Ничего лишнего

Для московского района «Текстильщики» архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» спроектировала новый жилой квартал, состоящий из 6 многоквартирных башен. Лаконичные по форме и цветовой гамме объемы обещают стать украшением района. Архитекторы сознательно отказались почти от всех возможных «излишеств» ради того, чтобы процесс насыщения скудной визуальной среды шел постепенно и максимально деликатно.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

mainImg

Проект:

Жилой квартал «Волжская-LIFE»
Россия, Москва, РУ «Текстильщики», кв. 109

Авторский коллектив:
Архитекторы: Сергей Киселев, Валерий Швецов, Сергей Заянчковский, Ольга Галкина, Дмитрий Дерябин, Полина Илюшина. Инженеры: Игорь Шварцман, Светлана Фомочкина

2009

ООО «Арт-Строй»
Квартал, который в ближайшее время будет реконструирован, в официальных градостроительных документах Москвы имеет порядковый номер 109 и расположен точно посередине между двумя равноудаленными от центра станциями метро – «Волжская» и «Текстильщики». Он ограничен улицами Чистова, Шкулева, Малышева и 7-й улицей Текстильщиков. При этом по улице Шкулева проходит граница Люблинского ПКиО, то есть с трех сторон квартал зажат подобной ему самому типовой застройкой, а четвертой – обращен к парку.

Возникает вполне закономерный вопрос: почему реконструкции будет подвергнут именно этот квартал, а не любой из соседних? Ответ кроется в характере существующей здесь застройки. Дело в том, что на территории квартала, помимо пяти- и девятиэтажек, сохранились двухэтажные жилые дома, построенные сразу после Великой Отечественной Войны и до недавнего времени принадлежавшие Министерству обороны РФ. Именно эти корпуса, давно признанные аварийными, и будут снесены в рамках реализуемого проекта реконструкции, а на их месте вырастут многоэтажки, придуманные «СКиП».

Поскольку двухэтажные дома расположены точно в центре квартала и окружены более поздними постройками, перед архитекторами стояла задача построить новые дома так, чтобы они не нарушали инсоляцию уже имеющихся, а также не препятствовали проезду к ним пожарной техники. Учет двух этих ключевых требований СНиПов в итоге и подсказал простое и рациональное решение генплана нового жилого ядра квартала. Проектируемый комплекс «СКиП» замыкает в периметр новых автомобильных проездов, которые обеспечат абсолютно все дома удобными подъездами и дадут необходимый отступ новой застройки от уже существующей. Шесть новых жилых домов (высотой от 14 до 20 этажей) выстроятся двумя аккуратными строчками по продольной оси квартала на общем прямоугольнике подземной парковки. Здания расставлены в два ряда, но в шахматном порядке.

О депрессивном облике спальных районов юго-востока Москвы знает каждый, кто хоть раз здесь бывал. Перед пешеходами и автомобилистами «Текстильщики» предстают как бесконечная череда однотипных унылых кварталов, а с высоты птичьего полета этот район – бескрайнее клетчатое полотно, на котором глазу совершенно не за что зацепиться. В том, что с подобной серостью нужно бороться, сомнений нет ни у кого. Однако делать это можно по-разному. Сегодня, например, очень принято взрывать «типовуху» ярчайшими цветами и сверхдинамичными формами – мол, так районы приобретают долгожданные архитектурные доминанты, которые переориентируют на себя все визуальные связи. И такой опыт у «СКиП» есть – достаточно вспомнить жилой дом «Авангард», расцветивший район Новых Черемушек всеми цветами радуги. Однако «Текстильщики» в градостроительном смысле район куда более однородный и по-пролетарски мрачный, и архитекторы, начав работу над кварталом 109 с очередного колористического фейерверка, очень вовремя остановились, поняв, что на юго-востоке столицы такие объекты если не навсегда, то еще очень надолго останутся чужаками. Но что можно противопоставить бедности, если не откровенный достаток? Так в мастерской началась кропотливая работа по созданию адекватного существующей ситуации художественного языка.

Первые этажи всех корпусов отведены под общественные помещения, и архитекторы визуально это подчеркнули с помощью сразу нескольких приемов. Во-первых, входы в объекты инфраструктуры организованы со стороны двора, тогда как жилые подъезды обращены к улице. Во-вторых, нижние этажи жилых высоток и фасады пристроек, в которых разместятся детский сад и начальная школа, облицовываются многоцветным кирпичом. А между «шеренгами» домов разбивается внутренний двор, трактованный в силу своей протяженности, скорее, как небольшой пешеходный бульвар, по границам которого высаживаются деревья и кустарники, устраиваются газоны. Последние совсем не случайно имеют характерную полуовальную форму лепестков, – это озелененные участки эксплуатируемой кровли подземной автостоянки.

Фасады жилых объемов оформлены столь излюбленной «СКиП» структурной решеткой, сегменты которой заполнены облицовочными плитами различных цветов. И если общественные помещения, благодаря разноцветному кирпичу, кажутся пестрыми и теплыми, как любимый связанный мамой шарф, то вырастающие из них башни куда более строги и сдержанны. Однако, такое впечатление возникает только в том случае, когда приближаешься к жилому комплексу вплотную, на расстоянии же картина кардинально меняется: меланж основания домов издалека почти неразличим, зато сами они визуально мгновенно разбиваются на пары – два зеленых, два голубых, два бордовых. В том, что все шесть корпусов «из одной семьи», не оставляет сомнений уже упомянутая решетка, «оборачивающая» дома по внешнему периметру. Такую поверхность можно сравнить с трехмерной картиной: чем дольше смотришь, тем отчетливее сквозь геометрический рисунок проступает что-то другое.

Сам по себе этот прием не нов – на ум, например, сразу приходит здание ЦЭМИ Леонида Павлова, главной темой фасадов которого также стала клетка, правда, не прямоугольная, а квадратная. И, кажется, эта ассоциация неслучайна, – стремясь встроить новые дома в существующий контекст по возможности органично, архитекторы сознательно использовали художественный язык модернизма 1960-х, дополнив его такими «излишествами» современности, как цвет, качественные облицовочные материалы и удобные планировки помещений. Проект реконструкции квартала 109 убедительно доказывает, что многократно воспетый критиками средовой подход уместен не только в том случае, когда новое строительство ведется в историческом центре города. Для постепенного обновления спальных районов, созданных в середине прошлого века, он также подходит, ведь среду обитания невозможно исправить в одночасье, а вот постепенные деликатные корректировки способны принести реальный результат.
генплан
Жилой квартал «Волжская-LIFE»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
план первого этажа
разрезы
план парковки


Проект:

Жилой квартал «Волжская-LIFE»
Россия, Москва, РУ «Текстильщики», кв. 109

Авторский коллектив:
Архитекторы: Сергей Киселев, Валерий Швецов, Сергей Заянчковский, Ольга Галкина, Дмитрий Дерябин, Полина Илюшина. Инженеры: Игорь Шварцман, Светлана Фомочкина

2009

ООО «Арт-Строй»

23 Июля 2010

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства.
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.

Сейчас на главной

Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.