06.10.2010

Дигитальное настоящее

К Международному дню архитектуры и жилой среды, который отмечался 4 октября, Институт теории архитектуры и градостроительства (НИИТАГ РААСН) приурочил научную конференцию, посвященную новейшим процессам и течениям в современной архитектуре. Предлагаем вашему вниманию краткие заметки по следам нескольких докладов, прозвучавших на конференции. По мнению российских исследователей, современные технологии шагнули так далеко вперед, что архитектору остается лишь «чистое творчество».

информация:

Новое здание Мариинского театра (Мариинка-2). Проект Э. Мосса
Новое здание Мариинского театра (Мариинка-2). Проект Э. Мосса открыть большое изображение
Не секрет, что в последние десятилетия архитектуре постоянно приходилось «догонять» усложняющиеся технологии. Техническая «начинка» построек настолько усложнилась, что в процессе проектирования сколько-нибудь современного здания архитектору необходимо сотрудничать с многочисленным штатом специалистов смежных областей. При этом архитектора все чаще оттесняют не только, скажем, от проектирования систем театрального, торгового и прочего оборудования, но и таких элементов, как окна и двери. Сам собой напрашивается вопрос: что же остается собственно архитектору? Автор прозвучавшего на конференции доклада «Технология и архитектура», доктор архитектуры, член-корреспондент РААСН Александр Анисимов считает, что удел зодчего сегодня – это придумывание красивой «оболочки», а в случае реализации проекта – работа менеджером, консолидирующим усилия всех многочисленных профессионалов, занятых в строительстве.

Одним из наиболее ярких следствий этой тенденции, по мнению Александра Анисимова, можно считать современные архитектурные конкурсы, в технических заданиях которых фактически предопределены все параметры здания, кроме его внешнего облика, и в результате участники все свои умения и креатив тратят именно на оболочку. В качестве одного из наиболее известных российских примеров такого подхода Анисимов назвал международный конкурс на проектирование второй сцены Мариинского театра в Петербурге: в нем были заранее предопределены форма плана и габариты здания, а также вся сценическая часть театра. ТЗ было разработано специально приглашенной для этого компанией, и любое отклонение от него расценивалось как нарушение условий состязания, так что конкурсантам не оставалось ничего, кроме как создавать заманчивый внешний образ: Доминик Перро придумал «золотое облако», Эрик Оуэн Мосс – «стеклянные мешки».

По словам Александра Анисимова, сегодня технологии меняются настолько быстро, что, еще не исчерпав своего запаса прочности, здание устаревает, требует реконструкции или сноса. Понятно, что и то и другое гораздо удобнее и дешевле осуществить, если «оболочка» не связана с внутренней структурой. Как отмечает Анисимов, сегодня возобладала тенденция к полифункциональным трансформируемым пространствам, которые вытесняют стационарную архитектуру. Сменяемая оболочка, например, из специальной ткани или тефлона, используется уже повсеместно, особенно в зданиях выставочных павильонов, спортивных арен, мегамоллов.

Наряду с модными в 1990-е годы биоморфными темами в поисках оригинальных форм для таких «оболочек», архитектура 2000-х все чаще стала использовать математические модели, неожиданно обнаружившие богатые эстетические возможности. Как рассказал в своем докладе кандидат искусствоведения, научный сотрудник НИИТАГ Дмитрий Козлов, среди этих моделей особенный интерес для архитекторов представляют так называемые односторонние поверхности, самой известной из которых является лента Мебиуса. Еще в начале XX века эти замысловатые математические структуры были описаны художниками, сегодня эстафета перешла к архитекторам: зданиями на тему Мебиуса отметились Питер Айзенманн, UN Studio, BIG. Эти проекты, правда, используют пока лишь внешнее подобие формы ленты, хотя на ее основе можно создавать и более удивительные вещи, например, что-то вроде единого протяженного интерьера-экстерьера. Не исключено, говорит Козлов, что и такой объект появится в самое ближайшее время.

Если отвлечься от формообразования и обратиться к методу возведения подобных сооружений, то и здесь математика оказывается незаменима и подсказывает совершенно фантастические вещи. Чего стоят хотя бы трехмерные принтеры, которые «распечатывают» проекты сразу в трехмерные модели. Пока подобное оборудование используется лишь в дизайне или для изготовления макетов, однако исследователи не исключают, что в будущем принтеры «подрастут» до размеров среднестатистического жилого дома и начнут «отливать» здания в натуральную величину.

Действительно, процесс проектирования за последние десятилетия оказался полностью подчинен компьютерным технологиям. И это следствие не только бурной компьютеризации, но и невероятно усложнившихся технических параметров современных зданий, которые один человек уже не в состоянии охватить и осмыслить. Сегодня все параметры закладываются в программу, и фактически именно она (а не архитектор) создает здание. Правда, если еще несколько лет назад архитекторы били тревогу по поводу того, что компьютер фактически лишает их возможности творить, то сегодня они все охотнее исследует возможности сотворчества с машиной. Так называемое «дигитальное барокко» становится все более популярным и востребованным в современной архитектуре, и на конференции этому направлению было уделено немало внимания.

Так, например, доктор архитектуры Ирина Добрицына, автор нескольких книг по архитектуре новейшего времени, считает, что подобный «новый формализм» отражает протест архитектурного сообщества против «инженерного» подхода к проектированию. Новое поколение, например, ученики известной группы Coop Himmelb(l)au, создают подчеркнуто маньеристичные, избыточные своей формальной новизной здания, доказывая, что они преодолели давящую техническую сложность. Правда, станет ли это явление массовым и приведет ли это к возникновению фигуры архитектора-Творца, по масштабу сопоставимого с мастерами прошлых эпох, ученые из НИИТАГ пока что прогнозировать не берутся.
Новое здание Мариинского театра (Мариинка-2). Проект Д. Перро
Новое здание Мариинского театра (Мариинка-2). Проект Д. Перро открыть большое изображение
Павильон «Облако». Диллер Скофидио + Ренфро. Фото: http://www.eikongraphia.com
Павильон «Облако». Диллер Скофидио + Ренфро. Фото: http://www.eikongraphia.comоткрыть большое изображение
Питер Айзенман/ Mebius house. Фото: http://www.archidose.org/
Питер Айзенман/ Mebius house. Фото: http://www.archidose.org/открыть большое изображение
UN Studio. Дом в виде Ленты Мебиуса. Фото: http://1dom.files.wordpress.com/
UN Studio. Дом в виде Ленты Мебиуса. Фото: http://1dom.files.wordpress.com/открыть большое изображение
Taiyuan Museum of Art. Архитектор Preston Scott Cohen. Пример «дигитального барокко». Фото: http://www.architectmagazine.com/
Taiyuan Museum of Art. Архитектор Preston Scott Cohen. Пример «дигитального барокко». Фото: http://www.architectmagazine.com/открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Анатолий Столярчук
  • Всеволод Медведев
  • Дмитрий Ликин
  • Александр Бровкин
  • Олег Мединский
  • Сергей Труханов
  • Владимир Биндеман
  • Антон Лукомский
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей  Орешкин
  • Дмитрий Васильев
  • Александр Попов
  • Илья Уткин
  • Сергей Переслегин
  • Левон Айрапетов
  • Магда Чихонь
  • Иван Кожин
  • Андрей Асадов
  • Михаил Канунников
  • Никита Явейн
  • Павел Андреев
  • Александра Кузьмина
  • Николай Миловидов
  • Олег Карлсон
  • Лукаш Качмарчик
  • Даниил Лоренц
  • Арсений Леонович
  • Наталия Шилова
  • Александр Скокан
  • Роман Леонидов
  • Андрей Романов
  • Шимон Матковски
  • Александр Асадов
  • Магда Кмита
  • Никита Бирюков
  • Валерия Преображенская
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Владимир Ковалёв
  • Наталья Сидорова
  • Илья Машков
  • Игорь Шварцман
  • Тотан Кузембаев
  • Антон Яр-Скрябин
  • Валерий Лукомский
  • Антон Надточий
  • Сергей Чобан
  • Карен Сапричян
  • Евгений Герасимов
  • Екатерина Грень
  • Сергей Кузнецов
  • Станислав Белых
  • Олег Шапиро
  • Николай Переслегин
  • Юлий Борисов
  • Никита Токарев
  • Вера Бутко
  • Екатерина Кузнецова
  • Алексей Гинзбург
  • Владимир Плоткин
  • Полина Воеводина
  • Алексей Иванов
  • Георгий Трофимов
  • Зураб Басария
  • Константин Ходнев
  • Петр Фонфара
  • Юлия Тряскина

Постройки и проекты (новые записи):

  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи