Когда архитектура зеленеет

17-18 ноября в Москве прошел Первый международный фестиваль инновационных технологий в архитектуре и строительстве «Зеленый проект-2010». Его центральным событием стал смотр-конкурс проектов, разработанных с учетом стандартов «зеленого строительства».

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

22 Ноября 2010
mainImg
Идея проведения фестиваля, целиком и полностью посвященного «зеленому» проектированию, родилась у Союза архитекторов России этим летом, одновременно с созданием Совета по экоустойчивой архитектуре. Практически сразу было определено и место проведения фестиваля – Международный информационно-выставочный центр «ИнфоПространство». С одной стороны, это достаточно камерный зал, в котором скромность отечественных заслуг на ниве экологического строительства не так бросается в глаза, а с другой он расположен не просто в самом центре столицы, но в одном из ее наиболее продвинутых в смысле архитектуры районов – на Остоженке.

Экспозицию фестиваля составили преимущественно проекты, в которых так или иначе задействованы «зеленые» технологии, а в его программу вошли преимущественно мастер-классы и презентации авторов этих проектов – архитекторов, инженеров и производителей. «Гвоздем» двухдневного смотра обещал стать приезд Вернера Зобека – знаменитого инженера, виртуозно применяющего в своих постройках принципы энергоэффективности и пассивного воздействия на окружающую среду. Однако в итоге «звезда» до Москвы так и не доехала, и проекты Зобека, вошедшие в экспозицию и завоевавшие высшие премии фестиваля, аудитории представили его коллеги по бюро.

При первом же знакомстве с экспозицией у посетителей не оставалось никаких сомнений в том, что данная выставка – про экологию. Зеленым здесь было буквально все: здания с садами на кровлях, планшеты, их демонстрирующие, и стенды, на которых эти планшеты были развешены. Не хватало, пожалуй, только ковров, имитирующих газонную зелень, а также живых растений, хоть чуть-чуть приближающих посетителей к многочисленным концепциям экологически состоятельных объектов и поселений. Единственным «живым» экспонатом с некоторой натяжкой можно считать инсталляцию «Мастерской ТАФ» из небрежно обтесанных бревен, среди которых были размещены фотографии аналогичных «протоформ».

Впрочем, не только всеми оттенками зеленого цвета пестрела экспозиция нового фестиваля. Нужно отдать должное его организаторам – стремясь развеять стереотип о том, что в России сегодня нет «зеленой» архитектуры, они собрали огромное количество проектов, доказывающих обратное. И, пожалуй, самое неожиданное, что, как минимум, половина работ выполнена в регионах, причем не только на юге страны, где климат располагает к более тесному контакту с природой, но и в ее самых северных широтах. Другое дело, что в подавляющем большинстве случаев это именно проекты – и, наверно, как раз ради того, чтобы не придавать экспозиции сугубо концептуальный характер, в нее были включены работы зарубежных архитекторов: уже упомянутого Вернера Зобека и его соотечественников Albert Speer & Partner и Bollinger + Grohmann, итальянца Микеле Пиччини, голландцев IHS, американцев GNG Design consultants. Интересно, что в общем пространстве фестиваля они никак не были отделены от работ российских архитекторов, и в конкурсе также участвовали наравне с ними, поэтому совсем не удивительно, что первые места в разделе «Постройки» были присуждены именно иностранцам. Россияне в этой номинации смогли претендовать лишь на третье место – его разделили Михаил Хазанов с проектом реконструкции административного здания в Гагаринском переулке и архитектурное бюро «Архитектор Хатунцев и Товарищи» с проектом жилого дома в деревне Усково. В «Проектах» дела российских архитекторов обстоят несравнимо лучше. Так, дипломом I степени награждена мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» за проект комплекса особняков Fingerscape в Юрмале (Латвия), диплом II степени присужден «Архитектурной мастерской Цыцина» за проект реконструкции водонапорной башни в Петербурге (башню предполагается приспособить под камерный  общественный концертно-выставочный центр «Зеленая волна»). Диплом III степени достался АМ «Атриум» за проект оздоровительного отеля во Владимирской области. Отметим, что Антон Надточий и Вера Бутко стали лауреатами «Зеленого проекта» дважды: в номинации «Градостроительные проекты» дипломом I степени был награжден их проект экорайона «Олимпийский» в Краснодаре.

Одной из самых интересных номинаций на фестивале оказались «Концептуальные проекты», продемонстрировавшие почти безграничную готовность российских архитекторов экспериментировать с применением новых технологий. Так, «Архитектурная мастерская Александра Ремизова» представила проект «Ковчег» – энергоавтономное сооружение в виде раскладывающейся сферы, способной при необходимости легко выдерживать землетрясения или поднятие уровня мирового океана. А архитектор Павел Казанцев из Владивостока продемонстрировал проект индивидуального жилого дома с солнечным отоплением «Экодом Solar-5», разработанный специально для умеренно-холодной климатической зоны юга Дальнего Востока и предусматривающий подчинение архитектурной формы годовому движению солнца и сезонной смене ветров. Участвовал в этой номинации и проект доступного экологичного жилья «Лоскутки» «Архитектурной мастерской А.Асадова», основанный, как утверждают сами архитекторы, на принципах «природной самоорганизации». Заслуживают внимания и такие футуристические концепции по возвращению городам зеленого покрова, как «Зеленый город» Татьяны Шарко и «Новая земля» Тимура Башкаева. В первом случае все здания предлагается поднять на мощные опоры для того, чтобы под домами разбить сады, парки и скверы, а Тимур Башкаев, наоборот, предлагает накрыть многочисленные промышленные зоны мегаполисов платформами, верхний уровень которых представляет собой непрерывный ландшафт, свободный от уличного транспорта.

«Зеленый проект-2010» убедительно показал, что сам жанр экологической архитектуры России совершенно не чужд. Теперь дело за реализациями проектов, которые вошли в экспозицию первого фестиваля инновационных технологий. Если хотя бы часть из них будет построена, то «Зеленому проекту» впредь не придется собирать с миру по нитке, а его нынешний подчеркнуто футуристический характер станет нашим «настоящим совершенным».


22 Ноября 2010

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
comments powered by HyperComments
«Зеленое» приходит в Россию
Через неделю в выставочном центре «Инфопространство» стартует первый Международный фестиваль инновационных технологий в архитектуре и строительстве «Зеленый проект». Инициированный Союзом архитекторов России, этот проект призван объединить специалистов строительной отрасли, заинтересованных в производстве т.н. «устойчивой» архитектуры, и помочь им в продвижении «зеленых» стандартов на российский строительный рынок.
«Устойчивая» архитектура будущего
4 октября Россия отметит Всемирный День архитектуры и жилой среды. В этом году его девиз, сформулированный МСА, звучит так: «Лучше города – лучше жизнь. Устойчивость с помощью архитектуры».
Пресса: Первый международный Зеленый. Первый международный...
Современное экологичное строительство, получившее в международной практике названия «зеленого», в ближайшее время придет в Россию. Союз архитекторов предпринимает шаги, направленные на то, чтобы это произошло как можно скорее.
«Зеленый» проект
Союз архитекторов России учредил новый международный фестиваль инновационных технологий в архитектуре и строительстве – «Зеленый проект-2010». Фестиваль соберет под одной крышей архитекторов, строителей, инвесторов и застройщиков, заинтересованных в развитии «зеленой» архитектуры в России.
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
Сейчас на главной
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля, а также изначального «Шереметеьево-2», ныне терминала F, в Москве.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.