Пресса: Смерть в Северной Венеции. "Пиранези и пиранезианство" в Музее истории Петербурга
В особняке Румянцева, филиале Музея истории Петербурга, открыта выставка "Пиранези и пиранезианство", показывающая, что Джованни Баттиста Пиранези нашел верных последователей в лице петербургских и ленинградских архитекторов-классицистов, и многое объясняющая в характере города. Рассказывает АННА ТОЛСТОВА.
Пресса: Московское бремя. Наглядные итоги 16 лет преобразования столицы
В Музее архитектуры имени Щусева открылась фотовыставка "Москва 1993-2009: бремя перемен": коллекция городских пейзажей, снятых с разницей в 16 лет. Вернисаж, задуманный как скорбное пособие на тему "Москва, которую мы потеряли", получился гораздо более объемным по содержанию - про скоротечность жизни и невозможность повернуть время вспять, считает обозреватель "Недели" Анна Гараненко.
Архитектурные конкурсы: сослагательное наклонение
В прошлую пятницу, 18 декабря, в ЦДА прошел круглый стол, посвященный международным архитектурным конкурсам. Формально приуроченный к выставке премии Dedalo Minosse в «ПИРогово», он неожиданно вылился в бурную дискуссию о специфике организации архитектурных состязаний в России. Участие или неучастие в них иностранцев, как оказалось, имеет второстепенное значение. Своими корнями проблема уходит в юридические и экономические основы существования отечественного архитектурно-строительного рынка.
Бремя жить и бремя умирать
В Музее архитектуры открылась выставка «Москва 1993-2009: бремя перемен». Сделало ее общественное движение «Архнадзор», кураторы – Александр Можаев и Наталья Самовер. В отличие от многих похожих выставок, она не только про утраты, но и про то, что мы получаем взамен. Поэтому она привлекла внимание не только ценителей старины, но и архитектурных критиков. Николай Малинин - о выставке «Архнадзора».
Пресса: Бремя перемен
Общественное движение «Архнадзор» и Музей архитектуры представляют выставку «Москва 1993-2009: бремя перемен», посвященную судьбе исторической застройки Москвы, драматическим изменениям ее облика и атмосферы, произошедшим на наших глазах – за последние полтора десятилетия.
  • 21 декабря 2009 / 21 декабря 2009
Экспонат в натуре
В подмосковном курорте «ПИРогово» открылась выставка проектов-победителей международного конкурса Dedalo Minosse. Правда, ее главным экспонатом стал сам курорт «ПИРогово», в прошлом году удостоившийся этой престижной премии.
Стартовала премия АРХИWOOD
Открыт сбор заявок на премию АРХИWOOD-2010 – за лучшее архитектурное сооружение с использованием дерева. Публикуем текст ее куратора: Николай Малинин рассказывает о первом заседании Экспертного совета премии и комментирует его решения.
Гибкая устойчивость
С 4 по 6 ноября в Барселоне прошел Всемирный архитектурный фестиваль (WAF). Мероприятие проводится уже во второй раз, и в нем вновь активное участие приняли российские архитекторы, вошедшие в число номинантов на победу в тематических разделах. Таким образом, популярная в последнее время точка зрения о катастрофическом отставании россиян от современной мировой архитектуры уже дважды была опровергнута на практике. Мы способны соревноваться на равных, если не с мировой архитектурной элитой, то с ведущими практикующими командами со всего мира.
Архитектурное бюро ASADOV, Сергей Скуратов ARCHITECTS, ТПО «Резерв»
Пресса: Слом цивилизации
2 декабря в Музее архитектуры имени Щусева был представлен аналитический сборник "Самара: наследие под угрозой" (главный редактор — Валерий Стадников). Его жанр обозначен как "совместный отчет" организации "Спасти наследие Европы" (SAVE Europe’s Heritage) и Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS).
Победила японская сдержанность
26 ноября в Государственном музее А.С. Пушкина прошла церемония награждения лауреатов «Архитектурной Премии» и студенческого конкурса «Дом для звезды». Лучшим зданием года, по версии «Архипа», на этот раз оказался Спортивный и спасательный центр в г. Мики японца Шухеи Эндо. Экологичный, экономичный и внешне довольно скромный объект, он являет собой воплощение основных качеств «антикризисной» архитектуры.
Пресса: Фонтан как альтернатива хайтеку
В лофт-проекте «Этажи» открылась и до 1 декабря работает выставка молодых архитекторов «Альтернативный Петербург». Таковыми считаются архитекторы от 30 до 40, имеющие по нескольку воплощенных проектов. Впрочем, выставка, придуманная куратором Владимиром Фроловым, принципиально показывает нереализованное и нереализуемое.
Процентное соотношение
Сергей Киселев по просьбе Архи.ру согласился прокомментировать результаты статистического опроса, посвященного влиянию экономического кризиса на состояние профессии. Результаты опроса, в котором участвовали 128 человек, представлены Союзом архитекторов России и публикуются впервые.
Дни Архитектуры в Ростове-на-Дону
Ростов-на-Дону – из тех городов, что сразу готовы морочить голову воспоминаниями о том, чего никогда не было. Отголоски других городов ты слышишь в этом новом для тебя пространстве, а Ростов и не пытается напомнить: ты здесь впервые. Даже многочисленные растяжки поперек магистралей словно отмеряют границы: Австрия, Франция, Бали… В начале ноября в Ростове-на-Дону прошли первые Дни архитектуры, которые помогли обозначить собственные коды этого города.
Стеклянный шар Хади Тегерани
12 ноября по инициативе кафедры архитектуры общественных зданий и компании ДОРМА Рус в МАрхИ с лекцией выступил архитектор Хади Тегерани. Тема мастер-класса была сформулирована весьма узкопрофильно – «Особенности исполнения структурного остекления современных фасадов», – но в итоге спикер ограничился представлением своих самых известных построек и новых проектов. В большинстве из них действительно активно используется масштабное остекление, однако архитектор предпочел не раскрывать «секрет фирмы».
Поколение NEXT
В рамках Фестиваля современной архитектуры Нидерландов «Lucky Dutch» ЦСА проводит цикл открытых лекций руководителей ведущих голландских бюро. Тема выступлений сформулирована как «Новые подходы к усовершенствованию архитектурного ландшафта Голландии и современного мира», и каждый докладчик рассказывает о своей работе в контексте пяти основных качеств современного нидерландского зодчества, заявленных выставкой «уDUTCHная архитектура»: плотность, искусственность, оптимизация, органичность, концептуальность. Первым перед московскими слушателями выступил Марейн Схенк, один из основателей бюро NEXT Architects.
NEXT architects
Госпожа уDUTCHа
5 ноября в Центре современного искусства «Винзавод» открылась выставка «уDUTCHная архитектура», давшая старт одноименному фестивалю современного голландского зодчества, который Ц:СА проводит в Москве до 30 ноября. Эта выставка – своеобразная ретроспектива нидерландских проектов и построек, созданных за последние несколько лет, в эпоху, которую условно можно назвать «после Колхаса».
Пресса: Новая деревня. У архитекторов и у народа разные представления о деревянном
В Музее архитектуры проходит выставка «Новое деревянное», посвященная учрежденной в этом году премии, которая, как несложно догадаться, будет присуждаться за лучшую архитектуру из дерева. Куратор и зачинатель премии — Николай Малинин, главный редактор журнала Made in Future.
Новое измерение офиса
Вечером 30 октября в Медиа-центре газеты «Известия» прошла церемония награждения победителей IV Международного архитектурного конкурса «Офисное пространство: креатив, технологии, инновации», организованного компанией NAYADA и Союзом архитекторов России. Авторы лучших офисных интерьеров России были определены в четырех номинациях – «Архивоплощение», «Архирешение», «Архиперегородка» и «Архиsrеда».
10 лет – один ответ
В среду в Доме на Брестской стартовала выставка-конкурс «Ландшафтная Архитектура. Взгляд из дома…». В этом году она проводится уже в десятый раз, и в честь юбилея обзавелась новой номинацией под названием «Древо жизни». Однако в остальном все по-прежнему: масштабная, но довольно хаотичная экспозиция, досадное отсутствие инновационных проектов и атмосфера дружелюбного междусобойчика.
И снова шахматы
27 октября в ЦДХ состоялось вручение «Премии Авангард». Эта церемония поставила точку в первом общероссийском конкурсе на звание лучшего молодого архитектора страны, который стартовал на «Арх Москве» нынешней весной. Премию в размере 10 тысяч долларов от фонда «Русский авангард» получил Федор Дубинников, ученик Евгения Асса.
Ответственный предприниматель
16 октября в рамках Международного фестиваля «Зодчество» в Центральном доме архитектора состоялась презентация монографического выпуска журнала Tatlin, посвященного Борису Левянту и возглавляемому им бюро ABD Architects. В рамках презентации главный герой монографии провел мастер-класс. Тему своего выступления Борис Левянт обозначил как «Опыт коммерческого проектирования» и на протяжении двух с лишним часов очень увлекательно рассказывал о том, каково это – строить офисные и торговые комплексы в современной Москве.
Пресса: Бегом за архитектурой!
Что такое Дни архитектуры? Если архитектуры окружает нас ежедневно? Международный день архитектуры – это праздник, в Нижнем Новгороде – фестиваль, когда архитектура выглядит будто бы проще и веселее для восприятия. В этом октябре фестиваль прошёл уже в четвертый раз. Его тема: «Город как образ жизни».
Building Awards: лицом к архитектуре
Вчера в МАрхИ состоялось вручение премии Building Awards-2009. Награда, которая на протяжении четырех лет позиционировала себя как единственная национальная премия в области девелопмента, в этот раз была вручена архитектурной мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» «За лучшее здание, построенное в России за последние 7 лет и эксплуатируемое не менее года». Таким зданием был признан офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза», хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется современной российской архитектурой.
Все звезды в гости к нам
В этом году премия Building Awards выросла до размеров полноценного архитектурного фестиваля, превратившись из закрытых встреч первых лиц девелоперских компаний в демократичную дискуссионную площадку. На сцене Центрального дома архитектора фестиваль собрал более десяти мировых знаменитостей, а также ведущих отечественных специалистов, чтобы поговорить о таких важнейших аспектах градостроительства и архитектуры любой страны, как доступное жилье, транспортное планирование, проектирование олимпийских объектов.
Пресса: Индекс устойчивости тяготеет к воспоминаниям о будущем
С Фестиваля «Зодчество-2009» / В Манеже состоялся XVII Международный фестиваль «Зодчество», организованный Союзом архитекторов России и собравший более 200 участников из 30 городов и регионов. На этот раз он прошел под лозунгом «Индекс устойчивости», предложенный его куратором Ю.Аввакумовым.
Пресса: Понты и стропила
В Музее архитектуры им. А. В. Щусева проходит выставка "Новое деревянное. 1999-2009. Русская архитектура в поисках идентичности". Обозреватель "Власти" Григорий Ревзин считает, что поиски вновь увели архитекторов далеко от России.
«Индекс устойчивости» – в разнообразии
Вечером 18 октября в Манеже состоялась торжественная церемония закрытия «Зодчества-2009», на которой были вручены национальная архитектурная премия «Хрустальный Дедал» и награды фестиваля. Главной новостью для всех присутствующих стало то, золотых, серебряных и бронзовых дипломов «Зодчества» в этом году удостоились все проекты и постройки, которые на них претендовали. Обладателем же «Хрустального Дедала» стало архитектурное бюро «АРСТ» за здание школы №1414 на ул. Советской Армии в Москве.
«Зодчество-2009»: разговор с куратором
Как известно, в этом году «Зодчество» радикально изменило свой формат. Это произошло благодаря новому куратору фестиваля, Юрию Аввакумову, который сегодня согласился ответить на вопросы Архи.ру о его работе для «Зодчества» и о конкурсе кураторов, проект победителя которого сейчас экспонируется в Манеже в павильоне «Россия».
  • 17 октября 2009
Пресса: Фольклорный ансамбль под угрозой роспуска. ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
Просим прощения за то, что вначале "не увидели" на сайте Коммерсанта половину статьи Григория Ревзина о "Зодчестве". Отчасти виной этому новый дизайн сайта газеты, в котором статьи прерываются рекламной полосой. Впредь будем осмотрительнее. Итак, читайте полную версию статьи Григория Ревзина о фестивале "Зодчество-2009". //
Две стороны одной sustainability
Обретя куратора, Международный фестиваль «Зодчество» прибавил к своей экспозиции и несколько концептуальных павильонов. Один из них – «Россия» - представляет выставку «(Не)прикосновенный запас», посвященную отечественному опыту конверсии промышленных объектов, другой – Green House – рассказывает о мировом опыте проектирования зеленых зданий.
В кубе белом
В Москве стартовал XVII Международный фестиваль «Зодчество-2009». Профессиональное сообщество ожидало его с замиранием сердца. С одной стороны, смотр общероссийских достижений в области архитектуры решился на кардинальную смену имиджа, с другой – за плечами кризисный год, который неизвестно как отразился на отечественном зодчестве. Первое знакомство с экспозицией показало, что в борьбе с кризисом ни архитектура, ни посвященный ей фестиваль сдаваться не собираются.
О саморегулировании и не только
Две недели назад произошло событие, которое можно считать ключевым для становления структуры саморегулируемых организаций проектировщиков – на втором всероссийском съезде СРО было учреждено их Национальное объединение. Предлагаем вашему вниманию интервью с тремя известными московскими архитекторами: Павлом Андреевым, Борисом Левянтом и новоизбранным руководителем Национального объединения СРО Алексеем Воронцовым.
Пресса: Новое деревянное: выставка в МУАРе
Выставка современного деревянного зодчества открылась вчера в Музее архитектуры, во флигеле «Руина». Постройки Тотана Кузембаева, Александра Бродского и других архитекторов собрал известный архитектурный критик и главный редактор журнала Made in Future — Николай Малинин.
Дерево жизни, или жизнь в дереве
12 октября в Музее архитектуры открылась выставка «Новое деревянное. 1999 – 2009. Русская архитектура в поисках идентичности». Жанр у выставки смешанный – это одновременно и ретроспектива отечественной деревянной архитектуры за последние десять лет, и пролог новой премии АРХИWOOD, – а вот цели самые благородные. Куратор выставки и премии Николай Малинин, а также их организатор – компания HONKA намерены доказать, что деревянное зодчество – примета не только старины глубокой, но и ближайшего светлого будущего, ибо именно из этого материала можно создать архитектуру нового поколения – экономичную и экологичную, в меру рациональную и одновременно остроумную.
Пресса: Мэрии дали полезные советы
1 октября "Известия" приветствовали выход нескольких распорядительных документов мэрии, касающихся отмены или корректировки строительства на территории памятников старины. Речь идет об отмене или исправлении предыдущих распоряжений, то есть о случаях возвращения к букве и духу закона.
Пресса: Пауза перед прорывом в другой мир. Выставка Александра Бродского на «Винзаводе»
С легкой руки Олега Кулика мрачноватый термин Ильи Кабакова "тотальная инсталляция" уступает место "пространственной литургии". В тотальной инсталляции слышится что-то оруэлловское, это торжество клаустрофобии, замкнутый мирок, в котором посетитель становится дрожащей тварью.
Пресса: Бумажный дом. Какими могли бы быть наши города, если бы архитекторы воплотили свои фантазии в жизнь
Бумага все стерпит. Результаты деятельности архитекторов иногда попадают на улицы городов. Теперь известно, куда попадают их мечты — в музей. В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка «бумажной архитектуры» — архива строительных утопий 80-х годов.
От беседки к звездам
Со 2 по 11 октября в Москве пройдут третьи Дни архитектуры. Этот фестиваль приурочен к всемирному дню архитектуры, который в 2009 году проводится под девизом «Энергия архитекторов против глобального кризиса», а в его программу вошли экскурсии по достопримечательностям столицы – архитектурному наследию XX и XXI веков. Дни архитектуры также пройдут в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.
  • 2 октября 2009
Пресса: Памятник несбыточным мечтам. "Бумажная Архитектура. Mausoleum" в ГТГ
Важно, показательно и даже символично, что 3-я Московская биеннале современного искусства не упустила из поля зрения архитектуру. В иерархии изобразительных искусств ей вроде бы не место, она рядом, но должна идти отдельно, хоть и рука об руку с менее функциональными, как бы созданными исключительно для чистой радости либо философских глубин живописью, графикой и прочими инсталяциями.
Устойчивое развитие: версии генплана и «Зодчества»
25 сентября в Центральном доме архитектора состоялась пресс-конференция, посвященная двум важнейшим архитектурным событиям нынешней осени – публичным обсуждениям актуализированного Генерального плана развития Москвы до 2025 года и готовящемуся XVII Международному фестивалю «Зодчество-2009», который в этом году обещает кардинально изменить свой формат.
Пресса: ГЧП - Как вызвать ОМОН к памятнику в три приема
На прошлой неделе я провела два дня на межрегиональной конференции "Государственно-частное партнерство в сфере культуры: Модели сотрудничества". Конференцию проводило Министерство Культуры Московской области, и причина мероприятия была на поверхности: в регионе, как и по всей стране, с ужасающей скоростью погибают усадьбы.
Пресса: Топь утопии. Выставка достижений народного хозяйства с Паперным, но без Мухиной
В минувшую субботу в рамках программы историка Сергея Никитина «Москультпрог» состоялась экскурсия по Всероссийскому выставочному центру (знаменитой ВДНХ). Экскурсия во всех смыслах неординарная. В ней участвовали более ста человек.
Борьба на уровне закона
8 сентября в Мосгордуме представители власти встретились с членами общественных организаций за круглым столом по проблемам сохранения исторической Москвы. Эта встреча, получившая название «Охрана исторического наследия: Голос общества», была организована по инициативе Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS), поддержанной председателем комиссии по науке и образованию Мосгордумы Евгением Бунимовичем. Участники дискуссии обсудили недостатки действующего закона о памятниках и выступили с предложениями по внесению в него ряда поправок.
Волшебники «Зеленого города»
С 1 по 9 августа в Алтайском крае на Нижнем Мультинском озере прошел 9-й летний архитектурный фестиваль из цикла «Города». На этот раз он получил название «Зеленый город» и собрал самых смелых молодых архитекторов России, которым не страшны ни сложные творческие задачи, ни испытания суровым климатом. Не взирая на отсутствие дорог, а также острую нехватку строительных материалов, 600 с лишним участников фестиваля смогли за неделю создать в горах Алтая целый город, причем не обычный, а с ярко-выраженным экологическим уклоном.