Вчера в рамках программы фестиваля Арх Москва прошел мастер-класс петербургского архитектора Сергея Чобана. Тема мастер-класса, обозначенная как «Архитектура и генетический код города», содержала в себе два противоположных подхода к исторически сложившейся городской среде – ее «расшатывание» и сохранение.
Так совпало, что мастер-класс Сергея Чобана, архитектора, практикующего одновременно в двух странах – России и Германии, проходил в середине одного из крупных мероприятий фестиваля Арх Москва Next! – дня Италии. В том же самом конференц-зале с самого утра шли мастер-классы известных итальянских архитекторов, которые в один голос говорили о традициях и новаторстве, болезненной теме для современной российской действительности. Сергею Чобану эта тема также близка, вспомнить хотя бы последний номер журнала ‘SPEECH: вторая жизнь’, основной темой которого стала реконструкция старых задний. На этот раз за «генетическим кодом города», обозначенным как тема мастер-класса, стояла та же проблема старого и нового, но раскрыта она была на примере не реконструкций, а нового строительства, которое, как известно, по-разному относится к городской среде.
Сергей Чобан выбрал нелинейный способ подачи материала: его рассказ был подчинен концепции с несколькими подтемами, а проекты и построенные здания служили иллюстрациями различных систем взаимодействия городской среды, архитектуры и архитектурной формы. Сергей Чобан начал свой мастер-класс с небольшого теоретического экскурса, где на примере двух хорошо известных нам российских городов – Москвы и Санкт-Петербурга, он показал, насколько разной может быть городская среда. Москва за свою более чем 800-летнюю историю стал городом наслоений и контрастов разных эпох. Ее генокод, по мнению Сергея Чобана – это отдельные объекты-скульптуры. Петербург же напротив – это идеальный город, где форма не имеет значения, а главную роль играет фасад.
Таким образом, исходя из генетического кода города, существует два основных подхода к исторически сложившейся городской среде – ее «расшатывание» отдельными новыми зданиями-скульптурами или ее сохранение, когда новое строительство ведется по уже существующим принципам. Сергей Чобан использует в своей практике оба эти принципа, а выбор того или иного метода зависит от контекста конкретной городской среды.
Сначала архитектор рассказал о тех случаях из собственной практики, когда «расшатывание» архитектурной среды, дополнение ее новыми «скульптурами», было необходимо. В городе Вольфсбург сейчас по проекту Сергея Чобана строится башня LSW. Башня представляет собой маленькую «скульптуру», вынесенные в разные стороны консоли которой создают динамичную композицию с сознательным акцентом на геометричность. Такой акцент обусловлен соседством с постройкой Захи Хадид, которую нельзя повторить или «перекричать». Решение сделать что-то совсем другое, по мнению Сергея Чобана, было здесь самым правильным. Здание Захи Хадид и новая башня LSW находятся на границе между двумя абсолютно разными частями города – «городом автомобилей» и обычным европейским городом с системой осей, улиц, блоков. Постройка Захи Хадид уже «расшатала» эту границу, одновременно объединив и разделив две части города. Новая башня LSW продолжает это «расшатывание», создавая таким образом новое качество городской среды.
Еще одно здание, которое Сергей Чобан считает развивающим ту же тему скульптурного противостояния – Еврейский культурный центр в Берлине. Только, по мнению автора, противостояние здесь на внешнее, а «внутреннее». Для культурного центра было реконструировано здание подстанции. Оно, соответственно, радикально изменило свою функцию, а внутри создано совершенно новое пространство. Снаружи изменения почти не видны, только пробита ось главного входа с очень ярким цветным витражом. Внутреннее пространство наполнено скульптурными элементами, ни один из которых не контактирует с существующими стенами, противопоставляя свою скульптурность функциональному и геометрическому пространству бывшего промышленного здания. В продолжение этого проекта рядом проектируется здание еврейской школы, похожее на одну из скульптур интерьера Культурного центра.
Здание технического музея, место для которого предусмотрено в самом центре Берлина на площади, входящей в комплекс бывшего телеграфа, представляет собой динамичную «скульптуру», противостоящую строгому статичному обрамлению. Здание является опорой для огромной консоли, которая накрывает площадь по периметру, создавая пространство между существующими и новым зданиями, похожее на крытые галереи итальянских палаццо. Внутри музея на лифте можно подняться на крышу и посмотреть с высоты птичьего полета на Берлин. Вторая часть лекции была посвящена проектам, которые продолжают город, воспринимают генетический код города как важную составляющую, на основании которой возникает новое строительство и новая архитектура.
Дом «Бенуа» на территории завода Россия – это реконструкция бывшего производственного цеха, в которой особенное внимание было уделено фасаду. По словам Сергея Чабана, для фасада была выбрана тема одновременно декоративная и абстрактно-архитектурная – рисунки Александра Бенуа к его театральным постановкам. Такая тема возникла по понятным причинам: на этом месте в конце XIX века находилась дача Александра Бенуа, где он отдыхал со своими родителями и старшим братом Альбертом. Когда на месте парковых построек начали строить производственные корпуса, Александр Бенуа написал в своем дневнике, что здесь он впервые увидел, как коммерция вытесняет культуру. Сейчас возникла обратная ситуация, когда производство стало не нужно, и на его месте опять возникла культура. Таким образом, здание содержит в себе воспоминания о характере места, продолжает историю городской среды.
Еще один пример следованию генетического кода среды – здание «Лангензипен» в центре Петербурга периода неоклассики и модерна. Раньше здесь было текстильное производственное предприятие, которым владел Лангензипен. Дом, который реконструировал Сергей Чобан, состоит из контрастов – главный фасад сделан из стекла и выглядит как обои, боковой фасад выполнен в камне, и образ ему создает рваная ритмичность окон. Это противопоставление, которое задумывалось архитектором, есть в самой целостности Петербурга. По словам Сергея Чобана, важно было показать, как живет Петербург и тем самым усилить уже существующее пространство.
В Москве по проекту архитектора строится «Византийский дом» в Гранатном переулке. По убеждению Сергея Чобана, окружающие здания очень уж разнообразны. Поэтому он решил сделать фасады очень спокойными, подчинив их для этого приему тотального орнамента, который окутывает здание как одеяло, без ярусов и ордеров. Это должно помочь дому слиться с «манерными» особняками вокруг. Тотальный орнамент поверхности проникает и в интерьер, формируя общее впечатление.
Генетический код города – условное, но очень вещественное понятие, которое может реально работать в современной архитектуре и градостроительстве. Это и показал в своем мастер-классе Сергей Чобан на примере уже построенных и еще только строящихся зданий. Сегодня архитектор может менять среду города и создавать свой виток в генокоде архитектурного пространства. Главное в этой возможности понимать ответственность перед прошлыми и будущими поколениями, чтобы невзначай не «убить» город.
Офисный центр «Лангензипен».
ЖК «Гранатный 6». Вид со стороны двора © SPEECH
|