«Территория детства»

Продолжаем публикацию проектов студентов школы МАРШ за второй семестр. Студия Наринэ Тютчевой.

mainImg
О том, как студенты работали над раскрытием предложенной им темы «Территория детства»
рассказывает руководитель студии
Наринэ Тютчева:
«Методологическая цель нашей работы в этом семестре состояла в том, чтобы понять, каким образом можно формализовать и превратить в архитектуру эмоцию или ощущение. Для самой наглядной иллюстрации этого процесса была выбрана тема «Территория детства», которая предполагала размышление не только и не столько о детских садах и игровых площадках, сколько о том, пригоден ли наш город для жизни в нем детей, и может ли ребенок вместе со своими родителями в этом городе чувствовать себя вполне комфортно и безопасно. В данной ситуации восприятие города детьми – это лишь критерий, самая требовательная оценка, лакмусовая бумажка, реагирующая на благополучие или неблагополучие среды.

Студентам был предложен целый ряд упражнений, которые должны были привести к возникновению эмоции. Далее необходимо было определить для себя самое важное направление, которое искренне тронуло и заинтересовало бы студента, а затем проиллюстрировать свои переживания в проектном предложении. Главной задачей было придумать объект-инспиратор, генерирующий внутри и вокруг себя позитивную и гуманную среду, влияющую на все городское пространство в целом. На самом деле это задача невероятной сложности. Предлагая ее студентам для решения, я сама не имела какого-то готового ответа. И это в корне отличается от традиционной программы и методики преподавания, когда хорошо известно, что и как в итоге должно быть спроектировано. Здесь же исходные данные практически отсутствовали, а начинать нужно было с того, чтобы заглянуть внутрь самого себя.

Выбор темы был опасным, в какой-то момент я сомневалась, что студентам удастся самостоятельно нащупать интересные темы, поскольку даже для меня это было весьма непростой задачей. На всякий случай я заготовила несколько страховочных вариантов, несколько запасных идей. Ни одна из них не понадобилась! Это меня порадовало больше всего. Студентам было очень интересно исследовать данную тему, постоянно возникали горячие дискуссии, все работали с большим энтузиазмом. И в итоге, как мне кажется, все получилось. Во всяком случае, все концепции были очень личными, и каждый совершил для себя какое-то открытие, проник в область бытия, в которую не проникал никогда прежде. Дальше в силу обстоятельств, навыков и способностей каждый сумел в той или иной степени развить свою идею. Студенты предложили самые разнообразные ответы на поставленный вопрос: от больших градостроительных концепций, реконструкции и реставрации – до совсем крошечных объектов, таящих в себе глубокий смысл и подчас порождающих даже более сильные эмоции, чем крупные городские проекты.

Я считаю, что самое главное нам удалось: студенты получили уникальный навык открывать в себе и в мире что-то новое, не создавать вторичные, заимствованные объекты, а вынашивать идею от начала и до конца. Это первый шаг в поиске своей собственной архитектуры, собственного взгляда на мир и формирования своего личного творческого почерка. Несколько проектов, на мой взгляд, вышли просто прекрасными – с сильной идеей, подачей и очень подробным исследованием городской среды».

Ниже публикуем проекты, отмеченные Наринэ Тютчевой как самые удачные.

Городская коммуна. Автор: Анастасия Вайнберг
В качестве «территории детства» Анастасия Вайнберг выбрала заброшенный квартал домов на малой Сухаревской площади. Основная идея проекта – конструирование идеального мира, существующего в соответствии с законами детства, формирование открытой городской коммуны. Один из корпусов, серьезно пострадавший при пожаре, по замыслу автора, должен стать сквозным городским пространством, которое свяжет внутренний двор квартала с Садовым кольцом. Внутри руинированного сгоревшего здания предлагается создать вертикальную городскую площадь и одновременно – главное общественное место коммуны. Здесь будут проходить учебные и творческие занятия и лекции для детей и взрослых, а также появятся библиотека, мастерские и т.д.

Приспособление руины к подобной эксплуатации предлагается осуществить за счет возведения клиночных лесов и остекления, которые формируют все внутренние помещения и открытые террасы. Это быстровозводимые конструкции, демонтировать которые можно столь же быстро, как и возвести. При этом они теплые и рассчитаны на круглогодичное использование.
Проект Анастасии Вайнберг
Ситуация. Проект Анастасии Вайнберг
Проект Анастасии Вайнберг
Интерьер. Проект Анастасии Вайнберг
Проект Анастасии Вайнберг
Проект Анастасии Вайнберг
Разрез. Проект Анастасии Вайнберг
Проект Анастасии Вайнберг
Планы. Проект Анастасии Вайнберг
Ситуация. Проект Валерии Самович


Портал подземного перехода. Автор: Валерия Самович
Основной инструмент, помогающий детям играть – это воображение. Самые привычные части города – такие, как арки, узкие улицы, дворы, стройки, гаражи – для ребенка могут стать главными площадками для игр. Валерия Самович в своем проекте попыталась отыскать те фрагменты города, которые вызывают наибольший интерес у детей, и в итоге остановилась на подземных переходах, ассоциирующихся с таинственным порталом в сказочный мир.

В качестве конкретного примера выбран переход между двумя крупными городскими парками – Музеоном и парком Горького. Эта территория перенасыщена функциями: коворкинг, лекции, спортивный центр, обсерватория, книжный магазин, выставки, ярмарки и др. Но автомобильная дорога здесь выступает как разрыв, враждебное и небезопасное пространство. Проектом предлагается отдать приоритет движения пешеходам, расширить и продлить переход, соединив его с Крымским мостом. Первый уровень перехода превращается в городскую площадь, ниже располагаются мастерские для детей. Кроме того, задана определенная схема движения сквозь различные «порталы», что становится основным сценарием игры.
Проект Валерии Самович
Городская площадь. Проект Валерии Самович
Схема устройства мастерских. Проект Валерии Самович
Существующее положение. Проект Валерии Самович
Новое зонирование территории с приоритетом пешехода. Проект Валерии Самович
План. Проект Валерии Самович
Сценарий движения сквозь порталы. Проект Валерии Самович
Ситуация. Проект Юлии Андрейченко


Лабиринт Детского мира. Автор: Юлия Андрейченко
«Территория детства» в проекте Юлии Андрейченко располагается в границах уцелевших стен «Детского мира» на Пушечной улице. Учитывая, что здание является памятником архитектуры, стены сохраняются практически в нетронутом виде, некоторые преобразования затрагивают лишь внутренние фасады. Своей основной задачей автор видит сохранение духа места, воссоздание его живой атмосферы. Однако структура здания сильно меняется. Стены становятся границей между реальностью и территорией детства. За «крепостной стеной» устраивается зеленый внутренний двор, окруженный амфитеатром, ступени которого можно использовать как место для игр или трибуну. Сами стены вмещают парламент, рынок, множество мастерских, публичную библиотеку, а также места для уединения и экспериментов. Наверху, по периметру крепостной стены предложено пустить железную дорогу, по которой непрерывно будет курсировать яркий детский поезд.
Общий вид Детского мира. Проект Юлии Андрейченко
Внутренний зеленый двор. Проект Юлии Андрейченко
Многообразие лестниц как центрального игрового элемента. Проект Юлии Андрейченко
Железная дорога на крыше Детского мира. Проект Юлии Андрейченко
Развертки. Проект Юлии Андрейченко
Разрез. Проект Юлии Андрейченко
План первого этажа. Проект Юлии Андрейченко


Симбиоз дачи и городского двора. Автор: Мария Карцева
Проект выполнен на основе личных воспоминаний из детства автора. Главными территориями детства для Марии Карцевой были дача, выступавшая в роли одной гигантской игровой площадки, и городской двор, меньший по масштабам и строго ограниченный жилыми домами. В результате Мария предложила совместить обе территории. Пространство дачного поселка с его четкой структурой было разложено на несколько сеток: от самой маленькой – масштабом в шесть соток, до сетки дорог, главных ориентиров и границ визуального охвата. Все эти сетки, встраиваясь в структуру двора, где в качестве констант сохраняются только дома и зелень, формируют новое игровое пространство. Отсюда выводятся все автомобили, предусматривается мощение дорожек и площадей, озеленение и благоустройство территории. По периметру двора плотной стеной высаживаются деревья, создавая естественную границу безопасности. Помимо этого внутри двора появляются фруктовые сады, кустарники и растения, традиционные для дач. Также двор насыщается различными объектами – появляются спортивные и игровые площадки, скалодром, искусственная гора, велосипедные дорожки, мастерские, башни, лестницы, голубятня и т.д.
Слева: генплан для детей. Справа: генплан для взрослых. Проект Марии Карцевой
Генплан двора, совмещенный с сеткой дачи. Проект Марии Карцевой
Общий вид. Проект Марии Карцевой
Проект Марии Карцевой
Башня для игры. Проект Марии Карцевой
Башня. Фрагмент наполнения дворового пространствами игровыми элементами. Проект Марии Карцевой
Сетка игр. Проект Марии Карцевой
Фрагмент плана дворового пространства. Проект Марии Карцевой


Воображариум. Автор: Юлия Арнаутова
Юлия Арнаутова разработала проект воображариума – простого и одновременно загадочного пространства, подталкивающего людей к выстраиванию собственного необыкновенного воображаемого мира. Воображариум не привязан к определенному месту. Его можно разместить где угодно: в парке, в детском саду, в школе, во дворе или даже в офисе. Он не имеет возрастных ограничений. Структурно воображариум представляет собой большую спираль, внутри которой можно пройти, как по лабиринту. Спираль, замыкаясь в кольцо, образует внутри себя уединенное замкнутое пространство. Но в виду особой гибкости, характерной для всех пружин, ее расположение и размеры можно менять в соответствии с потребностями.

Наполнение воображариума строится вокруг четырех основных понятий, стимулирующих воображение: мышление, восприятие, эмоции и интуиция. Автор предлагает различные сценарии использования объекта, в том числе, как выставочного пространства.
Проект Юлии Арнаутовой
Проект Юлии Арнаутовой
Проект Юлии Арнаутовой
Проект Юлии Арнаутовой
Проект Юлии Арнаутовой
Воображариум как выставочное пространство. Проект Юлии Арнаутовой
Ночной вид. Проект Юлии Арнаутовой


20 Июня 2013

Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.