Брызги дизайна

В Москве вчера, 4 сентября стартовал фестиваль Sretenka design week. В течение недели в районе Сретенки будут проходить выставки, лекции, мастер-классы, дома будут украшены графитти, а на улицах появятся объекты современного искусства.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

05 Сентября 2010
mainImg

Сретенский фестиваль проводится в рамках московской биеннале графического дизайна «Золотая пчела» и «Дней дизайна в Москве», которые стартовали еще 25 августа и собираются продлиться до 26 сентября. Sretenka design week, начавшись 4 сентября, закончится 12-го. На эти 7 дней планируется выпустить искусство из галерей в городское в пространство Сретенки и прилегающих к ней переулков, превратив в выставочные площадки «самые неожиданные места: кафе, магазины, рестораны…», а также улицы. То, что мы раньше видели за рубежом, наконец-то приходит в наш город – говорится в пресс-релизе. Вторая задача устроителей – обнаружить и показать зрителям российский дизайн  и даже свести вместе дизайнеров, заказчиков и потребителей. Более чем серьезная и во всех отношениях правильная задача. Впечатляет также заявление манифеста о том, что дизайн служит красоте – это не так просто в наше время, признаться в служении красоте, а не этике, социологии или чему-либо еще. Масштаб и цельность замысла приятно поражают воображение. Мест и мероприятий множество, что хорошо видно на карте.

Хотя оказавшись на Сретенке, понимаешь, что выплеснуть искусство в пространство городского центра не так-то просто. Пространство это (в отличие от европейских городов) обширно, заморожено осенним ветром и уже много лет как насыщено импортным и коммерческим дизайном дорогих кафе и бутиков; в их гламурном соседстве объекты современного искусства, выставленные в скверах, смотрятся несколько сиротливо.

В сквере, оставшемся от уничтоженной в 1930-е годы Сухаревой башни, находим обтянутый полиэтиеном домик, окруженный напоминающей ежа деревянной конструкцией – объект «Дом-гнездо» Тотана Кузембаева. Он служит смотровой площадкой: взобравшись по лестнице, можно полюбоваться видом на Странноприимный дом графа Шереметьева, а с противоположной стороны обнаружить упомятный памятник Сухаревой башне. Поблизости обнаруживается «Дом» Олега и Ольги Тараринцевой, красный параллелепипед с синей металлической кроватью внутри. В этом сквере ожидается появление еще нескольких объектов; пока же старт арх-Сретенки дополняют палатки типичного московского рынка выходного дня и два брандмауэра с граффити – авторы настенной живописи подготовились к открытию фестиваля лучше других, все обозначенные в программе граффити обнаружились на своих местах.

На самой Сретенке, примерно посередине обнаруживаем внушительную надпись «Сретенка…», исполненную трехмерными металлическими буквами – если бы не три точки (сверху они напоминают гильзы от пушечных снарядов), то она была бы похожа на названия городов и областей, которые во множестве можно встретить на российских дорогах; в чем, вероятно, и заключается замысел авторов, Влада Савинкина и Владимира Кузьмина, постоянных и активных участников всех крупных дизайнерских выставок. Напротив – «Зайцы в городе» Евгения Бурцева и Романа Березуева, крупные фанерные силуэты, действительно, зайцев, прислоненные к ограде автостоянки.

Самый любопытный объект из уличных инсталляций Сретенки – «Нанотелескоп» Николая Полисского. Он, в компании с несколькими подобными механизмами, установлен в сквере в начале Большого Сухаревского переулка, недалеко от Садового кольца. Причудливые, усыпанные болтами деревянные конструкции напоминают старинные механизмы XIX века, или даже рисунки Леонардо да Винчи. Многие их детали выпилены изогнутыми, где-то имеется ручка с приделанным к ней винтом, какие-то колеса, шестеренки… все это крупное, многосоставное, наводит на мысли о паровозе, и – совершенно никак не работает. Как будто бы перед нами отходы производства некоего лесного «Левши» (что практически так и есть), экспериментирующего с техникой, которая получается похожей, но практически ни для чего не нужной. Можно это понять как метафору русского изобретательства, исполняющего вещи похожие на настоящие, но крупноватые, деревянные и не работающие по назначению. Или работающие, но не совсем так, как надо. Чего стоит одно название «Нанотелескоп». Наночастицы, как известно, очень малы, и их полагается рассматривать в электронный микроскоп; а телескопы, по определению, нужны для того, чтобы увидеть нечто большое, но очень далекое. Впрочем, деревянный телескоп все равно ничего не показывает. Н-да; нанотехнологии… К этому стоит добавить, что Николай Полисский, долгое время размышлявший над ландшафтом Никола-Ленивца, увлекся сооружением механизмов недавно, полтора-два года назад, и в 2009 году показал в Люксембурге Большой адронный коллайдер. Нанотелескоп – предмет из того же смыслового ряда; будущим летом в Никола-Ленивце ожидается «Вселенский разум», а телескоп и сопровождающие его механизмы в Сухаревском сквере это, очевидно, его закономерная часть.

Возвращаясь к сретенскому фестивалю – с первого же дня полноценно работает его «детская программа». На сцене, сооруженной специально для этого рядом с домом 19 по Большому Сухаревскому переулку дети лепят зверей из полиэтилена и скотча, расписывают фломастерами футболки, связывают ажурные конструкции из бамбуковых палок… Пока что это самое динамичное из всех мероприятий фестиваля, которые можно встретить на улице. Другие акции для детей запланированы в Тургеневской библиотеке, магазине DoDo и DesignBoom.

Остальное скрывается внутри кофеен, магазинов, ресторанов, и, конечно же, галерей. В галерее М’АРС открыта большая выставка «Феномен российского дизайна». Ее концепцию предложил Александр Ермолаев и вся экспозиция в целом несет на себе отчетливый отпечаток «школы ТАФ». Портреты, цитаты чередуются с лаконичным «протодизайном», деревянным велосипедом (который удивительным образом попадает в унисон с Нанотелескопом Полисского) и создают – действительно – цельный образ русского дизайна, душевного, вдохновенного и творческого; но какого-то, простите меня, лапотного. Богоматерь «круга Малевича», плюс еще одна модель башни Татлина, плюс великолепные кинетические композиции Вячеслава Колейчука, все это подсознательно каким-то образом складывается в образ крестьянина, увлеченного возможностями веялки. Это очень обаятельно и тонко, и очень мало похоже на банальное современное понимание слова «дизайн». Выставка, скорее, показывает историю темы дизайна в нашей стране. Хотя в историческом антураже встречаются и совершенно новые объекты, например «Красный конь», – по словам одного из авторов, Владимира Кузьмина, «тот самый, но мутировавший…». Это длинное, ребристое и рогатое сооружение.

Кроме того, в галерее DesignBoom откроется выставка российских дизайнеров, а 7 сентября в галерее ВХУТЕМАС на Рождественке будут подведены итоги архитектурного конкурса на «Музей дизайна» (такого музея в России нет) и там же можно будет сравнить конкурсные проекты со знаменитыми зданиями подобных музеев, существующих в мире.

Программа фестиваля с трудом поддается перечислению; вряд ли кто-то сумеет посетить все, что там запланировано. Надо отдать должное энергии организаторов, а также их смелости – идея вывести современное искусство на московские улицы не так уж и проста в исполнении. Вспомним хотя бы недавний инцидент, произошедший весной на выставке «АрхМосква» с объектами-стрелками, которые должны были указывать путь от ЦДХ к Стрелке – их в последний момент запретили ставить. И хотя авторы позднее все же расставили объекты по местам и сфотографировали, зрители их не очень-то разглядели. В Москве, кажется, все сразу выступает против выхода искусства на улицы: и погода, и власти, и пространство. Страшно подумать, сколько надо дизайна и архитектуры, чтобы этот город насытить или украсить, не то что преобразовать. Но приятно, что такие попытки делаются; хотя пока что вместо волн на улицы выплескиваются брызги искусства, но это лучше, чем ничего.

Акция Д.Е.Т.И.; группа LEPET (ГСИ «Гараж») работает с детьми в районе Сретенки на сцене в Большом Сергиевском переулкеФотографии Юлии Тарабариной
Тотан Кузембаев. Дом-гнездо
Вид из Дома-гнезда на Шереметьевскую богадельню
Граффити. Артгруппа Zuckclub
Сретенка... Поле-дизайн (Влад Савинкин и Владимир Кузьмин)
Зайцы в городе. Евгений Бурцев и Роман Березуев
Нанотелескоп. Николай Полисский
Нанотелескоп. Николай Полисский
Нанотелескоп. Николай Полисский
Граффити. Степан Краснов 310squad / и сцена н . Сергиевском переулке (Д.Е.Т.И.)
Выставка «Феномен российского дизайна». Галерея М′АРС
Выставка «Феномен российского дизайна». Галерея М′АРС
Зал Вячеслава Колейчука. Выставка «Феномен российского дизайна». Галерея М′АРС
Красный конь. Выставка «Феномен российского дизайна». Галерея М′АРС
Выставка MIR: made in Russia в галерее DesignBoom (удивляюсь, насколько мало русских букв в названии этой выставки, посвященной российским дизайнерам!)


05 Сентября 2010

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Дизайн в сарае
Одним из главных событий проходящего в эти дни городского фестиваля Sretenka Design Week стало подведение итогов конкурса на лучший проект музея дизайна в Москве. Первое место жюри присудило архитекторам из Барнаула за остроумную интерпретацию деревенской архитектуры и национального характера. Этот проект и другие работы, вошедшие в шорт лист конкурса, можно увидеть на выставке в галерее ВХУТЕМАС до 25 сентября.
Брызги дизайна
В Москве вчера, 4 сентября стартовал фестиваль Sretenka design week. В течение недели в районе Сретенки будут проходить выставки, лекции, мастер-классы, дома будут украшены графитти, а на улицах появятся объекты современного искусства.
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.