Генетический код города. Мастер-класс Сергея Чобана на Арх Москве

Вчера в рамках программы фестиваля Арх Москва прошел мастер-класс петербургского архитектора Сергея Чобана. Тема мастер-класса, обозначенная как «Архитектура и генетический код города», содержала в себе два противоположных подхода к исторически сложившейся городской среде – ее «расшатывание» и сохранение.

Автор текста:
Анна Герасименко

29 Мая 2009
mainImg

Архитектор:

Сергей Чобан

Мастерская:

SPEECH
Tchoban Voss Architekten

Проект:

Бизнес-центр «Лангензипен»
Россия, Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, д. 9

– 2006
ЖК «Гранатный 6»
Россия, Москва, Гранатный переулок, д. 4

Авторский коллектив:
С. Э. Чобан, В. П. Шалявский, В. В. Казуль, А. Р. Борисов

2008 – 2011

Заказчик – ООО «СКАНКЛИН ИНВЕСТ»
Офисный центр Бенуа на территории бывшей фабрики «Россия»
Россия, Санкт-Петербург, Свердловская набережная, д. 44

2006 – 2008

Заказчик и генподрядчик: холдинг «Теорема»
Поставщики:
Компания “DORMA”
(крепление стекла- системы и фурнитура(сталь), автоматические входные группы и двери, доводчики, офисные перегородки, перегородки- трансформеры)

Так совпало, что мастер-класс Сергея Чобана, архитектора, практикующего одновременно в двух странах – России и Германии, проходил  в середине одного из крупных мероприятий фестиваля Арх Москва Next! – дня Италии. В том же самом конференц-зале с самого утра шли мастер-классы известных итальянских архитекторов, которые в один голос говорили о традициях и новаторстве, болезненной теме для современной российской действительности. Сергею Чобану эта тема также близка, вспомнить хотя бы последний номер журнала ‘SPEECH: вторая жизнь’, основной темой которого стала реконструкция старых задний. На этот раз за «генетическим кодом города», обозначенным как тема мастер-класса, стояла та же  проблема старого и нового, но раскрыта она была на примере не реконструкций, а нового строительства, которое, как известно, по-разному относится к городской среде.

Сергей Чобан выбрал нелинейный способ подачи материала: его рассказ был подчинен концепции с несколькими подтемами, а проекты и построенные здания служили иллюстрациями различных систем взаимодействия городской среды, архитектуры и архитектурной формы. Сергей Чобан начал свой мастер-класс с небольшого теоретического экскурса, где на примере двух хорошо известных нам российских городов – Москвы и Санкт-Петербурга, он показал, насколько разной может быть городская среда. Москва за свою более чем 800-летнюю историю стал городом наслоений и контрастов разных эпох. Ее генокод, по мнению Сергея Чобана – это отдельные объекты-скульптуры. Петербург же напротив – это идеальный город, где форма не имеет значения, а главную роль играет фасад.

Таким образом, исходя из генетического кода города, существует два основных подхода к исторически сложившейся городской среде – ее «расшатывание» отдельными новыми зданиями-скульптурами или ее сохранение, когда новое строительство ведется по уже существующим принципам. Сергей Чобан использует в своей практике оба эти принципа, а выбор того или иного метода зависит от контекста конкретной городской среды.

Сначала архитектор рассказал о тех случаях из собственной практики, когда «расшатывание» архитектурной среды,  дополнение ее новыми «скульптурами», было необходимо.
В городе Вольфсбург сейчас по проекту Сергея Чобана строится башня LSW. Башня представляет собой маленькую «скульптуру», вынесенные в разные стороны консоли которой создают динамичную композицию с сознательным акцентом на геометричность. Такой акцент обусловлен соседством с постройкой Захи Хадид, которую нельзя повторить или «перекричать». Решение сделать что-то совсем другое, по мнению Сергея Чобана, было здесь самым правильным. Здание Захи Хадид и новая башня LSW находятся на границе между двумя абсолютно разными частями города – «городом автомобилей» и обычным европейским городом с системой осей, улиц, блоков. Постройка Захи Хадид уже «расшатала» эту границу, одновременно объединив и разделив две части города. Новая башня LSW продолжает это «расшатывание», создавая таким образом новое качество городской среды.

Еще одно здание, которое Сергей Чобан считает развивающим ту же тему скульптурного противостояния – Еврейский культурный центр в Берлине. Только, по мнению автора, противостояние здесь на внешнее, а «внутреннее». Для культурного центра было реконструировано здание подстанции. Оно, соответственно, радикально изменило свою функцию, а внутри создано совершенно новое пространство. Снаружи изменения почти не видны, только пробита ось главного входа с очень ярким цветным витражом. Внутреннее пространство наполнено скульптурными элементами, ни один из которых не контактирует с существующими стенами, противопоставляя свою скульптурность функциональному и геометрическому пространству бывшего промышленного здания. В продолжение этого проекта рядом проектируется здание еврейской школы, похожее на одну из скульптур интерьера Культурного центра.

Здание технического музея, место для которого предусмотрено в самом центре Берлина на площади, входящей в комплекс бывшего телеграфа, представляет собой динамичную «скульптуру», противостоящую строгому статичному обрамлению. Здание является опорой для огромной консоли, которая накрывает площадь по периметру, создавая пространство между существующими и новым зданиями, похожее на крытые галереи итальянских палаццо. Внутри музея на лифте можно подняться на крышу и посмотреть с высоты птичьего полета на Берлин. 
Вторая часть лекции была посвящена проектам, которые продолжают город, воспринимают генетический код города как важную составляющую, на основании которой возникает новое строительство и новая архитектура.

Дом «Бенуа» на территории завода Россия – это реконструкция бывшего производственного цеха, в которой особенное внимание было уделено фасаду. По словам Сергея Чабана, для фасада была выбрана тема одновременно декоративная и абстрактно-архитектурная – рисунки Александра Бенуа к его театральным постановкам. Такая тема возникла по понятным причинам: на этом месте в конце XIX века находилась дача Александра Бенуа, где он отдыхал со своими родителями и старшим братом Альбертом. Когда на месте парковых построек начали строить производственные корпуса, Александр Бенуа написал в своем дневнике, что здесь он впервые увидел, как коммерция вытесняет культуру. Сейчас возникла обратная ситуация, когда производство стало не нужно, и на его месте опять возникла культура. Таким образом, здание содержит в себе воспоминания о характере места, продолжает историю городской среды.

Еще один пример следованию генетического кода среды – здание «Лангензипен» в центре Петербурга периода неоклассики и модерна. Раньше здесь было текстильное производственное предприятие, которым владел Лангензипен. Дом, который реконструировал Сергей Чобан, состоит из контрастов – главный фасад сделан из стекла и выглядит как обои, боковой фасад выполнен в камне, и образ ему создает рваная ритмичность окон. Это противопоставление, которое задумывалось архитектором, есть в самой целостности Петербурга. По словам Сергея Чобана, важно было показать, как живет Петербург и тем самым усилить уже существующее пространство.

В Москве по проекту архитектора строится «Византийский дом» в Гранатном переулке. По убеждению Сергея Чобана, окружающие здания очень уж разнообразны. Поэтому он решил сделать фасады очень спокойными, подчинив их для этого приему тотального орнамента, который окутывает здание как одеяло, без ярусов и ордеров. Это должно помочь дому слиться с «манерными» особняками вокруг. Тотальный орнамент поверхности проникает и в интерьер, формируя общее впечатление.

Генетический код города – условное, но очень вещественное понятие, которое может реально работать в современной архитектуре и градостроительстве. Это и показал в своем мастер-классе Сергей Чобан на примере уже построенных и еще только строящихся зданий. Сегодня архитектор может менять среду города и создавать свой виток в генокоде архитектурного пространства. Главное в этой возможности понимать ответственность перед прошлыми и будущими поколениями, чтобы невзначай не «убить» город.

Офисный центр «Лангензипен».
ЖК «Гранатный 6». Вид со стороны двора © SPEECH


Архитектор:

Сергей Чобан

Мастерская:

SPEECH
Tchoban Voss Architekten

Проект:

Бизнес-центр «Лангензипен»
Россия, Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, д. 9

– 2006
ЖК «Гранатный 6»
Россия, Москва, Гранатный переулок, д. 4

Авторский коллектив:
С. Э. Чобан, В. П. Шалявский, В. В. Казуль, А. Р. Борисов

2008 – 2011

Заказчик – ООО «СКАНКЛИН ИНВЕСТ»
Офисный центр Бенуа на территории бывшей фабрики «Россия»
Россия, Санкт-Петербург, Свердловская набережная, д. 44

2006 – 2008

Заказчик и генподрядчик: холдинг «Теорема»
Поставщики:
Компания “DORMA”
(крепление стекла- системы и фурнитура(сталь), автоматические входные группы и двери, доводчики, офисные перегородки, перегородки- трансформеры)

29 Мая 2009

Автор текста:

Анна Герасименко
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.