После торжественной части началась дискуссия на тему «Чему и как учить архитектора в меняющемся мире», в которой приняли участие ректор МАРШ Евгений Асс, директор Школы Никита Токарев, профессор London Metropolitan University Роберт Малл, критик и публицист Владимир Паперный, куратор Виктор Мизиано, критик Сергей Ситар, архитектор Антон Мосин. Модерировал беседу главный редактор журнала «Проект Россия» Алексей Муратов.
Такая тема была выбрана неспроста, ведь МАРШ позиционируется, в первую очередь, как учебное заведение, в котором студенты смогут получить образование, качественно отличающееся от того, что дают в МАрхИ и на архитектурных факультетах других российских ВУЗов. Дискуссия началась с вопроса о том, кто же, по сути, является архитектором. Тот, кто имеет диплом об архитектурном образовании или тот, кто умеет создавать пространственные системы, способен организовывать пространство для жизни людей? И как нужно оценивать качество его работы?
Алексей Муратов процитировал известного голландского архитектора и преподавателя архитектуры Кейса Кристианса: «Многие считают архитектора «человеком Ренессанса», тогда как на деле ему постоянно и катастрофически не хватает знаний. Как турист путешествуя по техническим заданиям своих заказчиков, он накапливает достаточно информации, чтобы симулировать компетентность и ничем не выдавать поверхностности своих знаний. Обычно его «теории» – это многозначительные короткие заявления, которые со временем становятся просто банальными: «форма следует функции», «less is more», «less is bore», «fuck context», «fuck building». Из-за своей потребности обсуждать и спорить архитектор обычно обречен на преподавание, и его неадекватные теории нередко находят поддержку у молодой студенческой аудитории. Архитектор преподает для того, чтобы собирать знания, а не распространять их». Эта цитата вызвала смех как среди зрителей, так и среди выступающих, но если отбросить сарказм, то нельзя не признать, что определенная доля истины в ней есть. Оскар Мамлеев, профессор МАрхИ, в свою очередь, полагает, что архитектор должен владеть суммой знаний, как технических, так и этических, социальных, и выполнять его работу может только человек, получивший комплексное, элитарное образование. Архитектором может быть только тот, что способен работать на стыке науки и искусства.
Бесспорно, в профессии архитектора есть и ремесленная составляющая – например, умение манипулировать пространством, но ремесленника от архитектора отличают два ключевых понятия: понятие диалога, взаимодействия с контекстом и социумом, и понятие ответственности – перед заказчиком, обществом, нормами. Вот почему большинство участников дискуссии сошлись в главном: такие понятия, как «со-здание» и «благо-устройство», всегда будут актуальны, и смысл школы в том, чтобы дать студентам и набор неизменных навыков, и умение видеть необходимость изменений. Так, присоединившийся к дискуссии академик Константин Скрябин, генный инженер, поставил вопрос вне узкопрофессионального русла, спросив, влияют ли в действительности массовые изменения технологий и восприятия мира на архитектуру. Академик сам же замечательно ответил на свой вопрос примером из генетики: несмотря на развитие этой сферы, никто не создает новые организмы, поскольку цели у исследований другие и направлены они всегда на удовлетворение реальных нужд общества.
Наринэ Тютчева, опираясь на свой опыт преподавателя, сказала, что основной задачей преподавателя является запуск механизма, который позволит студенту в дальнейшем самому добывать необходимые знания. В МАрхИ студента не обучают, а натаскивают на поиск решения в ограниченном кругу задач, тогда как настоящий архитектор должен знать о мире все, ну, или почти все, а научить всему невозможно ни за пять, ни за шесть, ни за десять лет. Поэтому студентов, прежде всего, необходимо научить учиться. К этому и будут стремиться основатели и преподаватели МАРШ.
Фактически новая школа будет представлять собой непрерывный творческий и методический эксперимент, направленный на поиск достойного ответа требованиям, предъявляемым постоянно меняющимся миром. Существующее на данный момент в стране архитектурное образование обладает рядом недостатков. Содержательный и методологический разрыв с реальностью, катастрофическая нехватка знаний в области актуальных конструкций и технологий, пропасть между теорией и профессиональной деятельностью – эти и другие пробелы постарается восполнить МАРШ.
Евгений Асс подчеркнул, что МАРШ встраивается в образовательный кластер, который формируется в ArtPlay на базе Британской высшей школы дизайна, и это позволит ей быть не узкопрофессиональным учебным заведением, а активной общекультурной институцией. Одной из задач является целенаправленная интеграция в мировой образовательный процесс, проведение международных воркшопов и мастер-классов. Кстати, уже запланирована первая публичная акция – открытие павильона «Школа» в парке «Музеон». Павильон будет построен по проекту Игоря Чиркина, победителя конкурса, проведенного совместно с журналом «Проект Россия». Мероприятие состоится в рамках «Арх Москвы»-2012. К своей же главной цели – воспитанию думающего и чувствующего архитектора, погруженного в включенного в реальные проблемы современной жизни, – новое учебное заведение начнет двигаться уже нынешней осенью.