06.10.2010

Дигитальное настоящее

К Международному дню архитектуры и жилой среды, который отмечался 4 октября, Институт теории архитектуры и градостроительства (НИИТАГ РААСН) приурочил научную конференцию, посвященную новейшим процессам и течениям в современной архитектуре. Предлагаем вашему вниманию краткие заметки по следам нескольких докладов, прозвучавших на конференции. По мнению российских исследователей, современные технологии шагнули так далеко вперед, что архитектору остается лишь «чистое творчество».

информация:

Новое здание Мариинского театра (Мариинка-2). Проект Э. Мосса
Новое здание Мариинского театра (Мариинка-2). Проект Э. Мосса открыть большое изображение
Не секрет, что в последние десятилетия архитектуре постоянно приходилось «догонять» усложняющиеся технологии. Техническая «начинка» построек настолько усложнилась, что в процессе проектирования сколько-нибудь современного здания архитектору необходимо сотрудничать с многочисленным штатом специалистов смежных областей. При этом архитектора все чаще оттесняют не только, скажем, от проектирования систем театрального, торгового и прочего оборудования, но и таких элементов, как окна и двери. Сам собой напрашивается вопрос: что же остается собственно архитектору? Автор прозвучавшего на конференции доклада «Технология и архитектура», доктор архитектуры, член-корреспондент РААСН Александр Анисимов считает, что удел зодчего сегодня – это придумывание красивой «оболочки», а в случае реализации проекта – работа менеджером, консолидирующим усилия всех многочисленных профессионалов, занятых в строительстве.

Одним из наиболее ярких следствий этой тенденции, по мнению Александра Анисимова, можно считать современные архитектурные конкурсы, в технических заданиях которых фактически предопределены все параметры здания, кроме его внешнего облика, и в результате участники все свои умения и креатив тратят именно на оболочку. В качестве одного из наиболее известных российских примеров такого подхода Анисимов назвал международный конкурс на проектирование второй сцены Мариинского театра в Петербурге: в нем были заранее предопределены форма плана и габариты здания, а также вся сценическая часть театра. ТЗ было разработано специально приглашенной для этого компанией, и любое отклонение от него расценивалось как нарушение условий состязания, так что конкурсантам не оставалось ничего, кроме как создавать заманчивый внешний образ: Доминик Перро придумал «золотое облако», Эрик Оуэн Мосс – «стеклянные мешки».

По словам Александра Анисимова, сегодня технологии меняются настолько быстро, что, еще не исчерпав своего запаса прочности, здание устаревает, требует реконструкции или сноса. Понятно, что и то и другое гораздо удобнее и дешевле осуществить, если «оболочка» не связана с внутренней структурой. Как отмечает Анисимов, сегодня возобладала тенденция к полифункциональным трансформируемым пространствам, которые вытесняют стационарную архитектуру. Сменяемая оболочка, например, из специальной ткани или тефлона, используется уже повсеместно, особенно в зданиях выставочных павильонов, спортивных арен, мегамоллов.

Наряду с модными в 1990-е годы биоморфными темами в поисках оригинальных форм для таких «оболочек», архитектура 2000-х все чаще стала использовать математические модели, неожиданно обнаружившие богатые эстетические возможности. Как рассказал в своем докладе кандидат искусствоведения, научный сотрудник НИИТАГ Дмитрий Козлов, среди этих моделей особенный интерес для архитекторов представляют так называемые односторонние поверхности, самой известной из которых является лента Мебиуса. Еще в начале XX века эти замысловатые математические структуры были описаны художниками, сегодня эстафета перешла к архитекторам: зданиями на тему Мебиуса отметились Питер Айзенманн, UN Studio, BIG. Эти проекты, правда, используют пока лишь внешнее подобие формы ленты, хотя на ее основе можно создавать и более удивительные вещи, например, что-то вроде единого протяженного интерьера-экстерьера. Не исключено, говорит Козлов, что и такой объект появится в самое ближайшее время.

Если отвлечься от формообразования и обратиться к методу возведения подобных сооружений, то и здесь математика оказывается незаменима и подсказывает совершенно фантастические вещи. Чего стоят хотя бы трехмерные принтеры, которые «распечатывают» проекты сразу в трехмерные модели. Пока подобное оборудование используется лишь в дизайне или для изготовления макетов, однако исследователи не исключают, что в будущем принтеры «подрастут» до размеров среднестатистического жилого дома и начнут «отливать» здания в натуральную величину.

Действительно, процесс проектирования за последние десятилетия оказался полностью подчинен компьютерным технологиям. И это следствие не только бурной компьютеризации, но и невероятно усложнившихся технических параметров современных зданий, которые один человек уже не в состоянии охватить и осмыслить. Сегодня все параметры закладываются в программу, и фактически именно она (а не архитектор) создает здание. Правда, если еще несколько лет назад архитекторы били тревогу по поводу того, что компьютер фактически лишает их возможности творить, то сегодня они все охотнее исследует возможности сотворчества с машиной. Так называемое «дигитальное барокко» становится все более популярным и востребованным в современной архитектуре, и на конференции этому направлению было уделено немало внимания.

Так, например, доктор архитектуры Ирина Добрицына, автор нескольких книг по архитектуре новейшего времени, считает, что подобный «новый формализм» отражает протест архитектурного сообщества против «инженерного» подхода к проектированию. Новое поколение, например, ученики известной группы Coop Himmelb(l)au, создают подчеркнуто маньеристичные, избыточные своей формальной новизной здания, доказывая, что они преодолели давящую техническую сложность. Правда, станет ли это явление массовым и приведет ли это к возникновению фигуры архитектора-Творца, по масштабу сопоставимого с мастерами прошлых эпох, ученые из НИИТАГ пока что прогнозировать не берутся.
Новое здание Мариинского театра (Мариинка-2). Проект Д. Перро
Новое здание Мариинского театра (Мариинка-2). Проект Д. Перро открыть большое изображение
Павильон «Облако». Диллер Скофидио + Ренфро. Фото: http://www.eikongraphia.com
Павильон «Облако». Диллер Скофидио + Ренфро. Фото: http://www.eikongraphia.comоткрыть большое изображение
Питер Айзенман/ Mebius house. Фото: http://www.archidose.org/
Питер Айзенман/ Mebius house. Фото: http://www.archidose.org/открыть большое изображение
UN Studio. Дом в виде Ленты Мебиуса. Фото: http://1dom.files.wordpress.com/
UN Studio. Дом в виде Ленты Мебиуса. Фото: http://1dom.files.wordpress.com/открыть большое изображение
Taiyuan Museum of Art. Архитектор Preston Scott Cohen. Пример «дигитального барокко». Фото: http://www.architectmagazine.com/
Taiyuan Museum of Art. Архитектор Preston Scott Cohen. Пример «дигитального барокко». Фото: http://www.architectmagazine.com/открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Анатолий Столярчук
  • Левон Айрапетов
  • Антон Барклянский
  • Даниил Лоренц
  • Александр Бровкин
  • Антон Бондаренко
  • Александр Попов
  • Всеволод Медведев
  • Валерий Лукомский
  • Магда Чихонь
  • Антон Надточий
  • Александра Кузьмина
  • Екатерина Кузнецова
  • Роман Леонидов
  • Никита Токарев
  • Константин Ходнев
  • Владимир Биндеман
  • Александр Асадов
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Ликин
  • Юлия Тряскина
  • Александр Скокан
  • Шимон Матковски
  • Магда Кмита
  • Алексей Гинзбург
  • Олег Карлсон
  • Антон Ладыгин
  • Лукаш Качмарчик
  • Никита Явейн
  • Алексей Курков
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Юлий Борисов
  • Андрей Романов
  • Антон Лукомский
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Николай Миловидов
  • Вера Бутко
  • Иван Кожин
  • Петр Фонфара
  • Сергей Труханов
  • Сергей Сенкевич
  • Наталия Шилова
  • Евгений Герасимов
  • Андрей Асадов
  • Наталья Сидорова
  • Олег Шапиро
  • Сергей  Орешкин
  • Екатерина Грень
  • Сергей Переслегин
  • Станислав Белых
  • Дмитрий Васильев
  • Никита Бирюков
  • Николай Переслегин
  • Полина Воеводина
  • Владимир Плоткин
  • Игорь Шварцман
  • Олег Мединский
  • Владимир Ковалёв
  • Тотан Кузембаев
  • Валерия Преображенская
  • Михаил Канунников
  • Сергей Кузнецов
  • Дмитрий Селивохин
  • Зураб Басария
  • Карен Сапричян
  • Арсений Леонович
  • Павел Андреев
  • Илья Уткин
  • Илья Машков
  • Георгий Трофимов
  • Сергей Чобан

Постройки и проекты (новые записи):

  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване
  • Развитие территории курорта Paradise waters
  • Концепция развития туристического бренда Дрезны
  • ЖК Wood City
  • Контур-Парк
  • Поселок «Рафинад»

Технологии:

24.05.2018

Бетон: сверхпрочный, сверхводостойкий и «зелёный»

Английские учёные смогли улучшить свойства бетона с помощью графена.
18.05.2018

ALT F50. Ловец света и тепла

Профильная система ALT F50 от Группы компаний «АЛЮТЕХ» предназначена для изготовления светопрозрачных и энергоэффективных конструкций любого типа – от зимнего сада до высотных зданий.
АЛЮТЕХ
16.05.2018

Крепче паутины

Учёные из стокгольмского Королевского технологического института создали очень крепкий биополимер из целлюлозы.
16.05.2018

Минималистичные камни, мрамор и оникс: новые гаммы керамогранита Italon

Компания Italon представила на BATIMAT RUSSIA 2018 две новые коллекции керамогранита. Charme Extra и Genesis имитируют натуральный камень и позволяют создавать небанальные сочетания цветов и фактур.
ЗАО «Керамогранитный Завод»
25.04.2018

Технический портал Extranet от ALUCOBOND® предлагает множество новых удобных функций для проектировщиков

BIM-модели, шейдеры, расчет ветровых нагрузок, альбомы типовых технических решений и многое другое – на обновленном техническом портале Extranet от производителя оригинальных панелей ALUCOBOND®.
ALUCOBOND®
другие статьи