Ничего лишнего

Для московского района «Текстильщики» архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» спроектировала новый жилой квартал, состоящий из 6 многоквартирных башен. Лаконичные по форме и цветовой гамме объемы обещают стать украшением района. Архитекторы сознательно отказались почти от всех возможных «излишеств» ради того, чтобы процесс насыщения скудной визуальной среды шел постепенно и максимально деликатно.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

mainImg

Проект:

Жилой квартал «Волжская-LIFE»
Россия, Москва, РУ «Текстильщики», кв. 109

Авторский коллектив:
Архитекторы: Сергей Киселев, Валерий Швецов, Сергей Заянчковский, Ольга Галкина, Дмитрий Дерябин, Полина Илюшина. Инженеры: Игорь Шварцман, Светлана Фомочкина

ООО «Арт-Строй»
Квартал, который в ближайшее время будет реконструирован, в официальных градостроительных документах Москвы имеет порядковый номер 109 и расположен точно посередине между двумя равноудаленными от центра станциями метро – «Волжская» и «Текстильщики». Он ограничен улицами Чистова, Шкулева, Малышева и 7-й улицей Текстильщиков. При этом по улице Шкулева проходит граница Люблинского ПКиО, то есть с трех сторон квартал зажат подобной ему самому типовой застройкой, а четвертой – обращен к парку.

Возникает вполне закономерный вопрос: почему реконструкции будет подвергнут именно этот квартал, а не любой из соседних? Ответ кроется в характере существующей здесь застройки. Дело в том, что на территории квартала, помимо пяти- и девятиэтажек, сохранились двухэтажные жилые дома, построенные сразу после Великой Отечественной Войны и до недавнего времени принадлежавшие Министерству обороны РФ. Именно эти корпуса, давно признанные аварийными, и будут снесены в рамках реализуемого проекта реконструкции, а на их месте вырастут многоэтажки, придуманные «СКиП».

Поскольку двухэтажные дома расположены точно в центре квартала и окружены более поздними постройками, перед архитекторами стояла задача построить новые дома так, чтобы они не нарушали инсоляцию уже имеющихся, а также не препятствовали проезду к ним пожарной техники. Учет двух этих ключевых требований СНиПов в итоге и подсказал простое и рациональное решение генплана нового жилого ядра квартала. Проектируемый комплекс «СКиП» замыкает в периметр новых автомобильных проездов, которые обеспечат абсолютно все дома удобными подъездами и дадут необходимый отступ новой застройки от уже существующей. Шесть новых жилых домов (высотой от 14 до 20 этажей) выстроятся двумя аккуратными строчками по продольной оси квартала на общем прямоугольнике подземной парковки. Здания расставлены в два ряда, но в шахматном порядке.

О депрессивном облике спальных районов юго-востока Москвы знает каждый, кто хоть раз здесь бывал. Перед пешеходами и автомобилистами «Текстильщики» предстают как бесконечная череда однотипных унылых кварталов, а с высоты птичьего полета этот район – бескрайнее клетчатое полотно, на котором глазу совершенно не за что зацепиться. В том, что с подобной серостью нужно бороться, сомнений нет ни у кого. Однако делать это можно по-разному. Сегодня, например, очень принято взрывать «типовуху» ярчайшими цветами и сверхдинамичными формами – мол, так районы приобретают долгожданные архитектурные доминанты, которые переориентируют на себя все визуальные связи. И такой опыт у «СКиП» есть – достаточно вспомнить жилой дом «Авангард», расцветивший район Новых Черемушек всеми цветами радуги. Однако «Текстильщики» в градостроительном смысле район куда более однородный и по-пролетарски мрачный, и архитекторы, начав работу над кварталом 109 с очередного колористического фейерверка, очень вовремя остановились, поняв, что на юго-востоке столицы такие объекты если не навсегда, то еще очень надолго останутся чужаками. Но что можно противопоставить бедности, если не откровенный достаток? Так в мастерской началась кропотливая работа по созданию адекватного существующей ситуации художественного языка.

Первые этажи всех корпусов отведены под общественные помещения, и архитекторы визуально это подчеркнули с помощью сразу нескольких приемов. Во-первых, входы в объекты инфраструктуры организованы со стороны двора, тогда как жилые подъезды обращены к улице. Во-вторых, нижние этажи жилых высоток и фасады пристроек, в которых разместятся детский сад и начальная школа, облицовываются многоцветным кирпичом. А между «шеренгами» домов разбивается внутренний двор, трактованный в силу своей протяженности, скорее, как небольшой пешеходный бульвар, по границам которого высаживаются деревья и кустарники, устраиваются газоны. Последние совсем не случайно имеют характерную полуовальную форму лепестков, – это озелененные участки эксплуатируемой кровли подземной автостоянки.

Фасады жилых объемов оформлены столь излюбленной «СКиП» структурной решеткой, сегменты которой заполнены облицовочными плитами различных цветов. И если общественные помещения, благодаря разноцветному кирпичу, кажутся пестрыми и теплыми, как любимый связанный мамой шарф, то вырастающие из них башни куда более строги и сдержанны. Однако, такое впечатление возникает только в том случае, когда приближаешься к жилому комплексу вплотную, на расстоянии же картина кардинально меняется: меланж основания домов издалека почти неразличим, зато сами они визуально мгновенно разбиваются на пары – два зеленых, два голубых, два бордовых. В том, что все шесть корпусов «из одной семьи», не оставляет сомнений уже упомянутая решетка, «оборачивающая» дома по внешнему периметру. Такую поверхность можно сравнить с трехмерной картиной: чем дольше смотришь, тем отчетливее сквозь геометрический рисунок проступает что-то другое.

Сам по себе этот прием не нов – на ум, например, сразу приходит здание ЦЭМИ Леонида Павлова, главной темой фасадов которого также стала клетка, правда, не прямоугольная, а квадратная. И, кажется, эта ассоциация неслучайна, – стремясь встроить новые дома в существующий контекст по возможности органично, архитекторы сознательно использовали художественный язык модернизма 1960-х, дополнив его такими «излишествами» современности, как цвет, качественные облицовочные материалы и удобные планировки помещений. Проект реконструкции квартала 109 убедительно доказывает, что многократно воспетый критиками средовой подход уместен не только в том случае, когда новое строительство ведется в историческом центре города. Для постепенного обновления спальных районов, созданных в середине прошлого века, он также подходит, ведь среду обитания невозможно исправить в одночасье, а вот постепенные деликатные корректировки способны принести реальный результат.
генплан
план первого этажа
разрезы
план парковки


Проект:

Жилой квартал «Волжская-LIFE»
Россия, Москва, РУ «Текстильщики», кв. 109

Авторский коллектив:
Архитекторы: Сергей Киселев, Валерий Швецов, Сергей Заянчковский, Ольга Галкина, Дмитрий Дерябин, Полина Илюшина. Инженеры: Игорь Шварцман, Светлана Фомочкина

ООО «Арт-Строй»

23 Июля 2010

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Технологии и материалы

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.
Tejas Borja. Революция в керамической черепице
Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Свет и тень
Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
Ключевой элемент
Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
Живой дизайн для фасадов
Скучные однообразные фасадные решения уходят в прошлое с появлением новых дизайнерских решений от RHEINZINK: с разнообразием привлекательных вариантов дизайна любая поверхность теперь становится многомерным, несомненно, привлекающим внимание, зрелищем.

Сейчас на главной

Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.
«Стальная змея»
Основная часть Северного вокзала Кёге, нового транспортного узла для Большого Копенгагена, – это 225-метровый пешеходный мост через шоссе и железнодорожные пути. Авторы проекта – DISSING+WEITLING architecture и COBE.
МАРШ: Fuck Context
Под руководством Наринэ Тютчевой и Екатерины Ровновой бакалавры 2018/2019 учебного года формируют свое отношение к контексту, исследуя Трехгорную мануфактуру.
И вновь о прожиточном минимуме
«Экономичное», но качественное жилье во Франкфурте-на-Майне по образцовому проекту schneider+schumacher рассчитано на арендную плату на треть ниже среднерыночной ставки в этом городе.
Наследие, экология и очень, очень плохие архитекторы
Рассматриваем восемь работ воркшопов, проведенных на «Открытом городе» и один особенно понравившийся дипломный проект студии Евгения Асса. Многие проекты затрагивают актуальные и болезненные темы современности.
Семь рецептов успеха
Участники марафона «Свое бюро» в рамках «Открытого города» рассказали/умолчали о своих удачах/неудачах. На основе их выступлений мы сформулировали семь рецептов, которые точно помогут начать карьеру.
«Скромный шедевр»
Социальный малоэтажный комплекс на сотню семей в Норидже по проекту бюро Mikhail Riches и Кэти Холи получил премию Стерлинга как лучшее здание Британии 2019 года, уникальный дом из пробки награжден как лучший небольшой проект, а национальная железнодорожная компания – как лучший заказчик.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Внимание деталям
Почти 150 идей для улучшения городской среды предложили дизайнеры-участники конкурса в рамках выставки «Город: детали», которая прошла в Москве на прошлой неделе. Представляем лучшие из них.
Пресса: Как все превратится в курорт
Если вы посмотрите на мировые проекты благоустройства, то увидите: все составляющие остроту города элементы — канализация, отопление, водопровод, метро, миллионы километров проводов, автомобили, грузовики, склады, больницы, морги, милиция, военные, — все это спрятано ...
Внутренний город
Два дома на территории бывшего завода «Рассвет» – пример тонкой работы с контекстом, формой и, главное, внутренней структурой апартаментов, которая стала, без преувеличения, уникальной для современной Москвы. Они уже неплохо известны профессиональной общественности. Рассматриваем подробно.
«Оптимистическая профессия»
Дублинское бюро Grafton награждено Золотой медалью RIBA. Его основательницы, Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл, курировали венецианскую биеннале архитектуры-2018, а в 2008 стали первыми лауреатами гран-при WAF.
Юбилейное ожерелье
Главная площадь Якутска будет преобразована по проекту консорциума под лидерством ТПО «Резерв». Представляем проекты победителя и призеров недавно завершившегося конкурса.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Экстравертный интроверт
Построив в Люблино фитнес-клуб La Salute (в переводе с итальянского «здоровье»), архитекторы бюро ASADOV оздоровили жизнь района, принесли в стандартное окружение авторскую архитектуру и полезные функции. Выразительная тектоника здания подчеркнула спортивную устремленность.
Архи-события: 30 сентября–6 октября
Интерактивная выставка-презентация «Город: детали», два новых лекционных курса в Музее архитектуры, ежегодная конференция об архитектурном образовании и карьере «Открытый город».
Пресса: Последний из главных
Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кузьмин скончался в больнице в ночь на пятницу на 69-м году жизни. О нем — Григорий Ревзин.
Умер Александр Кузьмин
Сегодня ночью не стало Александра Викторовича Кузьмина, президента Российской академии архитектуры и строительных наук, с 1996 по 2012 годы – главного архитектора города Москвы.
Миллионы к миллионам
В Пекине открылся новый аэропорт Дасин по проекту Zaha Hadid Architects и ADP Ingénierie: стартовая «мощность» – 45 млн человек в год, в 2025 – 72 млн, затем – все сто.
Разворот к красоте
Первый приз конкурса Таллинской биеннале на концепцию ревитализации промышленной зоны получила команда российских архитекторов. Авторы разработали генплан, вдохновляясь железнодорожным поворотным кругом, и предложили застройку с «градиентом» приватных и общественных пространств.
Дорога к парку
«Братеевские телепортеры» – навес, который позволил оформить и защитить вход в одноименный парк, и получил недавно спецприз жюри АРХИWOOD. Рассматриваем проект и отчасти – дискуссию экспертов премии вокруг него.
Дом для друзей
Юбилейная, десяти лет от роду, премия АРХИWOOD присудила гран-при Николаю Белоусову за достижения, предложила одну нестандартную номинацию, а главная премия досталась Сергею Мишину за его собственный дом. Рассказываем о победителях и о церемонии.
На реке
Любопытный пример освоения «хипстерской» стилистки в ресторане-дебаркадере, расположенном в центре Ростова-на-Дону: сравнительно лаконичный фасад и крайне насыщенный интерьер.
Как в фотокамере
Недалеко от Осло по проекту BIG построен изогнутый музей-мост – в дополнение к самому крупному в Северной Европе парку скульптур.