  • Культурно-деловой комплекс «Большевик»

Технологии:

19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
18.10.2017

Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».
13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
другие статьи