13.04.2012

Научить учиться

10 апреля состоялось торжественное открытие Архитектурной Школы МАРШ, которая уже будущей осенью примет первых студентов. Презентация нового учебного заведения состоялась в Центре дизайна ArtPlay и собрала большое количество гостей.

информация:

Евгений Асс. Фотография предоставлена организаторами.
Евгений Асс. Фотография предоставлена организаторами.

После торжественной части началась дискуссия на тему «Чему и как учить архитектора в меняющемся мире», в которой приняли участие ректор МАРШ Евгений Асс, директор Школы Никита Токарев, профессор London Metropolitan University Роберт Малл, критик и публицист Владимир Паперный, куратор Виктор Мизиано, критик Сергей Ситар, архитектор Антон Мосин. Модерировал беседу главный редактор журнала «Проект Россия» Алексей Муратов.

Никита Токарев. Фотография предоставлена организаторами.
Никита Токарев. Фотография предоставлена организаторами.

Такая тема была выбрана неспроста, ведь МАРШ позиционируется, в первую очередь, как учебное заведение, в котором студенты смогут получить образование, качественно отличающееся от того, что дают в МАрхИ и на архитектурных факультетах других российских ВУЗов. Дискуссия началась с вопроса о том, кто же, по сути, является архитектором. Тот, кто имеет диплом об архитектурном образовании или тот, кто умеет создавать пространственные системы, способен организовывать пространство для жизни людей? И как нужно оценивать качество его работы?

автор фото Наталия Волкова
автор фото Наталия Волкова

Алексей Муратов процитировал известного голландского архитектора и преподавателя архитектуры Кейса Кристианса: «Многие считают архитектора «человеком Ренессанса», тогда как на деле ему постоянно и катастрофически не хватает знаний. Как турист путешествуя по техническим заданиям своих заказчиков, он накапливает достаточно информации, чтобы симулировать компетентность и ничем не выдавать поверхностности своих знаний. Обычно его «теории» – это многозначительные короткие заявления, которые со временем становятся просто банальными: «форма следует функции», «less is more», «less is bore», «fuck context», «fuck building». Из-за своей потребности обсуждать и спорить архитектор обычно обречен на преподавание, и его неадекватные теории нередко находят поддержку у молодой студенческой аудитории. Архитектор преподает для того, чтобы собирать знания, а не распространять их». Эта цитата вызвала смех как среди зрителей, так и среди выступающих, но если отбросить сарказм, то нельзя не признать, что определенная доля истины в ней есть. Оскар Мамлеев, профессор МАрхИ, в свою очередь, полагает, что архитектор должен владеть суммой знаний, как технических, так и этических, социальных, и выполнять его работу может только человек, получивший комплексное, элитарное образование. Архитектором может быть только тот, что способен работать на стыке науки и искусства.

автор фото Наталия Волкова
автор фото Наталия Волкова

Бесспорно, в профессии архитектора есть и ремесленная составляющая – например, умение манипулировать пространством, но ремесленника от архитектора отличают два ключевых понятия: понятие диалога, взаимодействия с контекстом и социумом, и понятие ответственности – перед заказчиком, обществом, нормами. Вот почему большинство участников дискуссии сошлись в главном: такие понятия, как «со-здание» и «благо-устройство», всегда будут актуальны, и смысл школы в том, чтобы дать студентам и набор неизменных навыков, и умение видеть необходимость изменений. Так, присоединившийся к дискуссии академик Константин Скрябин, генный инженер, поставил вопрос вне узкопрофессионального русла, спросив, влияют ли в действительности массовые изменения технологий и восприятия мира на архитектуру. Академик сам же замечательно ответил на свой вопрос примером из генетики: несмотря на развитие этой сферы, никто не создает новые организмы, поскольку цели у исследований другие и направлены они всегда на удовлетворение реальных нужд общества.

Наринэ Тютчева, опираясь на свой опыт преподавателя, сказала, что основной задачей преподавателя является запуск механизма, который позволит студенту в дальнейшем самому добывать необходимые знания. В МАрхИ студента не обучают, а натаскивают на поиск решения в ограниченном кругу задач, тогда как настоящий архитектор должен знать о мире все, ну, или почти все, а научить всему невозможно ни за пять, ни за шесть, ни за десять лет. Поэтому студентов, прежде всего, необходимо научить учиться. К этому и будут стремиться основатели и преподаватели МАРШ.

Фактически новая школа будет представлять собой непрерывный творческий и методический эксперимент, направленный на поиск достойного ответа требованиям, предъявляемым постоянно меняющимся миром. Существующее на данный момент в стране архитектурное образование обладает рядом недостатков. Содержательный и методологический разрыв с реальностью, катастрофическая нехватка знаний в области актуальных конструкций и технологий, пропасть между теорией и профессиональной деятельностью – эти и другие пробелы постарается восполнить МАРШ.
автор фото Наталия Волкова
автор фото Наталия Волкова

Евгений Асс подчеркнул, что МАРШ встраивается в образовательный кластер, который формируется в ArtPlay на базе Британской высшей школы дизайна, и это позволит ей быть не узкопрофессиональным учебным заведением, а активной общекультурной институцией. Одной из задач является целенаправленная интеграция в мировой образовательный процесс, проведение международных воркшопов и мастер-классов. Кстати, уже запланирована первая публичная акция – открытие павильона «Школа» в парке «Музеон». Павильон будет построен по проекту Игоря Чиркина, победителя конкурса, проведенного совместно с журналом «Проект Россия». Мероприятие состоится в рамках «Арх Москвы»-2012. К своей же главной цели – воспитанию думающего и чувствующего архитектора, погруженного в включенного в реальные проблемы современной жизни, – новое учебное заведение начнет двигаться уже нынешней осенью.

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

все тексты темы

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Бровкин
  • Антон Надточий
  • Всеволод Медведев
  • Андрей Гнездилов
  • Дмитрий Васильев
  • Александр Порошкин
  • Александр Скокан
  • Наталья Сидорова
  • Андрей Асадов
  • Игорь Шварцман
  • Алексей Гинзбург
  • Рустам Керимов
  • Олег Карлсон
  • Кристина Павлова
  • Зураб Басария
  • Тотан Кузембаев
  • Илья Машков
  • Антон Яр-Скрябин
  • Николай Миловидов
  • Сергей Скуратов
  • Марк Сафронов
  • Вера Бутко
  • Екатерина Кузнецова
  • Олег Мединский
  • Юлий Борисов
  • Юлия Тряскина
  • Андрей Романов
  • Левон Айрапетов
  • Никита Токарев
  • Евгений Герасимов
  • Илья Уткин
  • Михаил Канунников
  • Сергей Чобан
  • Олег Шапиро
  • Катерина Грень
  • Иван Рубежанский
  • Юрий Сафронов
  • Александра Кузьмина
  • Наталия Шилова
  • Полина Воеводина
  • Дмитрий Ликин
  • Анатолий Столярчук
  • Роман Леонидов
  • Антон Лукомский
  • Александр Асадов
  • Наталия Зайченко
  • Наталия Порошкина
  • Валерий Лукомский
  • Валерия Преображенская
  • Василий Крапивин
  • Сергей Кузнецов
  • Иван Кожин
  • Владимир Ковалёв
  • Станислав Белых
  • Даниил Лоренц
  • Евгений Подгорнов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Павел Андреев
  • Вероника Дубовик
  • Никита Явейн
  • Арсений Леонович
  • Сергей Орешкин
  • Сергей Труханов
  • Александр Попов
  • Карен Сапричян
  • Дмитрий Реутт
  • Константин Ходнев
  • Владимир Плоткин

Постройки и проекты (новые записи):

  • FLEXSE
  • Проект спортивного комплекса «Академия»
  • Мастер-план острова Октябрьский
  • Сеть детских культурно-развлекательных центров «Гора Самоцветов»
  • Больница с родильным домом
  • Концертный зал «Юпитер»
  • Многофункциональный ФОК в Покровском-Стрешнево
  • Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
  • Гостиница 3* на проспекте Ветеранов

Технологии:

22.07.2019

Фасадные панели KMEW в современной архитектуре: загородный поселок премиум-класса

Японские панели из фиброцемента выбрали для ключевых объектов закрытого поселка «Горки-1»: лаконичных коттеджей, необычного моста и детского клуба.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
21.07.2019

«Зеленые» крыши по-гречески

Новый культурный центр Фонда Ставоса Ниархоса с Национальной оперой и Национальной библиотекой встроен в гигантскую средиземноморскую парковую зону.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
17.07.2019

Mriya Resort: спроектировано Фостером

Mriya Resort – новый отель, спроектированный и построенный бюро Нормана Фостера в 2010-2014, успел получить все возможные международные премии по туризму, а так же стал примером параметрического решения сложных строительных конструкций в архитектуре.
BEMO
08.07.2019

«Римский кирпич» из Японии


КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
05.07.2019

Лимонный сервант, черничное трюмо

С помощью краски DULUX для мебели и дерева из новой линейки «Легко обновить» можно играючи преобразить старый стол или шкаф и сделать их главными героями интерьера. Рассказываем о краске и делимся идеями для вдохновения.
Dulux
другие статьи