Научить учиться

10 апреля состоялось торжественное открытие Архитектурной Школы МАРШ, которая уже будущей осенью примет первых студентов. Презентация нового учебного заведения состоялась в Центре дизайна ArtPlay и собрала большое количество гостей.

Автор текста:
Алиса Прихудайлова

13 Апреля 2012
mainImg

После торжественной части началась дискуссия на тему «Чему и как учить архитектора в меняющемся мире», в которой приняли участие ректор МАРШ Евгений Асс, директор Школы Никита Токарев, профессор London Metropolitan University Роберт Малл, критик и публицист Владимир Паперный, куратор Виктор Мизиано, критик Сергей Ситар, архитектор Антон Мосин. Модерировал беседу главный редактор журнала «Проект Россия» Алексей Муратов.

zooming
Евгений Асс. Фотография предоставлена организаторами.
Никита Токарев. Фотография предоставлена организаторами.

Такая тема была выбрана неспроста, ведь МАРШ позиционируется, в первую очередь, как учебное заведение, в котором студенты смогут получить образование, качественно отличающееся от того, что дают в МАрхИ и на архитектурных факультетах других российских ВУЗов. Дискуссия началась с вопроса о том, кто же, по сути, является архитектором. Тот, кто имеет диплом об архитектурном образовании или тот, кто умеет создавать пространственные системы, способен организовывать пространство для жизни людей? И как нужно оценивать качество его работы?

автор фото Наталия Волкова

Алексей Муратов процитировал известного голландского архитектора и преподавателя архитектуры Кейса Кристианса: «Многие считают архитектора «человеком Ренессанса», тогда как на деле ему постоянно и катастрофически не хватает знаний. Как турист путешествуя по техническим заданиям своих заказчиков, он накапливает достаточно информации, чтобы симулировать компетентность и ничем не выдавать поверхностности своих знаний. Обычно его «теории» – это многозначительные короткие заявления, которые со временем становятся просто банальными: «форма следует функции», «less is more», «less is bore», «fuck context», «fuck building». Из-за своей потребности обсуждать и спорить архитектор обычно обречен на преподавание, и его неадекватные теории нередко находят поддержку у молодой студенческой аудитории. Архитектор преподает для того, чтобы собирать знания, а не распространять их». Эта цитата вызвала смех как среди зрителей, так и среди выступающих, но если отбросить сарказм, то нельзя не признать, что определенная доля истины в ней есть. Оскар Мамлеев, профессор МАрхИ, в свою очередь, полагает, что архитектор должен владеть суммой знаний, как технических, так и этических, социальных, и выполнять его работу может только человек, получивший комплексное, элитарное образование. Архитектором может быть только тот, что способен работать на стыке науки и искусства.

автор фото Наталия Волкова

Бесспорно, в профессии архитектора есть и ремесленная составляющая – например, умение манипулировать пространством, но ремесленника от архитектора отличают два ключевых понятия: понятие диалога, взаимодействия с контекстом и социумом, и понятие ответственности – перед заказчиком, обществом, нормами. Вот почему большинство участников дискуссии сошлись в главном: такие понятия, как «со-здание» и «благо-устройство», всегда будут актуальны, и смысл школы в том, чтобы дать студентам и набор неизменных навыков, и умение видеть необходимость изменений. Так, присоединившийся к дискуссии академик Константин Скрябин, генный инженер, поставил вопрос вне узкопрофессионального русла, спросив, влияют ли в действительности массовые изменения технологий и восприятия мира на архитектуру. Академик сам же замечательно ответил на свой вопрос примером из генетики: несмотря на развитие этой сферы, никто не создает новые организмы, поскольку цели у исследований другие и направлены они всегда на удовлетворение реальных нужд общества.

Наринэ Тютчева, опираясь на свой опыт преподавателя, сказала, что основной задачей преподавателя является запуск механизма, который позволит студенту в дальнейшем самому добывать необходимые знания. В МАрхИ студента не обучают, а натаскивают на поиск решения в ограниченном кругу задач, тогда как настоящий архитектор должен знать о мире все, ну, или почти все, а научить всему невозможно ни за пять, ни за шесть, ни за десять лет. Поэтому студентов, прежде всего, необходимо научить учиться. К этому и будут стремиться основатели и преподаватели МАРШ.

Фактически новая школа будет представлять собой непрерывный творческий и методический эксперимент, направленный на поиск достойного ответа требованиям, предъявляемым постоянно меняющимся миром. Существующее на данный момент в стране архитектурное образование обладает рядом недостатков. Содержательный и методологический разрыв с реальностью, катастрофическая нехватка знаний в области актуальных конструкций и технологий, пропасть между теорией и профессиональной деятельностью – эти и другие пробелы постарается восполнить МАРШ.
автор фото Наталия Волкова

Евгений Асс подчеркнул, что МАРШ встраивается в образовательный кластер, который формируется в ArtPlay на базе Британской высшей школы дизайна, и это позволит ей быть не узкопрофессиональным учебным заведением, а активной общекультурной институцией. Одной из задач является целенаправленная интеграция в мировой образовательный процесс, проведение международных воркшопов и мастер-классов. Кстати, уже запланирована первая публичная акция – открытие павильона «Школа» в парке «Музеон». Павильон будет построен по проекту Игоря Чиркина, победителя конкурса, проведенного совместно с журналом «Проект Россия». Мероприятие состоится в рамках «Арх Москвы»-2012. К своей же главной цели – воспитанию думающего и чувствующего архитектора, погруженного в включенного в реальные проблемы современной жизни, – новое учебное заведение начнет двигаться уже нынешней осенью.


13 Апреля 2012

Автор текста:

Алиса Прихудайлова
comments powered by HyperComments

Статьи по теме: Архитектурное образование

МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Образовательный заплыв в центре города
Прошедшим летом Плавучий университет в Берлине по проекту коллектива raumlaborberlin стал площадкой для дискуссий и экспериментов на тему городов, переживающих бурную трансформацию. Этот необычный кампус – в фотографиях Дениса Есакова.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.